УДК 34
DOI 10.21685/2307-9525-2020-8-2-11
В. Н. Колемасов, Т. А. Сергеева
Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация
СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ
Аннотация. Проанализирована история становления института по противодействию преступности несовершеннолетних, начиная с периода Древней Руси, когда только появились первые мысли о значимости борьбы с данным видом преступности, и заканчивая современным этапом развития подразделений по делам несовершеннолетних. Исследованы статистические данные, отражающие состояние преступности несовершеннолетних в целом по России и отдельно в Пензенской области. Рассмотрены проблемные вопросы, связанные с ростом преступности несовершеннолетних, особенно с таким ее проявлением как латентность. Предлагаются конкретные рекомендации, способствующие устранению выявленных проблем, актуальные на данном этапе развития органов, чья деятельность направлена на борьбу с преступностью несовершеннолетних, ведь кроме инспекторов по делам несовершеннолетних функции по предупреждению данного вида преступности выполняют и другие сотрудники органов внутренних дел. Освещен ряд профилактических мероприятий, организованных и проведенных на территории Пензенской области.
Ключевые слова: преступность несовершеннолетних, детская беспризорность, подразделения по делам несовершеннолетних, предупреждение преступности несовершеннолетних, воспитание, профилактические мероприятия.
V. N. Kolemasov, T. A. Sergeeva
Penza State University, Penza, the Russian Federation
FORMATION OF THE INSTITUTE FOR COMBATING JUVENILE DELINQUENCY, PREVENTION PROBLEMS
Abstract. The article analyzes the history of the establishment of the Institute for combating juvenile delinquency, starting from the period of Ancient Russia, when the first thoughts about the importance of fighting this type of crime appeared, and ending with the modern stage of development of departments for juvenile Affairs. Statistical data reflecting the state of juvenile delinquency in Russia as a whole and separately in the Penza region are studied. Problematic issues related to the growth of juvenile delinquency, especially with its manifestation as latency, are considered. Specific recommendations are proposed to help eliminate the identified problems that are relevant at this stage of development of bodies whose activities are aimed at combating juvenile delinquency, because in addition to juvenile inspectors, other employees of internal Affairs bodies also perform functions to prevent this type of crime. A number of preventive measures organized and conducted on the territory of the Penza region are highlighted.
Key words: juvenile delinquency, street children, division on affairs of minors, prevention of juvenile delinquency, education, preventive measures.
Проблемы преступности несовершеннолетних и индивидуализации ответственности имеют глубокие исторические корни. Ретроспективный анализ противодействия преступности несовершеннолетних позволяет выявить основные ошибки законодателя в целях недопущения их снова, а также использовать и развивать положительный исторический опыт.
Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» 2020. Т. 8, № 2 (30) http://esj.pnzgu.ru ISSN 2307-9525 (Online)
^ш
Основные причины преступности несовершеннолетних были высказаны еще в период Древней Руси, ими являлись отсутствие надлежащего воспитания и беспризорность.
Значимое развитие положений противодействия правонарушениям несовершеннолетних произошло в XVII в. Так, в ст. 79 Сыскного приказа 1666 г. говорилось, что если ребенок младше семи лет кого-либо убьет, то будет невиновен в смерти.
Указом Сената от 23 августа 1742 г. было намечено разделение ответственности за совершение одних и тех же преступлений несовершеннолетними и взрослыми преступниками. К подросткам не применялась смертная казнь, некоторые телесные наказания.
В Указе от 26 июня 1765 г. «О производстве дел уголовных, учиненных несовершеннолетними, и о различии наказания по степени возраста преступников» был зафиксирован безоговорочный запрет применения пыток к детям до десяти лет.
Екатерина II понимала уровень отрицательного влияния на несовершеннолетних в исправительных учреждениях, где отбывали наказание взрослые преступники. В таких городах, как Санкт-Петербург, Москва, Саратов, Киев, были созданы специальные учреждения для содержания несовершеннолетних правонарушителей. 8 апреля 1782 г. Екатериной II был утвержден «Устав благочиния, или полицейский», который закреплял правовой статус полицейских органов, их основные направления деятельности, функции, задачи, систему, а также структуру. Одна из функций полиции по данному документу заключалась в осуществлении контроля за организациями, в которых находились на попечении, воспитании или перевоспитании несовершеннолетние.
В 1819 г. в подчинение Министерству внутренних дел Российской Империи были переданы воспитательные и исправительные дома.
В 1843 г. при Комитете Санкт-Петербургского «Попечительного общества о тюрьмах» был открыт «Приют для арестантских детей», а «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 г. регламентировало освобождение от наказания несовершеннолетних от семи до десяти лет, их передавали родителям или родственникам [1, c. 15].
В 1876 г. был подписан Устав «О предупреждении и пресечении преступлений», который закрепил за полицией и частично за руководителями учебных заведений обязанности по профилактике безнадзорности и предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. Из этого следует, что на полицию возлагался значительный объем предупредительных мер, включающих также контроль за подростками, которые склонны к совершению противозаконных деяний.
Анализируя позицию законодателя XIX в. в вопросе уголовной ответственности и предупреждения совершения преступлений несовершеннолетними, следует отметить, что принятые нормы были направлены на гуманизацию уголовно-правовой политики, данные направления были намечены еще в XVIII в. Но в то же время статистические показатели преступности несовершеннолетних в тот период свидетельствуют о значительном росте противозаконной деятельности лиц, не достигших совершеннолетия.
Исправить ситуацию в Российской Империи не удалось, так как в 1917 г. данное государство прекратило существование [2, с. 73].
В январе 1918 г. положение Декрета Совета народных комиссаров РСФСР «О комиссиях для несовершеннолетних» упразднило суды и тюремное заключение для лиц, не достигших совершеннолетия. Теперь дела преступников в возрасте до 17 лет рассматривали комиссии о несовершеннолетних.
Положения о борьбе с детской беспризорностью были введены Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 23 сентября 1921 г., который закреплял Положение «О детской социальной инспекции». К задачам инспекции относились:
борьба с нищенством, минимизация проституции и спекуляции, пресечение правонарушений, а также борьба с эксплуатацией детей и жестоким обращением с ними.
В дальнейшем были созданы новые детские учреждения, такие как детские дома для трудновоспитуемых детей, трудовые колонии, изоляторы, приемники-распределители и т.п. В данных учреждениях несовершеннолетние должны были проходить обучение и заниматься полезной хозяйственной деятельностью.
Постановлением также вводилась ответственность законных представителей детей и председателей сельсоветов, если не были приняты соответствующие меры для охраны и воспитания детей [3, ^ 34].
С принятием решения о ликвидации при отделах народного образования Комиссий по делам несовершеннолетних правонарушителей появляются детские комнаты милиции, которые назывались «комнаты привода безнадзорных детей». Инспекторы детской комнаты милиции осуществляли свою деятельность в соответствии с Инструкцией НКВД СССР № 116 от 29 июня 1935 г., согласно которой в их обязанности входил поиск законных представителей задержанных несовершеннолетних правонарушителей. Если дети были сиротами, то они направлялись в приемники-распределители для кратковременного содержания. В данных приемниках содержались дети в возрасте до 16 лет. В дальнейшем беспризорников определяли в детские учреждения.
Ввиду отсутствия родителей и близких родственников у детей, численность которых постоянно росла, было принято Постановление СНК СССР от 23 января 1942 г. «Об устройстве детей, оставшихся без родителей», что способствовало ведению такого понятия, как «патронаж».
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. «Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних» вновь была возобновлена работа указанного органа. Деятельности комиссий был присущ повсеместный характер, о нем свидетельствовало многочисленное представительство на всех уровнях [4, с. 119].
Активно развивались в 60-е гг. XX в. и такие субъекты, как детские комнаты милиции, который также выполняли функцию профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Стоит отметить, что они, начиная с1935 г., с положительной стороны зарекомендовали себя в борьбе по организации предупреждения противоправного поведения несовершеннолетних [5, с. 114].
Современные подразделения по делам несовершеннолетних являются основным звеном в существующей государственной системе по профилактике преступности и борьбе с безнадзорность. Их главные задачи заключаются в выявлении обстоятельств, которые влияют на социальное благополучие ребенка, а также в оказании помощи ребенку по становлении его как полноценного гражданина [6, ^ 52].
Обязанностями подразделений по делам несовершеннолетних являются:
- проведение профилактической работы с несовершеннолетними и непосредственно с родителями либо с лицами, их заменяющими;
- определение обстоятельств и выявление круга лиц, которые оказывают или могут оказать в будущем негативное воздействие на несовершеннолетних;
- проведение бесед и консультаций с родителями, в образовательных учреждениях и в иных заинтересованных организациях по поводу профилактики правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, а также разъяснение родителям или же законным представителям положений об их законодательной ответственности за невыполнение обязанностей по воспитанию ребенка и обеспечению его всем необходимым [7, ^ 174].
Права и обязанности родителей по воспитанию и уходу за детьми регулируются ст. 63, 80 СК РФ1.В том случае, если данные обязанности не выполняются или выполняются с существенными нарушениями, предусмотрена ответственность в соответствии со ст. 5.35 КоАП2. Если имело место жестокое обращение с ребенком, то данные действия подпадают под ст. 116, 117, 125, 156 УК РФ3.
Но в обязанности подразделений по делам несовершеннолетних входит не только выявление нарушения, а еще и помощь несовершеннолетним, которая заключается в защите либо восстановлении их прав и интересов4.
Касаемо практической работы сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних следует отметить, что она связана с выполнением следующих действий:
- рассмотрение жалоб и заявлений о нарушенных правах и интересах детей и подростков;
- личный прием граждан (как взрослых, так детей и подростков);
- проверка условий проживания несовершеннолетних и выявление нарушений;
- составление исковых заявлений по вопросам защиты прав детей, а также по поводу лишения отрицательно охарактеризованных родителей родительских прав;
- оказание помощи в бытовом обустройстве и трудоустройстве осужденным несовершеннолетним, которые вернулись из мест изоляции и специальных учреждений.
Если действий, предпринятых сотрудником подразделения по делам несовершеннолетних, оказывается недостаточно, несовершеннолетний подлежит временному изолированию в специальном центре. Данное может произойти только по решению суда после достижения ребенком 14-летнего возраста [8, с. 20].
Кроме инспекторов по делам несовершеннолетних функции по предупреждению преступности несовершеннолетних выполняют и другие сотрудники органов внутренних дел, например, следователи. Именно они, расследуя уголовные дела дольше и чаще всех сотрудников, контактируют с несовершеннолетними правонарушителями [9, с. 20].
Но даже продуктивная работа правоохранительных органов не может свести к нулю наркоманию, алкоголизм, безнадзорность, беспризорность среди несовершеннолетних. В последнее время к негативным направлениям жизнедеятельности добавилась еще и информационно-телекоммуникационная сеть Интернет [10, с. 30].
В настоящее время проблема преступности несовершеннолетних является массовым социально-правовым явлением. Статистические данные показывают, что общее количество лиц, совершивших преступление в РФ за 2018 г., составляет 931 107 человек. Из них 40 860 несовершеннолетних, 44 430 учащихся, студентов [11, с.94]. Несовершеннолетними по России в среднем совершается 2,5 % от общего числа преступлений. Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в России в сравнении с общем числом преступлений 2012-2019 гг., представлено на рис. 1.
1 Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. №223-ФЗ // Правовой Сервер КонсультантПлюс, www.consultant.ru. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (дата обращения: 14.04.2020).
2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. №195-ФЗ // Там же. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 14.04.2020).
3 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ // Там же. — URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 14.04.2020).
4 Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федер. закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ // Там же. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23509/ (дата обращения: 14.04.2020).
2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 Общее число преступлений по России
Число преступлений, совершенных несовершеннолетними
Рис. 1. Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в России в сравнении с общем числом преступлений 2012-2019 гг.5
В некоторых регионах в криминогенную обстановку существенный вклад вносят именно несовершеннолетние. Например, в Камчатской, Мурманской, Кемеровской, Сахалинской, Архангельской областях молодежная и подростковая преступность очень развита [12, с. 286].
На территории Пензенской области, согласно данным на 1 января 2019 г., численность детей в возрасте от 14 до 17 лет не превышает 46 тыс. человек (45 909), а общая численность населения Пензенской области составляет 1 318 103б.
Что касается административных правонарушений, совершенных несовершеннолетними в Пензенской области за 12 месяцев 2019 г., то их численность равна 646: одно мелкое хулиганство, 54 случая распития спиртных напитков, появлений в пьяном виде, 11 фактов употребления наркотических средств.7 Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в Пензенской области в сравнении с общем числом преступлений 2012-2019 гг. представлено на рис. 2.
Но, делая выводы о состоянии преступности, не стоит забывать о ее латентной стороне. Показатель неучтенных преступлений, совершенных несовершеннолетними, довольно высок. В особенности это касается преступлений корыстно-имущественного характера, употребления наркотических средств, хулиганства и насильственных преступлений.
Очень важно вовремя выявить интересы, потребности несовершеннолетнего и пресечь отклонения в поведении на начальном этапе, а также своевременно оказать социализированную помощь [13, с. 131].
5 Состояние преступности // Министерство внутренних дел Российской Федерации : официальный сайт. — URL: https://мвд.рф/folder/101762 (дата обращения: 18.03.2020).
6 Демография // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области : официальный сайт. — URL: https://pnz.gks.ru/demography?print=1 (дата обращения: 20.03.2020).
7 Официальные статистические материалы. Статистические данные по Пензенской области // Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Пензенской области : сайт. — URL: http://kdn.pnzreg.ru/statistika (дата обращения: 15.04.2020).
2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Общее количество преступлений по Пензенской области ■ Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в Пензеской области
Рис. 2. Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в Пензенской области в сравнении с общем числом преступлений 2012-2019 гг.8
Так, в целях борьбы с преступностью несовершеннолетних сотрудниками УМВД по Пензенской области в 2019 г. проведено: 16 информационных мероприятий в молодежной и студенческой среде; 50 рабочих встреч с профессорско-преподавательским составом и психологами средне специальных и высших учебных заведений, с целью координации совместной работы по выявлению лиц, наиболее подверженных влиянию идеологии экстремистских и террористических организаций; 94 профилактические беседы с молодежью.
Осуществлен комплекс мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В подростковых и родительских аудиториях сотрудниками ПДН осуществлено 15 899 выступлений.
На профилактический учет в подразделения по делам несовершеннолетних поставлено 1 368 несовершеннолетних правонарушителей, 868 неблагополучных родителей. По состоянию на 1 января 2020 г. на учете ОВД состоит 1021 подросток и 1 605 законных представителей.
Сотрудниками регулярно проводятся профилактические мероприятия по выявлению и пресечению правонарушений, связанных с употреблением подростками спиртных напитков и наркотических средств, фактов реализации спиртосодержащих напитков несовершеннолетним и вовлечение их в совершение антиобщественных действий. Совместно с детско-юношеским центром «Спутник» проведено 152 акции на улицах областного центра и в образовательных организациях («Безопасный новый год», «Дети за безопасность на дорогах», «Засветись» и др.)9.
В последние годы среди несовершеннолетних стали проявляться некоторые очень тревожные тенденции, а именно: из уличной преступности преступность несовершеннолетних перебралась в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет. В связи с этим на данный момент и отмечается снижение показателей
8 Отчет начальника УМВД России по Пензенской области // Управление МВД России по Пензенской области: официальный сайт. — URL: https://58.мвд.рф/Dejatelnost/Otcheti/othetnah (дата обращения: 18.03.2020).
9 Информация о состоянии оперативной обстановки и результатах работы органов и подразделений внутренних дел Пензенской области за 2019 год // Там же. — URL: https://58.мвд.рф/document/19418756 (дата обращения: 18.03.2020).
преступности несовершеннолетних, так как данный вид преступности в сети Интернет имеет латентную форму [14, с. 92].
В целях предотвращения совершения подобных преступлений представляется необходимым укрепление материально-технической основы комиссий ПДН, улучшение кадрового и иного обеспечения, создание условий для того, чтобы сотрудники могли отслеживать виртуальную жизнь детей, попавших в поле зрения, как склонных к совершению противоправных действий, а иногда и преступлений [15, с. 206].
Подводя итоги исследования стадий становления института по борьбе и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, можно сделать следующие выводы.
Позиция законодателя до времен Екатерины II касаемо вопроса профилактики правонарушений несовершеннолетних не была однозначной. Конкретизированная и устоявшаяся концепция по профилактике правонарушений несовершеннолетних закрепилась лишь в годы правления Екатерины II, с того момента начала развиваться политика, направленная на гуманизацию уголовно-правовой системы в отношении несовершеннолетних, совершивших противоправные деяния, а также на осуществление превенции.
Но, несмотря на положительную в XVIII-XIX вв. политику в исследуемой сфере, в целом уровень противоправных действий со стороны несовершеннолетних возрос.
В период советского времени был заложен прочный фундамент для дальнейшего осуществления профилактики преступности несовершеннолетних. В законодательстве Российской Федерации имеется большое количество норм, закрепленных на законодательном уровне, взятых из политики Советского Союза. В основном, это нормы гуманистического направления, практически отбрасывающие репрессивные методы по борьбе с преступностью несовершеннолетних.
Но проблема профилактики подростковой преступности, являясь социальной болезнью общества, все равно будет одним из важнейших направлений правовой политики государства. Поэтому поиск средств сведения преступности несовершеннолетних к минимуму навсегда останется актуальным и значимыми.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Демидова-Петрова Е. В. Хроники закономерностей преступности несовершеннолетних в России / Е. В. Демидова-Петрова // Мониторинг правоприменения. — 2018. — № 1. — С. 15-24.
2. Беженцев А. А. Ретроспектива профилактики правонарушений несовершеннолетних: Киевская Русь, Московское государство, Российская Империя / А. А. Беженцев // Вестник Сибирского юридического института МВД России. — 2019. — № 1. — С. 73-80.
3. Шабельникова Н. А. Особенности профилактики преступности несовершеннолетних в 1920-е гг.: исторический опыт / Н. А. Шабельникова // Актуальные вопросы борьбы с преступлениями. — 2016. — № 2. — С. 33-37.
4. Беженцев А. А. Ретроспектива профилактики правонарушений несовершеннолетних в Советском Союзе / А. А. Беженцев // Вестник Сибирского юридического института МВД России. — 2019. — № 3. — С. 119-124.
5. Зайнетдинова А. А. Анализ законодательства советского периода в части урегулирования преступности несовершеннолетних / А. А. Зайнетдинова, А. А. Резяпов // Colloquium-journal. — 2019. — № 6. — С. 114-118.
6. Никитина Н. А. Ситуация социального опасного положения как совокупность обстоятельств, порождающих профилактические правоотношения / Н. А. Никитина // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2020. — № 1. — С 48-54.
7. Демидов Н. Н. Совершенствование института ювенальной юстиции в современной России: социальные аспекты и исторические предпосылки / Н. Н. Демидов, Н. С. Ко-стенко // Вестник Воронежского института МВД России. — 2018. — № 4. — С 169-176.
8. Ильина О. В. Долматова К. А. Анализ деятельности подразделений по делам несовершеннолетних / О. В. Ильина, К. А. Долматова // Вестник Пензенского государственного университета. — 2018. — № 1. — С. 19-23.
9. Рыжова О. А. Профилактика преступности в среде несовершеннолетних, особенности на примере Пензенской области / О. А. Рыжова, С. С. Мартынова // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2017. — Т. 5, № 4 (20). — С. 84-90. — URL: http://esj.pnzgu.ru. — Дата публикации: 30.12.2017.
10. Кужугет М. Т. Особенности профилактики преступности несовершеннолетних / М. Т. Кужугет // Вестник Тувинского государственного университета. — 2019. — № 2. — С. 27-36.
11. Свечников Н. И. Профилактика преступлений несовершеннолетних — составная часть деятельности ОВД РФ и образовательных учреждений (на примере Пензенской области) / Н. И. Свечников, М. И. Носова // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2019. — Т. 7, № 3 (27). — С. 92-103. — URL: http://esj.pnzgu.ru. — Дата публикации: 30.09.2019.
12. Деревич А. Р. Уголовная и уголовно-исполнительная политика в отношении несовершеннолетних / А. Р. Деревич // Бюллетень науки и практики. — 2018. — № 3. — С. 286-292.
13. Демидова-Петрова Е. В. Особенности познания современной преступности несовершеннолетних / Е. В. Демидова-Петрова // Вестник Казанского юридического института МВД России. — 2019. — № 3. — С 327-333.
14. Богданов А. В. Причины и условия совершения правонарушений несовершеннолетними и профилактическая деятельность полиции по их предупреждению / А. В. Богданов, И. И. Ильинский, Е. Н. Хазов // Вестник экономической безопасности. — 2019. — № 2. — С. 91-96.
15. Польшиков А. В. Проблемы предупреждения преступлений, связанных с вовлечением несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий / А. В. Польши-ков, Е. А. Буданова // Вестник Воронежского института МВД России. — 2018. — № 2. — С. 202-209.
REFERENCES
1. Demidova-Petrova E. V. Chronicles of Juvenile Delinquency Patterns in Russia. Monitoring pravoprimeneniia = Monitoring of Law Enforcement, 2018, no. 1, pp. 15-24 (in Russian).
2. Bezhentsev A. A. Retrospective Review of Juvenile Delinquency Prevention: Kievan Rus', Muscovy, Russian Empire. Vestnik Sibirskogo iuridicheskogo instituta MVD Rossii = Vest-nik of Siberian Law Institute of the MIA of Russia, 2019, no. 1, pp. 73-80 (in Russian).
3. Shabel'nikova N. A. Features of Juvenile Crime Prevention in the 1920s: Historical Experience Aktual'nye voprosy bor'by s prestupleniiami = Topical Issues of Combating Crimes, 2016, no. 2, pp. 33-37 (in Russian).
4. Bezhentsev A. A. Retrospective of the Prevention of Juvenile Delinquency in the Soviet Union. Vestnik Sibirskogo iuridicheskogo instituta MVD Rossii = Vestnik of Siberian Law Institute of the MIA of Russia, 2019, no. 3, pp. 119-124 (in Russian).
5. Zainetdinova A. A., Reziapov A. A. Analysis of Legislation of the Soviet Period in Part of Settlement of the Crime of Minors. Colloquium-journal, 2019, no. 6, pp. 114-118 (in Russian).
6. Nikitina N. A. The Condition of Socially Dangerous Situation as a Set of Circumstances that Give Rise to Preventive Legal Relations. Iuridicheskaia nauka i pravookhranitel'naia praktika = Legal Science and Law Enforcement Practice, 2020, no. 1, pp 48-54 (in Russian).
7. Demidov N. N., Kostenko N. S. Improving the Institution of Juvenile Justice in Modern Russia: the Social Aspects and Historical Background. Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii = The Bulletin of Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2018, no. 4, pp 169-176 (in Russian).
8. Il'ina O. V. Dolmatova K. A. Analysis of the Activities of Youth Units. Vestnik Pen-zenskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of Penza State University, 2018, no. 1, pp. 19-23 (in Russian).
9. Ryzhova O. A., Martynova S. S. Prevention Crime Among Minors, Feature on the Example of the Penza Region. Elektronnyi nauchnyi zhurnal «Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo» = Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2017, vol. 5, no 4 (20), pp. 84-90 (in Russian). URL: http://esj.pnzgu.ru.
10. Kuzhuget M. T. Theoretical and Practical Aspects pf Prophylaxis of Criminality of Minor. Vestnik Tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Tuva State University, 2019, no. 2, pp. 27-36 (in Russian).
11. Svechnikov N. I. Nosova M. I. Prevention of Crimes of Minors as a Component of the Political Activity and Educational Institutions (on the Example of Penza Region). Elektronnyi nauchnyi zhurnal «Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo» = Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2019, vol. 7, no. 3 (27), pp. 92-103 (in Russian). URL: http://esj.pnzgu.ru.
12. Derevich A. R. Criminal and Criminal-executive Policy Juvenile. Biulleten' nauki i praktiki = Bulletin of Science and Practice, 2018, no. 3, pp. 286-292 (in Russian).
13. Demidova-Petrova E. V. Features of Perception of Modern Juvenile Crime. Vestnik Kazanskogo iuridicheskogo instituta MVD Rossii = Bulletin of the Kazan Law Institute of MIA Russia, 2019, no. 3, pp. 327-333 (in Russian).
14. Bogdanov A. V., Il'inskii I. I., Khazov E. N. The Causes and Conditions of Committing a Juvenile Crime and Preventive Policing for Prevention. Vestnik ekonomicheskoi bezopas-nosti = Vestnik of Economic Security, 2019, no. 2, pp. 91-96 (in Russian).
15. Pol'shikov A. V., Budanova E. A. Problems of Crime Prevention, Involving Minors in the Commission of Antisocial Actions. Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii = The Bulletin of Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2018, no. 2, pp. 202-209 (in Russian).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Колемасов Владимир Николаевич — доцент кафедры правоохранительной деятельности юридического института Пензенского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: kolemasov59@gmail. com.
Сергеева Татьяна Алексеевна — соискатель юридического института Пензенского государственного университета, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация; e-mail: [email protected].
INFORMATION ABOUT AUTHORS
Kolemasov Vladimir N. — Associate Professor, Department of Law Enforcement Activity, Institute of Law, Penza State University, Candidate of Law, Associate Professor, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: [email protected].
Sergeeva Tat'yana A. — Applicant, Institute of Law, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation; e-mail: [email protected].
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ
Колемасов В. Н. Становление института по противодействию преступности несовершеннолетних, проблемы профилактики / В. Н. Колемасов, Т. А. Сергеева // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство».— 2020.— Т. 8, № 2 (30). — С. 95-103 — URL: http://esj.pnzgu.ru. — DOI: 10.21685/2307-9525-2020-8-2-11.
FOR CITATION
Kolemasov V. N., Sergeeva T. A. Formation of the Institute for Combating Juvenile Delinquency, Prevention Problems. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2020, vol. 8, no. 2, pp. 95-103, available at: http://esj.pnzgu.ru. DOI: 10.21685/2307-9525-2020-8-2-11. (In Russian).