Государственная служба и кадры. 2021. № 4. С. 160—164. State service and personnel. 2021;(4):160—164. Научная статья
УДК 343 NIION: 2012-0061-04/21-037
https://doi.org/10.24411/2312-0444-2021-4-160-164 MOSURED: 77/27-008-2021-04-237
Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на современном этапе
Вячеслав Михайлович Вагайцев
Барнаульский юридический институт МВД России, Алтайский край, Барнаул, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье раскрываются основы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по законодательству Российской Федерации; рассматривается опыт зарубежных стран в аспекте превенции правонарушений и привлечения к ответственности несовершеннолетних.
Ключевые слова: профилактика безнадзорности, несовершеннолетние, защита и восстановление прав, опека и попечительство, комиссии по делам несовершеннолетних, социальные приюты для детей, центры помощи детям.
Для цитирования: Вагайцев В.М. Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на современном этапе // Государственная служба и кадры. 2021. № 4. С. 160—164. https://doi.org/10.24411/ 2312-0444-2021-4-160-164.
Original article
The system of prevention of neglect and juvenile delinquency at the present stage
Vyacheslav Mikhailovich Vagaytsev
Barnaul Law Institute of the Ministry of internal affairs of Russia, Altai Krai, Barnaul, Russia,
Abstract. The article reveals the basics of the system of prevention of neglect and juvenile delinquency under the legislation of the Russian Federation; the experience of foreign countries in the aspect of prevention of offenses and prosecution of minors is considered.
Keywords: prevention of neglect, minors, protection and restoration of rights, custody and guardianship, commissions for minors, social shelters for children, centers for helping children.
For citation: Vagaytsev V.M. The system of prevention of neglect and juvenile delinquency at the present stage // State service and personnel. 2021;(12):160—164. (In Russ.). https://doi.org/10.24411/2312-0444-2021-4-160-164.
Министерством образования и науки РФ в 2017 г. были разработаны методические ■а. т .^.рекомендации по совершенствованию межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам организации профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении [7].
В данных рекомендациях раскрываются принципы работы и субъекты профилактики, а также формы взаимодействия, к которым, в частности, относятся:
■ межведомственный анализ и межведомственное прогнозирование, используемое
© Вагайцев В.М. М., 2021.
для сбора информации, необходимой для выявления проблемных моментов, связанных с профилактической работой с семьями, находящимися в социально-опасном положении;
■ проведение совместных заседаний комиссий субъектов РФ;
■ совместная разработка руководящих указаний, правил, регламентов в рассматриваемой сфере;
■ проведение совместных проверок, операций;
■ выработка единой стратегии по взаимодействию;
■ информационное межведомственное взаимодействие.
№ 4/2021
В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 120 от 24 июня 1999 г. органы и учреждения, осуществляющие профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, условно можно разделить на две группы:
1. Специально созданные органы государственной власти и общественные учреждения, основной задачей которых выступает профилактика правонарушений несовершеннолетних и защита их прав. К таковым относятся:
а) комиссии по делам несовершеннолетних на уровне Российской Федерации [3] и субъектов РФ. Выполняют функции по:
■ защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних;
■ выявлению причин и условий, которые обусловливают рассматриваемые негативные социальные явления;
■ обеспечению оказания помощи в бытовом устройстве несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;
■ применению мер воздействия на исследуемую категорию лиц;
б) специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационные центры, социальные приюты для детей, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей). Их деятельность направлена на:
■ выявление причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
■ оказание социальной, психологической и иной помощи как несовершеннолетним, так и их родителям;
■ содействие органам опеки и попечительства в осуществлении устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей;
в) специальные учебно-воспитательные открытого и закрытого типа;
г) органы опеки и попечительства [4]. Проводят индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними в случае, если они являются сиротами либо остались без попечения родителей, а также оказывают содействие в получении образования;
д) органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи. Участвуют в разработке целевых программ, а также организационно-методической и координационной деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; участвуют в организации отдыха и досуга несовершеннолетних [8];
е) центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ОВД [9]
(ЦВСНП ОВД) обеспечивают круглосуточный прием несовершеннолетних в целях защиты их здоровья, жизни, предупреждения совершения новых правонарушений; проводят индивидуальную профилактическую работу, а также осуществляют доставление в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.
2. Органы, которые осуществляют профи лак-тическую деятельность наряду с иными функциями:
1) органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания [4]. Выполняют работу по профилактике безнадзорности, а также проведению индивидуальной профилактической работы в отношении беспризорных, их родителей; осуществляют контроль специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; внедряют новые методики и технологии в деятельность служб и учреждений, предоставляющих социальные услуги как несовершеннолетним, так и их родителям;
2) органы, осуществляющие управление в сфере образования, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность [3]. В компетенцию первых входит:
■ участие в организации летнего отдыха и досуга несовершеннолетних;
■ контроль над соблюдением законодательства РФ и ее субъектов в области образования несовершеннолетних;
■ ведение учета несовершеннолетних, которые по неуважительным причинам пропускают занятия в образовательных организациях;
■ реализация мер по развитию сети специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность:
■ оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;
■ выявляют несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социальном опасном положении и принимают меры по их воспитанию и получению образования;
■ осуществляют профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
№ 4/2021
■ обеспечивают проведение кружков, спортивных секций для несовершеннолетних;
■ внедряют в образовательный процесс методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;
3) органы управления здравоохранением и медицинские организации. Их деятельность направлена на: пропаганду санитарно-гигиенических знаний среди несовершеннолетних и их родителей; медицинское обследование несовершеннолетних, их круглосуточный прием; выхаживание и содержание детей-сирот; оказание консультативной помощи работникам системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; подготовка заключений о состоянии здоровья [5];
4) органы службы занятости — содействуют трудовому устройству несовершеннолетних, а также участвуют в их профессиональной ориентации [5];
5) органы внутренних дел;
6) другие органы и учреждения, общественные объединения, осуществляющие меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Например, органы и учреждения культуры, туризма и спорта привлекают несовершеннолетних к занятиям в технических, художественных, спортивных клубах; оказывают содействие специальным учреждениям в проведении спортивной и культурно-воспитательной работы.
Помимо этого, интересным, на наш взгляд, при исследовании вопросов, связанных с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, является изучение зарубежного опыта в рассматриваемой сфере.
Впервые на международном уровне вопрос защиты прав детей нашел свое отражение в Декларации прав ребенка, принятой в 1924 г. в Женеве. Однако ее положения по большей части раскрывали лишь вопросы детского труда, торговли людьми, рабства, проституции несовершеннолетних, нежели проблемы профилактики правонарушений со стороны последних [1].
Работа по привлечению родителей к контролю над детьми, проведению бесед, разъяснительной работы с несовершеннолетними возлагалась на сотрудников органов внутренних дел.
В развитых и развивающихся зарубежных странах деятельность системы превенции правонарушений и привлечения к ответственности несовершеннолетних называется «ювенальной юстицией».
Все государства, являющиеся приверженцами данной системы, можно разделить на две мо-
дели: англосаксонскую ювенальную юстицию (США, Канада, Англия, Австралия) и континентальную (Франция, Германия, Бельгия) [10].
Исследуя первую модель, необходимо отметить, что основными ее направлениями выступают:
1) налаживание сотрудничества между полицией и школой, а также одобрение, со стороны населения, проводимой сотрудниками органов внутренних дел работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних и охране общественного порядка (Великобритания);
2) в Канаде, например, рассматриваемыми вопросами занимаются не сотрудники полиции, а общественные организации, так как они имеют больший арсенал неординарных методов. Создаются дома молодежи, в которых специалисты внимательно выслушивают подростков, проводят беседы с несовершеннолетними правонарушителями;
3) в американских школах проводятся занятия по изучению системы правосудия. Приглашаются сотрудники полиции, которые, распределяя роли между учениками, проводят судебный процесс. Примечательно, что роль обвиняемого играет сотрудник полиции.
Как верно, на наш взгляд, отмечает О.Н. Ведерникова [11, с. 68], англосаксонскую модель ювенальной юстиции от континентальной отличает гибкая система мер правового воздействия на несовершеннолетних, как административного, так и уголовного характера, дифференцирующаяся от возраста правонарушителя и степени тяжести совершенного противоправного деяния:
а) к детям от 10 до 14 лет применяются меры в виде установления наблюдения (надзора), обязательной явки в специализированные центры;
б) к лицам, достигшим 16 — 17 лет, наряду с вышеуказанными мерами, также назначаются: принудительные работы, комендантский час, лечение от наркотической и иного вида зависимости, штраф, лишение свободы.
Анализ континентальной модели ювенальной юстиции позволил установить, что на законодательном уровне (например, в Германии закон «О ювенальных судах» 1953 г.) происходит дифференциация несовершеннолетних по субъектному составу на три возрастные группы:
1) первая группа — лица, не достигшие 14-летнего возраста;
2) вторая — лица от 14 до 18 лет;
3) третья группа — лица от 18 до 21 года.
Принцип индивидуализации наказания предусматривает подобное возрастное деление лиц, не достигших совершеннолетия, т.е. 21 года.
№ 4/2021
В Германии к несовершеннолетним правонарушителям применяются такие виды санкций, как: принудительные меры воспитательного воздействия, исправительные меры.
В рамках рассматриваемой модели следует упомянуть о «восстановительном правосудии», т.е. когда несовершеннолетнему правонарушителю дается шанс возместить причиненный вред как материального, так и морального характера.
С этой целью, например в Австралии, применяется мера «семейная конференция». Она предполагает обсуждение между членами семьи несовершеннолетнего нарушителя и потерпевшего вопроса о возмещении вреда. Восприятие несовершеннолетним своих противоправных поступков как отклоняющихся от нормы, возможность самому исправить случившееся — главный урок, который должен вынести несовершеннолетний из примененной меры наказания.
Во Франции дела несовершеннолетних правонарушителей и преступников с 1-й по 4-ю категории (правонарушения и преступления небольшой тяжести) рассматриваются только ювеналь-ными судами, а дела 5-й категории — судебными органами по делам несовершеннолетних.
Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что российская государственная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних имеет довольно обширный круг субъектов, включающий как государственные организации и учреждения, так и негосударственные. Основная их задача — защита прав и свобод несовершеннолетних и их родителей, формирование законопослушного поведения, оказание педагогической, социальной, психологической помощи.
Список источников
1. Декларация прав ребенка (принята 26.11.1924 Пятой Ассамблеей Лиги Наций) // Международная защита прав и свобод человека: Сб. док. М.: Юрид. лит-ра, 1990. С. 385—388.
2. О государственной социальной помощи: Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 11.06.2021) // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_10699/
3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 02.07.2021) // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_10699/
4. Об опеке и попечительстве: Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 10699/
5. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
Федеральный закон от 24.06.1999 № 120 (ред. от 24.04.2020) // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_10699/
6. Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав: Постановление Правительства РФ от 06.11.2013 № 995 (ред. от 10.02.2020) // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 10699/
7. О направлении методических рекомендаций (вместе с Методическими рекомендациями по совершенствованию межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам организации профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении): Письмо Минобрнауки России от 23.08.2017 № ТС-702/ 07 // Вестник образования России. 2017. № 21.
8. О создании (функционировании) учреждений социального обслуживания молодежи органов по делам молодежи: Письмо Минобразования России от 30.09.2002 № 3 // Офиц. документы в образовании. 2002. № 29.
9. О совершенствовании деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей: Приказ МВД России от 01.09.2012 № 839 // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_10699/
10. Ахъядов Э.С. Отечественный и зарубежный опыт профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Молодой ученый. 2016. № 2. С. 658—662.
11. Ведерникова О.Н. Современные тенденции развития ювенальной юстиции за рубежом // Рос. юстиция. 2005. № 3.
References
1. Declaration of the Rights of the Child (adopted on 11/26/1924 by the Fifth Assembly of the League of Nations) // International Protection of Human Rights and Freedoms: Collection of documents. Moscow: Legal Literature, 1990. Pp. 385—388.
2. On State social assistance: Federal Law № 178-FZ of 17.07.1999 (ed. of 11.06.2021) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_10699/
3. On education in the Russian Federation: Federal Law № 273-FZ of 29.12.2012 (as amended on 02.07.2021) // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_10699/
4. About guardianship and guardianship: Federal Law № 48-FZ of 24.04.2008 (as amended
№ 4/2021
on 30.04.2021) // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_10699/
5. On the basics of the system of prevention of neglect and juvenile delinquency: Federal Law № 120 of 24.06.1999 (ed. of 24.04.2020) // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 10699/
6. On the approval of the Approximate Regulations on commissions for minors and the protection of their Rights: Decree of the Government of the Russian Federation of 06.11.2013 № 995 (ed. of 10.02.2020) // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 10699/
7. On the direction of methodological recommendations (together with Methodological recommendations for improving interdepartmental interaction of bodies and institutions of the system for the prevention of neglect and juvenile delinquency on the organization of preventive work with families in a socially dangerous situation):
Letter of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 23.08.2017 № TS-702/07 // Bulletin of Education of Russia. 2017. № 21.
8. On the establishment (functioning) of youth social service institutions of youth affairs bodies: Letter of the Ministry of Education of Russia dated 30.09.2002 № 3 // Official Documents in Education. 2002. № 29.
9. On improving the activities of temporary detention centers for juvenile offenders: Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 01.09.2012 № 839 // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_10699 /
10. Akhyadov E.S. Domestic and foreign experience in the prevention of neglect and juvenile delinquency // Young Scientist. 2016. № 2. Pp. 658—662.
11. Vedernikova O.N. Modern trends in the development of juvenile justice abroad // Russian Justice. 2005. № 3.
Вагайцев В.М. — преподаватель
Vagaytsev V.M. — lecturer
Информация об авторе
Information about the author
Статья поступила в редакцию 30.09.2021; одобрена после рецензирования 08.11.2021; принята к публикации 14.11.2021.
The article was submitted 30.09.2021; approved after reviewing 08.11.2021; accepted for publication 14.11.2021.
№ 4/2021