Научная статья на тему 'Функциональная структура автоматизированной информационной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации'

Функциональная структура автоматизированной информационной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
663
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
несовершеннолетние / профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних / комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав / информационные системы / учет несовершеннолетних / minors / prevention of neglect and juvenile delinquency / commissions for juvenile affairs and protection of their rights / information systems / registration of minors.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ильгова Екатерина Владимировна, Зайкова Светлана Николаевна

Введение: эффективное противостояние современным вызовам и угрозам в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних требует развитой инфраструктуры, особенно в сфере информационного взаимодействия государственных органов и иных субъектов, ответственных за данное направление деятельности. В Российской Федерации до настоящего времени отсутствует единая информационная система, обеспечивающая межведомственное взаимодействие субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Цель: выработка подходов к определению основных видов информации, которые необходимо размещать в информационной системе для нужд органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в случае ее разработки и внедрения в Российской Федерации. Методологическая основа: комплексный подход, сочетающий общие и специальные методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и формально-логический подход, правовое моделирование, сравнительно-правовой метод. Результаты: проведен анализ результатов анкетирования органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, дана оценка предложений по использованию в деятельности субъектов данной сферы информационных технологий, выработанных на стратегической сессии прокурорских работников I Саратовского международного юридического форума. Разработаны предложения по функциональной структуре информационной системы (АИС) для нужд органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Данные предложения могут быть использованы при разработке технического задания непосредственно в процессе создания АИС. Выводы: созданная на основе полученных результатов АИС способна стать мощным инструментом, повышающим эффективность борьбы и профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В качестве дальнейшего направления развития АИС представляется целесообразным рассмотреть возможность применения технологий искусственного интеллекта и обработки больших массивов информации для поиска скрытых закономерностей и оптимального использования имеющихся ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ильгова Екатерина Владимировна, Зайкова Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functional Structure of the Automated Information System for Prevention of Neglect and Juvenile Delinquency in the Russian Federation

Background: effective opposition to modern challenges and threats in the field of prevention of neglect and juvenile delinquency requires a developed infrastructure, especially in the field of information interaction between state bodies and other entities responsible for this area of activity. To date, there is no unified information system in the Russian Federation that ensures interdepartmental interaction of subjects of prevention of neglect and juvenile delinquency. Objective: development of approaches to determining the main types of information that should be placed in the information system for the needs of bodies and institutions of the system for the prevention of neglect and juvenile delinquency in case of its development and implementation in the Russian Federation. Methodology: an integrated approach combining general and special methods of cognition: analysis and synthesis, induction and deduction, legal modeling, comparative legal method. Results: the analysis of the results of the survey of bodies and institutions of the system for the prevention of neglect and juvenile delinquency has been carried out, the evaluation of proposals for the use of information technologies in the activities of subjects of this sphere, developed at the strategic session of the prosecutor’s staff of the I Saratov International Legal Forum, has been given. Proposals have been developed on the functional structure of the information system (AIS) for the needs of bodies and institutions of the system for the prevention of neglect and juvenile delinquency. These proposals can be used in the development of technical specifications in the process of creating an AIS directly. Conclusions: the AIS created on the basis of the obtained results can become a powerful tool that increases the effectiveness of the fight and prevention of neglect and juvenile delinquency. As a further direction for the development of AIS, it seems appropriate to consider the possibility of using artificial intelligence technologies and processing large amounts of big data information to search for hidden patterns and optimal use of available resources.

Текст научной работы на тему «Функциональная структура автоматизированной информационной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации»

DOI 10.24412/2227-7315-2021-5-104-113 УДК 342.951

Е.В. Ильгова, С.Н. Зайкова

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ*

Введение: эффективное противостояние современным вызовам и угрозам в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних требует развитой инфраструктуры, особенно в сфере информационного взаимодействия государственных органов и иных субъектов, ответственных за данное направление деятельности. В Российской Федерации до настоящего времени отсутствует единая информационная система, обеспечивающая межведомственное взаимодействие субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Цель: выработка подходов к определению основных видов информации, которые необходимо размещать в информационной системе для нужд органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в случае ее разработки и внедрения в Российской Федерации. Методологическая основа: комплексный подход, сочетающий общие и специальные методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и формально-логический подход, правовое моделирование, сравнительно-правовой метод. Результаты: проведен анализ результатов анкетирования органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, дана оценка предложений по использованию в деятельности субъектов данной сферы информационных технологий, выработанных на стратегической сессии прокурорских работников I Саратовского международного юридического форума. Разработаны предложения по функциональной структуре информационной системы (АИС) для нужд органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Данные предложения могут быть использованы при разработке технического задания непосредственно в процессе создания АИС. Выводы: созданная на основе полученных результатов АИС способна стать

© Ильгова Екатерина Владимировна, 2021

Ректор, кандидат юридических наук, профессор кафедры административного и муниципального права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: rector@ssla.ru

© Зайкова Светлана Николаевна, 2021

Кандидат юридических наук, руководитель Центра научно-методического обеспечения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, доцент кафедры административного и муниципального права (Саратовская государственная юридическая академия)

© Ilgova Ekaterina Vladimirovna, 2021

Rector, Candidate of law, Professor, Department of Administrative and municipal law (Saratov State Law Academy)

© Zaykova Svetlana Nikolaevna, 2021

Сandidate of law, Head of the Center for scientific and methodological support of the system for prevention of neglect and juvenile delinquency, Associate Professor, Department of Administrative and municipal law (Saratov State Law Academy)

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-011104 00656.

мощным инструментом, повышающим эффективность борьбы и профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В качестве дальнейшего направления развития АИС представляется целесообразным рассмотреть возможность применения технологий искусственного интеллекта и обработки больших массивов информации для поиска скрытых закономерностей и оптимального использования имеющихся ресурсов.

Ключевые слова: несовершеннолетние, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, информационные системы, учет несовершеннолетних.

E.V. Ilgova, S.N. Zaykova

FUNCTIONAL STRUCTURE OF THE AUTOMATED INFORMATION SYSTEM FOR PREVENTION OF NEGLECT AND JUVENILE DELINQUENCY IN THE RUSSIAN FEDERATION

Background: effective opposition to modern challenges and threats in the field of prevention of neglect and juvenile delinquency requires a developed infrastructure, especially in the field of information interaction between state bodies and other entities responsible for this area of activity. To date, there is no unified information system in the Russian Federation that ensures interdepartmental interaction of subjects of prevention of neglect and juvenile delinquency. Objective: development of approaches to determining the main types of information that should be placed in the information system for the needs of bodies and institutions of the system for the prevention of neglect and juvenile delinquency in case of its development and implementation in the Russian Federation. Methodology: an integrated approach combining general and special methods of cognition: analysis and synthesis, induction and deduction, legal modeling, comparative legal method. Results: the analysis of the results of the survey of bodies and institutions of the system for the prevention of neglect and juvenile delinquency has been carried out, the evaluation of proposals for the use of information technologies in the activities of subjects of this sphere, developed at the strategic session of the prosecutor's staff of the I Saratov International Legal Forum, has been given. Proposals have been developed on the functional structure of the information system (AIS) for the needs of bodies and institutions of the system for the prevention of neglect and juvenile delinquency. These proposals can be used in the development of technical specifications in the process of creating an AIS directly. Conclusions: the AIS created on the basis of the obtained results can become a powerful tool that increases the effectiveness of the fight and prevention of neglect and juvenile delinquency. As a further direction for the development of AIS, it seems appropriate to consider the possibility of using artificial intelligence technologies and processing large amounts of big data information to search for hidden patterns and optimal use of available resources.

Key-words: minors, prevention of neglect and juvenile delinquency, commissions for juvenile affairs and protection of their rights, information systems, registration of minors.

Новая Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ в июле 2021 года1, к числу мер, способствующих обеспечению государственной и общественной безопасности, относит совершен-

1 См.: Указ Президента РФ от 2 июля 2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2021. № 27, ч. II, ст. 5351.

ствование и развитие единой государственной системы профилактики правонарушений, снижение уровня криминализации общественных отношений, формирование в обществе атмосферы нетерпимости к противоправной деятельности.

В современных условиях вопросы совершенствования действующей системы профилактики антиобщественного и противоправного поведения несовершеннолетних обретают новый смысл, требуют качественной правовой регламентации и, конечно, информатизации.

В настоящее время межведомственное взаимодействие органов и учреждений системы профилактики на уровне субъектов Российской Федерации, а также на территориальном (муниципальном) уровне характеризуется отсутствием единого подхода и единообразного применения норм, закрепленных федеральным законодательством.

При этом у каждого субъекта системы профилактики в рамках реализации основной деятельности к настоящему времени уже разработаны и введены в действие собственные ведомственные информационные системы (федерального, регионального и муниципального уровней), в которых среди прочих обрабатываются сведения о несовершеннолетних, их родителях (законных представителях), совершенных правонарушениях и иных антиобщественных действиях.

Ключевой особенностью данных информационных систем является преимущественно автономный характер их работы, при котором сведения (в том числе о несовершеннолетних, их родителях, законных представителях, правонарушениях и иных противоправных действиях) накапливаются и обрабатываются только в рамках одного ведомства. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — комиссии), которые призваны координировать деятельность субъектов системы профилактики, в настоящее время не координируют автоматизированное информационное взаимодействие субъектов системы профилактики, при этом деятельность самих комиссий не автоматизирована в достаточной степени.

Концепцией развития системы профилактики на период до 2025 года1 предусматривается ее развитие на основе создания единого информационного пространства. Интеграция, как основной принцип межведомственного взаимодействия, не потеряла своей актуальности и требует дальнейшей реализации.

Вопросы интеграции информационного пространства органов и учреждений системы профилактики нашли отражение в научной литературе. Так, сложности реализации межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики исследуются А.А. Луговской и О.С. Борисенко [1]. Проблемы правового регулирования данного взаимодействия рассматриваются В.Ф. Борисовой и коллективом авторов [2]. Региональный опыт межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики изучается М.В. Сидоренко [3]. Особенности взаимодействия отдельных органов и учреждений системы профилактики анализируются М.Н. Чабан [4].

Другую группу образуют научные работы, в которых анализируются различные аспекты использования информационных систем и технологий в деятельности органов и учреждений системы профилактики. Среди авторов,

1 См.: Распоряжение Правительства РФ от 22 марта 2017 г. № 520-р «Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года» (в ред. от 18 марта 2021 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 106 2017. № 14, ст. 2088; 2021. № 12, ст. 2102.

затрагивающих данную проблематику, можно отметить А.А. Беженцева [5; 6; 7] и Е.О. Винниченко [8].

А.А. Беженцев анализирует цель и задачи применения информационных систем в деятельности органов и учреждений системы профилактики, функции информационных систем, проблемы безопасного обмена данными в информационных системах, изучает эффективность работы органов внутренних дел при использовании информационных систем, разрабатывает рекомендации по совершенствованию отдельных блоков информационных систем, а также делает вывод о необходимости использования информационных систем в деятельности органов и учреждений системы профилактики.

В работах Е.О. Винниченко рассматриваются преимущества применения информационных систем в сравнении с бумажным документооборотом, анализируется опыт регионов Российской Федерации, где их используют в работе с несовершеннолетними, исследуется специфика нормативно-правовых актов, которыми регламентируется их эксплуатация, а также поднимается вопрос о необходимости создания единой информационной системы по работе с несовершеннолетними в масштабах Российской Федерации.

При этом некоторые из рассмотренных работ были написаны в 2010-2016 гг. и в связи с этим не отражают специфики деятельности органов и учреждений системы профилактики в настоящее время. Кроме того, в проанализированных работах исследуются лишь некоторые аспекты использования информационных систем и технологий в деятельности отдельно взятых органов и учреждений системы профилактики на примере одного или нескольких субъектов Российской Федерации или конкретных населенных пунктов. Таким образом, ощущается | дефицит комплексных исследований вопросов разработки, внедрения и экс- и плуатации единой информационной системы для нужд органов и учреждений а системы профилактики в Российской Федерации. Частично восполнить данный о пробел призвана настоящая работа. о

Эмпирическую базу исследования составили результаты всероссийского о

с

онлайн-анкетирования, проведенного федеральным государственным бюд- 1

жетным образовательным учреждением высшего образования «Саратовская в

|

государственная юридическая академия» при содействии Министерства просве- о щения Российской Федерации в 2020 г. В нем приняли участие представители ю

TD

комиссий субъектов Российской Федерации, представители территориальных | (муниципальных) комиссий, а также работники аппаратов, обеспечивающих К их деятельность. Всего в анкетировании приняли участие представители 59 а комиссий субъектов Российской Федерации (69,4% от числа субъектов Россий- | ской Федерации), а также представители территориальных (муниципальных) ии комиссий из 58 субъектов Российской Федерации (68,2% от числа субъектов g Российской Федерации). 1

Кроме того, в эмпирическую базу исследования вошли результаты всерос- ) сийского онлайн-анкетирования, проведенного федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Саратовская государственная юридическая академия» при содействии Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в 2021 г. В нем приняли участие представители образовательных организаций высшего образования как субъектов системы профилактики. Всего в анкетировании были задействованы представители 126 вузов из 64 субъектов Российской Федерации, что составило 50% Ю7

от всех вузов, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации (252).

Правовые отношения, возникающие в связи с деятельностью системы профилактики, в Российской Федерации регулируются специализированным федеральным законом1 (далее — Федеральный закон № 120-ФЗ).

В Федеральном законе № 120-ФЗ упоминаются различные виды информации, в т.ч. и подлежащая хранению и использованию в порядке, обеспечивающем ее конфиденциальность (например, ст. 9). Кроме того, соблюдение конфиденциальности полученной информации относится к принципам деятельности рассматриваемой системы профилактики (п. 2 ст. 2). Однако закон прямо не предусматривает использование информационных систем при межведомственном взаимодействии субъектов профилактики и обмене информацией между ними.

Проведенные исследования показали невозможность обмена информацией между комиссиями и субъектами системы профилактики различных уровней (федерального, регионального, территориального или муниципального) посредством используемых в настоящее время региональных и муниципальных информационных систем, а также отсутствие для этого правовых оснований. Также выявлены лишь единичные примеры установления порядка правовой защиты при обработке и обмене конфиденциальной информацией2.

Используемые образовательными организациями высшего образования федеральные информационные системы (например, Единая государственная информационная система учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, Федеральная информационная система государственной научной аттестации) направлены на выполнение отдельных узконаправленных функций и не предназначены для обмена информацией с другими участниками системы в части вопроса профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Для преодоления указанных проблем необходимо создание правового основания для разработки и внедрения автоматизированной информационной системы для нужд органов и учреждений системы профилактики (далее — АИС), которым может стать федеральный закон «О государственной информационной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации» (далее — законопроект).

Сферой действия предлагаемого законопроекта являются отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации АИС, а целью его принятия — создание правовых и организационных основ для обеспечения субъектов системы профилактики информацией, необходимой для реализации их полномочий, а также обеспечения обмена информацией между указанными органами, учреждениями и иными заинтересованными лицами.

1 См.: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24 апреля 2020 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 26, ст. 3177; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 24.04.2020).

2 См.: Распоряжение Администрации города Ижевска от 10 июля 2009 г. № 248 «Об утверждении Положения о защите конфиденциальной информации в автоматизированных информационных системах Администрации города Ижевска». URL: https://docs.cntd.ru/document/430559551 108 (дата обращения: 10.08.2021).

В соответствии с п. 3, 4 ст. 14 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»1, государственные информационные системы создаются и эксплуатируются на основе статистической или иной документированной информации, представляемой гражданами (физическими лицами), организациями, государственными органами, органами местного самоуправления. Виды информации, представляемой в обязательном порядке, определяются федеральными законами, а условия ее представления — Правительством Российской Федерации или уполномоченными государственными органами.

Вопросы видов информации, размещаемой в АИС, а также отнесения информации к категории обязательно представляемой, обсуждались в рамках научно-практического круглого стола «Использование информационных технологий в деятельности субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: ответ на вызовы времени», состоявшегося на стратегической сессии прокурорских работников I Саратовского международного юридического форума в июне 2021 г.

Представители органов и учреждений системы профилактики Ленинского района города Саратова заполняли информационные карты и конкретизировали ролевые модели работы в АИС конкретного субъекта системы профилактики территориального (муниципального) уровня, а также определяли уровни доступа к функционалу АИС. Анализ проведенного практического моделирования работы АИС показал, что информационные потоки в деятельности органов и учреждений системы профилактики формируются на основе Федерального закона № 120-ФЗ, а также ряда отраслевых федеральных законов и ведомственных нормативно-правовых актов.

Например, организация, осуществляющая образовательную деятельность, обменивается информацией с другими субъектами системы профилактики не только в соответствии с Федеральным законом № 120-ФЗ, но и на основании следующих федеральных законов: «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (ст. 31)2 — обмен информацией с органами управления социальной защитой населения; «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (подп. 1 п. 1 ст. 54)3 — с органами управления здравоохранением; «О молодежной политике в Российской Федерации» (ст. 6)4 — с органами по делам молодежи; «О занятости населения в Российской Федерации» (ст. 5)5 — с органами службы занятости.

1 См.: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных 1 технологиях и о защите информации» (в ред. от 2 июля 2021 г.) // Собр. законодательства Рос. • Федерации. 2006. № 31, ч. 1, ст. 3448; Официальный интернет-портал правовой информации. 5 URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 02.07.2021). 1

2 См.: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслужи- ) вания граждан в Российской Федерации» (в ред. от 11 июня 2021 г.) // Собр. законодательства 2 Рос. Федерации. 2013. № 52, ч. I, ст. 7007; 2021. № 24, ч. I, ст. 4188. S

3 См.: Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. от 2 июля 2021 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 48, ст. 6724; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 02.07.2021).

4 См.: Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2021. № 1, ч. I, ст. 28.

5 См.: Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 28 июня 2021 г.) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1991. № 18 ст. 566; Собр. законодательства Рос. Федерации. 2021. № 27, ч. I, ст. 5047. 109

Также, организация, осуществляющая образовательную деятельность, реализует информационное взаимодействие с иными органами и должностными лицами, принимающими участие в решении вопросов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Например, такое взаимодействие осуществляется с уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации на основании Федерального закона «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации» (подп. 1 п. 3 ст. 6)1, с сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации — на основании Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» (п. 2 ст. 7)2.

Ведомственными актами определены отдельные виды информации, обмен которой осуществляется в рамках выполнения полномочий субъектов системы профилактики, в т.ч. для целей учета и отчетности. Например, приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации3 предусмотрен обмен сведениями об образовательных организациях, участвующих в проведении профилактических медицинских осмотров в целях раннего выявления незаконного употребления несовершеннолетними наркотических средств, между органами управления здравоохранением и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования. Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации4 предусмотрен обмен между территориальными органами МВД России на районном уровне и комиссиями информацией о несовершеннолетних, которые совершили правонарушения на объектах транспортной инфраструктуры и в отношении которых составлены протоколы об административных правонарушениях.

Таким образом, в перечень основных видов информации, размещаемой в АИС, предлагается включить информацию, предусмотренную Федеральным законом № 120-ФЗ; используемую субъектами системы профилактики при работе с несовершеннолетними и их семьями в соответствии с отраслевыми и ведомственными нормативными правовыми актами5; применяемую для проведения учета

| 1 См.: Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 501-ФЗ г.) «Об уполномоченных по пра-

вам ребенка в Российской Федерации» (в ред. от 30 апреля 2021 // Собр. законодательства Рос. § Федерации. 2018. № 53, ч. I, ст. 8427; 2021. № 18, ст. 3060.

| 2 См.: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Рос-

сийской Федерации» (в ред. от 1 июля 2021 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. ч: № 1, ст. 15; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru | (дата обращения: 01.07.2021).

>g 3 См.: Приказ Минздрава России от 6 октября 2014 г. № 581н «О Порядке проведения про-

S филактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях

° и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях

§ высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических ^ средств и психотропных веществ» (в ред. от 19 ноября 2020 г.) // Российская газета. 2014. 30 1 дек.; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата

§ обращения: 07.12.2020).

4 См.: Приказ МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» (в ред. от 31 декабря 2018 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2014. № 11; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 31.01.2019).

5 См.: Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (в ред. от 10 февраля 2020 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 21, ст. 2572; 2020. № 7,

110 ст. 841.

(в т.ч. персонифицированного) несовершеннолетних1; учитываемую в формах статистической отчетности2.

Предложенный перечень основных видов информации позволяет спланировать функциональную структуру АИС, включающую в себя следующие функции: обмен информацией между субъектами системы профилактики в рамках как внутреннего, так и внешнего межведомственного взаимодействия, не ограничиваясь территорией одного субъекта Российской Федерации; осуществление различных видов учета несовершеннолетних, их родителей (законных представителей), иных лиц, осуществляемого органами и учреждениями системы профилактики как по органам учета, так и по показателям (индикаторам) профилактической деятельности; защиту персональных данных несовершеннолетних, их родителей (законных представителей), иных лиц; автоматическое формирование отчетности о результатах деятельности субъектов системы профилактики; формирование единой карты (истории) несовершеннолетних и их семей, отражающей принятые меры профилактики и иные результаты работы, проведенной каждым субъектом системы профилактики; рассмотрение обращений граждан, физических лиц и иных заявителей.

Значение разработки и внедрения информационной системы, которая сможет выполнять функции электронной платформы для межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики, в современных условиях трудно переоценить, учитывая, что количество информации, передаваемой по телекоммуникационным каналам и сетям, постоянно возрастает. Дополнительную важность такой системе придает и то обстоятельство, что система профилактики в Российской Федерации имеет достаточно сложную структуру, которая включает в себя девять групп субъектов на федеральном, региональном и территориальном (муниципальном) уровнях. По примерным подсчетам, общее число юридических лиц, входящих в систему профилактики в Российской Федерации, превышает сто тысяч (за исключением комиссий, которые согласно действующему законодательству являются коллегиальными органами, но не юридическими лицами). Очевидно, что для эффективного управления деятельностью такой системы автоматизированная информационная система является насущной необходимостью.

1 См.: Приказ Минюста России № 113, Минпросвещения России № 306 от 17 июня 2019 г. «Об утверждении Порядка обеспечения администрацией мест содержания под стражей условий для а получения несовершеннолетними лицами, подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися е под стражей, начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме са- И мообразования и Порядка оказания администрацией мест содержания под стражей помощи в • получении несовершеннолетними лицами, подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися Ю под стражей, начального общего, основного общего и среднего общего образования». Официаль- 1 ный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: ) 11.09.2019). 2

2 См.: Приказ Росстата от 30 июля 2018 г. № 464 «Об утверждении статистического инстру- S ментария для организации Министерством просвещения Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»; Приказ Росстата от 19 января 2021 г. № 7 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством просвещения Российской Федерации федерального статистического наблюдения за выявлением и устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Документ опубликован не

был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 111

Представляется, что перечень основных видов информации и функциональная структура АИС, разработанные в рамках исследования, могут оказать весомую практическую помощь в деятельности по проектированию АИС, особенно на этапе разработки технического задания. Дополнительную ценность данным результатам придает то обстоятельство, что они получены на основе анализа обратной связи от практических работников, непосредственно осуществляющих деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на ежедневной профессиональной основе. Таким образом, созданная на основе полученных результатов АИС способна стать мощным инструментом, повышающим эффективность борьбы и профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В качестве дальнейшего направления развития АИС предлагается рассмотреть возможность применения технологий искусственного интеллекта и обработки больших массивов информации big data для поиска скрытых закономерностей и оптимального использования имеющихся ресурсов.

Библиографический список

1. Луговская A.A., Борисенко О.С. Проблема реализации взаимодействия органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Ученые заметки Тихоокеанского государственного ун-та. 2017. Т. 8. № 3. С. 249-254.

2. Борисова В.Ф., Ильгова Е.В., Кузнецова И.О. Оценка эффективности деятельности системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Саратов: ИП Коваль Ю.В., 2015. 124 с.

3. Сидоренко М.В. Осуществление межведомственного взаимодействия органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних в Благовещенске // Вектор науки Тольяттинского государственного ун-та. 2014. Т. 1. С. 151-154.

4. Чабан М.Н. Эффективность межведомственного взаимодействия школы и субъектов системы профилактики по предупреждению безнадзорности, преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних // Право. Экономика. Безопасность. 2017. Т. 3. С. 137-139.

5. Беженцев A.A. О необходимости внедрения передовых информационных технологий в деятельность субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних // Региональная информатика — 2010: материалы XII Санкт-Петербургской Международной конференции (Санкт-Петербург, 20-22 октября 2010 г.). СПб., 2010. С. 154-155.

6. Беженцев A.A. О применении информационной системы «Автоматизация деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» // Региональная информатика — 2014: материалы XII Санкт-Петербургской Международной конференции (Санкт-Петербург, 29-31 октября 2014 г.). СПб., 2014. С. 173.

7. Беженцев A.A. Инноватизация правоохранительной административной деятельности линейных подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел на транспорте // Административно-правовое регулирование правоохранительной деятельности: теория и практика: материалы VI всероссийской научно-практической конференции (Краснодар, 26 мая 2017 г.). Краснодар, 2017. С. 69-72.

8. Винниченко Е.О. Проблемы информационного обеспечения профилактики правонарушений несовершеннолетних // Вестник Тюменского государственного университета. 2013. № 3. С. 98-104.

References

1. Lugovskaya A.A., Borisenko O.S. The Problem of Implementing the Interaction of the Bodies of the System for the Prevention of Neglect and Juvenile Delinquency // Scientific notes of the Pacific State University. 2017. Vol. 8, No. 3. P. 249-254.

2. Borisova V.F., Ilgova E.V., Kuznetsova I.O. Evaluation of the Effectiveness of the System for the Prevention of Neglect and Juvenile Delinquency. Saratov: IP Koval Yu.V., 2015. 124 p.

3. Sidorenko M.V. Implementation of Interdepartmental Interaction by Bodies and Institutions of the System for the Prevention of Neglect, Homelessness and Juvenile delinquency in Blagoveshchensk // Science Vector of Togliatti State University. 2014. Vol. 1. P. 151-154.

4. Chaban M.N. The Effectiveness of Interagency Interaction Between the School and the Subjects of the Prevention System to Prevent Neglect, Crime and Delinquency Among Minors // Law. Economy. Security. 2017. Vol. 3. P. 137-139.

5. Bezhentsev A.A. On the Need to Introduce Advanced Information Technologies into the Activities of Subjects of Prevention of Juvenile Delinquency // Regional informatics — 2010: mater. XII St. Petersburg. int. conf. (St. Petersburg, October 20-22, 2010). SPb., 2010. P. 154-155.

6. Bezhentsev A.A. On the Application of the Information System «Automation of the Activities of Commissions for Minors and the Protection of Their Rights» // Regional informatics - 2014: notes of XIV St. Petersburg. International conf. (St. Petersburg, October 29-31, 2014). SPb., 2014. P. 173.

7. Bezhentsev A.A. Innovation of Law Enforcement Administrative Activities of Linear Units for Minors of Internal Affairs Bodies in Transport // Administrative and Legal Regulation of Law Enforcement: Theory and Practice: Notes of VI All-russia scientific-practical conf. (Krasnodar, May 26, 2017). Krasnodar, 2017. P. 69-72.

8. Vinnichenko E.O. Problems of Information Support for the Prevention of Juvenile Delinquency // Bulletin of the Tyumen State University. 2013. No. 3. P. 98-104.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

o

cn

n

X

O

Sc o

n g

ÜJ

T3 o T cn 0) X X

o

Sc

5

T3

s g

s x

fD

n

X

O Se a x

o> g

n> S s s

io

m 4

) 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.