Научная статья на тему 'Правовые основы взаимодействия уполномоченных органов по проведению профилактической работы с несовершеннолетними, употребляющими наркотические средства без назначения врача'

Правовые основы взаимодействия уполномоченных органов по проведению профилактической работы с несовершеннолетними, употребляющими наркотические средства без назначения врача Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
170
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
истема профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних / взаимодействие органов и учреждений / система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних / индивидуальная профилактическая работа / несовершеннолетние / употребление наркотических средств или психотропных веществ. без назначения врача / употребляющие одурманивающие вещества / вещества / содержащие алкогольную и спиртосодержащую продукцию / system of prevention of child neglect and juvenile delinquency / interaction between agencies and institutions / the system of prevention of child neglect and juvenile delinquency / individual prevention work / minors / the use of narcotic drugs or psychotropic substances. without a prescription / using intoxicating substances / substances containing alcohol and alcoholic beverages

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зайкова Светлана Николаевна, Архипова Елена Сергеевна

Ведение: одним из направлений, требующих изучения, является рассмотрение вопросов организации профилактической работы с несовершеннолетними, употребляющими наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача. В настоящее время в законодательстве отсутствует единый нормативный акт, регламентирующий вопросы межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в указанной области. Цель: исследование степени разработанности правового регулирования взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам организации профилактической работы с несовершеннолетними, употребляющими наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача. Методологическая основа: представлена совокупностью общенаучных и частнонаучных (логико-юридический, сравнительно-правовой) методов познания. Результаты: проведен анализ действующего законодательства, регулирующего вопросы организации профилактической работы, проводимой с несовершеннолетними, по результатам которого авторы проходят к выводу о том, что необходимо на федеральном уровне разработать нормативный акт, регламентирующий вопросы взаимодействия уполномоченных органов, а также предусмотреть в автоматизированной информационной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних соответствующий алгоритм. Выводы: разработка и принятие нормативного акта на федеральном уровне, регламентирующего вопросы взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам организации профилактической работы с несовершеннолетними, употребляющими наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, внедрение информационной системы позволят выработать единые подходы к проведению профилактической работы с указанной категорией несовершеннолетних, а также обеспечить последовательность и систематичность профилактических мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зайкова Светлана Николаевна, Архипова Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Legal Basis for Interaction Between Authorized Bodies in Conducting Preventive Work with Minors Using Narcotic Drugs Without a Prescription

Background: one of the areas to be studied is the consideration of issues of organizing preventive work with minors who use narcotic drugs or psychotropic substances without a doctor’s prescription. At present, the legislation lacks a single normative act regulating the issues of inter-agency cooperation between the subjects of the system of prevention of child neglect and juvenile delinquency in this area. system of prevention of child neglect and juvenile delinquency in this area. Objective: study of the degree of development of legal regulation of interaction between agencies and institutions of the system of prevention of child neglect and juvenile delinquency in the organization of preventive work with minors who use narcotic drugs or psychotropic substances without a prescription. Methodology: is represented by a set of general scientific and private scientific (logical-legal, comparative-legal) methods of knowledge. Results: the analysis of the current legislation regulating the issues of organization of preventive work with minors was carried out, as a result of which the authors come to the conclusion that it is necessary to develop at the federal level a regulatory act regulating the interaction between the authorized bodies, as well as to provide an appropriate algorithm in the automated information system for prevention of child neglect and juvenile delinquency. Conclusions: the development and adoption of a federal act regulating issues of cooperation between agencies and institutions of the child neglect and juvenile delinquency prevention system on the organization of preventive work with minors who use drugs or psychotropic substances without a prescription, the introduction of an information system will allow to develop common approaches to conducting preventive work with this category of minors, as well as to ensure consistency.

Текст научной работы на тему «Правовые основы взаимодействия уполномоченных органов по проведению профилактической работы с несовершеннолетними, употребляющими наркотические средства без назначения врача»

DOI 10.24412/2227-7315-2022-5-132-141 УДК 342.951:351.82

С.Н. Зайкова, Е.С. Архипова

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ, УПОТРЕБЛЯЮЩИМИ НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА БЕЗ НАЗНАЧЕНИЯ ВРАЧА*

Ведение: одним из направлений, требующих изучения, является рассмотрение вопросов организации профилактической работы с несовершеннолетними, употребляющими наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача. В настоящее время в законодательстве отсутствует единый нормативный акт, регламентирующий вопросы межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в указанной области. Цель: исследование степени разработанности правового регулирования взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам организации профилактической работы с несовершеннолетними, употребляющими наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача. Методологическая основа: представлена совокупностью общенаучных и частнонаучных (логико-юридический, сравнительно-правовой) методов познания. Результаты: проведен анализ действующего законодательства, регулирующего вопросы организации профилактической работы, проводимой с несовершеннолетними, по результатам которого авторы проходят к выводу о том, что необходимо на федеральном уровне разработать нормативный акт, регламентирующий вопросы взаимодействия уполномоченных органов, а также предусмотреть в автоматизированной информационной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних соответствующий алгоритм. Выводы: разработка и принятие нормативного акта на федеральном уровне, регламентирующего вопросы взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам организации профилактической работы с несовершеннолетними, употребляющими наркотические средства или

© Зайкова Светлана Николаевна, 2022

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного и муниципального права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: snzaikova@rambler.ru © Архипова Елена Сергеевна, 2022

Соискатель, преподаватель кафедры административного и муниципального права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: arhipovaelena06@yandex.ru

© Zaikova Svetlana Nikolaevna, 2022

Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor, Department of Administrative and Municipal Law (Saratov State Law Academy)

© Arhipova Elena Sergeevna, 2022

Аpplicant degree, Lecturer at the Department of Administrative and Municipal Law (Saratov State Law Academy)

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-01100656.

психотропные вещества без назначения врача, внедрение информационной системы позволят выработать единые подходы к проведению профилактической работы с указанной категорией несовершеннолетних, а также обеспечить последовательность и систематичность профилактических мероприятий.

Ключевые слова: система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, взаимодействие органов и учреждений, система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, индивидуальная профилактическая работа, несовершеннолетние, употребление наркотических средств или психотропных веществ. без назначения врача, употребляющие одурманивающие вещества, вещества, содержащие алкогольную и спиртосодержащую продукцию.

S.N. Zaikova, E.S. Arhipova

THE LEGAL BASIS FOR INTERACTION BETWEEN AUTHORIZED BODIES IN CONDUCTING PREVENTIVE WORK WITH MINORS USING NARCOTIC DRUGS WITHOUT A PRESCRIPTION

Background: one of the areas to be studied is the consideration of issues of organizing preventive work with minors who use narcotic drugs or psychotropic substances without a doctor's prescription. At present, the legislation lacks a single normative act regulating the issues of inter-agency cooperation between the subjects of the system of prevention of child neglect and juvenile delinquency in this area. system of prevention of child neglect and juvenile delinquency in this area. Objective: study of the degree of development of legal regulation of interaction between agencies and institutions of the system of prevention of child neglect and juvenile delinquency in the organization of preventive work with minors who use narcotic drugs or psychotropic substances without a prescription. Methodology: is represented by a set of general scientific and private scientific (logical-legal, comparative-legal) methods of knowledge. Results: the analysis of the current legislation regulating the issues of organization of preventive work with minors was carried out, as a result of which the authors come to the conclusion that it is necessary to develop at the federal level a regulatory act regulating the interaction between the authorized bodies, as well as to provide an appropriate algorithm in the automated information system for prevention of child neglect and juvenile delinquency. Conclusions: the development and adoption of a federal act regulating issues of cooperation between agencies and institutions of the child neglect and juvenile delinquency prevention system on the organization of preventive work with minors who use drugs or psychotropic substances without a prescription, the introduction of an information system will allow to develop common approaches to conducting preventive work with this category of minors, as well as to ensure consistency.

Key-words: system of prevention of child neglect and juvenile delinquency, interaction between agencies and institutions, the system of prevention of child neglect and juvenile delinquency, individual prevention work, minors, the use of narcotic drugs or psychotropic substances. without a prescription, using intoxicating substances, substances containing alcohol and alcoholic beverages.

В настоящее время профилактика наркомании и алкоголизации несовершеннолетних является одним из основных направлений государственной социальной политики в отношении здоровья подрастающего поколения, в связи с чем вопрос вовлеченности несовершеннолетних в потребление наркотических

средств или психотропных веществ без назначения врача либо употребление одурманивающих вещества, алкогольной или спиртосодержащей продукции (далее — наркотические и иные вещества, алкогольная и спиртосодержащая продукция) остается актуальным.

Осуществление взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее — субъекты или участники системы профилактики) по проведению индивидуальной профилактической работы (далее — ИПР) с несовершеннолетними, употребляющими наркотические и иные вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию является одним из действенных механизмов борьбы с подобными явлениями.

Вопросы по осуществлению взаимодействия субъектов системы профилактики нашли свое отражение в научной литературе. Так, результаты изучения межведомственного взаимодействия участников системы профилактики в работе с детьми, находящимися в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации отражены в работах М.В. Лубинец [1, с. 99]. Проблемы правового регулирования информационного взаимодействия участников системы профилактики анализируются Е.В. Ильговой и другими авторами [2, с. 59; 3, с. 104;]. Отдельные направления межведомственного взаимодействия, а также социально-педагогического сопровождения детей, привлеченных к административной и уголовной ответственности, предложены С.А. Тихомировым [4, с. 351].

Рассмотрением вопросов межведомственного взаимодействия по совершенствованию профилактики наркомании в молодежной среде занимается ряд авторов, таких как В.В. Бруснева, Л.А. Бруснев, В.В. Горбунова [5, с. 131], А.В. Ги-бадуллина, Л.С. Рычкова, Н.И. Махнина [6, с. 32], В.В. Брылев, И.В. Исупова [7, с. 80-82].

Общность цели в решении задачи, направленной на повышение эффективности организации взаимодействия субъектов системы профилактики предусматривает тесное сотрудничество всех входящих в эту систему структур и ведомств.

Реализация межведомственного взаимодействия участников системы профилактики в рамках организации ИПР в отношении указанной категории несовершеннолетних невозможна без четкого (детального) правового регулирования как на федеральном, так и на региональном уровне.

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что порядок межведомственного взаимодействия участников системы профилактики до настоящего времени детально не регламентирован единым нормативно-правовым актом федерального уровня.

Разрозненные правовые нормы, которые относятся к рассматриваемому вопросу, содержатся в федеральных законах, ведомственных нормативных актах МВД России1, методических материалах Минпросвещения России2, правовых актах и методических материалах иных федеральных министерств3.

S 1 См., например: Приказ МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 «Об утверждении Ин-

струкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» (в ред. от 31 декабря 2018 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2014. № 11; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 05.07.2022).

2 См., например: Письмо Минпросвещения России № 07-6607; МВД России № 12/5351; Ми-нобрнауки России № МН-11/1548 от 2 ноября 2020 г. «О межведомственном взаимодействии» // Официальные документы в образовании. 2021. № 8.

3 См., например: приказ Минюста России № 169, Минздрава России № 425н от 7 июля 134 2015 г. «Об утверждении Порядка осуществления контроля за соблюдением условий отсрочки

Основополагающая норма, регламентирующая взаимодействие между субъектами системы профилактики по осуществлению ИПР с детьми, которые употребляют наркотические и иные вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию содержится в специализированном федеральном законе1 (далее — Федеральный закон № 120-ФЗ), согласно которой субъекты системы профилактики в рамках реализации своих полномочий обязаны незамедлительно передавать информацию органам управления здравоохранением при выявлении несовершеннолетних, которые нуждаются в обследовании, наблюдении или лечении, в связи с употреблением спиртосодержащей и алкогольной продукции, наркотических средств и веществ (под. 6 п. 2 ст. 9), а также незамедлительно оповещать органы внутренних дел (далее — ОВД) о выявлении несовершеннолетних, систематически употребляющих подобные средства, вещества и продукцию (под. 5 п. 2 ст. 9).

Следует отметить, что значительный объем функций по организации профилактической работы с указанной категорией детей возлагается также на педагогов, психологов, сотрудников полиции, а именно сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних (далее — ПДН) [8, с. 7].

Так, в одном из ведомственных нормативных актов МВД России2 регламентируются действия сотрудников ПДН, которые в рамках предупреждения распространения алкоголизма, наркомании и токсикомании среди детей принимают участие в проведении мероприятий по выявлению детей, употребляющих указанную продукцию и вещества, а также мест их концентрации, сбыта, приобретения и употребления указанных средств и веществ, выявляют лиц, которые нарушают правила продажи детям, спиртосодержащий продукции или вовлекают их в употребление наркотических и иных веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Помимо перечисленных полномочий, согласно указанному ведомственному документу, сотрудники ПДН осуществляют информационное взаимодействие с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — Комиссия, КДНиЗП) и медицинскими организациями путем передачи информации о лицах, которые уже были поставлены на профилактический учет, в связи с употреблением подобных средств, веществ и продукции.

Следует отметить, что между образовательными организациями и ОВД обмен информацией осуществляется постоянно, благодаря совместному планированию деятельности и проведению мероприятий, которые направленны на правовое воспитание, профилактику безнадзорности, беспризорности и правонарушений

отбывания наказания осужденными, признанными в установленном порядке больными нарко- 5

манией». Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov. 1 ru (дата обращения: 05.07.2022); Письмо Минтруда России от 12 апреля 2022 г. № 26-6/10/В- ) 4751 «О направлении методических рекомендаций». Документ опубликован не был. Доступ из 2

справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 2

1 См.: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24 апреля 2020 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 26, ст. 3177; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 05.07.2022).

2 См.: Приказ МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» (в ред. от 31 декабря 2018 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2014. № 11; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 05.07.2022). 135

обучающихся, а также посредством организации личных встреч сотрудников и обмена сведениями между ними.

Минпросвещения России также неоднократно обращало внимание субъектов системы профилактики на проблему подростковой наркомании и алкоголизации несовершеннолетних. Так, Концепцией профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде1 предусмотрено, что взаимодействие между участниками системы профилактики в целях предупреждения употребления психоактивных веществ обучающимися, осуществляется на основе разделения сферы деятельности по профилактической работе (например, образование, здравоохранение, социальная защита населения), а также взаимодополнения профилактических мероприятий, когда содержание и формы организации профилактики не дублируют, а дополняют друг друга, обеспечивая при этом комплексное системное воздействие на обучающихся.

Необходимо обратить внимание на то, что выполнение задач по реализации профилактической работы осуществляется специально обученными в области профилактики специалистами: психологами, медицинскими и социальными психологами и педагогами.

Субъектами внутри- и межведомственного взаимодействия в данном случае являются органы управления образовательными учреждениями, образовательные учреждения, учреждения социального обслуживания населения (центры социальной помощи семье и детям, центры экстренной психологической помощи, центры психолого-педагогической помощи населению и т.д.), учреждения здравоохранения, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации2.

В одних из методических рекомендаций Минобрнауки России образовательным организациям в ходе реализации мероприятий по организации ИПР предложено взаимодействовать с иными субъектами системы профилактики, представителями общественных объединений, которые в рамках своей деятельности занимаются воспитанием, обучением детей, защитой их прав и законных интересов, а также организующими в процессе реализации своих полномочий работу с несовершеннолетними культурно-просветительского и спортивного характера3.

В рамках деятельности по совершенствованию взаимодействия участников системы профилактики по вопросам организации профилактической работы с несовершеннолетними в 2017 году Минобрнауки России субъектам системы профилактики были адресованы методические рекомендации4, в которых особое внимание уделялось формам межведомственного взаимодействия, а также условиям осуществления информационного обмена.

§ 1 См.: Письмо Минобрнауки РФ от 5 сентября 2011 г. № МД-1197/06 «О Концепции профи-

^ лактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде» // Администратор

1 образования. 2011. № 21.

£ 2 См.: Письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Миноб-

рнауки России от 9 февраля 2016 г. № 07-505 «Методические рекомендации для педагогических работников, родителей и руководителей образовательных организаций по педагогическому, психологическому и родительскому попечению и сопровождению групп риска вовлечения обучающихся в потребление наркотических средств и психотропных веществ» // Администратор образования. 2016. № 7.

3 См.: Письмо Минобрнауки России от 28 апреля 2016 г. № АК-923/07 «О направлении методических рекомендаций» // Администратор образования. 2016. № 12.

4 См.: Письмо Минобрнауки России от 23 августа 2017 г. № ТС-702/07 «О направлении мето-136 дических рекомендаций» // Администратор образования. 2017. № 19.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность взаимодействуют с медицинскими организациями и учреждениями. Так, в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических и иных веществ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность ежегодно проводятся профилактические медицинские осмотры обучающихся1.

Особое внимание следует уделить Примерному порядку межведомственного взаимодействия2, который регламентирует последовательность совместной работы субъектов системы профилактики, определяя сроки для передачи указанной информации.

Необходимо отметить, что вышеперечисленные методические рекомендации и Примерный порядок межведомственного взаимодействия, носят лишь рекомендательный характер и являются основой для разработки или совершенствования межведомственных документов субъектов системы профилактики, которые принимаются как на региональном, так и на муниципальном уровнях.

Так, наряду с федеральными нормативно-правовыми актами и методическими рекомендациями в рассматриваемой области имеются правовые акты, которые приняты органами исполнительной власти и (или) Комиссиями субъектов РФ.

Например, в Пермском крае постановлением Комиссии утвержден Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению, обмену и сверке информации о случаях потребления несовершеннолетними алкогольных и спиртосодержащих напитков, наркотических средств, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ3.

Данный Порядок определяет организацию работы по выявлению рассматриваемой категории несовершеннолетних, согласно которому участники системы профилактики в случае выявления несовершеннолетнего, употребляющего указанные вещества и продукцию, незамедлительно информируют об этом территориальный ОВД и районную (городскую) Комиссию. В свою очередь, образовательные организации, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, учреждения социального обслуживания, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежития в случаях появления обучающихся (воспитанников) в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения, неза-

1 См.: Приказ Минздрава России от 6 октября 2014 г. № 581н «О Порядке проведения про- §, филактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях | и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях е высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических 1 средств и психотропных веществ» (в ред. от 19 ноября 2020 г.) // Российская газета. 2014. * № 298; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата 5 обращения: 05.07.2022). 1

2 См.: Письмо Минобрнауки России от 27 августа 2018 г. № 07 5310 «О направлении При- ) мерного порядка» // Официальные документы в образовании. 2018. № 28. 2

3 См.: Постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Пермского 2 края от 18 января 2019 г. № 1 «О Порядке взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению, обмену и сверке информации о случаях потребления несовершеннолетними алкогольных и спиртосодержащих напитков, наркотических средств, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ, а также о родителях (законных представителях), употребляющих ПАВ, и (или) совершивших преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, и не исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и

(или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними». Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 137

медлительно передают информацию родителям (законным представителям) и в дежурную часть территориального ОВД.

В случае, когда у обучающегося (воспитанника) выявлено состояние отравления, требующего срочного медицинского вмешательства, указанные организации незамедлительно вызывают бригаду скорой медицинской помощи, а также информируют дежурную часть территориального ОВД.

Медицинская организация при доставлении (обращении) ребенка с признаками наркотического, токсического, алкогольного опьянения или отравления незамедлительно информирует дежурную часть территориального ОВД, а также анализирует исполнение направлений, которые выдаются территориальным ОВД для прохождения консультаций врача — психиатра-нарколога и ежемесячно направляет информацию в их адрес о прохождении или непрохождении ребенком данных консультации.

Районная (городская) Комиссия, в свою очередь, осуществляет организацию работы по прохождению ребенком консультации врача-нарколога.

В рамках осуществления межведомственного взаимодействия, ежемесячно, территориальными ОВД, районными (городскими) Комиссиями, образовательными и медицинскими организациями осуществляется сверка данных по различным категориям несовершеннолетних (например, отказавшихся от прохождения медицинского освидетельствования или от прохождения консультации врача — психиатра-нарколога).

В ходе указанных сверок осуществляется обмен информацией о несовершеннолетних, состоящих на учете, фактах их отравления наркотическими веществами или алкогольными и спиртосодержащими напитками, корректировка данных, а также проводится анализ причин и условий, которые способствуют совершению правонарушения, а также отравлению подобными веществами и продукцией.

В Волгоградской области с 2019 г. действует приказ комитета здравоохранения Волгоградской области, который определяет порядок взаимодействия органов здравоохранения с участниками системы профилактики по профилактике употребления наркотических и иных веществ несовершеннолетними и представлении информации о выявленных фактах отравления или опьянения алкоголем или другими психоактивными веществами1.

Согласно данному Порядку, руководителям медицинских организаций, поручено определить должностное лицо, которое персонально отвечает за своевременную передачу информации:

в территориальные органы МВД и прокуратуру по месту нахождения медицинской организации, наркологический диспансер, отдел мониторинга организации медицинской помощи матери и ребенку учреждения здравоохранения о выявленных фактах отравления или опьянения алкоголем или другими психоактивными веществами;

в территориальные органы МВД и прокуратуру, Комиссию, органы опеки и попечительства городских округов и муниципальных районов Волгоградской

1 См.: Приказ комитета здравоохранения Волгоградской области от 2 апреля 2019 г. № 1049 «О взаимодействии с органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Волгоградской области по профилактике употребления наркотических и (или) токсических веществ несовершеннолетними и представлении информации о выявленных фактах отравления (опьянения) алкоголем или другими психоактивными веществами, сопряженных с возможным совершением преступлений в отношении несовершеннолетних» 138 // Волгоградская правда. 2019. № 51.

области, наркологический диспансер, отдел мониторинга организации медицинской помощи матери и ребенку учреждения здравоохранения о проживании несовершеннолетних в семьях, которые находятся в социально опасном положении вследствие алкоголизма, наркомании и токсикомании их родителей (законных представителей).

Также данным порядком регламентируется положение о организации и обеспечении контроля представления указанной информации в форме электронного документа, при наличии технической возможности или на бумажном носителе: в территориальные органы МВД и прокуратуру о фактах обращения или поступления в медицинскую организацию детей с признаками отравления или опьянения алкоголем или другими психоактивными веществами, в течение 5 часов с момента обращения;

в территориальный орган МВД и прокуратуру, Комиссию и орган опеки и попечительства городских округов и муниципальных районов Волгоградской области о проживании несовершеннолетних в семьях, находящихся в социально опасном положении вследствие алкоголизма, наркомании и токсикомании их родителей (законных представителей), в течение 1 рабочего дня с момента выявления.

Аналогичный алгоритм предусмотрен в Сахалинской области1. На основе проведенного анализа нормативно-правовых актов, иных документов с учетом применимости содержащихся в них положений к рассматриваемому вопросу организации профилактической работы с несовершеннолетними, употребляющими наркотические средства предлагается:

разработать на федеральном уровне нормативный акт, регламентирующий вопросы взаимодействия субъектов системы профилактики по вопросам организации профилактической работы с указанными несовершеннолетними, который бы детально регламентировал сроки и порядок передачи информации о данной категории несовершеннолетних и содержал единый подход к проведению профилактической работы;

предусмотреть в автоматизированной информационной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее — АИС КДН) алгоритм информационного взаимодействия субъектов системы профилактики согласно приложению № 1.

Видится возможным учесть в алгоритме рассмотренный выше региональный опыт в части содержания информации, передаваемой от медицинской организации при доставлении или обращении несовершеннолетнего с признаками токсического, наркотического или алкогольного опьянения (отравления) в дежурную часть территориального ОВД, а также сверки между субъектами системы профилактики учетной информации.

1 См.: Приказ Министерства здравоохранения Сахалинской области от 26 июля 2021 г. № 16-п, 2

Министерства образования Сахалинской области от 20 июля 2021 г. № 3.12-22, Управления S министерства внутренних дел России по Сахалинской области от 21 июля 2021 г. № 517 «Об утверждении порядка взаимодействия территориальных органов и подразделений УМВД России по Сахалинской области, государственных образовательных организаций Сахалинской области, медицинских организаций государственной системы здравоохранения Сахалинской области по профилактике употребления наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, несовершеннолетними и связанных в связи с этим правонарушений и преступлений» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 05.07.2022). 139

Представляется, что эффективность профилактической работы с детьми, употребляющими наркотические средства без назначения врача, зависит от слаженной работы всех звеньев системы профилактики.

Таким образом, важным условием для организации взаимодействия участников системы профилактики по вопросам организации профилактической работы с рассматриваемой категорией детей является наличие соответствующих законодательных оснований и подготовленных специалистов. Очень важно, чтобы субъекты системы профилактики работали в тесном контакте между с собой на основе использования АИС КДН.

Библиографический список

1. Лубинец М.В. Межведомственное взаимодействие субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений в работе с семьями, находящимися в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации // Вестник практической психологии образования. 2018. Т. 15. № 1. С. 98-106.

2. Илъгова Е.В. Проблемы правового регулирования информационного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Публичная власть: реальность и перспективы: сборник научных трудов: по материалам ежегодной заочной Международной научно-практической конференции. 2014. С. 58-60.

3. Ермолаева ТА, Илъгова Е.В., Зайкова С.Н. Учетные функции субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации как элемент их информационного взаимодействия // Правовая политика и правовая жизнь. 2020. № 4. С. 100-108.

4. Тихомиров С.Н. Межведомственное взаимодействие и социально-педагогическое сопровождение несовершеннолетних, привлеченных к административной и уголовной ответственности // Профилактика девиантного поведения детей и молодёжи: региональные модели и технологии. 2019. С. 350-355.

5. Бруснева В.В., Бруснев Л.А., Горбунова В.В. Проблемы совершенствования профилактики наркомании в молодежной среде // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 3. С. 131-131.

6. Гибадуллина А.В., Рычкова Л.С., Махнина Н.И. Аспекты комплексного межведомственного взаимодействия по профилактике наркотизма и наркомании среди молодежного контингента // Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. 2016. Т. 4. № 4 (15). С. 29-33.

7. Брылев В.И., Исупова И.В. Нормативно-правовое обеспечение межведомственного взаимодействия по профилактике наркомании среди молодежи //Общество и право. 2017. № 1 (59). С. 78-82.

8. Рублева Т.Ю., Дайнеко И.А., Кучер О.Н. Оценка информированности различных групп населения о распространенности употребления наркотиков и проблемах профилактической деятельности // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2020. Т. 9. № 4А. С. 5-15.

References

1. Lubinets M.V. Interdepartmental Interaction of Subj ects of the System of Prevention of Neglect and Delinquency in the Work with Families Who Are in a Socially Dangerous Situation and Other Difficult Life Situations // Bulletin of Practical Psychology of Education. 2018. Vol. 15. No. 1. P. 98-106.

2. Ilgova E.V. Problems of Legal Regulation of Information Interaction of Subjects of Prevention of Neglect and Juvenile Delinquency // Public Authority: Reality and Prospects:

Collection of Scientific Papers (on the materials of the annual extramural International scientific-practical conference). 2014. P. 58-60.

3. Ermolaeva T.A., Ilgova E.V., Zaikova S.N. Accounting Functions of Subjects of Prevention of Neglect and Juvenile Delinquency in the Russian Federation as an Element of Their Information Interaction // Legal Policy and Legal Life. 2020. No. 4. P. 100-108.

4. Tikhomirov S.N. Interdepartmental Interaction and Socio-Pedagogical Support for Minors Brought to Administrative and Criminal Responsibility // Prevention of Deviant Behavior of Children and Youth: Regional Models and Technologies. 2019. P. 350-355.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Brusneva V.V., Brusnev L.A., Gorbunova V.V. Problems of Improving the Prevention of Drug Addiction in the Youth Environment // Modern Problems of Science and Education. 2018. No. 3. P. 131-131.

6. Gibadullina A.V., Rychkova L.S., Makhnina N.I. Aspects of Complex Interdepartmental Interaction on Prevention of Drug Abuse and Drug Addiction Among the Youth Contingent // Bulletin of the Council of Young Scientists and Specialists of the Chelyabinsk region. 2016. VOL. 4. No. 4 (15). P. 29-33.

7. Brylev V.I., Isupova I.V. Normative-Legal Provision of Interdepartmental Interaction on Prevention of Drug Addiction Among Young People // Society and Law. 2017. No. 1 (59). P. 78-82.

8. Rubleva T.Y., Dayneko I.A., Kucher O.N. Awareness Assessment of Different Population Groups on the Prevalence of drug Use and the Problems of Prevention Activities // Psychology. Historical and Critical Reviews and Contemporary Research. 2020. Vol. 9. No. 4A. P. 5-15.

о

го

о

X

О

Sc о

о

S

QJ

тз

0 —I

го ф

1

1

о

Sc

5

тз

S

д

х ф о

X

О Sc а ж

ш д

ф §

ю

1Л 4

)

2 О N) N)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.