Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ МЕР ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕР ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
437
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / КОМИССИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПРАВОНАРУШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Каримова Г.Ю.

В статье рассматриваются основные направления деятельности органов внутренних дел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. Проанализировано содержание основных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних. Перечислены принципы, на основе которых органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляют свою деятельность. Отмечено, что ранняя профилактика включает в себя тесное сотрудничество специалистов из органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по работе с семьей. Каждое подразделение и служба имеют свою сферу профилактики, отдельные объекты, категории лиц, однако методы и средства профилактической деятельности одинаковые. Раскрыто содержание действующих на территории Российской Федерации социальных программ, направленных на социальную реабилитацию несовершеннолетних, совершающих противоправные деяния. Отмечена важная роль взаимодействия органов системы профилактики и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, оказания конкретной социальной и правовой помощи семьям и детям, применения мер принуждения к детям и родителям (законным представителям) в случае их неправомерного поведения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ROLE OF THE DISTRICT POLICE COMMISSIONER IN THE PREVENTION OF JUVENILE DELINQUENCY IN MODERN REALITIES

The article considers the main areas of activity of the internal a airs bodies for the prevention of juvenile delinquency. The content of the main normative legal acts regulating the activities of the bodies of the system of prevention of juvenile delinquency is analyzed. The principles on the basis of which the bodies of the system for the prevention of neglect and juvenile delinquency carry out their activities are listed. It is noted that early prevention includes close cooperation of specialists from the bodies of the system for the prevention of neglect and juvenile delinquency in working with the family. Each department and service has its own sphere of prevention, separate objects, categories of persons, but the methods and means of preventive activity are the same. The content of social programs operating on the territory of the Russian Federation aimed at the social rehabilitation of minors who commit illegal acts is disclosed. Important information is marked.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ МЕР ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

УДК 343.851.5(470)

Г. Ю. КАРИМОВА, доцент кафедры административно-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук (г. Уфа)

G. Y. KARIMOVA, Associate professor of the department of administrative and legal disciplines of the Ufa law institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation Candidate of Law Sciences (Ufa)

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕР ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ON THE ROLE OF THE DISTRICT POLICE COMMISSIONER IN THE PREVENTION OF JUVENILE DELINQUENCY IN MODERN REALITIES

Аннотация. В статье рассматриваются основные направления деятельности органов внутренних дел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. Проанализировано содержание основных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних. Перечислены принципы, на основе которых органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляют свою деятельность. Отмечено, что ранняя профшактика включает в себя тесное сотрудничество специалистов из органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по работе с семьей. Каждое подразделение и служба имеют свою сферу профшактики, отдельные объекты, категории лиц, однако методы и средства профилактической деятельности одинаковые. Раскрыто содержание действующих на территории Российской Федерации социальных программ, направленных на социальную реабилитацию несовершеннолетних, совершающих противоправные деяния. Отмечена важная роль взаимодействия органов системы профилактики и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, оказания конкретной социальной и правовой помощи семьям и детям, применения мер принуждения к детям и родителям (законным представителям) в случае их неправомерного поведения.

Ключевые слова и словосочетания: органы внутренних дел, несовершеннолетние, предупреждение, профшактика, комиссия по делам несовершеннолетних, правонарушение.

Annotation. The article considers the main areas of activity of the internal affairs bodies for the prevention of juvenile delinquency. The content of the main normative legal acts regulating the activities of the bodies of the system ofprevention ofjuvenile delinquency is analyzed. The principles on the basis of which the bodies of the system for the prevention of neglect and juvenile delinquency carry out their activities are listed. It is noted that early prevention includes close cooperation of specialists from the bodies of the system for the prevention of neglect and juvenile delinquency in working with the family. Each department and service has its own sphere of prevention, separate objects, categories of persons, but the methods and means of preventive activity are the same. The content of social programs operating on the territory of the Russian Federation aimed at the social rehabilitation of minors who commit illegal acts is disclosed. Important information is marked.

Keywords and phrases: internal affairs bodies, minors, prevention, prevention, commission on juvenile affairs, offense.

Все элементы системы профилактики имеют свои задачи и функции, способствующие реализации эффективного

воздействия на несовершеннолетних, родителей (законных представителей), на условия и причины противоправного поведения

несовершеннолетних.

Проанализировав законодательство Российской Федерации, можно выделить следующие принципы, на основе которых органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляют свою деятельность:

1) законность;

2) гласность;

3) гуманность;

4) демократизм;

5) приоритет профилактических воспитательных мер над репрессивными;

6) охрана и защита прав и свобод человека и гражданина;

7) поддержка семей и доверительное взаимодействие с ними;

8) индивидуальный подход к каждому несовершеннолетнему;

9) соблюдение конфиденциальности;

10) ответственность должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов детей и другие.

В профилактику противоправного поведения несовершеннолетних входят ранние превентивные меры воздействия, направленные на формирование личности несовершеннолетнего и предотвращение его становления на преступный путь.

Ранняя профилактика включает в себя социально-педагогическую деятельность семьи, учебных заведений и иных общественных и государственных организаций, направленную на уменьшение вероятности появления отклоняющегося поведения у несовершеннолетних через формирование у них нравственных принципов, социально-полезных знаний и навыков, здорового правосознания. Помимо этого, в раннюю профилактику входят меры по коррекции поведения несовершеннолетних, которые уже совершили общественно опасное деяние до достижения возраста уголовной ответственности, и ведущие антисоциальный образ жизни, а также принудительно-воспитательные меры.

Ранняя профилактика включает в себя тесное сотрудничество специалистов из органов системы профилактики безнадзорно-

сти и правонарушений несовершеннолетних по работе с семьей. Основная цель этой работы - профилактика семейного неблагополучия. И основной метод в этом случае - это социальный патронаж. Он предполагает постоянный контакт специалистов с семьей, сбор объективной информации о такой семье и создание эффективного взаимодействия между организациями и учреждениями по профилактике.

В соответствии с семейным законодательством РФ родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном, нравственном развитии детей, а также обеспечить детям получение основного общего образования. Семья, родители в которой не исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению, содержанию, жестоко обращаются или отрицательно влияют на несовершеннолетних детей считаются семьей, находящейся в социально-опасном положении. Главной целью заботы родителей является обеспечение интересов своих детей, поэтому права и обязанности родителей не должны противоречить интересам несовершеннолетних. Родители не имеют права причинять физический и психический вред детям, нравственному развитию детей. Воспитание несовершеннолетних не должно содержать жестокое, грубое, пренебрежительное, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбления и эксплуатацию детей. Родители, которые осуществляют свои права и исполняют обязанности в ущерб правам и интересам детей, несут в установленном законом порядке ответственность [1].

В комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Уфы обратилась женщина с заявлением, просьбой принять меры к супругу и оградить её и своих двоих несовершеннолетних детей от домашнего насилия со стороны супруга. Со слов женщины, супруг воспитанием детей занимается ненадлежащим образом: в присутствии детей систематически устраивает скандалы, доходящие до рукоприкладств, ругается в присутствии детей грубой нецензурной бранью, ежедневно употребляет спиртные

напитки, нигде не работает, материально семью не обеспечивает, денег на содержание детей не дает.

В связи со сложившейся ситуацией она была вынуждена уехать со своими детьми к своей матери. В один из дней по адресу родителей приехал супруг, с просьбой увидеться с детьми, при этом находился в состоянии алкогольного опьянения. Ему во встрече с детьми бабушка и дедушка, родители заявительницы отказали. Заявительница вышла на улицу, где супруг стал избивать её битой. После чего вызвали сотрудников полиции и скорую медицинскую помощь. В больнице ей поставили диагноз: «СГМ» и многочисленные ушибы.

При сборе материалов по факту ненадлежащего воспитания несовершеннолетних детей с мужчиной сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних (далее - ПДН), работниками комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДН и ЗП) неоднократно проводились профилактические беседы.

В отношении супруга неоднократно составлялись административные протоколы по ст. 5.35 ч. 1 КоАП РФ «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних», которые рассматривались на заседаниях КДН и ЗП.

В ходе профилактической работы и оказания психологической помощи, семья находилась на «психологическом сопровождении» по специализированной программе психологов «коррекция поведения родителей, отношения с детьми - Отцы и дети». Вследствие заболевания заявительница умерла от ишемической болезни сердца. Отец детей продолжал употреблять спиртные напитки, участие в воспитании детей не принимал, дети воспитывались бабушкой и дедушкой.

Членами КДН и ЗП на очередном заседании, по заявлению бабушки и дедушки, которые обратились в органы опеки и попечительства при КДН и ЗП с заявлением о лишении отца детей родительских прав, было

принято решение о направлении материалов о лишении родительских прав (отца) в мировой суд. Судом исковое заявление было удовлетворено, и принято решение о том, что отец детей не имеет права проживать совместно с несовершеннолетними детьми, так как своим воспитанием отрицательно влияет на их воспитание и психическое состояние. Дети были переданы на воспитание бабушке и дедушке.

КДН и ЗП применяют меры воздействия в отношении родителей, нарушающих нормы семейного законодательства, на заседаниях комиссии при рассмотрении протоколов об административных правонарушениях при участии не менее двух третей от числа ее членов. Меры воздействия применяются к родителям (законным представителям),-чаще всего за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию своих несовершеннолетних детей, объем которых не позволяет привлечь родителей (законных представителей) к уголовной ответственности. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних» применяются такие меры воздействия, как предупреждение или наложение административного штрафа. Однако, противоправное деяние родителей (законных представителей), за которое предусмотрено административное наказание в соответствии со ст. 5.35 КоАП РФ, связанное с ненадлежащим исполнением обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, граничит с деянием, предусмотренным ст. 156 Уголовного Кодекса РФ «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего».

Таким образом, профилактическая работа с семьей является важной деятельностью на правильном пути становления личности несовершеннолетнего. Именно через своих близких подросток узнает, что такое хоро-

шо, а что такое плохо. Поэтому основным из направлений профилактики, проводимой органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений, является тесный контакт с семьями, в которых растут несовершеннолетние дети или которые оказывают отрицательное воздействие на их развитие и воспитание.

Органы внутренних дел осуществляют огромный объем работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Практически всем службам и подразделениям органов внутренних дел предписывается нормативными актами МВД России непосредственное участие в этой деятельности. Каждое подразделение и служба имеют свою сферу профилактики, отдельные объекты, категории лиц, однако методы и средства профилактической деятельности одинаковые. Например, пресечением правонарушений несовершеннолетних на улице занимается патрульно-постовая служба полиции. Служба участковых уполномоченных полиции занимается выявлением лиц, которые вовлекают подростков в пьянство, бродяжничество, противоправную деятельность. Подразделения уголовного розыска устанавливают несовершеннолетних, занимающихся противоправными деяниями, лица, которые привлекают несовершеннолетних к преступлениям, преступных группировок подростков.

Учреждения уголовно-исполнительной системы, в первую очередь, занимаются предупреждением рецидивной преступности среди несовершеннолетних путем проведения культурно-воспитательной работы, оказанием помощи в социальной адаптации, психологической помощи, медицинской помощи.

Как уже отмечалось, к органам системы профилактики относится прокуратура, осуществляющая надзор за исполнением законов физическими лицами, юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, занимается восстановлением законности. Прокуратура также обеспечивает соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних

и их защиту от дискриминации. В пределах своей компетенции прокуратура:

- занимается предъявлением исков в суд в защиту интересов несовершеннолетних;

- обязательно участвует в судебном заседании при рассмотрении дел о лишении, ограничении и восстановлении родительских прав.

Органы здравоохранения занимаются лечением несовершеннолетних, употребляющих спиртосодержащую и алкогольную продукцию, наркотические, психотропные или одурманивающие вещества, а также осуществляют профилактические меры по борьбе с алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией среди несовершеннолетних, совершающих общественно-опасные деяния. Также одной из функций органов здравоохранения является распространение санитарно-гигиенических знаний о заболеваниях, передаваемых половым путем, о беременности среди несовершеннолетних.

Все эти конкретные меры непосредственно или опосредованно влияют на приоритетное развитие превентивной гуманистической функции в деятельности органов национального правосудия в отношении несовершеннолетних детей. Таким образом, в результате взаимодействия органов системы профилактики и КДН и ЗП оказывается конкретная социальная и правовая помощь семьям и детям, принимаются меры принуждения к детям и родителям (законным представителям) в случае их неправомерного поведения. Именно системный подход представляет собой наиболее эффективное решение проблемы правонарушений и беспризорности несовершеннолетних. Каждое звено системы является незаменимым и обеспечивает стабильную работу КДН и ЗП.

На территории Российской Федерации действуют социальные программы, направленные на социальную реабилитацию несовершеннолетних, совершающих противоправные деяния и в реализации которых ключевую роль выполняют КДН и ЗП. Перечислим наиболее значимые, на наш взгляд, программы.

1. «Не оступись!»

К целям этой программы относятся: профилактика преступности и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, а также рецидивов; социализация и реабилитация таких подростков; индивидуальное сопровождение социальными работниками несовершеннолетних преступников в судах. Основными направлениями деятельности этой программы включают в себя следующие мероприятия:

- развитие системы учреждений и организаций, занимающихся работой с несовершеннолетними, совершими противоправное деяние;

- создание условия для получения объективной и постоянной информации, для ведения межведомственной базы данных несовершеннолетних, которым необходима помощь;

- создание базы данных об имеющихся ресурсах помощи несовершеннолетним, совершающих противоправное поведение;

- усиление координации деятельности учреждений, занимающихся социальным сопровождением и социальной реабилитацией несовершеннолетних преступников;

- организация индивидуального социального сопровождения подростков;

- помощь добровольческим инициативам, которые занимаются поддержкой трудных подростков;

- привлечение к работе в программе благотворительных фондов, бизнес-организаций;

2. «Дружественное детям правосудие»

Цель этой программы: практика рассмотрений дел против несовершеннолетних преступников с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей; создание, развитие и распространение института социальных работников в судах в субъектах РФ. В рамках этой программы предусмотрено проведение следующих мероприятий:

- внедрение в правосудие против несовершеннолетних современных методов;

- разработка и внедрение межведомственных программ индивидуальной работы с несовершеннолетними с отклоняющимся

поведением и их семьями;

- организация экспериментальных площадок по внедрению социальных работников в судах;

- профессиональная подготовка и повышение повышения квалификации социальных работников в судах;

- помощь добровольческим инициативам, занимающимся поддержкой несовершеннолетних с отклоняющимся поведением [2].

КДН и ЗП учувствуют в рамках этих программ путем создания и внедрения социальных проектов, направленных на социализацию и реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.

Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляются и другие программы по профилактике социального неблагополучия детей.

В современный период профилактическая работа инспектором по делам несовершеннолетних с лицами, является наиболее важной проблемой российского общества и приобрела общегосударственное значение. Многие подростки находятся под неблагоприятным влиянием ближайшего круга общения, в том числе и внутри семьи, что приводит к совершению данными лицами правонарушений. Принимаемые меры по улучшению государственной политики в области профилактики опасных негативных социальных явлений неэффективны. До последнего времени нет состояния определенности в распространении перечисленных явлений, в связи с отсутствием государственного статистического учета в Российской Федерации, вследствие чего негативные явления, остаются невидимыми, преобладают в скрытом, абсолютно латентном состоянии, не проявляя себя явным образом. Поэтому эффективность по профилактической работе непосредственно зависит от навыков государственных ведомств, организаций и учреждений взаимодействовать и сотрудничать между собой, чтобы это наименее влекло за собой негативные общественные социальные последствия, такие, как: рост правонарушений и преступлений,

которые совершают несовершеннолетние: алкоголизм, употребление наркотиков, проституция, ухудшение динамики и движения населения в стране.

Цель профилактики заключается в полном предотвращении всех причин, условий и факторов, которые способствуют отклонению в развитии и существованию поведения, которое в обществе неприемлемо. Подростку необходимо объяснять о быстром вхождении в криминальное сообщество в связи с поступками, имеющими противоправность, что пагубно и зачастую связано с невозможностью вернуться в нормальную жизнь общество по причине утраты доверия, а если и возможно - то с огромным усилием, сменой своего круга, друзей, привычек и потребностей, что, увы, для них непривычно в связи с чем государство и люди, которые в нем живут «теряют» человека в лице достойного члена семьи, работника, который стал преступником. Человека покидают нормы морали, нормы духовных качеств лично-

сти с наступлением полного разрушения без дальнейшего развития.

Социум не готов воспринимать личность с противоправным прошлым, связанным с криминалом, в обычной жизни, в подготовке и принятии кадров на постоянную работу, в принятии их в учебные заведения высшего и среднего профессионального образования. Данная категория лиц ищет себя, происходит новое становление человека как личности, что зачастую приводит к возвращению в «криминальный мир», так как человек понимает, что не нужен, получает отрицательный итог в работе и учебе.

Следовательно, речь должна идти о высокой квалификации сотрудников и работников государственных органов и общественных организаций, обладающих полномочиями по обеспечению правопорядка среди подростков, а также подразделений ПДН, так как нужен подход, точность, слаженность в работе, индивидуальность в общении с подростками и их родителями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Семейный кодекс Российской Федерации Федеральный закон от 29.12.1995 № 223-ФЭ // Российская газета. 1996. № 17. Ст. 65.

2. Деятельность Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации // Сайт Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации [Электронный ресурс] URL: http:// www.fo№d-detyam.ru/activity/(дата обращения : 30.12.2015).

О Каримова Г. Ю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.