Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ МЧС РОССИИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВОЕЙ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ МЧС РОССИИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВОЕЙ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / СПЕЦИАЛИСТ / ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЦИФРОВЫЕ РЕСУРСЫ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / VALUE ATTITUDE / SPECIALIST / FIRE SAFETY / EDUCATIONAL PROCESS / DIGITAL RESOURCES / COMPETENCY-BASED APPROACH / PROFESSIONAL COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозов Александр Владимирович, Коноваленко Евгений Петрович

В данной статье анализируется нормативно-правовое обеспечение процесса формирования у курсантов образовательных организаций МЧС России ценностного отношения к будущей профессии (на примере Ивановской пожарно-спасательной академии); особое внимание уделено рассмотрению правовых основ разработки и утверждения вариативной части структуры программы специалитета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозов Александр Владимирович, Коноваленко Евгений Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASIS FOR ENSURING THE FORMATION OF CADETS UNIVERSITIES MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA VALUE RELATIONS TO HIS FUTURE PROFESSION

This article analyzes the regulatory framework for the formation of the cadets of educational organizations EMERCOM of Russia value attitude to the future profession (for example, the Ivanovo Fire and Rescue Academy); special attention is paid to the consideration of the legal basis for the development and approval of the variable part of the structure of the specialty program

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ МЧС РОССИИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВОЕЙ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ»

МОРОЗОВ Александр Владимирович,

главный научный сотрудник ФКУ «НИИ ФСИН России»,

е-mail: doc_morozov@mail.ru

КОНОВАЛЕНКО Евгений Петрович,

начальник кафедры государственного надзора и экспертизы пожаров (в составе УНК «Государственный надзор»), ФГБОУ ВО «Ивановская пожарно-спасательная Академия ГПС МЧС России»,

e-mail: zedzero@mail.ru

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ МЧС РОССИИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВОЕЙ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ

Аннотация. В данной статье анализируется нормативно-правовое обеспечение процесса формирования у курсантов образовательных организаций МЧС России ценностного отношения к будущей профессии (на примере Ивановской пожарно-спасательной академии); особое внимание уделено рассмотрению правовых основ разработки и утверждения вариативной части структуры программы специалитета.

Ключевые слова: ценностное отношение, специалист, пожарная безопасность, образовательный процесс, цифровые ресурсы, компетентностный подход, профессиональные компетенции.

MOROZOVAlexander Vladimirovich,

chief researcher FSI «Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia»

KONOVALENKO Evgeniy Petrovich,

Head of the department IFRA of SFS of EMERCOM of Russia

LEGAL BASIS FOR ENSURING THE FORMATION OF CADETS UNIVERSITIES MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA VALUE RELATIONS TO HIS FUTURE PROFESSION

Annotation. This article analyzes the regulatory framework for the formation of the cadets of educational organizations EMERCOM of Russia value attitude to the future profession (for example, the Ivanovo Fire and Rescue Academy); special attention is paid to the consideration of the legal basis for the development and approval of the variable part of the structure of the specialty program.

Key words: value attitude, specialist, fire safety, educational process, digital resources, competency-based approach, professional competencies.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее по тексту - Указ Президента) одной из приоритетных задач в сфере образования определена модернизация профессионального образования [11].

Во исполнение вышеназванного Указа Президента был утвержден Паспорт национального проекта «Образование» на 2019-2024 годы, в котором для современной системы высшего образования одной из актуальных задач является внедрение к 31 декабря 2022 года системы мониторинга трудоустройства выпускников организаций,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, учитывающую удовлетворенность работодателей качеством подготовки выпускников [9].

В свою очередь, в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) [12] был разработан федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 20.05.01 Пожарная безопасность (уровень специалитета), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 августа 2015 г. № 851 (далее по тексту -ФГОС ВО) [10].

В соответствии с указанным выше ФГОС ВО, результатом качественной профессиональной подготовки специалистов МЧС России является овладение курсантами общекультурными, общепрофессиональными, профессиональными компетенциями, а сама профессиональная подготовка выпускников должна соответствовать следующим видам профессиональной деятельности: проектно-конструкторской;сервисно-эксплуатаци-онной;

• производственно-технологической;

• организационно-управленческой;

• научно-исследовательской;

• экспертной;

• надзорной;

• инспекционно-аудиторской [10].

Требования к профессионализму молодых

специалистов особенно высоки в тех сферах, где от работы сотрудников структурных подразделений организаций и учреждений зависит как безопасное функционирование различных объектов, так и жизнь граждан. К таким сферам относится и система Государственной противопожарной службы МЧС России, в ведомственных образовательных организациях которой повышение качества подготовки офицеров всегда было и остается актуальной задачей [1].

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специали-тета, включает совокупность объектов профессиональной деятельности в их научном, социальном, экономическом, производственном проявлении, направленном на создание, применение систем и средств обеспечения пожарной безопасности, профилактику, предупреждение и тушение пожаров, минимизацию техногенного воздействия на природную среду, сохранение жизни и здоровья человека за счёт использования современных технических средств [10], а также с учётом медико-психологических аспектов современной здоровьесберегающей информацион-

но-образовательной среды [8].

Подготовка по программе специалитета (20.05.01 Пожарная безопасность) осуществляется в образовательной организации высшего образования, вне зависимости от принадлежности такой организации к системе МЧС России. Однако, как показал анализ, именно в системе МЧС России благодаря имеющейся возможности одновременного прохождения службы в должности курсанта и обучения, созданы благоприятные условия, позволяющие осуществить наиболее качественную подготовку по указанной специальности в отличие от любой другой образовательной организации высшего образования, не входящей в систему МЧС России. Проанализировав условия процесса обучения курсантов вузов МЧС России

по специальности 20.05.01 Пожарная безопасность, можно сделать следующие выводы:

1) Возможность для обучающихся вузов МЧС России, заключивших контракт о службе, позволяет (уже с первого года обучения) быть допущенным к тушению пожаров в учебной пожар-но-спасательной части;

2) Возможность для обучающихся проживать в казарменном фонде увеличивает количество времени общения с офицерским составом;

3) Возможность для обучающихся быть привлечённым в составе внештатного подразделения спасения к ликвидации чрезвычайных ситуаций;

4) Возможность для обучающихся постоянно общаться с представителями ветеранской организации образовательного учреждения МЧС России;

5) Возможность для обучающихся постоянно привлекаться к практическим занятиям с использованием открытого огня в условиях, максимально приближённых к реальной обстановке.

Все вышеперечисленные обстоятельства, в той или иной степени, позволяют целенаправленно и систематически формировать ценностное отношение обучающихся - курсантов вузов МЧС России к выбранной ими профессии (в том числе, посредством проведения с обучающимися дополнительных занятий) в отличие от «сухого» предоставления материала в образовательных организациях гражданского профиля.

Одним из способов решения проблемы формирования ценностного отношения к будущей профессии у курсантов вузов МЧС России является проведение теоретико-методических занятий по дисциплине (дисциплинам) в рамках вариативной части программы специалитета.

Набор дисциплин (модулей), относящихся к вариативной части программы специалитета, организация определяет самостоятельно в объёме, установленном действующим ФГОС ВО. После выбора обучающимся направленности (профиля) программы специалитета набор соответствующих дисциплин (модулей) становится обязательным для освоения обучающимся [10]. Таким образом, образовательная организация МЧС России вправе самостоятельно разработать дисциплину (дисциплины), при помощи которых можно дополнительно формировать у курсантов ценностное отношение к выбранной профессии. Однако для понимания поставленной цели и реализуемых задач необходимо определить, что является «ценностным отношением к будущей профессии курсантов образовательных учреждений МЧС России». По нашему мнению «ценностное отношение курсантов образовательных учреждений МЧС России к своей будущей профессии» - это интегративное качество личности, выражающееся в предпочтении данной профес-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

сии всем другим, в устойчивой внутренней связи курсантов с профессиональной деятельностью, потребности глубже познать особенности профессии специалиста МЧС России, внутреннее чувство, основанное на понимании социального значения будущей профессии, готовности к спасению жизни людей в чрезвычайных ситуациях, роли прочных и глубоких профессиональных знаний, наличия профессионально значимых личностных качеств, умении предотвращать чрезвычайные ситуации и ликвидировать их последствия [4; 5].

В процессе обучения курсантов высших учебных заведений МЧС России профессорско-преподавательским составом формируется ценностное отношение курсантов к будущей профессии. Особая роль в этом процессе отводится кураторам учебных групп, в обязанности которых, наряду с другими аспектами деятельности, входит задача обеспечения эффективной воспитательной работы с обучающимися [2].

В учебно-воспитательном процессе, реализуемом в стенах Академии широко используются методы организации деятельности, стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности, при которых у самой личности появляются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели [3].

Одним из условий формирования ценностного отношения к будущей профессии у курсантов является правильно организованное взаимодействие в коллективе. Взаимодействие в образовательном процессе рассматривается нами как социальное взаимодействие, в процессе которого осуществляются положительные общественно-ценные изменения всех участников [7]. В нашем исследовании рассмотрен особый тип взаимодействия - межличностное взаимодействие в системе «преподаватель-курсант».

Образцами подражания для курсантов должны являться их наставники - преподаватели. Мастерство и профессионализм преподавателей проявляются в их умении планировать и прогнозировать качественный результат обучения и воспитания, их эрудиции, стимулирующей интерес курсантов к предмету, их заинтересованное отношение к судьбам молодых ребят, которых они учат и воспитывают, желание помочь курсантам в преодолении трудностей при освоении профессии [6]. Таким образом, совокупность указанных факторов, межличностное взаимодействие, а также правовая основа по включению в вариативную часть основной профессиональной образовательной программы дисциплин, в совокупности, как показывает опыт практической деятельности в

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

реализации рассматриваемого фактора, способствую формированию ценностного отношения к будущей профессии у курсантов вузов МЧС России. Реализация обозначенной нами цели позволяет готовить не просто компетентных и знающих специалистов, но и профессионалов, которые помимо полученных теоретических и практических знаний будут обладать ценностным отношением к личности и жизни каждого человека, которому сотрудник МЧС России всегда приходит на помощь, зачастую с риском для собственной жизни.

Список литературы:

[1] Булгаков В. В., Лазарев А. А., Конова-ленко Е. П., Мочалова Т. А. Игровой метод практической подготовки офицеров государственной противопожарной службы // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 4. С. 183-207. DOI: 10.17853/19945639-2019-4-183-207

[2] Горшкова М.А., Морозов А.В. Институт кураторства как основа эффективной воспитательной работы со студентами // В сборнике: Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых ученых // Материалы XI Международной научной конференции / Ответственный редактор А.А. Червова. - Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2018. - С. 30-32.

[3] Коноваленко Е.П., Морозов А.В. Особенности подготовки курсантов в условиях посткризисного развития в контексте ценностного отношения к своей будущей профессии // Проблемы государственного, регионального и муниципального управления в условиях посткризисного развития: сб. ст. / Ред. кол. О.М. Масюто [и др.]; отв. ред. Е.В. Годовова; Оренбургский филиал РАН-ХиГС. Оренбург: ООО «ТИПОГРАФИЯ «АГЕНТСТВО ПРЕССА», 2018. - С. 166-171.

[4] Коноваленко Е.П. Формы работы по подготовке курсантов высших учебных заведений МЧС России в контексте ценностного отношения к будущей профессии // МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ, ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ Материалы XXV Рязанских педагогических чтений: в 2 томах. 2018. С. 172-178.

[5] Коноваленко Е.П. Ценностное отношение к будущей профессии - важная составляющая подготовки курсантов вузов МЧС России // Научный поиск: Материалы XI Международной научной конференции «Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых учёных» -Москва-Шуя: ФГБОУ ВПО «ИвГУ» Шуйский филиал, 2018. - С. 52-54.

[6] Морозов А.В. Значение идей А.С. Макаренко в развитии современной образовательной культуры в русле гуманистической традиции // В

сборнике: Теоретические и методические проблемы создания современной образовательной среды // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Феномен наследия А.С. Макаренко», посвящённой 130-й годовщине со дня рождения А.С. Макаренко. - М.: ВАШ ФОРМАТ, 2019. - С. 25-30.

[7] Морозов А.В. Управленческая психология. - М.: Академический Проект, 2005. - 288 с.

[8] Морозов A.B., Мухаметзянов И.Ш. Медико-психологические аспекты здоровьесбере-гающей информационно-образовательной среды // Человек и образование. - 2016. - № 4 (49). - C. 49-55.

[9] Паспорт национального проекта «Образование» [Электронный ресурс] - Режим доступа URL: http://www.govemment.ru (дата обращения 20.03.2019).

[10] Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 августа 2015 г. № 851 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 20.05.01 Пожарная безопасность (уровень специалитета)» [Электронный ресурс] -Режим доступа URL: http://www.fgosvo.ru (дата обращения 09.04.2019).

[11] Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс] -Режим доступа URL: http://www.kremlin.ru (дата обращения 14.06.2019).

[12] Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/document/cons (дата обращения 24.05.2019).

Spisok literatury:

[1] Bu^tov V.V., Lazarev A.A., Konovalenko E.P., Мо^а^а T.A. Igrovoj m^tod prakti^s^ podgotovki oficerov gosudarstvennoj protivopozharnoj sluzhby // Obrazovanie i пайка. 2019. T. 21. № 4. S. 183-207. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-4-183-207

[2] Gorshkova M.A., Morozov A.V. Institut kurators^ как osnova effektivnoj vospitatel'noj raboty so studentami // V sbomike: SHujskaya sessiya studentov, aspirantov, pedagogov, molodyh uchenyh // Materialy HI Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii / Otvetstvennyj redaktor A.A. Chervova. - SHuya: Izd-vo Shujskogo filiala IvGU, 2018. - S. 30-32.

[3] Konovalenko E.P., Morozov A.V. Osobennosti podgotovki kursantov v usloviyah postkrizisnogo razvi^ v kontekste cennostnogo otnosheniya к svoej budushchej professii // Probtemy gosudarstvennogo, regional'nogo i municipal'nogo upravleniya v usloviyah postkrizisnogo razvitiya: sb.

st. / Red. ко1. O.M. Masyuto [i dr.]; otv. red. E.V. Godovova; Orenburgskij filial RANHiGS. Orenburg:

000 «TIPOGRAFIYA «AGENTSTVO PRESSA», 2018. - S. 166-171.

[4] Konovalenko E.P. Formy raboty ро podgotovke kursantov vysshih uchebnyh zavedenij MCHS Rossii v kontekste cennostnogo otnosheniya к budushchej professii // MODERNIZACIYA OBRAZOVANIYA: NAUCHNYE DOSTIZHENIYA, OTECHESTVENNYJ I ZARUBEZHNYJ OPYT Materialy HKHV Ryazanskih pedagogicheskih chtenij: v 2 ^та1г 2018. S. 172-178.

[5] Konovalenko E.P. Cennostnoe otnoshenie к budush^j professii - vazhnaya sostavlyayushchaya podgotovki kursantov vuzov MCHS Rossii // Nauchnyj poisk: Materialy XI Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «SHujskaya sessiya studentov, aspirantov, pedagogov, molodyh и^уопуЬ> -Moskva-SHuya: FGBOU VPO «IvGU» SHujskij fllisl,

2018. - S. 52-54.

[6] Morozov A.V. Znachenie idej A.S. Makarenko v razvitii sovremennoj obrazovatel'noj kul'tury v ruste gumanisticheskoj tradicii // V sbornike: Teoreticheskie

1 metodicheskie problemy sozdaniya sovremennoj obrazovatel'noj sredy // Sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii <^епотеп naslediya A.S. Makarenko», posvyashchyonnoj 130-j godovshchine so dnya rozhdeniya A.S. Макагепко. - M.: VASH FORMAT,

2019. - S. 25-30.

[7] Morozov A.V. Upravlencheskaya psihologiya. - M.: Akademicheskij Proekt, 2005. - 288 s.

[8] Morozov A.V., Muxametzyanov I.Sh. Mediko-psihologicheskie асре^ zdorov'ecberegayushchej informacionno-obrazovatel'noj credy // ^е^ек i obrazovanie. - 2016. - № 4 (49). - C. 49-55.

[9] Pasport пасюпаГподо ргоейа «Obrazovanie» [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa URL: http://www.government.ru (data obrashcheniya 20.03.2019).

[10] Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 avgusta 2015 g. № 851 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya ро special'nosti 20.05.01 Pozharnaya bezopasnost' (uroven' specialiteta)» [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa URL: http://www.fgosvo.ru (data obrashcheniya 09.04.2019).

[11] Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2018 № 204 «O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah ^zvi^ Rossijskoj Federacii па period do 2024 goda» [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa URL: http://www.kremlin.ru (data obrashcheniya 14.06.2019).

[12] Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa URL: http://www.consultant. ru/document/cons (data obrashcheniya 24.05.2019).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.