Научная статья на тему 'Влияние цифровых технологий на процесс ведомственного правотворчества'

Влияние цифровых технологий на процесс ведомственного правотворчества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
18
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
ведомственное правотворчество / федеральные органы исполнительной власти / цифровые технологии / departmental law-making / federal executive authorities / digital technologies

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дмитрий Сергеевич Гвоздецкий

В статье обстоятельно рассмотрены вопросы, касающиеся влияния современных цифровых технологий на ведомственный правотворческий процесс, находящие свое отражение в новом формате и принципах работы федеральных органов исполнительной власти с учетом реализации федеральных проектов Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и затронувшие в том числе такое важное направление в государственном управлении, как правотворчество. Акцентируется внимание на том, что цифровые технологии делают ведомственное правотворчество эффективнее, экономя время и бюджетные средства федеральных органов исполнительной власти. Отмечается также, что посредством цифровых технологий проработка значительного объема нормативного материала в процессе проектирования законодательных и подзаконных актов значительно повышается. Представлены выводы по исследуемой проблематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The effect of digital technologies on the process of departmental law-making

The article thoroughly examines the Issues related to the Influence of modern digital technologies on the departmental law-making process, which are reflected in the new format and principles of work of federal executive authorities, taking into account the implementation of federal projects of the National Program «Digital Economy of the Russian Federation». These technologies have also affected an important aspect of government administration, namely law-making. Emphasis is made on the fact that digital technologies make departmental law-making more efficient, saving time and budget funds of federal executive authorities. It is also noted that digital technologies significantly enhance the development of a substantial volume of regulatory material during the process of designing legislative acts and by-laws. Conclusions on the researched problems are presented.

Текст научной работы на тему «Влияние цифровых технологий на процесс ведомственного правотворчества»

Закон и право. 2023. № 11. С. 27-30. Law and legislation. 2023;(11):27-30.

Научная статья УДК 342

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-11-27-30 EDN: https://elibrary.ru/HXGCEI

NIION: 1997-0063-1 1/23-627 MOSURED: 77/27-001-2023-11-827

Влияние цифровых технологий на процесс ведомственного правотворчества

Дмитрий Сергеевич Гвоздецкий

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва,

Россия, GvozdezkiyD@yandex.ru

Аннотация. В статье обстоятельно рассмотрены вопросы, касающиеся влияния современных цифровых технологий на ведомственный правотворческий процесс, находящие свое отражение в новом формате и принципах работы федеральных органов исполнительной власти с учетом реализации федеральных проектов Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и затронувшие в том числе такое важное направление в государственном управлении, как правотворчество.

Акцентируется внимание на том, что цифровые технологии делают ведомственное правотворчество эффективнее, экономя время и бюджетные средства федеральных органов исполнительной власти. Отмечается также, что посредством цифровых технологий проработка значительного объема нормативного материала в процессе проектирования законодательных и подзаконных актов значительно повышается. Представлены выводы по исследуемой проблематике.

Ключевые слова: ведомственное правотворчество, федеральные органы исполнительной власти, цифровые технологии.

Для цитирования: Гвоздецкий Д.С. Влияние цифровых технологий на процесс ведомственного правотворчества // Закон и право. 2023. № 11. С. 27—30. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-11-27-30 ББЫ: https://elibrary.ru/HXGCEI

Original article

The effect of digital technologies on the process of departmental law-making

Dmitry S. Gvozdetsky

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow,

Russia, GvozdezkiyD@yandex.ru

Abstract. The article thoroughly examines the issues related to the influence of modern digital technologies on the departmental law-making process, which are reflected in the new format and principles of work of federal executive authorities, taking into account the implementation of federal projects of the National Program «Digital Economy of the Russian Federation». These technologies have also affected an important aspect of government administration, namely law-making.

Emphasis is made on the fact that digital technologies make departmental law-making more efficient, saving time and budget funds of federal executive authorities. It is also noted that digital technologies significantly enhance the development of a substantial volume of regulatory material during the process of designing legislative acts and by-laws. Conclusions on the researched problems are presented.

Keywords: departmental law-making, federal executive authorities, digital technologies.

For citation: Gvozdetsky D.S. The effect of digital technologies on the process of departmental law-making // Law and legislation. 2023;(11):27—30. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-11-27-30 EDN: https:// elibrary.ru/HXGCEI

© Гвоздецкий Д.С. М., 2023. LAW & LEGISLATION • 11-2023

Воздействие цифровых технологий на право непосредственным образом проявляется в правотворчестве [6, с. 10], позволяя более оперативно определять его основные направления [3, с. 126], экономя время и бюджетные средства федеральных органов исполнительной власти. Данные новации находят свое закрепление в государственных программах и концепциях применения цифровых технологий в текущей правотворческой деятельности, закрепляющие выработку новых подходов в проектировании нормативных актов.

Необходимо обратить внимание на реализацию федеральных проектов Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», затрагивающих в некоторой степени такое важное в государственном секторе направление, как ведомственное правотворчество, реализуемое на площадках федеральных органов исполнительной власти. В связи с этим проблематика цифровизации ведомственного правотворчества сегодня становится одной из важнейших тем, обсуждаемых как в рамках государственного сектора, так и научного и экспертного сообщества в контексте применения «цифры» в процессе проектирования законодательных и подзаконных актов.

При этом положительный опыт правотворческой деятельности с использованием «цифры» уже наработан посредством применения Конструктора цифровых регламентов, предусматривающего весь цикл разработки, согласования и утверждения нормативного акта в безбумажном виде [1]. Наряду с этим имеется и иной положительный опыт, связанный с устранением нормативных барьеров, препятствующих развитию и внедрению новых цифровых технологий [2].

В дополнение к изложенному необходимо отметить также, что значительное участие в цифровой трансформации ведомственного правотворчества принимает Минэкономразвития России при участии заинтересованных органов государственной власти, научного и экспертного сообщества. В частности, Минэкономразвития России была разработана Концепция создания национальной единой среды взаимодействия всех участников нормотворческого процесса при подготовке регуляторных решений, в которой одним из приоритетных направлений является стимулирование использования платформенных решений для обеспечения потребностей граждан, бизнеса и власти.

Концептуальные положения указанной Концепции возможно найдут свое отражение в про-

граммных модулях, функционирующих в том числе с применением технологий искусственного интеллекта, представляющих собой последовательные математические алгоритмы, содержащиеся в двойной нейронной сети с функцией машинного обучения, позволяющие анализировать значительные объемы информации с возможностью распознавания образов (типовых актов) и предложением нового варианта проектируемого нормативного акта в форме правотворческого решения, осложненного технологическим элементом.

Поэтапное внедрение технологий искусственного интеллекта в ведомственное правотворчество будет провоцировать определенные проблемы, которые должны быть предметом специального обсуждения на различных площадках органов государственной власти и отдельной темой для дальнейшей дискуссии [4, с. 33—36].

Одновременно с этим имеются и не решенные проблемы, касающиеся перехода федеральных органов исполнительной власти на безбумажное взаимодействие. В частности, представляется проблематичным разработать программу, в которой необходимо будет предусмотреть все тонкости отраслевого законодательства, а также включить в программную среду встречающиеся неточности и ошибки, допускаемые федеральными органами исполнительной власти для их анализа искусственным интеллектом [5, с. 22].

В свою очередь блокчейн-решения также являются достаточно перспективным направлением в дальнейшей цифровой трансформации ведомственного правотворчества. Предполагается, что блокчейн-решения могут быть использованы как в текущих стадиях проработки проектов нормативных актов заинтересованными органами государственной власти, так и для создания их цифрового реестра.

В целом цифровизация ведомственного правотворчества направлена на совершенствование отраслевого законодательства, в том числе минимизацию допускаемых ошибок в работе федеральными органами исполнительной власти и, соответственно, совершенствование правоотношений. При этом общие принципы проведения работ по цифровизации и автоматизации правотворческих решений, включая критерии этой оценки, необходимо прорабатывать не только на уровне федеральных органов исполнительной власти, но и на более высоком уровне государственной власти.

Кроме того, необходимо отметить, что цифровые технологии делают более открытым для

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2023

граждан ведомственное правотворчество, позволяя последним также оказывать свое влияние на проектируемые положения нормативных актов. Например, официальный сайт «Федеральный портал проектов нормативных правовых актов» (https://regulation.gov.ru) информационно-телекоммуникационной сети Интернет позволяет гражданам участвовать в общественном обсуждении проектов нормативных правовых актов, оставляя на данном сайте свои комментарии и рекомендации по возможной доработке размещенных актов.

Одновременно с этим, как было отмечено ранее, развитие цифровых технологий в ведомственном правотворчестве оказывает значительное влияние на весь правотворческий процесс, экономя как бюджетные средства, так и человеческие ресурсы посредством цифровизации и автоматизации правотворчества с участием кадровых специалистов на завершающей стадии проектируемого нормативного акта.

В связи с этим, как справедливо отмечается в научной литературе, на сегодняшний день следует определить основные направления и принципы цифровизации правотворчества. Важным является установление целей и пределов внедрения в правотворческую деятельность цифровых технологий, чтобы достигнуть ожидаемого положительного эффекта [7, с. 10].

Безусловно, применение цифровых технологий в ведомственном правотворчестве позволяет его вывести на принципиально новый уровень. Данные новации делают возможным кадровым специалистам федеральных органов исполнительной власти в процессе проектирования законодательных и иных нормативных актов применять свои предметные отраслевые юридические знания в сочетании с цифровыми технологиями, упрощающими весь правотворческий процесс на всех стадиях прохождения проекта нормативного акта, предлагая варианты правотворческих решений на основании технологических возможностей интерпретирования полученных решений с минимальной вероятностью допущения типовых ошибок в тексте проектируемого акта.

На основании изложенного возможно привести ряд выводов.

I. Нынешняя действительность предъявляет новые требования к кадровым специалистам, в частности к их глубоким знаниям в отраслевой специфике текущего законодательства Российской Федерации в сочетании с профессиональными

компетенциями в сфере применения цифровых технологий, используемых в процессе проектирования нормативных положений законодательных и иных нормативных актов.

II. Внедрение цифровых технологий в правотворческий процесс следует применять с учетом соблюдения действующих регламентных процедур, включая ограничения и запреты, предусмотренные законодательством, что непосредственным образом отражается на эффективности функционирования всей системы федеральных органов исполнительной власти, включая и иные органы государственной власти.

Список источников

1. Офиц. сайт Минэкономразвития России // URL: https://www.economy.gov.ru/material/ news/ v_rossii_zaregistrirovan_pervyy_cifrovoy_npa.html свободный (Дата обращения: 04.07.2023)

2. Офиц. сайт Минэкономразвития России // URL: https://www.economy.gov.ru/material/ directions/gosudarstvennoe_upravlenie/ свободный (Дата обращения: 04.07.2023)

3. Барзилова И.С. Проблемы использования цифровых технологий в правотворчестве // Социально-политические науки. 2021. Т. 11. № 2.

4. Гвоздецкий Д. С. Применение цифровых технологий и искусственного интеллекта как средство повышения качества в ведомственном правотворчестве // Гос. служба и кадры. 2023. № 2. С. 33-36.

5. Гвоздецкий Д.С. Цифровизация ведомственного нормотворчества: теоретический аспект // Правовое государство: теория и практика. 2019. № 4 (58).

6. Цифровизация правотворчества: поиск новых решений: Монография / Д.А. Пашенцев, М.В. Залоило, О.А. Иванюк, А.А. Головина / Под общ. ред. Д.А. Пашенцева. М.: ИНФРА-М, 2019.

7. Ягофарова И.Д. Цифровые технологии в правотворческой деятельности: теоретико-правовой аспект // Пролог: журнал о праве. 2021. № 2.

References

1. Official website of the Ministry of Economic Development of Russia // URL: https://www. economy.gov.ru/material / news/v_rossii_zaregi-strirovan_pervyy_cifrovoy_npa.html free (Accessed: 04.07.2023)

2. Official website of the Ministry of Economic Development of Russia // URL: https://www.

LAW & LEGISLATION • 11-2023

economy.gov.ru/material / directions/gosudarst-vennoe_upravlenie/ free (Accessed: 04.07.2023)

3. Barzilova I.S. Problems of using digital technologies in lawmaking // Socio-political sciences. 2021. Vol. 11. № 2.

4. Gvozdetsky D.S. The use of digital technologies and artificial intelligence as a means of improving quality in departmental lawmaking // State service and personnel. 2023. № 2. Pp. 33—36.

5. Gvozdetsky D.S. Digitalization of departmental rulemaking: theoretical aspect // The Rule of Law: theory and practice. 2019. № 4 (58).

6. Digitalization of lawmaking: search for new solutions: Monograph / D.A. Pashentsev, M.V. Za-loilo, O.A. Ivanyuk, A. A. Golovin / Under the general ed. D.A. Pashentseva. Moscow: INFRA-M, 2019.

7. Yagofarova I.D. Digital technologies in law-making activity: theoretical and legal aspect // Prologue: Journal of Law. 2021. № 2.

Информация об авторе

Гвоздецкий Д.С. — старший преподаватель кафедры государственно-правовых и уголовно-правовых дисциплин

Статья поступила в редакцию 1 1.09.2023; одобрена после рецензирования 08.10.2023; принята к публикации 14.10.2023.

Information about the author

Gvozdetsky D.S. — senior lecturer of the department of state law and criminal law disciplines

The article was submitted 1 1.09.2023; approved after reviewing 08.10.2023; accepted for publication 14.10.2023.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Юридическая служба в государственных органах и на предприятиях.

5-е изд., перераб. и доп. Учеб. пособие. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ " Профессиональный учебник". Гриф МНИЦ Судебной экспертизы и исследований / Под науч. ред. С.С. Маиляна, Н.Д. Эриашвили; под общ. ред. А.Ю. Олимпиева, А.В. Тумакова. 303 с.

Юридическая служба

3 ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ И НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

ISBN: 978-5-238-03619-9

В пособии раскрываются понятие, значение, функции и правовой статус юридической службы, а также организация работы юридических служб в организациях и на предприятиях по укреплению законности, охране прав и свобод граждан и юридических лиц. Значительное внимание уделено правовому регулированию претензионно-исковой и договорной работы, в том числе по заключению и расторжению трудового договора. В отдельной главе представлены особенности гражданского судопроизводства, которые необходимо знать работникам юридических служб.

Для студентов (курсантов, слушателей) высших учебных заведений, осуществляющих подготовку юристов, а также преподавателей, аспирантов (адъюнктов), практических работников правоохранительных органов и всех интересующихся организацией и функционированием юридической службы в государственных органах и на предприятиях.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.