УДК 94(5)001.81
ИНСТИТУТ РАСТОРЖЕНИЯ БРАКА В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ XVI В. (НА ОСНОВЕ ФЕТВ АБУ СУУДА-ЭФЕНДИ) Д.В.Калманович
Санкт-Петербургский Государственный Университет, [email protected]
Статья посвящена анализу института расторжения брака в Османской империи XVI в. Автором рассматриваются основные формы и процедура расторжения брака в указанный период, а также последствия прекращения брачных отношений для обеих сторон. Анализ проведен на основе фетв известного юриста и теолога XVI в. Абу Сууда-эфенди.
Ключевые слова: Османская империя, мусульманское семейное право, расторжение брака, развод
The article analyzes the institution of the dissolution of marriage in the Ottoman Empire in XVI centuty. The author examines basic forms and procedures of the dissolution of marriage in this period, as well as the consequences of termination of marriage for both - men and women. The analyses is based on fatwas of well-known lawyer and theologist of the XVI century Ebus-suud -effendi.
Key words: the Ottoman Empire, Muslim family law, dissolution of marriage, divorce
Семейные и брачные отношения в Османской империи в наибольшей степени регулировались правом шариата. Брак и семья входили в число необходимых добродетелей правоверных, однако брак не имел священного характера (подобно христианскому). Поэтому его довольно легко было прекратить.
Условиями прекращения брака при жизни были вероотступничество одного из супругов или развод. Развод был очень легок и допускался как по инициативе мужа, так и жены. Можно было развестись и в одностороннем порядке, даже женщине. В этих случаях существовали такие формы, как получение женою развода за выкуп, расторжение брака судьей по просьбе жены. Мог быть и развод по обоюдному согласию в виде «взаимного проклятия» [1]. Рассмотрим некоторые особенности прекращения брачных отношений в Османской империи на основе фетв одного из выдающихся юристов и теологов XVI в. Абу Сууда-эфенди.
Расторжение брака. Развод.
Ханафитский брак — очень хрупкий институт. Муж обладает неограниченным правом расторжения брака. Он может отказаться от своей жены или произнести клятву, нарушение которой приведет к разводу. Более того, возможно установление молочного или какого-либо другого родства даже после заключения брака, что автоматически разрывает семейные узы между супругами. Отступничество от ислама любого из супругов также влечет за собой развод.
Для женщины тоже существует возможность развестись. Жена не может отказаться от своего мужа. Вероотступничество мужа было одним из способов избавиться от нежелательного брака. Это был один из способов, которым Абу Сууд готов был мириться, отвечая на вопрос в своей фетве:
ВОПРОС: Зейд бьет свою невиновную жену Хинд. Амр сказал ему: «Это не по шариату, зачем ты бьешь её?». Зейд ответил: «Я не признаю шариат!». Что в этом случае следует делать?
ОТВЕТ: Зейд в таком случае — вероотступник. Хинд становится разведенной окончательно, забирает свой мехр и может выйти замуж за любого мусульманина, за которого она захочет [2].
Грех мужа в данном случае не то, что он бьет свою жену, а то, что он «не признает шариата». Это делает его вероотступником, и брак расторгается. В данном случае Абу Сууд предпочитает окончательный развод повторному браку, таким образом помогает жене, с которой жестоко обращаются. В других случаях, когда нежелание супругов жить под одной крышей очевидно, Абу Сууд также принимает вероотступничество как причину для расторжения несчастливого брака. Вероотступничество жены не рассматривалось как причина расторжения брака, а в случаях, когда женщина добровольно становится вероотступницей, чтобы получить развод, Абу Сууд настаивает на повторном заключении обычного брачного соглашения, за исключением того, что согласие женщины не требуется и она не получает выкупа.
Мужчина в исламе имеет практически неограниченное право на расторжение брака. Права женщины в этом вопросе наоборот - значительно ограничены. Муж может трижды произнести формулу развода «їаіак», и тогда, независимо от того, действительно ли он хотел развестись со своей женой или нет, и независимо от того, произнес он это при свидетелях или нет, развод вступает в силу:
ВОПРОС: Если Зейд скажет без намерения: «Пусть то, что мне разрешено [моя законная жена], будет запретна для меня», будет ли иметь место развод?
ОТВЕТ: Да, будет [3].
Так как намерение в вопросе развода не учитывается, то развод будет иметь место, даже если супруг в порыве гнева, на самом деле, возможно, не желая разводиться, произнесет формулу «ґаіак»:
ВОПРОС: Разозлившись, Зейд трижды сказал своей жене Хинд: «Разведена! Разведена!». Каким образом Хинд становится разведенной?
ОТВЕТ: Нужно произнести: «їаіак» трижды
[4].
Существует два случая, когда произнесенная мужем формула не ведет к расторжению брака. Во-первых, когда он не способен себя контролировать (например, во сне или в пьяном состоянии):
ВОПРОС: Зейд поссорился со своей женой и сказал ей во сне: «Будь разведена! Трижды талак!» Она будет считаться разведенной?
ОТВЕТ: Он должен быть аккуратен и не произносить этого, когда проснется [5].
ВОПРОС: Зейд жевал гашиш и пил пиво. Находясь в бессознательном состоянии, он трижды произнес перед своей женой формулу развода. Считается ли его развод действительным?
ОТВЕТ: Если он не может отделить неба от земли, нет. [6]
Способность «отделить небо от земли» - это традиционный юридический эксперимент, который проводили, чтобы установить степень опьянения.
Второй случай, это когда муж сопровождает формулу развода словами «т§ааїїак» (ІщааііаИ (ар. «если Богу будет угодно») - имеется ввиду «в будущем», «если Богу будет угодно, потом, в будущем»):
ВОПРОС: Если неграмотный Зейд скажет своей жене: «Будь, іщааїїак, разведена со мной трижды», не зная значения слова іщааїїак, произойдет ли развод?
ОТВЕТ: Нет. Не обязательно понимать значение слова. [7]
Колин Имбер в своей работе подчеркивает то, что развод вступает в силу не потому, что того желает или не желает человек, произнесший формулу, а потому, что сама формула «їаіак» имеет юридическую силу [8]. Произнесенные же после формулы развода слова «іщааїїак» лишают формулу законной силы, так как никому не дано знать, чего на самом деле желает Аллах.
Существует несколько видов разводов, например їаіак-і гісі и їаіак-і Ьаіп. Таіак-і Ьаіп вступает в силу с момента произнесения формулы, но женщина не может заключить повторный брак до окончания периода идды (Іdda (ар.), iddet (тур.) - определенный промежуток времени, в течение которого свободная женщина после развода или после смерти мужа и невольница при переходе от одного господина к другому не должна вступать в половые отношения. В период И. женщина находится в особом правовом состоянии, связанном с необходимостью определить возможную беременность, что важно для установления отцовств). В течение периода идды брак уже не действителен. Нарушение периода идды Абу Сууд считает уголовным преступлением. Если муж объявляет аіак-і гісі, то расторжение брака не происходит до окончания идды, то есть в период идды брак еще действителен:
ВОПРОС: Зейд развелся со своей женой Хинд, а затем в период идды Хинд скончалась. Будет ли Хинд наследовать Зейду?
ОТВЕТ: Будет, если они развелись, осуществив taläk-i rici [9].
Если бы она не была больше его женой, то не смогла бы наследовать ему. В любом случае, после окончания идды развод становится окончательным.
Если муж трижды развелся со своей женой, то бывшие супруги не могут снова вступить в брак друг с другом. Жена должна заключить брачное соглашение с другим мужчиной, консумировать брак, затем развестись. После окончания периода идды она снова может вступить в брак с первым мужем. Такой «промежуточный» брак называется hülle или hulle. Необходимость «промежуточного» брака должна была удержать супругов от необдуманного произнесения формулы развода, ведь если бы мужчина решил жениться на той же самой женщине второй раз, ему пришлось бы пройти через унижение знать, что его любимая была близка с другим. Более того, «промежуточный» муж мог и не развестись со своей женой. Однако попытки избежать «промежуточного» брака Абу Суудом крайне не поощрялись:
ВОПРОС: Зейд по ошибке развелся со своей женой Хинд, трижды произнеся талак. Они все еще любят, желают друг друга и хотят быть вместе. Дозволено ли шариатом Зейду жениться на Хинд без промежуточного брака?
ОТВЕТ: В этом мы полагаемся на Всевышнего. Возможно ли это? [10]
Многие пары пытались обойти «промежуточный» брак или придумывали различные хитрости, чтобы женщина не вступала в интимные отношения с «промежуточным» мужем:
ВОПРОС: Когда Зейд развелся со своей женой Хинд, трижды произнеся taläk, и не желая совершать промежуточный брак, он пошел к помощнику судьи Амру и тот сказал Зейду: «Стань неверным (käfir), затем прими ислам снова». Зейд, да защитит нас милостивый Аллах, отрекается от ислама, а затем снова стал мусульманином. После этого Амр заключил брак между Хинд и Зейдом. Действителен ли этот брак?
ОТВЕТ: Помощник судьи раньше Зейда неверный! По закону обоих их разрешено предать смерти. [11]
Что сделал в данном случае помощник судьи? Он посоветовал Зейду отречься от ислама, стать неверным, таким образом, он мог не выполнять обязательства (в данном случае брачные) данные им как мусульманином. Когда же он снова примет ислам, то не будет отвечать за прежние обязательства и снова сможет жениться. Реакция Абу Сууда здесь понятна, ведь отречение от ислама каралось смертной казнью.
Правила, которыми руководствовался Абу Су-уд в решении вопросов о «промежуточном» браке, прописаны в ханафитской доктрине.
Расторжение брака по инициативе жены.
Права женщины потребовать развод, по сравнению с правами мужчин, весьма ограничены. Она может попросить судью развести ее с мужем, если, например, в браке обнаружит, что муж ее болен какой-нибудь страшной болезнью или не способен выполнять свои супружеские обязанности. В отноше-
нии второго случая, жена может воспользоваться своим правом, только если несостоятельность мужа станет понятной после первой брачной ночи, а не проявится позднее в течение брака. Даже в этом случае судья даст мужу год на консумацию брака и только в том случае, если муж не сможет этого сделать, их разведут.
В вышеуказанных случаях решение расторгать или не расторгать брак принимает судья. Существует несколько случаев, когда женщина сама может расторгнуть свое брачное соглашение. Во-первых, в случае раннего брака. Девушка была еще ребенком, когда ее выдавали замуж, и не имела права высказывать свое согласие или несогласие. В этом случае она может потребовать развод, когда достигнет совершеннолетия, если замуж ее выдавал не отец и не дед (по линии отца) и только в период своих первых месячных. Если девушка станет медлить, она потеряет свое право [12]. Второй случай, когда муж сам передает право развода своей жене. И снова, в случае промедления, жена потеряет свое право. Она может воспользоваться своим правом только в определенный момент и, более того, муж может определить, когда именно.
Это право было особенно ценным, когда муж надолго покидал свою жену и не оставлял ей содержания:
ВОПРОС: Когда Хинд говорит своему мужу: «Если ты не вернешься из своего путешествия в течение года, могу ли я решать [развестись или нет] по своему разумению»? - Зейд отвечает: «Да». Принимая во внимание то, что Зейд не вернулся в течение года, может ли Хинд развестись, произнеся трижды Їаїак?
ОТВЕТ: Да, с условием, что она не станет медлить сразу по истечении года. [13]
ВОПРОС: Когда Зейд уезжает куда-то в другое место, он говорит своей жене Хинд: «Если я не вернусь в течение 6 месяцев, действуй [разводись или нет] по своему разумению». Если он не вернулся в течение 4 лет, может ли Хинд развестись?
ОТВЕТ: Нет. Она может развестись только по истечении 6 месяцев. [14]
Абу Сууд строго следует букве закона: женщина может развестись только в установленное мужем время. Так же как и в случае с наступлением совершеннолетия, ее право приурочено только к определенному времени.
Еще один способ для женщины получить развод не связан с определенным временем, но требует значительных финансовых затрат. Такой развод называется каї - развод по инициативе жены. В правовой теории это сделка, в которой обменивают человека на собственность [15]. Супруг является обладателем одного предмета сделки, а жена — другого. Количество того, что жена должна заплатить своему супругу — вопрос договорной. Обычно от нее требовалось оплатить весь (или частично) выкуп и содержание, другими словами, финансовые издержки мужа за период, пока они были женаты. Муж мог потребовать и больше, это не запрещалось законом, но считалось безнравственным:
ВОПРОС: Разрешается ли Зейду в обмен на развод (каї) взять у Хинд больше, чем он дал ей?
ОТВЕТ: Это недостойно. Ему не следует так поступать. [16]
Если рассматривать каї как возврат выкупа и содержания, которые в случае, если бы муж и жена не были бы женаты, остались мужу, то, стремясь к справедливости, Абу Сууд не делает послабления и для жены:
ВОПРОС: Хинд разводится с Зейдом (каї) с условием, что она сама 7 лет будет содержать их с Зейдом малолетнего сына. Судья подтверждает развод и дает им соответствующее подтверждение. Если ребенок умрет, имеет ли право Зейд потребовать у Хинд деньги в размере семилетнего содержания их малолетнего сына?
ОТВЕТ: Да. [17]
В подобных случаях мальчик оставался под опекой матери, как правило, до 7 лет. Содержание в течение этого периода — обязанность отца, которую в данном случае взяла на себя мать в качестве откупа за развод. Смерть ребенка не освобождает ее от обязанности, ведь то, что она должна, на самом деле не содержание, а цена за ее свободу.
1. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. В 2 т. М.: Изд. ТОН-Остожье, 2000. Т. 1. С. 273-278. 12. Colin Imber. Ebus-suud. The Islamic Legal Tradition. Stanford: Stanford University Press, California, 2009. С. 202.
2. M. Ertugrul Duzdag. Seyhulislam Ebussuud Efendi Fetvalari. Istanbul: Enderun Kitabevi, 1983 г. С. 45. 13. M. Ertugrul Duzdag. Seyhulislam Ebussuud Efendi Fetvalari. Istanbul: Enderun Kitabevi, 1983 г. С. 44.
3. Там же, с. 43. 14. Там же, с. 44.
4. Там же, с. 44. 15. Colin Imber. Ebus-suud. The Islamic Legal Tradition.
5. Там же, с. 45. Stanford: Stanford University Press, California, 2009.
6. Там же, с. 45. С. 303.
7. Там же, с. 44. 16. M. Ertugrul Duzdag. Seyhulislam Ebussuud Efendi
8. Colin Imber. Ebus-suud. The Islamic Legal Tradition. Fetvalari. Istanbul: Enderun Kitabevi, 1983 г. С. 48.
Stanford: Stanford University Press, California, 2009. 17. Там же, с. 48.
С. 199. 18. Ислам. Энциклопедический словарь. М.: «Наука»,
9. M. Ertugrul Duzdag. Seyhulislam Ebussuud Efendi Fetvalari. Istanbul: Enderun Kitabevi, 1983 г. С. 48. 1991. C. 252.
10. Там же, с. 51. Bibliography (Translitirated)
11. Там же, с. 52.
i. Omelchenko О. А. Vseobshaya istorija gosudarstva i ii. Tam je, s. 52.
prava. V 2 T. М. : Izd. TON-Ostogje, 2000. Т. i. S. i2. Colin Imber. Ebus-suud. The Islamic Legal Tradition.
273-27S. Stanford: Stanford University Press, California, 2OO9.
2. M. Ertugrul Duzdag. Seyhulislam Ebussuud Efendi S. 202.
Fetvalari. Istanbul: Enderun Kitabevi, i9S3. S. 45. i3. M. Ertugrul Duzdag. Seyhulislam Ebussuud Efendi
з. Tam je, s. 43. Fetvalari. Istanbul: Enderun Kitabevi, i983 г. С. 44.
4. Tam je, s. 44. i4. Tam je, s. 44.
5. Tam je, s. 45. i5. Colin Imber. Ebus-suud. The Islamic Legal Tradition.
б. Tam je, s. 45. Stanford: Stanford University Press, California, 2OO9.
7. Tam je, s. 44. S. 303.
s. Colin Imber. Ebus-suud. The Islamic Legal Tradition. Stanford: Stanford University Press, California, 2OO9. 16. M. Ertugrul Duzdag. Seyhulislam Ebussuud Efendi Fetvalari. Istanbul: Enderun Kitabevi, i983 г. S. 48.
S. i99. i7. Tam je, s. 48.
9. M. Ertugrul Duzdag. Seyhulislam Ebussuud Efendi Fetvalari. Istanbul: Enderun Kitabevi, i9S3 г. S. 48. iS. Islam. Enciklopedicheskij slovar' . М. : Izd. «Nauka», i99i. S. 252.
Io. Tam je, s. 5i.
УДК 343.915
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПРОКУРАТУРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
О.Е.Калпинская
Гуманитарный институт НовГУ, [email protected]
Статья посвящена исследованию функций органов прокуратуры в сфере предупреждения преступности несовершеннолетних. В этой связи рассматриваются полномочия и обязанности органов и должностных лиц прокуратура, порядок проведения осуществляемых ими проверок, а также акты прокурорского реагирования. Ключевые слова: прокуратура, предупреждение преступности, преступность несовершеннолетних, надзор, акты прокурорского реагирования
The article is devoted to the study of the functions of the Prosecutor's office in the sphere of prevention of juvenile delinquency. In this connection, considers the powers and responsibilities of the bodies and officials of the Prosecutor's office, the order of the performed audits, as well as acts of the Prosecutor's office.
Key words: prosecutor’s office, crime prevention, crime of minors, supervision, acts of public prosecutor’s reaction
Прокуратура - важнейшее звено правоохраны, которой изначально присуща функция предупреждения преступлений. Достижению целей предупреждения преступлений должны способствовать в той или иной мере все направления деятельности прокуратуры, предусмотренные законодательством [1].
Следует отметить, что отсутствие в федеральном законе прямого упоминания предупреждения преступлений не означает «непричастности» прокуратуры к превентивному направлению противодействия преступности.
Изучая преступность современной России, обращает внимание на себя тот факт, что преступность постепенно омолаживается, по сути, криминализация детей и подростков приводит к дальнейшей криминализации общества и государства в будущем. Кроме того, несовершеннолетние - это недостаточно защищенный по социальным позициям слой граждан нашей страны, нуждающиеся в особом внимании, защите со стороны государственных органов.
Поэтому предупреждение преступности несовершеннолетних и проблема борьбы с ней имеет первостепенное значение в работе органов прокуратуры.
В связи с этим на прокуратуру возлагаются определенные обязанности.
Во-первых, прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законов органами и учреждениями системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре» [2].
Во-вторых, прокуратура выполняет функцию координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и определяет концептуальные положения, служащие основой для этой деятельности [3].
В-третьих, одним из направлений деятельности прокуратуры является надзор за исполнением законов о несовершеннолетних, где предусматриваются непосредственные меры борьбы с преступностью несовершеннолетних.