Научная статья на тему 'Сравнительный анализ института расторжения брака в российском и мусульманском законодательстве'

Сравнительный анализ института расторжения брака в российском и мусульманском законодательстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2363
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА / МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО / ШАРИАТ / КОРАН / СУННА / ИДЖМА / ПЕРИОД ИДДА / НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ БРАК / ПРЕКРАЩЕНИЕ БРАКА / РАЗВОД БАИН / РАЗВОД ФАСХ / РАЗВОД ХУЛА / РАЗВОД РАДЖА / QUR'AN / TERMINATION (DISSOLUTION) OF MARRIAGE / DIVORCE / ISLAMIC LAW / SHARIA / SUNNA / IJMA / IDDA PERIOD / INVALID MARRIAGE / BAIN DIVORCE / FASH DIVORCE / HULA DIVORCE / RADJA DIVORCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ерицян Инга Нелсиковна, Шорников Дмитрий Владимирович

Рассматривается институт расторжения брака в российском и мусульманском законодательстве. Сравнительный анализ этого института российской и мусульманской правовой семьи вызывает неподдельный интерес, поскольку данные правовые системы существенно различаются в регулировании одного института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Comparative Analysis of the Institution of Dissolution of Marriage in Russian and Islamic Legislation

This article is devoted to the institution of divorce in law of the Russian Federation and Muslim countries. Comparative analysis of Russian and Muslim divorce legislation is of interest because we consider one social institution in two legal systems, which are very different from each other.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ института расторжения брака в российском и мусульманском законодательстве»

Трибуна молодого ученого

УДК 347.627

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНСТИТУТА РАСТОРЖЕНИЯ БРАКА В РОССИЙСКОМ И МУСУЛЬМАНСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

© Ерицян И. Н., Шорников Д. В., 2011

Рассматривается институт расторжения брака в российском и мусульманском законодательстве. Сравнительный анализ этого института российской и мусульманской правовой семьи вызывает неподдельный интерес, поскольку данные правовые системы существенно различаются в регулировании одного института.

Ключевые слова: расторжение брака; мусульманское право; шариат; Коран; сунна; иджма; период идда; недействительный брак; прекращение брака; развод баин; развод фасх; развод хула;

развод раджа.

Институт расторжения брака является неотъемлемой частью жизни современного общества. Расторжение брака является юридическим актом, прекращающим на будущее время права и обязанности между супругами, за исключениями, предусмотренными законом.

Сравнительный анализ института расторжения брака российского и мусульманского законодательства вызывает непосредственный интерес, поскольку рассматривается один институт, регулирование которого данными законодательствами является различным, причем в значительной степени.

Мусульманское право представляет собой уникальное юридическое явление. Его своеобразие определяется, прежде всего, наличием неразрывной связи между правом и религией. Однако не только эта специфичная черта выделяет мусульманское право среди различных правовых систем [1]. Обращает на себя внимание и то, что, находясь в существенной зависимости от религии ислама, мусульманское право сумело сохранить свою актуальность вплоть до сегодняшнего дня. Иными словами, никакая другая мировая религия не имеет столь существенного значения и влияния на законодательство своей страны. Ярким примером является российское право, которое, как и

любое другое нерелигиозное право, исходит из принципа разделения религии и права.

В российском праве институт расторжения брака регулируется Конституцией Российской Федерации [2], Семейным кодексом Российской Федерации [3], Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» [4] и иными нормативно-правовыми актами [5].

Системой мусульманского права является шариат, основанный на Коране и других священных для мусульман источниках, кодифицированных крупнейшими мусульманскими учеными, учениками и последователями Мухаммеда, и зафиксированный в их сочинениях. Шариат покоится на четырех источниках мусульманского права. Коран — священное писание, запись высказываний Мухаммеда. Сунна — дополнение к Корану. Собрание преданий (хадисов) о высказываниях и поступках пророка Мухаммеда, сохранившихся в памяти учеников и передававшихся устно. Иджма — единогласное мнение мусульманской общины в вопросах веры и законоведения. Кияс (квияз, кыяс) — заключения крупнейших мусульманских законоведов, сделанные по аналогии [6].

В российском семейном праве, в соответствии со ст. 16 Семейного кодекса Российской Федерации, брак перестает существовать вследствие смерти одного из супругов

или объявления его умершим. При жизни мужа и жены брак прекращается путем его расторжения по заявлению одного или обоих супругов. Ни один из них не имеет на этот счет никаких привилегий, поскольку правом на расторжение брака обладает как тот, так и другой.

Исключение составляет правило, предусмотренное ст. 17 СК РФ, согласно которой муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка. Налицо явное отступление от начал равенства, которое объясняется необходимостью усилить правовую охрану материнства и детства в период, когда от состояния женщины-матери напрямую зависит здоровье ее ребенка. Это положение распространяется и на случаи, когда ребенок родился мертвым или умер до достижения им возраста одного года. Любой стресс, нервное напряжение, вызванное предстоящим бракоразводным процессом, выяснением отношений с супругом, как правило, не проходит бесследно для здоровья женщины и ее потомства. Отсюда и гуманное отступление от общих правил семейного права относительно равенства прав и обязанностей участников семейных отношений [7].

Следует также отметить, что российское право различает понятия «признание брака недействительным» и «прекращение брака». Признание брака недействительным не отнесено законом к основаниям его прекращения, хотя аргументы в пользу противопоставления данной норме существуют [8]. Признание брака недействительным в судебном порядке существенно отличается от его расторжения. Если с разводом прекращаются на будущее время правоотношения лиц, состоявших ранее в брачном союзе, то брак, признанный недействительным, считается таковым с момента его заключения. Поэтому супруг, состоявший в таком браке, никаких прав и обязанностей, предусмотренных СК РФ, как правило, не имеет. Возникшие проблемы имущественного характера решаются в соответствии с требованиями ГК РФ [9], касающимися долевой собственности.

В российском законодательстве, независимо от кого исходит инициатива расторжения брака, предусматриваются следующие виды развода:

1) расторжение брака в судебном порядке;

2) расторжение брака в органах ЗАГСа, при этом государственная регистрация расторжения брака производится только в органах записи актов гражданского состояния по месту жительства супругов или одного из них либо по месту государственной регистрации заключения брака [10].

В мусульманском семейном праве в соответствии с шариатом при расторжении брака мужчина более свободен в своих действиях, чем женщина, хотя формально аналогичное право дается и последней. Ущемленное, ограниченное положение женщины по сравнению со статусом мужчины в мусульманских государствах всегда являлось традиционной отличительной чертой исламской концепции прав человека [11]. Единственное условие, которое шариат ставит перед мужчиной, желающим развестись, — он должен быть в здравом уме и никем не принуждаем к разводу.

Как уже отмечалось, в российском законодательстве, независимо от кого исходит инициатива расторжения брака, предусматриваются две процедуры расторжения брака. В шариатском же праве данный аспект имеет значение, поскольку от него зависит процедура расторжения брака.

Если инициатива расторжения брака исходит от мужа, то шариатское право предусматривает следующие виды такого развода:

• развод баин — муж может вернуть себе свою жену только путем заключения нового брачного договора, поскольку данный вид развода считается окончательным. Такой развод может получить женщина, не достигшая девятилетнего возраста; женщина, не имевшая близких отношений с мужчиной; женщина, являющаяся вдовой старше 50—60 лет; муж, произнесший трехкратный талак («Ты мне больше не жена»). Данный вид развода является самым унизительным. Если жена пожелает восстановить прежнюю семью, она должна выйти замуж за другого, развестись и лишь после этого возвратиться к прежнему мужу. Как правило, муж сам находит подставного мужа для своей жены, который называется мухалием — разрешителем, в таком случае ислам не признает фиктивность такого брака. В том случае, если та-лак был объявлен мужем девять раз, т. е. окончательный развод произошел трижды, брак между этими супругами не может быть заключен никогда и ни при каких обстоятельствах [12];

• развод раджа — муж, дав жене развод, раскаялся и желает возвратиться к ней или вернуть ее себе; как правило, при таком разводе жена не покидает дом мужа. Данный вид развода больше похож на ссору между мужем и женой. Мусульманская этика оправдывает мужа, даже если он не прав, разводясь с женой, и поэтому шариат рекомендует ему при возвращении к жене не признаваться во всеуслышание в своей ошибке, а лишь намеками дать знать жене, что он возвращается.

Если инициатива расторжения брака исходит от жены, то шариатское право предусматривает следующие виды такого развода:

• развод хула — осуществляется в тех случаях, когда жена намерена развестись без каких-либо очевидных оснований, признаваемых шариатом. Причиной может быть ее охлаждение к супругу. Ислам не считает это веской причиной, но дает женщине возможность самой определить свою судьбу. При таком разводе женщина выплачивает своему мужу компенсацию за его согласие на развод, которая не должна превышать сумму махра [13] (брачный дар жениха невесте, предписанный Шариатом);

• развод фасх — осуществляется в суде в тех случаях, когда муж не выполняет какие-либо обязательства в семье. Факторами, предшествующими этому разводу, могут быть невыполнение супружеских обязанностей, невыплата махра, указанного в брачном контракте, плохое содержание жены, жестокое обращение с ней, несоблюдение обязанностей, включенных в брачный договор. В случае развода «фасх» жене выплачивается сумма махра, которая была оговорена при заключении брака.

В шариате также существует такая форма развода, как «лиан», когда муж обвиняет жену в измене, но не в состоянии представить доказательства. В данном случае брак расторгается, но обвинение мужа в расчет не принимается. Свидетельство жены о своей невинности приравнивается к обвинению мужа, кроме того, жена может обвинить мужа в клевете, и тогда уже он подлежит наказанию [14].

Шариатское право, как и российское, говорит о недействительности заключенного брака, но, в отличие от российского права, признание брака недействительным ведет к его расторжению. То есть в мусульманском праве признается существование такого брака, в то время как российское законода-

тельство закрепляет его в отдельную, от расторжения брака, главу [15]. Примером недействительного брака в мусульманском праве является вероотступничество жены или мужа, которое может служить причиной для расторжения брака, а также в случае, если женщина, заключив брачный договор, до сближения с мужем стала вероотступницей, брак также считается недействительным и подлежит расторжению.

Брак может быть объявлен недействительным и отменен, если он был заключен с нарушением формальностей, например, если муж и жена скрыли какие-то факты своей биографии. Брак отменяется также и в том случае, если супруги не находились в состоянии ихрама — ритуальной чистоты в период совершения хаджа. Брак недействителен и тогда, когда муж становится вероотступником или жена принимает ислам, а муж остается немусульманином.

Мусульманское семейное право предусматривает период идда, который длится три месячных цикла жены. Этот период нужен для того, чтобы, во-первых, выяснить наличие у жены беременности для признания отцовства, а во-вторых, попытаться наладить отношения между супругами.

В отличие от российского законодательства, которое говорит лишь о правовых последствиях беременности женщины после расторжения брака, период идда дает гарантию женщине, которая заключается в возможности исключения как самого развода, так и его правовых последствий.

Прежде чем начать говорить о правовых последствиях расторжения брака в мусульманском и российском праве, необходимо установить момент прекращения брака при его расторжении, который имеет очень важное правовое значение, поскольку именно с этого времени между супругами прекращаются личные и имущественные правоотношения, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В российском семейном праве, в соответствии со ст. 25 СК РФ, момент прекращения брака определен с учетом применявшегося порядка расторжения брака, т. е. в органах ЗАГСа или в суде. Рассмотрим оба случая.

Если брак расторгается в органах ЗАГСа, он считается прекращенным со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния [16]. Основаниями для го-

сударственной регистрации расторжения брака в органах ЗАГСа являются совместное заявление супругов, заявление одного из супругов, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим, недееспособным или осужден к лишению свободы на срок свыше трех лет [17].

Если брак расторгается в судебном порядке, он прекращается со дня вступления решения суда в законную силу [18]. Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на кассационное обжалование или опротестование, если оно не было обжаловано. Но, несмотря на то, что брак, расторгаемый в суде, прекращается со дня вступления решения суда в законную силу, уже бывшие супруги не вправе вступать в новый брак в органе ЗАГСа по месту жительства любого из них. Для получения свидетельства о расторжении брака необходимо представить выписку из решения суда и квитанцию об уплате установленной судом суммы государственной пошлины. Размер государственной пошлины за регистрацию расторжения брака по решению суда и выдачу свидетельства составляет 200 руб. с каждого из супругов [19].

В мусульманском праве установление момента расторжения брака зависит от того, является ли расторжение брака окончательным. При разводе баин расторжение брака происходит немедленно. При разводе раджа брак считается расторгнутым после объявления развода с момента окончания срока идда.

После расторжения брака, независимо от его вида, женщина в любом случае может заключить новый брак лишь по окончании срока идда. До окончания срока идда муж имеет право восстановить договор брака, если не был произнесен трехкратный талак, выразив свое желание в словах, например «я возвращаю тебя». Согласие жены на восстановление договора брака, если не она являлась инициатором его расторжения, не требуется.

Правовые последствия расторжения брака в российском семейном праве состоят в прекращении на будущее время личных и имущественных правоотношений между супругами. При этом одни правоотношения прекращаются сразу после развода, другие могут быть сохранены либо по желанию супруга [20], либо в силу прямого установления закона. Так, в силу закона [21] нуждающийся нетрудоспособный супруг сохраня-

ет право на получение содержания от бывшего супруга, если он стал нетрудоспособным до расторжения брака или в течение года с момента расторжения брака.

С расторжением брака перестает действовать законный режим имущества супругов при условии, что супруги разделили совместно нажитое в браке имущество. Если супруги не разделили общее имущество, то и после развода оно продолжает оставаться общим с соответствующим правовым режимом, так как было нажито во время брака. У супругов утрачиваются и другие права, предусмотренные другими отраслями права: право на получение наследства по закону после смерти бывшего супруга; право на пенсионное обеспечение в связи с потерей супруга по установленным законом основаниям и иные права. Однако расторжение брака, прекращающее правоотношения между супругами, не влечет за собой прекращение правоотношений между родителями и детьми [22].

Расторжения брака в мусульманском праве порождает такие права и обязанности супругов, как:

• бывшая супруга обязана кормить ребенка в течение двух лет, при этом имеет право требовать у бывшего супруга плату за кормление;

• бывший супруг вправе отказать оплачивать кормление ребенка бывшей супруге, если установленная ею цена превышает цену кормления ребенка няней;

• родителям запрещается использовать ребенка с целью причинить друг другу вред в какой-либо его форме [23];

• если брак расторгается, и между супругами не было близких отношений, то муж обязан выплатить бывшей супруге половину махра, а также в данном случае бывший супруг обладает правом не ожидать окончания срока идда [24].

Анализируя вышесказанное, можно выделить основные причины различия института расторжения брака в российском и мусульманском семейном праве:

1) история возникновения и развития общества;

2) формирование культуры общества;

3) предпосылки развития правовых систем, которые стали основой для формирования семейного законодательства;

4) реализация норм семейного законодательства;

5) различие светского и религиозного законодательства.

Рассматривая различные правовые культуры, которые в определенной степени могли бы дополнить друг друга, хотелось бы отметить, что, однако, мусульманское право, несмотря на существенное влияние со стороны европейских правовых систем, все же остается самостоятельной правовой семьей, оказывающей серьезное воздействие на миллионные массы людей во всех уголках земного шара [25], и данное воздействие является настолько детальным, что порой кажется излишним. Российское же семейное право не подверглось столь существенной детализации в регулировании отношений между супругами, тем самым предоставив последним право выбора, что является наиболее целесообразным для российской правовой семьи. И

1. Клейменов И. М. Криминолого-правовая характеристика мусульманской правовой семьи. М., 2003. С. 181.

2. Конституции Российской Федерации от 12 дек. 1993 г. // Рос. газ. 1993. 25 дек.

3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 дек. 1995 г. № 223-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 16.

4. Об актах гражданского состояния : федер. закон от 15 нояб. 1997 г. № 143-ФЗ // Рос. газ. 1997. 20 нояб.

5. Напр.: О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака : постановление Пленума Верхов. Суда РФ от 5 нояб. 1998 г. № 15 // Рос. газ. 1998. 18 нояб.

6. Лунев Ю. Ф. Шариат как источник права узбекских ханств // История государства и права. 2009. № 4. С. 34-36.

7. Нечаева А. М. Семейное право. М., 2008. С. 101.

8. Муратова С. А. Семейное право. М., 2009. С. 84.

9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410; Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2001. № 49. Ст. 4552.

10. Об актах гражданского состояния : федер. закон. Статья 32.

11. Искандарова А. Р. К проблеме правового положения женщины в мусульманском государстве // История государства и права. 2010. № 3. С. 44-46.

12. Балтанова Г. Р. Мусульманка. М., 2005. С. 232.

13. Ислам от А до Я. М., 2007. С. 231.

14. Балтанова Г. Р. Указ. соч. С. 234.

15. Семейный кодекс Российской Федерации. Глава 5.

16. Там же. Пункт 1 ст. 25.

17. Там же. Статья 25.

18. Там же. Пункт 1 ст. 25.

19. Налоговый кодекс Российской Федерации. Пункт 1 ст. 333.26.

20. Например, ст. 32 Семейного кодекса Российской Федерации.

21. Семейный кодекс Российской Федерации. Статья 90.

22. Пчелинцева Л. М. Семейное право России. М., 2007. С. 179.

23. Коран. М., 1991. С. 21.

24. Там же. С. 260.

25. Пиголкин А. С. Теория государства и права. М., 2005. С. 399.

The Comparative Analysis of the Institution of Dissolution of Marriage in Russian and Islamic Legislation

© Ericjan I., Shornikov D., 2011

This article is devoted to the institution of divorce in law of the Russian Federation and Muslim countries. Comparative analysis of Russian and Muslim divorce legislation is of interest because we consider one social institution in two legal systems, which are very different from each other.

Key words', divorce; Islamic law; Sharia; Qur'an; Sunna; Ijma; Idda period; invalid marriage; termination (dissolution) of marriage; Bain divorce; Fash divorce; Hula divorce; Radja divorce.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.