УДК 340.1
Е.В. Евстифеева, Н.В. Дородонова
К ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ, БЕСПРИЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ*
Введение: в настоящее время в науке и в правоприменительной деятельности дискутируется проблема относительно правопонимания отдельных юридических категорий в сфере профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних. Цель: на основе мониторинга действующего законодательства в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних выявить подходы к определению таких понятий, как «беспризорность», «безнадзорность», «несовершеннолетние, находящиеся в социально опасном положении», «несовершеннолетние, находящиеся в тяжелой жизненной ситуации». Методологическая основа: диалектический, дедукции и индукции, сравнительно-правовой, логический, формально-юридический и иные методы научного познания. Результаты: проведенный анализ позволил выявить существующие противоречия в имеющемся понятийном аппарате при изложении отдельных юридических категорий в сфере профилактики
СО
0 безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних. Выводы: унифицированный подход при формулировании понятийно-категориального аппарата
ш в действующем законодательстве дает возможность избежать ошибок в правопри-
01
? менении субъектами профилактики безнадзорности, беспризорности и правонару-
1 шений несовершеннолетних.
ш
| Ключевые слова: законодательство, категориально-понятийный аппарат,
го
терминология, дефиниция, несовершеннолетний, профилактика безнадзорности и
¥ правонарушений.
5
а
2
55
О
и а
>g © Евстифеева Екатерина Владимировна, 2018
S Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права,
° (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected] § © Дородонова Наталия Васильевна, 2018
" Кандидат юридических наук, доцент кафедры истории государства и права (Саратовская государственная
1 юридическая академия); e-mail: [email protected]
и CL
© Evstifeeva Ekaterina Vladimirovna, 2018
Candidate of Law, Associate professor, Associate professor of the Criminal and criminal executive law department (Saratov State Law Academy) © Dorodonova Nataliya Vasilievna, 20l8
Candidate of Law, Associate Professor of the History of state and law department (Saratov State Law Academy)
* Результаты исследования получены в рамках выполнения Государственного задания Минобрнауки России № 29.12821.2018/12.1 «Научно-методическое обеспечение деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (продолжение)».
E.V. Evstifeeva, N.V. Dorodonova
ON THE ISSUE OF LEGAL REGULATION OF JURIDICAL CATEGORIES IN THE SPHERE OF THE PREVENTION OF CHILD NEGLECT, HOMELESSNESS AND JUVENILE DELINQUENCY
Background: Currently a problem of legal understanding of certain juridical categories in the sphere of the prevention of neglect, homelessness and juvenile delinquency is being discussed in the science and law enforcement activity. Objective: to identify different approaches to such definitions as "homelessness", "neglect", "children at social risk", "disadvantaged children" on the basis of the current legislation monitoring in the field of prevention of child neglect and juvenile delinquency. Methodology: dialectical method, deduction and induction, comparative legal, logical, formal legal methods and others. Results: the analysis clearly demonstrated a current rift in the framework of categories while using some juridical categories in the sphere of the prevention of child neglect, homelessness and juvenile delinquency. Conclusion: the unified approach to formulation of framework of categories in the current legislation will allow avoiding mistakes in the law enforcement by the subjects of the prevention of child neglect, homelessness and juvenile delinquency.
Key-words: legislation, framework of categories and concepts, terminology, definition, juvenile, prevention of child neglect and juvenile delinque.
Изменения, которые происходят в современном российском обществе, приводят к постепенному обновлению правовой системы, начиная с вопросов правопо-нимания и заканчивая проблемами совершенствования форм его выражения. Современное российское право является эффективным регулятором отношений в обществе при условии, что его внешняя и внутренняя формы соответствуют определенным стандартам юридической техники. Важным является законодательное оформление терминов, содержание которых неодинаково в различных нормативных и законодательных актах.
В последнее время в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав произошли серьезные изменения, что выражается в появлении новых терминов и понятий, нуждающихся в дефинитивном оформлении. В науке и действующем законодательстве наблюдается неоднозначный подход в определении и толковании таких терминов, как «безнадзорность» и «беспризорность». Нормативно-правовое определение беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних закреплено в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 27 июня 2018 г.), где «безнадзорный» — «несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц»1.
Понятие «безнадзорный» тесно связано с понятием «беспризорный». В науке беспризорность подразумевает крайнюю стадию безнадзорности, когда несовершеннолетнему, за которым не осуществляется контроль по причине отсутствия родителей или каким-либо другим причинам еще и негде жить. Очевидно, что отождествление безнадзорности и беспризорности неверно, о чем свидетельству-
1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 26 , ст. 3177.
59
ют и действующие законы. В Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 27 июня 2018 г.) «беспризорный несовершеннолетний» — это «безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания». К отличительным признакам такого явления, как беспризорность, относят, как правило, прекращение связей с родителями и семьей, проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья, добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство); подчинение неформальным законам [1, с. 270].
Термин «беспризорность» закреплен и в Национальном стандарте РФ «Социальное обслуживание населения. Термины и определения» (ГОСТ Р 52495-2005), поскольку такие лица имеют право на социальное обслуживание и являются получателями социальных услуг; Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (в ред. от 1 мая 2018 г.) к гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании относит «лиц, у которых отсутствует определенное место жительства, в том числе лиц, не достигших возраста двадцати трех лет и завершивших пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ст. 15)2.
В кодифицированных актах, таких как Семейный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ (далее — УК РФ) дефиниции «безнадзорность» или «беспризорность» отсутствуют. Вместе с тем в УК РФ (ст. 151) закреплена ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий, к числу которых относится бродяжничество3! Понятие бродяжничества в законе не определено, однако в теории права под ним принято понимать перемещение лица в течение долгого времени из одного места в другое без постоянного определенного места жительства. Соотношение указанных определений свидетельствует о том, что бродяжничеством может заниматься как безнадзорный, имеющий постоянное место жительства, так и беспризорный, не имеющий постоянного места жительства.
Массив терминов в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в качественном отношении обновляется довольно быстро, и значительные изменения в терминологическом аппарате происходят за счет введения новых разъяснений определений, что приводит, в свою очередь, как к положительному, так и отрицательному эффекту. Например, обзор законодательства РФ позволил выделить следующие повторяющиеся дефиниции: «несовершеннолетние, находящиеся в социально опасном положении», «дети, находящиеся в социально опасном положении», «семья, находящаяся в социально опасном положении», «семья в трудной жизненной ситуации», «несовершеннолетние, находящиеся в трудной жизненной ситуации». В действующем российском законодательстве данные понятия не тождественны по содержанию. По мнению законодателя, нахождение в социально опасном положении или в трудной ситуации может являться следствием беспризорности и безнадзорности. В Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. от 4 июня 2018 г.) под «несовершенно-
2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 52, ч. I, ст. 7007; 2018. № 7, ст. 975.
3 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 25, ст. 2954.
летним в социально опасном положении» понимается лицо, которое «вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия»4.
С этим термином неразрывно связано понятия «семьи, находящиеся в социально опасном положении» — «семьи, имеющие детей, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними»5.
В Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (в ред. от 4 июня 2018 г.) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» дается определение «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации» — «дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети-жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа); дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи» (ст. 1).
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 27 июня 2018 г.) соотносит термин «социально опасное положение» с самим несовершеннолетним или семьей (ст. 1). В данном Законе эти дефиниции взаимосвязаны, практически ссылаясь друг на друга: «несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении», — лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия; «семья, находящаяся в социально опасном положении» — «семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними»6. Однако в указанном Законе не раскрыта дефиниция «трудная жизненная ситуация», несмотря на упоминание в ст. 13, 14.
4 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31, ст. 3802; 2018. № 24, ст. 3403.
5 См.: Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (в ред. от 4 июня 2018) г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 26, ст. 3177; 2018. № 27, ст. 3953.
6 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 26, ст. 3177; 2018. № 27, ст. 3953. 61
Анализ Национальных стандартов социального обслуживания позволяет соотнести термины «трудная жизненная ситуация» и «социально опасное положение». Национальный стандарт РФ «Социальное обслуживание населения. Термины и определения» (ГОСТ Р 52495-2005 Социальное обслуживание населения. Термины и определения (с изменением № 1)) (в ред. от 17 октября 2013 г.) в п. 2.1.5 разъясняет понятие «трудная жизненная ситуация»: «ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина по причинам инвалидности, неспособности к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом или болезнью, безработицы, сиротства, одиночества, безнадзорности, малообеспечен-ности, конфликтов и жестокого обращения в семье, нарушения законных прав и интересов, отсутствия определенного места жительства и т.д., которую он не может преодолеть», а в п. 2.4.4 дефиниции «семья, находящаяся в социально опасном положении» — «семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном для их жизни и здоровья положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение или жестоко обращаются с ними»7.
Национальный стандарт РФ «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям» (ГОСТ Р 52888-2013 Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям) в п. 4.2 раскрывает суть «трудной жизненной ситуации»: «Первостепенное внимание в стандарте уделено социальным услугам, направленным на обеспечение социальной безопасности детей, заключающейся в осуществлении необходимых превентивных мер по их защите от нежелательных жизненных факторов, определяемых как трудная жизненная ситуация, характеризуемая возможными бедностью, бездомностью, безработицей, опасностью вовлечения в криминальные структуры и другими подобными факторами. Предоставление этих услуг обеспечивает социальную безопасность детей по всем аспектам (социально-бытовому, социально-педагогическому, социально-психологическому, социально-реабилитационному, социально-юридическому) во время пребывания детей в учреждениях социального обслуживания, а также направлено на предварительную подготовку детей к самостоятельной жизни после выпуска из учреждений с целью обеспечения их бытовой, экономической и юридической независимости, создания для них условий жизнедеятельности, необходимых для их дальнейшего самоутверждения в обществе в условиях новой жизни»8. Термин «семья в социально опасном положении» является специфическим определением, т.к. имеет более узкое значение; дефиниция «семья в трудной жизненной ситуации» несет в себе обобщающий контекст, охватывая многочисленные примеры. Кроме того, подробные пояснения для определения семьи или несовершеннолетнего к социально опасному положению или трудной жизненной ситуации в большинстве законах отсутствуют, что приводит к необходимости разрешения существующих противоречий в законодательных и нормативно-правовых актах.
7 ГОСТ Р 52495-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения: утв. Приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2005 г. № 532-ст.
8 ГОСТ Р 52888-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям: утв. и введен в действие Приказом Росстандарта
62 от 17 октября 2013 г. № 1182-ст.
А. Е. Михайлов, К. Д. Страстотерцев • Формирование противокоррупционных установок в обществе: современные варианты
Таким образом, эффективность реализации правовых норм в указанной области в большей мере зависит от видения законодателем проблем в сфере обеспечения профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, что выражается в правовой интерпретации тех или иных категорий. К сожалению, законодатель в отдельных случаях не всегда последователен в правотворческой деятельности, т.к. имеются противоречия в категориально-понятийном аппарате при изложении отдельных юридических категорий. Унифицированный подход при формулировании исследованного категориального аппарата в действующем законодательстве позволил бы избежать ошибок в правоприменении субъектами профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав.
Библиографический список
1. Ювенальное право: учебник для вузов /под ред. А.В. Заряева, В.Д. Малкова. М.: ЗАО Юстицинформ, 2005. 320 с.
References
1. Juvenile Law: textbook / by ed. of A.V. Zaryaev, V.D. Malkov. Moscow: ZAO Yus-ticinform, 2005. 320 p.
УДК 340.114.5
А.Е. Михайлов, К.Д. Страстотерцев
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОТИВОКОРРУПЦИОННЫХ УСТАНОВОК В ОБЩЕСТВЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ВАРИАНТЫ
Введение: в настоящее время в России достаточно серьезной проблемой является коррупция. В статье при рассмотрении коррупции как системного дефекта общества выявляется необходимость бороться с ней, не только реагируя на ее проявления, но и искореняя ее источники. Цель: охарактеризовать инструментарий, который позволит бороться с самой основой коррупции, с обстоятельствами, порождающими ее. Методы: наблюдение, системный анализ, методы моделирования и аналогии; индуктивный метод при выявлении искомого инструментария, совокупность диалектического и метафизического методов исследования. Результаты: выявлена обусловленность уровня коррупции в обществе превалированием определенных социальных установок в сознании граждан. Коррупциогенные установки и нейтральное
© Михайлов Анатолий Евгеньевич, 2018 )
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории государства и права (Саратовская госу- 2
дарственная юридическая академия); e-mail: [email protected] £3
© Страстотерцев Кирилл Дмитриевич, 2018 ю Студент Института правоохранительной деятельности (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]
© Mikhailov Anatoly Evgenievich, 2018
Candidate of law, Associate professor, associate professor of the Theory of state and law department of (Saratov State Law Academy)
© Strastoterptsev Kirill Dmitrievich, 2018
Student of the Law enforcement institute (Saratov State Law Academy) 63