Научная статья на тему 'Концептуальное опережение федеральной правовой регламентации законодательством субъекта Российской Федерации (на примере противодействия попрошайничеству)'

Концептуальное опережение федеральной правовой регламентации законодательством субъекта Российской Федерации (на примере противодействия попрошайничеству) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
335
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВО / КОНЦЕПЦИЯ ЗАКОНОПРОЕКТА / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПОПРОШАЙНИЧЕСТВО / ФОРМЫ ПОПРОШАЙНИЧЕСТВА / ПРИНУЖДЕНИЕ К ПОПРОШАЙНИЧЕСТВУ / OUTPACING LAWMAKING / BILL CONCEPT / ADMINISTRATIVE OFFENSE / FORMS ADMINISTRATIVE LIABILITY / BEGGING / FORCED BEGGING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баранова Марина Владимировна

В статье предлагается концептуальное обоснование необходимости дополнения Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях специальной статьей «Противодействие попрошайничеству». Концепция законопроекта выступает опережением федерального административного законодательства, где асоциальное попрошайничество в качестве правонарушения не зафиксировано. Автор предлагает развернутую редакцию статьи об административной ответственности за попрошайничество, состоящую из 6 частей и примечания из 2 пунктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The conceptual outpacing of federal legal regulations by the legislation of a subject of the Russian Federation (using counteraction to begging as a case study)

The paper provides conceptual arguments for the necessity to supplement Nizhny Novgorod region Code of administrative offences with a special article «Counteraction to begging». The concept of the bill outpaces federal administrative legislation, where antisocial begging is not specified as an offense. The author proposes a detailed article on administrative liability for begging consisting of 6 parts and a 2 point note.

Текст научной работы на тему «Концептуальное опережение федеральной правовой регламентации законодательством субъекта Российской Федерации (на примере противодействия попрошайничеству)»

трибуня молодого ученого

УДК 34

Баранова Марина Владимировна Baranova Marina Vladimirovna

студентка юридического факультета

Нижегородского государственного национального исследовательского университета имени Н.И. Лобачевского (603950, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23)

law student

Lobachevsky Nizhny Novgorod state national research university (23 Gagarina av., Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: [email protected]

Концептуальное опережение федеральной правовой регламентации законодательством субъекта Российской Федерации (на примере противодействия попрошайничеству)

The conceptual outpacing of federal legal regulations by the legislation of a subject of the Russian Federation (using counteraction to begging as a case study)

В статье предлагается концептуальное обоснование необходимости дополнения Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях специальной статьей «Противодействие попрошайничеству». Концепция законопроекта выступает опережением федерального административного законодательства, где асоциальное попрошайничество в качестве правонарушения не зафиксировано. Автор предлагает развернутую редакцию статьи об административной ответственности за попрошайничество, состоящую из 6 частей и примечания из 2 пунктов.

Ключевые слова: опережающее правотворчество, концепция законопроекта, административное правонарушение, административная ответственность, попрошайничество, формы попрошайничества, принуждение к попрошайничеству.

The paper provides conceptual arguments for the necessity to supplement Nizhny Novgorod region Code of administrative offences with a special article «Counteraction to begging». The concept of the bill outpaces federal administrative legislation, where antisocial begging is not specified as an offense. The author proposes a detailed article on administrative liability for begging consisting of 6 parts and a 2 point note.

Keywords: outpacing lawmaking, bill concept, administrative offense, forms administrative liability, begging, begging, forced begging.

Опережающее правотворчество функционирует различными способами и на разныхиерархиче-ских уровнях действующего российского законодательства. Опережающие начала законотворчества существуют на всех его этапах. Но чаще всего и, пожалуй, результативнее всего опережение происходит на этапе формулирования идеи и концепции законопроекта в региональном правотворчестве, когда та или иная юридически значимая деятельность либо вообще не регламентируется федеральным законодателем, либо регулируется им частично, фрагментарно, неполно.

Опережающее федеральное законотворчество концепции законопроектов субъектов Рос-

сийской Федерации — оптимальный вариант совершенствования действующего российского законодательства в силу следующих обстоятельств.

Во-первых, появление такого рода концепции означает фиксацию дефекта федерального законодательства. Во-вторых, демонстрируется инициативность и профессионализм регионального законодателя. В-третьих, привлекается внимание юридической общественности, граждан и органов государственной власти к существованию в субъекте Российской Федерации проблемы, которая «не замечается» на федеральном законодательном уровне и тре-

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2016, № 1 (33)

215

Баранова М.В. Концептуальное опережение федеральной правовой регламентации законодательством субъекта Российской Федерации...

Баранова М.В. Концептуальное опережение федеральной правовой регламентации законодательством субъекта Российской Федерации...

трибуня молодого ученого

буется ее консолидированное обсуждение. В-четвертых, независимо от последующей «судьбы» концепции опережающего регионального законодательного акта происходит ранняя комплексная диагностика качества действующего законодательства в той или иной сфере общественной жизни и реальная экономия (особенно в случае отклонения концепции акта) интеллектуальных, организационных, материальных средств. Ведь совершенно очевидно, что значительно хуже, когда после долговременных законотворческих усилий принимается «мертвая» правовая норма, которая фактически приносит только вред. В-пятых, опережающие концепции законопроектов в том или ином субъекте Российской Федерации могут заинтересовать законодательные органы других регионов и в случае их поддержки вполне может появиться консолидированная законодательная инициатива, нацеленная на совершенствование федерального законодательства.

В качестве конкретной иллюстрации возможностей концептуального опережения федеральной правовой регламентации законодательством субъекта РФ и предлагается обоснование дополнение Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях специальной статьей о противодействии попрошайничеству.

Принятие Концепции может выступить логическим развитием и новаторским обогащением уже имеющейся в Российской Федерации практики разработки и реализации подобных актов в Москве, Санкт-Петербурге, Чувашской Республике, Томской области, Ярославской области, Красноярском крае.

Возможен опережающий учет и зарубежного опыта противодействия попрошайничеству. Зарубежное законодательство «избирает» разные векторы противодействия этому девиантному поведению. Кодекс Азербайджанской Республики об административных проступках (утвержден 11 июля 2000 года) наказывает лиц, зарабатывающих на жизнь попрошайничеством, в рамках борьбы с бродяжничеством. В Норвегии рассматривается законопроект, согласно которому караться тюремным заключением на срок до 1 года будут не только попрошайки, но и граждане, подающие им [1]. Без прямого обращения к проблеме попрошайничества фактически и юридически против этого социального зла нацелен Декрет Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 года № 3 «О предупреждении социального иждивенчества»: сбор на финансирование государственных расходов должны

выплачивать все трудоспособные граждане, не имеющие права на освобождение от него. Таким образом, предлагаемое дополнение не является избыточным запретом и чрезмерным ограничением прав и свобод граждан.

В случае принятия предлагаемого нами дополнения Кодекса речь может идти не только о ликвидации (устранении) пробела, но и об опережающем региональном законотворчестве, что само по себе выступает определенной юридической и социальной ценностью.

В современной отечественной и зарубежной правовой литературе, действующем российском законодательстве получила признание и достаточно широкое распространение трактовка концепции законопроекта как относительно автономного приема юридической техники начального этапа законотворчества, представляющего собой официальное выражение правовых позиций ее составителей в форме специально подготовленной научно-практической прогнозной информации, содержащей экономически оправданную системную трактовку юридически значимой деятельности, механизм ее правового опосредования и реализации, выступающую развернутым обоснованием необходимости подготовки и принятия конкретного закона. Концепция законопроекта — научное обоснование целесообразности проекта закона, выражающееся в системе идей о содержании, целях и средствах реализации в праве предлагаемых идей, результатом которого является принятие решения о разработке текста законопроекта (или отказ в принятии решения) в целях последующего внесения его на рассмотрение законотворческого органа или референдума [2; 3, с. 52; 4, с. 51; 5, с. 137].

К необходимым элементам концепции законопроекта относятся:

— доказательства необходимости принятия нормативного правового акта;

— обоснование наименования планируемого закона;

— предмет предлагаемой законодательной регламентации и обобщенная характеристика его состояния на момент выдвижения правотворческой инициативы;

— формулирование целей законопроекта;

— установление формы будущего нормативного правового акта (аргументация целесообразности использования именно законодательного уровня регулирования) и определение места документа в иерархии действующего регионального законодательства;

— структура будущего закона;

216

Юридическая наука и практика

трибуня молодого ученого

— механизм обеспечения реализации планируемого юридического акта;

— прогноз последствий действия планируемого закона, ожидаемый эффект от его реализации;

— определение стоимости, реальной цены будущего закона.

Основываясь на этой методологии, на рассмотрение Законодательного собрания Нижегородской области предлагается следующая концепция (далее — Концепция) о дополнении Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях (далее — Кодекс) статьей 2.21 «Противодействие попрошайничеству».

Необходимость принятия и реализации Концепции

Необходимость и актуальность выдвигаемой Концепции изменения Кодекса обусловливаются целым рядом объективных и субъективных факторов.

Первый фактор. Необходимость дополнения Кодекса прежде всего вызывается тем, что не только в нем, но и в Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нет специальных юридических норм об административной ответственности за асоциальное попрошайничество. Термином «попрошайничество» ныне оперирует лишь уголовное законодательство.

Второй фактор. Предлагаемая концепция находится в русле предлагаемой Президентом РФ гуманизации и демократизации уголовного законодательства. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию 2015 года выдвинуто предложение о декриминализации статей Уголовного кодекса и переводе преступлений, не представляющих большой общественной опасности, в разряд административных правонарушений [6]. Считаем, что декриминализации подлежит и статья 151 УК РФ.

Диспозиция статьи 151 УК РФ сконструирована по типу состава преступления с альтернативными действиями. Она включает в себя четыре относительно самостоятельных общественно опасных деяния:

— вовлечение в употребление (распитие) алкогольной и спиртосодержащей продукции;

— вовлечение в употребление одурманивающих веществ;

— занятие бродяжничеством;

— занятие попрошайничеством.

Попрошайничество в этом ряду является

второстепенным и малозначительным деянием и применяется непропорционально мало. Приговоры за вовлечение в попрошайничество, как

свидетельствует обнародованная судебная статистика, составляет мизерную, незначительную часть от числа всех вынесенных по статье 151 УК РФ обвинительных актов. И в целом эта статья УК РФ без всяких преувеличений может быть «квалифицирована» в качестве «мертвой», и потому есть резон отнести эти составы (особенно попрошайничество) к административным правонарушениям.

Анализ реальных приговоров по части 2 статьи 151 УК РФ показывает, что типичным является осуждение к условной мере наказания женщин, имеющих от 4 до 6 несовершеннолетних детей, которых они вовлекают в попрошайничество. Вину свою эти женщины признают и ссылаются на отсутствие в семье средств на питание и одежду. За вовлечение в попрошайничество посторонних несовершеннолетних лиц суд иногда назначает от 1 до 2 лет лишения свободы [7].

При этом такая форма деятельности, как вовлечение является преступной только в случае совершения вышеуказанных действий систематически, то есть склонения несовершеннолетнего к этому более двух раз в течение непродолжительного времени.

При вовлечении несовершеннолетнего в попрошайничество страдает один весьма неопределенный объект уголовно-правовой охраны — общественные отношения, связанные с обеспечением нормального нравственного воспитания несовершеннолетних.

В Нижегородской области Главным управлением МВД России по Нижегородской области во взаимодействии с органами и учреждениями системы профилактики принят в 2015 году целый ряд организационно-практических мер, направленных на предотвращение безнадзорности несовершеннолетних и вовлечение их в попрошайничество. На территории региона проведено 9 комплексных оперативно-профилактических мероприятий [3] в рамках реализации закона Нижегородской области от 9 марта 2010 года № 23 «Об ограничении пребывания детей в общественных местах на территории Нижегородской области», сотрудниками полиции осуществлено более 5,1 тысячи проверок, выявлено 2 928 подростков, находящихся в ночное время без законных представителей. В муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних по статье 2.13 КоАП Нижегородской области направлены 1 984 материала на родителей и 135 на должностных лиц. Для сравнения в административной ответственности за попрошайничество в Москве в 2013 году

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2016, № 1 (33)

217

Баранова М.В. Концептуальное опережение федеральной правовой регламентации законодательством субъекта Российской Федерации...

Баранова М.В. Концептуальное опережение федеральной правовой регламентации законодательством субъекта Российской Федерации...

трибуня молодого ученого

привлечено 823 человека, в 2014 — 1 524 гражданина. Часто полицейские выявляют и пресекают попрошайничество, но протоколов в силу разных причин не составляют, что, по сути, образует латентную асоциальную среду.

Совместно с субъектами системы профилактики правонарушений несовершеннолетних с улиц, общественных мест и субъектов транспорта изъят 1 591 безнадзорный ребенок, из них 957 направлены в учреждения системы профилактики.

В различные инстанции сотрудниками ОВД направлено 2 723 материала в отношении родителей или законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих обязанностей по воспитанию детей, в том числе 1 310 — в прокуратуру и отделы опеки на лишение родительских прав. Из них 527 удовлетворены.

Органами предварительного следствия и дознания возбуждено 233 уголовных дела в отношении родителей или законных представителей, в том числе за неисполнение обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию своих детей — 33 (ст. 156 УК РФ), привлечено к уголовной ответственности по данной статье 29 родителей.

В целом в результате проведенной работы в 2015 году за различные правонарушения выявлено 12 077 (2014 — 13 778) несовершеннолетних. На подростков составлено 5 311 (2014 — 6 272) протоколов об административных правонарушениях, на родителей — 13 450 (2014 — 13 615).

На учет в ПДН ОВД поставлено 3 530 (2014 — 3 325) подростков и 1 807 (2014 — 1 236) неблагополучных родителей. По состоянию на 1 января 2016 года профилактическая работа проводится с 3 242 (2014 — 3 453) несовершеннолетними и 2 677 (2014 — 2 319) неблагополучными родителями.

И вот итог — судебная практика по уголовным делам, предусмотренным статьей 151 УК РФ, в части вовлечения несовершеннолетнего в занятия попрошайничеством в Нижегородской области в 2015 году отсутствует.

Вовлечение в попрошайничество обладает таким уровнем общественной опасности, который недостаточен для уголовно-правового преследования.

Практически все известные способы и средства принуждения к попрошайничеству можно и нужно квалифицировать по соответствующим статьям УК РФ (ст. 126 «Похищение человека», ст. 127 «Незаконное лишение свободы», ст. 116 «Побои», ст. 115 «Умышленное причинение вре-

да здоровью», ст. 119 «Угроза убийством или причинения тяжкого вреда здоровью»).

В предлагаемом дополнении Кодекса противоправное попрошайничество должно получить гораздо более широкое, тщательное административно-правовое регулирование, четкое закрепление оснований административной ответственности (с указанием смягчающих и отягчающих вину и наказание обстоятельств).

Так или иначе, но вовлечение в попрошайничество ничуть не опаснее нежели предлагаемые ныне к декриминализации составы преступлений об однократных побоях, угрозе убийством, злостной неуплате алиментов, использовании подложных документов.

Третий фактор. Необходимость дополнения Кодекса требуется и по причинам социального характера. Справедливости ради надо отметить, что средства массовой информации систематически привлекают внимание общественности и государственной власти к социальной опасности попрошайничества, предоставляя конкретные факты организации противоправного бизнеса [9—18], но надлежащих законодательных мер ни на федеральном, ни на региональном уровнях не предпринимается. Попрошайничество — деяние, создающее как потенциальную, так и реальную угрозу причинения вреда общественным отношениям, что с необходимостью требует юридического запрета. В этой связи запрет попрошайничества социально обоснован. Предлагаемый запрет является адекватным негативно квалифицируемым деянием. Этот запрет не избыточен, поскольку он не дублирует какие-либо юридические предписания и соответствует конституционным принципам.

Традиционно попрошайничество связывают с нищенством, но реалии современных государств мира показывают, что это совсем не абсолютная и не обязательная зависимость. Целому слою «попрошаек» присущи постоянное место жительства, прописка, наличие законного источника существования (пенсия, пособие по инвалидности либо по уходу за ним).

Попрошайничество — один из вариантов негативной жизненной позиции, общей линии асоциального поведения, потребительского отношения к жизни. Попрошайничество — деградация, а попрошайки в большинстве своем — деграданты, и, естественно, этому социальному процессу надо масштабно противостоять, эффективно противодействовать.

Это не только и не просто движение по воле жизненных волн и обстоятельств, это не безобидная пассивность, а вредная аномальная

218

Юридическая наука и практика

трибуня молодого ученого

деятельность. Это не следование какой-то благородной традиции, хотя попрошайничество — древнее ремесло. Это, как правило, сознательное нежелание изменять мир и сложившиеся обстоятельства путем личного труда и самосовершенствования. Это самоуничижение и отвержение существующих в государстве и обществе ценностей и норм. Это своего рода социальное иждивенчество, социальный паразитизм. «Отсутствие стыда, — отмечается в публицистической литературе, — одна из примет нашего времени», — и далее констатируется: «Вошло в привычку нищенство. Причем клянчат не только бомжи, убогие, странники, но и недурно одетые молодые люди и девушки. Просят на хлеб, пиво, воду, водку, сигареты, билет до дома, срочную операцию, похороны» [19]. Перед нами резко отрицательная моральная психологическая оценка попрошайничества. Но встречается и иная нравственная позиция: «Киевляне не любят, когда нищих на улицах подозревают, что на самом деле они не нищие, а богатые. Нищих много. Но и милостыню дают им все... Короче, мы усвоили одно: мимо протянутой руки нельзя проходить» [20].

Принцип человеческого достоинства — один из базовых в концепциях правового и социального государства, и противодействие попрошайничеству есть частный, но важный случай упрочения этого типа государственности.

Именно поэтому Концепция может и должна превратиться в социальный проект. Перед нами реальная социальная проблема и налицо отсутствие способов ее решения в юридической форме. Речь идет о том, что предмет правовой регламентации попрошайничества имеет не только обычную технико-юридическую составляющую и требует «правовой квалификации» — он предполагает учет социально-ценностного «пласта». В России нет нищеты, но есть бедность — около 22 млн человек, по официальному свидетельству вице-премьера России Ольги Голодец, живут за чертой бедности. Причины попрошайничества, конечно, коренятся здесь, однако это не главная причина.

У попрошайничества в Нижегородской области нет, если можно так выразиться, «социальной базы» и организационно-управленческих препятствий. По данным регионального управления государственной службы занятости, уровень регистрируемой безработицы в Нижегородской области в 2 раза ниже общероссийского и на 1 января 2016 года составил 0,6% от численности экономически активного населения. Статус безработных на начало осени 2015

года имели 8 тысяч человек, а вакансий в банке службы занятости имеется более 80 тысяч единиц. Следовательно, подавляющая часть попрошаек легко при желании могла бы трудоустроиться. Личный опрос в течение 2015 года 27-ми попрошаек, промышляющих в Нижнем Новгороде, показал, что только 8 (то есть 29,6%) из нихвысказали намерение прекратить занятие в случае улучшения материальных условий жизни.

При этом нетточныхданныхо количестве лиц, занимающихся в Нижегородской области попрошайничеством. Невозможно без многих оговорок оперировать данными о лицах без определенного места жительства, поскольку многие из них не занимаются попрошайничеством.

Нет сомнений — попрошайничество получило достаточно широкое распространение и стало для многих граждан устойчивой асоциальной формой жизни. В социологическом ракурсе попрошайничество — отчуждение от труда. Попрошайничество — люмпенизация общества, его маргинализация. Существует в значительной степени латентный, но, безусловно, крупный преступный бизнес, который находится вне государственного контроля. Законодательная инициатива Нижегородского депутата Госдумы от ЛДПР Александра Курдюмова о корректировке статьи 151 УК РФ путем введения ответственности за попрошайничество с младенцами носит фрагментарный характер и не охватывает многих иных сфер преступного попрошайничества [21; 22].

Еще И. Кант в «Наблюдениях над чувством прекрасного и возвышенного» (1764) обращал внимание на то, что сострадание «неисправимо случайно». Оно избирает тех, кто оказался под рукой и игнорирует тех, кто был на дистанции (любой может убедиться в этом, понаблюдав, как подают нищим в местах их скопления). Сам он не подавал милостыни. Такого рода акты сострадания, отмечает философ, часто содержат в себе «несправедливость по отношению к другим, находящимся вне этого круга) [23, с. 137—138]. Развивая это наблюдение «кенигсбергского философа», «кабинетного затворника», можно констатировать — сострадательная активность граждан зачастую не достигает тех, кто действительно нуждается в материальной и иной поддержке.

Четвертый фактор. Необходимость дополнения Кодекса обусловлена государственным интересом противодействия многообразию форм попрошайничества. Формы попрошайничества отличаются разнообразием и экзотичностью.

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2016, № 1 (33)

219

Баранова М.В. Концептуальное опережение федеральной правовой регламентации законодательством субъекта Российской Федерации...

Баранова М.В. Концептуальное опережение федеральной правовой регламентации законодательством субъекта Российской Федерации...

трибуня молодого ученого

К ним относятся: поквартирный обход с просьбой помочь «погорельцам»; курсирование на автотрассах города близ светофоров с табличками в руках либо на груди с самыми разными жалобными сюжетами и даже фотографиями; демонстрация ампутированных конечностей с предложением помочь купить протезы; демонстрация покалеченных животных с просьбой дать деньги на их оперирование; демонстрация детей либо их фотографий в болезненном состоянии; выпрашивание в поездах, метро, автобусах, трамваях; аскерство (от англ. ask — спрашивать; аскер — помощник уличных музыкантов, выпрашивающий добровольные пожертвования от слушателей); интернет-попрошайничество, когда создаются фиктивные благотворительные интернет-сайты для собственного обогащения.

Кстати, некоторые формы попрошайничества вызывают неоднозначную реакцию общественного мнения [24]. Например, некоторые граждане, выражая отношение к попрошайничеству с использованием животных, считают, что для каких-то питомцев — это единственный шанс выжить. Подчеркивают, что порой нельзя отграничить «нещадную эксплуатацию» животных и настоящую привязанность к ним. «Рецепты» решения этой проблемы предлагаются самые общие и вряд ли реализуемые — «хочу, чтобы нуждающихся не было, животные не страдали, а ворюги остались без денег».

Лично довелось наблюдать близ одной из церквей в Нижнем Новгороде колоритную фигуру в полной парадной зимней казачьей форме с саблей на боку и с красочно оформленной табличкой на груди с просьбой помочь деньгами казачьему отряду самообороны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пятый фактор. Предлагаемая законодательная новелла соответствует ожиданиям многих граждан, то есть общественное мнение в целом поддерживает идею противодействия попрошайничеству. Поданным ВЦИОМ, 45% россиян, выступая за возвращение в закон понятия «тунеядец», причисляют к этой категории и попрошаек [25]. О социальной необходимости запрещающего правового урегулирования вредных вариантов попрошайничества свидетельствуют результаты масштабных социологических опросов граждан, проведенных в 2014 и 2015 годах авторитетными специализированными центрами и обнародованных в официальной печати. Почти две трети опрошенных россиян (63%) уверены, что с попрошайничеством можно и нужно бороться, 70% россиян убеждены, что попрошайки имеют другие возможности выжить

и прокормиться. Интересно, что среди бедняков принципиально против раздачи подаяния высказываются 7%, среди самых богатых россиян — 16% [26].

Шестой фактор. Дополнение Кодекса необходимо и по международно-правовым соображениям. Международный аспект попрошайничества фактически и юридически обходится молчанием. Для иллюстрации приведу факт, который отметила в своем интервью вдова русского мыслителя, ученого, писателя Александра Зиновьева (семья в 1978 году была выслана в Германию): «Иногда в памяти всплывают омерзительные сцены встреч с нашими бывшими соотечественниками — попрошайками, для которых Родина уже ничего не значила» [27]. Предлагаемый закон необходим для «частичного» вспомогательного противодействия попрошайничеству российских граждан за рубежом. Одновременно можно будет с привлечением сотрудников миграционной службы организовать депортацию иностранцев-попрошаек.

Седьмой фактор. Обострение миграционных проблем в мире и России напрямую влияет на попрошайничество — значительное число нищенствующих являются беженцами, которые порой просят милостыню целыми семьями. Надо помнить и понимать, что такого рода потрясения возникали в истории нашего государства и ранее и, конечно, исторический опыт противодействия нищенству ныне надо использовать с коррективами на новые экономические, политические, религиозные, культурные условия. Обратимся в этой связи к Первой мировой войне и приведем данные государственных органов и общественного Татьянинского комитета. По состоянию на 1 июля 1917 года в России было 7,4 млн «перемещенных лиц». Из них 6,4 млн — беженцы, а остальные, то есть около 1 млн человек — депортированные, из которых половина — евреи, а треть — немцы. Но дело не только в количестве. П. Гатлер пишет о том периоде, что беженцы в России стали разновидностью «гражданского состояния», новым неформальным сословием, силою обстоятельств, поставленным на самый край общества, если не за этот край... Добропорядочные и самостоятельные сограждане в одночасье преобразились в скопище «бродячего элемента» — в орды бездомных попрошаек, полностью и во всем зависимые от государства и от частных инициатив, организуемыхдля беженцев небеженцами [28].

Восьмой фактор. Не следует забывать, что от попрошайничества страдает не только имидж региональной власти, но и культурный облик го-

220

Юридическая наука и практика

трибуня молодого ученого

родов области (особенно Нижнего Новгорода как патриотической, культурной и туристической столицы Приволжского федерального округа).

О наименовании планируемого дополнения Кодекса

Название законопроекта призвано выразить сущность акта, обозначить его главную идею, и потому нежелательно в наименовании документа использовать термин «борьба»: он излишне агрессивен и может вызвать отторжение у некоторых групп граждан. Термин «профилактика» в данном случае также неприемлем в силу чрезмерной узости. К тому же понятие «противодействие» в содержательном плане включает в себя адекватные превентивные меры и реальные санкционные меры наказания. Иными словами, понятие «противодействие» является оптимальным вариантом для системной характеристики регионального законодательного регулирования попрошайничества. Что касается феномена «попрошайничество», то он прижился в массовом правосознании и потому искать для этого термина синонимы нерационально.

Предмет предлагаемой региональной законодательной регламентации попрошайничества представляет собой строго определенный вид социально вредной деятельности, качественно отличающийся от всех иных аномальных вариантов поведения.

Предметом закона выступают только личные деяния попрошаек — «внешние» факторы принуждения к ним (за исключением насильственного вовлечения в попрошайничество) выходят за рамки акта и должны квалифицироваться по другим статьям действующего федерального законодательства.

Предмет предлагаемого закона — специфическая разновидность асоциальной деятельности, заключающаяся в систематическом корыстном назойливом приставании к гражданам либо организациям с целью получения материальной выгоды.

Цели изменения Кодекса

Предлагаемое дополнение Кодекса позволяет поставить и посильно решить следующее «древо целей».

Во-первых, Концепция не просто привлекает внимание юридической общественности и массового гражданского правосознания к существующей и явно недооцениваемой социальной проблеме — она выявляет ее «болевые точки».

Во-вторых, из Концепции вытекает: потенциал проблемы попрошайничества испытывает

две тенденции — либо роста, либо угасания. И от правовой позиции Законодательного собрания Нижегородской области зависит, какая из этихтенденций возобладает.

В-третьих, Концепция демонстрирует потенциал законодательного регионального нововведения, его способности произвести реальные позитивные перемены.

В-четвертых, Концепция «обрисовывает» правовое поле будущих юридических изменений и открывает технико-юридические возможности для быстрого и экономичного отклика на перемену ситуации с попрошайничеством (модификация его форм, миграция в пространстве).

Установление формы будущего акта (аргументация целесообразности использования именно законодательного

уровня регламентации) и определение места документа в системе действующего законодательства Нижегородской области

Попрошайничество должно на региональном уровне выступать предметом только законодательной регламентации и получить адекватную правовую оценку в Кодексе. Речь идет о правах и свободах человека и гражданина, об их разумных и обоснованных ограничениях. Любой иной иерархический уровень правового регулирования невозможен именно из-за этого обстоятельства, из-за сущностной природы предмета регламентации. Предлагаемое дополнение Кодекса может выступить своеобразной конкретизацией и одновременно развитием Закона Нижегородской области «О профилактике правонарушений в Нижегородской области» (принят Законодательным собранием 28 июня 2012 г., новая редакция данного Закона области № 9 от 4 февраля 2014 г.). В статью пятую этого Закона «Основные задачи профилактики правонарушений» потребуется внести дополнения.

Девятый пункт, где говорится о социальной адаптации лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе бывших осужденных и освободившихся из мест лишения свободы, желательно продолжить — «и (а также) лиц, занимающихся попрошайничеством».

Предлагаемые дополнения в Кодекс гармонично согласуются с Положением о порядке и условиях предоставления в Нижегородской области стационарного социального обслуживания (утверждено постановлением Правительства области от 8 ноября 2010 г. № 766), где граждане, занимающиеся попрошайничеством, отнесены к категории лиц, имеющих право на такого рода обслуживание. Есть резон более развернуто и

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2016, № 1 (33)

221

Баранова М.В. Концептуальное опережение федеральной правовой регламентации законодательством субъекта Российской Федерации...

Баранова М.В. Концептуальное опережение федеральной правовой регламентации законодательством субъекта Российской Федерации...

трибуня молодого ученого

четко скорректировать постановление Правительства Нижегородской области от 2 февраля 2007 года № 37 (в редакции от 25 октября 2013 г. № 777) «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Нижегородской области»), в котором особо выделить категорию несовершеннолетних попрошаек.

Структура законопроекта

Это формирование конкретных частей относительно самостоятельной статьи Кодекса.

Центральным элементом статьи должна выступить дефиниция базового понятия «попрошайничество». Чтобы избежать споров об объеме, содержании, смысловых значениях ключевого законодательного понятия «попрошайничество», необходима разработка его предельно конкретного определения. Адекватная юридическая дефиниция — важный канал перехода от неопределенности к определенности предлагаемого законодательного регулирования. Понятие «попрошайничество» имеет достаточно определенные развернутые определения в словарях, где оно формулируется с сугубо отрицательным пренебрежительным оттенком — «надоедает просьбами, выпрашивает милостыню», «нищенствует», «постоянные приставания с просьбами», «занятие нищенством» [29]. «Попрошайничество, — отмечается в одном из юридических словарей, — систематическое выпрашивание у посторонних лиц (под различными предлогами и без них) денег, продуктов питания, одежды, других предметов, из которых можно извлечь материальную выгоду» [30, с. 592]. Именно этот негативный аспект попрошайничества позволяет «очертить» сферу его неправомерности, нежелательности для современного демократического правового государства и подлинного гражданского общества.

Для единообразного понимания и реализации юридических норм, противодействующих попрошайничеству, его дефиницию можно дать в следующей редакции: «Попрошайничество — приставание к гражданам против их воли в общественных местах с целью получения материальных благ».

Предложенная авторская дефинитивная правовая норма отличается краткостью, ясностью, лингвистической выверенностью, логической завершенностью, юридической определенностью, выполнимостью.

В законодательную дефиницию «попрошайничество» нежелательно включать оценочные характеристики «назойливое», «навязчивое», «надоедливое», которые ныне содержат почти

все региональные кодексы об административных правонарушениях. Собрать и задокументировать факты «назойливости», «навязчивости» либо «надоедливости» крайне затруднительно. Для привлечения к административной ответственности за попрошайничество вполне достаточно публичной просьбы о подаянии в общественном месте, выпрашивания у посторонних граждан денежных средств и других материальных благ. Оценочные понятия в предлагаемой статье должны применяться лишь в случае невозможности прибегнуть к иным технико-юридическим средствам и непременно раскрываться в примечаниях к ним.

Высокозначимым элементом структуры статьи Кодекса выступают возлагаемые на лиц, занимающихся попрошайничеством, дифференцированные меры административной ответственности. Система административной ответственности за различные виды (формы) попрошайничества слагается из двух видов административного наказания — предупреждения и штрафа, что обусловлено частью 3 статьи 3.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могут и должны быть дифференцированы с учетом степени общественной опасности совершенного деяния. Максимальное административное наказание (5 тыс. рублей) должно назначаться за квалифицированные составы административного правонарушения, когда попрошайки прибегают к использованию малолетних детей и животных.

При назначении административного наказания за попрошайничество необходим учет смягчающих и отягчающих вину и наказание обстоятельств.

В частности, смягчающими вину и наказание обстоятельствами могут быть признаны: а) стечение тяжелых жизненных обстоятельств; б) наличие на иждивении престарелых или тяжелобольных лиц; в) сострадание — стремление материально поддержать больного ребенка или родственника; г) наличие инвалидности; д) наличие государственных и ведомственных наград; е) участие в боевых действиях по защите Отечества; ж) активное способствование раскрытию и расследованию преступной деятельности организованных групп в сфере попрошайничества и др. Что касается отягчающих ответственность обстоятельств, то их исчерпывающий и не подлежащий расширительному толкованию перечень определен в статье 4.3 КоАП РФ. Вместе с тем, в рамках правоприменительного усмотрения при назначении мак-

222

Юридическая наука и практика

трибуня молодого ученого

симального наказания необходимо учитывать следующие обстоятельства: а) длительный (не менее 5 лет) паразитический образ жизни; б) активное и сознательное участие в организованной группе попрошаек. Оценочное понятие «злостность» использовать применительно к попрошайничеству вряд ли целесообразно, поскольку доказать такого рода квалифицирующий признак будет крайне сложно.

В федеральном и региональном законодательстве употребляются без какой-либо расшифровки, на наш взгляд, разноплановые юридические понятия — «лица, находящиеся в социально опасном состоянии» и «лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации». Необходимо официальное законодательное определение этих понятий, ибо от их трактовки могут зависеть размеры и быстрота оказания помощи.

Предлагается редакция статьи 2.21 из 6 частей и развернутого примечания:

«2.21. Противодействие попрошайничеству

1. Приставание к гражданам с целью попрошайничества, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.

2. Повторное совершение в течение года административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.

3. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные с применением форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизирован-ныхорганизаций, правоохранительных или контролирующих органов, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей.

4. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, систематически совершаемые с использованием малолетних детей и животных, —

влекут наложение административного штрафа в размере от 4 тысяч до 5 тысяч рублей.

5. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершаемые в составе организованной группы не менее полугода, —

влекут наложение административного штрафа в размере 5 тысяч рублей.

6. Вовлечение в попрошайничество для ведения собственного паразитического образа

жизни за счет средств, добытых вовлеченным в антиобщественное поведение, —

влечет наложение административного штрафа в размере 5 тысяч рублей.

Примечания:

1. Не является попрошайничеством прошение милостыни на (или близ) территории религиозных организаций.

2. Лицо, занимающееся попрошайничеством в связи со стихийным бедствием и стечением тяжелых материальных обстоятельств, освобождается от административной ответственности за данное административное правонарушение».

Механизм обеспечения реализации законопроекта слагается из системы организационно-управленческих правовых и культурновоспитательных мер, которые способны при надлежащем отношении преодолеть сложившуюся неблагоприятную ситуацию с попрошайничеством.

Система противодействия попрошайничеству в форме обеспечения реализации предлагаемого закона может состоять из следующих элементов.

Во-первых, имеется потребность в разработке, утверждении и реализации Правительством Нижегородской области комплексной программы противодействия попрошайничеству.

Во-вторых, требуется создание Регионального центра помощи лицам, занимающимся попрошайничеством, но желающим найти себе иное занятие.

В-третьих, организовать силами студенческой молодежи волонтерское движение по адаптации попрошаек и прекращению ими скитальческого образа жизни.

В-четвертых, открыть специализированный пункт медицинской помощи именно для этой категории лиц, куда бы по определенному графику они могли обращаться и где смогли бы получать лечение.

В-пятых, социальные службы Нижегородской области, органы внутренних дел под координирующим надзором прокуратуры должны ежегодно предоставлять отчет о проведенной в этом направлении работе.

В-шестых, необходимо создание действенной службы учета и регистрации лиц, занимающихся попрошайничеством, изучения причин и условий их мобильности, диагностирования возможности их участия в преступной деятельности, установления лиц, вовлекающих несовершеннолетних в попрошайничество.

В-седьмых, целесообразно разработать и провести серию креативных межведомствен-

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2016, № 1 (33)

223

Баранова М.В. Концептуальное опережение федеральной правовой регламентации законодательством субъекта Российской Федерации...

Баранова М.В. Концептуальное опережение федеральной правовой регламентации законодательством субъекта Российской Федерации...

трибуня молодого ученого

ных операций под условным девизом «Достоинство» (по аналогии и образцу комплексной профилактической операции «Подросток», ведущейся в Нижнем Новгороде с 2014 года).

В-восьмых, в воспитательном и моральнопсихологическом ключе надо смягчить (полностью ликвидировать невозможно) отчуждение граждан от труда и привить человеку тягу к труду, уважение к нему, потребность в нем.

В-девятых, систематически планировать и планомерно проводить беседы в школах о желательных правилах обращения с попрошайками — подавать не деньги, а продукты, одежду, лекарства.

В-десятых, совместными усилиями миграционной службы и полиции последовательно выдворять с территории Нижегородской области иностранных граждан и лиц без гражданства, занимающихся попрошайничеством.

В-одиннадцатых, целесообразно разработать, опубликовать и широко прорекламировать методическое пособие «Юридическая помощь лицам, занимающимся попрошайничеством», в котором в определенной последовательности системно изложить всю информацию о формах возможной правовой помощи этой группе лиц, точных адресах (с указанием телефонов), где в Нижегородской области им смогут оказать реальное содействие. В качестве образца можно взять и разумно конкретизировать применительно к условиям нижегородского региона методическое пособие «Юридическая помощь бездомным и другим социально исключенным группам» (издано в 2013 году Институтом экономики города Москвы для волонтеров и практиков под редакцией Е.А. Коваленко) [31].

Прогноз последствий действия планируемого дополнения Кодекса и ожидаемая результативность его реализации

Прогноз предполагает рассмотрение проблемы не в одномоментной, разовой, однолинейной плоскости, а в комплексном и долговременном ключе.

Прямым позитивным последствием принятия и действия статьи Кодекса может быть резкое снижение числа попрошаек в области, увеличение количества лиц, вернувшихся после процесса социализации к нормальной жизни, улучшение трат на медицинское и иное обслуживание попрошаек, улучшение динамики занятости населения области.

Ожидаемые юридические последствия действия статьи Кодекса могут состоять:

— в одобрительном отношении граждан к принятым нормам права, положительной оценке деятельности областных органов государственной власти и управления, большем доверии граждан к региональной представительной и исполнительной власти;

— в изменениях типов и вариантов правомерного и неправомерного, морального и аморального поведения граждан;

— в гармоничной согласованности различных региональныхзаконов и устранении коллизий между ними;

— в упрочении законности в области, улучшении динамики правонарушений.

Теневым (нелегальным, неформальным) последствием при принятии и, особенно, реализации статьи Кодекса может выступить противодействие ее требованиям со стороны организаторов и руководителей преступных группировок, специализирующихся на криминальном бизнесе в сфере попрошайничества. Косвенными отрицательными последствиями функционирования статьи могут быть отдельные «перегибы» в процессе ее применения, связанные с нарушением прав, свобод и законных интересов лиц, занимающихся попрошайничеством.

Неожиданных и непредсказуемых экономико-политических, социально-психологических, юридических последствий действия предлагаемой статьи Кодекса не усматривается. Окончательную оценку последствий реализации статьи Кодекса (в случае ее принятия) можно провести через три года с помощью института правового мониторинга.

Стоимость подготовки, принятия и функционирования закона

Реальная цена подготовки, принятия и функционирования закона может быть определена лишь в первом приближении и примерно — точная стоимость должна подсчитываться специалистами, а не инициатором акта.

Финансирование функционирования дополнения Кодекса в случае его принятия преимущественно может осуществляться за счет средств общественных фондов, благотворительных пожертвований, разовых инициативных сборов. Часть мероприятий должна обеспечиваться за счет средств соответствующих бюджетов, призванных профилактировать правонарушения.

И последнее. Попрошайничество вряд ли (даже и в отдаленной перспективе) можно ликвидировать, но кардинально сократить число лиц, ведущих паразитический образ жизни, и

224

Юридическая наука и практика

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

трибуня молодого ученого

граждан, организующих «бизнес на милосердии», можно многими путями. Если абстрагироваться от уже упоминавшегося уголовного преследования и экономико-культурных факторов, то определенный положительный результат возможно получить посредством законодатель -ного определения перечня общественных мест, где попрошайничество запрещается, при жестком контроле правоохранительными органами соблюдения этого запрета.

Требуется внедрение не только государственного и общественного контроля за принятыми нормативными правовыми актами, касающимися «контингента» лиц, склонных к попрошайничеству, но и предельно широкая популяризация итогов их реализации. Так, 21 февраля 2014 года состоялся приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 136 «Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей» [32]. Ясно, что при эффективной реализации этого документа к попрошайничеству обратится минимальное число обездоленных детей, и очень важно систематически публиковать динамику не только федерального банка данных о сиротах, но и региональных банков, которые организуют устройство детей, оставшихся без попечения родителей.

Примечания

1. Нижегородские новости. 2015. 13 февраля.

2. Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов: постановление Правительства РФ от 2 августа 2001 г. № 576 (в ред. от 13 марта 2015 г.) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 32, от. 3335.

3. Баранов В.М. Концепция законопроекта. Н. Новгород, 2003.

4. Юридическая техника: словарь-справочник / под ред. А.В. Малько. М., 2014.

5. Тихомиров Ю.А. Право: прогнозы и риски. М., 2015.

6. Парламентская газета. 2015. 4 октября.

7. Приговор Волжского городского суда Волгоградской области от 8 ноября 2012 года (дело № 1-1283/2012); приговор Волжского городского суда Волгоградской области от 29 марта 2012 года (дело № 1-370/2012).

8. «Правопорядок — Каникулы» (с 23 декабря

2014 г. по 11 января 2015 г., с 25 декабря 2015 г. по 10 января 2016 г.), «Условник» (с 3 по 5 марта 2015 г., с 19 по 21 ноября 2015 г.), «Лидер» (с 5 по 7 мая

2015 г.), «Подворотня» (с 24 по 26 июня 2015 г.), «Подросток — игла» (с 1 по 7 июля 2015 г.), «Семья»

(с 26 по 28 августа 2015 г.), «Лидер — неформал» (с 15 по 18 декабря 2015 г.).

9. Макарова О. Клянчат без острастки // Нижегородские новости. 2014. 10 июля.

10. Добрынина Е. Жалость наличными. Россияне подают нищим, но не особо верят им // Российская газета. 2014. 11 августа.

11. Пименова В. Внесистемныелюди. Бездомные как показатель состояния общества // Парламентская газета. 2014. 17—23 октября.

12. Фалалеев М. Попросил — заплати. Попрошаек могут штрафовать до 5 тысяч рублей // Российская газета. 2014. 11 ноября

13. Грацинская И. Дети — рабы. Попрошайничество уже давно из разряда социальных проблем перешло в «деловую» сферу, где крутятся серьезные деньги // Версия. 2015. 15—21 июня.

14. Козлова Н. Младенец на сдачу. Попрошайки с младенцами могут попасть в колонию на 6 лет // Российская газета. 2015. 21 июля.

15. Петров И. Заслуженное наказание. Попрошаек в военной форме станут штрафовать // Российская газета. 2015. 28 сентября.

16. Чинякова Т. Попрошайкам дадутукорот? Профессиональных нищих собираются призвать к ответу // Нижегородские новости. 2015. 9 октября.

17. Соколова М. Попрошайку с ребенком отправят в тюрьму // Парламентская газета. 2015. 16—22 октября.

18. Жилин И. Христорадники. Как устроен бизнес «нищих»: мошенники и рабы, вербовщики и хозяева, откаты и сборы // Новая газета. 2015. 11 ноября.

19. Бурт В. Можно все. Отсутствие стыда — одна из примет нашего времени // Литературная газета. 2014. 19—25 ноября.

20. ЕрошокЗ. Один день в городе N // Новая газета. 2015. 8 апреля.

21. Российская газета. 2015. 20 июля.

22. Фалалеев Н. Чужая мама спать велела // Российская газета. 2015. 3 февраля.

23. Кант И. Соч.: в 6 т. М., 1964. Т. 2.

24. Куликов В. Зверю не заплатят. Предложено наказывать за попрошайничество с животными // Российская газета. 2015. 15 мая.

25. Российская газета. 2016. 12 января.

26. Российская газета. 2014. 11 августа; Парламентская газета. 2015. 16—22 октября.

27. Зиновьева О. «Величайшее предательство» // Литературная газета. 2015. 4—10 февраля.

28. Полян П. «Враждебно-подданные» // Новая газета. 2014. 25 июля.

29. Большой академический словарь русского языка. М.; СПб., 2011. Т. 18; Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. М., 2000. Том III. С. 594; Большой толковый словарь русского языка

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2016, № 1 (33)

225

Баранова М.В. Концептуальное опережение федеральной правовой регламентации законодательством субъекта Российской Федерации...

Баранова М.В. Концептуальное опережение федеральной правовой регламентации законодательством субъекта Российской Федерации...

трибуня молодого ученого

/ сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб., 1998. С. 923; Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд. М., 1999. С. 563.

30. Юридический словарь / под ред. А.Н. Азрили-яна. М., 2007.

31. URL: http://www.diaconia.ru/files/561ba3/e3416d /a17c7b/8b4567/kovalenko_ur_metod_ light.pdf (дата обращения: 20.12.2015).

32. Российская газета. 2014. 18 июля.

Notes

1. Nizhny Novgorod news. 2015. February 13.

2. On Approval of the basic requirements for the concept and development of the federal draft laws: RF Government Resolution dated August 2, 2001 № 576 (as amended on March 13, 2015) // Collection of legislative acts of the RF. 2001. № 32, art. 3335.

3. Baranov V.M. The concept of the bill. Nizhny Novgorod, 2003.

4. Legal technology: dictionary directory / ed. A.V. Malko. Moscow, 2014.

5. Tikhomirov Yu.A. Law: forecasts and risks. Moscow, 2015.

6. Parliamentary newspaper. 2015. October 4.

7. The judgment of the Volga city court of Volgograd region of 8 November 2012 (case № 1-1283 / 2012); the verdict of the Volga city court of Volgograd region on 29 March 2012 (case № 1-370 / 2012).

8. «Law and order — Vacation» (from 23 December 2014 to 11 January 2015 to 25 December 2015 to 10 January 2016), «Uslovnik» (from 3 to 5 March 2015 19 21 November 2015), «Leader» (from 5 to 7 May 2015), «A gate» (from 24 to 26 June 2015), «Teenager — needle» (from 1 to 7 July 2015 ), «Family» (from 26 to 28 August 2015), «Leader — Neformal» (from 15 to 18 December 2015).

9. Makarova O. Beg not frighten // Nizhny Novgorod news. 2014. July 10.

10. Dobrynina E. Pity cash. Russians serving the poor, but not really believe them // Rossiyskaya gazeta. 2014. August 11.

11. Pimenova V. Extrasystemic people. Homeless as an indicator of the state of society // Parliamentary newspaper. 2014. October 17—23.

12. Falaleev M. Asked — pay. Beggars can be fined up to 5 thousand rubles // Rossiyskaya gazeta. 2014. November 11.

13. Gratsinskaya I. Children — slaves. Begging for a long time from the category of pro-social problems turned

into a «business» area where serious money spinning // Version. 2015. June 15—21.

14. Kozlova N. Baby on change. Beggars with babies can get into a colony for 6 years // Rossiyskaya gazeta. 2015. July 21.

15. Petrov I. Deserved punishment. Beggars in uniform will be fined // Rossiyskaya gazeta. 2015. September 28.

16. Chinyakova T Beggars will be shortened? Professional beggars gather at-call to answer // Nizhny Novgorod news. 2015. October 9.

17. Sokolova M. Beggar with a baby go to jail // Parliamentary newspaper. 2015. October 16—22.

18. Zhilin I. Hristoradniki. How does the business «poor»: cheaters and slaves, recruiters and owners, kickbacks and fees // Novaya gazeta. 2015. November 11.

19. Burt V. Can all. Lack of shame — one of the signs of our times // Literaturnaya gazeta. 2014. November 19—25.

20. Yeroshok Z. One day in the city of N // Novaya gazeta. 2015. April 8.

21. Rossiyskaya gazeta. 2015. July 20.

22. Falaleev N. Alien mom told to sleep // Rossiyskaya gazeta. 2015. February 3.

23. Kant I. Writings: in 6 vol. Moscow, 1964. Vol. 2.

24. Kulikov V. Beast will not be paid. It proposed to punish begging with belly-governmental // Rossiyskaya gazeta. 2015. May 15.

25. Rossiyskaya gazeta. 2016. January 12.

26. Rossiyskaya gazeta. 2014. August 11; Parliamentary newspaper. 2015. October 16—22.

27. Zinovieva O. «Greatest betrayal» // Literaturnaya gazeta. 2015. February 4—10.

28. Polyan P «Hostile-citizens» // Novaya gazeta. 2014. July 25.

29. Large academic dictionary of Russian language. Moscow; St. Petersburg, 2011. Vol. 18; Explanatory bed-ary Russian language / ed. D.N. Ushakov. Moscow, 2000. Vol. III. P. 594; Great dictionary of the Russian language / comp. and ch. ed. S.A. Kuznetsov. St. Petersburg, 1998. P 923; Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Dictionary of Russian language 80 000 words and idiomatic expression-tions / Russian academy of sciences. Institute of Russian language V.V. Vinogradov. 4th ed. Moscow, 1999. P 563.

30. Legal dictionary / ed. A.N. Azriliyan. Moscow, 2007.

31. URL: http://www.diaconia.ru/files/561ba3/e3416d /a17c7b/8b4567/kovalenko_ur_metod_ light.pdf (reference date: 20.12.2015).

32. Rossiyskaya gazeta. 2014. July 18.

226

Юридическая наука и практика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.