УДК 34 (091) (470) ББК 67.3
© 2016 г. С. В. Рыбак,
преподаватель кафедры теории и истории государства и права Ростовского юридического института МВД России кандидат юридических наук, доцент. Тел.: 8 (928)153-66-25.
ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ БЕСПРИЗОРНОСТИ, БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ В 20-30-е ГОДЫ XX ВЕКА
В статье раскрывается природа явлений беспризорности и безнадзорности детей и подростков, традиционно являвшихся наиболее страшными последствиями войн, революций и иных социальных потрясений. В 20-30-е годы ХХвека перед Советским государством встала проблема спасения осиротевших и оставшихся без присмотра детей и подростков. Автор анализирует деятельность органов государственной власти, которые при содействии общественных организаций осуществляли активные действия по преодолению не только беспризорности и безнадзорности, но и порождаемой данными явлениями преступности несовершеннолетних.
Ключевые слова: права человека, права ребенка, беспризорность и безнадзорность, преступность несовершеннолетних.
S. V. Rybak - Lecturer, Department of Theory and History of State and Law, Rostov Law Institute of the Ministry
of Internal Affairs of Russia, PhD in Law, associate Professor.
STATE-LEGALACnvnYTO OVERCOME HOMELESSNESS, CHILD NEGLECTAND JUVENILE
DELINQUENCY IN SOVIET RUSSIA IN THE 20-30-ies OF XX CENTURY
The article reveals the nature of the phenomena of abandonment and neglect of children and adolescents, which have traditionally been the most terrible consequences of wars, revolutions and other social upheavals. In the 20-30-ies of XXth the Soviet state faced a problem of rescue of orphaned and neglected children and adolescents. The author analyzes the activity of state power bodies, which with the assistance ofpublic organizations carried out active measures to overcome not only abandonment and neglect, but also juvenile delinquency produced by these factors.
Key words: human rights, children's rights, abandonment and neglect, juvenile delinquency.
Ухудшение экономического положения во всем мире, обнищание населения, обострение национальных конфликтов, терроризм, локальные вооруженные конфликты, вынужденная миграция, рост наркомании и алкоголизма - вот далеко не полный перечень причин роста беспризорности и безнадзорности детей и подростков в XXI веке. Сложное социально-экономическое положение, сложившееся в современных условиях в российском обществе и государстве, тяжело отражается прежде всего на детях и подростках. Сегодня, к великому сожалению, приходится говорить о «взрыве» детской безнадзорности. Ежегодно огромное количество детей и подростков либо остаются без попечения родителей, либо без должного внимания и контроля с их стороны.
В России официальная статистика численности беспризорных и безнадзорных детей и подростков отсутствует, однако, согласно
различным источникам, по состоянию на начало 2000-х годов их количество составляло от одного до четырех миллионов человек [1, с. 3], а в 2010 году - 2,17 % от общей доли детей в Российской Федерации (по данным МВД России). При этом в качестве основной причины данного негативного явления называется отсутствие должной государственной заботы и особенно безответственное отношение семьи к воспитанию несовершеннолетних [2, с. 123]. Несмотря на обилие федеральных и региональных программ, действующих в области охраны прав несовершеннолетних, внушительное законодательство, развитую систему специализированных учреждений и должностных лиц (детский омбудсмен), государственную систему профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, этого очевидно недостаточно. Необходима продуманная, взвешенная государственная
политика в данном вопросе, выработанная с участием общественных институтов, с жестким, тотальным контролем в отношении реализации ее положений.
Беспризорность и безнадзорность традиционно создавали питательную среду для всевозможного вида преступлений. Это ставит общество в трудное положение и в ряде случаев влечет за собой угрозу его будущему. Уже давно детская преступность по своим масштабам превратилась в одну из серьезных проблем для многих государств мира, а международное сообщество ставит вопрос о необходимости международного сотрудничества в деле предотвращения преступлений среди детей, их воспитания, обеспечения прав и защиты. Именно поэтому еще в 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция по правам ребенка (вступила в силу для Российской Федерации с 13 июля 1990 года), завершившая длительный путь поиска решения в данном вопросе со времени принятия Лигой Наций Женевской декларации прав ребенка. Главная цель Конвенции состояла во всеобъемлющей защите прав и интересов ребенка, а ее основные положения сводились к следующим требованиям: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.
При этом крайне важно изучать не только современную национальную и международную практику (в число основных направлений, по которым Страсбургский суд до сих пор осуществляет защиту прав ребенка, входит и безнадзорность (ст. 8 Европейской конвенции о правах человека) решения данного вопроса, но и извлекать бесценный опыт из предшествующего исторического развития собственного государства.
Меняются времена, терминология, но суть явления остается неизменной: беспризорность и безнадзорность - это болезнь, которая глубоко затрагивает основу отношений в обществе и государственной политике. В современных условиях может быть крайне полезным опыт 20-30-х годов ХХ века, когда советская Россия была вынуждена решать проблему детской беспризорности и безнадзорности в чрезвычайно сложных условиях.
Беспризорные дети, или беспризорники, -каждый знаком с ними по многочисленным художественным фильмам и литературе, журнальным и газетным публикациям, историческим очеркам. Беспризорничество 20-х го-
дов прошлого века рассматривалось за границей как «советская экзотика». Замечательный писатель, публицист, полемист Е. И. Замятин рассказывал, что на вопрос о том, кто такие советские дети, иностранцы отвечали: «Советские дети? Да, конечно, знаем: это -besprizorniki...».
Но беспризорничество, и в особенности безнадзорность, не только в прошлом. Сегодня мы вновь видим на улицах беспризорных и безнадзорных детей. Основное различие между указанными явлениями заключается в следующем: беспризорность традиционно считалась явлением, вызванным крупными социальными бедствиями (война, голод и т. д.), а безнадзорность порождалась в основном дефектами семейного и школьного воспитания [3, с. 58]. Беспризорные и безнадзорные дети - это одна из наиболее актуальных проблем современности. Традиционно она была характерна для стран третьего мира, однако и в современных развитых странах (к примеру, в США, Германии и др.) количество беспризорных и безнадзорных детей и подростков неуклонно растет.
Педагоги 20-х годов наивно полагали, что беспризорность есть порождение капитализма. Ведь ХХ век в России, три четверти которого пришлось на годы социализма, прошел под позорным знаменем беспризорщины. Новая власть, некогда клеймившая царскую Россию, старый режим и положение детей при нем, сама стала источником появления целой армии сирот и обездоленных. Партия большевиков, взявшая на вооружение идею создания из беспризорников «нового человека» (идея «tabula rasa»), строителя светлого будущего, направляла все свои усилия на воплощение данной идеи в реальность. Для этого была создана принципиально новая система детских учреждений, нити управления которых находились в руках большевистской партии и государства.
Откуда брались в советской России беспризорники? Помимо общепринятых причин (войны, эпидемии, массовый голод) в 20 - начале 30-х годов получила распространение идеологическая (мировоззренческая) классовая причина беспризорности. В 1924 году Н. К. Крупская, выступая с речью на открытии Московской конференции по борьбе с детской беспризорностью, отмечала: «.Корни беспризорности ясны. Мы переживаем громадные, колоссальные разрушения общественных свя-
и и и у т и
зей, вызванные войной. И не только войной. Надо сказать прямо, что пережитая нами революция тоже является одной из причин беспризорности» [4, с. 73]. О причинах появления массовой беспризорности и безнадзорности писали А. Л. Луначарский, А. С. Макаренко, П. П. Блонский и многие другие.
Декрет о создании Всероссийского совета защиты детей был издан 4 февраля 1919 года. Возглавил его народный комиссар просвещения А. В. Луначарский. В январе 1921 года на основе Всероссийского совета была создана специальная комиссия по улучшению жизни детей при ВЦИК, основной задачей которой являлась организация помощи в получении детьми продовольствия и жилища, а также учреждений, ведающих вопросами охраны жизни и здоровья беспризорных детей. В стране развернулась широкая агитационная кампания, направленная на сбор средств голодающим детям, открытие новых детских домов, периодически проводимые с 1920 года «недели ребенка».
Забота о детях, оставшихся без попечения родителей, была разнообразной: организация питания в столовых, размещение в детских стационарных учреждениях, больницах, создание детских городков (Северный Кавказ), школы-коммуны (к примеру, с начала 20-х годов стали функционировать школы-коммуны С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко). В местах наибольшего скопления беспризорных организовывались ночлежки-столовые, ночлежки-клубы. Они обеспечивали первую санитарно-гигиеническую помощь, питание и ночлег беспризорным детям и подросткам. Огромное значение подобных заведений заключалось и в том, что многие из них проводили просветительскую и воспитательную работу с детьми и подростками, разъясняя необходимость идти в детские дома и школы.
Но партийное и государственное руководство страны понимало, что усилий одного государства оказалось недостаточно, поэтому делался ряд попыток вовлечения в дело «перековки» беспризорников широкой общественности. С этой целью создавались такие общества, как «Долой преступность», «Друг детей», которые должны были выполнить столь благородную миссию. Однако изначально деятельность данных обществ попала под жесткий контроль и стала направляться различными государственными и партийны-
ми структурами, что привело к постепенному отходу от главной цели - преодоления детской беспризорности и безнадзорности.
В марте 1926 года правительством РСФСР было приято Положение о борьбе с беспризорностью, а с сентября вступил в силу 3-летний план по искоренению данного явления. В циркуляре Наркомпроса от 19 марта 1928 года поставленная задача по ликвидации уличной беспризорности напоминала крупномасштабную боевую операцию: предусматривались подготовка и сосредоточение основных сил и средств, направление главного «удара» (традиционно в это время года - крупные города южного направления), строжайшая секретность подготовки, одновремен-
__и и /П
ность совместных действий. С задержанными, как правило, обращались как с заключенными. Таким образом, в конце 20-х годов борьба с беспризорностью как с социальным явлением переросла в войну непосредственно с беспризорниками.
В изданном постановлении ВЦИК и СНК СССР «Борьба с детской беспризорностью» от 20 ноября 1930 года были определены пути и средства улучшения положения системы детских учреждений: органам снабжения поручалось организовать бесперебойную поставку всего необходимого для детдомов; органам труда - своевременно трудоустраивать детей и подростков на производство; органам просвещения - усилить воспитательные мероприятия; органам здравоохранения - обеспечить санитарный надзор и своевременное изъятие заболевших детей из общих детских учреждений и помещение их в специализированные учреждения; жилищным органам предписывалось предоставить жилье работающим на производстве детям и подросткам. В зоне особого внимания органов народного образования находились трудновоспитуемые дети и подростки, а также несовершеннолетние правонарушители.
Беспризорность и безнадзорность - благодатная почва для развития детской преступности. Достаточно часто 14-16-летние беспризорники образовывали воровские шайки, которые являлись привычным зрелищем и нередко рассматривались как неизбежная часть городского быта. Беспризорники - малолетние правонарушители - владели различными «криминальными профессиями». «Спо-кари» «специализировались» на кражах со взломом квартир или магазинов. Их «выруч-
ка» составляла от двух до десяти рублей в день, которые тут же тратились на самые разнообразные нужды. «Ширмачи» «исследовали» карманы советских граждан, что приносило им от одного до трех рублей в день; «че-моданщики» - соответственно, чемоданы, содержимое которых и было их своеобразным вознаграждением. Подавляющее же большинство беспризорников именовались «сявками», по факту являющимися мелкими воришками.
Воровской промысел требовал четкой организации и распределения обязанностей. Шайки насчитывали от двух до десяти и более подростков. Вся добыча делилась строго поровну между участниками кражи.
К элите беспризорных преступников относились «жулики», или, как их еще называли, «стопы», поскольку они занимались «гоп-стопом» - налетами и вооруженными налетами. Они привлекали детей-беспризорников, поскольку те могли залезть в форточку, слуховое окно на чердаке, пробраться в квартиру по водосточной трубе. Беспризорники, не жившие постоянно с жуликами, оказывали им разовые услуги: торговцы разносили кокаин, сбывали краденое; певцы и фокусники собирали толпу для ограбления; попрошайки вели слежку за объектом.
Актуальность указанной проблемы наглядно демонстрируют следующие данные: к 1920 году преступность среди несовершеннолетних возросла более чем в два раза по сравнению с 1913 годом [5, с. 28], а в 1927 году молодежь в возрасте от 16 до 24 лет составляла 48 % от всех заключенных советских лагерей. В дальнейшем эта цифра продолжала расти в связи с введенным в 1935 году Уголовным кодексом. Осуждение следовало даже за побег из школы ФЗО, не говоря уже
0 бродяжничестве и печально известных «пяти колосках». Криминализация преступности несовершеннолетних представляла собой резкий поворот во внутренней политике СССР с середины 30-х годов в сторону консерватизма.
Эти изменения означали по сути дела частичную реставрацию царской уголовной политики, так как еще в Уложении о наказаниях
1 885 года предусматривалось наказание для детей от 10 до 14 лет (впрочем, как и в возрасте от 14 до 17 лет) в том случае, если они действовали без «разумения». Указанная система вызывала серьезные возражения у специалистов в области юриспруденции, по-
скольку молодые правонарушители должны были отбывать более существенные сроки заключения по сравнению с царской эпохой. Кроме того, постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 года «О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних» был снижен возраст уголовной ответственности за совершенные преступления с 14 (16) до 12 лет.
Среди преступлений, по которым снижался возраст уголовной ответственности, назывались кражи, причинение насилия, телесных повреждений, нанесение увечий, убийство или попытка убийства. Законодатель настаивал, чтобы все несовершеннолетние за обозначенные преступления наказывались наравне со взрослыми, тем самым делая шаг назад от либеральной политики большевиков по отношению к несовершеннолетним правонарушителям (17 лет, а с 1922 года - 14 лет для отдельных преступлений и 16 лет для всех остальных) [6, с. 198-199]. В качестве сравнения следует отметить, что в царском законодательстве (Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года и Уголовном уложении 1903 года) минимальный возраст уголовной ответственности составлял 1 0 лет с оговоркой о наличии в действиях правонарушителя «разумения». При этом советский Уголовный кодекс 1922 года устанавливал вариативно срок заключения в отношении возраста правонарушителя: 14-15-летним - половина срока тюремного заключения, которая полагалась бы за то же преступление несовершеннолетним, и одну треть срока - 16-17-летним.
Установлением 14-летнего возраста наступления уголовной ответственности Советская Россия поставила себя в один ряд с иными европейскими странами. Так, в 1908 году в Англии был принят специальный закон о детях «СЫИгеп Ас1», повысивший минимальный возраст до 14 лет и названный современниками «первым детским кодексом».
В течение 20-х и начале 30-х годов дела молодых правонарушителей рассматривались не судами, а на заседаниях комиссий по делам о несовершеннолетних, в случае же совершения правонарушения 14-15-летними указанная комиссия давала соответствующее направление для рассмотрения дела в суде. Однако уже с 1929 года комиссия по делам несовершеннолетних получила право самостоятельно решать судьбу молодых правона-
рушителей, направляя их в колонии для малолетних преступников для отбытия срока наказания.
Следует отметить, что для особой группы детей с элементами девиантного поведения в системе Министерства просвещения РСФСР существовали такие воспитательные учреждения, как детский дом № 1 для детей, склонных к антиобщественным поступкам (Свердловская область, г. Нижний Тагил) и единственный в СССР институт трудового воспитания «Новая жизнь» для сексуально развращенных девочек (Московская область, г. Чехов), созданный в 1 927 году.
Несовершеннолетние правонарушители и беспризорники «со стажем» преимущественно распределялись в детские колонии двух видов: трудовые, где содержались осужденные несовершеннолетние правонарушители, и воспитательные - для детей и подростков, которые либо длительное время вели беспризорный образ жизни, либо совершили незначительные проступки. В специализированные же учреждения Министерства социального обеспечения (начиная с 1947 года) направляли детей-инвалидов и умственно отсталых детей.
Кроме того, широко практиковалась высылка и изъятие из Москвы и других городов (Петрограда, Краснодара, Ростова-на-Дону и др.) [7, с. 62] вожаков несовершеннолетних правонарушителей, после чего, как правило, прекращалась преступная деятельность остальных. Данный суровый закон означал отказ от прогрессивного подхода, однако он являлся отражением динамики роста численности преступлений среди несовершеннолетних, что, безусловно, пагубно сказывалось на состоянии правопорядка в стране. В связи с этим уже в марте 1935 года была ужесточена уголовная ответственность за злостное хулиганство, а уже с апреля 1935 года с принятием закона «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних» они привлекались к уголовному суду с применением всех мер уголовного наказания [8, с. 381-382].
При этом редакция журнала «Советская юстиция» (1935 года) в качестве «оправдания» давала комментарий относительно создания в стране всех предпосылок для полной ликвидации детской беспризорности и преступности, а также «аномальности» самого факта существования несовершеннолетних правонарушителей и сохранения тех условий,
которые позволяют отдельным несовершеннолетним и молодым правонарушителям переходить грань от случайного правонарушителя к «настоящему уголовному преступнику-рецидивисту» [9, с. 10-11].
В изданном 20 апреля 1935 года циркуляре Верховного Суда и Прокуратуры давалось пояснение относительно утраты силы ст. 22 УК, вводившей в свое время запрет на применение высшей меры наказания для несовершеннолетних, хотя и отмечалось, что в исключительных случаях к несовершеннолетнему преступнику может быть применена смертная казнь на основании решений областных судов, утвержденных Верховным Судом СССР и Прокуратурой [6, с. 200-201]. Однако на практике вынесение смертного приговора несовершеннолетним являлось маловероятным и практически не имело места.
На протяжении 30-х годов в СССР практиковались разнообразные формы для молодых правонарушителей: различные сроки тюремного заключения, исправительные работы, условное осуждение, а также меры воспитательного воздействия. Тем не менее проблема беспризорности и связанной с ней преступности несовершеннолетних так и не была решена.
С принятием в 1941 году указа Президиума Верховного Совета СССР ответственность распространялась на несовершеннолетних правонарушителей не только за совершение последними умышленных преступлений, но и совершенных по неосторожности, в связи с чем указ 1935 года был подвергнут критике за излишнюю лояльность. Подобное законодательное решение вопроса оставалось в силе вплоть до конца 1950-х годов, и только с принятием Уголовного кодекса РСФСР 1960 года возраст уголовной ответственности повышался до 16 лет. Лица, достигшие 14-летнего возраста, подлежали уголовной ответственности лишь за отдельные преступления. Последнее обстоятельство является крайне важным ввиду внесения изменений в действующий Уголовный кодекс РФ относительно понижения возраста уголовной ответственности до 14 лет за терроризм (здесь вполне уместна аналогия с последней новеллой отечественного законодателя).
Таким образом, определяющая роль подрастающего поколения в последующем обеспечении жизнеспособности общества детерминирует особый интерес к исследуемой про-
блеме во всем мире. Вместе с тем следует констатировать, что в решении данной проблемы еще ни одно из современных государств не стало образцом для подражания. Даже для наиболее привлекательных с точки зрения политической и экономической составляющих государств остаются нерешенными проблемы, связанные с ростом преступности несовершеннолетних, численности беспризорных и безнадзорных детей и подростков,
Литература
1. Ермаков Е. Г. Организационно-правовые основы деятельности органов внутренних дел по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период (1945-1950 годы) (историко-правовой аспект): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.
2. Преступность и дети (международная конференция) // Государство и право. 1990. № 5.
3. Павлова Е. С. Беспризорность несовершеннолетних и меры борьбы с ней (19211926) // Вестн. Моск. ун-та. 1975. № 5.
4. Крупская Н. К. Полн. собр. соч.: в 10 т. М., 1974. Т. 2.
5. Сафин Ф. Ю. Из истории развития законодательства России об уголовной ответственности несовершеннолетних // История государства и права. 2009. № 1.
6. Соломон П. Советская юстиция при Сталине: пер. с англ. М., 1998.
7. Народное просвещение. 1924. № 9-10.
8. Постановление ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 года № 3/598 «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних». URL: http://consultana.ru
9. Авербах И., Булатов С. Закон 7 апреля 1935 года // Советская юстиция.1937. № 1011.
особенно в контексте тех потенциальных вызовов и угроз, с которыми столкнулись абсолютно все страны мира в условиях глобализации. Все вышеуказанное доказывает, что решать исследуемую проблему невозможно лишь узконациональными средствами. Необходимо широкое сотрудничество государств в сфере борьбы не только с беспризорностью и безнадзорностью, но и порождаемой ими преступностью несовершеннолетних.
Bibliography
1. Ermakov E.G. Organizational legal foundations of bodies of interior affairs activity to struggle against children abandonment and neglect in the years of the World War II and postwar period (1945-1950)
(historical legal aspect): abstract dis____PhD in Law.
Moscow, 2002.
2. Crime and children (International conference) // The state and the law. 1990. № 5.
3. Pavlova E. S. Homelessness ofjuveniles and measures of struggle against it // Messenger of Moscow Univercity. 1975. № 5.
4. Krupskaya N. K. The complete collected works: in 10 volumes. Moscow, 1974. Vol. 2.
5. Saphin Ph. U. From the history of law development of Russia on criminal liability ofjuveniles // History of State and Law. 2009. № 1.
6. Solomon P. The Soviet justice during Stalin: translation from English. Moscow, 1998.
7. Public education. 1994. № 9-10.
8. The resolution of the Central Executive Committee and the Council of People's Commissars of the USSR and Russian Soviet Federative Socialist Republic from 7 April 1935 № 3/598 «About measures of struggling with juvenile delinquency». URL: http://consultana.ru
9. Averbakh I., Bulatov S., The law of 7th of April 1935 // Soviet justice. 1937. № 10-11.