Научная статья на тему 'Информация как социокультурный феномен'

Информация как социокультурный феномен Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1191
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СФЕРА / ФЕНОМЕН / ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сарасов Е. А.

В статье рассмотрены социологические, экономические, культурные аспекты понятия информация. Отмечены особенности функционирования информации в различных условиях, ее мировоззренческая способность, коммуникационные возможности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информация как социокультурный феномен»

ностью транснациональных корпораций, для которых весьма удобно размещать рекламу в изданиях, имеющих представительства сразу в нескольких странах. однако если развивать тему различия менталитетов французов и россиян, прежде всего, следует сделать акцент на структурных составляющих версий журнала и его рубрикаций.

изучив основные темы рубрик, мы выявили своеобразную закономерность: если европейцев интересует познание окружающего мира через себя, свои чувства, эмоции и фантазии, то россияне привыкли изучать себя, анализируя окружающий мир и реакцию других людей на внешние воздействия.

Потребность в ориентации на кого-то, в сравнении собственной системы жизненных координат и исправлении вероятных неточностей также находит определенное решение в позиционировании журнала «Psychologies» посредством обложки. Важно отметить, что обложка печатного журнала наряду с узнаваемостью журнального бренда является одним

из важнейших факторов, влияющих на вероятность приобретения этого товара.

В контексте сопоставительного анализа можно говорить о том, что, несмотря на различия в форме и способе подачи информации, визуальном сопровождении материалов, французский журнал «Psychologies» и русская его версия имеют одинаковый эмоциональный и ценностно-ориентированный вектор бренда. Это важный залог устойчивости интернационального бренда, ведь грамотное позиционирование СМи на рынке в настоящее время становится все более перспективным как для взаимодействия с целевой аудиторией, так и для создания прочного вектора актуальных для СМи ценностей, которые смогут разделять остальные бренды, использующие данное СМи как площадку для саморекламы.

Список литературы

1. URL : http://www.psychologies.ru/about/ concept.

2. URL : http://www.mediaguide.ru/?p=news &id=498ffeb7.

E. А. Сарасов

информация как социокультурный феномен

В статье рассмотрены социологические, экономические, культурные аспекты понятия информация. Отмечены особенности функционирования информации в различных условиях, ее мировоззренческая способность, коммуникационные возможности.

Ключевые слова: информационная сфера, феномен, функционирование, социокультурное пространство, мировоззрение.

Человечество уверенно движется в информационную эру. В передовых западных странах финансовые вложения в информационные технологии превысили вложения в индустриальное производство. информация становится орудием, средством и предметом практической деятельности человека. Поэтому как никогда актуальной становится проблема функционирования феномена в социальной среде. Многие исследователи отмечают, что информатизация общества несет с собой индивидуализацию, разъединение человеческих индивидов и как следствие размывание основы для социальной идентификации. Поэтому особую значимость сегодня приобретает исследование диалоговой стороны феномена. из орудия массового манипулирования и агитации, инструмента «мягкой силы», используемой политиками, он должен измениться и стать ближе человеческой сущ-

ности, трансформироваться в элемент духовной среды общества.

Проблема функционирования информации в социокультурном пространстве, безусловно, не является беспрецедентной. Социальный аспект данного феномена затрагивается в работах В. Г. Афанасьева. указанный исследователь считает, что информационные процессы возможны лишь в социальных системах. В работе «Социальная информация» он сделал попытку типологической классификации феномена, в основу которой кладет принцип организации во времени.

В работах а. д. урсула раскрываются составляющие элементы теории социальной информации, обобщаются функции данного феномена. В книге «Теория информации и религия» исследователь рассматривает информацию как мировоззренческий фактор.

Основной тезис работы Н. Винера «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине» - подобие процессов управления и связи в машинах, живых организмах и обществах, будь то общества животных (муравейник) или человеческие. Процессы эти суть прежде всего процессы передачи, хранения и переработки информации.

наиболее полно отразил проблему циркуляции информации в социокультурной среде исследователь А. Моль.

По Молю, отправитель и получатель имеют одинаковые системы идентификации1. Это и обеспечивает процесс коммуникации, «необходимо только, чтобы сообщение могло быть воспринято.. .»2 С точки зрения прагматического подхода это не совсем верно. Социальные отношения, строящиеся, по нашему мнению, на информационной основе, просто распались бы, если бы не существовало в обществе универсального информационного диалога. он предполагает не просто восприятие и идентификацию информации, но и определенную социальную рефлексию, определенное ответное действие, реакцию. например, неинтересную газету читатель не купит второй раз. В итоге газета, распространяющая не значимую информацию, перестанет существовать. С деловым партнером, не выполнившим условия договора, никто повторно не заключит соглашение, и он обанкротится. Именно диалоговая составляющая заслуживает наиболее пристального внимания. она заключена как в форме, так и в содержании феномена, которые соответствуют человеческой природе и психологии.

А. Моль пишет, что «информацией в строгом смысле слова называют количество непредсказуемого, содержащегося в сообщении. По сути дела, это количество есть мера того нового, что данное сообщение вносит в среду, окружающую получателя. Информация есть мера степени оригинальности»3. По моему мнению, «количество непредсказуемого» и «мера степени оригинальности» - это лишь одна из граней такого феномена, как информация. Повторюсь: по моему мнению, сущность информации заключается именно в ее диалоговой природе. Если для получателя будет значима степень оригинальности, то для него, безусловно, окружающая энтропия будет преодолена, другими словами, он потребит информацию. однако, если «степень оригинальности» не вызовет социальную реакцию, энтропия сохранится. Приведу конкретный пример. Телезритель в

процессе просмотра телевизионных передач может постоянно испытывать влияние оригинальной продукции, поэтому для него данная оригинальность утратит возможные варианты измерения. Другими словами, уже сама оригинальность утратит новизну и станет фактором энтропии (отсутствия информации). Избыток новых оригинальных сообщений приводит в некоторых случаях к утрате способности распознавания оригинальной новизны в сообщениях. Таким образом, социальная информация напрямую связана со способностями и возможностями восприятия адресата.

кстати, в другой своей работе «Теория информации и эстетическое восприятие» А. Моль выявляет роль теории информации в механизме восприятия, и особенно в механизме эстетического восприятия. Здесь сделана попытка подхода к проблеме с точки зрения психологии. В частности, исследователь выделяет виды анализируемого явления в зависимости от особенностей воздействия на человека.

Психической составляющей социальной информации уделяет внимание также Ф. Н. Цыр-дя в работе «Социальная информация». он отмечает, что «понятие информации . способно проложить путь к объяснению многих психических процессов и явлений, которые обычно описываются с помощью других понятий .. ,»4. В данном труде исследователь систематизировал понятия и виды информации, описанные предшествующими исследователями. отразил точки зрения ученых на психическую составляющую феномена.

Исследователь Г. Т. Журавлев в монографии «Социальная информация и управление обществом» акцентировал внимание на изучении роли политической, идеологической разновидности информации в обществе. Им сделана попытка интеграции разнородных определений социальной информации и разработки ее универсального понятия.

В контексте рассматриваемой проблемы надо отметить, что глубокий и разносторонний анализ проблемы информационного общества, на мой взгляд, дается в работе Р. Ф. Абдеева «Философия информационной цивилизации». Автор данной монографии доказывает и иллюстрирует мысль, что в современном обществе информация становится наиболее значимым товаром, а информационные услуги превращаются в лидирующий сектор экономики, способный дать миллионы новых рабочих мест. особое внимание автор уделяет экономическому и

техническому значениям информатизации, но недостаточное - социокультурному.

Книга английского исследователя К. Чер-ри «Человек и информация» излагает методы обмена информацией между людьми, а также между человеком и машиной. Рассматриваемые методы обсуждаются с теоретико-информационной, философской, семантической и психологической точек зрения.

укажу также, что анализ влияния информации на политические события в современной истории нашел отражение в работах исследователей Г. Г. Почепцова и И. Засурского5.

Однако, мной практически не обнаружены исследования, посвященные роли информации в субъективном бытии человека.

Вышеуказанные исследователи практически не затрагивают проблему диалоговой взаимосвязи социальных объектов посредством передачи информации. они недооценивают диалоговый характер информации. По моему мнению, именно диалоговая сущность и обеспечивает жизнь феномена, оказывающий всеобъемлющее влияние на социальное бытие. именно с этой точки зрения можно реабилитировать культурную значимость массовой информации.

информация, по моему мнению, - это качественная составляющая отражения материи, зафиксированная человеческой психикой, закодированная при помощи человеческих понятий и тем самым актуализированная (выделенная) из окружающего мира. Например, человек видит (воспринимает) дом, то есть дом отражается, фиксируется в психике человека, но «дом» приобретет качество информации лишь в том случае, если человек закодирует увиденное в форме понятия (то есть назовет увиденное). но и этого недостаточно. Понятие «информация» содержит в себе семантический аспект «со-общение», то есть передачу знания. Таким образом, информация предполагает диалог, взаимодействие, влияние. Это не застывшее, косное образование, не «вещь-в-себе». информация несет потенциально внутри себя динамику социокультурного обмена и в то же время сама его формирует. В чем заключается суть этого «обмена»? Человек - существо социальное, общественное. общество же предполагает наличие как внешних, так и внутренних культурных установок, ценностей. Эти ценности как раз и формируются, по нашему мнению, на основе получаемой информации, циркулирующей внутри социума.

информационно-диалоговый характер социокультурной среды можно проследить и на различных этапах исторического развития.

Так, в средневековом обществе основным социокультурным коммуникатором выступала церковь, т. к. в основном культурную информацию (информационное обеспечение происходящих явлений) в данном обществе готовили, распространяли и хранили служители церкви. их постулаты, идеи находили широкий отклик в сознании и чувствах основной массы населения. Этим можно объяснить религиозный характер аксиологической структуры средневекового общества, пронизанного идеями проповедников. Архитектоника средневекового храма с его жесткой вертикальной иерархией напоминает строение средневекового социума. Что это как не формы социокультурного диалога? информация, транслируемая структурой средневековой церкви, формировала соответствующую реакцию и аксиологическую структуру общества.

В капиталистическом обществе социокультурный информационный обмен коммерциализируется. информация, транслируемая населению, основными коммуникаторами (коммерческими структурами) несет в себе потенциально коммерческие установки. она рассчитана в основном на покупательскую реакцию. Ее структура содержит в себе отношения «производитель - потребитель», что рождает новые ценности в культурном пространстве.

В античности в роли коммуникатора выступала природа, «космос». Человек основные информационные ресурсы находил в естественной среде, в природном мире и транслировал свои культурные и социальные установки в окружающий мир посредством соотношения собственной внутренней и внешней сущности с «организмом» природы. Отсюда, по нашему мнению, и вытекает антропоморфизм античной культуры.

из природы древние греки черпали вдохновение, недаром одной из высших форм деятельности считалось созерцание окружающего мира. Античный человек, вступая в виртуальный, мысленный диалог с природой «очеловечивал» последнюю и тем самым искусственно создавал коммуниканта, с которым можно было бы вести информационный обмен. Как в ином случае объяснить многочисленные природные приметы, явления, которые античный человек считал за предупреждения, то есть информационные сигналы? (гадания по полету птиц

авгуров, наблюдения за облаками) как в ином случае объяснить виртуальные (мысленные) диалоги с природными богами греков?

Сегодня информация занимает важное место в жизни социума. от оперативной информации зависит жизнь и работа миллионов людей. Все ускоряющиеся темпы технического развития, в том числе военной и промышленной техники, заставляют социум разрабатывать высокоэффективные информационные технологии, способные в считанные секунды собирать, обрабатывать и передавать сведения, прогнозирующие развитие той или иной экономической, стратегической ситуации. от того, насколько успешно и эффективно собирается и обрабатывается тот или иной вид информации (экономическая, научная, техническая, политическая, военная, социальная) зависит благосостояние общества. Информационные каналы и источники приобретают все большую самостоятельность. Все больше людей вовлекается в сферу «информационного сервиса». от информационных потоков зависит экономика, техника, наука, психологическое состояние населения, наконец.

Информационный мир все чаще и все лучше копирует мир реальный (материальный). Глобальные информационные сети (телевидение, Интернет, спутниковая связь, радио, печать) реальный мир переносят в идеальную сферу. Более того, то явление, которое сегодня отражено в массовой коммуникации, для большинства людей значительно реальнее, чем сама объективная реальность. (Примером тому может служить история нашей страны: в советский период абсолютное большинство населения СССР считало с подачи средств массовой информации и пропаганды, что «страна Советов» самая передовая, что не соответствовало действительности).

«каждая парадигма (модель общественного развития) ставит перед собой цель удовлетворения каких-либо из основных человеческих потребностей - безопасности, тождественности, свободы и благосостояния. Новые технологии вообще и новые технологии в сфере информатики в частности содействуют выполнению новых целей парадигмы - росту производительности труда и производства, экспансионизму, индивидуализму, но они несут и свои угрозы - рост безработицы, незащищенность общества, резкое разделение его членов на имущих и неимущих, социальное неспокойствие и т. д.»6. В информационном обществе,

как определенном этапе исторического развития, может наблюдаться отчуждение личности от общества. Возникнут предпосылки для создания общества «независимых индивидов», где общественных отношений как таковых уже не будет. Глобальная информатизация и виртуализация жизни людей не способствуют приобретению реального социального опыта. «В обществе благосостояния создается атмосфера стертости социальных черт, бесчувственности, отсутствие желания взаимных контактов и взаимопомощи. Примером такой утраты социальности может служить Швеция. Там возникли проблемы с невозможностью человека найти понимание у других, а также утрата ощущения смысла своего существования. В связи с этим велик уровень самоубийств, алкоголизма, наркомании, моральной обездоленности. Информационные технологии не помогают в борьбе с этими недугами. Они еще более отягощают ситуацию, так как дают людям возможность еще большего разобщения - они могут предоставить возможность большему числу людей работать дома, не вступать ни в какие контакты с сотрудниками, не иметь никакого представления о конечном результате своего труда. Все это имеет угрозу изолированности людей и их отчужденности в отношениях друг к другу»7.

«Современная наука рассматривает информацию как третий элемент, объясняющий вселенную, наряду с материей и энергией. "Информационная революция" не может замыкаться в узких рамках компьютерной коммуникации и информационного процесса. Она вводится не только в сфере высокотехнических процессов и биотехники, но и в области лингвистики, экономики, в системе образования, влияя таким образом на нашу жизнь в целом.

до информационной революции действовала механистическая технология. На ней основывался век индустриализации. В век информатики на смену механической технологии приходит новая технология, наилучшим образом символизируемая развитием роботов с механическими руками и электронной нервной системой. В Японии появилось новое слово "мехатроника", составленное из слов: "механика" и "электроника". Так что можно говорить о "мехатронной технологии". цель применения новой технологии - производство товаров и услуг. Потребители участвуют в производстве товаров, поскольку оно должно соответствовать информации о их потребностях в них. Таким образом, знание аккумулировано в

индустриальный век. Такой выпуск продукции, ориентированный на потребителя, нуждается в расширении информационного процесса, постоянного получения свежих данных. Следовательно, все время нужно новое сырье и новая информация. Такое гибкое производство требует не столь больших заводов и фабрик, какие использовались прежде, а их быстрого реконструирования, перемещения, обновления... Поэтому информация становится важной и необходимой частью производства. Производители и потребители постоянно объединяются в процессе взаимного обмена информацией. Массовое производство больше не действует. Постоянный сбор информации, на основе которого осуществляется реорганизация существующих программ, становится неотъемлемой частью ежедневного прироста прибыли. новым источником власти становится владение информацией и контроль над ней. Может возникнуть новый правящий класс - класс держателей информации»8.

диалоговый характер информации как социокультурного феномена проявляется в ее амбивалентной структуре. Она несет в себе идеальное и материальное, субъективное и объективное, косное и мобильное, рациональное и эмоциональное, сознательное и бессознательное. Информация - это процесс, который протекает в результате постоянной борьбы и взаимодействия двух «полюсов». Чтобы передать информацию, нужно преодолеть косную материю окружающего мира, погруженную в энтропию, посредством ее субъективации и актуализации. В этом случае информация приобретает психологическую мобильность, которая выражается в возможности ее восприятия реципиентом. Информация - это не только диалог материального и психического, но и общественного и личностного: она содержит в себе достижения всего человеческого общества и в то же время личностный аспект. Именно поэтому информация способна выступать как процесс взаимодействия (между субъектом и субъектом, субъектом и объектом).

нельзя утверждать, что материальная культура человечества детерминирована информационными потребностями человечества9. Из-за того, что возникла потребность в доставке почты, еще не вытекает факт создания дорог. но зависимость человека от информационных процессов, безусловно, является объективной реальностью.

Видовое разнообразие феномена рассчитано на разнообразную человеческую деятель-

ность и многогранность его субъективного бытия. В последнем случае особую значимость имеет эстетическая информация по сравнению с семантической. Последняя связана с простым приращением знания. Эстетический же вид информации, по нашему мнению, связан с эффектом «со-творчества». данный эффект приобретает большое значение в социокультурном и прагматическом плане в наступающей информационной эре, где по прогнозам ученых повышенное внимание будет уделяться внутреннему миру человека.

новостную передачу редко кто захочет смотреть повторно, часто она не вызовет новых психологических состояний, «движений души». Произведения же Достоевского, к примеру, перечитывают не по одному разу, так как каждый раз субъект открывает для себя все новые аспекты бытия в произведении (реципиент творит вместе с автором). Тем самым эстетическая информация обладает наибольшим диалоговым потенциалом и значением в отношении субъективного бытия людей.

Структура информации способствует тому, что данный феномен способен выступать в роли своеобразных «социальных сетей», которые внутренне организуют социум и обеспечивают его стабильность и развитие.

Развитие «информатизации» социума вызывает противоречивые оценки исследователей. Одни считают, что данный процесс приведет к «обществу всеобщего благоденствия», другие настроены довольно пессимистично, полагая, что массовая информация подавит культурное своеобразие и идентификацию населения. По нашему мнению, оригинальность культур всецело зависит от неповторимого психологического склада народов и конкретных индивидуумов. А как показывает мировая история, природа человека меняется не столь стремительно, как среда его обитания (ноосфера).

«Обезличивание» личности невозможно посредством восприятия массовой информации, ибо каждый индивид находит в ней нечто «свое», оригинальное. То, что соответствует его ежедневным потребностям. Возможно моделирование сходных поведенческих стереотипов через массовые информационные каналы, но это никоим образом не свидетельствует о тотальной «эпидемии усредненности».

По нашему мнению, средства массовой информации являются, так сказать, «клапаном общественных страстей». Они способны «выпускать» накопившуюся отрицательную энер-

гию социума и обеспечивать тем самым его гомеостазис. Они в силах создать «невротической личности» необходимый ей эффект толпы, массы и тем самым способствовать оптимизации ее поведения.

культурные запреты порождают отрицательные психологические состояния, если нет компенсации социокультурным ограничениям. В роли такой «компенсации» реально или потенциально выступает массовая информация. Примечания

1 См.: Моль, А. Социодинамика культуры. М., 1973.С. 128.

2 Там же.

3 Моль, А. Социодинамика культуры. М., 1973. С.132.

4 цырдя, Ф. Н. Социальная информация. киев, 1978. С. 52.

5 Почепцов, Г. Г. Информационные войны. М., 2000; Засурский, И. Масс-медиа второй республики. М., 1999.

6 Рачков, В. П. и др. Человек в современном технизированном обществе / В. П. Рачков, Г. А. Но-вичкова, Е. Н. Федина. М., 1998. С. 170.

7 Там же. С. 170-171.

8 Там же. С. 172-173.

9 См. по изд.: Кукаркин, А. В. Буржуазная массовая культура. М., 1985. С. 53.

с. и. симакова

число и цифра в газетных текстах

В статье рассматривается специфика использования цифровых обозначений в печатных СМИ. Автор предлагает тематическое распределение цифровых обозначений. Подчеркивается, что использование чисел и цифровых обозначений в журналистском тексте объясняется ведущей функцией языка СМИ - информативной.

Ключевые слова: число, цифра, тематическое поле, информативная функция, экспрессивная функция языка.

Вопросы о том, как математические объекты - число, линия, являющиеся математическими абстракциями, - влияли на развитие культуры человечества, обсуждаются, начиная с Платона, и по сегодняшний день остаются предметом интереса и споров.

Материалистический и идеалистический подходы к оценке математики и тех абстракций, которыми она оперирует, возникли еще в античном мире.

древнегреческий математик и философ-идеалист Пифагор (580-500 гг. до н. э.), отрывая количественные соотношения действительного мира от качественных, пришел к выводу, что Вселенная представляет собой гармоническую систему чисел и их отношений. Понятие числа, являющееся отражением реального количества, пифагорейцы мистифицировали и превратили в самостоятельную, идеальную сущность, от которой зависят предметы реального мира.

Выделение этапов исторического развития математики и их периодизация рассматривается в работах А. Д. Александрова, А. Г. Бараба-шева, Н. Бурбаки, С. С. Демидова, Ф. Китчера, А. Н. Колмогорова, Г. Е. Шилова, Б. С. Чендо-

ва; анализу развития практической математики посвящены классические работы Л. Б. Ван-дер-Вардена, Дж. Вуда, Л. Леви-Брюля, О. Ней-гебауэра, Д. Я. Стройка.

При этом сама природа чисел рассматривается в рамках общего учения о математической абстракции. Уже в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса есть примеры аналитического внимания к истории числа, - к числу таких работ можно отнести «Диалектику природы», где подводится итог пифагорейскому опыту [6. С. 503], и тезисы о роли числа в становлении сознания [5. С. 31].

Тема числа, используемых в журналистских текстах цифровых обозначений привлекает внимание теоретиков журналистики, прямо или опосредованно она присутствует в трудах многих известных исследователей прессы. Так, Г. М. Маклюэн в своей работе «Понимание медиа», одна из глав которой называется «Число», говорит о магических свойствах чисел: «Древний мир магически связывал число со свойствами материальных вещей и с их необходимыми причинами, во многом так же, как наука вплоть до недавнего времени стремилась свести все

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.