Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО МАТЕРИАЛАМ О ПОМЕЩЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИХ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, В СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО МАТЕРИАЛАМ О ПОМЕЩЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИХ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, В СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
322
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕН НОЛЕТНИХ / КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЫ ИХ ПРАВ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА / COMMISSIONS FOR JUVENILE AFFAIRS AND PROTECTION OF THEIR RIGHTS / PREVENTION OF NEGLECT AND JUVENILE DELINQUENCY / SPECIAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF A CLOSED TYPE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ильгова Екатерина Владимировна, Зайкова Светлана Николаевна, Спесивов Никита Владимирович

Введение: в статье рассмотрены последовательность и сроки выполнения ко миссиями по делам несовершеннолетних и защите их права обязательных админи стративных процедур, проведена их классификация в зависимости от стадий рас смотрения материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. Особое внимание уделено изучению правовых оснований для межведомственного взаимодействия при рассмотрении указанных вопросов. Цель: разработка предложе ний по повышению эффективности деятельности комиссий по делам несовершенно летних и защите их прав по рассмотрению вопросов о возможности применения к несовершеннолетним, не подлежащим уголовной ответственности, мер воздействия или возбуждения перед судом ходатайства о помещении таких несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Методологическая основа: представлены совокупностью общенаучных методов, формально-юридическим методом, методом системного анализа. Резуль таты: настоящее исследование имеет возможность практического применения при организации производства по указанным материалам. Выводы: от правильной и своевременной организации работы органов, участвующих в помещении несовершен нолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в СУВУ ЗТ, зависит многое, в ряде случаев - жизнь и судьба детей. Правоприменительная практика субъектов Российской Федерации показывает, что на местах возникает множество проблем, вызванных отсутствием оперативного обмена информацией между субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, несоблюдением сроков и некачественным оформлением процессуальных документов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ильгова Екатерина Владимировна, Зайкова Светлана Николаевна, Спесивов Никита Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASIS FOR ORGANIZING PROCEEDINGS BASED ON MATERIALS ON THE PLACEMENT OF MINORS WHO ARE NOT SUBJECT TO CRIMINAL LIABILITY IN SPECIAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF A CLOSED TYPE

Background: the article considers the sequence and timing of mandatory administrative procedures carried out by the commissions for minors’ affairs and protection of their rights, and classifies them depending on the stages of consideration of materials on placement of minors who are not subject to criminal liability in special educational institutions of a closed type. Special attention is paid to the study of the legal grounds for interdepartmental interaction when considering these issues. Objective: to develop proposals to improve the effectiveness of the commissions on minors ‘ affairs and protection of their rights in considering the possibility of applying measures to minors who are not subject to criminal liability or initiating a petition before the court to place such minors in special educational institutions of a closed type in accordance with Federal law No. 273-FL of December 29, 2012 “On Education in the Russian Federation”. Methodology: represented by a set of general scientific methods, formal legal method, system analysis one. Results: the present study has the possibility of practical application when organizing production based on the specified materials. Conclusions: much depends on the correct and timely organization of the work of the bodies participating in the placement of minors who are not subject to criminal responsibility in the SUVU ZT, in some cases - the life and fate of children. The law enforcement practice of the constituent entities of the Russian Federation shows that there are still many problems caused by the lack of prompt exchange of information between the subjects of the system for the prevention of neglect and juvenile delinquency, violation of deadlines and poor execution of procedural documents.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО МАТЕРИАЛАМ О ПОМЕЩЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИХ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, В СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА»

DOI 10.24411/2227-7315-2020-10163 УДК 343.85

Е.В. Ильгова, С.Н. Зайкова, Н.В. Спесивов

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО МАТЕРИАЛАМ О ПОМЕЩЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИХ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, В СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА*

Введение: в статье рассмотрены последовательность и сроки выполнения комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их права обязательных административных процедур, проведена их классификация в зависимости от стадий рассмотрения материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. Особое внимание уделено изучению правовых оснований для межведомственного взаимодействия при рассмотрении указанных вопросов. Цель: разработка предложений по повышению эффективности деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по рассмотрению вопросов о возможности применения к несовершеннолетним, не подлежащим уголовной ответственности, мер воздействия или возбуждения перед судом ходатайства о помещении таких несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Методологическая основа: представлены совокупностью общенаучных методов, формально-юридическим методом, методом системного анализа. Результаты: настоящее исследование имеет возможность практического применения при организации производства по указанным материалам. Выводы: от правильной и своевременной организации работы органов, участвующих в помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в СУВУ ЗТ, зависит многое,

© Ильгова Екатерина Владимировна, 2020

Кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры административного и муниципального права, ректор (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: k_ilgova@mail.ru

© Зайкова Светлана Николаевна, 2020

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного и муниципального права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: snzaikova@rambler.ru

© Спесивов Никита Владимирович, 2020

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного процесса (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: nikita_spesivov@bk.ru

© Ilgova Ekaterina Vladimirovna, 2020

Candidate of law, associate Professor, Professor Administrative and municipal law department, Rector (Saratov State Law Academy)

© Zaikova Svetlana Nikolaevna, 2020

Candidate of law, associate Professor, associate Professor, Administrative and municipal law department (Saratov State Law Academy)

© Spesivov Nikita Vladimirovich, 2020

Candidate of law, associate Professor, associate Professor, Criminal procedure department (Saratov State Law Academy)

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-011118 00686.

в ряде случаев — жизнь и судьба детей. Правоприменительная практика субъектов Российской Федерации показывает, что на местах возникает множество проблем, вызванных отсутствием оперативного обмена информацией между субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, несоблюдением сроков и некачественным оформлением процессуальных документов.

Ключевые слова: профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав, специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

E.V. Ilgova, S.N. Zaikova, N.V. Spesivov

LEGAL BASIS FOR ORGANIZING PROCEEDINGS BASED ON MATERIALS ON THE PLACEMENT OF MINORS WHO ARE NOT SUBJECT TO CRIMINAL LIABILITY IN SPECIAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF A CLOSED TYPE

Background: the article considers the sequence and timing of mandatory administrative procedures carried out by the commissions for minors' affairs and protection of their rights, and classifies them depending on the stages of consideration of materials on placement of minors who are not subject to criminal liability in special educational institutions of a closed type. Special attention is paid to the study of the legal grounds for interdepartmental interaction when considering these issues. Objective: to develop proposals to improve the effectiveness of the commissions on minors ' affairs and protection of their rights in considering the possibility of applying measures to minors who are not subject to criminal liability or initiating a petition before the court to place such minors in special educational institutions of a closed type in accordance with Federal law No. 273-FL of December 29, 2012 "On Education in the Russian Federation". Methodology: represented by a set of general scientific methods, formal legal method, system analysis one. Results: the present study has the possibility of practical application when organizing production based on the specified materials. Conclusions: much depends on the correct and timely organization of the work of the bodies participating in the placement of minors who are not subject to criminal responsibility in the SUVU ZT, in some cases — the life and fate of children. The law enforcement practice of the constituent entities of the Russian Federation shows that there are still many problems caused by the lack of prompt exchange of information between the subjects of the system for the prevention of neglect and juvenile delinquency, violation of deadlines and poor execution of procedural documents.

Key-words: commissions for juvenile affairs and protection of their rights, prevention of neglect and juvenile delinquency, special educational institutions of a closed type.

Действующее правовое регулирование общественных отношений, возникающих между органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами в сфере профилактики антиобщественного и противоправного поведения несовершеннолетних и защиты их прав, формировалось в период с 1996 по 2016 год и представлено большим количеством законодательных и иных нормативных правовых актов. К числу федеральных нормативных правовых источников относятся более 15 законодательных актов, более 60 подзаконных нормативных правовых актов, включая постановления Правительства РФ и акты федеральных органов государственной власти, более 100 правовых актов ненормативного характера.

Прежде всего, отношения, возникающие в связи с деятельностью системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в своей основе регулируются Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»1 (далее — Федеральный закон).

Федеральный закон предусматривает множественность субъектов системы профилактики с учетом их компетенционных различий, коллегиальность принятия решений КДНиЗП, участие в профилактической деятельности различных органов и учреждений, что влечет за собой возникновение разнообразных информационных потоков и необходимость организации эффективного межведомственного взаимодействия.

Производство по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (далее — СУВУ ЗТ), не является исключением и отражает все особенности Федерального закона: множественность органов управления, коллегиальность принятия решений, межведомственный характер, взаимодействия между субъектами профилактики правонарушений среди несовершеннолетних потребность в координации совместных действий.

От правильной и своевременной организации работы органов, участвующих в рассмотрении вопросов о помещении не подлежащих уголовной ответственности несовершеннолетних в СУВУ ЗТ, зависит многое [1, с. 12; 2, с. 141; 3, с. 45; 4, с. 36], в ряде случаев — жизнь и судьба детей [5, с. 57; 6, с. 204].

Правоприменительная практика субъектов Российской Федерации показывает, что еще встречается множество проблем, вызванных отсутствием оперативного обмена информацией между субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, несоблюдением сроков и некачественным оформлением процессуальных документов.

Правовыми основаниями для указанного производства являются ст. 26-31 Федерального закона, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»2, постановления Правительства РФ3 и ведомственные правовые акты4.

Для организации эффективного межведомственного взаимодействия в рамках производства по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих

б 1 См.: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики

° безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собр. законодательства Рос. Фе-

§ дерации. 1999. № 26, ст. 3177.

" 2 См.: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

1 Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53, ч. 1, ст. 7598. ё 3 См.: Постановление Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 518 «Об утверждении перечня

заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 28, ст. 2873; Постановление Правительства РФ от 6 ноября 2013 г. № 995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 45, ст. 5829.

4 См.: Приказ МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполни-120 тельной власти. 2014. № 11.

уголовной ответственности, в СУВУ ЗТ целесообразно использовать действующие ведомственные правовые акты5 и рекомендации6.

Производство по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, начинается с момента поступления в КДНиЗП решений и материалов (копий) об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении уголовного дела в отношении данных несовершеннолетних.

В течение десяти суток со дня получения вышеуказанных материалов КДНиЗП необходимо выполнить ряд обязательных процедур.

Во-первых, оценить полноту и достаточность поступивших материалов. Такая оценка проводится ответственным секретарем КДНиЗП и предусматривает следующие условия:

проверку надлежащего заверения копий поступивших материалов. В случае поступления в КДНиЗП копий вышеуказанных материалов, они должны быть заверены в установленном порядке органом, который принял данное процессуальное решение, или прокурором. Требования к заверению материалов установлены в ГОСТ Р 7.0.97-2016 (п. 5.26 разд. 5 «Оформление реквизитов документов»);

проверку основания прекращения уголовного дела или отказа в возбуждении уголовного дела, в отношении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 24 УПК РФ уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению в связи с отсутствием в деянии состава преступления7.

По этому основанию уголовное преследование подлежит прекращению (п. 3 ст. 27 УПК РФ) в отношении следующих лиц:

в отношении лица, которое не достигло к моменту совершения деяния, предусмотренного уголовным законом возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

в отношении несовершеннолетнего, который хотя и достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не мог в полной мере

5 См.: Приказ Минпросвещения России от 17 июля 2019 г. № 381 «Об утверждении Порядка 3' организации и осуществления деятельности специальных учебно-воспитательных учрежде- Д ний открытого и закрытого типа». Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой ч системы «КонсультантПлюс»; Приказ Минздравсоцразвития России от 5 мая 2012 г. № 481н К «Об утверждении формы медицинского заключения о наличии (отсутствии) у несовершенно- й, летнего заболевания, включенного в перечень заболеваний, препятствующих содержанию и | обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого е типа органа управления образованием» // Российская газета. 2012. 13 июня; Приказ Минз- 1 дравсоцразвития России от 5 мая 2012 г. № 480н «Об утверждении формы, порядка ведения и • хранения журнала регистрации медицинских освидетельствований несовершеннолетних на 6 наличие или отсутствие у них заболеваний, препятствующих их содержанию и обучению в 1 специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа органа управления образо- ) ванием» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2012. 2 № 36; Приказ МВД России от 1 сентября 2012 г. № 839 «О совершенствовании деятельности 8 центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей» // Российская газета. 2012. 17 дек.

6 См.: Письмо Минобрнауки России от 20 марта 2013 г. № 07-340 «О направлении Перечня основных документов, приобщаемых к личным делам несовершеннолетних, помещаемых по решению суда в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением». Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7 См.: Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-

ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 52, ч. I, ст. 4921. 121

осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими в момент совершения деяния, предусмотренного уголовным законом.

Именно вышеуказанные основания являются процессуальными основаниями для возбуждения КДНиЗП производства по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в СУВУ ЗТ.

В том случае, если уголовное преследование прекращено по иным основаниям, не связанным с недостижением возраста уголовной ответственности или психическим развитием несовершеннолетнего, поступившие материалы не рассматриваются на заседании КДНиЗП и возвращаются в орган, принявший соответствующее процессуальное решение, или прокурору с указанием причин возврата.

Во-вторых, необходимо подготовить материалы к рассмотрению на заседании КДНиЗП. Подготовка материалов проводится ответственным секретарем КДНиЗП и включает в себя ряд последовательных действий:

1. Уточнение обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения материалов.

Подлежат выяснению следующие вопросы: нуждается ли несовершеннолетний, в отношении которого поступил материал, в особых условиях воспитания, обучения; требуется ли несовершеннолетнему специальный педагогический подход; имеются ли обстоятельства, подтверждающие возможность перевоспитания несовершеннолетнего без его помещения в СУВУ ЗТ; имеются ли причины препятствующие помещению несовершеннолетнего в СУВУ ЗТ; имеются ли сведения о месте жительства (пребывания), материалы характеризующие о несовершеннолетнего и его родителей (законных представителей).

2. Приглашение участников производства на заседание КДНиЗП.

т

~ В обязательном порядке на заседание приглашаются следующие лица: несо-

вершеннолетний, не подлежащий уголовной ответственности; его родители или | иные законные представители; адвокат (при наличии).

| По решению председателя КДНиЗП на заседание могут приглашаться дру-

£ гие лица, если их показания имеют значение для правильного рассмотрения

0

| материалов.

| О дате, времени и месте заседания КДНиЗП информируется прокурор.

£" 3. Подготовка проекта решения КДНиЗП.

1 При подготовке проекта решения следует учитывать, что по результатам « рассмотрения поступивших материалов КДНиЗП вправе принять одно из сле-| дующих постановлений:

| о возможности применения к несовершеннолетнему, не подлежащему уголов-

° ной ответственности, мер воздействия;

0

° о возбуждении перед судом ходатайства о помещении несовершеннолетнего в

§ СУВУ ЗТ в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской

1 Федерации».

| В обоих случаях постановление КДНиЗП должно отражать анализ поступив-

ших материалов; анализ материалов, имеющихся в распоряжении КДНиЗП, в отношении несовершеннолетнего и его семьи; выводы относительно необходимости (отсутствия необходимости) помещения несовершеннолетнего в СУВУ ЗТ.

Срок пребывания несовершеннолетнего в учреждении КДНиЗП не определяется, если перед судом возбуждается ходатайство о помещении несовершен-122 нолетнего в СУВУ ЗТ.

В-третьих, КДНиЗП необходимо рассмотреть материалы на заседании и принять решение.

В начале заседания КДНиЗП председательствующий объявляет, какие материалы подлежат рассмотрению, кто их рассматривает, а также представляет участников рассмотрения, разъясняет их права и обязанности. Устанавливается факт явки несовершеннолетнего, в отношении которого поступили материалы, его родителей или иных законных представителей и иных лиц, приглашенных на заседание.

В случае неявки на заседание вышеперечисленных лиц проверяется их надлежащее извещение о дате, времени и месте проведения заседания КДНиЗП.

При наличии надлежащего извещения несовершеннолетнего, в отношении которого поступили материалы, его родителей или иных законных представителей продолжается рассмотрение поступивших материалов. (В случае отсутствия надлежащего извещения, рассмотрение материалов откладывается для надлежащего извещения несовершеннолетнего, в отношении которого поступили материалы, его родителей или иных законных представителей).

Далее исследуются и оглашаются поступившие материалы и материалы, имеющиеся в распоряжении КДНиЗП в отношении несовершеннолетнего и его семьи. Выясняются обстоятельства, имеющие значение для принятия обоснованного решения, в т.ч. возраст несовершеннолетнего, условия его жизни и воспитания, содержания и обучения, уровень его психического развития и иные особенности его личности, влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц, причины и условия, способствующие противоправному поведению несовершеннолетнего.

Заслушиваются выступления несовершеннолетнего, в отношении которого поступили материалы, его родителей или иных законных представителей, иных лиц.

На основании исследованных материалов КДНиЗП принимает решение, которое должно быть обоснованным.

Недопустимо принятие решения о применении мер воздействия к не подлежащему уголовной ответственности несовершеннолетнему при наличии совокупности следующих условий:

более 1 года несовершеннолетний и его семья находились в социально опасном положении;

несовершеннолетний более 3 раз совершал правонарушение или антиобщественные действия, о чем имеются соответствующие постановления КДНиЗП;

несовершеннолетний и его родители или иные законные представители более 3 раз не являлись по приглашению КДНиЗП;

проведенная в отношении несовершеннолетнего и его семьи индивидуальная профилактическая, разъяснительная работа не привела к перевоспитанию несовершеннолетнего;

несовершеннолетний не раскаивается в содеянном.

В случае принятия решения о возбуждении перед судом ходатайства о помещении несовершеннолетнего в СУВУ ЗТ в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в целях обоснования в тексте постановления КДНиЗТ следует отразить позитивные результаты, подтверждающие необходимость такой меры: получение несовершеннолетним психолого-медико-педагогической помощи, его перевоспитание, социализация, обучение, в т.ч.

получение профессии, а также предотвращение совершения им повторного общественно опасного деяния и др.

Что касается голосования, то оно проводится в отсутствие лиц, приглашенных для рассмотрения указанных материалов. Голосование осуществляется каждым членом КДНиЗП лично. Кроме того, он имеет право на заседании до сведения остальных членов КДНиЗП довести свое особое мнение на заседании, которое в письменной форме должно быть приложено к протоколу заседания.

Принятые решения определяются большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве голосов решающее значение имеет голос председательствующего на заседании.

При принятии решения КДНиЗП оценивает личность несовершеннолетнего, его возраст, круг общения, характер совершенного преступления, ранее проводимую в отношении него профилактическую работу и другие обстоятельства.

Результаты голосования оглашаются председателем (заместителем председателя) КДНиЗП в присутствии лиц, приглашенных для рассмотрения указанных материалов.

При выявлении вновь открывшихся обстоятельств и поступление в КДНиЗП соответствующих материалов их рассмотрение производится аналогичным способом:

в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 26 Федерального закона, если во время медицинского освидетельствования выявлены заболевания, препятствующие содержанию и обучению несовершеннолетнего в СУВУ ЗТ;

в порядке, предусмотренном подп. 2 п. 5 ст. 28 Федерального закона, если судом установлены обстоятельства, подтверждающие возможность перевос-

О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 питания указанного несовершеннолетнего без его помещения в СУВУ ЗТ, либо выявлены причины, препятствующие его помещению в указанное учреждение.

т

~ Указанные материалы также рассматриваются в течение десяти суток со дня

их получения.

| В-четвертых, КДНиЗП необходимо обратить к исполнению принятое решение.

| Если КДНиЗП принимает решение ходатайствовать перед судом о помещении

£ в СУВУ ЗТ не подлежащего уголовной ответственности несовершеннолетне-

1 го, то оформляется оно постановлением, которое вместе с материалами неза-| медлительно направляется в орган внутренних дел и прокурору. Кроме того, £■ экземпляр постановления направляется (вручается) несовершеннолетнему, не 1 подлежащему уголовной ответственности, его родителям или иным законным « представителям8.

о

| Термин «незамедлительно» означает направление (вручение) постановления в

о день его принятия, не позднее десяти суток с момента поступления на рассмотре-

° ние в КДНиЗП материалов в отношении несовершеннолетнего, не подлежащего

0

° уголовной ответственности.

¿5 Орган внутренних дел направляет материалы в суд. Следует отметить, что

1 представители КДНиЗП могут участвовать в рассмотрении материалов о поме-| щении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в СУВУ

ЗТ по решению судьи (п. 2 ст. 28 Федерального закона). При этом председатель КДНиЗП может ходатайствовать перед судом об участии представителя КДНиЗП в рассмотрении материалов для более полного и объективного их анализа.

8 См.: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 26, ст. 3177.

В случае принятия КДНиЗП решения о возможности применения к несовершеннолетнему, не подлежащему уголовной ответственности, мер воздействия, соответствующее постановление КДНиЗП не позднее следующих суток после дня его принятия и в пределах десяти суток с момента поступления на рассмотрение в КДНиЗП материалов в отношении несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности, также оно направляется в орган внутренних дел и прокурору; направляется (вручается) несовершеннолетнему, не подлежащему уголовной ответственности, его родителям или иным законным представителям.

Таким образом, четкое выполнение КДНиЗП административных процедур в указанные сроки позволит не допустить нарушения прав несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности, при его помещении в СУВУ ЗТ.

Библиографический список

1. Аносов А.В. Проблемы организационного обеспечения реализации мероприятий общей профилактики правонарушений несовершеннолетних // Академическая мысль. 2018. № 4. С. 11-14.

2. Кочеткова Н.Д. Особенности административной деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации (на примере Орловской области) // Закон и право. 2019. № 3. С. 140-143.

3. Митягин Ю.В., Яшина АА. Актуальные проблемы рассмотрения судами дел о помещении лица, не достигшего возраста уголовной ответственности, в спецучреждение // Российский судья. 2018. № 8. С. 44-48.

4. Трухин СА. Помещение лица в специальное учреждение для несовершеннолетних правонарушителей: вопросы доказанности совершения им общественно опасного деяния // Судья. 2018. № 11. С. 35-38. ш

5. Андрюхин Н.Г. Особые условия воспитания несовершеннолетних правонаруши- и телей нуждаются в качественном нормативно-правовом регулировании // Админи- а стративное право и процесс. 2018. № 5. С. 55-58. —

6. Богданов А.В., Комахин Б.Н., Хазов Е.Н. Профилактические мероприятия, про- к водимые полицейскими подразделениями, по пресечению правонарушений и пре- Г ступлений среди несовершеннолетних // Вестник Московского университета МВД Д России. 2016. № 4. С. 202-208. С

—I

References °

1. Anosov A.V. Problems of Organizational Support for the Implementation of Measures и for the General Prevention of Juvenile Delinquency // Academic thought. 2018. No. 4. 4 P. 11-14. I

2. Kochetkova N.D. Features of the Administrative Activities of Units for Minors of the к Internal Affairs Bodies of the Russian Federation (on the example of the Oryol region) // | Legality and Law. 2019. No. 3. P. 140-143. f

3. Mityagin Yu.V., Yashina A.A. Actual Problems of Court Consideration of Cases on № Placing a Person under the Age of Criminal Responsibility in a Special Institution // 1 Russian judge. 2018. No. 8. P. 44-48. )

4. Trukhin SA. Placement of a Person in a Special Institution for Juvenile Offenders: 0 Issues of Proof of the Commission of a Socially Dangerous Act // Judge. 2018. No. 11. 0 P. 35-38.

5. Andryukhin N.G. Special Conditions for Upbringing Juvenile Offenders Need High-quality Legal Regulation // Administrative law and process. 2018. No. 5. P. 55-58.

6. Bogdanov A.V., Komakhin B.N., Khazov E.N. Preventive Measures Carried out by Police units to Suppress Delinquency and Crime among Minors // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016. No. 4. P. 202-208. 125

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.