Научная статья на тему 'Некоторые особенности осуществления прокуратурой надзорных полномочий в сфере исполнения законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних'

Некоторые особенности осуществления прокуратурой надзорных полномочий в сфере исполнения законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1116
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ / ПРЕСТУПНОСТЬ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ / БЕЗНАДЗОРНОСТЬ / ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ УЧЕТ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА / КОМИССИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ / СУБЪЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ / PUBLIC PROSECUTOR'S SUPERVISION / PREVENTION / YOUTH CRIME / CHILD NEGLECT / JUVENILE LAW / EDUCATION / PREVENTIVE CARE / PREVENTIVE WORK / THE COMMISSION FOR MINORS / PREVENTIVE MEASURES / PREVENTIVE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шадрин И.А.

В работе исследованы особенности функций и задач органов прокуратуры при осуществления надзорной деятельности за исполнением органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, законодательства, направленного на предупреждение и профилактику преступлений, антиобщественных действий несовершеннолетних. С учетом практических наработок обобщены и приведены наиболее характерные примеры нарушений, допускаемые указанными органами и учреждениями в своей деятельности. Проанализированы условия и обстоятельства, способствующие совершению несовершеннолетними общественно опасных деяний. При изучении вопросов, изложенных в статье, использовались статистические и аналитические данные Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а также данные результатов работы прокуратуры Республики Крым в рассматриваемой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some of the features of the implementation of the prosecutor's office supervisory powers in the implementation of the law on the prevention of child neglect and juvenile delinquency

The paper investigates the features of the functions and tasks of the Prosecutor's office in the implementation of Supervisory activities for the execution of bodies and institutions of the system of prevention of neglect and juvenile delinquency, legislation aimed at the prevention and prevention of crimes, antisocial actions of minors. Taking into account practical developments, the most typical examples of violations committed by these bodies and institutions in their activities are summarized and given. Analysis of conditions and circumstances conducive to the Commission of juvenile crimes. Statistical and analytical data of the Prosecutor General's office of the Russian Federation, as well as data of the results of the Prosecutor's office of the Republic of Crimea in this area were used in the study of the issues set out in the article.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности осуществления прокуратурой надзорных полномочий в сфере исполнения законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2019. - Т. 5 (71). № 3. - С. 200-209.

УДК 343.963

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОКУРАТУРОЙ НАДЗОРНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ В СФЕРЕ ИСПОЛНЕНИЯ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Шадрин И. А.

Крымский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации г. Симферополь

В работе исследованы особенности функций и задач органов прокуратуры при осуществления надзорной деятельности за исполнением органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, законодательства, направленного на предупреждение и профилактику преступлений, антиобщественных действий несовершеннолетних. С учетом практических наработок обобщены и приведены наиболее характерные примеры нарушений, допускаемые указанными органами и учреждениями в своей деятельности. Проанализированы условия и обстоятельства, способствующие совершению несовершеннолетними общественно опасных деяний. При изучении вопросов, изложенных в статье, использовались статистические и аналитические данные Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а также данные результатов работы прокуратуры Республики Крым в рассматриваемой сфере.

Ключевые слова: прокурорский надзор, система профилактики, преступность среди молодежи, безнадзорность, права несовершеннолетних, учреждения образования, профилактический учет, профилактическая работа, комиссия по делам несовершеннолетних, профилактические меры, субъекты профилактики.

Вопрос повышенной преступности среди молодежи в настоящее время стоит довольно остро. Несовершеннолетние, молодежь являются наиболее уязвимыми социальными группами. Усложнение экономической обстановки, искажение и деформация семейных, нравственных и духовных ценностей, экранное насилие вносят ощутимый вклад в ухудшение криминальной обстановки в современной жизни, особенно влияя на детей, подростков и молодежь, создавая благоприятные условия для распространения преступности в подростковой и молодежной среде.

Преступность среди молодежи характеризуется высокой степенью активности, динамичностью. Практика показывает, что лица, совершающие преступления в юном возрасте, зачастую трудно поддаются исправлению и перевоспитанию, что безусловно влечет за собой высокую вероятность совершения ими преступлений повторно, а в дальнейшем и во взрослом возрасте. Предотвращение и своевременная профилактика преступлений среди молодежи - залог уменьшения и искоренения преступлений в будущем.

В январе - декабре 2018 г. на территории России зарегистрировано 1 991 532 преступления, что на 66 944 меньше, чем за аналогичный период прошлого года (-3,3 %). Снизилась на 3,8 % (с 45 288 до 43 553) преступность среди несовершеннолетних. Удельный вес таких преступлений от числа предварительно расследованных деяний составляет 4 % (АППГ - 4,1 %). Из 931 107 (-3,7%) выявленных лиц, совершивших преступления, 40 860 (-3,9%) несовершеннолетних.

На 17,0% снизился количественный показатель выявленных преступлений, предусмотренных ст. 151 Уголовного кодекса Российской Федерации «Вовлечение несо-

вершеннолетнего в совершение преступления или антиобщественных действий» количество которых составило 1 662 преступления.

Согласно статистическим данным, по результатам 2018 года, регионами с наибольшим удельным весом преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, а также наибольшим удельным весом несовершеннолетних, совершивших преступления стали Ненецкий автономный округ, республики Тыва, Карелия, Бурятия, Саха (Якутия) Забайкальский и Хабаровский край, Костромская, Свердловская, Калининградская, Новосибирская и Иркутская области [1].

В решении проблем предупреждения беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних органам прокуратуры всех уровней отведена важная роль. В силу особенности своего положения прокуроры имеют возможность располагать обширной информацией по данному вопросу и немалыми средствами воздействия на органы и учреждения, которые осуществляют деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Качественному повышению степени предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних существенно способствует деятельность прокурора по надзору за исполнением законодательства, регулирующего профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, координации деятельности правоохранительных органов и осуществлению профилактических мер, взаимодействию с государственными органами, органами местного самоуправления, средствами массовой информации.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.06.1999 № 120 - ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее ФЗ № 120) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий возложено на органы и учреждения системы профилактики, перечень которых указан в ст. 4 настоящего Федерального закона [2].

Тем не менее, как показывает практика прокурорского надзора, нарушения в данной сфере носят распространенный характер.

Приказ Генерального прокурора РФ от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» (далее — приказ № 188) [3], а также принятый в его развитие приказ прокурора Республики Крым от 20.10.2014 № 268 «Об организации надзора и порядке взаимодействия структурных подразделений прокуратуры Республики Крым, городских, районных и межрайонных прокуроров по исполнению приказа Генерального прокурора Российской Федерации № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» [4] обязывают регулярно (не реже 1 раза в полугодие) проверять исполнение законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Более детально конкретизированы задачи, поставленные перед прокурорами Республики Крым, в Указании прокурора Республики Крым от 04.07.2017 № 160/21 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о про-

201

филактике безнадзорности, правонарушений и преступлений несовершеннолетних и в отношении них» [5]. Согласно данного документа, в целях повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений несовершеннолетних, реализации требований приказов Генерального прокурора Российской Федерации от 26.11.2007 № 188, а также от 16.01.2012 № 7 «Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности», и надлежащего исполнения требований Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должен осуществляться комплексно и систематически на основании анализа состояния законности и преступности. Необходимо организовать должное взаимодействие и системный обмен информацией с правоохранительными органами по актуальным проблемам борьбы с преступностью и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, преступностью в отношении детей. Не реже одного раза в полугодие проводить анализ состояния преступности среди несовершеннолетних и направленной против несовершеннолетних, ее причин и условий, а также выполнять ряд иных действий, направленных на улучшение криминогенной обстановки среди несовершеннолетних.

Работа, проделанная прокурорами Республики Крым в 2018 году в сфере соблюдения прав и интересов несовершеннолетних, по сравнению с показателями работы 2017 года качественно улучшилась. В частности, по вопросам, связанным с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних выявлено 1211 нарушений требований законодательства (876), принесено 80 протестов на незаконные правовые акты (55), направлено 23 исковых заявления (14), внесено 341 представление (217), по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 417 лиц (297), объявлено 2 предостережения (2), в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ в следственные органы направлено 9 материалов (6), по результатам рассмотрения которых возбуждено 8 уголовных дел (6).

Непосредственно в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних выявлено 186 нарушений (253), на устранение которых принесено 15 протестов на противоречащие закону правовые акты (23), направлено 8 исковых заявлений (2), внесено 40 представлений (48), к дисциплинарной ответственности привлечено 18 лиц (23), объявлено 1 предостережение (1).

В органах образования выявлено 5151 нарушение (3462), опротестовано 451 правовой акт (323), направлено 129 исковых заявлений (35), внесено 836 представлений (572), 1135 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности (824), к административной ответственности по материалам прокурорских проверок привлечено 108 лиц (24), 63 лица предостережено о недопустимости нарушения закона (45), направлено 6 материалов в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ (1), по результатам рассмотрения которых возбуждено 5 уголовных дел (1).

В деятельности МВД по Республике Крым, направленной на защиту прав несовершеннолетних, выявлено 350 нарушений (343), опротестовано 9 правовых актов (11), внесено 77 представлений (71), к дисциплинарной ответственности привлечено 132 лица (135) [6].

Неэффективная работа органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, круг которых определен Федераль-

ным законом № 120 ФЗ, а зачастую их бездействие приводит к тому, что жизнь и здоровье детей ставится под угрозу.

Так, органы внутренних дел (далее - ОВД) в нарушение требований ст. 21 Закона № 120-ФЗ зачастую некачественно выполняют задачи по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений среди несовершеннолетних, выявлению их причин и условий, способствующих их совершению.

Профилактическая работа с подростками, состоящими на учёте в органах внутренних дел, не только не регулярна, не носит системного и последовательного характера, но и проводится формально.

Практически во всех подразделениях по делам несовершеннолетних МВД (далее -ПДН) учёт несовершеннолетних правонарушителей надлежаще не обеспечен.

Несовершеннолетние, состоящие на учёте в территориальных ПДН, в том числе, судимые, совершают преступления или общественно опасные деяния. При этом анализ статистических данных, свидетельствует о том, что значительное количество несовершеннолетних, совершивших преступления, необоснованно остаются вне поля зрения ПДН.

Изучением сведений о результатах работы по выявлению и пресечению административных правонарушений, совершенных несовершеннолетними установлено, что территориальными ПДН составляется значительное количество административных протоколов за потребление (распитие) несовершеннолетними алкогольной продукции, наркотических средств, а на профилактический учёт по указанным категориям ставиться значительно меньшее количество несовершеннолетних.

Формальное проведение профилактической работы либо её отсутствие, безответственное отношение к исполнению должностных обязанностей сотрудников органов внутренних дел приводит к тому, что число преступлений, совершенных несовершеннолетними повторно, а также количество преступлений, совершенных ранее судимыми подростками существенно не снижается.

Так, прокурорами устанавливаются факты, когда, несовершеннолетние привлечены к административной ответственности за распитие алкогольной продукции в запрещенных местах, за появление в общественных местах в состоянии опьянения, однако ни один из указанных подростков не поставлен на учет в ПДН. Меры, направленные на предупреждение распространения алкоголизма, наркомании и токсикомании, кроме выявления, сотрудниками ПДН не приняты.

Также выявлялись факты необоснованной постановки на профилактический учёт несовершеннолетних, в связи с, якобы, неоднократ-

ным совершением административных правонарушений, связанных с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Вместе с тем проверками устанавливалось, что указанные административные правонарушения несовершеннолетними не совершались.

В нарушение требований п. 51 Приказа МВД России от 15.10.2013 № 845 «Об утверждении инструкции по организации деятельности ПДН ОВД Российской Федерации» [7] несовершеннолетние привлекаются к административной ответственности за употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, и при этом на основании лишь одной характеристики из образовательной организации, не поставлены на учет ПДН, профилактическая работа с несовершеннолетними не проведена, причины и условия, способствующие совершению ими антиобщественных деяний,

203

не устранены. В результате несовершеннолетние повторно совершают употребление алкогольных и наркотических средств и в некоторых случаях поступают в медицинские учреждения для оказания помощи.

Аналогично, не ставятся на профилактический учет несовершеннолетние, которые поступали в медицинские учреждения с диагнозами: алкогольное опьянение, отравление этанолом, наркотическое опьянение, отравление дурманом.

Также имеют место факты повторного совершения общественно опасных деяний или преступлений несовершеннолетними, которые не поставлены своевременно на профилактический учёт в ПДН.

Выявлялись факты необоснованного снятия с профилактического учета подростков, склонных к совершению преступлений. В результате отсутствия профилактической работы, несовершеннолетние повторно совершают преступления.

Самоустраняются от профилактической работы с родителями несовершеннолетних, не исполняющими обязанности по их воспитанию, обучению и содержанию и отрицательно влияющими на их поведение либо жестоко обращающимися с ними участковые уполномоченные полиции, работники органов дознания, предварительного следствия. Не отвечает предъявляемым требованиям деятельность органов внутренних дел по выявлению детского неблагополучия, семей, находящихся в социально опасном положении. В результате отсутствия профилактической работы со стороны органов и учреждений образования, органов внутренних дел, а также других субъектов профилактики становится возможным совершение несовершеннолетними противоправных деяний и преступлений.

Отсутствие взаимодействия между субъектами профилактики с детьми и семьями, оказавшимися в социально опасном положении, приводит к трагическим последствиям, а именно обстоятельствам при которых несовершеннолетние оказываются в опасных условиях и подвергают свою жизнь и здоровье опасности.

Не редко органами внутренних дел, в нарушение пп.1 п. 1 ст. 21 Закона № 120-ФЗ, не принимаются достаточные меры по выявлению фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений в сфере распространения наркомании и алкоголизма среди несовершеннолетних, а также склонение подростков к употреблению наркотических веществ и алкогольных напитков.

Так, сотрудниками ПДН данные о преступлениях, общественно-опасных деяниях, совершенных несовершеннолетними, не устанавливаются обстоятельства, связанные с приобретением и употреблением несовершеннолетними наркотических средств или психотропных веществ, изучаются эпизодически и бессистемно.

Иные подразделения органов внутренних дел, которые в соответствии со ст. 23 Закона № 120-ФЗ осуществляют меры по противодействию участия несовершеннолетних в незаконном обороте наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, своевременно не информируют ПДН о выявленных правонарушениях в указанной сфере, не устанавливают причины и условия, способствовавших совершению преступлений.

Материалы в отношении родителей, не исполняющих обязанности по воспитанию детей, по инициативе ОВД в суд для решения вопроса о лишении родительских прав направляются крайне редко. В ходе проверок соблюдения ОВД административного законодательства выявляются многочисленные нарушения. Так, сотрудниками ПДН допускаются факты необоснованного возбуждения административных

дел в отношении родителей по ст. 5.35 КоАП РФ. Кроме того, устанавливаются факты нарушения сроков при составлении протоколов о совершении административных правонарушений. Выявляются факты необоснованного прекращения сотрудниками ПДН административного производства. Множество вопросов возникает и по исполнению органами и учреждениями образования, по делам молодёжи законодательства о профилактике правонарушений несовершеннолетних.

Не смотря на то, что большинство несовершеннолетних, совершивших преступления, являлись учащимися образовательных организаций, их должностными лицами и должностными лицами органов управления образованием вопреки требованиям п.п. 1, 2 ст. 14 Федерального закона № 120-ФЗ зачастую действенных профилактических мер, направленных на работу с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении, не принимается, эффективные программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, не внедряются, что во многих случаях приводит к длительному нахождению детей в психотравмирующей обстановке, представляющей опасность для их жизни и здоровья, совершению ими и в отношении их противоправных действий.

Требования Закона № 120-ФЗ в части оказания социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним с отклонениями, либо имеющими проблемы в обучении, указанными органами выполняются также не в полной мере.

Как пример, по результатам проверки по факту совершения попытки суицида воспитанником приёмной семьи, установилось, что ребенок длительное время состоит на учете у детского врача-психиатра, часто пропускает уроки в школе, неоднократно совершал самовольные уходы из дома по причине нежелания проживать в приемной семье.

Несмотря на неоднократные заявления приемных родителей об отсутствии контакта с ребенком, органом опеки и попечительства принимается решение о выводе ребенка из семьи и направлении в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей только после суицидального проявления.

Также в ходе проверки по факту попытки суицида несовершеннолетнего установлено, что несовершеннолетний паспорта гражданина Российской Федерации, полиса медицинского страхования и других документов не имеет. Администрация образовательной организации имела информацию о тяжелой болезни матери и бабушки подростка, которые после перенесенных инсультов парализованы, не передвигаются, обслуживать себя самостоятельно не могут.

Вместе с тем, в нарушение требований Закона № 120-ФЗ школой информация о выявлении указанной семьи в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав не направлена, меры по оказанию социально психологической и педагогической помощи подростку в обучении и воспитании не приняты. Указанное явилось одним из факторов ухудшения психологического состояния ребенка и совершения им попытки суицида.

Выявлялись факты совершения попытки суицида в период проведения урока вследствие отсутствия контроля со стороны педагога.

Недостаточна работа образовательных организаций по вовлечению подростков во внеурочную деятельность. Несовершеннолетние, в том числе состоящие на внут-ришкольном учете в общеобразовательных организациях к занятиям в художе-

205

ственных, технических, спортивных и других клубах, кружках, секциях не привлекаются.

Изучение уголовных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, материалов об отказе в их возбуждении свидетельствует, что лишь в единичных случаях подростки, совершившие преступления или общественно опасное деяние, были привлечены к участию во внеурочной деятельности.

Имеют место факты не постановки учащихся, склонных к противоправному поведению, на внутришкольный учёт.

Так, учащийся средней школы после совершения противоправных действий дважды направлялся в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, однако, несмотря на то, что согласно характеристики, выданной школой, несовершеннолетний склонен к противоправному поведению, имеет пропуски занятий по неуважительным причинам на внутришкольном учете он не состоит, профилактическая работа с ним не проводится.

В результате отсутствия профилактической работы со стороны органов и учреждений образования, а также других субъектов профилактики становится возможным совершение такими несовершеннолетними преступлений.

Одной из причин такого положения является то, что органы образования не надлежаще организовали выполнение требований ст. 14 Закона № 120-ФЗ.

Вопреки требований ст. 17 Закона № 120-ФЗ органы по делам молодёжи и учреждения органов по делам молодёжи не организовывают работу в пределах своей компетенции по разработке целевых программ по профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, осуществлению организационно-методического обеспечения и координации деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, находящихся в их ведении социальных учреждений, клубов и иных учреждений, оказанию содействия детским и молодёжным общественным объединениям, социальным учреждениям, фондам и иным учреждениям и организациям, деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Исполнение комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав законодательства в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних также требует особого внимания органов прокуратуры.

В деятельности муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее-комиссия, КДН) выявлены нарушения нормативно-правового регулирования, при применении административного законодательства в отношении несовершеннолетних. Комиссиями не в полном объёме принимаются меры к устранению причин и условий, способствовавших совершению несовершеннолетними правонарушений. Имеют место недостатки в организации комплексной индивидуально-профилактической работы с подростками, совершившими правонарушения и их родителями, а также отсутствие координирующей роли в деятельности органов и учреждений системы профилактики.

Например, в положении о КДН, утверждаемом решением исполнительного органа местного самоуправления, вопреки требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 06.11.2013 № 995 «Об утверждении примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» [8], зачастую отсутствуют полномочия по координации проведения индивидуальной профилактиче-

ской работы органов и учреждений системы профилактики в отношении несовершеннолетних и семей с несовершеннолетними детьми, находящихся в социально опасном положении; по предупреждению случаев насилия и всех форм посягательств на жизнь, здоровье и половую неприкосновенность несовершеннолетних; по участию в реализации целевых программ, направленных на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактику их безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий.

Отдельными комиссиями не организована работа по предупреждению безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, индивидуальные программы профилактики, реабилитации и адаптации несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении формальны по своему содержанию, а в некоторых случаях вообще не разрабатываются. Работа с несовершеннолетними и их родителями зачастую сводятся к проведению с ними только бесед.

Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей не проводится, индивидуальные программы реабилитации не разрабатываются, постановления о постановке семей на учет, находящихся в социально опасном положении, о снятии с учета, за частую отсутствуют.

Функции координации деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, между всеми субъектами профилактики, возложенные на комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав Федеральным законом 120-ФЗ, надлежащим образом не выполняются.

Об отсутствии координирующей роли комиссий свидетельствуют факты невыполнения комплексных планов мероприятий по профилактике безнадзорности, беспризорности, наркомании, токсикомании, алкоголизма, суицидов, правонарушений несовершеннолетних.

Комиссиями муниципальных образований не осуществляется контроль за выполнением комплексных планов, в связи, с чем проверки в образовательных организациях по ведению профилактической работы, торговых объектах по соблюдению законодательства в части запрета продажи алкогольных напитков и табака несовершеннолетним не проводятся, отчёты органов и учреждений системы профилактики на заседаниях КДН не рассматриваются.

В ходе проверок соблюдения комиссиями административного законодательства выявлены такие типичные нарушения, как привлечение к ответственности при отсутствии бесспорных доказательств вины и без выяснения обстоятельств, необходимых для вынесения законного постановления по делу, непринятия мер по установлению причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям несовершеннолетних, неосуществление контроля за исполнением принимаемых решений, в том числе и по взысканию штрафов.

В результате допущенной волокиты разбирательства по административным делам прекращаются за истечением срока давности. Лица не обосновано освобождаются от административной ответственности.

В нарушение ст. 29.10 КоАП РФ комиссиями не соблюдаются требования к составлению постановлений по делу об административном правонарушении.

Так, вопреки требованиям указанной нормы, в постановлениях не отражаются обстоятельства, установленные при рассмотрении дела и основания его прекращения.

207

Также имеют место факты привлечения к административной ответственности по истечению срока давности привлечения к ответственности за совершение административного правонарушения.

Устанавливаются факты не проведения сверок статистических данных о количестве, составленных органами внутренних дел протоколов об административном правонарушении в отношении несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) с лицами привлеченными комиссиями к административной ответственности.

Одной из причин такого положения является то, что выполнение полномочий в сфере административного производства требует от должностных лиц КДН высоких знаний норм административного права, которыми они зачастую не обладают.

Проверкой полноты и своевременности внесения сведений в банк данных семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении выявлены существенные нарушения.

Отдельные категории детей и семей, в нарушение требований ст. 5 Закона № 120-ФЗ не учитываются в указанном банке данных, соответственно профилактическая работа с детьми не проводится.

В нарушение положений ст. 11 Закона № 120-ФЗ комиссии не в полном объеме обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствовавших физическому или психическому насилию, оскорблению либо грубому обращению с детьми.

Учитывая особую актуальность данного направления работы прокуратуры, с целью максимально эффективной реализации возложенных законодателем и Генеральным прокурором Российской Федерации полномочий и обязанностей в обсужденной сфере, прокурорам необходимо сосредоточить усилия на выполнении надзорных функций за исполнением органами МВД, органами и учреждениями образования, по делам молодёжи, комиссиями по делам несовершеннолетних и другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, законодательства, направленного на предупреждение и профилактику преступлений, антиобщественных действий несовершеннолетних. При проведении проверок по фактам совершения несовершеннолетними правонарушений прикладывать все усилия для того чтобы установить причины и условия, способствовавшие таким фактам, давать принципиальную оценку деятельности ответственных должностных лиц.

Кроме того, необходимо принципиально реагировать на нарушения прав несовершеннолетних и мерами прокурорского реагирования добиваться их восстановления.

Список литературы

1 Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс] https://www.genproc.gov.ru/upload/iblock/aab [Дата обращения 01.04.2019].

2 Федеральный закон от 24.06.1999 № 120 - ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/consdoc LAW 23509/ [Дата обращения 01.04.2019].

3. Приказ Генерального прокурора РФ от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 23509/ [Дата обращения 01.04.2019].

4. Приказ прокурора Республики Крым от 20.10.2014 № 268 «Об организации надзора и порядке взаимодействия структурных подразделений прокуратуры Республики Крым, городских, районных и

межрайонных прокуроров по исполнению приказа Генерального прокурора Российской Федерации № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» ГЭлектронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 23509/ [Дата обращения 01.04.2019].

5. Указании прокурора Республики Крым от 04.07.2017 № 160/21 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений несовершеннолетних и в отношении них» [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 23509/ [Дата обращения 01.04.2019].

6. Портал правовой статистики прокуратуры Республики Крым [Электронный ресурс] http://www.rkproc.ru/ru/materials/pravovaya-statistika?page=1 [Дата обращения 01.04.2019].

7. Приказа МВД России от 15.10.2013 № 845 «Об утверждении инструкции по организации деятельности ПДН ОВД Российской Фелераттии» [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 23509/ [Дата обращения 01.04.2019].

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.11.2013 № 995 «Об утверждении примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 23509/ [Дата обращения 01.04.2019].

Shadrin I. A. Some of the features of the implementation of the prosecutor's office supervisory powers in the implementation of the law on the prevention of child neglect and juvenile delinquency //

Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. - 2019. - Т. 4 (72). № 3. - Р. 200-209.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The paper investigates the features of the functions and tasks of the Prosecutor's office in the implementation of Supervisory activities for the execution of bodies and institutions of the system of prevention of neglect and juvenile delinquency, legislation aimed at the prevention and prevention of crimes, antisocial actions of minors. Taking into account practical developments, the most typical examples of violations committed by these bodies and institutions in their activities are summarized and given. Analysis of conditions and circumstances conducive to the Commission of juvenile crimes. Statistical and analytical data of the Prosecutor General's office of the Russian Federation, as well as data of the results of the Prosecutor's office of the Republic of Crimea in this area were used in the study of the issues set out in the article.

Keywords: public Prosecutor's supervision, prevention, youth crime, child neglect, juvenile law, education, preventive care, preventive work, the Commission for minors, preventive measures, preventive.

Spisok literatury

1. Portal pravovoj statistiki General'noj prokuratuiy Rossijskoj Federacii [EHlektronnyj resurs] https://www.genproc.gov.ru/upload/iblock/aab [Data obrashcheniya 01.04.2019].

2. Federal'nyj zakon ot 24.06.1999 № 120 - FZ «Ob osnovah sistemy profilaktiki beznadzornosti i prav-onarushenij nesovershennoletnih» [EHlektronnyj resurs] http://www.consultant.ru/document/cons_doc LAW 23509/ [Data obrashcheniya 01.04.2019].

3. Prikaz General'nogo prokurora RF ot 25.11.2007 № 188 «Ob organizacii prokurorskogo nadzora za ispolneniem zakonov o nesovershennoletnih i molodezhi» [EHlektronnyj resurs] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23509/ [Data obrashcheniya 01.04.2019].

4. Prikaz prokurora Respubliki Krym ot 20.10.2014 № 268 «Ob organizacii nadzora i poryadke vzaimodejst-viya strukturnyh podrazdelenij prokuratury Respubliki Krym, gorodskih, rajonnyh i mezhrajonnyh prokurorov po ispolneniyu prikaza Generafnogo prokurora Rossijskoj Federacii № 188 «Ob organizacii proku-rorskogo nadzora za ispolneniem zakonov o nesovershennoletnih i molodezhi» [EHlektronnyj resurs] http://www.consultant.ru/document/cons_doc LAW 23509/[Data obrashcheniya 01.04.20191.

5. Ukazanii prokurora Respubliki Krym ot 04.07.2017 № 160/21 «Ob organizacii prokurorskogo nadzora za ispolneniem zakonodatel'stva o profilaktike beznadzornosti, pravonarushenij i prestuplenij nesovershen-noletnih i v otnoshenii nih» [EHlektronnyj resurs] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23509/ [Data obrashcheniya 01.04.2019].

6. Portal pravovoj statistiki prokuratury Respubliki Krym [EHlektronnyj resurs] http://www.rkproc.ru/ru/materials/pravovaya-statistika?page=1 [Data obrashcheniya 01.04.2019].

7. Prikaza MVD Rossii ot 15.10.2013 № 845 «Ob utverzhdenii instrukcii po organizacii deyatel'nosti PDN OVD Rossijskoj Federacii» [EHlektronnyj resurs] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 23509/ [Data obrashcheniya 01.04.2019].

8. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 06.11.2013 № 995 «Ob utverzhdenii primernogo polozheniya o komissiyah po delam nesovershennoletnih i zashchite ih prav» [EHlektronnyj resurs] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 23509/ [Data obrashcheniya 01.04.2019].

209

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.