в
L-—^ i,
УНИВЕРСИТЕТА Взаимодействие науки о прокурорской деятельности ^4 7
имени o.e. кутафина(мгюА) и других юридических наук в сфере профилактики...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАУКИ О ПРОКУРОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДРУГИХ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Аннотация. Статья посвящена вопросам взаимодействия юридических наук в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних. Особое внимание уделяется роли прокурорского надзора в данном вопросе. Автор в своем исследовании обращается к различным юридическим наукам, которые имеют собственное отношение к сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних. Анализируя их взаимодействие, автор указывает на то общее, что их сближает, и приходит к выводу, что процесс взаимодействия наук прокурорского надзора, уголовного, уголовно-процессуального и административного права в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних, несомненно, присутствует. Этот процесс динамичен, постоянно развивается, совершенствуется. Каждая из вышеперечисленных наук не может реализовываться и существовать раздельно без других наук в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних. Следовательно, их взаимодействие взаимно обусловлено. Ключевые слова: юридические науки, взаимодействие, прокурорский надзор, профилактика правонарушений, несовершеннолетние, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, уголовное право, административное право, уголовно-процессуальное право.
Татьяна Геннадьевна ВОЕВОДИНА,
доцент кафедры организации судебной ипрокурорско-следственной деятельности Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук, доцент [email protected] 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
DOI: 10.17803/2311-5998.2019.60.8.047-052
T. G. VOEVODINA, Associate Professor of the Department of Judicial and Prosecutorial Investigative Activities of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), PhD in Law, Professor [email protected] 125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9 INTERACTION OF THE SCIENCE OF PROSECUTORIAL ACTIVITY AND OTHER LEGAL SCIENCES IN THE FIELD OF PREVENTION OF JUVENILE DELINQUENCY Abstract. The Article is devoted to the interaction of legal Sciences in the field of prevention of juvenile delinquency. Special attention is paid to the role of prosecutorial supervision in this matter. The author in his research refers to various legal Sciences, which have their own relation to the preven-
©Т. Г. Воеводина, 2019
) УНИВЕРСИТЕТА
а-—^ имени О. Е. Кугафи на (МПОА)
tion of juvenile delinquency. Analyzing their interaction, the author points to the common thing that brings them together and comes to the conclusion that the process of interaction of the Sciences of prosecutorial supervision, criminal, criminal procedure and administrative law in the field of prevention of juvenile delinquency is undoubtedly present, has to be. This process is dynamic, constantly evolving, improving. Each of the above Sciences can not be implemented and exist separately without other Sciences in the field of prevention of juvenile delinquency. Therefore, their interaction is mutually conditioned. Keywords: legal Sciences, interaction, Prosecutor's supervision, prevention of offenses, minors, Commission on Affairs of minors and protection of their rights, criminal law, administrative law, criminal procedural law.
Наука о прокурорской деятельности тесно взаимодействует с другими юридическими науками, в том числе и в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних.
В российском законодательстве профилактика правонарушений определяется как совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (далее — Закон № 182-ФЗ).
Исследователи рассматривают профилактику как активный деятельностный процесс, означающий перечень действий упреждающего характера, образующих в своей совокупности систему мер по устранению причин и условий наступления нежелательного явления. По их мнению, к правонарушениям, профилактика которых регламентирована законом о профилактике, не относятся нарушения закона, за которые не предусмотрена административная или уголовная ответственность1.
Применительно к профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее — Закон № 120-ФЗ) относит систему социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Некоторые авторы отмечают, что данный Закон заложил концепцию нового, системного подхода к профилактической деятельности и стал первым базовым законом, в котором сделана попытка описать единую систему органов и учреж-
1 Научное обеспечение деятельности органов прокуратуры в 2017 году : сб. науч. докл. Вып. 6 / под общ. ред. О. С. Капинус ; Ун-т прокуратуры РФ. М., 2018. С. 36.
73
L-—^ Ii
УНИВЕРСИТЕТА Взаимодействие науки о прокурорской деятельности
имени o.e. кугафина(мгюА) и других юридических наук в сфере профилактики...
дений, осуществляющих деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в новых исторических и социально-экономических условиях.
В нем содержатся принципиальные основные положения об организации профилактики, методах и средствах профилактического воздействия, а основные положения указанного Закона, равно как и принцип системности, требуют дальнейшего развития и конкретизации в региональном законодательстве2.
Так, например, прокуратурой Республики Коми был разработан законопроект «О профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании в Республике Коми», направленный на обеспечение в регионе полноты правового регулирования общественных отношений в указанной сфере. В частности, были определены полномочия органов государственной власти Республики в сфере организации профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по участию в мероприятиях по профилактике, проводимых в установленном порядке республиканскими органами власти. Данный Закон за № 6-РЗ был принят 06.03.2018.
В Российской Федерации действует система органов и учреждений, занимающихся в рамках своих полномочий профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, к которым отнесены: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — КДНиЗП), органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы.
Однако наиболее важную роль в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних осуществляет КДНиЗП, на которую в соответствии с Законом № 120-ФЗ возложена функция по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершенно-
П
летних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению П причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению П1 и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение престу- ОщН плений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также пЦ< случаев склонения их к суицидальным действиям. т И ^
С 22.09.2016 к субъектам профилактики правонарушений в сфере предупреж-
ППЕ
дения безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных ВДп
шли [—1 т
1Шп
2 Величко О. И. Организация прокурорского надзора за исполнением Федерального за- О О В кона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» : пособие / Академия Генеральной прокуратуры РФ. М., 2011. С. 6, 8. ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
>
) УНИВЕРСИТЕТА
L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)
действий несовершеннолетних Законом № 182-ФЗ отнесены следственные органы Следственного комитета РФ и органы прокуратуры РФ.
Прокуроры осуществляют профилактику правонарушений несовершеннолетних в соответствии со своими полномочиями, предоставленными им Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре), используют меры прокурорского реагирования для устранения нарушений законов в данной сфере правоотношений.
Как указывается в приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 05.03.2018 № 119 «Об организации в органах прокуратуры Российской Федерации работы по исполнению требований Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ "Об основах профилактики правонарушений в Российской Федерации"» профилактическое воздействие осуществляется прокурором прежде всего в таких формах, как правовое просвещение и правовое информирование, объявление предостережения о недопустимости нарушения Закона, внесение представления об устранении нарушений закона, причин и условий, способствующих нарушению Закона.
Еще в одном своем приказе от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» Генеральный прокурор РФ обязывает прокуроров систематически проверять исполнение законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Несомненно, что только своевременная и грамотная профилактика правонарушений предупреждает совершение преступлений. Предупредительными мерами будут являться и меры административной ответственности в отношении несовершеннолетних.
По мнению отдельных ученых, несмотря на активное развитие законодательства об административной ответственности, нормы, устанавливающие порядок применения мер административного принуждения к несовершеннолетним в связи с совершением ими административного правонарушения, особой динамикой не отличались: со времени введения в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) ни одна из них не была изменена. В отличие от Уголовно-процессуального кодекса РФ, порядок применения мер воздействия в связи с совершением несовершеннолетними административных правонарушений, а также их перечень в действующем законодательстве об административных правонарушениях отсутствует3.
Вместе с тем, изучая взаимодействие науки административного права с наукой прокурорского надзора в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних, мы устанавливаем следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 23.2 КоАП РФ дела об административных правонарушениях несовершеннолетних рассматривают КДНиЗП, которые по итогам изучения протокола об административном правонарушении несовершеннолетнего применяют к нему меры воздействия, предусмотренные КоАП РФ.
Прокурор, участвующий в заседании КДНиЗП, обязан дать правовую оценку законности принятого КДНиЗП решения в отношении несовершеннолетнего,
3 Деятельность прокуроров в сфере обеспечения прав несовершеннолетних и молодежи / под ред. Н. В. Коваль ; Академия Генеральной прокуратуры РФ. М., 2015. С. 240.
73
L-—^ ь
УНИВЕРСИТЕТА Взаимодействие науки о прокурорской деятельности 5Э1
имени o.e. кугафина(мгюА) и других юридических наук в сфере профилактики...
законности административной меры воздействия в отношении него, высказать свое мнение по данному вопросу. В случае, если позиция прокурора расходится с принятым КДНиЗП решением, оно должно быть опротестовано прокурором.
При этом прокурор вправе как принести протест на вынесенное КДНиЗП постановление по делу об административном правонарушении, а в случае его отклонения обратиться в суд, так и внести представление об устранении нарушений административного законодательства. В целях устранения причин и условий административного правонарушения прокурор вправе обратить внимание членов КДНиЗП, судьи на необходимость внесения представления в соответствующую организацию, орган, должностному лицу.
Так, по результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования прокуратуры Алтайского края в 2018 г. 63 муниципальных КДНиЗП привели свои положения о КДНиЗП в соответствие с федеральным законодательством.
На заседаниях КДНиЗП также рассматриваются материалы, поступающие из правоохранительных органов, суда о фактах совершения несовершеннолетними, не подлежащими уголовной ответственности в связи с недостижением возраста наступления уголовной ответственности, общественно опасных деяний и решается вопрос о применении к несовершеннолетним мер воздействия либо о ходатайстве перед судом об их помещении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.
И здесь нами прослеживается взаимосвязь науки уголовного права, науки уголовного процесса с наукой прокурорского надзора.
Уголовный кодекс Российской Федерации (далее — УК РФ) в ст. 90 устанавливает требования, при которых к несовершеннолетнему, совершившему преступление, могут быть применены меры воспитательного воздействия с освобождением от уголовной ответственности, а в ст. 92 УК РФ содержатся требования, при которых несовершеннолетний, осужденный за совершение преступления, может быть судом освобожден от наказания с применением принудительной меры воспитательного воздействия.
При этом прокурор осуществляет надзор за исполнением органами предварительного расследования уголовно-процессуального законодательства при принятии решения об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего, совершившего преступление. В качестве государственного обвинителя прокурор изучает материалы уголовного дела и законность П вынесенного обвинительного приговора об освобождении несовершеннолетнего подсудимого от наказания с применением к нему меры воспитательного воздействия. В случае несогласия с принятым правоохранительными органа- ПН ми, судом решения прокурор использует меры прокурорского реагирования ОщН в соответствии с Законом о прокуратуре и уголовно-процессуальным законо- СЦ< дательством. т5Н
Одной из наиболее серьезных принудительных мер воспитательного воздей-
личии приговора суда либо постановления судьи.
П
ССЕ
ствия в отношении несовершеннолетнего, совершившего преступление, является ВДп
мера, связанная с помещением его в специализированное учебно-воспитатель- н гп Н
ное учреждение закрытого типа. Н Н О Реализация данной меры осуществляется органами внутренних дел при на-
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
>
) УНИВЕРСИТЕТА
L-—имени О. Е. Кутафи на (МПОА)
Материалы прекращенного уголовного дела или материалы об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего в соответствии с Законом № 120-ФЗ должны быть представлены в КДНиЗП для рассмотрения вопроса о возможности применения к несовершеннолетнему, не подлежащему уголовной ответственности, мер воспитательного воздействия или возбуждения перед судом ходатайства о помещении этого несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.
Постановление КДНиЗП, содержащее ходатайство о направлении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, включается в перечень материалов, представляемых в суд для решения вопроса о помещении несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности, в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Перед направлением указанных материалов в суд КДНиЗП все материалы вместе со своим постановлением обязана направить в органы внутренних дел и прокурору для проверки и сбора дополнительных документов в случае необходимости. Прокурор изучает представленные КДНиЗП документы и осуществляет реагирование в случае наличия нарушения законов. После изучения материалов прокурором они направляются в суд, где рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством с обязательным участием прокурора.
Таким образом, в рассматриваемом нами вопросе о взаимодействии науки о прокурорской деятельности с другими юридическими науками в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних мы наблюдаем тесную взаимосвязь прокурорского надзора с административным, уголовным и уголовно-процессуальным законодательством, что, на наш взгляд, является вполне закономерным процессом.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Величко О. И. Организация прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» : пособие / Академия Генеральной прокуратуры РФ. — М., 2011.
2. Деятельность прокуроров в сфере обеспечения прав несовершеннолетних и молодежи / под ред. Н. В. Коваль ; Академия Генеральной прокуратуры РФ. — М., 2015.
3. Научное обеспечение деятельности органов прокуратуры в 2017 году : сб. науч. докл. — Вып. 6 / под общ. ред. О. С. Капинус ; Ун-т прокуратуры РФ. — М., 2018.