Научная статья на тему 'Информационная картина мира и цифровые обозначения в журналистских материалах'

Информационная картина мира и цифровые обозначения в журналистских материалах Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
494
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРА / ЦИФРОВЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ / КОНТЕНТ / ГАЗЕТНЫЙ ТЕКСТ / ЖУРНАЛИСТСКИЕ МАТЕРИАЛЫ / КАРТИНА МИРА / ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТИНА МИРА / КРЕОЛИЗОВАННЫЙ ТЕКСТ / ИКОНИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ / ФУНКЦИИ ЦИФРЫ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Симакова Светлана Ивановна

В работе анализируется ситуация использования цифровых обозначений в журналистских материалах. Автор статьи отмечает, что используемые журналистами приемы применения цифровых обозначений в журналистских материалах служат формированию информационной картины мира читательской аудитории. А поэтому, подчеркивает автор, в первую очередь практикующие журналисты обязаны учитывать в своих материалах выявленные тенденции и особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная картина мира и цифровые обозначения в журналистских материалах»

навыки работы с различными типами СМИ и знать, каким образом этот контент создается. Речь идет о том, что журналист должен уметь снимать видео, монтировать его, создавать аудиоподкаст, пользоваться блогом, с помощью которого можно собрать огромное количество информации, делать фотографии. Например, когда редакция английского Daily Telegraph перешла на конвергентные принципы работы, журналисты начали мыслить мультимедийно. Редактор отдела моды посещает показы, после чего пишет свои заметки для газеты. Рядом со статьей он размещает блог с призывом посетить сайт газеты, где есть более обстоятельный репортаж; к репортажу добавлено еще и слайд-шоу из фотографий с музыкальным сопровождением и аудиокомментариями журналиста. В результате, журналист предоставляет своему читателю информацию в полном объеме. В контексте сказанного зададимся вопросом: нет ли здесь противоречия между универсальностью и профилизацией? Мы полагаем, что нет, так как универсальность мы рассматриваем в связи с технологической стороной профессиональной деятельности, а профилизацию - с содержательной стороной, как взаимоотношения формы и содержания, где содержание представляет подвижную, динамичную сторону целого, а форма охватывает систему устойчивых связей предмета. Известно, что возникающее в ходе развития несоответствие содержания и формы в конечном счёте разрешается «сбрасыванием» старой и возникновением новой формы, адекватной развившемуся содержанию. Из сказанного выше можно предположить, что конвергентная организация работы редакции не может быть рассмотрена как навсегда найденная и незыблемая. Жизнь развивается,

исчезают одни пласты, на их месте появляются другие, что и приводит к новым поискам формы. Однако сущность, лежащая в основе бытия, сохраняет свою устойчивость. В отношении журналистики наиболее устойчивыми категориями, на наш взгляд, являются категории жанра, темы и типа издания. А если это так, тогда традиционные профессиональные профили журналиста при всех изменениях технологического характера будут сохраняться в своей базовой основе. Их устойчивость - гарант сохранения профессии.

Список литературы

1. Интернет-СМИ: теория и практика [Текст] : учеб. пособие / под ред. М. М. Лукиной. - М. : Аспект Пресс, 2010. - 348 с.

2. Информационная политика: в контексте социальной информациологии [Текст]: хрестоматия / сост. Н.П. Арапова. М.: Изд-во РАГС,

2007. - 248 с.

3. Искусство мультимедиа. Мультимедиа и техника [Текст] / под. науч. ред. Т. Е. Шехтер. -СПб. : Изд-во СПбГУП, 2010. - 204 с.

4. К мобильному обществу : утопии и реальность [Текст] / под ред. Я. Н. Засурского. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2009. - 304 с.

5. Новые аудиовизуальные технологии [Текст] : учеб. пособие / отв. ред. К. Э. Разлогов. - М. : Едиториал УРСС, 2005. - 488 с.

6. Основы медиабизнеса [Текст] / Е. Л. Вартанова, В. Л. Иваницкий, А. Н. Назайкин и др. ; под ред. Е. Л. Вартановой. - М. : Аспект Пресс, 2009. - 359 с.

7. Организация и особенности деятельности сетевого издания. Теоретические материалы [Текст] / сост. С. Г. Такташева. - Зима : ТРЦ,

2008. - 16 с.

Светлана Ивановна Симакова

Челябинский государственный университет

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТИНА МИРА И ЦИФРОВЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ В ЖУРНАЛИСТСКИХ МАТЕРИАЛАХ

В работе анализируется ситуация использования цифровых обозначений в журналистских материалах. Автор статьи отмечает, что используемые журналистами приемы применения цифровых обозначений в журналистских материалах служат формированию информационной картины мира читательской аудитории. А поэтому, подчеркивает автор, в первую очередь практикующие журналисты обязаны учитывать в своих материалах выявленные тенденции и особенности.

Ключевые слова: цифра, цифровые обозначения, контент, газетный текст, журналистские материалы, картина мира, информационная картина мира, креолизованный текст, иконические изображения, функции цифры, визуализация материалов.

Анализируя подробнейшим образом современную медиаситуацию, руководитель региональной газеты «Челябинский рабочий» Б. Н. Киршин отмечает, что несмотря на реальную угрозу со стороны «нового влиятельного игрока» при грамотном выстраивании содержательной модели, даже в эпоху Интернета, газета имеет ряд преимуществ (более подробно об этом см.: [2. С. 12-18]). Одним из неоспоримых преимуществ газеты выделяется ее близость к читателю. А значит газета сегодня, как и много лет назад, может влиять на сознание читателя, содействовать развитию его кругозора, тем самым влиять на формирование картины мира, в том числе и на информационную картину мира, читательской аудитории. Достичь этого возможно лишь в том случае, если автор материалов сам обладает широким кругозором, практическими знаниями в использовании тех данных и тех приемов, которые использует в своей повседневной работе. В связи с этим актуальность нашего исследования (цифровой контент журналистских материалов) не может вызывать сомнений. Говоря об информационной картине мира, условимся понимать под этим термином «совокупность устойчивых элементов, определяющих состав информационного потока, структурированного для широких масс пользователей» [5. С. 42].

По мнению Г. Я. Солганика, «язык газеты (как и язык других СМИ) обладает огромными возможностями и сильнейшим влиянием <...> на общество в целом» [9], и, как следствие, на формирование его (общества) картины мира. Один из приемов, применяемых при написании газетных текстов, - передача информации с помощью цифр: в тексте, в заголовках и т. д. Выполненный нами общий анализ цифровых обозначений [5] показал, что информационная картина мира, формируемая газетой, включает в себя точное исчисление различных объектов, явлений, событий.

Анализируя цифровые обозначения на газетной полосе, мы рассматривали цифры в контексте газетного сообщения как один из видов иконических изображений, имеющих для воспринимающего сознания особое значение.

Несомненно, при формировании информационной картины мира посредством цифровых обозначений важная роль принадлежит риторической (экспрессивно-эмоциональной) функции использования цифр в журналистских текстах. В этой связи цифровые обозначения рассматриваются как средство воздействия

на читателя, как сильнейший «раздражитель внимания»: «Цифра, включенная в словесный текст, прерывая ряд слов, всегда останавливает на себе внимание. Цифра “бросается в глаза” зачастую еще до прочтения всей фразы. На первый план выступает не содержательная информация, а выразительная сторона количественной характеристики явления. Не случайно цифры так часто включают в заголовочные элементы публикаций - собственно заголовки, начальные фразы, выделенные шрифтом, лид. “Оптический эффект” цифры хорошо известен составителям рекламных текстов» [4]. Как видим, это наблюдение тесно связано с общей нагруженностью цифровых обозначений символическими и гармоническими добавочными смыслами. Это же касается и самого факта экспрессивности высказываний, основанных на включении цифровых фактов: «Числительные, используемые в публицистике, подчас вызывают всплеск эмоций, выступая при этом в своем обычном (неметафорическом значении)» [1. С. 183]. В этом отношении можно говорить об экспрессивности контекста. Цифровое обозначение становится экспрессивным именно в рамках журналистского текста, не обладая таковым, например, в рамках статистического отчета.

Исследуя цифровое обозначение с этой точки зрения, мы убедились, что числа в тексте, записанные с помощью цифр, создают особое поле воздействия и обладают рядом эффектов, которые необходимо учитывать в современной журналистской практике.

Проведя качественный анализ выборки, мы убедились, что существуют тематические поля, наиболее часто маркируемые цифровыми обозначениями.

С учетом как чисто филологических, так и философско-исторических, социокультурных подходов к теоретическим аспектам цифрового контента в журналистике нами предложена классификация выявленных тематических полей в газетном тексте [5]. При этом мы отмечаем, что эти тематические поля обладали такими свойствами и в более ранний период журналистики и могут считаться бесспорными лидерами среди текстов с цифровыми включениями. Выполненное нами исследование основывается на материалах анализа региональной газеты «Челябинский рабочий» за 2007 год, при этом в качестве контрольной группы выступала подборка федеральной газеты «Российская газета», и в числе фонового материала мы ис-

пользовали выпуски газеты «Ведомости» с 1703 по 1727 год и газет рубежа ХІХ-ХХ веков («Новости дня», «Московский листок» и др.). Еще одним подтверждением сформулированному выше тезису могут послужить материалы исследования газеты «Челябинский рабочий» за более ранние периоды. Например, за 1987 и 1997-й годы (см. Таблица 1).

Цифровые обозначения маркируют ограниченное число объектов, но при этом в изданиях разного типа и разного периода выделяются одни и те же основные тематические поля. Категории времени, меры, количества людей, денег, нумерации применимы и к текстам более ранних периодов, вне зависимости от политической и экономической ситуации. Опираясь на результаты таблицы 1, мы можем предположить, что рейтинг тематических групп в газетах даже одного и того же типа будет меняться в зависимости от меняющихся социальноэкономических условий [8]. Безусловно, это относится и к газетам другой направленности. В качестве примера приведем данные, полученные в ходе исследования рекламноинформационной газеты «Интересное предложение» (Челябинская область, г. Копейск, 2009). В ходе качественного анализа журналистских материалов указанного издания мы выявили те же категории кодирования информации. При этом приоритеты по частотности того или иного тематического поля оказались смещены. Первой по частотности в употреблении цифровых обозначений также является категория времени (34,9 %), а вот следующей после нее, вопреки ожидаемому нами исчислению денег, оказалась нумерация объектов (22,8 %), далее следует мера (13,7 %) и исчисление людей (9,7 %). Замыкает ряд исчисление денег (всего лишь 6,2 %). То, что категория денег оказалась в последней по частотности использования в

газетных текстах «Интересного предложения», по нашему предположению, с одной стороны зависит от времени (мы исследовали номера издания в период, когда у населения проходит первоначальный шок от мирового кризиса 2008 года, и о деньгах, в связи с этим, лишний раз стараются не упоминать), а с другой - рекламная направленность издания, где деньги - это

скрытая информация, а внимание привлекается непосредственно к самому товару [7].

Мы отмечаем, что место цифровых обозначений в журналистском тексте тесно связано с общими тенденциями развития текстовой информации. Так, визуальный поворот в культуре привел к увеличению числа и разнообразию качества креолизованных текстов, включающих в себя как вербальный, так и невербальный компонент. Причем цифровое обозначение в составе фразы никогда не рассматривалось как элемент креолизованного текста, хотя теоретически это именно так. В журналистском тексте цифровые обозначения несут и смысловую, и символическую, и изобразительную нагрузку. Рассуждая о числе, М. Маклюэн отмечает, что «в любом и каждом из своих проявлений, однако, число имеет, по-видимому, как слуховой и повторяющийся резонанс, так и тактильное измерение. Именно этим качеством числа объясняется его способность создавать эффект иконы, или сжатого инклюзивного образа. Так его и используют в газетных и журнальных сообщениях, например: “Велосипедист Джон Джеймисон, 12 лет, столкнулся с автобусом”, - или “Уильям Сэмсон, 51 год, новый вицепрезидент, отвечающий за чистку”. Журналисты случайно для себя открыли иконическую силу числа» [3. С. 123-124].

В связи с этим мы утверждаем, что цифровое обозначение в рамках такого коммуникативно открытого текста в силу своей символической

Таблица 1

Челябинский рабочий 1987 год 1997 год 2007 год

обозначение времени от общего числа цифровых обозначений (%) 32,7 39,6 30,1

обозначение денег от общего числа цифровых обозначений (%) 8,2 13,8 24,1

обозначение людей от общего числа цифровых обозначений (%) 8,3 11,3 16,3

обозначение нумерации от общего числа цифровых обозначений (%) 13,9 9,2 8,5

обозначение меры от общего числа цифровых обозначений (%) 21,5 10,3 8,3

Другое(%) человеческая деятельность 10,3 13,1 5

отдельные предметы 2,6 1,2 4,6

природа 1 0,5 2

техника 1,5 1 1,1

нагруженности неизбежно влияет на информационную картину мира читателя.

Цифры - обязательный компонент журналистских материалов. Одной из причин запол-

нения газетных полос цифровым контентом является, на наш взгляд, такой важный момент, как «дегуманизация» общекультурного пространства, отмеченная Х. Ортегой-и-Гассетом как ярчайшая черта эпохи рубежа Х1Х-ХХ веков. Человеческое сознание становится все более прагматичным, и это приводит к повышенному интересу к исчисленной картине мира.

Другой причиной появления числового материала на страницах печатных изданий, помимо точности и конкретности, стала информационная компрессия. Если петровские «Ведомости» сообщали о двух-трех десятках происшествий, то 200 лет спустя события переполняли газетную полосу, а еще через сто лет появилось выражение «информационная революция». По нашему мнению, информационная компрессия приводит к тому, что на страницах печатных СМИ цифровой контент приобретает все возрастающую актуальность. Исследуя цифровой контент газетных материалов в диахронном аспекте [См. 5 и Таблица 2] нами замечено, что идет тенденция к уплотнению материала, к наполнению журналистских материалов цифровым контентом. В связи с чем цифровым обозначениям будет уделяться всё больше внимания, в том числе и со стороны журналистов-практиков. Но здесь, несомненно, важно, в какой форме цифровой контент будет выражен. Анализ динамики включенности цифровых обозначений в журналистский текст (проанализированы материалы региональной общественно-политической газеты за 1987, 1997, 2007-й годы) показал, что намечается тенденция вытеснения цифры в тексте (Таблица 2). А информация, требующая цифрового представления, принимает форму инфографики. Мы отмечаем, что контекстуальный характер цифрового обозначения заставляет нас говорить о специфике коммуникации в газетных СМИ. Визуализация информации на газетной

полосе создает предпосылки для акцентирования цифровых обозначений. Существуют различные дизайнерские приемы, направленные на актуализацию предлагаемой информации.

В силу выполняемого исследования нам оказались интересными журналистские и дизайнерские приемы с применением цифровых обозначений. Назовем некоторые из них. Известный прием - вынесение цифровых обозначений в заглавие или лид. Среди визуальных способов выделения цифрового контента в газете «Челябинский рабочий» можно назвать так называемую «спичку» (специальную колонку, включающую «скупые числа» и «воздух» в качестве привлечения внимания к сообщению). Такую же задачу решает подборка «Цифры» (выделенные из основного текста и оформленные в особую колонку его количественные и другие характеристики) в газете «Труд». Приведем еще несколько способов использования цифр в газетных текстах современной российской прессы. Цифра (выделение крупным шрифтом вырванного из текста цифрового обозначения) - возможность сфокусировать внимание читателей на существенном моменте или важной тенденции, подчеркнуть основной смысл публикации (газета «Аргументы и факты. Здоровье»). Эта же газета предлагает читателям подборки цифр в качестве самостоятельных публикаций, которые можно рассматривать как способ сжато и выразительно раскрыть важную тему, «зацепить» читателя. В этом же ряду можно представить самостоятельную рубрику «Челябинского рабочего», появившуюся в 2009-м году «Цифры с Андреем Сафоновым», где цифры организуют самостоятельный журналистский материал. Заметим, что вопрос использования цифровых обозначений непосредственно в инфографике остается сегодня открытым и ждет своих исследователей [8].

Еще раз уточним, что результаты выполненного нами исследования [5] относятся к наполнению цифровым контентом газетных текстов. И здесь мы отмечаем следующие тенденции

Таблица 2

Челябинский рабочий 1987 год 1997 год 2007 год

Общее число цифровых обозначений 3129 2919 2434

Общее число газетных материалов, содержащих цифровые обозначения 498 496 436

Общее число газетных материалов 627 641 843

Плотность маркированного текста 0,8 0,8 0,52

В среднем в одном материале 6,3 5,9 5,6

развития цифрового контента в газетном тексте.

1. Усиление внимания журналистов-практиков к цифровому контенту в связи с общей математизацией мира. Этот процесс будет идти стихийно, поэтому особенно важно придать ему грамотное научное направление.

2. Цифра, на газетной полосе будет все больше нагружаться символическими значениями. В связи с этим особую актуальность приобретают различные формы визуализации цифрового контента.

3. Еще одна тенденция - уменьшение статистического контента в газете. Можно предположить, что газетный текст будет концентрировать внимание читателя на небольшом количестве цифр, имеющих особую ценность для читателя. Возможно, эта тенденция проявится ярче в региональной газете (более приближенной к читателю). В подтверждение этому, анализ динамики результатов цифрового контента «Челябинского рабочего» за 1987 и 1997-й годы [8].

Итак, в современном медиапространстве прослеживается уплотнение цифрового контента журналистских материалов. У этого процесса есть как положительные, так и отрицательные стороны. В связи с этим «при обработке цифровых данных журналистами необходимо учитывать особенности восприятия подобной информации читателем и стараться грамотно поддерживать равновесие между цифрой и словом» [6. С. 11].

Газетная полоса путем цифровых включений отображает исчисляемый мир, создавая модель конкретного места обитания человека с конкретными действиями и явлениями.

В силу социальной значимости цифрового контента с позиций его воздействия на формирование информационной картины мира потребителя информации и учитывая его высокий потенциал воздействия на массовую аудиторию актуальность приобретает вопрос о необходимости обучения журналистов приемам применения цифровых обозначений.

Список литературы

1. Бондарчук, Н. Н. Число в журналистском тексте [Текст] / Н. Н. Бондарчук // Журналисти-

ка и медиаобразование-2008 : сб. тр. III Между-нар. науч.-практ. конф. (Белгород, 25-27 сент. 2008 г.) : в 2 т. Т. II / под ред. проф. М. Ю. Казак, проф. У. Перси, проф. А. В. Полонского, доц. Е. А. Кожемякина. Белгород : БелГУ, 2008.

2. Киршин, Б. Н. Покидая галактику Гутенберга [Текст] / Б. Н. Киршин // Провинциальный мегаполис в современном информационном обществе : материалы Международной науч. конф. (Челябинск, 24-26 марта 2010 г.) / под общ. ред. докт. филол. наук, проф. М. В. За-гидуллиной ; Челяб. гос. ун-т. - Челябинск : Энциклопедия, 2010.

3. Маклюэн, Г. М. Понимание Медиа : Внешние расширения человека / пер. с англ. В. Николаева ; заключ. ст. М. Вавилова. 2-е изд. М. : Гиперборея : Кучково поле, 2007. - 464 с.

4. Накорякова, К. М. Цифра в публицистическом тексте [Электронный ресурс] / К. М. Накорякова. - URL : http://www.lenizdat.ru/a0/ га/рт1/с-1026911-0.Ыт1#3.

5. Симакова, С. И. Цифровые обозначения как элемент газетного текста (на примере «Челябинского рабочего») [Текст] : дис. ... канд. филол. наук / С. И. Симакова. - Челябинск,

2009. - 184 с.

6. Симакова, С. И. Цифровые обозначения как элемент газетного текста (на примере «Челябинского рабочего») [Текст] : автореф. дис. . канд. филол. наук / С. И. Симакова. - Екатеринбург, 2009. - 24 с.

7. Симакова, С. И. Цифра в газетном тексте (на примере рекламно-информационной газеты «Интересное предложение») [Текст] / С. И. Симакова // Вестник Челябинского государственного университета. Вып. 48. - № 32 (213). - 2010. - С. 128-131.

8. Симакова, С. И. Цифровые обозначения как фактор формирования картины мира читателя в современной медиаситуации [Текст] / С. И. Симакова // Челяб. гуманитарий. - Челябинск, 2010. - № 3 (12). - С. 57-63.

9. Солганик, Г. Я. О языке и стиле газеты [Текст] / Г. Я. Солганик // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования : учеб. пособие / отв. ред. проф. М. Н. Володина. - М. : Изд-во МГУ, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.