Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ И ПЕДАГОГИКИ'

ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ И ПЕДАГОГИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1730
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ / ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ / ВОЛОНТЕРСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бриль Геннадий Геннадьевич, Ганжа Наталья Владимировна, Лукоянов Денис Николаевич, Тимофеева Яна Васильевна

В статье проводится исследование нормативно-правового регулирования сферы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, анализируется система органов и учреждений, функционирующих в данной области правоотношений. Авторами отмечаются недостатки в действующем законодательстве о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предложены конкретные пути их устранения. В статьезатронуты проблемы законодательного закрепления принципов деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; нормативного определения отдельных терминов законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; перечисления круга субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Сделан вывод о том, что внедрение волонтерских организаций позволит помочь органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на более высоком уровне осуществлять индивидуальную и непосредственную профилактическую работу с несовершеннолетними, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а также установить баланс интересов самого несовершеннолетнего и членов его семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бриль Геннадий Геннадьевич, Ганжа Наталья Владимировна, Лукоянов Денис Николаевич, Тимофеева Яна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF PREVENTION OF NEGLECT AND JUVENILE DELINQUENCY: ISSUES OF MODERN LEGAL PRACTICE AND PEDAGOGY

The article examines the regulatory regulation of the sphere of prevention of neglect and juvenile delinquency, it analyses the system of bodies and institutions functioning in this area of legal relations. The authors note the shortcomings in the current legislation on the prevention of neglect and juvenile delinquency, and suggest specific ways to eliminate them. The article touches upon the problems of legislative consolidation of the principles of activities for the prevention of neglect and juvenile delinquency; normative definition of certain terms of legislation on the prevention of neglect and juvenile delinquency; enumeration of the range of subjects of prevention of neglect and juvenile delinquency. It is concluded that the introduction of volunteer organisations will help the bodies and institutions of the system for the prevention of neglect and juvenile delinquency at a higher level to carry out individual and direct preventive work with minors who find themselves in a difficult life situation, as well as to establish a balance of interests of the minor and its family members.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ И ПЕДАГОГИКИ»

Вестник Костромского государственного университета. 2022. Т. 28, № 2. С. 247-252. ISSN 1998-0817

Vestnik of Kostroma State University, 2022, vol. 28, № 2, pp. 247-252. ISSN 1998-0817

Научная статья

УДК 341.1 ; 371.4

EDN HTWGGG

https://doi.org/10.34216/1998-0817-2022-28-2-247-252

ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ И ПЕДАГОГИКИ

Бриль Геннадий Геннадьевич, доктор юридических наук, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, g_bril@ksu.edu.ru, https://orcid.org/0000-0002-4750-8341 Ганжа Наталья Владимировна, кандидат юридических наук, Костромской государственный университет Кострома, Россия, nat_ganzha@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3491-5319 Лукоянов Денис Николаевич, кандидат юридических наук, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, denis_lykoyanov@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4585-6825 Тимофеева Яна Васильевна, Управление Федеральной службы судебных приставов по Костромской области, Кострома, Россия, yana.shelepova@bk.ru, https://orcid.org/0000-0001-8120-8193

Аннотация. В статье проводится исследование нормативно-правового регулирования сферы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, анализируется система органов и учреждений, функционирующих в данной области правоотношений. Авторами отмечаются недостатки в действующем законодательстве о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предложены конкретные пути их устранения. В статье затронуты проблемы законодательного закрепления принципов деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; нормативного определения отдельных терминов законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; перечисления круга субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Сделан вывод о том, что внедрение волонтерских организаций позволит помочь органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на более высоком уровне осуществлять индивидуальную и непосредственную профилактическую работу с несовершеннолетними, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а также установить баланс интересов самого несовершеннолетнего и членов его семьи. Ключевые слова несовершеннолетние, профилактика правонарушений, профилактика безнадзорности, волонтерские организации, волонтерская деятельность. Для цитирования: Бриль Г.Г., Ганжа Н.В., Лукоянов Д.Н., Тимофеева Я.В. Проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: вопросы современной юридической практики и педагогики // Вестник Костромского государственного университета. 2022. Т. 28, № 2. С. 247-252. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2022-28-2-247-252

Research Article

PROBLEMS OF PREVENTION OF NEGLECT AND JUVENILE DELINQUENCY: ISSUES OF MODERN LEGAL PRACTICE AND PEDAGOGY

Gennadiy G. Bril', Doctor of Jural Sciences, Kostroma State University, Kostroma, Russia, g_bril@ksu.edu.ru, https://orcid. org/0000-0002-4750-8341

Natalia V. Ganzha, Candidate of Jural Sciences, Kostroma State University, Kostroma, Russia, nat_ganzha@mail.ru, https://

orcid.org/0000-0002-3491-5319 Denis N. Lukoyanov, Candidate of Jural Sciences, Kostroma State University, Kostroma, Russia, denis_lykoyanov@mail.ru,

https://orcid.org/0000-0003-4585-6825 Yana V. Timofeeva, Departments of the Federal Bailiff Service in Kostroma Region, Kostroma, yana.shelepova@bk.ru, https:// orcid.org/0000-0001-8120-8193

Abstract. The article examines the regulatory regulation of the sphere of prevention of neglect and juvenile delinquency, it analyses the system of bodies and institutions functioning in this area of legal relations. The authors note the shortcomings in the current legislation on the prevention of neglect and juvenile delinquency, and suggest specific ways to eliminate them. The article touches upon the problems of legislative consolidation of the principles of activities for the prevention of neglect and juvenile delinquency; normative definition of certain terms of legislation on the prevention of neglect and juvenile

© Бриль Г.Г., Ганжа Н.В., Лукоянов Д.Н., Тимофеева Я.В., 2022

Вестник КГУ ~А № 2, 2022 247~|

delinquency; enumeration of the range of subjects of prevention of neglect and juvenile delinquency. It is concluded that the introduction of volunteer organisations will help the bodies and institutions of the system for the prevention of neglect and juvenile delinquency at a higher level to carry out individual and direct preventive work with minors who find themselves in a difficult life situation, as well as to establish a balance of interests of the minor and its family members.

Keywords: minors, prevention of offences, prevention of neglect, volunteer organisations, volunteer activities.

For citation: Bril' G.G., Ganzha N.V., Lukoyanov D.N., Timofeeva Y.V. Problems of prevention of neglect and juvenile delinquency: issues of modern legal practice and pedagogy. Vestnik of Kostroma State University, 2022, vol. 28, № 2, pp. 247-252 (In Russ.). https://doi.org/10.34216/1998-0817-2022-28-2-247-252

В настоящее время вопрос о профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и соблюдения ими норм права и морали является чрезвычайно актуальным. Это связано с тем, что несовершеннолетние, особенно подростки, представляют собой уязвимую демографическую группу. В некоторых случаях она подвержена влиянию и внушению со стороны взрослых, предлагающих деструктивные модели поведения.

Несовершеннолетние лица не обладают достаточным жизненным опытом и имеют не до конца сформированный психоэмоциональный характер, поэтому в условиях информатизации, свободного доступа к интернету и ряда других семейно-бытовых факторов могут быть вовлечены в противоправные действия.

Так, в России за 2020 год было зарегистрировано 2 044 221 преступление, однако выявлено всего лишь 852 506 лиц, совершивших деяния, из которых 33 575 составили деяния, осуществленные несовершеннолетними или с их участием1. За 2021 год было выявлено 840 320 лиц, совершивших противоправные деяния, из которых 29 126 лиц составили несовершеннолетние дети, что на 13,3 % меньше по сравнению с 2020 годом2.

В Костромской области за 2019 год было выявлено 8 275 преступлений, 227 из которых совершены несовершеннолетними. 2020 год показывает увеличение числа преступлений, число которых составило 9 114 преступлений. При этом количество деяний, совершенных несовершеннолетними, снизилось и составило 158. За 2021 год наблюдается некое снижение числа общих преступлений, число которых составило 8 927, 155 из которых были совершены несовершеннолетними, что на 1,9 % меньше по сравнению с прошедшим годом. Это было достигнуто в результате адресной работы с несовершеннолетними3. Несмотря на рост общего числа преступлений в Костромской области, количество преступлений, совершенных несовершеннолетними лицами с 2019 по 2021 годы, снижается. Эти данные свидетельствуют о том, что динамика количества преступлений, совершенных лицами, не достигшими 18 лет, в Костромской области совпадает с общей тенденцией в Российской Федерации.

Согласно статье 18 Конвенции о правах ребенка, принятие и обеспечение признания принципа об-

щей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка является обязанностью всех государств-участников4. Такое положение находит свое отражение в статье 38 Конституции Российской Федерации, в силу которой забота о детях и их воспитание являются равным правом и обязанностью родителей5. В обеспечение реализации вышеуказанных норм был разработан «План основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года», утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 23 января 2021 г. № 122-р6. Одной из целей вышеуказанного Плана является создание благоприятных условий для гармоничного развития детей. К задачам, стоящим перед реализуемой программой, прежде всего относят формирование навыков культуры здоровья семьи как базовой ценности. Данные ценности должны не только быть продиктованы нормами закона, но и установленным микроклиматом в семье, который позволит сформировать в несовершеннолетних ценности общества и предупредит их нарушения. Следует отметить, что в неблагополучных семьях, в семьях, где родители ведут аморальный образ жизни, невозможно в должной и необходимой мере создать пример правомерного поведения, сформировать у детей, находящихся в таких семьях, уважительное отношение к обществу, государству и, прежде всего, к закону, что тем самым провоцирует их на совершение противоправных деяний.

В этой связи особое значение приобретает осуществление специальных социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, которые приводят к безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.

Одним из основных законодательных актов, регулирующих деятельность субъектов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, является Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее - Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ). Несмотря на всю значимость нормативно-правового регулирования сферы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершенно-

летних, указанный закон имеет определенные недостатки, которые влияют на эффективность применения соответствующих норм. Если говорить о концептуальных проблемах, то следует отметить, что данный закон не охватывает всю совокупность общественных отношений в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в частности, это касается видов профилактики, форм профилактической деятельности, участия институтов гражданского общества.

Первая проблема связана с законодательным закреплением принципов деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Статья 2 Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ посвящена основным задачам и принципам деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В части 2 данной статьи приводится перечень указанных принципов. Представляется, что для закрепления принципов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних следует учитывать нормы статьи 4 Федерального закона от 23.06.2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 23.06.2016 г. № 182-ФЗ), являющегося общим по отношению к Федеральному закону от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ. С учетом этого, на наш взгляд, следует дополнить часть 2 статьи 2 Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ принципом приоритета прав и законных интересов несовершеннолетнего при осуществлении профилактики безнадзорности и правонарушений, и начать перечисление именно с него.

В этой связи предлагаем изложить часть 2 статьи 2 Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ в следующей редакции:

«2. Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется на основе следующих принципов:

1) приоритет прав и законных интересов несовершеннолетнего при осуществлении профилактики безнадзорности и правонарушений;

2) законность;

3) демократизм;

4) гуманное обращение с несовершеннолетним;

5) поддержка семьи и взаимодействие с ней;

6) индивидуальный подход к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации;

7) государственная поддержка деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

8) обеспечение ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних».

Вторая проблема связана с отсутствием в Федеральном законе от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» нормативного определения отдельных терминов, имеющих решающее значение для применения положений данного закона. Несмотря на то, что статья 1 Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ посвящена легальным дефинициям основных терминов, используемых в законе, некоторые из таких терминов не получили законодательного закрепления (например, трудная жизненная ситуация, социально опасное положение и другие). На отсутствие в данном законе понятия «трудная жизненная ситуация» указывают в научной литературе [Евстифеева, Дородонова: 61]. Тем не менее в действующем законодательстве указанный термин используется. В частности, в статье 1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» содержится соответствующая дефиниция. В таком случае возникает вопрос о возможности ее использования применительно к общественным отношениям, регулируемым Федеральным законом от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ. Представляется целесообразным дополнить статью 1 Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ необходимыми дефинициями, что позволит облегчить применение положений данного закона. Однако для этого потребуется дополнительное изучение всех используемых в Федеральном законе от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ специальных терминов.

В целях профилактики безнадзорности, а также противоправного поведения подростка существуют различные правовые механизмы, предусмотренные статьей 17 Федерального закона от 23.06.2016 г. № 182-ФЗ, позволяющие снизить процент правонарушений среди несовершеннолетних и побудить их к правопослушному поведению. К основным и действенным формам воздействия относят профилактический учет и профилактический надзор не только самого несовершеннолетнего, но и семьи, в которой он содержится и воспитывается. В таких семьях, как правило, родители ненадлежащим образом исполняют или вовсе не исполняют свои обязанности по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних. Несовершеннолетние из таких семей обязательно должны быть поставлены на профилактический учет, и за ними должен осуществляться профилактический надзор органами и организациями, в число которых входят органы прокуратуры, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы, а также иные организации в силу части 2 статьи 17 Федерального закона от 23.06.2016 г. № 182-ФЗ.

Для профилактики правонарушений и предотвращения применения к родителям мер юридической от-

Вестник КГУ ~А № 2, 2022 249]

ветственности созданы различные профилактические органы и организации, позволяющие снизить противоправное поведение как самих родителей в отношении своих детей, так и побудить несовершеннолетних детей не осуществлять девиантное поведение.

Третья проблема связана с кругом субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ, к числу таких органов относят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы социальной защиты населения, органы, осуществляющие управление в сфере образования - как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы. Видится неоправданным, что приведенный в законе перечень органов не содержит органы прокуратуры. Для сравнения следует отметить, что в статье 5 Федерального закона от 23.06.2016 г. № 182-ФЗ органы прокуратуры указаны в числе субъектов профилактики правонарушений, а в статье 9 закреплены их полномочия. Представляется, во-первых, не совсем удачным подход законодателя, используемый в статье 4 Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ, где говорится о системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, хотя, по сути, перечисляются субъекты профилактики. Следовало бы отразить и в названии статьи 4, и в ее тексте, что речь идет о субъектах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Во-вторых, необходимо законодательно включить органы прокуратуры в число субъектов профилактики, учитывая, что данные органы наделены соответствующими полномочиями в данной сфере. Указание в части 1 статьи 4 Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ на «федеральные органы государственной власти» неприменимо к органам прокуратуры. Прокуратура в силу положений статей 11 и 129 Конституции Российской Федерации не относится к органам государственной власти, а является государственным органом.

С учетом изложенного предлагаем новое название статьи 4 Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ: «Статья 4. Субъекты профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Часть 1 статьи 4 Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ целесообразно изложить в следующей редакции:

«1. Субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной

власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы прокуратуры, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (далее - органы, осуществляющие управление в сфере образования), органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции)».

На уровне субъекта Российской Федерации также могут создаваться организации, осуществляющие профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних лиц. Например, в Костромской области действует Областное государственное казенное учреждение «Костромской областной Центр социальной помощи семье и детям», который осуществляет различные виды деятельности, к которым относят социально-бытовые услуги, связанные с организацией досуга и отдыха, социально-психологические услуги, социально-трудовые услуги, социально-правовые услуги.

Также в данном Центре функционирует отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних, к задачам которого относят предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, выявление причин и условий, способствующих этому, а также обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, разработка системы мер по стабилизации обстановки в кровной семье, созданию в ней необходимых условий для жизни и воспитания ребенка.

При этом для профилактики правонарушений большое значение имеет индивидуальная работа, как с самим несовершеннолетним, так и с членами его семьи, оказывающими на него непосредственное влияние.

Четвертая проблема связана с тем, что установленных механизмов воздействия недостаточно для профилактики девиантного поведения несовершеннолетних и членов их семей. Гражданское общество должно стремиться к помощи таким семьям путем выражения активной гражданской позиции посредством осуществления волонтерской деятельности в данной области.

Так, О.Н. Жидновская и Е.В. Герасимова полагают, что волонтерская деятельность посредством осуществления наставничества несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также осуществления профилактической работы с членами семьи, в которой содержится и воспитывается несовершеннолетний, позволит в должной степени осуществить правоприменение норм Федерального закона «Об основах системы профилактики безнад-

зорности и правонарушений несовершеннолетних». Вышеназванные авторы придерживаются позиции, что у данных наставников должно быть педагогическое образование, что служит основанием для проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, которая будет производиться на добровольной основе в тесном взаимодействии с органами государственной власти и органами власти местного значения [Жидконожкина, Герасимова: 51-54].

М.Л. Корчагина в своей работе также рассматривает участие волонтеров в профилактической работе с несовершеннолетними как необходимую и нужную форму непосредственного воздействия на несовершеннолетних, находящихся в неблагоприятной жизненной ситуации. Создание же волонтерских центров и клубов помощи несовершеннолетним в каждом субъекте Российской Федерации поможет не только предупредить совершение с их стороны противоправных действий, но и помочь несовершеннолетнему стать нужным и востребованным в обществе, воспитать у них наивысшие ценности общества, сформировать уважительное отношение к закону и правопорядку [Корчагина: 273].

Согласно части 1 статьи 2 Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» одной из целей добровольческой (волонтерской) деятельности является участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Считаем, что внедрение добровольческих (волонтерских) организаций позволит помочь соответствующим органам и учреждениям тщательно осуществлять индивидуальную и непосредственную профилактическую работу с несовершеннолетними, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, помочь избежать конфликтов.

С учетом вышесказанного предлагаем изложить часть 3 статьи 4 Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ в следующей редакции:

«3. Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации. Добровольческие (волонтерские) организации вправе участвовать в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Предложенные изменения позволяют включить в механизм профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних добровольческие (волонтерские) организации.

Установление внутриведомственных партнерских отношений органов прокуратуры, органов внутренних дел, учреждений уголовно-исполнительной системы, а также иных органов и организаций, осуществляющих работу, направленную на профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, с институтами гражданского общества в лице волонтерского движения позволит не только повысить эффективность работы вышеуказанных органов, но и уменьшить безнадзорность несовершеннолетних, не допустить совершение противоправных поступков среди них; кроме того, будет способствовать популяризации добровольческих и волонтерских организаций, повышению престижа содействия граждан в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Все эти меры послужат надежной основой обеспечения общественного порядка и безопасности государства в целом.

Примечания

1 Состояние преступности в Российской Федерации за январь - декабрь 2020 год // Официальный сайт МВД России. URL: https://мвд.рф/reports/ item/22678184/ (дата обращения: 21.02.2022).

2 Состояние преступности в Российской Федерации за январь - декабрь 2021 год // Официальный сайт МВД Росси. URL: https://мвд.рф/reports/ item/28021552/ (дата обращения 21.02.2022).

3 Состояние преступности за 2019-2021 годы по Костромской области. URL: https://44.мвд.рф/Dejatelnost/ статистика-и-аналитика/состояние-преступности/ item/28336934/ (дата обращения: 21.02.2022).

4 Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989): (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР. 1993. Вып. XLVI.

5 Конституция Российской Федерации: (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov. ru. (дата обращения: 21.02.2022).

6 Распоряжение Правительства РФ от 23.01.2021 № 122-р «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года» // Собрание законодательства РФ. 2021. № 5. Ст. 914.

Список литературы

Евстифеева Е.В., Дородонова Н.В. К вопросу о правовой регламентации юридических категорий

Вестник КГУ ~А № 2, 2022 251~|

в сфере профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2018. № 6 (125). С. 61.

Жидконожкина О.Н., Герасимова Е.В. О практике привлечения граждан к профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Материалы региональной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 6 декабря 2019 года / сост. А.А. Сар-сенова, Э.Х. Мамедов. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2020. С. 51-54.

Корчагина Л.М. Опыт профилактики девиантно-го поведения подростков // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития: сборник материалов Всероссийского симпозиума психологов / под общей редакцией Д.В. Сочивко. Рязань: Академия ФСИН России, 2019. С. 268-273.

References

Evstifeeva E.V., Dorodonova N.V. K voprosu o pra-vovoi reglamentatsii iuridicheskikh kategorii v sfere pro-filaktiki beznadzornosti, besprizornosti i pravonarushenii nesovershennoletnikh [On the issue of legal regulation of legal categories in the field of prevention of neglect, home-lessness and juvenile delinquency]. Vestnik Saratovskoi gosudarstvennoi iuridicheskoi akademii [Bulletin of the Saratov State Law Academy], 2018, № 6 (125), p. 61.

Zhidkonozhkina O.N., Gerasimova E.V. O praktike privlecheniia grazhdan k profilaktike beznadzornosti i pravonarushenii nesovershennoletnikh [On the practice of involving citizens in the prevention of neglect and juvenile delinquency]. Materialy regional'noi nauch-no-prakticheskoi konferentsii [Proceedings of the regional scientific and practical conference]. St. Petersburg, Sankt-Peterburgskii universitet MVD Rossii Publ., 2020, pp. 51-54.

Korchagina L.M. Opyt profilaktiki deviantnogo po-vedeniia podrostkov [Experience in preventing deviant behavior of adolescents]. PsikhologiiaXXIveka: vyzovy, poiski, vektory razvitiia: sbornik materialov Vseros-siiskogo simpoziuma psikhologov, pod obshchei redak-tsiei D.V. Sochivko [Psychology of the 21st century: challenges, searches, vectors of development: a collection of materials of the All-Russian Symposium of Psychologists]. Riazan', Akademiia FSIN Rossii Publ., 2019, pp. 268-273.

Статья поступила в редакцию 07.02.2022; одобрена после рецензирования 04.03.2022; принята к публикации 12.05.2022.

The article was submitted 07.02.2022; approved after reviewing 04.03.2022; accepted for publication 12.05.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.