Государство и право
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 3 (2), с. 95-101
УДК 343.851
ИНИЦИАТИВЫ ПРОКУРАТУРЫ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ НА ТЕРРИТОРИИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
© 2013 г. К.М. Кожевников
Нижегородский госуниверситет им Н.И. Лобачевского [email protected]
Поступила в редакцию 14.06.2013
Всесторонне рассматривается деятельность прокуратуры Нижегородской области по обеспечению воздействия прокурорского надзора. Анализируется эффективность работы прокуратуры, а также нововведения в деятельности по профилактике правонарушений и преступлений.
Ключевые слова: правотворческая инициатива прокурора, противодействие коррупции, профилактика семейного неблагополучия, правонарушений и преступлений, проблемы компьютерных классов образовательных учреждений, социальный и родительский патруль.
Прокуратура Нижегородской области принимает активное участие в правотворческой деятельности органов власти Нижегородской области, которое рассматривается прокуратурой как неотъемлемая часть системы профилактики правонарушений.
Осуществляя надзор за исполнением законов и законностью правовых актов органов государственной власти, прокуратура очень явно ощущает динамичный характер федерального законодательства, наличие во вновь принимаемых законах коллизий, недостаточную четкость формулировок, создающих трудности для правоприменителей, а также длительное непринятие законов по вопросам, требующим, на взгляд практиков, правового регулирования. Поэтому, основываясь на практике прокурорского надзора, прокуратурой области разрабатываются законопроекты и предлагаются для рассмотрения региональным парламентом.
В Нижегородской области с 2005 года прокурор области включен в число субъектов правотворческой инициативы [1] и активно использует предоставленное право.
Так, в течение 2010-2011 годов прокуратурой области инициировано принятие 7 законов Нижегородской области.
В 2012 году прокуратурой области в Законодательное собрание Нижегородской области внесено 10 законопроектов по наиболее актуальным вопросам, все нашли поддержку депутатов.
Принятый в ноябре 2011 года Федеральный закон № 329-Ф3 «О внесении изменений в от-
дельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» [2] потребовал внесения изменений в ряд региональных законов в короткие сроки. Прокуратурой области разработаны законопроекты, вносящие изменения в законы «О статусе депутата Законодательного Собрания Нижегородской области» [3], «О противодействии коррупции в Нижегородской области» [4], «О муниципальной службе в Нижегородской области» [5].
Выявив коллизию между нормами Федеральных законов «О противодействии коррупции» и «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», прокуратура предложила законодательно закрепить обязанность всех депутатов регионального парламента представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Все проекты были рассмотрены и приняты депутатами Законодательного собрания. Уже в 2013 году депутатами приняты разработанные прокуратурой области поправки в Закон области «О противодействии коррупции» об обязанности лиц, замещающих государственные должности Нижегородской области представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершенно-
летних детей, как того требует Федеральный Закон «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» [6].
При осуществлении надзорной деятельности прокуратурой было установлено, что рассмотрение на комиссиях местных администраций вопросов соблюдения требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в отношении глав администраций муниципальных образований не обеспечивает объективности принимаемых решений, поскольку председатель и члены комиссии находятся от них в служебной зависимости, а механизм предотвращения и урегулирования конфликта интересов для глав муниципальных образований вовсе не установлен.
В этой связи по инициативе прокуратуры в Указ губернатора области [7] были внесены изменения, которыми межведомственный координационный совет по противодействию коррупции при губернаторе наделен полномочиями рассматривать поступившие из прокуратуры и правоохранительных органов материалы о фактах нарушения антикоррупционного законодательства указанными должностными лицами органов местного самоуправления и принимать по ним решения, носящие рекомендательный характер.
Особое внимание в 2012 году прокуратурой области было уделено формированию регионального законодательства, направленного на профилактику правонарушений и преступлений. Был разработан пакет законопроектов, необходимость принятия которых продиктована практикой прокурорского надзора.
Многочисленные проверки, проведенные прокурорскими работниками в компьютерных классах образовательных учреждений выявляли факты, когда специальная программа на компьютерах, имеющих выход в сеть Интернет, была установлена, однако она в полном объеме не исключала доступа к ресурсам, содержащим информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания несовершеннолетних, или выявлялись случаи отсутствия систем фильтрации. Зачастую школы необоснованно снимали с себя ответственность за доступ учащихся к информации, не совместимой с целями и задачами обучения, принимая правовые акты, в которых закреплено, что пользователь сети Интернет в школе должен осознавать, что технические средства и программное обеспечение не могут обеспечить полную фильтрацию ресурсов сети Интернет, и в связи с этим осознают возможную опасность столкновения с ресурсом, содержа-
ние которого противоречит законодательству Российской Федерации, и является несовместимым с целями и задачами образовательного процесса.
В 2011 году горрайпрокурорами при выявлении подобных фактов нарушения требований Закона Российской Федерации «Об образовании» [8] и Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [9] принесено 105 протестов, внесено 112 представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено 130 лиц, в суд направлено 15 исковых заявлений.
Это послужило основанием для разработки в порядке опережающего нормотворчества законопроектов «О внесении изменений в Закон Нижегородской области «О нормативах распространения в Нижегородской области печатной, аудиовидеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 18 лет», «О внесении изменений в Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях». В Законодательное собрание были внесены проекты законов области, устанавливающие обязанность государственных и муниципальных образовательных учреждений использовать соответствующие системы фильтрации и введение административной ответственности за нарушение этого требования.
Эти законопроекты также нашли поддержку депутатского корпуса Нижегородской области. Однако с сентября 2012 года указанные законы Нижегородской области прекратили свое действие в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [10], который не предоставил субъекту Российской Федерации полномочий по регулированию данных правоотношений.
В связи с большим количеством имущественных преступлений, высоким уровнем «уличной» преступности, наркомании и алкоголизма профилактика правонарушений и преступлений приобретает наибольшую актуальность.
В настоящее время в Российской Федерации отсутствует закон о профилактике правонарушений. И субъекты Российской Федерации, опять же в порядке опережающего нормотворчества, принимают свои законы, регулирующие указанные правоотношения.
Анализ статистических данных, характеризующих домашнее насилие, свидетельствует об ухудшении морально-психологического клима-
та в семьях нижегородцев. В ходе бытовых ссор чаще страдают женщины и дети.
Поводами для совершения противоправных деяний, как правило, являются ссоры и скандалы, неприязненные отношения, возникшие на почве семейных неурядиц, ревности.
К причинам бытовых преступлений можно отнести социально-экономическое неблагополучие семьи, отсутствие или низкий уровень культуры общения, психическое или физическое насилие супруга или сожителя, а также родителей.
Каждому второму преступлению, совершенному в быту (56%), предшествовало совместное распитие алкогольных напитков, поэтому самый незначительный конфликт мог закончиться насилием (1394 из 2500).
Распитие алкогольных напитков родителями совместно с несовершеннолетними в некоторых семьях становится скорее нормой, чем исключением. 39% несовершеннолетних (17 из 44), совершивших бытовые преступления, также находились в состоянии алкогольного опьянения.
По предложению прокуратуры области приняты законы «О профилактике правонарушений в Нижегородской области» [11], «О внесении изменений в Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях», устанавливающий административную ответственность за создание конфликтных ситуаций в семейно-бытовых отношениях, выраженных в совершении действий, нарушающих спокойствие граждан в месте их проживания, а также в неуважении к окружающим, в том числе к члену (членам) семьи, в унижении их человеческого достоинства, в оскорбительном поведении, сопровождаемом нецензурной бранью (так называемое «семейное дебоширство»).
Результаты обобщения практики применения статьи 2.18 Кодекса об административных правонарушениях [12] Нижегородской области показали, что правоохранительными органами активно реализуются предоставленные законом полномочия по выявлению и пресечению данных административных правонарушений, введение данной нормы дало возможность привлекать к административной ответственности так называемых «семейных хулиганов».
За непродолжительный период действия Закона области органами внутренних дел возбуждено 1463 дела об административном правонарушении, из них более тысячи приходится на Нижегородскую область, более 1/3 на - г. Н. Новгород (с июля 2012-го по январь 2013 г.).
Наибольшее количество правонарушений выявлено в Московском (128), Автозаводском (98), Советском (91) районах г. Н. Новгорода, в г. Городце (149), г. Бор (84), Шахунском и Шат-ковском районах области (по 53). При рассмотрении дел в случае первичного совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 2.18 КоАП НО, судами принимается решение о предупреждении, при наличии фактов повторности - о наложении штрафа.
Однако санкция данной статьи не позволяла оказать нужное воздействие на правонарушителя, о чем свидетельствуют неоднократные факты повторных привлечений к административной ответственности за аналогичные правонарушения одних и тех же лиц.
Учитывая распространенность нарушений, складывающуюся практику применения статьи, в марте 2013 года по предложению губернатора области принят Закон области об усилении ответственности за совершение повторных в течение года правонарушений в сфере семейнобытовых отношений.
В то же время введение аналогичного состава административного правонарушения в КоАП РФ, предусматривающего в виде санкции административный арест, может повлиять на состояние законности в указанной сфере, так как это позволило бы органам полиции задерживать правонарушителя до 48 часов, что было бы наиболее эффективным средством пресечения правонарушения.
В данной связи прокуратурой области будет организована проверка реализации судебными приставами - исполнителями полномочий по принудительному взысканию штрафов, назначенных судом в отношении лиц, совершивших правонарушения, предусмотренные ст. 2.18 КоАП НО, а также полноты исполнения положений Закона № 88-З субъектами профилактики при выявлении и пресечении административных правонарушений данной категории.
По результатам проверки будет рассмотрен вопрос о необходимости направления информации в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, а также депутатам Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации от Нижегородской области с предложением о введении административной ответственности за правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений на федеральном уровне, санкция за совершение которого будет предусматривать административный арест.
Своевременному выявлению семейных проблем и конфликтов, способных повлиять на криминогенную ситуацию в семье, а также сре-
ди несовершеннолетних способствует реализация принятого по инициативе прокуратуры области Комплекса мер по профилактике асоциального поведения среди несовершеннолетних на 2012-2013 годы, утверждённого распоряжением Правительства Нижегородской области. В комплекс мер вошли типовые положения: «О социальном патруле в Нижегородской области» [13], «О родительском патруле муниципального образовательного учреждения в Нижегородской области» [14], «Об организации работы наставников (общественных воспитателей) в Нижегородской области» [15]. Аналогичные правовые акты приняты во всех районах и городах области.
Целью создания «социального патруля» является повышение эффективности профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, совершенствование межведомственного взаимодействия по организации работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, оказание им правовой и иной помощи.
Проведение «родительским патрулем» рейдов по местам массового отдыха и досуга несовершеннолетних, расположенных на территории, прилегающей к общеобразовательному учреждению, посещение обучающихся на дому способствует своевременному выявлению учащихся, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях.
Введение института наставничества нацелено на оказание помощи родителям или законным представителям в воспитании подростков, совершивших преступления, или подростков «группы риска», состоящих на учете в органах внутренних дел, в определении их жизненной перспективы, отвлечения от противоправных деяний.
В соответствии с Типовыми положениями координацию работы «социального патруля» осуществляют муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, на них же возложено руководство и контроль за работой наставников; координацию работы «родительского патруля» осуществляет администрация образовательного учреждения.
На сегодняшний день социальный и родительский патрули действуют на территории всех муниципальных образований области.
В состав «социальных патрулей» в основном включены представители комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов
управления образования, социальной защиты, молодёжной политики, физкультуры и спорта, органов опеки и попечительства, внутренних дел, представители учреждений здравоохранения, администраций поселений и общественности.
Согласно информации горрайпрокуроров за период с мая 2012 года по январь 2013 года в городах и районах области проведено более 1400 рейдов «социального патруля» по семьям, местам концентрации молодёжи в ночное время, по проверке торговых предприятий.
В ходе проведения рейдов «социальных патрулей» было проверено более 2600 семей, состоящих на учёте как неблагополучные или находящихся в социально опасном положении; более 1200 несовершеннолетних подростков, состоящих на различных видах профилактического учёта; более 1300 торговых точек на предмет соблюдения требований законодательства об ограничении продажи алкогольной продукции, пива и сигарет несовершеннолетним; более 1400 мест концентрации несовершеннолетних.
В ходе ночных рейдов также проверялось соблюдение требований Закона Нижегородской области № 23-З об ограничении пребывания несовершеннолетних в ночное время на улице без сопровождения взрослых [16].
Всего в ходе проведения рейдов «социального патруля» выявлено и поставлено на учёт более 200 семей, находящихся на этапе раннего социального неблагополучия; в отношении 15 родителей собраны материалы для обращения в суд с исками о лишении либо ограничении родительских прав. Кроме того, в ходе рейдов было изъято и помещено в приюты, медицинские учреждения и социально-реабилитационные центры более 90 детей, находящихся в обстановке, угрожающей их жизни и здоровью.
Наиболее яркими положительными примерами деятельности «социального патруля» могут служить следующие:
- в Балахнинском районе осуществлён выезд «социального патруля» в семью, имеющую 6 несовершеннолетних детей. Семья переехала из г. Н. Новгорода, отец лишён родительских прав, мать бросила работу, запила, оставила детей одних, сама в течение трёх дней дома не появлялась. Старшие дети уехали самостоятельно в г. Н. Новгород к бабушке, там же находился и самый маленький ребёнок, а три девочки 2005 г.р., 2006 г.р. и 2007 г.р. остались одни дома, за ними присматривала соседка, она же и подкармливала детей. В результате выезда «социального патруля» девочки были незамед-
лительно помещены в СРЦН, через два дня туда же поместили и двух старших детей, в отношении матери решается вопрос о лишении её родительских прав;
- в Лысковском районе в ходе рейдов «социального патруля» установлено, что группы подростков часто собираются в помещении заброшенного склада бывшего кирпичного завода, где находятся до позднего времени и распивают спиртные напитки. Информация об этом была направлена в администрацию Лыс-ковского района; в результате принятых администрацией мер территория завода была огорожена забором, доступ посторонних лиц в указанное помещение исключён;
- в д. Кузьмино Чкаловского района в ходе одного из рейдов в запертом доме в пожароопасной обстановке, в антисанитарных условиях были обнаружены пять несовершеннолетних детей, мать которых, являющаяся матерью-одиночкой, беременная шестым ребёнком, уехала на консультацию в больницу и оставила детей одних без присмотра. Дождавшись возвращения матери, члены «социального патруля» предложили ей написать заявление о помещении детей в СРЦН, по заявлению матери дети были немедленно помещены в СРЦН;
- в Ленинском районе г. Н. Новгорода в ходе рейда была выявлена семья, проживающая на съёмной квартире, члены семьи не имели регистрации. Кроме того, мать не имела постоянного места работы, употребляла спиртные напитки, документы ею были утеряны, паспорт 15-летнему ребёнку не оформлен. По результатам рейда проведена работа по оказанию помощи данной семье: мать трудоустроена, решён вопрос с проживанием семьи и регистрацией её членов по месту жительства, оформлен паспорт старшему сыну, оба ребёнка по бесплатным путёвкам в период осенних каникул отдыхали в лагере на базе ДОЛ «Лесная сказка» Кстовского района, семье назначен наставник;
- в Краснобаковском районе в ходе посеще-
ния членами «социального патруля» семьи была зафиксирована критическая ситуация: мать
двоих малолетних детей отсутствовала дома, дети находились одни без присмотра, при этом в доме находились посторонние мужчины, которые пояснили, что мать детей уже несколько дней подряд употребляет спиртные напитки, дома не появляется. Малолетний ребёнок лежал в кроватке без постельного белья, завёрнутый в грязную куртку и находился в бессознательном состоянии. Дети были немедленно изъяты из семьи и помещены в детское отделение ГБУЗ НО «Краснобаковская ЦРБ». В дальней-
шем мать была лишена родительских прав в отношении обоих детей.
Согласно информации горрайрокуроров за истекший период в городах и районах области проведено уже более 5900 рейдов родительских патрулей, в ходе которых члены родительских патрулей посетили более 1100 семей, проверили по месту жительства 1459 подростков, состоящих на внутришкольном учёте и учёте в ПДН ОМВД, выявили 139 неблагополучных родителей.
Социологические исследования свидетельствуют, что на протяжении нескольких лет в молодежной среде потребление спиртных напитков, и в том числе пива, приобрело массовый характер. С той или иной частотой их употребляют около 80% юношей и девушек, при этом значительных масштабов достигло потребление пива, которое только с 1 июля 2012 г. отнесено к алкогольным напиткам.
В целях защиты прав детей, усиления взаимодействия между участниками системы профилактики алкогольной зависимости среди несовершеннолетних, снижения алкоголизации подрастающего поколения, снижения преступности несовершеннолетних и преступлений, совершаемых в отношении них, принят, разработанный прокуратурой области Закон «О профилактике алкогольной зависимости у несовершеннолетних в Нижегородской области» [17].
Закон определяет субъектов профилактики алкогольной зависимости несовершеннолетних, полномочия каждого из субъектов профилактики, систему мер, направленных на защиту несовершеннолетних от алкогольной зависимости.
Закон содержит понятия алкогольной зависимости, профилактики алкогольной зависимости, разъясняет, кто такие несовершеннолетние группы риска, даёт понятие антиалкогольного воспитания и обучения.
Предусмотренные Законом профилактические меры направлены на работу как со здоровыми подростками, так и с употребляющими алкоголь и уже зависимыми от алкоголя несовершеннолетними.
Данный Закон содержит меры первичной, вторичной и третичной профилактики.
Первичные профилактические меры направлены на раннее воспитание здорового образа жизни; создание условий для физического, интеллектуального, психического, нравственного воспитания несовершеннолетних; расширение социальной рекламы ценностей здорового образа жизни.
Вторичная профилактика включает в себя: раннее выявление несовершеннолетних группы риска, которые только начали употреблять ал-
коголь в силу того, что находятся в трудной жизненной ситуации, в окружении которых есть лица, систематически употребляющие алкоголь или наркотические средства; уведомление родителей, а также учреждений профилактики о таких подростках; проведение различного рода консультирований (индивидуального, семейного, группового); формирование у населения мотивации к раннему, своевременному и самостоятельному обращению за профилактической наркологической помощью.
Третичная профилактика алкогольной зависимости у несовершеннолетних включает в себя систему социальных, психологических и медицинских действий с несовершеннолетними, страдающими алкогольной зависимостью,
направленных на предотвращение рецидивов патологической зависимости и способствующих восстановлению здоровья, личного и социального статуса больных, их возвращению в семью, в образовательное учреждение; амбулаторное, стационарное лечение; систему медико-социальной, социальной (педагогической, трудовой и др.) реабилитации; оказание профилактической помощи членам семей несовершеннолетних с алкогольной зависимостью.
В Законе закреплены гарантии прав несовершеннолетних с алкогольной зависимостью, касающиеся запрета на любое медицинское вмешательство без их согласия.
В качестве дополнительной меры профилактики алкогольной зависимости у несовершеннолетних, пропаганды и формирования у населения здорового образа жизни 1 сентября и 1 июня объявлены днями без употребления алкогольной продукции.
Статьей 9 Закона запрещены продажа и потребление алкогольной продукции на мероприятиях с участием несовершеннолетних в целях недопущения их вовлечения в употребление алкогольной продукции.
Таким образом, фактически запрещено распитие алкогольной продукции на школьных мероприятиях (выпускных вечерах).
Данная норма не противоречит федеральному законодательству, поскольку в соответствии со статьей 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» [18] не допускается розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним и потребление (распитие) ими алкогольной продукции.
Для определения эффективности реализации принятого Закона необходимо, чтобы прошёл
определённый период времени его действия (не менее 6 месяцев).
В связи с этим в плане работы прокуратуры предусмотрено проведение мониторинга реализации указанного Закона в мае - июне 2013 года.
Таким образом, принятие вышеуказанных нормативных актов на территории области способствует повышению эффективности профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, совершенствованию межведомственного взаимодействия по организации работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, оказании им правовой и иной помощи, а также направлено на снижение количества совершаемых административных правонарушений, предупреждение и раннее выявление семейного неблагополучия.
На профилактику семейного неблагополучия, укрепление семьи направлен разработанный прокуратурой области законопроект «О единовременной выплате гражданам, усыновившим (удочерившим) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который предусматривает введение меры социальной поддержки для стимулирования процесса усыновления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде единовременного денежного пособия при усыновлении в сумме 100 тысяч рублей на каждого усыновленного ребенка из числа детей-сирот. В настоящее время рабочей группой под председательством заместителя губернатора области при участии прокуратуры ведется доработка законопроекта.
Динамично изменяющееся федеральное законодательство ставит перед всеми региональными субъектами правотворческого процесса новые задачи. Их реализация связана с формированием и постоянным обновлением нормативной базы. Задача прокуратуры в складывающихся условиях - обеспечить упреждающее воздействие прокурорского надзора в целях принятия необходимых и не противоречащих закону региональных нормативных правовых актов.
Список литературы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» № 2202-1 // СЗ РФ 20.11.1995. № 47. Ст. 4472.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» № 329-ФЭ // СЗ РФ 28.11.2011. № 48. Ст. 6730.
3. Закон Нижегородской области от 12 октября
2011 г. «О статусе депутата Законодательного собрания Нижегородской области» № 150-З // Нижегородские новости.
4. Закон Нижегородской области от 7 марта 2008 г. «О противодействии коррупции в Нижегородской области» № 20-З //Нижегородские новости.
5. Закон Нижегородской области от 7 августа 2007 г. «О муниципальной службе в Нижегородской области» № 99-З //Нижегородские новости.
6. Федеральный закон Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» № 230-ФЗ// СЗ РФ 5.12.2012. № 50. Ч. 4. Ст. 6953.
7. Указ Губернатора Нижегородской области от 20 января 2009 года «О создании межведомственного координационного совета по противодействию коррупции при Губернаторе Нижегородской области» № 3 // Нижегородские новости.
8. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. «Об образовании» № 3266-1 // Российская газета. № 172. 31.07.1992.
9. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ // СЗ РФ 03.08.1998. № 31. Ст. 3802.
10. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» № 436-ФЗ // СЗ РФ 03.01.2011. № 1. Ст. 48.
11. Закон Нижегородской области от 28 июня
2012 г. «О профилактике правонарушений в Нижегородской области» № 88-З // Нижегородские новости.
12. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ 01.07.2002. № 1. Ч. 1. Ст. 1.
13. Распоряжение Правительства Нижегородской области от 15 мая 2012 г. О реализации комплекса мер по профилактике асоциального поведения среди несовершеннолетних, типовое положение «О социальном патруле в Нижегородской области» № 975-Р // Нижегородские новости.
14. Распоряжение Правительства Нижегородской области от 15 мая 2012 г. О реализации комплекса мер по профилактике асоциального поведения среди несовершеннолетних, типовое положение «О родительском патруле муниципального образовательного учреждения в Нижегородской области» № 975 -Р // Нижегородские новости.
15. Распоряжение Правительства Нижегородской области от 15 мая 2012 г. О реализации комплекса мер по профилактике асоциального поведения среди несовершеннолетних, типовое положение «Об организации работы наставников (общественных воспитателей) в Нижегородской области» № 975-Р // Нижегородские новости.
16. Закон Нижегородской области от 25 февраля 2010 г. «Об ограничении пребывания детей в общественных местах на территории Нижегородской области № 23-З // Нижегородские новости.
17. Закон Нижегородской области от 31 октября
2012 г. «О профилактике алкогольной зависимости у несовершеннолетних в Нижегородской области» № 141 -З // Нижегородские новости.
18. Федеральный закон Российской Федерации от 22 ноября 1995 г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» № 171-ФЗ // СЗ РФ от 27.11.1995. № 48. Ст. 4553.
THE INITIATIVES OF THE PROSECUTOR'S OFFICE IN THE IMPROVEMENT OF THE LEGISLATION ON THE PREVENTION OF CRIME, AND THEIR IMPLEMENTATION IN THE TERRITORY OF THE NIZHNI NOVGOROD REGION
K.M. Kozhevnikov
The article presents a comprehensive review of the activities of the Prosecutor's Office of the Nizhni Novgorod region to ensure the results of public Prosecutor's supervision. We also analyze the efficiency of the Prosecutor's office, as well as innovations in the activities in the prevention of offences and crimes.
Keywords: law-making initiative of the Prosecutor, anti-corruption measures, prevention of family problems, delinquency and crime, problems of computer classrooms of educational institutions, social and parental patrol.