Научная статья на тему 'Число и цифра в газетных текстах'

Число и цифра в газетных текстах Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1693
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧИСЛО / ЦИФРА / ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ / ИНФОРМАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ / ЭКСПРЕССИВНАЯ ФУНКЦИЯ ЯЗЫКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Симакова С. И.

В статье рассматривается специфика использования цифровых обозначений в печатных СМИ. Автор предлагает тематическое распределение цифровых обозначений. Подчеркивается, что использование чисел и цифровых обозначений в журналистском тексте объясняется ведущей функцией языка СМИ информативной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Число и цифра в газетных текстах»

гию социума и обеспечивать тем самым его гомеостазис. Они в силах создать «невротической личности» необходимый ей эффект толпы, массы и тем самым способствовать оптимизации ее поведения.

Культурные запреты порождают отрицательные психологические состояния, если нет компенсации социокультурным ограничениям. В роли такой «компенсации» реально или потенциально выступает массовая информация. Примечания

1 См.: Моль, А. Социодинамика культуры. М., 1973.С. 128.

2 Там же.

3 Моль, А. Социодинамика культуры. М., 1973. С.132.

4 Цырдя, Ф. Н. Социальная информация. Киев, 1978. С. 52.

5 Почепцов, Г. Г. Информационные войны. М., 2000; Засурский, И. Масс-медиа второй республики. М., 1999.

6 Рачков, В. П. и др. Человек в современном технизированном обществе / В. П. Рачков, Г. А. Но-вичкова, Е. Н. Федина. М., 1998. С. 170.

7 Там же. С. 170-171.

8 Там же. С. 172-173.

9 См. по изд.: Кукаркин, А. В. Буржуазная массовая культура. М., 1985. С. 53.

с. и. симакова

число и цифра в газетных текстах

В статье рассматривается специфика использования цифровых обозначений в печатных СМИ. Автор предлагает тематическое распределение цифровых обозначений. Подчеркивается, что использование чисел и цифровых обозначений в журналистском тексте объясняется ведущей функцией языка СМИ - информативной.

Ключевые слова: число, цифра, тематическое поле, информативная функция, экспрессивная функция языка.

Вопросы о том, как математические объекты - число, линия, являющиеся математическими абстракциями, - влияли на развитие культуры человечества, обсуждаются, начиная с Платона, и по сегодняшний день остаются предметом интереса и споров.

Материалистический и идеалистический подходы к оценке математики и тех абстракций, которыми она оперирует, возникли еще в античном мире.

Древнегреческий математик и философ-идеалист Пифагор (580-500 гг. до н. э.), отрывая количественные соотношения действительного мира от качественных, пришел к выводу, что Вселенная представляет собой гармоническую систему чисел и их отношений. Понятие числа, являющееся отражением реального количества, пифагорейцы мистифицировали и превратили в самостоятельную, идеальную сущность, от которой зависят предметы реального мира.

Выделение этапов исторического развития математики и их периодизация рассматривается в работах А. Д. Александрова, А. Г. Бараба-шева, Н. Бурбаки, С. С. Демидова, Ф. Китчера, А. Н. Колмогорова, Г. Е. Шилова, Б. С. Чендо-

ва; анализу развития практической математики посвящены классические работы Л. Б. Ван-дер-Вардена, Дж. Вуда, Л. Леви-Брюля, О. Ней-гебауэра, Д. Я. Стройка.

При этом сама природа чисел рассматривается в рамках общего учения о математической абстракции. Уже в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса есть примеры аналитического внимания к истории числа, - к числу таких работ можно отнести «Диалектику природы», где подводится итог пифагорейскому опыту [6. С. 503], и тезисы о роли числа в становлении сознания [5. С. 31].

Тема числа, используемых в журналистских текстах цифровых обозначений привлекает внимание теоретиков журналистики, прямо или опосредованно она присутствует в трудах многих известных исследователей прессы. Так, Г. М. Маклюэн в своей работе «Понимание медиа», одна из глав которой называется «Число», говорит о магических свойствах чисел: «Древний мир магически связывал число со свойствами материальных вещей и с их необходимыми причинами, во многом так же, как наука вплоть до недавнего времени стремилась свести все

объекты к исчисляемым количествам. В любом и каждом из своих проявлений, однако, число имеет, по-видимому, как слуховой и повторяющийся резонанс, так и тактильное измерение.

Именно этим качеством числа объясняется его способность создавать эффект иконы, или сжатого инклюзивного образа. Так его и используют в газетных и журнальных сообщениях, например: «Велосипедист Джон Джеймисон, 12 лет, столкнулся с автобусом, — или «Уильям Сэмсон, 51 год, новый вице-президент, отвечающий за чистку». Журналисты случайно для себя открыли иконическую силу числа» [4. С. 123-124].

Цифр на газетных полосах становится все больше. Цифровые обозначения (под цифровыми обозначениями мы понимаем числительные, обозначенные в тексте с помощью цифр) охватывают все новые сферы действительности, которые отражают СМИ.

Нами предпринята попытка исследовать динамику цифровых обозначений, качественный анализ их места на газетной полосе.

Исследование основано на методах сплошной выборки и контекстного (качественного) анализа текста с применением методики осевого кодирования.

Представляемое исследование основывается на:

1) теории текста, предложенной И. Гальпериным согласно которой под текстом понимается «произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную установку» [2. С. 18] при этом каждый выпуск газеты может рассматриваться как отдельный текст, разбитый на множество самостоятельных «под-текстов»);

2) основных методах исследования журналистского текста, предполагающих структурный и коммуникативный подходы (в первом случае исследовательское внимание сосредоточено на самих элементах текста, а во втором - на тех символических значениях, что приобретают эти элементы и текст в целом в момент встречи с воспринимающим сознанием, то есть с аудиторией);

3) а также на принципах социокультурного подхода к анализу газетных текстов.

Анализу были подвергнуты первая русская газета «Петровские ведомости» (1703-1727 годы), общественно-политическая региональная газета «Челябинский рабочий» (2007 год), общественно-политическая газета федерального уровня «Российская газета» (2007 год) выявлено следующее: цифровые обозначения в газетном тексте отнюдь не постоянное, а динамично развивающееся явление. Так, например, в первых номерах «Петровских ведомостей» (1 мая 1703 года, 24 августа 1703 года и пр.) цифровые обозначения отсутствуют. Но постепенно, от номера к номеру можно наблюдать, как цифры сменяют словесные обозначения. Сначала это даты, время, затем расстояния, а затем цифры кодируют всякую количественную информацию. Здесь следует отметить, что и сама количественная информация в содержании газетных материалов имеет тенденцию к росту. Так, в первой газете информация такого рода присутствует в очень ограниченных дозах (например, в № 13 «Ведомостей» (11 апреля 1707 года) обозначение дат цифрами встретилось девять раз, обозначение времени - один раз. Другая количественная информация встретилась лишь трижды и передается читателю словами).

Обратимся к другому объекту нашего исследования (газета «Челябинский рабочий» за 2007 год). Для анализа методом случайной выборки было отобрано два номера газеты (Челябинский рабочий. 2007. 3 апреля и 17 апреля). Проведен подсчет общего числа материалов и материалов, содержащих цифровые обозначения. Выявлено, что число материалов, содержащих цифровые обозначения к общему числу материалов, составляет в среднем 54,3 %. Данные по «Российской газете» показывают еще большую плотность маркирования текста цифровыми обозначениями - 96 %.

Результаты подтверждают, что в современной журналистике значение роли и места информации, передаваемой с помощью цифр, -динамично развивающийся процесс.

Глубокое понимание реального, а не магического значения цифр требуется от журналистов при подготовке расследований и материалов аналитических жанров. Не случайно теоретические работы, посвященные этой сфере журналистского творчества, чаще других касаются проблем использования цифровых обозначений в материалах СМИ. К примеру, А. А. Тер-тычный в своей работе «Аналитическая журналистика: познавательно-психологический

подход», характеризуя тематические виды анализа в журналистике, приводит типичные для данной сферы виды анализа (экономический анализ, финансовый анализ, производственно-технический анализ, коммерческий анализ), основанные исключительно на использовании цифровых обозначений. Точно так же практически непременным этапом подготовки журналистского расследования является работа с документами, предусматривающая, как отмечается в монографии Юлии Шум «Журналистское расследование», глубокий анализ и умелое использование статистических данных.

Именно широтой применения цифровых обозначений обусловлен, проведенный нами, качественный анализ их места на газетной полосе. Результаты которого позволили выявить основные функции обозначенного элемента журналистского текста и охарактеризовать главные тенденции его функционирования.

Мы убедились, что существуют тематические поля, наиболее часто маркируемые цифровыми обозначениями. основными тематическими группами цифровых обозначений в газетных материалах являются «время», «деньги», «нумерация», «люди», «мера».

общий анализ цифровых обозначений показал, что информационная картина мира, формируемая газетой, включает в себя точное исчисление различных объектов, явлений, событий. Т. о., язык цифр используется для выражения количественных значений, для указания на место в числовом ряду, т. е. выполняет прежде всего информативную функцию.

Замечено, что в региональной прессе обозначение времени соответствует принципу локализации газетного контента как хроники ближайших событий (С. Г. корконосенко отмечает, что «Время - такой же материальный измеритель человеческого существования, как и пространство. Если происходит разрыв между прошлым, настоящим и будущим, то разрушается целостность жизни отдельного индивида и сообщества людей» [3. С. 167]).

Принципы и способы цифрового обозначения денег дистанцированы от информационной картины мира читателя и затрудняют формирование нового экономического мышления.

Тенденция округления чисел при обозначении людей создает опасность дегуманизации журналистских материалов, т. к. «...с точки зрения содержания аудитория хотела бы видеть в публикациях "зеркало" собственной жизни, свой портрет» [3. С. 146].

Благодаря тенденции к нумерованию газета формирует упорядоченную и организованную картину мира человека, одновременно создавая угрозу обезличивания универсума читателя.

В тематической группе «меры» доминируют цифровые обозначения площади, акцентирующие горизонтальное измерение, соотносимое с жизненным пространством отдельного человека.

Проведенный комплексный филологический и социокультурный анализ цифровых включений в газетном тексте позволил спрогнозировать ход дальнейшего развития этого элемента современного газетного сообщения.

H. Н. Бондарчук в работе «Число в журналистском тексте» отмечает, что «язык количественной информации, чтобы быть общепонятным, должен быть наглядным. Поэтому в газетных материалах, рассчитанных на зрительное восприятие, предпочтение отдается цифровому способу обозначения чисел, который усиливает действенность речи» [1. С. 182]. Чем обеспечивается и другая функция языка СМИ - экспрессивная.

Т. о., в работе показано, что включение цифровых обозначений в текст газеты способствует реализации важнейших функций языка СМИ -информативной и экспрессивной.

Список литературы

I. Бондарчук, Н. Н. Число в журналистском тексте // Журналистика и медиаобразование-2008 : сб. тр. III Междунар. науч.-практ. конф. (Белгород, 25-27 сент. 2008 г.) : в 2 т. Т. II / под ред. проф. М. Ю. казак, проф. У. Перси, проф.

A. В. Полонского, доц. Е. А. кожемякина. Белгород : БелГУ, 2008.

2. Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.

3. Корконосенко, С. Г. Основы журналистики : учебник для вузов. М. : Аспект Пресс, 2002.

4. Маклюэн, Г. М. Понимание Медиа : внешние расширения человека / пер. с англ.

B. Николаева. М. : Гиперборея ; Кучково поле, 2007.

5. Маркс, К. Сочинения : в 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. М. : Политиздат, 1980. Т. 1.

6. Маркс, К. Сочинения : в 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. М. : Политиздат, 1980. Т. 20.

7. Тертычный, А. А. Аналитическая журналистика : познавательно-психологический подход. М.: Гендальф, 1998.

8. Шум, Ю. Журналистское расследование. СПб. : Изд-во СПбГУП, 2008. 288 с. (Новое в гуманитарных науках; Вып. 29).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.