Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних / автоматизированная информационная система в сфере защиты прав несовершеннолетних и профилактики их антиобщественного и противоправного поведения / АИС «Профилактика» / органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних / system for the prevention of neglect and juvenile delinquency / an automated information system in the field of protecting the rights of minors and preventing their antisocial and illegal behavior / AIS “Prevention” / institutions of the system for the prevention of neglect and juvenile delinquency

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Михаил Евгеньевич Бурлаков, Никита Александрович Бутаков, Екатерина Микаеловна Колмакова

В статье рассматриваются и описываются мероприятия в сфере цифровизации системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в частности мероприятия по созданию автоматизированной информационной системы в сфере защиты прав несовершеннолетних и профилактики их антиобщественного и противоправного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Михаил Евгеньевич Бурлаков, Никита Александрович Бутаков, Екатерина Микаеловна Колмакова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION THE SYSTEM FOR PREVENTION OF NEGLECT AND JUVENILE DEFENSES IN RUSSIAN FEDERATION

Today calculation process in government systems for the prevention of neglect and delinquency of minors is based on paper in Russian Federation. It reduces the speed of exchange of information on minors for whom individual preventive work is carried out and who are in a socially dangerous situation. The article discusses and describes measures of digitalization of the system for preventing neglect and juvenile delinquency, in particular measures to create an automated information system in the field of protecting the rights of minors and preventing their antisocial and illegal behavior.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ

УПРАВЛЕНИЕ

STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT

Научная статья

УДК 351/354:004 DOI: 10.47475/2618-9852-2023-8-3-5-9

ББК 67

ЦИФРОВИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Михаил Евгеньевич Бурлаков1, Никита Александрович Бутаков2, Екатерина Микаеловна Колмакова3

1 АНО «ЦИСМ», Москва, Россия, bm@cism-ms.ru

2 АНО «ЦИСМ», Москва, Россия, n.butakov@cism-ms.ru

3 Южно-Уральский государственный университет (НИУ), Челябинск, Россия, katekol_mn@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются и описываются мероприятия в сфере цифровизации системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в частности мероприятия по созданию автоматизированной информационной системы в сфере защиты прав несовершеннолетних и профилактики их антиобщественного и противоправного поведения.

Ключевые слова: система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, автоматизированная информационная система в сфере защиты прав несовершеннолетних и профилактики их антиобщественного и противоправного поведения, АИС «Профилактика», органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Для цитирования: Бурлаков М. Е., Бутаков Н. А., Колмакова Е.М. Цифровизация системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации // Общество, экономика, управление. 2023. Т. 8, № 3. С. 5-9. DOI: 10.47475/2618-9852-2023-8-3-5-9

Original article

DIGITAL TRANSFORMATION THE SYSTEM FOR PREVENTION OF NEGLECT AND JUVENILE DEFENSES IN RUSSIAN FEDERATION

Mikhail E. Burlakov1, Nikita A. Butakov2, Ekaterina M.

Kolmakova3

1 ANO "CISM", Moscow, Russia, bm@cism-ms.ru

2 ANO "CISM", Moscow, Russia, n.butakov@cism-ms.ru

3 South Ural State University (NRU), Chelyabinsk, Russia, katekol_mn@mail.ru

Abstract. Today calculation process in government systems for the prevention of neglect and delinquency of minors is based on paper in Russian Federation. It reduces the speed of exchange of information on minors for whom individual preventive work is carried out and who are in a socially dangerous situation. The article discusses and describes measures of digitalization of the system for preventing neglect and juvenile delinquency, in particular measures to create an automated information system in the field of protecting the rights of minors and preventing their antisocial and illegal behavior.

© Бурлаков М. Е., Бутаков Н. А., Колмакова Е.М., 2023

Бурлаков M. Е., Бутаков H. А., Колмакова Е.М.

Keywords: system for the prevention of neglect and juvenile delinquency, an automated information system in the field of protecting the rights of minors and preventing their antisocial and illegal behavior, AIS "Prevention", institutions of the system for the prevention of neglect and juvenile delinquency.

For citation: Burlakov ME, Butakov NA, Kolmakova EM. Digital transformation the system for prevention of neglect and juvenile defenses in Russian Federation. Society, economy, management. 2023;8(3):5-9. (In Russ.). DOI: 10.47475/2618-9852-2023-8-3-5-9

Введение

В соответствии с положениями Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее — Федеральный закон № 120-ФЗ) органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее — субъекты системы профилактики) проводят индивидуальную профилактическую работу (далее — ИПР) в отношении несовершеннолетних и родителей (законных представителей), а также с иными категориями лиц в случае необходимости предупреждения правонарушений либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних1.

В целях координации деятельности субъектов системы профилактики по предупреждению безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (далее — СОП), выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям, на территории Российской Федерации создаются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — КДН и ЗП).

Межведомственное взаимодействие между субъектами системы профилактики, а также иными органами и организациями обеспечивается в том числе посредством совместных согласованных действий (решений) участников межведомственного взаимодействия по вопросам организации ИПР с различными категориями несовершеннолетних, родителей (иных законных представителей).

В рамках координации деятельности субъектов системы профилактики по различным направлениям работы в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, осуществления мониторинга их деятельности аппараты, обеспечивающие деятельность КДН и ЗП

1 Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : федер. закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 21.11.2022) // Инф.-прав. база «Гарант». URL: https://base.garant.ru/12116087/ (дата обращения: 18.10.2023).

выступают в роли оператора системы межведомственного взаимодействия с использованием технологии «единого окна».

Использование данной технологии позволяет:

- обеспечивать проведение анализа информации, необходимой для осуществления координирующей функции КДН и ЗП в пределах своих полномочий;

- своевременно организовывать проведение ИПР, направленной на оказание поддержки несовершеннолетним, а также семьям, воспитывающим детей;

- оказывать своевременную квалифицированную информационно-консультативную помощь гражданам, нуждающимся в такой помощи со стороны субъектов системы профилактики.

Как показывает сложившаяся в субъектах Российской Федерации практика деятельности, в аппарат, обеспечивающий деятельность КДН и ЗП, регулярно поступает различная информация, включая2 [1; 2]:

- сведения о категориях и количестве лиц, в отношении которых субъектами системы профилактики проводится ИПР, а также иные персонифицированные данные;

- сведения о выявленных субъектами системы профилактики случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав;

- сведения о деятельности субъектов системы профилактики в части реализации полномочий, возложенных на них Федеральным законом № 120-ФЗ, а также иными нормативными правовыми актами, с целью анализа ситуации, связанной с состоянием безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, планирования работы КДН и ЗП, подготовки отчетов, а также для реализации иных задач;

- сведения о деятельности субъектов системы профилактики, а также иных органов и организаций, оказывающих различные виды помощи гражданам (социальной, психологической, педагогической, юридической,

2 Инновационный подход к развитию системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. URL: https://fcprc.ru/media/media/behavior/Sbornik-KDN-i-ZP-na-sajt.pdf (дата обращения: 16.10.2023).

консультативной, содействие трудовому устройству и иной).

В настоящее время учет деятельности субъектов системы профилактики осуществляется, как правило, на бумажных носителях, а также в разнородных информационных системах1, что снижает скорость обмена данными о лицах, в отношении которых проводится ИПР, находящихся в СОП, а также несовершеннолетних, проявляющих признаки девиантного поведения [3; 4]. Такой формат работы препятствует своевременной организации ИПР, проведению анализа эффективности деятельности субъектов системы профилактики при ее проведении.

В этих целях в рамках реализации мероприятий по формированию единого подхода к межведомственному взаимодействию в системе воспитания и профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование»2, паспорт которого утвержден протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 г. № 163, создается автоматизированная информационная система в сфере защиты прав несовершеннолетних и профилактики их антиобщественного и противоправного поведения (далее — АИС «Профилактика»)4.

Результаты исследования и их обсуждение

Цифровая трансформация занимает важное место в повестке дня и является одним из основных приоритетов государства на ближайшие годы [5]. Рост и развитие в настоящее время цифровых или электронных технологий, позволяющих быстро перемещать информацию, являются фундаментальной тенденцией развития всех отраслей экономики [6].

Целью цифровизации системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершен-

1 Распоряжение правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 г. № 520-р. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ ips/?docbody=&link_id=2&nd=102429040&intelsearch (дата обращения: 15.10.2023).

2 Паспорт федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование». URL: https://edu.gov.ru/national-project/ projects/patriot/ (дата обращения: 17.10.2023).

3 Протокол от 24 декабря 2018 г. № 16. URL: https://www. consultant.ru/law/podborki/protokol_ot_24_dekabrya_2018_g._% 25E2%2584%2596_16/ (дата обращения: 17.10.2023).

4 Статья 5. Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа // Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : федер. закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ. URL: https://base.garant.ru/12116087/5633a92d35b966c2ba2f1e 859e7bdd69/ (дата обращения: 18.10.2023).

нолетних является формирование единого подхода к межведомственному взаимодействию в системе воспитания и профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, повышение эффективности государственного управления в сфере организации ИПР за счет формирования и реализации единой политики создания и применения цифровых технологий, совершенствования информационного, технологического и аналитического обеспечения принятия решений на всех уровнях системы профилактики, существенного сокращения дублирующих информационных потоков, формирования единого информационно-технологического пространства в сфере организации ИПР.

В качестве задач необходимо выделить следующие :

- повышение полноты, корректности и оперативности сбора информации, поддержание целостности данных, унифицирование данных за счет использования единых справочников и классификаторов, в том числе за счет введения единых стандартов для ввода первичных данных пользователями информационной системы;

- создание защищенного единого информационного пространства, обеспечивающего учет и хранение сведений о категориях лиц, установленных статьей 5 Федерального закона № 120-ФЗ [4], а также о несовершеннолетних и родителях (законных представителях), в отношении которых субъектами системы профилактики выявлены факты детского и семейного неблагополучия, способствующие возможности рассмотрения вопроса о проведении ИПР, и всех видах профилактических работ, проводимых с ними субъектами системы профилактики;

- создание единой методической базы для проведения субъектами системы профилактики всех видов профилактических работ с несовершеннолетними, родителями (законными представителями);

- использование широкого набора аналитических инструментов для мониторинга эффективности деятельности субъектов системы профилактики, в том числе за счет применения современных технологий обработки больших массивов данных, в режиме реального времени;

- предоставление пользователям сервисов, позволяющих использовать данные в различных форматах, в том числе формировать запросы по детализации данных;

- хранение информации с соблюдением процедуры разграничения доступа к данным;

- обеспечение оперативного обмена информацией между субъектами системы профилактики;

Бурлаков М. Е., Бутаков Н. А., Колмакова Е.М.

- автоматическое формирование показателей статистической отчетности эффективности деятельности субъектов системы профилактики;

- оперативное получение федеральными органами исполнительной власти, входящими в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, информационно-аналитических данных о деятельности в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних как на территории отдельного субъекта Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации.

Создаваемая АИС «Профилактика» позволит:

- организовать оперативный учет и обмен данными о категориях лиц, установленных Федеральным законом № 120-ФЗ, а также о несовершеннолетних, в отношении которых субъектами системы профилактики выявлены факты детского и семейного неблагополучия, способствующие возможности рассмотрения вопроса о проведении ИПР;

- ускорить процесс принятия управленческих решений;

- оценить эффективность проводимой ИПР;

- сократить временные затраты специалистов субъектов системы профилактики на обработку и подготовку документов посредством создания единой инфраструктуры сбора, хранения, обработки, передачи и использования информации.

При обсуждении результатов исследования авторами выделяются следующие принципы, на которых должна основываться цифровизация системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

- реализация однократного предоставления данных для их дальнейшего многократного использования;

- отсутствие необходимости вносить данные, которые уже есть в государственных органах;

- единство описания данных сферы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и использование единых справочников, классификаторов, реестров для взаимодействия с пользователями системы;

- единство механизмов взаимодействия системы с иными поставщиками данных;

- полнота, актуальность, непротиворечивость, юридическая значимость и связанность государственных данных, участвующих в информационном обмене;

- непрерывность, своевременность и полнота поступления данных, их адекватность из-

меряемому процессу, доступность их получения;

- контроль качества данных в части внедрения эффективных автоматических механизмов мониторинга изменений и непрерывной сверки данных из различных источников;

- интерактивный доступ к системе всех пользователей вне зависимости от территориального размещения;

- обеспечение конфиденциальности, целостности, доступности информации, содержащейся в системе, и разграничение прав субъектов информации и пользователей, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований по защите данных;

- снижение дублирования деятельности других систем, участвующих в организации работы в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, реализация принципа максимальной интеграции;

- стандартизация и унификация рабочих и отчетных документов и правил их формирования;

- безвозмездность доступа к функционалу и информации, размещенным в системе, для всех ее участников.

Заключение

Авторами статьи отмечается следующее: циф-ровизация системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе создание АИС «Профилактика» приведет к следующим социально-экономическим эффектам:

- использование единого информационного пространства в деятельности субъектов системы профилактики Российской Федерации;

- обеспечение оперативного обмена информацией в рамках межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики;

- повышение оперативности и эффективности проведения ИПР;

- повышение оперативности и качества принимаемых управленческих решений в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- обеспечение оперативного получения информационно-аналитических данных о деятельности в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории всех субъектов Российской Федерации;

- снижение затрат бюджета Российской Федерации за счет внедрения стандартизации,

централизации и сокращения дублирования компонентов информационной инфраструктуры в рамках единого информацион-

ного пространства в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Ильгова Е. В., Зайкова С. Н. Функциональная структура автоматизированной информационной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2021. № 5 (142). С. 104-113.

2. Таибова О. Ю. Правовой статус комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав: проблемы и перспективы развития // Lex Russica. 2015. Т. XCVIII, № 1. С. 59-66.

3. Попова В. И., Гулин К. А. Возможности совершенствования системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних в регионе // Проблемы развития территории. 2007. Вып. 40. С. 61-71.

4. Салахова В. Б. Совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории субъектов Российской Федерации // Симбирский научный вестник. 2019. № 4 (38). С. 59-71.

5. Колмакова Е. М., Колмакова И. Д. Digital-технологии как драйвер роста // Государственное управление в новых реалиях: современные вызовы и возможности : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Челябинск, 2022. С. 113-117.

6. Колмакова Е. М. Цифровая экономика: тенденции развития // Евразия-2022: социально-гуманитарное пространство в эпоху глобализации и цифровизации : материалы Междунар. науч. культ.-образ. форума. Челябинск : Изд-во Юж.-Урал. гос. ун-та, 2022. С. 74-76.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Ilgova EV, Zaikova SN. Functional structure of an automated information system for the prevention of neglect and juvenile delinquency in the Russian Federation. Vestnik Saratovskoy gosudarstvennoy yuridicheskoy akademii = Bulletin of the Saratov State Legal Academy. 2021;(5(142):104-113. (In Russ.).

2. Taibova OYu. Legal status of the commission for minors and protection of their rights: problems and development prospects. Lex Russica. 2015;XCVIII(1):59-66. (In Russ.).

3. Popova VI, Gulin KA. Possibilities for improving the system for preventing the neglect of minors in the region. Problemy razvitiya territorii = Problems of territory development. 2007;(40):61-71. (In Russ.).

4. Salahova VB. Improving the system for preventing neglect and juvenile delinquency on the territory of the constituent entities of the Russian Federation. Simbirskiy nauchnyy vestnik = Simbirsk Scientific Bulletin. 2019;(4(38):59-71. (In Russ.).

5. Kolmakova EM, Kolmakova ID. Digital technologies as a growth driver. In: Gosudarstvennoe upravlenie v novyh realiyah: sovremennye vyzovy i vozmozhnosti = Public administration in new realities: modern challenges and opportunities. Chelyabinsk; 2022. Pp. 113-117. (In Russ.).

6. Kolmakova EM. Digital economy: development trends. In: Evraziya-2022: social'no-gumanitarnoe prostranstvo v epohu globalizacii i cifrovizacii = Eurasia-2022: social and humanitarian space in the era of globalization and digi-talization. Chelyabinsk; Publishing house South Ural State Univ.; 2022. Pp. 74-76. (In Russ.).

М. Е. Бурлаков — заместитель генерального директора.

Н. А. Бутаков — менеджер проектов в области информационных технологий отдела сопровождения проектов Департамента мониторинга и анализа деструктивных проявлений в киберсреде.

Е. М. Колмакова — магистрант Высшей школы электроники и компьютерных наук.

Mikhail E. Burlakov — deputy general director.

Nikita A. Butakov — project manager in the field of information technology in the project support department of the Department for monitoring and analysis of destructive manifestations in the cyber environment.

Ekaterina M. Kolmakova — master's student at the Higher School of Electronics and Computer Science.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный Contribution of the authors: the authors contributed вклад в подготовку публикации. equally to this article.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 10.09.2023 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 20.10.2023 Принята к публикации / Accepted for publication: 23.10.2023

REFERENCES

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.