ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 343.97 DOI: 10.24412/2071-6184-2021-3-3-10
КЛАССИФИКАЦИЯ ДАННЫХ, РАЗМЕЩАЕМЫХ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ СУБЪЕКТОВ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ1
Н.Н. Ковалева2
Рассматриваются различные основания классификации данных, размещаемых в федеральных государственных информационных системах (далее - ФГИС) субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации, приводятся нормативно-правовые акты, которыми устанавливаются различные виды и категории данных, используемых в информационных системах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. На основании проведенного анализа делается вывод о необходимости использовать STandard for Exchange of Product model data (далее - STEP), а классификацию данных, размещаемых в информационных системах профилактики, основывать на существующих ГОСТах и современных исследованиях о связи типологий несовершеннолетних и эффективности применяемых мер профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Ключевые слова: несовершеннолетние, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав, учет несовершеннолетних, автоматизированные информационные системы.
Согласно статистической информации, размещенной в форме открытых данных Министерством внутренних дел Российской Федерации, правоохранительные органы в 2020 году выявили 203898 несовершеннолетних, совершивших правонарушения [1]. Согласно данным Генеральной прокуратуры Россий-
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-011-00656.
2 Статья подготовлена на основе доклада на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы правового и организационного обеспечения информационной безопасности в условиях современных вызовов и угроз», проходившей 28 - 29 мая 2021 года в г. Тула, организованной Тульским государственным университетом, Институтом государства и права РАН и Московским государственным юридическим университетом имени О.Е. Кутафина.
ской Федерации в 2020 году 33575 несовершеннолетних совершили преступления [2]. Данный вид правонарушений имеет высокую латентность, что позволяет говорить о наличии ещё большего числа несовершеннолетних, участвующих в противоправной деятельности.
Исправить ситуацию должна государственная система предупреждения правонарушений, центральное место в которой занимает Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее - Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ) [3].
Анализ правоприменительной практики показывает, что система профилактики не в полной мере соответствует социальным запросам. Это признается и органами публичной власти, принявшими Концепцию развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года [4]. В этом стратегическом документе закреплено, что криминогенная ситуация обусловливает необходимость интенсивного развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ее совершенствования с учетом актуальных потребностей семьи, общества и государства. К числу основных недостатков государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - Система профилактики) следует отнести отсутствие эффективных информационных технологий, способных осуществить комплексную автоматизацию данной деятельности.
Следует отметить, что построению комплексных систем автоматизации препятствуют объективные причины в виде множественности субъектов сбора и обработки информации. Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ в Систему профилактики входят:
- комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- органы управления социальной защитой населения;
- федеральные органы государственной власти;
- органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования;
- органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования;
- органы опеки и попечительства;
- органы по делам молодежи;
- органы управления здравоохранением;
- органы службы занятости;
- органы внутренних дел;
- учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).
Каждый из указанных субъектов осуществляет сбор, систематизацию информации, которую он аккумулирует в базах данных, автоматизирующих систему профилактики. Все базы данных имеют уникальную кодировку и форматы, что препятствует их слиянию. Внедрение информационных технологий в деятельность органов и учреждений Системы профилактики предполагает упо-
4
рядочивание потока данных, собираемых и обрабатываемых субъектами профилактической деятельности. Это обуславливает необходимость принятия соответствующих стандартов и нормативных правовых актов, обеспечивающих создание интегрированных автоматизированных систем, состоящих из взаимоувязанных автоматизированных систем. При этом целесообразно функционирование одной автоматизированной системы связать с результатом функционирования других, что позволит рассматривать эту совокупность как единую автоматизированную систему. На достижение этой цели направлено предложение о разработке и внедрении в деятельность субъектов Системы профилактики Единой автоматизированной информационной системы (далее - ЕАИС).
В функциональный состав ЕАИС необходимо включить такие виды учета, которые позволят обеспечить деятельность Системы профилактики и смогут обеспечить эффективность государственного управления в указанной сфере. Единая автоматизированная информационная система должна иметь возможность взаимодействия с автоматизированными информационными системами (далее - АИС), используемыми в настоящее время для целей государственного управления (например, АИС «Управление», АИС «Молодежь России», АИС МВД и другими) посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие.
При построении ЕАИС основной задачей является классификация данных, размещаемых в федеральных государственных информационных системах субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Под классификацией мы подразумеваем общенаучный метод систематизации знания, направленный на организацию некоторой совокупности изучаемых объектов различных областей действительности, знания и деятельности, в систему соподчинённых групп (классов), по которым эти объекты распределены на основании их сходства в определённых сущностных свойствах. Исходя из наших целей рассмотрим весь комплекс используемых данных в Системе профилактики.
Практически все информационные системы, используемые в настоящее время в России, например, АИС Несовершеннолетние[5], Программный комплекс «Находка-КДН»[6], Электронная комиссия по делам несовершеннолетних [7], включают в себя базу данных о несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в различных органах системы профилактики; данные о проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и семьей с формированием акта обследования жилищно-бытовых условий, данных об антиобщественных действиях, совершаемых несовершеннолетними; данных о заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних, с формированием протоколов заседаний комиссии, постановлений и определений, принятых по рассматриваемым вопросам; о семьях, находящихся в социально опасном положении и другие. Если проанализировать региональные нормативные акты о единых банках данных по выявлению и учету несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении [8], то можно увидеть, что перечни категорий несовершеннолетних не систематизированы, формируются на основе разных оснований, что создает трудности миграции данных при созда-
5
нии интегрированных информационных систем. Многокомпонентность, используемых данных обуславливает необходимость разработки особых подходов к классификации данных, размещаемых в Системе профилактики [9, с. 54]. Также необходимо учитывать, что субъекты профилактики используют разное техническое оборудование и находятся на разных уровнях системы публичной власти (федеральный, региональный, муниципальный).
Проведенный автором анализ показал, что наиболее эффективным для регламентации миграции данных в данной ситуации будет использование Стандарта обмена моделью данных изделия (далее - STandard for Exchange of Product model data или STEP), обеспечивающий стандартизацию в области обмена данными. Указанный стандарт стал необходимым в связи с появлением большого количества автоматизированных систем, реализующих информационные технологии, предназначенных для автоматизации процессов. Его применение повышает эффективность автоматизации оформления документации; информационной поддержки и автоматизации процесса принятия решений; унификации решений и их повторного использования и др.
Также следует отметить, что создание ЕАИС является необходимым условием для внедрения инновационных технологий профилактики правонарушений несовершеннолетних, в т.ч. восстановительная медиация, восстановительное правосудие, кейс-менеджмент технология, сase-study технология [10, с. 20-23], использования сквозных цифровых технологий. Технологию анализа больших данных и технологию искусственного интеллекта невозможно реализовать без внедрения полномасштабной информационной системы позволяющей аккумулировать данные значительного количества несовершеннолетних и распределять их на основе алгоритмов, созданных специалистом или сформированных путем глубокого машинного обучения. Данные алгоритмы позволят максимально точно определять персональные траектории содействия исправлению и ресоциализации несовершеннолетних.
Можно выделить различные подходы к классификации данных о несовершеннолетних, например, в МВД существует типовой анализ доставленных несовершеннолетних, который устанавливает классификацию данных по следующим основаниям: социальный статус; место проживания; факт совершения правонарушений или преступлений [11].
Классификация несовершеннолетних преступников должна помочь прогнозированию в двух направлениях:
- о возможном поведении подростков, обладающих личностными характеристиками, сходными с характеристикой подростка, совершившего преступление, в период, ему предшествовавший (профилактический прогноз);
- о возможных вариантах будущего поведения подростка в зависимости от характера и длительности мер воздействия на него (прогноз, «обслуживающий» назначение и исполнение наказания) [12, с. 264-303, 13, с. 161-170]. Такой подход обуславливает необходимость учитывать при типологизации данных о несовершеннолетних преступниках следующие виды информации:
а) данные о проявившихся потребностях, интересах, взглядах, чертах характера, мотивации поведения подростка;
6
б) данные о социально-демографической характеристике;
в) данные о тех обстоятельствах преступления, в которых проявились личностные черты несовершеннолетнего.
Типы трудностей жизненной ситуации и социальных опасностей положения семей с позиции ущерба социализации детей можно сгруппировать в пять категорий:
1) характеризуемые девиантностью родителей;
2) создающие условия безнадзорности детей;
3) создающие условия бытовой неустроенности детей;
4) создающие условия девиантности детей;
5) способствующие социальному разложению детей [14, с. 12].
Это еще одно направлении типологизации данных, обрабатываемых в Системах профилактики, отмечает Ю.А. Милюшина. Данный автор указывает, что виды правонарушителей, отличаются психологическим содержанием компонентов структуры криминальной мотивации. Это дает основания для индивидуального подхода к несовершеннолетним при разработке мероприятий по профилактике рецидивов преступлений среди них [15].
В соответствии с ГОСТ 34.003-90 [16] можно предложить следующую типологизацию данных, обрабатываемых в информационных системах, в том числе и в Системе профилактики: входные данные - информация, поступающая в информационную систему в виде документов, сообщений, данных, сигналов, необходимая для выполнения функций информационной системы; выходные данные - информация, получаемая в результате выполнения функций информационной системы и выдаваемая на объект ее деятельности, пользователю или в другие системы оперативная информация автоматизированной системы; оперативные данные - информация, отражающая на данный момент времени состояние объекта, на который направлена деятельность информационной системы; нормативно-справочные данные - информация, заимствованная из нормативных документов и справочников и используемая при функционировании информационной системы. При этом внедряемые в сфере государственного управления информационные технологии должны определяться степенью их соответствия целям и задачам основной деятельности [17].
На основании изложенного, видится целесообразным при внедрении и использовании в деятельности субъектов Системы профилактики ЕАИС использовать STandard for Exchange of Product model data. При этом классификацию данных, размещаемых в ФГИС субъектами системы профилактики, основывать на существующих ГОСТах и современных исследованиях о связи типологий несовершеннолетних и эффективности применяемых мер профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Целесообразно закрепить необходимость обеспечения унифицированных протоколов доступа, стандартов для всех участников системы на основе нормативно-технического регулирования на уровне федерального закона. Что, в свою очередь, обеспечит взаимоувязанность информационных технологий, используемых в регионах и на различных уровнях государственного и муниципального управления; преемственность баз данных, свободный и защищенный
7
обмен данными между разноуровневыми информационными системами. в том числе в перспективе и между разными государствами в системе профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В пункте 5.19.3 Положения о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации указано, что Минцифры России разрабатывает проекты правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов, необходимых для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия, с использованием документов в области стандартизации в установленной сфере деятельности [18]. На основании данной нормы автор предлагает внести в Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ статью, закрепляющую межведомственное информационное взаимодействие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, для обеспечения которого создается государственная информационная система обеспечения деятельности системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также положение о том, что в целях обеспечения функционирования информационной системы обязанности по унификации протоколов доступа, стандартов для всех участников системы возлагаются на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий (включая использование информационных технологий при формировании государственных информационных ресурсов и обеспечение доступа к ним).
Список литературы
1. Информация о результатах работы подразделений полиции и органов предварительного следствия по предупреждению и пресечению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Электронный ресурс] URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/opendata/7727739372-MVDGIAC312 (дата обращения: 01.08.2021).
2. Портал правовой статистики [Электронный ресурс]. URL: http://crimestat.ru (дата обращения 01.08.2021).
3. Федеральный закон от 24.06. 1999 № 120-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства РФ.1999. № 26. Ст. 3177.
4. Распоряжение Правительства РФ от 22.03.2017 № 520-р (ред. от 18.03.2021) «Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года» (вместе с Планом мероприятий на 2021-2025 годы по реализации Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года) // Собрание законодательства РФ. 2017. № 14. Ст. 2088.
5. [Электронный ресурс]. URL: http://w3.insoft.ru/resheniya-i-uslu/municipalitety/ais-nesovershennoletni (дата обращения: 01.08.2021).
8
6. [Электронный ресурс]. URL: http://kn-k.ru/solutions/kdn (дата обращения: 01.08.2021).
7. [Электронный ресурс]. URL: https://bars.group/education/elektronnaya-komissiya-po-delam-nesovershennoletnikh (дата обращения: 01.08.2021).
8. Постановление администрации Тамбовской области от 16.01.2018 № 28 «Об утверждении порядка взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, и формирования банка данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении» // СПС «Гарант».
9. Ковалёва Н.Н. Проблемы модернизации механизма правового регулирования оборота данных в системе профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних: опыт социально-правового исследования: монография. Саратов: Изд-во ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», 2020. 238 с.
10. Болелова А.Г. Электронный справочник специалиста системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Современные методы и технологии профилактики правонарушений несовершеннолетних» / под ред. Е.Г. Артамоновой // Электронный журнал «Общество. Культура. Наука. Образование». 2016. Вып. 4. [Электронный ресурс]. URL: https://fcprc.ru/wp-content/uploads/2019/05/Elektronnyj-spravochnik-FGBNU-TSPViSPPDM.pdf (дата обращения: 01.08.2021).
11. Приложение № 27 «Типовой анализ доставленных несовершеннолетних» к Приказу МВД России от 15.10.2013 № 845 (ред. от 31.12.2018) «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2014. № 11.
12. Аванесов Г.А. Теория и методология криминологического прогнозирования. М.: Юрид. лит., 1972. 334 с.
13. Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии. О структуре индивидуального преступного поведения. М.: Юрид. лит., 1968. 176 с.
14. Методическое пособие по практическому использованию модели механизма «субъектной» социализации в целом и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации социально опасном положении / под ред. М.К. Горшкова. М.: Институт социологии РАН, 2015. 215 с. [Электронный ресурс]. URL: https://minobr.gov-murman.ru/files/Opeka/Metod_recom.pdf (дата обращения: 01.08.2021).
15. Милюшина Ю.А. Особенности типологии несовершеннолетних правонарушителей, отличающихся психологическим содержанием компонентов структуры криминальной мотивации // Вестник Курганского государственного университета. Физиология, психология и медицина. 2012. Вып. 4. С. 67-70.
16. ГОСТ 34.003-90. Межгосударственный стандарт. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автомати-
9
зированные системы. Термины и определения (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 27.12.1990 № 3399) // СПС «Консультант Плюс».
17. Ковалева Н.Н. Административно-правовое регулирование использования информационных технологий в государственном управлении: автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Саратов, 2014. 60 с.
18. Постановление Правительства РФ от 02.06.2008 № 418 (ред. от 19.06.2021) «О Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 23. Ст. 2708.
Ковалева Наталья Николаевна, д-р юрид. наук, проф., зав. кафедрой, [email protected], Россия, Саратов, Саратовская государственная юридическая академия
DATA CLASSIFICATION IN THE FEDERAL STATE INFORMATION SYSTEMS FOR THE NEGLECT AND JUVENILE DELINQUENCY PREVENTION
N.N. Kovaleva
Various bases of classification of the data placed in the federal state information systems of subjects of the system of prevention of neglect and juvenile delinquency in the Russian Federation are considered, normative legal acts are given, which establish various types and categories of data used in information systems for the prevention of neglect and juvenile delinquency. Based on the results of the study, the article concludes that: firstly, it is necessary to use the STandard for Exchange of Product model data (STEP); secondly, the classification of data placed in the prevention information systems is to be based on existing GOST standards and modern studies on the relationship of minors typologies and the effectiveness of measures usedfor neglect andjuvenile delinquency prevention.
Key words: minors, prevention of neglect and juvenile delinquency, commissions for juvenile affairs and protection of their rights, registration of minors, information systems.
Kovaleva Nataliya Nikolaevna, Doctor of Law Sci., prof., Head of the Department, [email protected], Russia, Saratov, Saratov State Law Academy