Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ЕЁ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ЕЁ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
110
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Ключевые слова
психологическая безопасность / субъекты образовательного процесса / правовое обеспечение / образовательный процесс / консциентальная война / образовательная среда / средства массовой информации / образовательная организация / здоровье / личность

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Морозов А.В.

В статье рассматривается проблема, обусловленная актуальной необходимостью обеспечения психологической безопасности как обучаемых, так и обучающих – всех, без исключения, лиц, являющихся субъектами образовательного процесса; особое внимание, при этом, уделяется рассмотрению правового обеспечения заявленной проблемы в системе отечественного образования в современных условиях, характерной особенностью которых является развязанная в отношении нашего государства консциентальная война.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Морозов А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ЕЁ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-10-275-282 NIION: 2018-0076-10/22-1065 MOSURED: 77/27-023-2022-10-1263

МОРОЗОВ Александр Владимирович,

главный научный сотрудник НИЦ-2, ФКУ «НИИ ФСИН России», e-mail: doc_morozov@mail.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ЕЁ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация. В статье рассматривается проблема, обусловленная актуальной необходимостью обеспечения психологической безопасности как обучаемых, так и обучающих - всех, без исключения, лиц, являющихся субъектами образовательного процесса; особое внимание, при этом, уделяется рассмотрению правового обеспечения заявленной проблемы в системе отечественного образования в современных условиях, характерной особенностью которых является развязанная в отношении нашего государства консциентальная война.

Ключевые слова: психологическая безопасность, субъекты образовательного процесса, правовое обеспечение, образовательный процесс, консциентальная война, образовательная среда, средства массовой информации, образовательная организация, здоровье, личность

MOROZOVAlexander Vladimirovich,

chief researcher of SIC-2, FSI «Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia»

PSYCHOLOGICAL SAFETY OF THE SUBJECTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS AND ITS LEGAL SUPPORT

Annotation. The article deals with the problem caused by the urgent need to ensure the psychological safety of both trainees and trainees - all, without exception, persons who are subjects of the educational process; special attention is paid to the consideration of the legal support of the stated problem in the system of domestic education in modern conditions, a characteristic feature of which is the consentient war.

Key words: psychological security, subjects of the educational process, legal support, educational process, consentient war, educational environment, mass media, educational organization, health, personality

Проблема психологической безопасности субъектов образовательного процесса в последние годы становится всё более значимой и актуальной. Психологическая безопасность субъектов образовательного процесса - одно из самых важных условий для успешного учебно-воспитательного процесса, для формирования и развития личности, а также её самоопределения и самоактуализации [32]. В рамках Стратегии национальной безопасности Российской Федерации подчёркивается, что в условиях глобализации и появления новых угроз и рисков, Россия переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности, а одним из основных постулатов является укрепление внутреннего единства российского общества [28]. Психологическая безопасность субъектов образовательного процесса рассматри-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

вается как защищённость их жизни, здоровья, прав и свобод, чести и достоинства.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2010 № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещённой для распространения среди детей, относится информация: «побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий; способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, никотинсодержа-щую продукцию, алкогольную и спиртосодержа-

щую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным; содержащая изображение или описание сексуального насилия; отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи; оправдывающая противоправное поведение; содержащая нецензурную брань; содержащая информацию порнографического характера и др.» [29].

В утверждённой позднее распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.12.2015 № 2471-р Концепции информационной безопасности детей подчёркивается, что «исходя из понимания информационной безопасности детей как защиты ребёнка от дестабилизирующего воздействия информационной продукции и создания условий информационной среды для позитивной социализации и индивидуализации, оптимального социального, личностного, познавательного и физического развития, сохранения психического и психологического здоровья и благополучия, а также формирования позитивного мировосприятия» [24]. В указанном нами документе отдельно отмечается тот факт, что «процесс социализации через традиционные институты (семьи, школы) все активнее дополняется средствами массовой информации (далее - СМИ) и массовых коммуникаций, особенно информационно-телекоммуникационной сетью «Интернет», которые становятся важнейшими институтами социализации, образования и просвещения нового поколения, в определённой мере замещая традиционно сложившиеся формы» [24]. О том огромном влиянии, которое оказывают современные СМИ на нравственное воспитание, психическое и физическое здоровье детей и молодёжи мы неоднократно акцентировали внимание в наших более ранних публикациях [19; 20].

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 определяет «ответственность педагогов и руководителей образовательной организации за создание условий и реализацию педагогических стратегий, не причиняющих вред физическому или психическому здоровью обучающихся; ответственность участников образовательного процесса (педагогов, родителей, обучающихся) за сохранение и укрепление здоровья обучающихся, поддержки стремления к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию; уважения чести и

достоинства как работников образовательной организации, так и обучающихся» [30].

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р подчёркивается, что «важнейшей целью Российской Федерации в сфере воспитания детей становится развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей современными умениями и знаниями, готовой к мирному созиданию и защите Родины» [25].

В утверждённой Минобрнауки России от 19.12.2017 Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года особое внимание уделено тому, что деятельность указанной службы должна выстраиваться таким образом, чтобы «учитывать общечеловеческие ценности жизни человека, свободного развития личности, адекватности образования задачам возрастного развития обучающихся. Основной задачей службы рассматривается психологическое здоровье всех участников образовательного процесса, понимаемое как духовно-нравственное становление личности и её развитие» [6].

Анализ содержания приведённых нами выше нормативно-правовых актов даёт все основания сделать вывод о том, что психологическая безопасность в современном обществе рассматривается в качестве одного из важнейших условий полноценного и гармоничного развития субъектов образовательного процесса, сохранения и укрепления как физического, так и психологического здоровья. Психологическому здоровью отводится роль основы жизнеспособности обучающегося, которому в процессе детства и отрочества приходится решать непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, учиться, жить, работать, нести ответственность за себя и других, осваивать систему знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить личностный образ. В полной мере это относится и к развитию творческих способностей, креативности [16], опираясь на которые субъекты образовательного процесса более адекватно оценивают происходящее, развивают стрессоустойчивость [34], толерантность и другие профессионально важные личностные качества.

Психологическая безопасность субъектов образовательного процесса является понятием, интегративным по своей сути, включающим не только безопасность личности педагогов, обучающихся и их родителей, но и защиту общественного порядка и спокойствия, духовных ценностей, прав

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

и свобод образовательных организаций и их нормальной жизнедеятельности. Образовательная среда образовательной организации, является частью жизненной среды человека. Учебные заведения, являясь одним из наиболее значимых социальных институтов общества, представляются самостоятельными субъектами безопасности. Важность изучения психологической безопасности субъектов образовательного процесса определяется тем, что образовательная организация способна строить свою локальную систему безопасности как через призму процессов воспитания и обучения, так и через решение задач формирования и развития личности.

В современных условиях консциентальной войны, развязанной Западом в отношении нашего государства, характерной особенностью которой является противостояние двух социальных систем, ни для кого не является секретом, что западными спецслужбами задействован огромный потенциал средств массовой информации, нацеленных, в первую очередь, на молодёжную аудиторию с целью дестабилизации гражданской позиции [15; 26], фальсификации и замены личностных установок и конструктов, на подрыв устоев, традиций и ценностей нашего государства [11], на трансформацию менталитета в условиях социальных изменений и разрушение русской ментальности [9; 27].

В связи с вышеизложенным, одной из важнейших задач в сфере отечественного образования становится проблема сохранения здоровья субъектов образовательного процесса с учётом обеспечения их психологической безопасности. При этом, многими исследователями отмечается необходимость изучения различных аспектов психологической безопасности образовательной среды [2; 4; 5; 7; 8; 21; 22; 31; 33 и др.], обеспечивающей психологическую безопасность и сохранение здоровья субъектов образовательного процесса.

По мнению И.А. Баевой, моделирование психологической безопасности образовательной среды должно исходить из следующих принципов:

• принцип опоры на развивающее образование;

• принцип психологической защиты личности;

• помощь в формировании социально-психологической умелости [1].

При этом, «обеспечение психологической безопасности образовательной среды и, как следствие, охрана и поддержание психологического здоровья её участников, должно быть приоритетным направлением деятельности службы сопровождения в системе образования, одной из задач которой является осуществление мониторинга

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

психологической безопасности. Основными показателями психологической безопасности образовательной среды выступают:

• качество межличностных отношений;

• комфортность образовательной среды;

• защищённость от психологического насилия;

• удовлетворённость образовательной средой» [23, с. 203].

Таким образом, безопасная образовательная среда выступает как эффективное межличностное взаимодействие, способствующее развитию психологически здоровой личности при обязательном условии соблюдения принципа здоро-вьесбережения, способствующего формированию стрессоустойчивости [10; 13; 17; 34]. Человек может быть здоровым только в строго определённых условиях. Одним из важнейших из таких условий, по нашему глубокому убеждению, является безопасная образовательная среда.

В числе основных положений концепции психологической безопасности образовательной среды выделяют следующие:

• образование как отрасль человекопроиз-водства;

• образовательная среда как часть образовательного пространства;

• угроза психологической безопасности образовательной среды [3].

К основным угрозам психологической безопасности субъектов образовательного процесса относят:

1) неразвитость системы психологической помощи в образовательной организации и, как следствие - чрезвычайно низкая эффективность психологического сопровождения субъектов образовательного процесса - самым непосредственным образом коррелирующая с угрозой как для физического, так и для психического здоровья;

2) отсутствие удовлетворённости обучающихся в личностно-доверительном общении и, как следствие этого - состояние эмоционального дискомфорта, сопровождающееся заниженной самооценкой, неуважительным отношением к себе, нежеланием обращаться за помощью и т.д.;

3) профессиональная деформация, сопровождающаяся личностными деструкциями, угрозами психическому здоровью, являющимися, как правило, следствием эмоционального выгорания педагогов образовательной организации, причина чего нередко обусловлена отсутствием навыка использования психологических защит, самовосстановления и т.д.;

4) непризнание референтной значимости образовательной среды и, как следствие - отрицание субъектами образовательного процесса

норм и ценностей, общепринятых в конкретной образовательной организации, сопровождающееся настойчивым желанием прекратить всякое взаимодействие и как можно скорее с ней расстаться;

5) психологическое насилие, происходящее в процессе взаимодействия в образовательной среде - проявляющееся в неблагоприятном духовном, психическом и/или физическом воздействии на субъект образовательного процесса, понижающее его нравственный, психический и жизненный статус, причиняющее ему как душевные, так и физические страдания и, как следствие - получение психологической травмы [7].

Резюмируя вышеизложенное, считаем необходимым подчеркнуть, что констатировать психологическую безопасность субъектов образовательного процесса можно лишь в том случае, когда большинство участников испытывают состояние психологического комфорта, ощущают свою принадлежность, имеют позитивное отношение к образовательной среде, в которой находятся, и достаточно высокий уровень личной удовлетворённости.

В современных условиях цифровизации системы образования и общества, в целом, особенно, с учётом весьма динамично складывающихся, в последнее время, обстоятельств, немаловажное значение имеет, на наш взгляд, разработка отечественной системы оценки результативности научных исследований [12], позволяющей систематизировать требования к субъектам образовательного процесса, с одной стороны, и обеспечить их психологическую безопасность, с другой стороны, путём решения одного из значимых аспектов научно-образовательной деятельности, предусмотрев не только функцию контроля, но и своевременной коррекции [14] тех или иных показателей.

Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса, направленное на обеспечение их психологической безопасности, может считаться успешным, если оно:

• соотносится с проблемами возрастного и профессионального развития её участников;

• строится на принципах активного социально-психологического обучения;

• осуществляется комплексно в отношении всех субъектов;

• включает групповые дискуссии и обучение жизненно важным умениям по вопросам безопасного психологического взаимодействия, ненасильственной коммуникации, последствий психологического насилия для личностного роста;

• основой для его проектирования и моделирования служат показатели психологической безопасности образовательной среды в образовательной организации и её отражение в характеристиках психического здоровья.

Психологически безопасная образовательная среда не только способствует удовлетворению и развитию социально-ориентированных потребностей субъектов образовательного процесса, сохранению и повышению самооценки, снижению уровня личностной тревожности, улучшению структуры коммуникаций, повышению стрессоустойчивости, но и обеспечивает наиболее полное раскрытие личностного потенциала, обеспечивая психологическую безопасность и сохранение здоровья как обучающихся, так и педагогов в современных условиях.

К условиям функционирования безопасной среды в современной образовательной организации, как правило, относят следующие:

• организация полинасыщенной образовательной среды, стимулирующей всестороннее развитие субъектов образовательного процесса;

• высокий уровень психолого-педагогической компетентности как педагогов, административно-управленческого персонала, так и родителей обучающихся;

• предотвращение возможных угроз для целенаправленного, продуктивного и устойчивого развития субъектов образовательного процесса;

• эффективное применение педагогическим составом адекватных сложившейся ситуации методов и технологий работы с учётом происходящих изменений и существующих тенденций в образовательной практике;

• отсутствие проявлений психического насилия во взаимодействии участников образовательного процесса;

• выстраивание и контроль системы взаимодействия среди субъектов образовательного процесса, направленной на удовлетворение основных потребностей в личностно-доверитель-ном, комфортном и гармоничном коммуникативном процессе.

Среди существующих основных норм, определяющих минимальные требования к качеству условий и регламентации организации образовательного процесса в современной образовательной организации, являются требования СанПиНов [17], аккредитационные требования, требования по проведению диагностики, направленной на профессиональную оценку личности [18], требования по проведению аттестации, а также требования к квалификационным характеристикам педагогических работников.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

Таким образом, резюмируя все вышесказанное, считаем необходимым отметить, что проблема обеспечения психологической безопасности субъектов образовательного процесса и её правового обеспечения, самым тесным образом сопряжённая с проблемой обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в условиях консциентальной войны, развязанной агрессивным Западом в отношении нашей страны, требует сегодня самого пристального внимания со стороны общества и государства, всех отечественных социальных институтов.

Список литературы:

[1] Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. - СПб.: Союз, 2002. - 271 с.

[2] Баева И.А., Волкова И.А., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды. - М.: Эконом-Информ, 2009. -246 с.

[3] Баева И.А., Семикин В.В. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2005. - Т. 5. - № 12. - С. 7-19.

[4] Габер И.В., Зарецкий В.В. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды / Под ред. Л.П. Фальковской. - М.: ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2018. -50 с.

[5] Захарова Т.Н., Андросова М.И. Психологическая безопасность образовательной среды обучающихся // Концепт. - 2017. - Т. 26. - С. 67-70.

[6] Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Минобр-науки России от 19.12.2017) // [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_287411/ (дата обращения: 22.09.2022)

[7] Меньшикова А.А. Психологическая безопасность в образовательной среде // [Электронный ресурс] URL: https://multiurok.ru/index.php/files/ psikhologicheskaia-bezopasnost-v-obrazovatelnoi-sr.html (дата обращения: 13.08.2022)

[8] Молокостова A.M., Якиманская И.С. Социально-психологические аспекты безопасности образовательной среды и субъективное благополучие специалистов помогающих профессий // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2015. - № 2 (177). - С. 189-193.

[9] Морозов А.В. Изменение менталитета субъектов образовательного процесса в условиях

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

цифровизации образования // Социально-психологические проблемы ментальности / менталитета. - 2018. - № 14. - С. 65-73.

[10] Морозов А.В. К проблеме профессионального долголетия и повышения профессиональной работоспособности профессорско-преподавательского состава в условиях цифровизации // В сборнике: VIII Педагогические чтения, посвящённые памяти профессора С.И. Злобина // Сборник материалов / Сост. А.И. Согрина. -Пермь: Пермский институт ФСИН, 2022. - С. 152155.

[11] Морозов А.В. Психология информационной провокации // Казанский педагогический журнал. - 2017. - № 6 (125). - С. 27-35.

[12] Морозов А.В. Разработка отечественной системы оценки результативности научных исследований как одна из актуальных задач в эпоху цифровизации общества // В сборнике: Педагогическое взаимодействие: возможности и перспективы // Материалы IV Международной научно-практической конференции. - Саратов: СГМУ, 2022. - С. 177-183.

[13] Морозов А.В. Сохранение здоровья как ресурса личностно-профессионального развития педагога в условиях цифровизации // В сборнике: Стратегии и ресурсы личностно-профессиональ-ного развития педагога: современное прочтение и системная практика // Сборник научных статей. -М.: ПИ РАО, 2022. - С. 243-246.

[14] Морозов А.В. Управленческая психология. - М.: Академический Проект, 2003. - 288 с.

[15] Морозов А.В. Формирование гражданской идентичности российской молодёжи в процессе её социализации // В сборнике: Формирование гражданской идентичности молодёжи в условиях социально-экономических реалий российского общества // Материалы Международной научно-практической конференции. - Казань: АСО, 2017. - С. 165.

[16] Морозов А.В. Формирование креативности педагога в условиях непрерывного образования. - М.: ИГУМО, 2003. - 192 с.

[17] Морозов А.В., Мухаметзянов И.Ш. Медико-психологические аспекты здоровьесбере-гающей информационно-образовательной среды // Человек и образование. - 2016. - № 4 (49). - С. 49-55.

[18] Морозов А.В., Потёмкин В.К. Профессиональное распознавание и оценка личности. - СПб.: ФНС, 2008. - 429 с.

[19] Морозов А.В., Радченко Л.Е. Влияние средств массовой информации на нравственное воспитание, психическое и физическое здоровье современной молодёжи // В сборнике: Социаль-

но-психологические проблемы современной молодёжи // Материалы Международной научно-практической конференции. - Арзамас: АГПИ, 2009. - С. 9-12.

[20] Морозов А.В., Радченко Л.Е. Воздействие средств массовой информации на здоровье и воспитание старших подростков. - М.: Изд. И. Балабанова, 2010. - 240 с.

[21] Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении / Под ред. И.А. Баевой. - СПб.: Речь, 2006. - 288 с.

[22] Обеспечение психологической безопасности образовательной среды / Сост. А.Г. Дум-чева. - СПб.: АППО, 2019. - 39 с.

[23] Офицерова Т.А., Губанихина Е.В. Обеспечение психологической безопасности образовательного процесса как условие сохранения и укрепления психологического здоровья школьников // Молодой учёный. - 2017. - № 48 (182). - С. 202-205.

[24] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.12.2015 № 2471-р «Об утверждении Концепции информационной безопасности детей» // [Электронный ресурс] URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazheme-pravitelstva-rf-ot-02122015-n-2471-r/ (дата обращения 10.08.2022).

[25] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_ LAW_180402/400951 e1bec 44b76d470a1deda8b17e988c587d6/ (дата обращения 19.09.2022).

[26] Савотина Н.А. Гражданское воспитание студенческой молодёжи. - Калуга: Изд. дом «Эйдос», 2004. - 274 с.

[27] Салтыкова М.В. Разрушение русской ментальности - консциентальная угроза гибридных войн XXI века // Вестник Московской международной академии. - 2018. - № 2. - С. 162-175.

[28] Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/40391 (дата обращения 03.09.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[29] Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // [Электронный ресурс] URL: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/32492 (дата обращения 23.08.2022).

[30] Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021)

«Об образовании в Российской Федерации» // [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 17.08.2022).

[31] Якиманская И.С. Психологическая безопасность в напряжённой и благоприятной образовательной среде в представлениях школьников и родителей // Психологическое благополучие современной семьи. - Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2016. - С. 196-199.

[32] Bashkireva T.V., Bashkireva A.V., Morozov A.V. Features of the Educational Process Subjects Self-Actualization in the Conditions of Mastering the Profession of a Teacher // Proceedings of the First International Volga Region Conference on Economics, Humanities and Sports (FICEHS 2019) // Atlantis press SARL / Advances in Economics, Business and Management Research. - 2019. - vol. 114. - P. 272274.

[33] Bashkireva A., Bashkireva T., Morozov A., Evdokimova A., Tsvetkov S. The psychological safety of students in the context of digitalization as a factor of social health // В сборнике: E3S Web of Conferences 295, 05001 (2021) WFSDI 2021 https:// doi.org/10.1051/e3sconf/202129505001

[34] Khayrutdinov R.R., Mukhametzyanova F.G., Bashkireva T.V., Bashkireva A.V., Morozov A.V. Stress Resistance of Personality in the Conditions of Development of Professional Activity // International Journal of Higher Education. - 2020. - Vol. 9. - No. 8. - Рр. 100-104.

Spisok literatury:

[1] Baeva I.A. Psihologicheskaya bezopasnost' v obrazovanii. - SPb.: Soyuz, 2002. - 271 s.

[2] Baeva I.A., Volkova I.A., Laktionova E.B. Psihologicheskaya bezopasnost' obrazovatel'noj sredy. - M.: Ekonom-Inform, 2009. - 246 s.

[3] Baeva I.A., Semikin V.V. Bezopasnost' obrazovatel'noj sredy, psihologicheskaya kul'tura i psi-hicheskoe zdorov'e shkol'nikov // Izvestiya Rossi-jskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo univer-siteta im. A.I. Gercena. - 2005. - T. 5. - № 12. - S. 7-19.

[4] Gaber I.V., Zareckij V.V. Obespechenie psi-hologicheskoj bezopasnosti obrazovatel'noj sredy / Pod red. L.P. Fal'kovskoj. - M.: FGBNU «Centr zash-chity prav i interesov detej», 2018. - 50 s.

[5] Zaharova T.N., Androsova M.I. Psihologich-eskaya bezopasnost' obrazovatel'noj sredy obuchay-ushchihsya // Koncept. - 2017. - T. 26. - S. 67-70.

[6] Koncepciya razvitiya psihologicheskoj slu-zhby v sisteme obrazovaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda (utv. Minobrnauki Rossii ot 19.12.2017) // [Elektronnyj resurs] URL: http://www.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

consultant.ru/document/cons_doc_LAW_287411/ ^а obrashcheniya: 22.09.2022)

[7] Меп^Ы^а А.А. Psihologicheskaya bezo-pasnost' V obrazovatel'noj srede // [Е^Мгоппу resurs] URL: https://multiurok.ru/index.php/files/psik-hologicheskaia-bezopasnost-v-obrazovatelnoi-sr. html (data obrashcheniya: 13.08.2022)

[8] Мо!о^^а А.М., Yakimanskaya I.S. Social'no-psihologicheskie aspekty bezopasnosti obrazovatel'noj sredy i sub"ektivnoe blagopoluchie specialistov pomogayushchih professij // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo ипшегз^а. -2015. - № 2 (177). - S. 189-193.

[9] Morozov A.V. ^тепете mentaliteta sub"ek-tov obrazovatel'nogo processa V usloviyah cifrovizacii obrazovaniya // Social'no-psihologicheskie problemy mental'nosti / те^а^а. - 2018. - № 14. - S. 65-73.

[10] Morozov A.V. К ргоЬ1ете profession-а1'подо dolgoletiya i povysheniya professional'noj rabotosposobnosti professorsko-prepodavatel'skogo sostava V usloviyah cifrovizacii // V sbomike: VIII Pedagogicheskie chteniya, posvyashchyonnye pamyati professora S.I. Zlobina // Sbornik materialov / Sost. A.I. Sogrina. - Регт': Permskij institut FSIN, 2022. - S. 152-155.

[11] Morozov А.У Psihologiya informacionnoj provokacii // Kazanskij pedagogicheskij zhumaL -2017. - № 6 (125). - S. 27-35.

[12] Morozov A.V. Razrabotka otechestvennoj sistemy ocenki rezul'tativnosti nauchnyh issledovanij kak odna iz aktual'nyh zadach V epohu cifrovizacii obshchestva // V sbomike: Pedagogicheskoe vzai-modejstvie: vozmozhnosti i perspektivy // Materialy IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj ^^е^сИ.

- Saratov: SGMU, 2022. - S. 177-183.

[13] Morozov A.V. Sohranenie zdorov'ya kak resursa lichnostno-professional'nogo razvitiya peda-дода V usloviyah cifrovizacii // V sbomike: Strategii i resursy lichnostno-professional'nogo razvitiya peda-дода: sovremennoe ргосМете i sistemnaya praktika // Sbomik nauchnyh statej. - M.: Р! RAO, 2022. - S. 243-246.

[14] Morozov A.V. Upravlencheskaya psi-hologiya. - M.: Akademicheskij Proekt, 2003. - 288 s.

[15] Morozov A.V. Formirovanie grazhdanskoj identichnosti rossijskoj molodyozhi V processe eyo socializacii // V sbomike: Formirovanie grazhdanskoj identichnosti molodyozhi V usloviyah social'no-eko-nomicheskih realij rossijskogo obshchestva // Materi-aly Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj ^^ег-encii. - Kazan': ASO, 2017. - S. 165.

[16] Morozov A.V. Formirovanie kreativnosti pedagoga V usloviyah nepreryvnogo obrazovaniya.

- M.: IGUMO, 2003. - 192 s.

[17] Morozov A.V., Muxametzyanov I.Sh. Mediko-pcixologicheckie acpekty zdorov'ecberegay-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

ushchej informacionno-obrazovatel'noj credy // Chelovek i obrazovanie. - 2016. - № 4 (49). - С. 49-55.

[18] Morozov А.^, Potyomkin V.K. РГО-fessional'noe raspoznavanie i ocenka lichnosti. -SPb.: FNS, 2008. - 429 s.

[19] Morozov A.V., Radchenko L.E. Vliyanie sredstv massovoj informacii па nravstvennoe vospit-anie, psihicheskoe i fizicheskoe zdorov'e sovremen-noj molodyozhi // V sbornike: Social'no-psihologich-eskie problemy sovremennoj molodyozhi // Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii.

- Arzamas: AGPI, 2009. - S. 9-12.

[20] Morozov A.V., Radchenko L.E. Vozdejstvie sredstv massovoj informacii па zdorov'e i vospitanie starshih podrostkov. - M.: Izd. I. Balabanova, 2010.

- 240 s.

[21] Obespechenie psihologicheskoj bezopas-nosti V obrazovatel'nom uchrezhdenii / Pod red. I.A. Ваещ. - SPb.: Rech', 2006. - 288 s.

[22] Obespechenie psihologicheskoj bezopas-nosti obrazovatel'noj sredy / Sost. A.G. Dumcheva. -SPb.: АРРО, 2019. - 39 s.

[23] Oficerova Т.А., Gubanihina Е.У Obespe-chenie psihologicheskoj bezopasnosti obrazova-tel'nogo processa kak uslovie sohraneniya i ukrepleniya psihologicheskogo zdorov'ya shkol'nikov // Molodoj uchyonyj. - 2017. - № 48 (182). - S. 202205.

[24] Rasporyazhenie Rossijskoj Federacii ot 02.12.2015 № 2471-Г «ОЬ utverzhdenii Koncepcii informacionnoj bezopasnosti detej» // [Е1е-ktronnyj resurs] URL: https://legalacts.ru/doc/raspor-jazhenie-pravitelstva-rf-ot-02122015-n-2471-r/ ^а obrashcheniya 10.08.2022).

[25] Rasporyazhenie Rossijskoj Federacii ot 29.05.2015 № 996-Г «ОЬ utverzhdenii Strategii razvitiya vospitaniya V Rossijskoj Federacii па ре^ do 2025 goda» // [Elektronnyj resurs] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_180402/40 0951е1 bec44b76d470a1deda8b-17e988c587d6/ (data obrashcheniya 19.09.2022).

[26] Savotina N.A. Grazhdanskoe vospitanie studencheskoj molodyozhi. - Ка1ида: Izd. dom «Ejdos», 2004. - 274 s.

[27] Saltykova M.V. Razrushenie russkoj теп-tal'nosti - konsciental'naya ugroza gibridnyh vojn XXI veka // Vestnik Moskovskoj mezhdunarodnoj akademii. - 2018. - № 2. - S. 162-175.

[28] Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 31.12.2015 № 683 «О Strategii nacional'noj bezo-pasnosti Rossijskoj Federacii» // [Elektronnyj resurs] URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/40391 (data obrashcheniya 03.09.2022).

[29] Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 29.12.2010 № 436^ «О zashchite detej ot

informacii, prichinyayushchej vred ih zdorov'yu i raz-vitiyu» // [Elektronnyj resurs] URL: http://www.krem-lin.ru/acts/bank/32492 (data obrashcheniya 23.08.2022).

[30] Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 30.12.2021) «Ob obra-zovanii v Rossijskoj Federacii» // [Elektronnyj resurs] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (data obrashcheniya 17.08.2022).

[31] Yakimanskaya I.S. Psihologicheskaya bez-opasnost' v napryazhyonnoj i blagopriyatnoj obrazo-vatel'noj srede v predstavleniyah shkol'nikov i roditelej // Psihologicheskoe blagopoluchie sovremennoj sem'i. - Yaroslavl': YAGPU im. K.D. Ushinskogo, 2016. - S. 196-199.

[32] Bashkireva T.V., Bashkireva A.V., Morozov A.V. Features of the Educational Process Subjects Self-Actualization in the Conditions of Mastering the

Profession of a Teacher // Proceedings of the First International Volga Region Conference on Economics, Humanities and Sports (FICEHS 2019) // Atlantis press SARL / Advances in Economics, Business and Management Research. - 2019. - vol. 114. - P. 272274.

[33] Bashkireva A., Bashkireva T., Morozov A., Evdokimova A., Tsvetkov S. The psychological safety of students in the context of digitalization as a factor of social health // В сборнике: E3S Web of Conferences 295, 05001 (2021) WFSDI 2021 https://doi. org/10.1051/e3sconf/202129505001

[34] Khayrutdinov R.R., Mukhametzyanova F.G., Bashkireva T.V., Bashkireva A.V., Morozov A.V. Stress Resistance of Personality in the Conditions of Development of Professional Activity // International Journal of Higher Education. - 2020. - Vol. 9. - No. 8. - Рр. 100-104.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.