Закон и право. 2024. № 1. С. 15-19.
Law and legislation. 2024;(1):15-19.
ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ
Научная статья
УДК 342
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-1-15-19 NIION: 1997-0063-12/24-001
EDN: https://elibrary.ru/YDVQWR MOSURED: 77/27-001-2024-12-201
Цифровизация регламентных процедур в правотворческой деятельности федеральных органов
исполнительной власти
Дмитрий Сергеевич Гвоздецкий
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается дальнейшая перспектива цифровизации ведомственного правотворчества, в том числе с учетом официальных позиций по данной проблематике. Отдельно акцентируется внимание на процедуре автосогласования и цифровизации регламентных процедур, касающихся проектирования нормативных актов, разрабатываемых на площадке федеральных органов исполнительной власти. Проработаны вопросы внедрения в ведомственный правотворческий процесс технологий искусственного интеллекта и их влияние на регламентные процедуры ведомств. Проанализированы некоторые проблемы внедрения «цифры» в ведомственное правотворчество, которые могут быть решены посредством внесения изменений в отдельные акты, регламентирующие процедуру проектирования нормативных правовых актов. Представлены выводы по исследуемой проблематике.
Ключевые слова: цифровизация регламентных процедур, автосогласование, федеральные органы исполнительной власти, цифровизация ведомственного правотворчества, государственное управление.
Для цитирования: Гвоздецкий Д.С. Цифровизация регламентных процедур в правотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти // Закон и право. 2024. № 1. С. 15—19. https:// doi.org/10.24412/2073-3313-2024-1-15-19 EDN: https://elibrary.ru/YDVQWR
THEORETICAL AND HISTORICAL LEGAL SCIENCES
Original article
Digitization of regulatory procedures in the law-making activities of federal executive authorities
Dmitry S. Gvozdetsky
Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. This article examines the further perspective of digitizing departmental legislative activities, taking into account official positions on this matter. Special attention is paid to the procedure of autonegotia-tion and digitalisation of regulatory procedures concerning the design of normative acts developed on the platform of federal executive authorities. The implementation of artificial intelligence technologies and their impact on departmental law-making processes are explored. Some challenges in implementing digitization in departmental legislative activities are analyzed, which can be addressed by making changes to specific acts that govern the procedure for designing regulations. Conclusions on the researched issue are presented.
Keywords: digitization of regulatory procedures, autonegotiation, federal executive authorities, digitization of departmental law-making activities, public administration.
For citation: Gvozdetsky D.S. Digitization of regulatory procedures in the law-making activities of federal executive authorities // Law and legislation. 2024;(1):15—19. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-1-15-19 EDN: https://elibrary.ru/YDVQWR
© Гвоздецкий Д.С. М., 2024.
ЗАКОН И ПРАВО • 01-2024 ^ „ --15
Эффективность реализации государственной политики является объективированным отражением правотворческой деятельности. В процесс правотворчества вовлечен значительный круг участников, обладающих соответствующими полномочиями [5, с. 23—28], среди которых ключевое место отводится федеральным органам исполнительной власти, разрабатывающим по поручениям Президента Российской Федерации и (или) Правительства Российской Федерации, а также в инициативном порядке законодательные и иные нормативные правовые акты, являющиеся одним из ключевых инструментов государственного управления.
В то же время нормативная база постоянно обновляется, строится на гибком подходе к каждой сфере и технологии [11], которые закрепляются на соответствующем уровне государственного управления. В связи с этим функционирование федерального законодательства невозможно без действующей системы правовых норм [9], некоторые из них требуют более подробной правовой регламентации и должны приводить к ожидаемым полезным результатам [2, с. 56, 58] на всех уровнях государственного управления, что непосредственным образом отражается на повседневной жизни граждан и развитии государства.
Вышеуказанное обусловливает совершенствование механизма принятия и реализации государственных управленческих решений [12, с. 6], направленных на оптимизацию ведомственного правотворчества, внедрение в ежедневную правотворческую деятельность процедуры автосогласования, в том числе рассмотрение возможности внедрения в указанную работу технологий искусственного интеллекта, а также цифровизации регламентных процедур в процесс нормативно-правового проектирования.
Данные вопросы обстоятельно прорабатывались на площадках федеральных органов исполнительности власти, включая и более высокий уровень. На основании проведенных обсуждений в текущую работу некоторых ведомств внедрена процедура автосогласования нормативно-правового проектирования ведомственных актов, применяемая только в случае непоступления по разрабатываемым ведомственным актам в установленные сроки внутренней и (или) внешней позиции от согласующего органа. Введение нормативных положений, регулирующих процедуру автосогласования, представляется целесообразным, так как позволяет оптимизировать отдельные стадии ведомственного право-
творчества. Данный правотворческий опыт может быть использован по аналогии и в отношении подготовки нормативных актов большей юридической силы.
Процедура автосогласования отдельных стадий ведомственного правотворчества способствует подготовке качественных правотворческих продуктов — нормативных актов и находит свое дальнейшее развитие в автоматизации и в последующем — в цифровизации регламентных процедур в правотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти.
Цифровизация регламентных процедур в рамках дальнейшей цифровизации ведомственного правотворчества возможна, например, в отношении проведения межведомственных согласований, общественного обсуждения (на портале regulation.gov.ru), оценки регулирующего воздействия, получения различных заключений и др. при минимальном участии эксперта.
Безусловно, внедрение цифровых технологий, инновационных решений в ведомственное правотворчество положительно отражается на работе государственного сектора в этом направлении. Одновременно с этим не все новации функционируют корректно в процессе нормативно-правового проектирования.
Например, программная среда Конструктора цифровых регламентов в процессе межведомственного согласования произвольно может добавлять в текст проекта нормативного акта дополнительные символы, видоизменяя его содержание, что влияет в последующем на принятие итоговой отрицательной позиции согласующим ведомством; имеются и иные некорректные интерпретации административных процедур.
Реализация цифровизации регламентных процедур возможна при помощи апробированных на практике соответствующих инновационных решений и внесения соответствующих изменений в отдельные акты, регламентирующие процедуру проектирования нормативных правовых актов. В свою очередь, для выработки государственными органами обоснованных решений необходимо учитывать последние достижения науки и технологий [1, с. 16].
Одновременно с этим цифровые технологии, в том числе функционирующие на модуле искусственного интеллекта, прошли достаточную апробацию от разработки технологии искусственного интеллекта, моделирующей рассуждения эксперта, до появления глубоких нейронных сетей, сочетающих элементы предыдущих технологий [8, с. 90]. Безусловно, поэтапное внедре-
ЗАКОН И ПРАВО • 01-2024
ние технологий искусственного интеллекта в ведомственное правотворчество будет провоцировать определенные проблемы, которые должны быть предметом специального обсуждения [3, с. 33-36].
В продолжение к вышеизложенному возможно привести позицию Председателя Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности В. С. Тимченко, подчеркнувшего, что сегодня процессы цифро-визации и новые технологии активно влияют на все отрасли общественной жизни. «Не исключением является и государственное управление». Также важны проекты, которые реализуются в государственных структурах, решение проблем, которые препятствуют развитию цифровых технологий в области правотворчества [10].
В свою очередь, статс-секретарь — заместитель Министра экономического развития России А.И. Херсонцев отметил, что тематику применения современных технологий в нормотворчестве в последнее время принято использовать в сочетании с такими терминами, как «машиночитаемое право», «искусственный интеллект» [10]. Данные положения нашли отражение в утвержденной Концепции развития технологий машиночитаемого права, направленной в том числе на внедрение технологий машиночитаемого права в нормативно-правовое проектирование. Вместе с этим применение технологий машиночитаемого права в процессе нормативно-правового проектирования сдерживается новизной данного направления, что в некоторой степени замедляет дальнейшее развитие цифровизации ведомственного правотворчества.
Переход на безбумажное взаимодействие, использование технологий искусственного интеллекта правовыми структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти потребует внесения изменений в федеральные отраслевые законы и иные источники права в тех случаях, когда новая структура нормативного регулирования будет целесообразна в условиях становления и перехода языка права на язык «цифры» [4, с. 23].
Правотворческая деятельность, осуществляемая на соответствующих площадках федеральных органов исполнительной власти и иных органов государственной власти, направленная на правовую регламентацию многообразных общественных отношений, требующих своего нормативного регулирования и, соответственно, закрепления на соответствующем уровне государственного управления, составляет важную часть
работы всего государственного сектора. При этом низкий уровень общественного правосознания может свести на нет действие самого совершенного закона [7, с. 28], в том числе связанного с психологическим восприятием норм права [6, с. 65].
В целом планируемый практический результат от внедрения инновационных решений в текущее стадийное ведомственное правотворчество — это повышение качества нормативного массива федерального и регионального уровней, выражающееся, в том числе, в заполнении законодательных «пустот», минимизации дефектов в нормативных актах. В связи с этим необходимо единообразное понимание со стороны эксперта вопросов эффективности применения в ведомственном правотворчестве инновационных решений и синхронизации средств повышения эффективности в процедуре нормативно-правового проектирования с учетом, в том числе, прогностического и опережающего характера правотворческих решений.
В свою очередь, проработка различных решений в части возможности перевода регламентных процедур в цифровой формат должна найти отражение в рамках их закрепления на уровне постановления Правительства Российской Федерации и методических рекомендаций, которые можно утвердить на уровне ведомственного акта.
На основании вышеизложенного возможно привести ряд выводов
1. Применение инновационных решений в нормативно-правовом проектировании — это новый этап цифровой трансформации ведомственного правотворчества, сочетающий элементы предыдущих цифровых технологий. Принятые концепции и государственные программы, направленные на внедрение инновационных решений в правотворческий процесс, нашли свое отражение в ежедневной работе государственных органов, в том числе и федеральных органов исполнительной власти. Вместе с этим некоторые программные решения некорректно интерпретируют отдельные административные процедуры, что замедляет прохождение проекта нормативного акта на различных стадиях его согласования и доработку заинтересованными органами государственной власти и иными участниками правотворческого процесса.
2. Дальнейшая цифровая трансформация ведомственного правотворчества, в том числе принятие новых инновационных решений, должна учитывать недоработки элементов предыдущих
ЬАМ & LEGISLATION • 01-2024
цифровых технологий, без чего невозможно достичь положительного эффекта в стадийном ведомственном правотворчестве. При этом наработанная правотворческая практика, осложненная цифровым элементом, позволяет прорабатывать причины и недостатки применения «цифры» в отдельных правотворческих процедурах. Решение имеющихся проблем поднимет на новый уровень использование цифровых технологий в ведомственном правотворчестве.
3. Цифровизация регламентных процедур в ежедневной ведомственной правотворческой деятельности на сегодняшний день реализуема лишь в определенной части под контролем эксперта соответствующего структурного подразделения федерального органа исполнительной власти. В свою очередь, вопросы внедрения в ведомственный правотворческий процесс технологий искусственного интеллекта и их влияние на регламентные процедуры федеральных органов исполнительной власти — это одна из основ дальнейшей реализации принимаемых государственных программ и концепций, направленных на нормативно-правовое проектирование, осложненное цифровым элементом. Реализация данной новации в правотворчестве непосредственным образом будет отражаться и на повышении уровня функционирования государственного управления.
Итоговый вывод состоит в том, что возможное нормативное закрепление в законодательстве регламентных процедур в цифровом формате — это одно из основных направлений реформирования ведомственного правотворчества, сочетающее традиционные и инновационные решения, применяемые в процессе нормативно-правового проектирования.
Целесообразно также проработать соответствующую методику цифровизации регламентных процедур, предусмотрев в ней полученные результаты органов государственной власти всех уровней, а также представителей исследовательских центров, что позволит получить новое решение в дальнейшей реализации государственной политики по цифровой трансформации ведомственного правотворчества и как практический результат — качественные, ясные, процедурные нормативные акты.
Список источников
1. Аналитический доклад «О состоянии и перспективах развития законодательства, регулирующего процесс интеграции современного
научного знания в механизмы принятия решений на всех уровнях публичной власти» / / Аналитический вестник. 2012. № 24 (467).
2. Гвоздецкий Д. С. Правовое регулирование и эффективность реализации ведомственного нормотворчества // Закон и право. 2019. № 11.
3. Гвоздецкий Д. С. Применение цифровых технологий и искусственного интеллекта как средство повышения качества в ведомственном правотворчестве // Государственная служба и кадры. 2023. № 2. С. 33-36.
4. Гвоздецкий Д. С. Цифровизация ведомственного нормотворчества: теоретический аспект // Правовое государство: теория и практика. 2019. № 4 (58).
5. Ермолаева А.В. Работа с документами, входящими в систему нормативных правовых актов // Делопроизводство. 2023. № 1. С. 23—28.
6. Жинкин С.А. Некоторые проблемы классификации видов эффективности норм права // Пробелы в рос. законодательстве. 2008. № 1.
7. Лустова О.С. Понятие, критерии и условия эффективности правовых норм / / Вестник Челябинского гос. ун-та. 2004. № 1.
8. Новые тренды цифровизации: Россия и мир: Монография / Под ред. Е.В. Пономарен-ко, А.Ю. Вереникиной. М.: ИНФРА-М, 2023.
9. Нормотворчество органов государственного и муниципального управления: Учеб. пособие / Миронов А.Н., Ушаков С.Н. М.: ИНФРА-М, 2019. 201 с.
10. Офиц. сайт Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // http:// council.gov.ru/ events/news/130023/ свободный (Дата обращения: 31.05.2023)
11. URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/56957 (Дата обращения: 20.03.2023)
12. Эффективность государственных управленческих решений в условиях цифровизации: Монография / Отв. ред. С.М. Зубарев. М.: Проспект, 2023.
References
1. Analytical report «On the state and prospects of development of legislation regulating the process of integrating modern scientific knowledge into decision-making mechanisms at all levels of public authority» // Analytical Bulletin. 2012. № 24 (467).
2. Gvozdetsky D.S. Legal regulation and effectiveness of the implementation of departmental rulemaking // Law and legislation. 2019. № 11. 2019.
ЗАКОН И ПРАВО • 01-2024
3. Gvozdetsky D.S. The use of digital technologies and artificial intelligence as a means of improving quality in departmental lawmaking // Civil service and personnel. 2023. № 2. Pp. 33—36.
4. Gvozdetsky D.S. Digitalization of departmental rulemaking: a theoretical aspect // The Rule of Law: Theory and Practice. 2019. № 4 (58) 2019.
5. Ermolaeva A. V. Work with documents included in the system of normative legal acts // Office work. 2023. № 1. Pp. 23—28.
6. Zhinkin S.A. Some problems of classification of types of effectiveness of legal norms // Gaps in Russian legislation. 2008. № 1.
7. Lustova O.S. The concept, criteria and conditions of the effectiveness of legal norms // Bulletin of the Chelyabinsk State University. 2004. № 1.
8. New trends in digitalization: Russia and the world: a Monograph / Edited by E.V. Ponomarenko, A.Yu. Verenikina. Moscow: INFRA-M, 2023.
9. Rule-making of state and municipal government bodies: Studies. Stipend / Mironov A.N., Ushakov S.N. M.: INFRA-M, 2019. 201 p.
10. Official website of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation [Electronic resource] Access mode: http:// council.gov.ru / events/news/130023/ free (accessed: 05/31/2023);
11. URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/56957 (Accessed: 20.03.2023)
12. The effectiveness of public management decisions in the context of digitalization: Monograph / Ed. by S.M. Zubarev. Moscow: Prospekt, 2023.
Информация об авторе
Гвоздецкий Д.С. — старший преподаватель кафедры государственно-правовых и уголовно-правовых дисциплин
Статья поступила в редакцию 10.1 1.2023; одобрена после рецензирования 08.12.2023; принята к публикации 14.12.2023.
Information about the author
Gvozdetsky D.S. — senior lecturer of the department of state law and criminal law disciplines
The article was submitted 10.1 1.2023; approved after reviewing 08.12.2023; accepted for publication 14.12.2023.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Юридическая служба в государственных органах и на предприятиях.
5-е изд., перераб. и доп. Учеб. пособие. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ " Профессиональный учебник". Гриф МНИЦ Судебной экспертизы и исследований / Под науч. ред. С.С. Маиляна, Н.Д. Эриашвили; под общ. ред. А.Ю. Олимпиева, А.В. Тумакова. 303 с.
Юридическая служба
3 ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ И НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
ISBN: 978-5-238-03619-9
В пособии раскрываются понятие, значение, функции и правовой статус юридической службы, а также организация работы юридических служб в организациях и на предприятиях по укреплению законности, охране прав и свобод граждан и юридических лиц. Значительное внимание уделено правовому регулированию претензионно-исковой и договорной работы, в том числе по заключению и расторжению трудового договора. В отдельной главе представлены особенности гражданского судопроизводства, которые необходимо знать работникам юридических служб.
Для студентов (курсантов, слушателей) высших учебных заведений, осуществляющих подготовку юристов, а также преподавателей, аспирантов (адъюнктов), практических работников правоохранительных органов и всех интересующихся организацией и функционированием юридической службы в государственных органах и на предприятиях.
LAW & LEGISLATION • 01-2024