ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
УДК 78.03+780.653 ББК 71.4+74.46+77+85с
Н.Н. Петрова
ЦИФРОВОЙ БАЯН в СОВРЕМЕННОМ КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Освещается онтологический статус исполнительства на цифровом баяне, выявляется культуросообразность использования цифрового инструментария в современном куль-туротворческом процессе цифрового общества. Перцепция цифрового исполнительства в социуме рассматривается автором в корреляции с акустическим исполнительством на гармониках и исторической памятью россиян о беспрецедентном влиянии гармо-но-баянного исполнительства в культурогенезе России. Автором представлен краткий историко-культурный и компаративный анализ баянного исполнительства (акустического, электронного, цифрового) в России. Автор выявляет культуротворческую ценность современного цифрового баянного исполнительства для современного музыкального образования в условиях функционирования высокотехнологичной образовательной и информационной среды, рассматривая возможность экстраполяции накопленного опыта акустического баянного исполнительства (включая методологию, репертуар) на исполнительство цифровое, с целью сохранения и трансляции в инновационном формате исполнительских традиций отечественной баянной школы как неотъемлемой части музыкальной культуры России.
Ключевые слова:
баян, культурная идентичность, музыкально-компьютерные технологии, цифровой баян, электронная музыкальная среда.
Петрова Н.Н. Цифровой баян в современном культуротворческом процессе // Общество. Среда. Развитие. - 2019, № 3. - С. 117-120. © Петрова Наталья Николаевна - преподаватель, детская музыкальная школа № 3, Тверь; аспирант, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]
В последние десятилетия большое распространение получили разнообразные цифровые музыкальные инструменты, которые используются как в художественно-творческой практике музыкантов (профессионалов и любителей), так и во всех звеньях современного музыкального образования (от ДШИ/ДМШ, до ссузов и вузов) [3]. Наряду с наиболее распространёнными в социуме клавишными синтезаторами и цифровыми пианино большой общественный резонанс вызывает исполнительство на цифровом баяне, однако этот феномен современной музыкальной культуры в отличие от исполнительства на клавишных синтезаторах1 на сегодняшний день остаётся малоизученной областью как в культурологии, так и в музыкознании2. Автор, опираясь на компаративный анализ акустического и цифрового инструментов, включающего эргономическое (удобство
конструкции в эксплуатации), органолеп-тическое (ощущения при игре) и антропометрические (размерный ряд) аспекты, рассматривает исполнительство на цифровом баяне как некий социокультурный «мост» между прошлым и будущим отечественной баянной культуры, как одну из граней и составляющую часть многомерной целостности отечественной баянной культуры, а также как инновационное сохранение и продолжение исполнительских традиций отечественной баянной школы для молодого поколения россиян в условиях существующей современной высокотехнологичной образовательной среды и практически повсеместно окружающей музыкальной электронной звуковой среды.
Глобализационные процессы, происхо- 0 дящие во всех сферах жизнедеятельности Е2 людей (экономика, политика, культура и Ц т.д.), наряду с очевидными плюсами меж- ^
о
3
ю О
дународнои интеграции, как отмечают многие исследователи, могут таить в себе угрозу всемирной культурной унификации, размытию и забвению национальных культурных традиций [4; 11]. «Одной из существенных потребностей человека является собственная принадлежность к чему-либо, будь то социальная группа, конфессия, политическая ориентация, географический ареал и др. Среди этих форм идентичности культурная идентичность является главной и всеобъемлющей, она в значительной мере определяет человеческую ментальность, психологию и жизненный уклад в целом» (курсив мой - Н.П.) [8].
Одной из важных составляющих культурной идентичности, на наш взгляд, являются национальные музыкальные инструменты, сыгравшие в бытовом и музыкальном укладе конкретного социума значительную социокультурную роль, и чей тембр стал отражением звукоидеа-ла конкретного этноса. Для русского народа одним из таких инструментов стал баян3 - инструмент, который в XX веке сыграл беспрецедентную социокультурную роль в бытовании социума и был заслуженно причислен к «русским народным музыкальным инструментам». Постепенное усовершенствование конструкции (от примитивного прототипа - ручной духовой гармоники «гармошки» до концертного многотембрового готово-выборного баяна) привело к появлению у баяна очень характерного узнаваемого тембра, его неповторимого голоса, который стал своеобразным звукосимволом4 русского народа, «визитной карточкой» русской культуры [4-6].
Интенсивно развивавшееся в XX веке исполнительство на баяне имело положительный «коэффициент эволюционирования» [6]: было востребовано как у населения страны, так и активно поддерживалось на высоком государственном уровне5, благодаря чему в кратчайшие сроки удалось «преодолеть путь» от примитивного любительского музицирования до высоких образцов академизма, когда исполнительство на баяне вышло на мировую арену и русская (в XX в. - советская) исполнительская школа игры на баяне была признана одной из лучших в мире [14]. Современная баянная культура (субкомплекс составляющих «инструмент - композиторское творчество - все виды исполнительства -восприятие слушателя») характеризуется ярко выраженной функциональной поливалентностью (по Т.А. Будановой) и многозначностью «образа баяна» [5].
Постепенная трансформация общественно-политического устройства в России в конце XX в. - начале XXI в., повсеместное внедрение цифровых технологий (в том числе и музыкальных) и, как следствие, изменение всех сфер жизнедеятельности социума (экономическое развитие, социокультурные парадигмы ), безусловно, повлияло на дальнейшее развитие отечественной музыкальной культуры, всего народно-жанрового инструментализма, и, в частности, на исполнительство на баяне6, что привело к отрицательному «коэффициенту эволюционирования» инструмента (по Д.И. Варламову).
Этот процесс деволюции7 инструментального комплекса, на наш взгляд, также соответствует теории интонации одного из основоположников отечественного музыковедения Б.В. Асафьева, считавшего, что «одна эпоха закрепила в сознании одни окристаллизовавшие-ся формы, другая их разрушит и найдет другие,<...> когда неожиданным скачком в новый вид организации материала музыка завоевывала новые, соответствующие новым сдвигам производственных отношений средства выражения» [2, с. 118]. Тотальная компьютеризация общества, повсеместная музыкальная электронная звуковая окружающая среда (фоновая музыка в магазинах, в масс-медиа, аудиовизуальные электронные контенты в сети интернет, музыкальное сопровождение компьютерных игр, мобильные гаджеты и т.д.) привели к социокультурной трансформации акустического восприятия электронного (цифрового) звука, когда в социокультурном восприятии нет разницы между акустическим («живым») и электронным («не живым») звуком и смене «интонационного словаря социума» («слуха нации» по Б.В. Асафьеву). В активную исполнительскую и педагогическую музыкальную практику вошли электронные музыкальные инструменты, в том числе и цифровой баян, чьи интерактивность и богатые функциональные возможности открыли новые горизонты для музицирования и новых форм художественного творчества и культуротворческой деятельности [13].
в социокультурном восприятии8 современные модели цифровых9 баянов практически не отличаются10 от их акустических «аналогов». Компаративный анализ акустического и цифрового инструментария с точки зрения эргономики (конструкция инструмента и удобство эксплуатации), антропометрии (размерный
ряд инструментария от ученического до концертного) и органолептики (осязание клавиатуры, организация игровых движений, слуховые ощущения при игре и т.д.) показывает, что цифровой баян может успешно внедряться в учебный процесс на всех уровнях (как начального в ДМШ, так и профессионального - в ссузах и вузах) современного музыкального образования (подробнее [1; 11]), при этом методология обучения и репертуар акустического исполнительства могут успешно применяться (с небольшой адаптацией) и креативно развиваться в цифровом исполнительстве. Исполнитель на цифровом баяне удовлетворяет запрос современного общества на политембральное музыкальное исполнительство и мультифункциональность в концертной практике (солист, ансамблист, концертмейстер, иллюстратор, саунд-ди-зайнер, аранжировщик). Современный цифровой баянист, владеющий музыкально-компьютерными технологиями, используя весь функционал инструмента, с успехом может заменить собой целую кон-
цертную бригаду, что является важным экономическим фактором для развития успешной социокультурной деятельности [1; 11; 12].
Итак, наряду с акустическим исполнительством большую популярность приобретает исполнительство на цифровом баяне, которое в современном культурном пространстве может замещать функции акустического исполнительства (коммуникативные, образовательные и т.д.), продолжая и сохраняя исполнительские традиции отечественной баянной школы на инновационном уровне культуротворчес-тва, что, на наш взгляд, является весьма актуальным для молодого поколения россиян в существующей сложившейся высокотехнологичной образовательной среде и изменившемся окружающем звуковом поле. Цифрой баян, являясь «креативной лабораторией» цифрового музыканта, открывает новые формы для культуротвор-ческой и социокультурной деятельности, востребованные в современном информационном обществе.
Список литературы:
[1] Артамонов Ю.Л., Петрова Н.Н. Особенности исполнения на цифровом кнопочном V-accordion Roland // Современное музыкальное образование-2015: Материалы XIV межд. науч.-практич. конф. / Под общ. ред. И.Б. Горбуновой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. - С. 335-340.
[2] Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс / Под ред. Е.М. Орловой; изд. 2-е. - Л.: Музыка, 1971. -376 с.
[3] Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новый инструмент музыканта // Общество: философия, история, культура. - 2015, № 6. - С. 135-139.
[4] Болодурина Э.А., Шульга В.Н. Становление и развитие исполнительства на русских народных инструментах: Уч. пос. - Челябинск: Челябинская государственная академия культуры и искусств,
2013. - 516 с.
[5] Буданова Т.А. Стилевые тенденции в музыке для баяна композиторов Сибири и Дальнего востока (вторая половина 1970х - 2000-е гг.) / Дисс. ... канд. искусствовед. - Владивосток, 2009. - 215 с.
[6] Варламов Д.И. Метаморфозы народного музыкального инструментария. - М.: Композитор, 2009. -180 с.
[7] Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Экспериментальная эстетика: логические, композиционные и педагогические проблемы современного этапа компьютерного музыкального творчества // Современное музыкальное образование - 2014: Материалы XIII Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. И.Б. Горбуновой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. -С. 197-204.
[8] Зинчина А.Б., Ладыгина М.С. Музыка в контексте глобализации // Цифровой репозиторий ХНУГХ им. А. Н. Бекетова. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://eprints.kname.edu.Ua/43151/1/74-80.pdf (01.03.2019)
[9] Горбунова И.Б., Плотников К.Ю. К вопросу реализации образовательного потенциала музыки в контексте современного информационного социокультурного пространства // Информация и образование: границы коммуникаций. - 2016, № 8 (16). - С. 116-118.
[10] Горбунова И.Б., Заливадный М.С. О значении информационных технологий для современной экспериментальной эстетики (музыкально-теоретический аспект) // Субкультуры и коммуникативные стратегии информационного общества: Труды Междунар. научно-теоретической конференции 19-22 ноября 2014 года / Отв. за выпуск О.Д. Шипунова. - СПб.: Изд-во Политехнического ун-та,
2014. - С. 97-100.
[11] Петрова Н.Н. Музыкально-компьютерные технологии в современном учебном процессе: цифровой баян/аккордеон // Коммуникативные стратегии информационного общества: Труды IX Междунар. науч.- теор. конф. 26-27 октября 2017 г. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. - С. 348-352.
[12] Петрова Н.Н. Цифровой баян: новые возможности на основе старых традиций // Инновационные m формы преподавания в ДШИ и ДМШ / Отв. ред.-сост. Е.В. Орлова, А.В. Чернышов, Л.Н. Шаймуха- ^ метова. - М.: Международный центр «Искусство и образование», 2013. - С. 53-55. ^
О
[13] Музыкально-компьютерные технологии. Вып. IV: Электронные музыкальные инструменты. Теория и практика исполнительского мастерства: Сборник статей / Сост. И.Б. Горбунова, К.Б. Давлето-ва. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. - 163 с.
[14] Шаров О.М. Баян-аккордеон как музыкальный инструмент // Русские народные музыкальные инструменты в современной культуре России: Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. Том 207 / Сост. Д.И. Варламов, Т.А. Буданова, В.И. Акулович. - СПб.: Первый ИПХ, 2015. - С. 109-113.
О
3
ю О
1 Возможности использования электронного инструментария в культуротворческой деятельности широко освещены в работах отечественных исследователей (И.М. Красильникова, И.Б. Горбуновой, Е.В. Орловой, Г.Г. Белова и мн. др.)
2 В основном теоретические положения об исполнительстве на цифровом баяне основаны на собственном большом опыте автора как в исполнительстве, так и в педагогической практике на электронных музыкальных инструментах, в частности, на цифровом баяне.
3 Баян (от старо-слав. «баять» разговаривать, вещать) - это русское (честь русского былинного сказителя Бояна) название кнопочной разновидности аккордеонов, именуемой в западных странах как аккордеон с В-griff (местоположение ноты «до» на третьем ряду от края грифа).
4 Тембр инструмента является сущностным явлением и выступает в роли знака-символа, как «опознавательная примета». Именно благодаря тембру баяна в процессе восприятия музыки у слушателя формируются определенные ассоциативные изображения, и, как правило, именно тембр баяна используется режиссёрами кинофильмов для создания лейтмотива русского персонажа, например, отдыхающего за рубежом; для создания звукового образа сельской российской глубинки и т.д.
5 Строительство гармонных фабрик; открытие по всей стране классов игры на баяне во всех звеньях музыкального образования (от ДМШ до училища и вуза), популяризация русской песни и народно-жанрового инструментального исполнительства (в частности, на баяне) в СМИ и телевидении.
6 В последние десятилетия в народно-жанровом инструментализме наметился выраженный творческий кризис, обусловленный рядом как внешних (прежде всего, экономических причин), так и внутренних противоречий (по Д.И.Варламову, «постакадемический синдром»).
7 Деволюция (от лат. devolutio - «свёртывание»)
8 Как отмечает известный баянист, профессор Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова О.М. Шаров, «для народа любая кнопочная конструкция инструмента с 3-х-5-тирядной клавиатурой в правой руке независимо от типа раскладки, скоса грифа и других узкопрофессиональных тонкостей - это всё равно будет баян» [12]. Примером этому могут служить обложки многочисленных современных нотных сборников для баяна, в том числе учебных пособий, а также рекламных банне-ров фестивалей народно-жанрового искусства, где, зачастую, вместо акустического баяна изображается цифровой инструмент.
9 В настоящий момент можно рассматривать два вида электронного баяна: полностью электронный, как, например, digital V-accordion Roland, и электроакустический баян или MIDI-гармоника. В соответствии с принятой классификацией музыкального инструментария Хорнбостеля-Закса, оба вида электронного баяна относятся к классу электрофонов.
10 При условии использования на цифровом баяне тембра гармоники, а также при наличии качественной звукоусилительной аппаратуры, с помощью которой можно добиться весьма реалистичного «естественного» тембра.