DOI 10.24412/2227-7315-2022-6-84-93 УДК 342.951:351.82
A.A. Стародубов, Е.С. Архипова
ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА В ЦЕЛЯХ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ*
Введение: в Российской Федерации активно проводится государственная молодежная политика, принимаются нормативно-правовые акты, регламентирующие данную сферу общественных отношений. Неотъемлемой составляющей государственной молодежной политики признается ее информационное обеспечение, для чего создаются соответствующие автоматизированные информационные системы. При этом в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних единое информационное пространство обеспечивающих ее органов и учреждений до настоящего времени отсутствует. В работе рассматривается вопрос о том, насколько действующее регулирование молодежной политики способно повлиять на информационное обеспечение профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних как смежной сферы. Цель: выявить проблемные вопросы информационного обеспечения молодежной политики в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Методологическая основа: для решения данного вопроса использовались как общие (анализ, синтез, индукция, дедукция, формально-логический метод), так и специальные методы познания: метод анализа документов, сравнительно-правовой метод. Результаты: были проанализированы положения федеральных законов и распоряжений Правительства Российской Федерации, регулирующие использование информационных систем в сфере государственной молодежной политики, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Выводы: были выявлены признаки формирования единого информационного пространства субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, рассмотрены отдельные
© Стародубов Арсений Александрович, 2022
Ведущий научный сотрудник Центра научно-методического обеспечения системы профилактики и безнадзорности несовершеннолетних Института законотворчества (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: kdn@ssla.ru
© Архипова Елена Сергеевна, 2022
Соискатель, преподаватель кафедры административного и муниципального права, заместитель руководителя Центра научно-методического обеспечения системы профилактики и безнадзорности несовершеннолетних Института законотворчества (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: arhipovaelena06@yandex.ru
© Starodubov Arseniy Aleksandrovich, 2022
Leading Researcher of the Center for Scientific and Methodological Support of the System of Prevention and Neglect of Minors of the Institute of Lawmaking (Saratov State Law Academy)
© Arkhipova Elena Sergeevna, 2022
Degree seeker, Lecturer of the Department of Administrative and Municipal Law, Deputy Head of the Center for Scientific and Methodological Support of the System of Prevention and Neglect of Minors of the Institute of Lawmaking (Saratov State Law Academy)
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-01100656.
вопросы взаимодействия с ним ведомственных информационных баз, а также информационных систем в сфере молодежной политики.
Ключевые слова: молодежная политика, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, информационные системы, взаимодействие субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, единое информационное пространство.
A.A. Starodubov, E.S. Arkhipova
PROSPECTS FOR THE FORMATION OF A COMMON INFORMATION SPACE FOR PREVENTING DELINQUENCY AMONG YOUNG PEOPLE
Background: in the Russian Federation the state youth policy is actively carried out, normative legal acts regulating this sphere of public relations are adopted. An integral component of the state youth policy is its information support, for which the corresponding automated information systems are created. At the same time in the sphere of prevention of child neglect and juvenile delinquency there is no unified information space of the bodies and institutions providing it so far. The paper considers the extent to which the existing regulation of youth policy is able to influence the information support of the prevention of child neglect and juvenile delinquency as a related sphere. Objective: to identify problematic issues of information support of youth policy in the field of prevention of neglect and juvenile delinquency. Methodology: to solve this issue, both general (analysis, synthesis, induction, deduction, formal logical method) and special methods of cognition were used: the method of analyzing documents, the comparative legal method. Results: the provisions of federal laws and orders of the Government of the Russian Federation regulating the use of information systems in the field of state youth policy, prevention of neglect and juvenile delinquency were analyzed. Conclusions: the signs of the formation of a unified information space of the subjects of the system for the prevention of neglect and juvenile delinquency were identified, certain issues of interaction with departmental information bases, as well as information systems in the field of youth policy were considered.
Key-words: youth policy, prevention of neglect and juvenile delinquency, information systems, interaction of subjects of the system of prevention of neglect and juvenile delinquency, unified information space.
В последние годы органами государственной власти Российской Федерации е уделяется пристальное внимание вопросам социализации и организации моло- | дого поколения, проведение государственной молодежной политики. В стране ¡5 было объявлено Десятилетие детства, разработан и утвержден план по развитию 4 системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолет- ~ них. Дальнейшими шагами в указанном направлении стало принятие законов § о молодежной политике, о российском движении детей и молодежи, других нормативных правовых актов. Государство стремится вовлечь детей и молодежь в организованную деятельность, а одним из следствий выполнения данной задачи станет снижение числа преступлений, правонарушений, проявлений антиобщественного поведения как со стороны несовершеннолетних, так и в отношении них. Таким образом, успехи в реализации молодежной политики будут одно- 85
временно способствовать достижению целей деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Другой особенностью современного периода развития является широкое внедрение информационных технологий и систем обработки данных в различные сферы деятельности, не являются исключением и сферы государственной молодежной политики, а также деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. При этом в информационном обеспечении деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации (далее — системы профилактики) сложилась уникальная ситуация. Во-первых, в силу особенностей архитектуры системы профилактики сама она является достаточно сложно организованной: в нее входят девять групп субъектов, осуществляющих свою деятельность на федеральном, региональном и территориальном (муниципальном) уровнях, а некоторые представлены органами управления (как правило, органами государственной власти и органами местного самоуправления), а также подведомственными им организациями (как правило, государственными или муниципальными автономными, бюджетными и казенными учреждениями).
Во-вторых, к настоящему времени многие субъекты системы профилактики внедрили в свою деятельность различные автоматизированные информационные системы. При проектировании, внедрении и эксплуатации информационных систем субъекты в первую очередь стремились к оптимизации процессов выполнения ведомственных функций, таким образом, особенности этих систем лишь в ограниченной, а иногда незначительной степени позволяют обеспечить я взаимодействие внедривших их органов и учреждений как субъектов системы ? профилактики. Дополнительную сложность формирования единого информа-а ционного пространства системы профилактики представляет множественность | и автономность используемых информационных систем, что в ряде случаев I приводит к практической (технической) невозможности оперативного обмена | данными без существенных финансовых и трудовых затрат. I Таким образом, единого информационного пространства субъектов системы
§ профилактики к настоящему времени не сформировано, что не способствует | повышению эффективности деятельности по профилактике безнадзорности и § правонарушений несовершеннолетних. С другой стороны, предпринимаемые государством усилия по реализации молодежной политики могут выступить Ц катализатором формирования такого пространства: ускорить процесс разработки | и внедрения федеральной государственной информационной системы для нужд & системы профилактики (далее — ФГИССП), способствовать ее интеграции с | информационным пространством молодежной политики. Настоящая работа ¡5 стремится внести вклад в изучение данного вопроса на основе анализа новейших § нормативно-правовых актов федерального уровня, регламентирующих молодеж-| ную политику в Российской Федерации, и некоторых других. | Вопросы информационного обеспечения молодежной политики нашли весь-
ма скромное отражение в научной литературе. Представленные в открытом доступе исследования касаются преимущественно анализа интернет-сайтов органов государственной власти и местного самоуправления, в компетенцию которых входит реализация молодежной политики, а сами работы носят локальный характер. Так, А.В. Тупаев [1] на основе материалов интернет-сайтов 86 государственных учреждений анализирует процессы информатизации в сфере
государственного управления и молодежной политики на примере программ гражданско-патриотического воспитания в молодежной среде. Анализ информатизации молодежной политики на уровне местного самоуправления на примере Екатеринбурга предпринят в работе Д.А. Калугиной и Г.Г. Климовой [2]. На основе применения комплексной системы критериев оценки сайтов органов местного самоуправления авторы приходят к выводу о недостаточном внимании органов государственной власти и местного самоуправления к информационному обеспечению государственной молодежной политики. Н.Г. Кирилец [3] рассматривает использование единого информационного пространства в сфере реализации молодежной политики на региональном уровне. Е.Е. Ковалев [4] обращается к проблеме подготовленности специалистов органов управления молодежной политикой для работы с информационными системами.
Немного более обширна литература, посвященная вопросам информатизации деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Обычно вопросы использования информационных технологий и решений рассматриваются авторами в контексте оптимизации межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики. Например, М.Н. Чабан [5] анализирует данный вопрос применительно к предупреждению безнадзорности, преступлений и правонарушений среди школьников. М.В. Сидоренко [6] исследует проблемы взаимодействия в условиях отсутствия единого информационного пространства на локальном уровне в городе Благовещенске. В работе А.А. Луговской и О.С. Борисенко [7] внедрение информационных систем рассматривается в качестве решения проблемы разобщенности субъектов системы профилактики в своей деятельности. Е.О. Винниченко [8] анализирует ш опыт отдельных российских регионов, которые в той или иной степени внедрили и информационные системы и банки данных для учета семей и несовершеннолет- а них из групп риска. Пристальное внимание проблематике межведомственного о взаимодействия субъектов системы профилактики и внедрения современных | информационных технологий уделено в ряде работ начальника кафедры ад- о
п
министративной деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского 1 университета МВД России А.А. Беженцева [9; 10; 11; 12; 13]. С 2010 г. автор Ц
н
последовательно аргументирует необходимость внедрения передовых инфор- о мационных технологий в деятельность субъектов системы профилактики, в ю
TD
том числе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — |
комиссии), подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних к
дел, а также рассматривает проблемы эффективного использования различных а
технических решений. |
Как показал проведенный анализ, большинство исследований, посвященных ии
информатизации молодежной политики, профилактики безнадзорности и право- g
нарушений несовершеннолетних, были проведены до приятия федеральных 1
законов о молодежной политике, о российском движении детей и молодежи; в )
них не нашли отражения вопросы взаимного влияния процессов внедрения и 2 использования информационных технологий в обеих рассматриваемых сферах. В настоящей работе предпринимается попытка частично восполнить данный пробел.
Методологической базой исследования является комплексный подход, включающий общие и специальные методы познания. В числе общенаучных методов
были использованы анализ, синтез, индукция, дедукция, а также формально- 87
логический метод. Среди специальных методов предпочтение было отдано методу анализа документов, сравнительно-правовому методу.
Эмпирическую базу исследования составили тексты нормативно-правовых актов федерального уровня, регулирующие вопросы осуществления государственной молодежной политики, деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
Федеральный закон № 120-ФЗ от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 14 июля 2022 г.)1 (далее — Федеральный закон № 120-ФЗ);
Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»2 (далее — Федеральный закон № 489-ФЗ);
Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 261-ФЗ «О российском движении детей и молодежи»3 (далее — Федеральный закон № 261-ФЗ);
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 г. № 520-р «Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года» (в ред. от 18 марта 2021 г.)4 (далее — Распоряжение № 520-р);
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 г. № 122-р «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года» (в ред. от 25 мая 2022 г.)5 (далее — Распоряжение № 122-р).
В настоящее время Федеральный закон № 120-ФЗ не содержит положений, обязывающих или наделяющих субъекты системы профилактики правом использовать какие-либо автоматизированные информационные системы в своей деятельности. Взаимодействию органов и учреждений системы профилактики посвящена ч. 2 ст. 9 данного закона, которая устанавливает обязанность незамедлительно информировать тот или иной субъект системы профилактики в зависимости от вида выявленных признаков нарушения прав несовершеннолетних. Необходимость использования автоматизированной информационной системы для нужд системы профилактики не содержится также ни в примерном положении о комиссиях6 как органах, координирующих деятельность субъектов системы профилактики, ни в других нормативно-правовых документах федерального уровня.
В разделе IV «Основные принципы развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года, утвержденной Распоряжением № 520-р (далее — Концепция развития), среди принципов развития системы профилактики провозглашается принцип интеграции, который заключается в объединении действий различных ведомств и организаций на основе создания единого в том числе информационного пространства. Пунктом 1 разд. I «Совершенствование нормативно-право-
1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 26, ст. 3177; 2022, № 29 (ч. II), ст. 5229.
2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2021. № 1 (ч. I), ст. 28.
3 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2022. № 29 (ч. II), ст. 5228.
4 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2017. № 14, ст. 2088; 2021, № 12, ст. 2102.
5 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2021. № 5, ст. 914; 2022. № 23, ст. 3849.
6 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 г. № 995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» (в ред. от 10 февраля 2020 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 45,
88 ст. 5829; 2020. № 7, ст. 847.
вого регулирования в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Плана мероприятий на 2021-2025 годы по реализации Концепции развития предусмотрено совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе в части регулирования вопросов электронного обмена информацией между органами и учреждениями системы профилактики.
В настоящее время в открытом доступе находится мало информации о совершенствовании законодательства в заявленном направлении. Анализ отдельных сообщений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации1 позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время в нескольких субъектах Российской Федерации в рамках реализации Федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» стартовал пилотный проект по апробации автоматизированной информационной системы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Проект курируется Министерством просвещения Российской Федерации, а также автономной некоммерческой организацией «Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной среды». Можно предположить, что по окончании апробации данная информационная система будет усовершенствована, в том числе в части правовых оснований использования, ее статус будет повышен до уровня федеральной государственной информационной системы, после чего она будет введена в эксплуатацию. Таким образом, будет создано единое информационное пространство работы субъектов системы профилактики.
30 декабря 2020 г. был принят Федеральный закон № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации». Из определения молодежной политики, приведенной в ст. 2 Федерального закона № 489-ФЗ, следует понимание законодателем важности проведения в том числе информационно-аналитической работы для ее реализации, а также необходимости взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления для проведения молодежной политики. Часть 2 ст. 11 Федерального закона № 489-ФЗ указывает на необходимость создания федеральной государственной автоматизированной информационной системы для информационного обеспечения реализации молодежной политики (далее — АИСМП), а ч. 3 и 4 указанной статьи определяют состав сведений АИСМП и их поставщиков: федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также организации, осуществляющие деятельность в сфере молодежной политики.
Эта формулировка позволяет утверждать, что речь идет в первую очередь о тех же субъектах, которые указаны в ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 120-ФЗ как органы по делам молодежи. В таком случае Федеральный закон № 489-ФЗ вводит для органов по делам молодежи обязанность поставлять информацию в АИСМП. Примечательно, что данная информация может иметь прямое отношение к проводимой этими органами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Таким образом, в дальнейшем
1 См.: Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия. Создается общероссийская база данных семей, находящихся в социально опасном положении. 2021. 14 дек. URL: https://egov-buryatia.ru/minsoc/press_center/news/detail.php?ID=121222 (дата обращения: 15.09.2022). 89
необходимо предусмотреть как правовую, так и техническую возможность взаимного обмена сведениями между АИСМП и ФГИССП.
Продолжение усилий законодателей в сфере молодежной политики нашло отражение в принятии Федерального закона № 261-ФЗ «О российском движении детей и молодежи». В п. 5 ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 261-ФЗ закреплено право российского движения детей и молодежи (далее — Движение) создавать собственные информационные системы для достижения целей своей деятельности в порядке, предусмотренном уставом Движения. С учетом ч. 6 ст. 5 Федерального закона № 261-ФЗ получается, что Движение обязано реализовать вышеуказанное право путем создания автоматизированной информационной системы Движения (далее — АИСД) для обеспечения своей деятельности, в том числе взаимодействия между его участниками. Порядок функционирования АИСД, включая требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ее использования, порядку включения в нее сведений и составу включаемых в нее сведений, условиям и порядку предоставления доступа к информации, содержащейся в АИСД, должен определяться внутренними документами Движения и не противоречить законодательству.
В ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 261-ФЗ указано, что учет участников-об-учающихся осуществляется в первичных отделениях Движения, создаваемых в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ и (или) образовательных программ среднего профессионального образования, с использованием федеральной государственной информационной системы, определенной Правительством Рос° сийской Федерации. При этом не вполне ясно, подразумевает ли данная норма т использование АИСД для вышеназванных целей, поскольку АИСД определена ^ как автоматизированная информационная система, а в рассматриваемой норме ? речь идет о федеральной государственной информационной системе, определяе-| мой Правительством Российской Федерации.
| Несмотря на некоторую неясность, в целом можно сказать, что вопросы ис-
>1 пользования информационных систем нашли в Федеральном законе № 261-ФЗ | гораздо более детальное отражение, чем в положениях Федерального закона | № 489-ФЗ, несмотря на то, что последний регулирует гораздо более широкую 2 сферу общественных отношений. Кроме того, необходимо отметить, что органи-§ зации, осуществляющие образовательную деятельность, в которых создаются | первичные отделения Движения, выполняющие функцию учета участников-об-| учающихся, являются субъектами системы профилактики. Однако учитывая ° зафиксированный в ст. 3 Федерального закона № 261-ФЗ принцип доброволь-| ности участия в Движении представляется неправомерным рассматривать во-ё прос об организации информационного взаимодействия между АИСД и ФГИС: ¿3 образовательные организации, являясь субъектами системы профилактики и ! одновременно площадками для создания первичных отделений Движения, вы-$ полняют различные функции, несмотря на то, что в каждом случае призваны действовать в интересах детей и защиты их прав.
План основных мероприятий, проводимых в рамках десятилетия детства, на период до 2027 г., утвержденный Распоряжением № 122-р (далее — План основных мероприятий), в малой степени затрагивает вопросы совершенствования информационного взаимодействия субъектов системы профилактики и иных 90 органов, реализующих молодежную политику. Лишь п. 82 разд. V «Защита де-
тей, оставшихся без попечения родителей» Плана основных мероприятий предусмотрена модернизация государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее — Государственный банк данных), в том числе с возможностью передачи данных в другие государственные информационные системы с учетом современных информационных технологий.
Государственный банк данных в соответствии со ст. 1 Закона1 является специализированной информационной системой, созданной и используемой для учета и организации устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Принимая во внимание, что в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 120-ФЗ о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, органам и учреждениям системы профилактики необходимо незамедлительно информировать органы опеки и попечительства, сведения о таких несовершеннолетних будут первоначально вноситься во ФГИССП. Таким образом, целесообразно регламентировать в нормативно-правовых актах не только возможность передачи сведений из Государственного банка данных в другие государственные информационные системы, как это зафиксировано в Плане основных мероприятий, но и обратную возможность: передачу сведений в Государственный банк данных из ФГИССП. В то же время представляется требующим дальнейшего изучения вопрос о целесообразности поглощения Государственного банка данных путем его интеграции во ФГИССП.
Анализ основных нормативно-правовых документов федерального уровня, регламентирующих деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, реализацию молодежной политики в Российской Федерации позволяет сделать следующие выводы. Использование автоматизированных информационных систем в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних до настоящего времени не предусматривается, однако предпринимаются шаги в направлении создания единого информационного пространства субъектов системы профилактики, которые могут завершиться внедрением ФГИССП. В сфере государственной молодежной политики признается важность скоординированного оперативного взаимодействия реализующих ее органов, а также указывается на необходимость использования автоматизированных информационных систем как одного из условий успешной работы. В целях оптимизации информационного взаимодействия, дальнейшего повышения уровня оперативности и согласованности функционирования государственных органов и их учреждений проведенный анализ позволил предложить создать правовые и технические условия для взаимодействия информационных систем в сфере молодежной политики и в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Дополнительно необходимо рассматривать проблемы взаимодействия ФГИССП и ведомственных информационных систем субъектов системы профилактики. Так, исследование показало целесообразность обеспечения возможности двустороннего обмена данными ФГИССП и Государственного банка данных. В то же время вопросы более глубокой интеграции ведомственных систем, их поглощения путем слияния с ФГИССП требуют более детального изучения.
1 См.: Федеральный закон от 16 апреля 2001 года № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 2 августа 2019 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 17, ст. 1643; 2019, № 31, ст. 4478.
Особую категорию анализа представляет информационное обеспечение деятельности общероссийских общественно-государственных движений, которые в настоящее время представлены российским движением детей и молодежи. Возможность взаимодействия общественных и государственных информационных систем требует дополнительной правовой регламентации.
Библиографический список
1. Тупаев A.B. Стратегии информатизации в сфере молодежной политики: практики современной России // Социальная работа: современные проблемы и технологии. 2020. № 1. С. 201-207.
2. Калугина Д.А., Климова Г.Г. Информатизация реализации государственной молодежной политики в городе Екатеринбург: анализ официальных сайтов администраций // Вопросы управления. 2016. № 6 (43). С. 82-89.
3. Кирилец Н.Г. Использование единого информационного пространства в сфере реализации молодежной политики на региональном уровне // Цифровая экономика, информационное общество и информационная безопасность: основные социально-экономические аспекты. СПб.: Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, 2021. С. 97-105.
4. Ковалев Е.Е. Подготовка кадров муниципальных органов управления молодёжной политикой в области информационных технологий // Наука, технологии, инновации для развития экономики и общества. Омск: Многопрофильная Академия непрерывного образования, 2020. С. 19-23.
5. Чабан М.Н. Эффективность межведомственного взаимодействия школы и субъектов системы профилактики по предупреждению безнадзорности, преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних // Право. Экономика. Безопасность. 2017. № 3. С. 137-139.
6. Сидоренко M.B. Осуществление межведомственного взаимодействия органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних в г. Благовещенске // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. №. 1. С. 151-154.
7. Луговская A.A., Борисенко О.С. Проблема реализации взаимодействия органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Ученые заметки ТОГУ. 2017. Т. 8. №. 3. С. 249-254.
8. Винниченко Е.О. Проблемы информационного обеспечения профилактики правонарушений несовершеннолетних // Вестник Тюменского государственного университета. 2013. №. 3. С. 98-104.
9. Беженцев A.A. О необходимости внедрения передовых информационных технологий в деятельность субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних // Региональная информатика РИ-2010. 2010. С. 154-155.
10. Беженцев A.A. О применении информационной системы «Автоматизация деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» // Региональная информатика РИ-2014. 2014. С. 173-173.
11. Беженцев A.A. Банки данных по вопросам защиты прав несовершеннолетних и профилактики их преступлений: проблемы эффективного использования // Актуальные вопросы организации и правового регулирования деятельности оперативных подразделений МВД России (посвящается памяти профессора Д.В. Ривмана). 2016. С. 44-48.
12. Беженцев A.A. Инноватизация административной деятельности подразделений полиции по делам несовершеннолетних // Полицейская деятельность. 2017. № 5. С. 9-15.
13. Беженцев A.A. Инноватизаиия правоохранительной административной деятельности линейных подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел на транспорте // Административно-правовое регулирование правоохранительной деятельности: теория и практика. 2017. С. 69-72.
References
1. Tupaev A.V. Strategies of Informatization in the Field of Youth Policy: Practices of Modern Russia // Social Work: Modern Problems and Technologies. 2020. No. 1. P. 201-207.
2. Kalugina DA, Klimova G.G. Informatization of the Implementation of the State Youth Policy in the City of Yekaterinburg: Analysis of the Official Websites of Administrations // Management Issues. 2016. No. 6 (43). P. 82-89.
3. Kirilets N.G. The Use of a Unified Information Space in the Implementation of Youth Policy at the Regional Level // Digital Economy, Information Society and Information Security: Basic Socio-Economic Aspects. St. Petersburg: St. Petersburg University of Management and Economics Technologies, 2021. P. 97-105.
4. Kovalev E.E. Training of Personnel of Municipal Youth Policy Management Bodies in the Field of Information Technologies // Science, Technologies, Innovations for the Development of Economy and Society. Omsk: Multidisciplinary Academy of Continuing Education, 2020. P. 19-23.
5. Chaban M.N. The Effectiveness of Interdepartmental Interaction Between Schools and Subjects of the Prevention System for the Prevention of Neglect, Crimes and Offenses Among Minors // Pravo. Economy. Safety. 2017. No. 3. P. 137-139. |
6. Sidorenko M.V. Implementation of Interdepartmental Interaction Between Bodies К and Institutions of the System of Prevention of Neglect, Homelessness and Juvenile р Delinquency in Blagoveshchensk // Vector of Science of Togliatti State University. 2014. о No. 1. P. 151-154. §
Sc
7. Lugovskaya A.A., Borisenko O.S. The Problem of Implementing the Interaction of у Bodies of the System of Prevention of Neglect and Juvenile Delinquency // Scientific Notes р of TOGU. 2017. Vol. 8. No. 3. P. 249-254. н
8. Vinnichenko E.O. Problems of Information Support for the Prevention of Juvenile § Delinquency // Bulletin of the Tyumen State University. 2013. No. 3. P. 98-104. р
9. Bezhentsev A.A. On the Need to Introduce Advanced Information Technologies into 1 the Activities of Subjects of Prevention of Juvenile Delinquency // Regional informatics о RI-2010. 2010. P. 154-155. а
к
10. Bezhentsev A.A. On the Application of the Information System "Automation of the | Activities of Commissions on Juvenile Affairs and Protection of Their Rights" // Regional | informatics RI-2014. 2014. P. 173-173. g
11. Bezhentsev A.A. Data Banks on the Protection of the Rights of Minors and the 1 Prevention of Their Crimes: Problems of Effective Use // Topical Issues of Organization ) and Legal Regulation of the Activities of Operational Units of the Ministry of Internal 2 Affairs of Russia (dedicated to the memory of Professor D.V. Rivman). 2016. P. 44-48.
12. Bezhentsev A.A. Innovatization of Administrative Activities of Police Units for minors // Police Activity. 2017. No. 5. P. 9-15.
13. Bezhentsev A.A. Innovatization of Law Enforcement Administrative Activity of Linear Departments for Minors of Internal Affairs Bodies on Transport // Administrative-Legal Regulation of Law Enforcement: Theory and Practice. 2017. P. 69-72. 93