Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА, КАК БАЗОВАЯ ТЕНДЕНЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА, КАК БАЗОВАЯ ТЕНДЕНЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
общественное развитие / интеграция и интернационализация образования / приоритет образования / система образования / инновационные технологии / потребности личности / адаптивность системы образования / образовательные программы / цифровизация образовательной среды.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коноваленко Е.П.

В статье рассматриваются основные тенденции модернизации отечественного образования. Результатом модернизации должно стать достижение нового качества российского образования, которое определяется, в первую очередь, его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни государства и общества. Основой современной системы модернизации образования являются цифровые образовательные технологии, включающие специально разработанный цифровой контент, реализуемый при помощи цифровых ресурсов в условиях цифровой трансформации всей сферы отечественного образования на всех, без исключения, уровнях. Придание системе образования качеств открытой системы влечет кардинальное изменение ее свойств в направлении большей свободы при планировании обучения, выборе места, времени и темпа, в переходе от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коноваленко Е.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА, КАК БАЗОВАЯ ТЕНДЕНЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-10-187-194 NIION: 2018-0076-10/22-1053 MOSURED: 77/27-023-2022-10-1251

КОНОВАЛЕНКО Евгений Петрович,

начальник кафедры, Ивановская пожарно-спасательная академия государственной противопожарной

службы МЧС России, e-mail: zedzero@mail.r

u

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА, КАК БАЗОВАЯ ТЕНДЕНЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация. В статье рассматриваются основные тенденции модернизации отечественного образования. Результатом модернизации должно стать достижение нового качества российского образования, которое определяется, в первую очередь, его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни государства и общества. Основой современной системы модернизации образования являются цифровые образовательные технологии, включающие специально разработанный цифровой контент, реализуемый при помощи цифровых ресурсов в условиях цифровой трансформации всей сферы отечественного образования на всех, без исключения, уровнях. Придание системе образования качеств открытой системы влечет кардинальное изменение ее свойств в направлении большей свободы при планировании обучения, выборе места, времени и темпа, в переходе от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь».

Ключевые слова: общественное развитие, интеграция и интернационализация образования, приоритет образования, система образования, инновационные технологии, потребности личности, адаптивность системы образования, образовательные программы, цифровизация образовательной среды.

DIGITALIZATION OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY AS A BASIC TREND OF EDUCATION IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS AT THE PRESENT STAGE

Annotation. The article discusses the main trends in the modernization of domestic education. The result of modernization should be the achievement of a new quality of Russian education, which is determined, first of all, by its compliance with the current and promising needs of modern life of the state and society. The basis of the modern education modernization system is digital educational technologies, including specially developed digital content implemented with the help of digital resources in the conditions of digital transformation of the entire sphere of domestic education at all levels, without exception. Giving the education system the qualities of an open system entails a radical change in its properties in the direction of greater freedom in planning education, choosing a place, time and pace, in the transition from the principle of «education for life» to the principle of «education through life».

Key words: social development, integration and internationalization of education, priority of education, education system, innovative technologies, personal needs, adaptability of the education system, educational programs, digitalization of the educational environment.

KONOVALENKO Evgeny Petrovich,

head of the department, Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

Важнейшей мировой тенденцией современного образования является его интеграция и интернационализация, ведущая к сближению стран, созданию условий для формирования единого мирового образовательного пространства. Роль образования на современном этапе развития России определяется тенденциями совершенствования общественно-государственного устройства, необходимостью преодоления возможного отставания страны от мировых схем экономического и общественного развития. Именно образование связано с возрастанием влияния качества человеческого капитала на общественное развитие, с процессом накопления и передачи знаний от поколения к поколению. Поэтому современные и будущие поколения нуждаются в эффективной динамичной системе образования, основанной на инновационных технологиях [9; 14; 16]. Этим и определяется направление российской образовательной политики, которая состоит в обеспечении современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Государственная политика России в области образования базируется на основополагающих принципах, гуманистического характера. Гуманизация образования предполагает приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и технологии обучения, ориентированных на совершенствование личности [11]. Личность, при этом, занимает центральное место в структуре общественных отношений, с акцентом на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами [5; 18].

Основной закон Российской Федерации закрепляет право каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования [7, ст. 43]. Понятие «каждый» подразумевает, что любой человек, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости, - имеет равные права на образование. Как и все основные права и свободы человека, право на образование, понимаемое как свобода образования, является неотчуждаемым и принадлежит каждому от рождения [7, ст. 17].

Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод устанавливает, что «никому не может быть отказано в праве на образование» [4, ст. 2]. Данная формулировка подтверждает право каждого человека на образова-

ние, налагает запрет, на какую бы то ни было дискриминацию в праве на образование, однако Конвенция не конкретизирует уровень получения образования.

Современному человеку на протяжении всей жизни свойственна необходимость обновления своих знаний и компетенций в связи с изменением среды, как в социальном, так и в географическом плане. Сегодня не типична картина, когда человек всю жизнь живет там, где он родился, и занимается тем, чему обучился в юности. В частности, и знания, полученные в вузе, уже не могут оставаться неизменным багажом, эффективно обеспечивающим социальную и профессиональную адаптацию в течение всей жизни. Отсюда возникает необходимость в том, чтобы в течение всей своей жизни человек постоянно учился, совершенствовался, и, возможно, переучивался [15]. Именно это имеется в виду, когда говорят о системе образования в течение всей жизни. Обеспечение права на образование человека в течение всей его жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития личности и способностям осуществляется системой образования в стране.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает автономию образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, информационную открытость и публичность отчетности образовательных организаций. Под автономией образовательной организации понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с законодательными и, иными нормативными правовыми актами РФ и уставом образовательной организации. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам [22].

Для решения задачи повышения конкурентоспособности вуза в условиях ужесточения рыночной среды и постоянно изменяющихся требований экономики требует повышенного внимания к проблеме поиска конкурентных преимуществ, способных предоставить образовательные услуги в инновационном режиме с использованием современных информационных технологий и новшеств в сфере цифровизации образовательной среды [1; 24].

Современные тенденции развития образования свидетельствуют о том, что вскоре техника

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

может во многом заменить труд человека во всех сферах жизнедеятельности. Для примера следует вспомнить о системе дистанционного образования [3; 8; 19], которая позволила получить новые знания, «не выходя из дома». Современные тенденции развития образования основываются на самообучении, потому как усвоение материала зависит исключительно от учащегося. Теперь уже нет необходимости заставлять учить что-то, если человеку действительно нужно образование и знания, то он приложит достаточно усилий самостоятельно. Разумеется, что подобное образование доступно не всем. Дело не в материальном или технологическом обеспечении данного вида учебного процесса, а в способности того или иного лица самостоятельно осваивать учебные программы [2]. Современные тенденции развития образования фокусируются не столько на обучении делать что-либо, сколько на обучении самостоятельно находить и применять необходимую информацию.

Уровень развития информационных и коммуникационных технологий в наши дни позволяет каждому найти массу информации по тому или иному вопросу, и теперь важно не просто найти информацию, а выбрать нужную и правильно ее применить [25]. Многие преподаватели замечают, что традиционные системы образования в ВУЗах все меньше соответствуют необходимому уровню подготовки. Каждый год учебные программы корректируются, но в итоге получается все равно что-то не то. Современные тенденции развития общества вынуждают искать кардинально новые методы преподавания, использовать не просто учебники, а учебники в сочетании с конкретными реальными жизненными примерами и ситуациями. Во многих регионах России уже практикуют методику, при которой ученик сам выбирает необходимые дисциплины для изучения, а преподаватель может лишь подсказать необходимый набор дисциплин. Это можно считать разумным, ведь, по нашему мнению, строителю не всегда важно знать ранние или современные концепции происхождения вселенной. Данному специалисту куда важней знать свойства строительных материалов, математику, физику и другие естественные науки. Необходимо преобразовать систему обучения так, чтобы, придя на работу, человек мог практически сразу же приступить к выполнению своих обязанностей, а сейчас мы зачастую наблюдаем совсем другую картину.

Современные тенденции развития экономики, образования, медицины, технологий и других сфер деятельности общества не являются исчерпывающим перечнем изменений и новшеств, которые мы можем встретить в нашей жизни. Однако, какую бы сферу мы ни взяли для

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

рассмотрения, ключевыми все же будут достижения в технологиях, потому как они наиболее сильно меняют привычные устои и алгоритмы действий [12]. На рубеже ХХ-ХХ1 веков мы столкнулись, с так называемой, эпохой глобальных перемен, которые были вызваны прорывом в микроэлектронике. Новейшие разработки сделали многие мечты и самые смелые предположения реальностью: беспроводной интернет, мобильная связь и т.д. Старшему поколению довелось заново переучиваться и приспосабливаться к кардинально изменившимся условиям труда и жизни, в целом. Молодые люди стремительно вырываются вперед, быстро усваивая огромные потоки информации. Современные тенденции развития общества свидетельствуют о том, что в нынешнем мире успешный человек -это человек, который умеет быстро находить необходимую информацию и эффективно применять ее. Таким образом, мы вплотную подошли к такому понятию, как цифровое информационное общество, в котором основную базу представляют не традиционные труд, земля, капитал, а информация.

Осуществляемая в стране модернизация образования, формирование и обустройство новой модели образовательных организаций требует современного уровня профессиональной компетентности преподавателей, так как именно педагог является самым действенным фактором развития ВУЗа и учащихся [21].

Интеграция и интернационализация образования формируют мировой рынок образовательных услуг. Сегодня появились и действуют более технологичные открытые образовательные системы, которые оказывают образовательные услуги независимо от расстояний и государственных границ. Наряду с традиционным (классическим) образованием стали широко использоваться нетрадиционные способы обучения, основанные на современных образовательных и информационных технологиях. В первую очередь, речь идет о системах открытого и дистанционного обучения [19], которые основаны на интернет-технологиях построенных на основе цифровизации.

Важной тенденцией является индивидуализация обучения, нацеленная на то, чтобы перейти от сложившейся в прошлом системы единообразного обучения для всех к современному качественному образованию для каждого. Такой подход может быть осуществлен посредством разработки разных образовательных программ в соответствии с индивидуальными возможностями, как учащихся, так и преподавателей с использованием современных и перспективных цифровых образовательных технологий.

Основная цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия вызовам XXI века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества и государства. Модернизация российского образования - это инновационный процесс преобразования всей системы образования, нацеленный на максимальное удовлетворение образовательных потребностей учащихся по самому широкому диапазону специальностей, уровней образования, учебных заведений и информационно-образовательных ресурсов. При этом, образование должно давать ожидаемый эффект, независимо от места нахождения, как учащегося, так и образовательного ресурса или услуги, в которой он нуждается, проводиться с использованием самых современных информационных и телекоммуникационных технологий. Результатом модернизации должно стать достижение нового качества российского образования, которое определяется, в первую очередь, его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни страны. Цифрови-зация образовательной среды направлена на повышение качества содержания образования, на проведение исследований и разработок, их внедрение, что предполагает замену традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах деятельности в национальной системе образования России.

Современные образовательные технологии, в первую очередь, должны работать на креативное образование, способствуя творческому развитию личности каждого обучаемого [10]. Основой современной системы модернизации образования оказываются информационные технологии [23]. Существенно, при этом, что инновационные технологии в образовании требуют не только развития образования на основе информационных технологий, но и создания соответствующей информационно-образовательной среды.

Достаточно широко в вузах МЧС России в рамках применения информационных технологий и цифровизации образовательной среды используются самые разнообразные формы и методы учебной работы, которые способствуют формированию у курсантов профессионально значимых качеств, позволяющих выпускнику успешно осуществлять профессиональную деятельность.

В Ивановской пожарно-спасательной академии Государственной противопожарной службы МЧС России достаточно широко используются учебные классы ситуационного моделирования по дисциплинам кафедры пожарной тактики и основ аварийно-спасательных и других неотложных работ (в составе учебно-научного комплекса

«Пожаротушение»). Такие аудитории оснащены соответствующим оборудованием, позволяющим рассматривать динамику и моделировать действия пожарно-спасательных подразделений по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ на объектах защиты. Многие преподаватели-исследователи такие учебные аудитории относят к ситуационным центрам, под которыми понимается, система программно-технических средств, на базе которых предусмотрена возможность осуществления мониторинга и принятия решений в процессе определенных событий [17; 20].

Ситуационный класс оборудован рабочим местом руководителя занятия, видеосистемой большого размера и двадцатью автоматизированными учебными рабочими местами. Рабочее место руководителя занятия оснащено высокопроизводительной ЭВМ и специальным программным обеспечением, все оборудование позволяет синхронизировать работу учебного класса и визуализацию оперативно-тактических действий, осуществляемых с каждого рабочего места. Учебные рабочие места оснащены ЭВМ и специальным программным обеспечением. Ситуационный учебный класс имеет внутренний сервер, а также доступ в интернет для получения необходимой информации, это позволяет обучаемым взаимодействовать между собой и руководителем занятия.

При проведении занятий по учебным дисциплинам кафедры преподавателями успешно используются учебные модули формирования компетенций у обучающихся. Использование того или иного модуля определяется темой занятия и учебными целями занятия. Заслуживает внимания разработанный применительно к требованиям учебно-воспитательного процесса вуза ГПС МЧС России учебный модуль формирования профессионально-значимых качеств курсантов. К таким качествам курсантов модуль относит качества, определяющие способность обучаемого выполнять деятельность по профессиональному назначению в условиях чрезвычайной ситуации, при этом обеспечивать управление личным составом и собой в ситуации риска, проявляя верность профессиональному долгу, решительность и самоотверженность [6].

Учебный модуль ориентирован на проведение занятий с курсантами в классе ситуационного моделирования и является базой для проведения учебных занятий с курсантами по дисциплинам кафедры. Опыт применения учебного модуля при проведении занятий в ситуационном классе позволил сгруппировать методические возможности учебного класса ситуационного моделирова-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

ния в формировании профессиональных компетенций курсантов.

Одной из таких возможностей является формирование и совершенствование широкой базы данных о реальных ситуациях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) и пожаров. Учитывая особый характер и индивидуальность протекания событий при каждой ЧС и пожаре, их можно группировать на типичные и не типичные. Вследствие такой работы на кафедре создается база практико-ориентированных задач, по работе в ЧС и тушении пожаров на объектах защиты различного назначения.

Возможности моделирования оперативной характеристики объектов защиты при ЧС и на месте пожара: цифровые технологии представляют возможность воссоздать все особенности оперативной обстановки при ликвидации ЧС и тушении пожара. Визуализация позволит курсантам объективно оценить суть профессиональной ситуации и найти правильное решение, основываясь на тактических возможностях, имеющейся в распоряжении аварийно-спасательной и пожарной техники.

Проведение занятий в ситуационном классе позволит дифференцировать уровни сложности восприятия учебной информации курсантами, с учетом индивидуальной их подготовленности. Каждый курсант выпускных курсов имеет свой уровень сформированности профессионально значимых качеств, т.е. готовность к выполнению учебных задач профессионального содержания. При этом, руководитель занятия имеет возможность в определенной последовательности усложнять учебную деятельность и, при этом, оценивать результаты работы курсантов.

Важным фактором в оценке оперативной обстановки на занятиях является визуализация события ЧС или пожара. При этом могут быть использованы фото и видеоматериалы, а также компьютерные 3D модели объектов ЧС или пожаров. Возможности класса ситуационного моделирования позволяют корректировать и видоизменять текстовое описание обстановки на месте ЧС или пожара схемами или моделями, фотографиями и т.п.

Применение информационных технологий на занятиях с курсантами на базе класса ситуационного моделирования повышает их мотивацию к овладению профессией, способствует более объективной самооценке личности в процессе профессионального становления и мотивирует к активной самостоятельной работе в процессе освоения профессии пожарного.

Цель и принципы современного образования ориентированы на подготовку обучаемых к полноценному и эффективному участию в обще-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

ственной и профессиональной областях в условиях рыночных отношений. Придание системе образования качеств открытой системы влечет кардинальное изменение ее свойств в направлении большей свободы при планировании обучения, выборе места, времени и темпа, в переходе от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь». На практике такая система реализуется с помощью сетевых технологий [13]. Многие российские вузы активно используют информационные и сетевые технологии в системе очного обучения. В результате этого более эффективное использование современных образовательных технологий в традиционной системе образования постепенно ведет к тому, что будет стираться грань между очными, заочными и дистанционными формами обучения, что и является характерной чертой системы инновационного образования.

Список литературы:

[1] Антонова Д.А., Оспенникова Е.В., Спирин Е.В. Цифровая трансформация системы образования. Проектирование ресурсов для современной цифровой учебной среды как одно из ее основных направлений // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. - 2018. - № 14. -С. 5-37.

[2] Биленко П.Н., Блинов В.И., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю., Кондаков А.М., Сергеев И.С. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / под науч. ред. В.И. Блинова. - М.: Издательство «Перо», 2019. - 98 с.

[3] Гиль А.В., Морозов А.В. Дистанционное образование как тренд современного информационного сообщества // В сборнике: Весенние психолого-педагогические чтения // Материалы IV Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения почетного профессора АГУ А.Г. Буровой / Сост. И.А. Еремицкая. - Астрахань: АГУ, 2020. - С. 140143.

[4] Дополнительный протокол к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Париж, 20.03.1952 // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.echr.coe.int/Documents/ Convention_RUS.pdf (дата обращения 17.08.2022).

[5] Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. - М.: Владос, 2002. - 348 с.

[6] Ермилов А.В. Учебный модуль для формирования профессионально значимых личностных качеств курсантов МЧС России // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 7. - С. 123-128.

[7] Конституция Российской Федерации // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_28399/ (дата обращения 12.09.2022).

[8] Морозов А.В. Дистанционное обучение и его обеспечение в системе современного образования в России // В сборнике: Информационные технологии в обеспечении федеральных государственных образовательных стандартов // Материалы Международной научно-практической конференции. - Елец: ЕГУ, 2014. - С. 257-261.

[9] Морозов А.В. Инновационные образовательные технологии в системе высшего и послевузовского образования // В сборнике: Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации // Материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием / Отв. редактор А.Ю. Нагорнова. - Ульяновск, 2015. - С. 487-493.

[10] Морозов А.В. Креативность как основа творческой компетентности современного специалиста // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. - 2011. - № 3. - С. 73-76.

[11] Морозов А.В. Личностно-ориентирован-ное обучение в современном информационном пространстве // В сборнике: Постсоветское пространство - территория инноваций // 3-я Международная научно-практическая конференция: доклады и сообщения. - М.: МРСЭИ, 2016. - С. 146-150.

[12] Морозов А.В. Новые технологические подходы в современном дистанционном образовании // В сборнике: Проблемное обучение в современном мире // VII Международные Махму-товские чтения: сборник статей / науч. ред. Д.М. Шакирова. - Казань: Отечество, 2018. - С. 361370.

[13] Морозов А.В. Особенности сетевого взаимодействия и электронного обучения в системе непрерывного образования // В сборнике: Электронное обучение в непрерывном образовании -2018 // V Международная научно-практическая конференция. - Ульяновск: УГТУ, 2018. - С. 249256.

[14] Морозов А.В. Психолого-педагогические особенности реализации инноваций в современной информационно-образовательной среде // В сборнике: Инновационные подходы в системе высшего профессионального образования // Материалы итоговой научно-практической конференции преподавателей и студентов / Под ред. Ф.Г. Мухаметзяновой. - Казань, 2015. - С. 256261.

[15] Морозов А.В. Развитие личности обучаемого как важнейшая задача современного непрерывного образования // В сборнике: Непрерывное профессиональное образование как фактор

устойчивого развития инновационной экономики // Материалы 11-ой Международной научно-практической конференции / Под общей редакцией Е.А. Корчагина, Р.С. Сафина. - Казань: КГАСУ, 2017. -С. 287-291.

[16] Морозов А.В. Роль и значение современных электронных технологий в образовательном процессе вуза // В сборнике: Современные инновационные информационно-образовательные технологии в подготовке будущих бакалавров // Материалы итоговой научно-практической конференции преподавателей и аспирантов / под ред. Ф.Г. Мухаметзяновой. - Казань: ТИСБИ, 2014.

- С. 188-194.

[17] Морозов А.В. Управленческая психология. - М.: Академический Проект, 2008. - 288 с.

[18] Морозов А.В. Формирование гражданской идентичности российской молодёжи в процессе её социализации // В сборнике: Формирование гражданской идентичности молодёжи в условиях социально-экономических реалий российского общества // Материалы Международной научно-практической конференции. - Казань: АСО, 2017. - С. 165.

[19] Морозов А.В., Терещенко А.Ю. Дистанционные образовательные технологии и их правовое регулирование // Образование и право. - 2020.

- № 3. - С. 262-267.

[20] Пешков А.В., Карама Е.А. Ситуационное моделирование. - Екатеринбург: Уральский институт ГПС МЧС России, 2013. - 90 с.

[21] Уваров А.Ю., Гейбл Э., Дворецкая И.В. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина. - М.: НИУ ВШЭ, 2019. - 343 с.

[22] Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об образовании в Российской Федерации» // [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения 22.09.2022).

[23] Формирование цифровой грамотности обучающихся: Методические рекомендации для работников образования в рамках реализации Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» / Авт.-сост. М.В. Кузьмина и др. - Киров: ИРО Кировской области, 2019. - 47 с.

[24] Bashkireva T., Bashkireva А., Morozov А., Tsvetkov S., Popov A. Problems of the formation of digital competence in the modern educational space // В сборнике: Journal of Physics: Conference Series. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall. Krasnoyarsk, Russian Federation. - 2020. - Vol. 1691 (1). - C. 012130.

[25] Morozov A.V., Kozlov О.А. Information and communication technologies in modern digital educational environment // В сборнике: CEUR Workshop Proceedings. 2. Сер. «InnoCSE 2019 -

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

Proceedings of the 2nd Workshop on Inovative Approaches in Computer Science within Higher Education». - 2019. - Vol. 2562. - Рр. 211-217.

Spisok literatury:

[1] Antonova D.A., Ospennikova E.V., Spirin E.V. Cifrovaya transformaciya sistemy obrazovaniya. Proektirovanie resursov dlya sovremennoj cifrovoj uchebnoj sredy kak odno iz ee osnovnyh napravlenij // Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitar-no-pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Informa-cionnye komp'yuternye tekhnologii v obrazovanii. -2018. - № 14. - S. 5-37.

[2] Bilenko P.N., Blinov V.l., Dulinov M.V., Esenina E.Yu., Kondakov A.M., Sergeev I.S. Didak-ticheskaya koncepciya cifrovogo professional'nogo obrazovaniya i obucheniya / pod nauch. red. V.l. Bli-nova. - M.: Izdatel'stvo «Pero», 2019. - 98 s.

[3] Gil' A.V., Morozov A.V. Distancionnoe obra-zovanie kak trend sovremennogo informacionnogo soobshchestva // V sbornike: Vesennie psiholo-go-pedagogicheskie chteniya // Materialy IV Mezhre-gional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvy-ashchennoj 90-letiyu so dnya rozhdeniya pochetnogo professora AGU A.G. Burovoj / Sost. I.A. Eremickaya. - Astrahan': AGU, 2020. - S. 140-143.

[4] Dopolnitel'nyj protokol k Konvencii o zash-chite prav cheloveka i osnovnyh svobod. Parizh, 20.03.1952 // [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.echr.coe.int/Documents/Convention_ RUS.pdf (data obrashcheniya 17.08.2022).

[5] Evladova E.B., Loginova L.G., Mihajlova N.N. Dopolnitel'noe obrazovanie detej. - M.: Vlados, 2002. - 348 s.

[6] Ermilov A.V. Uchebnyj modul' dlya formirovaniya professional'no znachimyh lichnostnyh kachestv kursantov MCHS Rossii // Pedagogich-eskoe obrazovanie v Rossii. - 2017. - № 7. - S. 123128.

[7] Konstituciya Rossijskoj Federacii // [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (data obrashcheniya 12.09.2022).

[8] Morozov A.V. Distancionnoe obuchenie i ego obespechenie v sisteme sovremennogo obrazovaniya v Rossii // V sbornike: Informacionnye tekhnologii v obespechenii federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov // Materialy Mezhdunar-odnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Elec: EGU, 2014. - S. 257-261.

[9] Morozov A.V. Innovacionnye obrazova-tel'nye tekhnologii v sisteme vysshego i poslevu-zovskogo obrazovaniya // V sbornike: Aktual'nye problemy sovremennogo obrazovaniya: opyt i inno-vacii // Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii (zaochnoj) s mezhdunarodnym uchastiem / Otv.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

redaktor A.Yu. Nagornova. - Ul'yanovsk, 2015. - S. 487-493.

[10] Morozov A.V. Kreativnost' kak osnova tvorcheskoj kompetentnosti sovremennogo special-ista // Chelovecheskij faktor: problemy psihologii i ergonomiki. - 2011. - № 3. - S. 73-76.

[11] Morozov A.V. Lichnostno-orientirovannoe obuchenie v sovremennom informacionnom pros-transtve // V sbornike: Postsovetskoe prostranstvo -territoriya innovacij // 3-ya Mezhdunarodnaya nauch-no-prakticheskaya konferenciya: doklady i soobsh-cheniya. - M.: MRSEI, 2016. - S. 146-150.

[12] Morozov A.V. Novye tekhnologicheskie podhody v sovremennom distancionnom obrazovanii // V sbornike: Problemnoe obuchenie v sovremen-nom mire // VII Mezhdunarodnye Mahmutovskie cht-eniya: sbornik statej / nauch. red. D.M. Shakirova. -Kazan': Otechestvo, 2018. - S. 361-370.

[13] Morozov A.V. Osobennosti setevogo vzai-modejstviya i elektronnogo obucheniya v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya // V sbornike: Elektron-noe obuchenie v nepreryvnom obrazovanii - 2018 // V Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya kon-ferenciya. - Ul'yanovsk: UGTU, 2018. - S. 249-256.

[14] Morozov A.V. Psihologo-pedagogicheskie osobennosti realizacii innovacij v sovremennoj infor-macionno-obrazovatel'noj srede // V sbornike: Innovacionnye podhody v sisteme vysshego professional'nogo obrazovaniya // Materialy itogovoj nauch-no-prakticheskoj konferencii prepodavatelej i studen-tov / Pod red. F.G. Muhametzyanovoj. - Kazan', 2015. - S. 256-261.

[15] Morozov A.V. Razvitie lichnosti obuchae-mogo kak vazhnejshaya zadacha sovremennogo nepreryvnogo obrazovaniya // V sbornike: Nepreryv-noe professional'noe obrazovanie kak faktor ustojchi-vogo razvitiya innovacionnoj ekonomiki // Materialy 11-oj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / Pod obshchej redakciej E.A. Korchagina, R.S. Safina. - Kazan': KGASU, 2017. - S. 287-291.

[16] Morozov A.V. Rol' i znachenie sovremen-nyh elektronnyh tekhnologij v obrazovatel'nom processe vuza // V sbornike: Sovremennye innovacionnye informacionno-obrazovatel'nye tekhnologii v podgotovke budushchih bakalavrov // Materialy itogovoj nauchno-prakticheskoj konferencii prepodavatelej i aspirantov / pod red. F.G. Muhametzyanovoj. - Kazan': TISBI, 2014. - S. 188-194.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[17] Morozov A.V. Upravlencheskaya psi-hologiya. - M.: Akademicheskij Proekt, 2008. - 288 s.

[18] Morozov A.V. Formirovanie grazhdanskoj identichnosti rossijskoj molodyozhi v processe eyo socializacii // V sbornike: Formirovanie grazhdanskoj identichnosti molodyozhi v usloviyah social'no-eko-nomicheskih realij rossijskogo obshchestva // Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Kazan': ASO, 2017. - S. 165.

[19] Morozov A.V., Tereshchenko A.Yu. Distan-cionnye obrazovatel'nye tekhnologii i ih pravovoe regulirovanie // Obrazovanie i pravo. - 2020. - № 3. - S. 262-267.

[20] Peshkov A.V., Karama E.A. Situacionnoe modelirovanie. - Ekaterinburg: Ural'skij institut GPS MCHS Rossii, 2013. - 90 s.

[21] Uvarov A.Yu., Gejbl E., Dvoreckaya I.V. Trudnosti i perspektivy cifrovoj transformacii obra-zovaniya / pod red. A.Yu. Uvarova, I.D. Frumina. -M.: NIU VSHE, 2019. - 343 s.

[22] Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 30.12.2021) «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» // [Elektronnyj resurs] URL: https://base. garant.ru/70291362/ (data obrashcheniya 22.09.2022).

[23] Formirovanie cifrovoj gramotnosti obu-chayushchihsya: Metodicheskie rekomendacii dlya

rabotnikov obrazovaniya v ramkah realizacii Feder-al'nogo proekta «Cifrovaya obrazovatel'naya sreda» / Avt.-sost. M.V. Kuz'mina i dr. - Kirov: IRO Kirovskoj oblasti, 2019. - 47 s.

[24] Bashkireva T., Bashkireva А., Morozov А., Tsvetkov S., Popov A. Problems of the formation of digital competence in the modern educational space // V sbornike: Journal of Physics: Conference Series. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall. Krasnoyarsk, Russian Federation. - 2020. - Vol. 1691 (1).

- C.012130.

[25] Morozov A.V., Kozlov O.A. Information and communication technologies in modern digital educational environment // V sbornike: CEUR Workshop Proceedings. 2. Сер. «InnoCSE 2019 - Proceedings of the 2nd Workshop on Inovative Approaches in Computer Science within Higher Education». - 2019.

- Vol. 2562. - Рр. 211-217.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.