ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
149
УДК 340.151 Л. Т. Гайсина
СУДЕБНОЕ РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА В КЛАССИЧЕСКОМ ИСЛАМСКОМ ПРАВЕ
Рассматривается одно из ключевых положений семейного мусульманского права - проблема расторжения брачных отношений по инициативе замужней женщины. Мусульманская система правосудия в своей классической интерпретации достаточно благосклонно относилось к проблеме прекращения семейных обязанностей членов общины, однако для расторжения брака по инициативе женщины требовался судебный вердикт. Вопросы, связанные с вынесением решения суда, особенно в процессуальной их части, вызывали ожесточенные споры среди приверженцев различных правовых школ, оформившихся на Ближнем Востоке в период раннего средневековья, как в рамках суннизма, так и в шиитском мире. Автор статьи подчеркивает относительную либеральность классического исламского права в сфере семейно-брачных отношений для своего времени.
Ключевые слова: исламское право, расторжение брака, инициатива женщины, судебное решение, правовые школы.
Прежде чем перейти к изложению основного материала, хотелось бы особо подчеркнуть один достаточно важный момент. В данном исследовании речь идет исключительно о классическом мусульманском праве, а вопросы модернизации и современных веяний в формировании положений данной правовой семьи не затрагиваются. Напомню, что согласно установившейся в правоведении традиции под классическим исламским правом понимают ту систему правосудия, а также развитую правоведами-мыслителями теоретическую базу законодательства, которые были характерны для мусульманской общины Арабского халифата до падения Багдада перед натиском монголов в 1258 г. Думается, будет уместно добавить, что в период раннего средневековья, то есть в то время, когда на европейском метакультурном пространстве начался период междоусобиц и радикального клерикализма, мусульманский Восток переживал период расцвета. «Современные, по меркам того времени, торговые правовые нормы, система защиты наследственных прав, механизмы регулирования семейных споров, гарантирование неприкосновенности частной собственности - все это способствовало оживлению экономики. Феодализм в его классическом понимании прошел мимо Востока»1. Отголоски давно канувших в лету времен ощущались на протяжении веков, в том числе и в области семей-но-правовой жизни различных цивилизаций. Так, например, «проблема прекращения брака путем развода являлась до последнего времени одной из наиболее трудноразрешимых в странах с христианской традицией, в силу которой брак является священным, пожизненным и нерасторгаемым союзом. Хотя эта жесткая норма постоянно вступала в конфликт с реалиями жизни, тем не менее, развод не допускался в Италии, Испании и некоторых странах Латинской Америки»2. С наступлением эпохи Нового времени расторжение брака подверглось переоценке и в исламском мире: отныне развод если и не осуждался в общине, тем не менее под влиянием множества факторов он воспринимался уже как нежелательное явление в правовой жизни уммы. Все эти трансформации и тенденции только подтверждают, что та система правовых отношений в сфере семьи и брака, которая сложилась на Ближнем Востоке в период раннего средневековья, была уникальна для своего времени, что, безусловно, заслуживает пристального исследования.
Согласно базовым положениям исламского законодательства инициатива в расторжении брака принадлежит мужчине. Для того чтобы семья считалась прекратившей свое существование, было достаточно соблюсти определенные процессуальные формальности в присутствии свидетелей. Обращение в суд не предусматривалось. Однако теоретиками мусульманского правосудия были сформулированы, а в дальнейшем и развиты пять основных причин, позволяющих женщине инициировать развод и добиться расторжение брака. Во всех случаях был необходим вердикт судьи, которого, как известно, на средневековом Ближнем Востоке именовали кади. Напомню, что кади выносил свои решения строго в соответствии с нормами той правовой школы, базовых положений которой он придерживался. Интересен тот факт, что в сфере семейного законодательства сложилась парадоксальная на первый взгляд ситуация: приверженцы более либерального ханафизма, как правило, осторожнее,
1 Минниахметов Р. А., Нуриев Б. Д. История мусульманского права. Уфа: РИЦ БашГУ, 2014 . С.4.
2 Вершинина Е. В. Концепции расторжения брака в России и за рубежом: сравнительно-правовой анализ // Семейное и жилищное право. 2013. № 5. С. 9.
150 Л.Т. Гайсина
2014. Вып. 3 ЭКОНОМИКА И ПРАВО
нежели последователи конкурирующих правовых школ, подходили к вопросам расторжения брака. Думаю, данное обстоятельство еще потребует более пристального изучения специалистами.
Итак, на Ближнем Востоке в период раннего средневековья замужняя женщина имела право инициировать расторжения брака по следующим причинам.
Болезнь или инвалидность одного из супругов
Положения классического исламского законодательства не регулировали вопрос о том, у кого именно из супругов должна проявиться болезнь или форма инвалидности для инициирования дела о расторжении брака. Иначе говоря, замужняя женщина имела право обращаться к судье независимо от того, кого из двоих она считала причиной невозможности дальнейшего сожительства. Помимо этого, правовыми нормами также не оговаривалось время обнаружения или выявления болезни или инвалидности у одного из супругов. Даже если о болезни одного из супругов было известно до заключения брака, данное обстоятельство не служило причиной отказа в рассмотрении дела. Как констатируют исследователи, поводом для судебного разбирательства обычно служили венерические заболевания, а также серьезные психические расстройства, которые могли повлечь тяжелые необратимые последствия для здоровья одного из супругов, детей и родственников. Как это ни парадоксально, но в поддержку данного положения выступали приверженцы консервативных правовых школ, в то время как в более «вольнодумном» ханафитском мазхабе рассматриваемые нормы не были разработаны и развиты на должном уровне. Так, например, обошли своим вниманием данное положение основатель ханафитской правовой школы Абу Ханифа, а также верховный судья Арабского халифата, известный последователь ханафизма Абу Юсуф.
Побои и грубое обращение со стороны мужа
Положение о том, что в семье должен царить мир и спокойствие, оговорено во всех основных источниках мусульманского права, в том числе и в Коране3. Один из аятов Священной для мусульман книги гласит: «... Если вы подозреваете в том, что отношения между мужем и женой неблагожелательные и неуважительные, то направьте в эту семью одного представителя со стороны родни мужа и одного представителя со стороны родни жены. Если суждено Всевышним, представители помирят супругов.»4. Многочисленные хадисы, из которых, как известно, состоит второй по значимости источник права исламского правосудия Сунна, также апеллируют к необходимости вмешательства посредников для устранения конфликтов между супругами. Однако вопрос о том, каким способом должен быть разрешен конфликт, если усилия посредников окажутся безуспешны, в различных правовых школах решался по-разному. Приверженцами маликитской правовой школы был развит тезис о том, что в данном случае замужняя женщина имеет право обращаться к судье для возбуждения дела о расторжении брака. Безусловно, истец должен предъявить убедительные доказательства побоев, издевательств или неуважительного поведения супруга. Последователи ханафитской и шафиитской правовых школ данное право замужней женщины не признавали. В этих школах было развито положение о том, что муж должен предварительно при свидетелях признать за супругой право на инициирование развода. Напомню, что в исламском классическом праве положение о передаче права инициировать расторжение брака от мужа к жене было развито приверженцами всех правовых школ и получало достаточно широкое практическое применение, о чем будет сказано ниже. Добавлю также, что рассматриваемое положение о возможности замужней женщины инициировать развод по причине побоев и неуважительного отношения со стороны супруга получило поддержку на государственном уровне уже в так называемую эпоху модернизации исламского права: в 1917 г. в разгар Первой мировой войны младотурки включили данное положение в «Закон о семье» Османской империи5.
Исчезновение или уход мужа из семьи
Рассматриваемое положение получило достаточно большое внимание со стороны правоведов Ближнего Востока в эпоху раннего средневековья. Во всех правовых школах сложилась традиция
3 Минниахметов Р.А. К вопросу об основных источниках мусульманского права и их систематизации // Евразийский гуманитарный форум. 2013. №1. С. 20.
4 Yaman A. Islam aile hukuku . istanbul: M.U. ilahiyat fakultesi vakfi yayinlari, 2009. C. 99.
5 Yaman A. Указ. соч. С. 100.
дифференцированного подхода к данному вопросу. Так, супруг, о местонахождении которого не было известно, в правоприменительной практике стал называться пропавший без вести (mefkud), а человек, покинувший семью, но в то же время не скрывающийся от окружающих, в юридических трактатах получил наименование покинувший дом (gaip). Тем не менее приверженцы различных правовых школ не смогли достичь единства в вопросе о том, какие шаги должна предпринимать замужняя женщина в отношении сохранения или расторжения брака. Маликиты считали, что жена пропавшего без вести супруга по истечении четырех лет после составления обращения в суд автоматически могла получить статус разведенной женщины. Приверженцы шиитского зейдизма не оговаривали какой-либо срок выжидания: они отстаивали точку зрения, согласно которой, подход судьи должен быть строго индивидуальным, а решение приниматься на основании развитого ими акла. Напомню, что акл, который также именуют доводы разума или разумное толкование, представляет собой самостоятельный источник права, присущий исключительно шиитской системе правосудия. Что касается ха-нафитов и шафиитов, то они считали, что женщина должна выждать срок, «равный жизни ровесников пропавшего без вести»6. Учитывая, что воззрения последних в силу разных причин были абсолютно несостоятельными, в постклассический период в исламском праве абсолютное доминирование получило положение маликитов. Маликитский подход также вошел и в вышеупомянутый «Закон о семье», принятый младотурками. Вопрос о том, имеет ли право жена покинувшего дом обращаться к судье с иском о расторжении брака, также стал причиной разногласий в среде правоведов-мыслителей. Ханафиты и шафииты в целом не признавали за женщиной данного права. Приверженцы маликизма и ханбализма придерживались точки зрения, согласно которой оставшаяся без мужа женщина по истечении определенного срока получала статус разведенной.
Невозможность супруга выплачивать содержание
Одним из ключевых понятий исламского права является материальное содержание, выплачиваемое мусульманином своей жене или женам. В отечественную юридическую науку данный термин вошел в своей арабской транскрипции и транслируется словом нафака1. Необходимо подчеркнуть, что имущественные отношения внутри семьи достаточно подробно регламентированы в мусульманском законодательстве. Именно данное обстоятельство отличает семейное правосудие в мусульманской интерпретации от концепций брачных отношений в других религиозных системах права. Так, например, согласно нормам классического исламского законодательства при заключении брака супруг обязывался выплатить единовременную крупную денежную сумму будущей супруге - так называемый махр, который иногда мог быть установлен и в товарном выражении8. Условия выплаты обычно обговаривались родителями супругов до свадьбы. Нафака, в отличие от махра, выплачивался супруге в течение всего периода брака и предназначался не столько для замужней женщины, сколько для содержания семьи, ведения домашнего хозяйства и присмотра за детьми. Считается, что «размер нафака определяется достатком мужа. Жена вправе требовать выплаты ей содержания мужем, в том числе в судебном порядке, даже если она имеет свой собственный заработок»9. Невыплата супругом нафака, согласно нормам классического исламского права, могла стать причиной для инициирования развода со стороны супруги. Замечу, что данное положение также нередко становилось причиной серьезных разногласий в среде мыслителей-правоведов Ближнего Востока. Так, например, приверженцы ханафизма не признавали за замужней женщиной рассматриваемое право, в то время как последователи всех других правовых школ, включая и шиитских, к данной норме относились благосклонно10.
Клевета со стороны супруга в неверности жены
Как известно, клевета в измене одного из супругов на Ближнем Востоке в эпоху раннего средневековья считалась одним из самых тяжких преступлений и наказывалась со всей строгостью закона. Это объясняется тем, что данный вид преступного деяния мыслителями-правоведами причислялся
6 Yaman А. Указ. соч. С. 102.
7Момотов В.В., Свечникова Л.Г. Основы исламского законодательства: учеб. пособие. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2009. С. 75.
8 Там же.
9 Там же.
10 Yaman А. Указ. соч. С. 100.
152 Л.Т. Гайсина
2014. Вып. 3 ЭКОНОМИКА И ПРАВО
к группе так называемых запредельных преступлений, которые оговаривались в нассе. Согласно теории мусульманского права под термином насс понимается совокупность положений двух основных источников исламского права - Священной книги (Корана) и Сунны. Такие источники права, как ид-жма, кияс (аналогия и/или прецедент), суждения сподвижников, традиции и обычаи, решение по усмотрению (истихсан) и т.д. в рамки рассматриваемого понятия не входили. Другой особенностью «запредельных» преступных деяний являлось то, что они были направлены на попрание устоев общества, доминирующих в общине моральных и нравственных ценностей. Так, например, согласно положениям ханафитской правовой школы, которая, как известно, получила широкое распространение среди тюркоязычных мусульман и отличалась гибкостью в вопросах трактования основ правосудия, выделялись следующие разновидности «запредельных» преступлений: супружеская измена, клевета в совершении супружеской измены, воровство, разбой, употребление спиртных напитков и неповиновение органам власти11. Исходя из этого, обвинение в измене одного из супругов могло стать поводом для общественного осуждения и применения уголовного наказания, форма которого варьировалась от норм той или иной правовой школы в каждом регионе. Согласно тем положениям, которые были развиты мыслителями-правоведами и вошли в правоприменительную практику, необоснованно обвиненная в неверности замужняя женщина могла составить обращение к судье с просьбой считать брак недействительным.
Итак, изложенное выше достаточно красноречиво характеризует то положение, в котором находилась замужняя женщина на Ближнем Востоке в эпоху раннего средневековья. Установившееся в данный период гендерное неравенство не предоставляло ей равных с мужчиной прав в деле расторжения брака. Данное обстоятельство выражалось в том, что женщина могла получить статус разведенной только согласно вердикту кади. Тем не менее законодательство Арабского халифата оставляло некоторые «лазейки», благодаря которым развод с мужем мог быть гарантированно обеспечен, даже если приходилось идти на ощутимые жертвы в социальном статусе или экономическом благополучии. Так, например, действующее правосудие позволяло считать брак недействительным, если один из супругов менял свое вероисповедание. Данное обстоятельство позволяло женщине стать инициатором расторжения брака и получить ожидаемый результат без обращения в суд. Мусульманское право в его классическом варианте также предполагало возможность санкционирования развода со стороны замужней женщины без обращения в судебные органы, если данное право предоставлял ей супруг, о чем уже говорилось выше. В этом случае вердикт судьи также не требовался, так как процессуальная часть развода должна была проходить при свидетелях.
В качестве заключение хочется добавить, что понимание особенностей семейно-брачных отношений, оформившихся в рамках мусульманской правовой семьи, а также всех сопряженных с ними правовых реалий в исламском мире чрезвычайно важно для российской юридической науки. Для мусульманской религии характерна одна важная особенность, которая во многом и определяет стремительное распространение данной конфессии во многих странах. Исламу несвойственно присутствие церкви как некой организационно-иерархической структуры со своим мощным управленческим аппаратом и уединенными монастырями. Как справедливо пишут российские исследователи, отсутствие церкви как особой организации, через которую можно обрести спасение, приводит к тому, что «какой бы деятельностью ни занимался мусульманин, она рассматривается им как реализация миссии, возложенной на него Богом в этом мире»12. Иначе говоря, нормы поведения приверженца мусульманской религии априори демонстрируют некую устойчивость, относительно слабую восприимчивость к внешним факторам. Более того, а это и есть самое главное, понимание данных норм поведения возможно через постижение семейно-брачных аспектов исламской правовой доктрины. Вопрос не в том, хорошо это или плохо, так как подобная постановка проблемы выводит нас далеко за рамки исследования. Суть заключается в том, что изучение данных норм поведения в условиях усиливающихся из года в год миграционных процессов, в том числе и в Российской Федерации, крайне необходимо для отечественного правоведения.
Поступила в редакцию 17.03.14
11Yaman A., Qali§ H. islam hukukuna giri§. istanbul: M.U. ilahiyat fakultesi vakfi yayinlari, 2012. С. 161.
12Кудряшова И.В. Ислам и политика в странах мусульманской традиции: параметры и вариативность взаимодействия / Политические системы и политические культуры: сб. учеб. материалов. М.: МГИМО МИД России, 2008. С. 69.
L.T. Gaisina
THE JUDICIAL DIVORCE IN THE CLASSICAL ISLAMIC LAW
The article highlights one of the key provisions of the Islamic family law, the issue of dissolution of marriage on the initiative of married women. The Muslim justice system in its classical interpretation was quite sympathetic to the issue of termination of family responsibilities of community members. However, a judicial verdict was required for the divorce on the initiative of a woman. Issues related to the decision of the court, especially those concerning the procedural aspect of the decision, caused fierce debate among adherents of different law schools established in the Near East in the early middle ages, both in the framework of the Sunni and Shiite world. The author emphasizes the relative liberalization of the classical Islamic law in the sphere of family relations for its time.
Keywords: Islamic law, divorce, initiative of a woman, judicial decision, law schools.
Гайсина Лилия Танзилевна, преподаватель
Уфимский филиал Уральской государственной юридической академии
450068, Россия, г. Уфа, ул. С. Вострецова, 7 (корп. 1) E-mail: [email protected]
Gaisina L.T., lecturer
The Ufa branch of the Ural State Law Academy 450068, Russia, Ufa, S. Vostretsova st., 7/1 E-mail: [email protected]