Библиографический список
1. Калугин Ю.Е., Зуйкова М.А. Готовность к профессиональному самообразованию студентов вуза. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013; № 3.
2. Светлова В.А. Формирование готовности личности педагога к самообразованию как научная проблема. Современные проблемы науки и образования. 2013; № 4.
3. Щуров Е.А. Готовность к самообразованию как основа саморазвития личности курсантов в процессе практико-ориентированной подготовки в вузе. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2013; № 3: 126 - 130.
4. Демьянова М.В. Принципы организации самостоятельной работы студентов как фактор повышения эффективности обучения. Теория и практика общественного развития. 2013; № 12.
5. Васляева М. Ю. Модель организации самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка с использованием Интернет-ресурсов. Молодой ученый. 2014; № 13: 244 - 250.
6. Агибова И.М., Куликова Т.А. Условия и факторы организации эффективной самостоятельной работы студентов с использованием информационных и коммуникационных технологий. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2010; № 5: 128 - 134.
7. Дробышевский А.А., Железовская ГИ. Модель организации самостоятельной работы студентов с применением компьютерных технологий обучения. Вестник Университета Российской академии образования. 2011; № 1: 121 - 123.
References
1. Kalugin Yu.E., Zujkova M.A. Gotovnost' k professional'nomu samoobrazovaniyu studentov vuza. Gumanitarnye, social'no-'ekonomicheskie i obschestvennye nauki. 2013; № 3.
2. Svetlova V.A. Formirovanie gotovnosti lichnosti pedagoga k samoobrazovaniyu kak nauchnaya problema. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2013; № 4.
3. Schurov E.A. Gotovnost' k samoobrazovaniyu kak osnova samorazvitiya lichnosti kursantov v processe praktiko-orientirovannoj podgotovki v vuze. Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. 2013; № 3: 126 - 130.
4. Dem'yanova M.V. Principy organizacii samostoyatel'noj raboty studentov kak faktor povysheniya 'effektivnosti obucheniya. Teoriya iprakiika obschestvennogo razvitiya. 2013; № 12.
5. Vaslyaeva M. Yu. Model' organizacii samostoyatel'noj raboty studentov pri izuchenii inostrannogo yazyka s ispol'zovaniem Internet-resursov. Molodojuchenyj. 2014; № 13: 244 - 250.
6. Agibova I.M., Kulikova T.A. Usloviya i faktory organizacii 'effektivnoj samostoyatel'noj raboty studentov s ispol'zovaniem informacionnyh i kommunikacionnyh tehnologij. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki. 2010; № 5: 128 - 134.
7. Drobyshevskij A.A., Zhelezovskaya G.I. Model' organizacii samostoyatel'noj raboty studentov s primeneniem komp'yuternyh tehnologij obucheniya. Vestnik Universiteta Rossijskoj akademii obrazovaniya. 2011; № 1: 121 - 123.
Статья поступила в редакцию 05.12.19
УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10161
Gorbunova I.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Informatization of Education, Chief Researcher at Educational and Methodical Laboratory "Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: gorbunova@herzen.spb.ru Petrova N.N., teacher of children's school of arts № 2, Tver, postgraduate, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: petrus.petrova@yandex.ru
DIGITAL TOOLS IN THE SYSTEM OF CONTEMPORARY MUSICAL AND ART EDUCATION. The article deals with topical issues of cultural conformity of the use
and development of digital music technologies and tools in the system of modern music and art education aimed at ensuring the actual forms of socio-cultural functioning of new types of musical creativity. The author analyzes the pedagogical experience and practice of using digital musical instruments (keyboard synthesizer, digital button or keyboard accordion) in social and cultural activities, summarized in the collections of materials of the annual International scientific and practical conference Contemporary Musical Education (St. Petersburg) and collections of articles from the series "Electronic Musical Instruments" and "Music Computer Technologies". The authors insist on the urgent need in the digital age to modernize the modern musical and educational process and related concert activities at all stages of the "educational ladder" (School-College-University) with the use of music computer technologies and digital musical instruments.
Key words: synthesizer, digital accordion / accordion, digital instruments, music computer technologies, socio-cultural activities.
И.Б. Горбунова, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии», профессор кафедры цифрового образования РГПУ имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: gorbunova@herzen.spb.ru
Н.Н. Петрова, преподаватель детской школы искусств № 2 г. Твери, аспирант Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, E-mail: petrus.petrova@yandex.ru
ЦИФРОВОЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются актуальные вопросы культуросообразности использования и развития музыкальных цифровых технологий и инструментария в системе современного музыкально-художественного образования, направленного на обеспечение актуальных форм социокультурного функционирования новых видов музыкального творчества. Проводится анализ педагогического опыта работы и практики применения цифровых музыкальных инструментов (клавишного синтезатора, цифрового кнопочного или клавишного аккордеона) в социокультурной деятельности, обобщённого в сборниках материалов ежегодной Международной научно-практической конференции «Современное музыкальное образование» (г Санкт-Петербург) и сборниках статей из серии «Электронные музыкальные инструменты» и «Музыкально-компьютерные технологии». Авторы настаивают на назревшей в цифровую эпоху необходимости модернизации современного музыкально-образовательного процесса и связанной с ним концертной деятельности на всех этапах «образовательной лестницы» (школа-училище-вуз) с применением музыкально-компьютерных технологий и цифрового музыкального инструментария.
Ключевые слова: синтезатор, цифровой баян/аккордеон, цифровые инструменты, музыкально-компьютерные технологии, социокультурная деятельность, музыкальное образование.
Цифровая эпоха предъявляет просвещённому человечеству новые требования технологического развития. В своём ежегодном Послании Федеральному собранию РФ президент России В.В. Путин заострил внимание собравшихся на цивилизационном характере стремительных технологических изменений. «Технологическое отставание, - отметил Путин, - означает снижение безопасности и экономических возможностей страны, а в результате - потерю суверенитета < . .> Отставание (технологическое - прим. Н.П.) неизбежно ведёт к ослаблению, размыванию человеческого потенциала, потому что новые рабочие места, современные компании, привлекательные жизненные перспективы будут создаваться в других, в успешных странах, куда будут уезжать молодые, образованные, талантливые люди, а вместе с ними общество будет терять жизнеспособность и энергию развития <...> Школа должна отвечать на вызовы времени, тогда
и страна будет готова на них ответить < .. > Нужно переходить и к принципиально новым<...>технологиям обучения, уже с ранних лет прививать готовность к изменениям, к творческому поиску <...> навыкам жизни в цифровую эпоху» [1].
Актуализация задачи «востребованности» в цифровую эпоху, в период истории человечества, охарактеризованной российским учёным В.А. Садовни-чим как сингулярность, когда «всё более ускоряются и всё менее предсказуемы изменения технологической и социальной реальности» [2], - не простая задача. «На наших глазах, - говорит В.А. Садовничий, - кардинально меняется сама философия и даже идеология образования: чему учить, для чего учить. Ведь мы порой не знаем, какие профессиональные знания или какие навыки понадобятся нашим будущим студентам, поколению 2, которое с детства пре-
красно адаптировано к современной технологической среде < . .> И это совсем новые задачи в области образования и профориентации» (там же, курсив наш -И.Г, Н.П.).
В системе отечественного образования (как базового, так и дополнительного) постоянно разрабатываются и реализуются разнообразные инновационные программы, направленные на решение поставленных задач. Например, в принятой «Концепции развития дополнительного образования детей на период до 2020 г.»1 (далее «Концепция ДО») изложены основные положения и цели по переходу дополнительного образования детей в России в новое качественное состояние, спектр профилей и направлений которого формируют запросы детей и родителей (законных представителей). Эта программа развития, наряду с различными профессиональными и материальными аспектами, призвана решать один из важных моментов социокультурного функционирования дополнительного образования - повышение общего качества образования и решение проблем социализации детей и молодёжи. «Дополнительное образование детей является сферой высокого уровня инновационной активности, что позволяет рассматривать её как одну из приоритетных сфер Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г» [3, курсив наш - И.Г, Н.П.]. «Основная цель современной системы музыкального образования, - указывается в Концепции ДО, - это создание особой художественно-образовательной среды, в которой происходит формирование всесторонне развитой, творчески инициативной, нестандартно мыслящей личности, заряженной на самоактуализацию, способной адаптироваться в различных ситуациях и осуществлять на достаточно высоком профессиональном уровне все (или почти все) виды музыкальной деятельности, которые могут оказаться востребованными жизнью [там же, курсив наш -И.Г., Н.П.].
Многими музыкантами и общественными деятелями ведутся жаркие споры о назревшей модернизации2 и векторах развития музыкального образования (далее МО), переставшего отвечать социокультурному запросу общества в цифровую эпоху на новые интересные формы культуротворчества. На всероссийских и международных научно-практических конференциях и форумах научное сообщество и практикующие преподаватели ищут новые пути развития образовательного процесса и интеграции его результатов в социокультурное пространство. Ярким примером тому может быть ежегодная Международная научно-практическая конференция «Современное музыкальное образование», организованная Российским государственным педагогическим университетом им. А.И. Герцена и Санкт-Петербургской государственной консерваторией им. Н.А. Римского-Корса-кова [4; 5].
Проблема модернизации МО обсуждалась в стенах Государственной Думы РФ. Утверждены «Рекомендации по вопросам цифровизации в сфере культуры», разработанные по итогам парламентских слушаний в Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации на тему «Цифровизация в сфере культуры. Законодательство и правоприменительная практика» от 13.02.2018 г, где указывается, что «в рамках реализации мер государственной политики Российской Федерации цифровизация в сфере культуры является необходимым условием для создания качественно новой модели формирования нравственной, ответственной, самостоятельно мыслящей, творческой личности и должна обеспечить активное вовлечение в целевую аудиторию учреждений
культуры нового поколения, ориентированного в основном на цифровой формат восприятия информации» [6].
Рассмотрим на практике картину цифровизации4 современного музыкального образования3. За последние десятилетия в системе российского МО во многих ДШИ и ДМШ получило распространение преподавание электронного клавишного синтезатора и цифрового пиано5, а в последние годы начали открываться (пока локально) классы цифрового баяна/аккордеона6. Становление исполнительства на электронном инструментарии: выработка методических подходов, разработка репертуара (аранжировки для конкретных моделей инструментов, транскрипции), освоение функциональных возможностей инструментария - все эти вопросы решались долгое время экспериментальным путём7 самими преподавателями клавишного синтезатора, которые по основной специализации являются пианистами, теоретиками, баянистами/аккордеонистами и т. д. Основываясь на предложенных композитором И.М. Красильниковым примерных образовательных программах для ДМШ и ДШИ «Клавишный синтезатор», «Ансамбль клавишных синтезаторов» и «Студия компьютерной музыки»8, школы самостоятельно разрабатывали адаптированные программы, исходя из собственных материальных баз. Музыкально-компьютерные технологии (далее МКТ) в начальном (школьном) звене МО используются в учебном процессе, в основном, с целью обеспечения мультимедийного сопровождения (фото-слайды, видеофильмы, компьютерные интерактивные программы с тестовыми заданиями) на уроках теоретического цикла. Создание собственных музыкально-компьютерных аранжировок, технологии видео и аудио дизайна, компьютерная студия звукозаписи - все эти инновационные направления в учебном процессе, требующие когнитивного подхода, детские школы искусств развивают самостоятельно, исходя из собственной материальной базы9 и кадрового потенциала. В системе российского образования указанные цифровые виды культуротворчества на данный момент входят либо в цикл общеразвивающих программ10 (в основном, на хозрасчётной основе, т.е. не доступной для многих желающих), либо в вариативную часть11 предпрофессиональной образовательной программы.
В среднем и высшем звене МО картина цифровизации образовательного процесса складывается иная. Клавишный синтезатор преподают в соответствии с учебной программой (в определённых семестрах) в качестве дополнительного инструмента по специальности «Фортепиано» (в вариативной части программы указаны «Электронный инструмент» или «Орган, клавесин»). При этом нет чётко детерминированных образовательных стандартов к освоению данного инструмента. Для остальных инструментальных и вокальных специализаций изучение электронного инструментария не предусмотрено образовательными программами. МКТ12 изучают студенты всех специализаций в рамках курса «Музыкальная информатика».
Цифровые музыкальные технологии в вузах изучают, в основном, в рамках специализации «Звукорежиссура», «Музыкальное звукооператорское мастерство» и т. п. (например, см. URL:http://www.gnesinka.com/ru/events/5685-tajna-novogo-otdeleniya/; http://stravinsky.online/putievoditiel_po_novoi_spietsialnosti_v_ vshe ).
Классы цифрового баяна/аккордеона открываются пока на экспериментальной основе (например, в музыкальном колледже в г. Химки, в РАМ им. Гне-
синых)13.
' Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-p.
2 В последние десятилетия в системе профессионального музыкального образования обнажились проблемы недобора абитуриентов на большинство инструментальных и теоретических специализаций. С каждым годом падает интерес к получению профессионального музыкального образования, особенно остро этот процесс ощутим в провинциальных училищах и вузах.
3 В контексте нашего исследования под термином «цифровизация» мы имеем в виду использование в перманентном учебном процессе и концертной практике цифровых музыкальных инструментов и музыкально-компьютерных технологий на всех исполнительских и теоретических направлениях МО.
4 Отметим, что здесь мы рассматриваем государственный сектор образования, получающий бюджетное финансирование или дотации, и доступный для разных социальных слоёв населения. Внебюджетный (на условиях самоокупаемости), достаточно разнообразный спектр образовательных услуг, но малодоступный для большинства населения, в данной статье мы не рассматриваем.
5 Мы подразумеваем здесь наличие у цифрового пиано именно функциональных возможностей синтезатора (большой выбор тембровых и стилевых патчей, 3-х/4-х голос-ное разделение клавиатуры (R1,R2,L1 (L2)), функции звукозаписи, регистрация банков памяти и т. д.), а не простые модели цифровых пиано с молоточковой клавиатурой как заменители акустического фортепиано.
6 В социокультурном восприятии россиян кнопочный инструмент с горизонтальным ведением меха, имеющий в правой клавиатуре от 3-х до 5-ти рядов - это Баян. Баян -русское название кнопочной разновидности хроматической гармоники, бытующее в России и на постсоветском пространстве (в бывших республиках СССР). Инструмент обладает «тёплым, мягким» певучим тембром без разлива, сродни человеческому голосу, поэтому и был назван в честь былинного русского певца-сказителя Бояна. На Западе подобную разновидность гармоники называют кнопочный или клавишный аккордеон. В контексте нашего исследования мы будем использовать словосочетание «цифровой баян/ аккордеон», исходя из общих для данных инструментов результатов исследования, используя тезаурус и коррелируя к общепринятой практике исполнительства на акустических баяне/аккордеоне.
7 До сих пор в СПО и вузах нет специализации «преподаватель по специальности клавишный синтезатор». Вопрос перепрофилирования в данный момент решается в системе дополнительного профессионального образования. Например, широкий спектр образовательных услуг по повышению квалификации и переподготовке в сфере цифровых музыкальных технологий разработан и реализуется в учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена.
8 Красильников И.М. Примерные программы по учебным дисциплинам «Клавишный синтезатор», «Ансамбль клавишных синтезаторов», «Студия компьютерной музыки» для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств. М.: Министерство культуры РФ. Научно-методический центр по художественному образованию, 2002.
9 Уровень цифрового МО, укомплектованность квалифицированными педагогическими кадрами и материальное обеспечение учебного процесса могут очень сильно отличаться в разных регионах страны.
10 На данный момент времени в отечественном начальном музыкальном образовании существует разделение на общеразвивающие и предпрофессиональные образовательные программы. В разряд общеразвивающих программ, т.е. не направленных на продолжение профессионального образования в среднем звене, вошли специализации «синтезатор» и «вокал», которые в ряде регионов страны находятся в ДШИ/ДМШ только на отделениях платных услуг на условиях самоокупаемости.
" Вариативная часть предпрофессиональной программы выполняется только при наличии достаточного финансирования.
12 В основном, в рамках данного курса студентов знакомят только с программами компьютерного набора нот.
,3 Несмотря на то, что в образовательном пространстве цифровой баян/аккордеон ещё не получил широкого распространения, тем не менее исполнители на цифровом инструменте имеют возможность участвовать в ряде профессиональных конкурсов наряду с акустическими исполнителями. В рамках всероссийских и международных конкурсов баянистов/аккордеонистов/гармонистов открываются номинации «Эстрадное направление», «Digital Accordion», где цифровые исполнители участвуют с программами в эстрадном жанре (например, на престижном московском международном конкурсе-фестивале «Баян и баянисты», белорусском международном конкурсе «AccoPremium»).
За время существования цифрового инструментального направления в системе МО прошло большое количество всероссийских и международных конкурсов музыкального творчества с применением цифрового музыкального инструментария и МКТ. Среди них выделяются Всероссийский конкурс электронной и компьютерной музыки (г. Мытищи, Московской обл.); Всероссийский конкурс электроакустической музыки «DEMO» (г Санкт-Петербург); Всероссийский конкурс-форум с международным участием «КЛАРИНИ XXI века» (г. Санкт-Петербург); Международный конкурс «Музыка и электроника» (г. Москва); Международный интернет-конкурс «Электронные клавиши» (г. Москва) и мн. др.
Многолетняя работа в сфере изучения и интеграции цифровых музыкальных технологий в образование ведётся в ряде научных образовательных центров, например, в учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» в РГПУ им. А.И. Герцена, на кафедре компьютерной музыки в РАМ им. Гнесиных и др. [7; 8; 9; 10; 11]. Различные аспекты цифрового исполнительства и педагогического процесса с применением ЭМИ и МКТ освещались на всероссийских и международных научно-практических и теоретических конференциях, таких как, «Современное музыкальное образование», «Ребёнок в современном мире», «Коммуникативные стратегии информационного общества», «Музыкальное образование сегодня: традиции и инновации», «Музыкально-цифровые технологии: образование - творчество - медиа» и др., с последующим изданием печатных сборников статей и научных трудов по материалам конференций. Анализируя труды учёных и педагогов-практиков, представленных в сборниках материалов Международной научно-практической конференции «Современное музыкальное образование», организованной совместно учебно-методической лабораторией «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена и Санкт-Петербургской государственной консерваторией им. Н.А. Римского-Корсакова и проводимой ежегодно с 2002 г. [12; 13; 14; 15], в сборниках статей «Музыкально-компьютерные технологии» из серии «Электронные музыкальные инструменты», а также на основании собственного многолетнего опыта исследования практики преподавания цифрового музыкального инструмента [16; 17; 18; 19] и исполнительского мастерства игры на цифровом баяне/ аккордеоне [20; 21], мы прихо-
Библиографический список
дим к однозначному выводу, что практика применения ЭМИ и МКТ в учебном процессе и концертной деятельности, при условии грамотного использования функциональных возможностей цифрового инструмента и звукоусилительной аппаратуры, даёт большие преимущества по сравнению с традиционными методами обучения и акустическим исполнительством. Таково мнение узких специалистов, вплотную занимающихся развитием нового инструментального направления и музыкально-компьютерного творчества.
Однако существует и другое мнение консервативно настроенных музыкантов, весьма далёких от понимания специфики цифрового исполнительства [14], но априори уверенных, что цифровое «квазиискусство» не может достигнуть академических высот и поэтому нет смысла развивать это направление творчества как профессиональное [15]. Такой псевдонаучный предикат распространяется консервативными музыкантами в социокультурном пространстве, формируя парадигму цифрового исполнительства как «любительского низкопробного музицирования», что, несомненно, экстраполируется на все виды (любительского, профессионального) электронно-музыкального творчества и является препятствием к развитию цифрового исполнительства в системе профессионального музыкального образования. Несмотря на антагонизм профессиональных мнений, выясним социокультурное влияние цифрового исполнительства в разных социальных стратах и перцептивную готовность социума к цифровому инструментальному творчеству.
Нам предстоит ответить на весьма дискуссионный вопрос: существует ли реальный социокультурный запрос населения на цифровое инструментальное исполнительство или его нет16? Нужно ли цифровое исполнительство и интеграция цифровых технологий в МО на профессиональной основе или вполне достаточно известных жанров акустического исполнительства и обучения по-ста-ринке?
Пользуясь экономической терминологией «спроса и предложения», описывая выше картину цифровизации МО, мы дали характеристику «предложению» в сфере потребностей образования. В последующих наших публикациях мы предполагаем осветить вопросы «цифровизации МО», проведя социологический мониторинг (см., например, работы [22; 23]) и выясняя наличие социальной интенции на новые формы культуротворчества.
1. Послание Президента Федеральному собранию РФ от 01.03.2018 г Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/56957
2. Садовничий В.А. Из выступления на Пленарном заседании съезда Российского союза ректоров. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/57367
3. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р <Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей> Available at: https://legalacts.ru/ doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-04092014-n-1726-r
4. Космовская М.Л., Сраджев В.П., Шаймухаметова Л.Н., Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Современное музыкальное образование. Материалы XII международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2014.
5. Горбунова И.Б. Международная научно-практическая конференция «Современное музыкальное образование». Музыка и время. 2015; № 10: 61 - 63.
6. Цифровизация в сфере культуры. Комитет по культуре провел парламентские слушания. Available at: http://komitet2-3.km.duma.gov.ru/Novosti-Komiteta/item/15584405
7. Гончарова М.С., Горбунова И.Б. Планшетные (мобильные) технологии в профессиональном музыкальном образовании. Медиамузыка. 2016; № 6. Available at: http:// mediamusic-journal.com/Issues/6_3.html
8. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Опыт математического представления музыкально-логических закономерностей в книге Я. Ксенакиса «Формализованная музыка». Общество. Среда. Развитие. 2012; 4 (25): 135-138.
9. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Компьютерная музыка в системе подготовки педагога-музыканта. Медиамузыка. 2014; № 3: 4. Available at: http://mediamusic-journal.com/ Issues/3_4.html
10. Горбунова И.Б., Панкова А.А., Родионов П.Д. Digital Audio Workstation: Теория и практика. Saarbrücken, 2016.
11. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. О значении информационных технологий для современной экспериментальной эстетики (музыкально-теоретический аспект). Труды Международной научно-теоретической конференции. Отв. за выпуск О.Д. Шипунова, 2014: 97 - 100.
12. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в общем и профессиональном музыкальном образовании. Материалы Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2004: 52 - 55.
13. Григорьева И.Л. Программа обучения детей игре на цифровом клавишном аккордеоне в учреждении дополнительного образования. Материалы XV Международной научно-практич. Конференции. Под общ. ред. И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2017: 441 - 444.
14. Хомутская Н.Ю. Музицирование на электронных музыкальных инструментах как перспективное направление в развитии музыкального воспитания нового поколения исполнителей. МатериалыXVI Междунар. научно-практич. Конференции, Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена. Под общ. ред. И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2018: 369 - 371.
15. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Экспериментальная эстетика: логические, композиционные и педагогические проблемы современного этапа компьютерного музыкального творчества. Материалы XIII Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2014: 197 - 204.
16. Белов ГГ., Горбунова И.Б., Горельченко А.В. Музыкальный компьютер. Новый инструмент музыканта; Методическое пособие. Санкт-Петербург, 2006.
17. Горбунова И.Б., Горельченко А.В. Технологии и методики обучения. Музыкально-компьютерные технологии в системе начального музыкального образования. Санкт-Петербург: РПГУ им. А.И. Герцена, 2007.
18. Горбунова И.Б., Романенко Л.Ю. Феномен музыкально-компьютерных технологий в современной культурологической и социогуманитарной теории и практике. Казанский педагогический журнал. 2015; № 5-2 (112): 388 - 395.
19. Горбунова И.Б. Информационные и музыкально-компьютерные технологии в музыкальном образовании. Материалы XV Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург: РПГУ им. А.И. Герцена, 2017: 44 - 51.
20. Петрова Н.Н. Арт-педагогический подход в современном музыкальном образовании. Мир науки, культуры, образования, 2017; 3 (64): 184 - 186.
21. Петрова Н.Н. Цифровой баян как средство создания иммерсивной звуковой среды в театральном пространстве. Медиамузыка. 2019; № 10. Available at: http:// mediamusic-journal.com/Issues/10_5.html
14 Любая электроника, будь-то бытовая техника или музыкальный инструмент, требует умелого обращения пользователя и правильной настройки параметров. Однако, как показывает практика, многие музыканты не знают как правильно использовать полифункциональность ЭМИ, зачастую играя исключительно на привычном им тембре фортепиано без изменения каких-либо заводских настроек.
15 Цифровые инструменты часто называют «самоиграйками» (и, к сожалению, такая точка зрения экстраполируется на всё цифровое исполнительство, что в корне неверно) из-за наличия функции автоаккомпанемента, встроенных мультипедов, song и др., позволяющих с одной стороны значительно обогатить исполнительский багаж дополнительными опциями, а с другой стороны - значительно упрощают исполнительскую функцию цифрового музыканта по сравнению «акустическими» коллегами. В данной статье мы рассматриваем профессионально ориентированное цифровое исполнительство, основанное на традициях отечественной исполнительской школы и высоких образцах академической музыки.
16 Многие чиновники от культуры, составляя мнение о необходимости развития цифровых технологий в образовании, исходят из социологического мониторинга «с мест», представляемых им администрациями ДШИ/ДМШ, колледжей и вузов, что, на наш взгляд не всегда отвечает реальному положению дел, т.к. по разным причинам местные администрации, исходя из ограниченных бюджетов, не имеют возможности развивать собственные материальные базы, закупать инновационные инструменты и технологии, тем самым отвечая на социокультурный спрос, поэтомустатистические данные о социокультурном запросе населения на данные формы культуротворчества могут быть искажены.
22. Сидоренко И.А. Мониторинг музыкальных предпочтений современной российской молодежи. Материалы III Всероссийского социологического конгресса. Москва: Институт социологии РАН, Российское общество социологов, 2008. Available at: https://www.twirpx.com/file/2361700
23. Стракович Ю.В. Музыкальная культура в цифровую эпоху: трансформация социального функционирования: Автореферат диссертации ... кандидата. культурологии. Москва, 2010.
References
1. Poslanie Prezidenta Federal'nomu sobraniyu RF ot 01.03.2018 g. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/56957
2. Sadovnichij V.A. Iz vystupleniya na Plenarnom zasedanii s'ezda Rossijskogo soyuza rektorov. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/57367
3. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 04.09.2014 N 1726-r <Ob utverzhdenii Koncepcii razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detej> Available at: https://legalacts.ru/doc/ rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-04092014-n-1726-r
4. Kosmovskaya M.L., Sradzhev V.P., Shajmuhametova L.N., Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie. Materialy XII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2014.
5. Gorbunova I.B. Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya "Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie". Muzyka i vremya. 2015; № 10: 61 - 63.
6. Cifrovizaciya v sfere kultury. Komitet po kul'ture provel parlamentskie slushaniya. Available at: http://komitet2-3.km.duma.gov.ru/Novosti-Komiteta/item/15584405
7. Goncharova M.S., Gorbunova I.B. Planshetnye (mobil'nye) tehnologii v professional'nom muzykal'nom obrazovanii. Mediamuzyka. 2016; № 6. Available at: http://mediamusic-journal.com/Issues/6_3.html
8. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Opyt matematicheskogo predstavleniya muzykal'no-logicheskih zakonomernostej v knige Ya. Ksenakisa "Formalizovannaya muzyka". Obschestvo. Sreda. Razvitie. 2012; 4 (25): 135-138.
9. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Komp'yuternaya muzyka v sisteme podgotovki pedagoga-muzykanta. Mediamuzyka. 2014; № 3: 4. Available at: http://mediamusic-journal.com/ Issues/3_4.html
10. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. Digital Audio Workstation: Teoriya i praktika. Saarbrücken, 2016.
11. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. O znachenii informacionnyh tehnologij dlya sovremennoj 'eksperimental'noj 'estetiki (muzykal'no-teoreticheskij aspekt). Trudy Mezhdunarodnoj nauchno-teoreticheskoj konferencii. Otv. za vypusk O.D. Shipunova, 2014: 97 - 100.
12. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obschem i professional'nom muzykal'nom obrazovanii. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Sankt-Peterburg: RGPU im. A.I. Gercena, 2004: 52 - 55.
13. Grigor'eva I.L. Programma obucheniya detej igre na cifrovom klavishnom akkordeone v uchrezhdenii dopolnitel'nogo obrazovaniya. Materialy XV Mezhdunarodnoj nauchno-praktich. Konferencii. Pod obsch. red. I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: RGPU im. A.I. Gercena, 2017: 441 - 444.
14. Homutskaya N.Yu. Muzicirovanie na 'elektronnyh muzykal'nyh instrumentah kak perspektivnoe napravlenie v razvitii muzykal'nogo vospitaniya novogo pokoleniya ispolnitelej. Materialy XVI Mezhdunar. nauchno-praktich. Konferencii, Sankt-Peterburg: RGPU im. A.I. Gercena. Pod obsch. red. I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: RGPU im. A.I. Gercena, 2018: 369 - 371.
15. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. 'Eksperimental'naya 'estetika: logicheskie, kompozicionnye i pedagogicheskie problemy sovremennogo 'etapa komp'yuternogo muzykal'nogo tvorchestva. Materialy XIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Sankt-Peterburg: RGPU im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg: RGPU im. A.I. Gercena, 2014: 197 - 204.
16. Belov G.G., Gorbunova I.B., Gorel'chenko A.V. Muzykal'nyjkomp'yuter. Novyjinstrumentmuzykanta; Metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg, 2006.
17. Gorbunova I.B., Gorel'chenko A.V. Tehnologii i metodikiobucheniya. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v sisteme nachal'nogo muzykal'nogo obrazovaniya. Sankt-Peterburg: RPGU im. A.I. Gercena, 2007.
18. Gorbunova I.B., Romanenko L.Yu. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij v sovremennoj kul'turologicheskoj i sociogumanitarnoj teorii i praktike. Kazanskijpedagogicheskij zhurnal. 2015; № 5-2 (112): 388 - 395.
19. Gorbunova I.B. Informacionnye i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v muzykal'nom obrazovanii. Materialy XV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Sankt-Peterburg: RPGU im. A.I. Gercena, 2017: 44 - 51.
20. Petrova N.N. Art-pedagogicheskij podhod v sovremennom muzykal'nom obrazovanii. Mir nauki, kultury, obrazovaniya, 2017; 3 (64): 184 - 186.
21. Petrova N.N. Cifrovoj bayan kak sredstvo sozdaniya immersivnoj zvukovoj sredy v teatral'nom prostranstve. Mediamuzyka. 2019; № 10. Available at: http://mediamusic-journal. com/Issues/10_5.html
22. Sidorenko I.A. Monitoring muzykal'nyh predpochtenij sovremennoj rossijskoj molodezhi. Materialy III Vserossijskogo sociologicheskogo kongressa. Moskva: Institut sociologii RAN, Rossijskoe obschestvo sociologov, 2008. Available at: https://www.twirpx.com/file/2361700
23. Strakovich Yu.V. Muzykal'naya kul'tura vcifrovuyu 'epohu: transformaciya social'nogo funkcionirovaniya: Avtoreferat dissertacii ... kandidata. kul'turologii. Moskva, 2010.
Статья поступила в редакцию 02.12.19
УДК 373 + 372.8 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10162
Gorbunova I.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Informatization of Education, Chief Researcher at the Educational and Methodical Laboratory "Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: gorbunova@herzen.spb.ru Kameris Andreas, postgraduate, Senior Researcher of Educational and Methodical Laboratory Music Computer Technologies, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: kamerisand@yahoo.com
Plotnikov K.Yu, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior researcher, Educational and Methodical Laboratory "Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: zvukimus@mail.ru
MUSIC COMPUTER TECHNOLOGIES: ON THE PROBLEM OF UNDERSTANDING THE TERM AND ITS USE IN PEDAGOGICAL PRACTICE. A separate part of information technology is software and hardware, which is developed to perform operations with musical material. The development of this Toolkit by musicians leads to the appearance in musical pedagogy of such a group of terms that denote similar concepts or even the same phenomenon. The authors give arguments for the approval of the term "music computer technologies" as an international term for use, which determines its specific and appropriate use in the practice of teaching music disciplines and reveals the prospects for creating new educational routes in the system of contemporary musical education.
Key words: music computer technologies, music education, science methodology, scientific terminology, educational risks, educational potential.
И.Б. Горбунова, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии», профессор кафедры цифрового образования РГПУ имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: gorbunova@herzen.spb.ru
Камерис Андреас, канд. технических наук, ст. научный сотрудник Учебно-методической «Музыкально-компьютерные технологии», «Музыкально-компьютерные технологии», РГПУ имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: kamerisand@yahoo.com К.Ю. Плотников, канд. пед. наук, ст. науч. сотрудник Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: zvukimus@mail.ru
МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: К ПРОБЛЕМЕ ПОНИМАНИЯ ТЕРМИНА И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Отдельная часть информационных технологий - это программно-аппаратная часть (soft, hard), которая разрабатывается для выполнения операций с музыкальным материалом. Освоение этого инструментария музыкантами приводит к появлению в музыкальной педагогике такой группы терминов, которые обозначают близкие понятия или даже один и тот же феномен. Авторы приводят аргументы для утверждения термина «музыкаль-