1. Omelchenko О.А. Vseobshaya istorija gosudarstva i 11. Tam je, s. 52.
prava. V 2 T. М. : Izd. TON-Ostogje, 2000. T. 1. S. 12. Colin Imber. Ebus-suud. The Islamic Legal Tradition.
273-278. Stanford: Stanford University Press, California, 2009.
2. M. Ertugrul Duzdag. Seyhulislam Ebussuud Efendi S. 202.
Fetvalari. Istanbul: Enderun Kitabevi, 1983. S. 45. 13. M. Ertugrul Duzdag. Seyhulislam Ebussuud Efendi
3. Tam je, s. 43. Fetvalari. Istanbul: Enderun Kitabevi, 1983 r. C. 44.
4. Tam je, s. 44. 14. Tam je, s. 44.
5. Tam je, s. 45. 15. Colin Imber. Ebus-suud. The Islamic Legal Tradition.
6. Tam je, s. 45. Stanford: Stanford University Press, California, 2009.
7. Tam je, s. 44. S. 303.
8. Colin Imber. Ebus-suud. The Islamic Legal Tradition. Stanford: Stanford University Press, California, 2009. 16. M. Ertugrul Duzdag. Seyhulislam Ebussuud Efendi Fetvalari. Istanbul: Enderun Kitabevi, 1983 r. S. 48.
S. 199. 17. Tam je, s. 48.
9. M. Ertugrul Duzdag. Seyhulislam Ebussuud Efendi Fetvalari. Istanbul: Enderun Kitabevi, 1983 r. S. 48. 18. Islam. Enciklopedicheskij slovar' . M. : Izd. «Nauka», 1991. S. 252.
10. Tam je, s. 51.
УДК 343.915
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПРОКУРАТУРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
О.Е.Калпинская
Гуманитарный институт НовГУ, [email protected]
Статья посвящена исследованию функций органов прокуратуры в сфере предупреждения преступности несовершеннолетних. В этой связи рассматриваются полномочия и обязанности органов и должностных лиц прокуратура, порядок проведения осуществляемых ими проверок, а также акты прокурорского реагирования. Ключевые слова: прокуратура, предупреждение преступности, преступность несовершеннолетних, надзор, акты прокурорского реагирования
The article is devoted to the study of the functions of the Prosecutor's office in the sphere of prevention of juvenile delinquency. In this connection, considers the powers and responsibilities of the bodies and officials of the Prosecutor's office, the order of the performed audits, as well as acts of the Prosecutor's office.
Key words: prosecutor's office, crime prevention, crime of minors, supervision, acts of public prosecutor’s reaction
Прокуратура - важнейшее звено правоохраны, которой изначально присуща функция предупреждения преступлений. Достижению целей предупреждения преступлений должны способствовать в той или иной мере все направления деятельности прокуратуры, предусмотренные законодательством [1].
Следует отметить, что отсутствие в федеральном законе прямого упоминания предупреждения преступлений не означает «непричастности» прокуратуры к превентивному направлению противодействия преступности.
Изучая преступность современной России, обращает внимание на себя тот факт, что преступность постепенно омолаживается, по сути, криминализация детей и подростков приводит к дальнейшей криминализации общества и государства в будущем. Кроме того, несовершеннолетние - это недостаточно защищенный по социальным позициям слой граждан нашей страны, нуждающиеся в особом внимании, защите со стороны государственных органов.
Поэтому предупреждение преступности несовершеннолетних и проблема борьбы с ней имеет первостепенное значение в работе органов прокуратуры.
В связи с этим на прокуратуру возлагаются определенные обязанности.
Во-первых, прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законов органами и учреждениями системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре» [2].
Во-вторых, прокуратура выполняет функцию координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и определяет концептуальные положения, служащие основой для этой деятельности [3].
В-третьих, одним из направлений деятельности прокуратуры является надзор за исполнением законов о несовершеннолетних, где предусматриваются непосредственные меры борьбы с преступностью несовершеннолетних.
Рассмотрим выделенные направления более подробно.
Самостоятельной отрасли надзора за исполнением законов о несовершеннолетних Законом о прокуратуре РФ не выделено. Между тем, исходя из сегодняшних реалий, этот надзор должен осуществляться по трем основным направлениям: надзор за соблюдением законов, направленных на защиту прав несовершеннолетних, закрепленных Конституцией РФ, международной Конвенцией о правах ребенка, другими законами, декларирующими права детей; надзор за исполнением законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, соблюдением прав несовершеннолетних при проведении с ними профилактической работы; надзор за соблюдением прав несовершеннолетних при осуществлении в отношении них уголовного преследования и правосудия.
Особо важной задачей является анализ причин преступности несовершеннолетних [4].
Для организации конкретной и целенаправленной профилактической работы необходимо иметь полное и четкое представление о состоянии и динамике преступности.
В 2008 году на территории Новгородской области отмечено снижение подростковой преступности на 20,1% (с 986 до 788). При снижении числа несовершеннолетних участников преступных посягательств на 9,9% (с 735 до 662), отмечено увеличение количества ранее совершавших преступления на 7,1% (с 141 до 151, удельный вес - с 19,2% до 22,8%). Количество подростков, ранее судимых и совершивших преступления, увеличилось со 132 до 140, удельный вес - с 18,0% до 21,1%.
В 2009 году также наблюдается снижение подростковой преступности на 19,9% (с 788 до 631). Число несовершеннолетних участников преступных посягательств сократилось на 25,8% (с 662 до 491), ранее совершавших преступления - на 37,1% (со 151 до 95, удельный вес сократился с 22,8% до 19,3%). Количество ранее судимых подростков и вновь совершивших преступления сократилось со 140 до 79, удельный вес
- с 21,1% до 16,1%.
В 2010 году в области сохраняется тенденция снижения подростковой преступности по всем основным характеризующим ее показателям.
Так, в 2010 года число преступлений, совершенных несовершеннолетними и с их участием сократилось на 40,7% (с 427 до 253), количество несовершеннолетних участников преступных посягательств - на 47,6% (с 334 до 175), ранее совершавших преступления - на 32,8% (с 61 до 41, удельный вес увеличился с 18,3% до 23,4%), число ранее судимых несовершеннолетних - с 54 до 30 (удельный вес увеличился с 16,2% до 17,1%) [5].
Анализ состояния преступности несовершеннолетних позволят говорить о необходимости межведомственного взаимодействия.
При осуществлении надзора за исполнением законодательства о профилактике правонарушений несовершеннолетних прокурор особое внимание должен уделять полноте и законности мер, принимаемых
комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав. В связи с тем, что органы прокуратуры и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее КДН) наделены координационными функциями по борьбе с правонарушениями и преступлениями несовершеннолетних, то возникает необходимость в разграничении этих полномочий.
На прокуратуру возлагается координация деятельности правоохранительных органов; на КДН -всех воспитательных, профилактических органов и общественных организаций. Целью координационной деятельности прокуратуры является борьба с преступлениями. Целью координационной деятельности комиссии является организация борьбы с беспризорностью, безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних. Таким образом, предупреждение правонарушений и преступлений несовершеннолетних входит в задачу координационной деятельности как КДН, так и прокуратуры. В деятельности КДН прокурор проверяет: исполнение законов по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди подростков и охране их прав; законность постановлений о применении мер воздействия; исполнение законов по предупреждению повторных правонарушений подростков.
Осуществляя надзор за законностью применяемых комиссиями мер воздействия к несовершеннолетним, прокурор устанавливает, предусмотрены ли совершенные общественно опасные действия, правонарушения и иные антиобщественные поступки Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних. Если меры, примененные к подросткам, не предусмотрены Положением, прокурор обязан опротестовывать такие постановления комиссии.
Следует обратить внимание на индивидуализацию применяемых комиссией мер воздействия, обоснованность решений, ходатайствовать перед судом о помещении подростков в специальные учебновоспитательные учреждения [6].
Что касается прокурорского надзора за подразделениями по делам несовершеннолетних (далее ПДН) органов внутренних дел, то в его предмет входят:
- полнота выявления и законность постановки на профилактический учет подростков, родителей лиц, их заменяющих;
- законность и эффективность проведения профилактической работы с этими лицами;
- законность доставления в ОВД несовершеннолетних и принятие мер к каждому из них (вопросы административной ответственности), а также в отношении заблудившихся, подкинутых, оставшихся без родительского попечения детей и подростков, т.е. беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних.
В предмет надзора должна быть включена, прежде всего, защита личности несовершеннолетнего от незаконного и необоснованного обвинения, ограничения ее прав и свобод.
При осуществлении надзора за подразделениями по делам несовершеннолетних прокурор должен уделять особое внимание на устранение недостатков в деятельности этих органов, строго следить за тем,
чтобы в каждом конкретном случае к несовершеннолетнему правонарушителю были приняты исчерпывающие меры воспитательного характера.
В соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999г. № 120-ФЗ подразделения по делам несовершеннолетних ОВД:
- проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, а также их родителей или законных представителей, не исполняющих свои обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних;
- выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления и (или) антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния;
- осуществляющих в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск;
- информируют заинтересованные органы и учреждения о безнадзорности, правонарушениях и об антиобщественных действиях несовершеннолетних, о причинах и об условиях, этому способствующих и т.д.
Предлагается осуществлять социальную подготовку сотрудников ПДН по трем направлениям: общая подготовка сотрудников ПДН, повышение квалификации сотрудников и переподготовка и специальное образование для работы в ПДН. Основное внимание должно быть уделено вопросам, связанным с обращением с осужденными несовершеннолетними.
Индивидуальная профилактическая работа ПДН в отношении условно осужденных несовершеннолетних должна базироваться на вовлечении представителей общественности в эту работу. Участие общественности в предупреждении рецидивной преступности возможно в двух направлениях: кураторская и профессиональная модель, когда общественные объединения и иные организации общественности оказывают социальные услуги отдельным несовершеннолетним, нуждающихся в них.
При проведении надзора органы прокуратуры сталкиваются с определенными нарушениями. Так, в 2009 году осужден несовершеннолетний житель Хвойнинского района Д., 1993 рождения. Он обвинялся в совершении преступлений, предусмотренных п. «а» ч. 3 ст. 158, ч. 3 ст. 162, ч.1 ст.131, п. «к» ч.2 ст. 105 Уголовного кодекса РФ, т.е. в краже, разбойном нападении, изнасиловании и убийстве, совершенных в отношении потерпевшей Ф., а также в краже имущества потерпевшей А. Ранее подросток трижды судим, приговорен к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
Из материалов уголовного дела следует, что 01 июня 2009 года, находясь в состоянии алкогольного опьянения, совершил разбойное нападение на Ф., изнасиловал потерпевшую, а затем умышленно причинил ей смерть путем удушения бельевой веревкой. Кроме того, ранее 30 мая 2009 года Д. через незапертую форточку окна кухни незаконно проник в квар-
тиру Ф. и совершил кражу ее имущества на общую сумму 611 рублей.
Изучением личности подсудимого установлено:
Д., 1993 г.р., проживает с матерью и отчимом, отношения в семье нормальные. Отец участия в его воспитании не принимает. По месту жительства, учебы характеризуется отрицательно, контролю со стороны матери не поддается, состоит на учете в ПДН ОВД, КДН и ЗП Хвойнинского района. Ранее неоднократно судим за хищения чужого имущества с назначением наказания в виде штрафа, условного осуждения - дважды, судимости не погашены. В период условного осуждения Д. продолжал преступную деятельность, установленные судом условия прохождения испытательного срока: обучаться в общеобразовательной школе, не появляться в общественных местах после 22 часов - не исполнял.
При несомненности вины подсудимого наибольшее значение по данному делу имеет решение вопроса о заслуживаемом им наказании с целью восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения им новых преступлений.
По приговору Хвойнинского суда ему определен общий срок наказания в размере 9 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в воспитательной колонии.
Указанные обстоятельства свидетельствуют, что в нарушение требований ст.ст.187, 188 Уголовноисполнительного кодекса РФ орган уголовноисполнительной инспекции должного контроля за соблюдением несовершеннолетним возложенных на него судом обязанностей не осуществлял.
Кроме того, из показаний Д., и свидетелей следует, что обвиняемый неоднократно проникал в квартиру к Ф. и совершал мелкие хищения. Гр-на Ф. обращалась в милицию, однако в нарушение требований ст.144 УПК РФ ее заявление сотрудники милиции не принимали, проверку по фактам краж не проводили, что способствовало уверенности Д. в безнаказанности своих действий, создало предпосылки для совершения им более тяжких преступлений.
В нарушение требований п. 8 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних» о совершении Д. повторного преступления, за которое он осужден, причинах и условиях, этому способствующих, не проинформированы районная КДНиЗП, комитет социальной защиты населения администрации Хвойнинского района. По результатам выявленных нарушений прокуратурой района внесено представление на имя начальника ОВД по Хвойнинскому району, которое рассмотрено и удовлетворено.
Данный опыт проверок показывает, что эффективная деятельность по предупреждению преступности несовершеннолетних должна начинаться с изучения личности подростка с момента получения информации о фактах его противоправного поведения правоохранительными органами, которые должны выступить в качестве компетентного субъекта, оцени-
вающего социальную ситуацию несовершеннолетнего.
Специфика методов осуществления прокурорского надзора связана со сбором и учетом сведений о личности подростка. Необходимо также регулярно анализировать состояние надзора и практику расследования преступлений против семьи и несовершеннолетних, предусмотренных главой 20 Уголовного кодекса РФ, принимать меры по их предупреждению [7].
При осуществлении надзора за соблюдением прав несовершеннолетних в уголовном процессе необходимо всемерно содействовать повышению воспитательного и предупредительного значения предварительного следствия и судебного рассмотрения дел о преступлениях несовершеннолетних.
Обосновывая свое предложение о мере наказания, прокурору, кроме прочего, необходимо учитывать обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, на также и условия жизни и воспитания подростка, уровень психического развития, иные особенности личности и влияние старших по возрасту лиц [8].
В соответствии со ст. 432 Уголовнопроцессуального кодекса РФ суд вправе, постановив обвинительный приговор, освободить несовершеннолетнего от наказания и направить его в специализированное учреждение для несовершеннолетних.
Ежегодно более 100 тысяч несовершеннолетних совершают общественно опасные деяния, примерно 2/3 из них нуждаются в особых условиях воспитания, т.е. направления в учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. Но нехватка спецшкол способствует тому, что несовершеннолетние правонарушители на ранней стадии формирования личности практически остаются безнаказанными, что неизбежно ведет к рецидиву [9].
При осуществлении надзора за исполнением законов о несовершеннолетних прокурор наделен определенными ФЗ «О прокуратуре РФ» властными полномочиями. Основным правовым средством выявления и устранения правонарушений, как и в «общем надзоре», является надзорная проверка.
В зависимости от конкретных целей и задач проверка может быть специализированной или комплексной.
Например, при проверке исполнения законов об образовании может быть проверено соблюдение законов при приеме учащихся в конкретное учебное заведение или во все учебные заведения. Может проверяться одна стадия деятельности либо вся деятельность учебного заведения.
При комплексной проверке проверяются основные функции учреждения либо главная функция (например, работа с родителями) во всех имеющих отношение к делу организациях (образование, дошкольное воспитание и прочее). Относительно состояния здоровья подростков проверка проводится в органах здравоохранения. Вопросы беспризорности и безнадзорности подростков - функции комиссий по делам несовершеннолетних и других учреждений социальной защиты.
Прокурорские проверки проводятся в связи с сигналами о нарушениях законов, это: заявления, жалобы, материалы уголовных дел, статистические данные о росте преступности, отчеты организаций, сигналы СМИ и т.д.
Для проверки выбираются те общественно значимые направления деятельности проверяемого органа или учреждения, где нарушения законов по тем или иным причинам возможны либо наиболее вероятны. Проверки осуществляются в ПДН и КДН регулярно, независимо от сигналов о нарушениях законов.
Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних, как и по другим отраслям надзора, реализуются с помощью актов прокурорского реагирования.
Протест приносится тогда, когда восстановление нарушенной законности является реальным. В протесте прокурор вправе требовать отмены незаконного акта либо приведения его в соответствие с законом, а также ставить вопрос о прекращении незаконного действия должностного лица, восстановление нарушенного права и прочее. Протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом или должностным лицом. О результатах рассмотрения протеста сообщается прокурору [10].
Представление об устранении нарушения закона, причин нарушений и способствующих им условий также является актом прокурорского реагирования. Представление направляется тому органу, который может принять необходимые меры к устранению нарушения законов, наказать в необходимых случаях виновных в этом лиц.
Требования прокурора об устранении выявленных нарушений закона, причин нарушений и способствующим им условий обязательны для исполнения органами и должностными лицами, которым они адресованы.
Прокурорам в соответствии с ФЗ «О прокуратуре РФ» предоставлено право в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, объявлять в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
Предостережение может быть сделано нарушителю закона наряду с применением иных мер прокурорского реагирования.
Таким образом, надзор за соблюдением законов о несовершеннолетних является одним из важных направлений в деятельности органов прокуратуры, куда входят профилактика преступности несовершеннолетних. Хотя функция предупреждения преступлений и не выделена в Федеральном законе «О прокуратуре РФ», она как бы пронизывает все направления сложной и многогранной деятельности прокуратуры, что соответствует самой сути этого государственноправового института, призванного обеспечивать законность и правопорядок, противодействовать любым правонарушениям.
1. Алексеев А. Должна ли прокуратура заниматься предупреждением преступлений? // Законность. 2008. № 3. С. 19.
2. ФЗ РФ от 01.12.2007 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Ч. 3 ст. 10.
3. Рябцев В. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью // Законность. 2008. № 7. С. 23.
4. Сухарев А.Я.Прокурорский надзор: Учебник. М, 2008. С. 203.
5. Решение коллегии прокуратуры Новгородской области от 26 ноября 2010 г. «О состоянии прокурорского надзора за исполнением законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, об ответственности родителей за воспитание детей» // Вестник прокуратуры Новгородской области. 2010. № 4. С. 21..
6. Герасимов С.И. Настольная книга прокурора. М., 2007. С. 79.
7. Приказ Генерального прокурора РФ от 26.11.2007. №188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи». п.п. 11.1 п. 11 // Законность. 2007. № 12. С. 47.
8. Герасимов С.И. Настольная книга прокурора. М., 2007. С. 138.
9. Прокурорская и следственная практика. 2008. № 5. С. 56.
10. Герасимов С.И. Настольная книга прокурора. М., 2007. С. 89.
Bibliography (Translitirated)
1. Alekseev A. Dolzhna li prokuratura zanimat'sja pre-duprezhdeniem prestuplenij? // Zakonnost'. 2008. №
3. S. 19.
2. FZ RF ot 01.12.2007 g. № 120-FZ «Ob osnovah sis-temy profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenij ne-sovershennoletnih». ch. 3 st. 1O.
3. Rjabcev V. Koordinacija dejatel'nosti pravoohrani-tel'nyh organov po bor'be s prestupnost'ju // Zakonnost'. 2008. № 7. S. 23.
4. Suharev A.Ja.Prokurorskij nadzor: Uchebnik. M,
2OOS. S. 2O3.
5. Reshenie kollegii prokuratury Novgorodskoj oblasti ot 2б nojabrja 2O1O g. «O sostojanii prokurorskogo nad-zora za ispolneniem zakonov o profilaktike beznad-zornosti i pravonarushenij nesovershennoletnih, ob ot-vetstvennosti roditelej za vospitanie detej» // Vestnik prokuraturi Nobgorodskoi oblasti . 2010. № 4. S. 21
6. Gerasimov S.I. Nastol'naja kniga prokurora. M., 2OO7. S. 79.
7. Prikaz General'nogo prokurora RF ot 26.11.2OO7. №188 «Ob organizacii prokurorskogo nadzora za is-polneniem zakonov o nesovershennoletnih i molodez-hi». p.p. 11.1 p. 11 // Zakonnost'. 2007. № 12. S. 47.
S. Gerasimov S.I. Nastol'naja kniga prokurora. M., 2OO7. S. 13S.
9. Prokurorskaja i sledstvennaja praktika. 2008. № 5. S. 5б.
10. Gerasimov S.I. Nastol'naja kniga prokurora. M., 2OO7.
S. S9.