Научная статья на тему 'Цифровизация литературного образования: как не «потерять» ученика? '

Цифровизация литературного образования: как не «потерять» ученика? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
методика преподавания литературы / цифровизация литературного образования / модернизация урока литературы / читатель-школьник / methodology for teaching literature / digitalization of literary education / modernization of the literature lesson / school student-reader

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полумордвинова Анастасия Алексеевна

Актуальность статьи обусловлена проблемой модернизации литературного образования в цифровом мире. Процесс реконструкции классической методики обусловлен быстро меняющейся реальностью, которая также заставляет перестраиваться сознание учащегося (развитие медиаобразования и пр.). Последний, как показывает практика, перестал активно вовлекаться в образовательный процесс, исключающий применение цифровых технологий. Внимание ученика ищет элементы новой действительности в школе. Именно изменения уроков, вбирающие в образовательный процесс достижения новой эпохи, реконструирующие привычные методы, способы и приемы, могут помочь учителю литературы заинтересовать школьника на занятиях. Цель исследования – выявить сигналы, на которые современному учителю литературы следует обратить внимание, чтобы увлечь учащихся XXI века на уроке и не позволить им погрузиться в интересующие обучающихся достижения эпохи цифровизации, забыв при этом об образовательных задачах. Ведущие подходы к исследованию проблемы: системный, междисциплинарный, комплексный. На основе анализа научной литературы, форумов учителей и родите-лей, федеральных документов, проведенных опросов и других источников показана необходимость поиска ответа на вопрос «Как не “потерять” ученика?», выявления проблем, волнующих субъектов образовательного процесса, и их решений. Для достижения цели статьи нами были использованы теоретические (анализ публикаций по проблемам исследования) и эмпирические методы (проведение письменного анкетирования и устного опроса). Методологической основой нашего исследования являются работы отечественных и зарубежных авто-ров по проблемам цифровизации образования, воображения, восприятия читателя-школьника, обучения литературе в контексте современного медиапространства и др. Сформулирован ряд выводов, позволяющих определить, как в XXI веке нужно модернизировать уроки литературы, чтобы ученики нового поколения не растеряли мотивацию к обучению, заинтересовались образовательным процессом. Предложенные решения по модернизации учебного процесса, в которых представлены векторы развития современного литературного образования, могут быть использованы учеными для многогранного исследования выявленных проблем и поиска новых путей их решения, а также учителями школ и преподавателями педагогических университетов для коррекции работы с обучающимися в контексте цифровой эпохи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полумордвинова Анастасия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digitalization of literary education: how not to "lose" a student?

The relevance of the article is due to the problem of updating literary education in the digital world. The process of the classical methodology reconstruction is due to the rapidly changing reality, which also forces the student’s consciousness to be restructured (the development of media education, etc.). The student, as practice shows, has ceased to be actively involved in the educational process built on the classical method. The student's attention is seeking for elements of a new reality in school. It is precisely the changes in lessons involving into the educational process the achievements of the new era, reconstructing the usual methods and techniques that can help a literature teacher to interest a student in classes. The purpose of the study is to identify the signals that a modern literature teacher should pay attention to in order to captivate students of the 21st century in the lesson and not allow them to immerse themselves in gadgets, while forgetting about educational tasks. Leading approaches to the problem research: systemic, interdisciplinary, comprehensive. Based on an analysis of scientific literature, forums of teachers and parents, federal documents, surveys and other sources, the author shows the need to find an answer to the question "How not to" lose "a student?", identify problems that concern the subjects of the educational process, and the ways of their solution. To achieve the goal of the article, we used theoretical (analysis of publications on research problems) and empirical methods (written questionnaire and oral survey). The works of domestic and foreign authors on the problems of digitalization of education, imagination, perception of the school-reader, teaching literature in the context of modern media space, etc. serve as the methodological basis for our study. A number of conclusions have been formulated, which make it possible to determine how it is necessary to modernize literature lessons in the 21st century so that students of the new generation do not lose their motivation for learning, become interested in the educational process. The proposed solutions for updating the educational process, which present vectors for the development of modern literary education, can be used by scientists for complex study of identified problems and search for new ways to solve them, as well as by school teachers and teachers of pedagogical universities to correct work with students in the context of the digital era.

Текст научной работы на тему «Цифровизация литературного образования: как не «потерять» ученика? »



ISSN 2304-120X

ниег

научно-методический электронный журнал

2024, № 04 (апрель)

Раздел 5.8. Педагогика

ART 241058

DOI 10.24412/2304-120X-2024-11058

УДК 372.882:004.9

Цифровизация литературного образования: как не «потерять» ученика?

Digitalization of literary education: how not to "lose" a student?

Автор статьи

L

Author of the article

L

Полумордвинова Анастасия Алексеевна,

аспирант ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», г. Санкт-Петербург, Российская Федерация polumordvinovaanastasia@yandex.ru ОРСЮ: 0009-0003-1003-4001

Anastasia A. Polumordvinova,

Postgraduate Sudent, Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Russian Federation polumordvinovaanastasia@yandex.ru ORCID: 0009-0003-1003-4001

Конфликт интересов

L

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан Для цитирования

Conflict of interest is not declared

For citation

Полумордвинова А. А. Цифровизация литературного образования: как не «потерять» ученика? // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 04. -С. 294-309. - URL: https://e-koncept.ru/2024/241058.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11058

A. A. Polumordvinova, Digitalization of literary education: how not to "lose" a student? // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". - 2024. - No. 04. - P. 294309. - URL: https://e-koncept.ru/2024/241058.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11058

Поступила в редакцию Received 30.12.23 Получена положительная рецензия Received a positive review 15.04.24

Принята к публикации Accepted for publication 15.04.24 Опубликована Published 30.04.24

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Полумордвинова А. А., 2024

Аннотация

Актуальность статьи обусловлена проблемой модернизации литературного образования в цифровом мире. Процесс реконструкции классической методики обусловлен быстро меняющейся реальностью, которая также заставляет перестраиваться сознание учащегося (развитие ме-диаобразования и пр.). Последний, как показывает практика, перестал активно вовлекаться в образовательный процесс, исключающий применение цифровых технологий. Внимание ученика ищет элементы новой действительности в школе. Именно изменения уроков, вбирающие в образовательный процесс достижения новой эпохи, реконструирующие привычные методы, способы и приемы, могут помочь учителю литературы заинтересовать школьника на занятиях. Цель исследования - выявить сигналы, на которые современному учителю литературы следует обратить внимание, чтобы увлечь учащихся XXI века на уроке и не позволить им погрузиться в интересующие обучающихся достижения эпохи цифро-визации, забыв при этом об образовательных задачах. Ведущие подходы к исследованию проблемы: системный, междисциплинарный, комплексный. На основе анализа научной литературы, форумов учителей и родителей, федеральных документов, проведенных опросов и других источников показана необходимость поиска ответа на вопрос «Как не "потерять" ученика?», выявления проблем, волнующих субъектов образовательного процесса, и их решений. Для достижения цели статьи нами были использованы теоретические (анализ публикаций по проблемам исследования) и эмпирические методы (проведение письменного анкетирования и устного опроса). Методологической основой нашего исследования являются работы отечественных и зарубежных авторов по проблемам цифровизации образования, воображения, восприятия читателя-школьника, обучения литературе в контексте современного медиапространства и др. Сформулирован ряд выводов, позволяющих определить, как в XXI веке нужно модернизировать уроки литературы, чтобы ученики нового поколения не растеряли мотивацию к обучению, заинтересовались образовательным процессом. Предложенные решения по модернизации учебного процесса, в которых представлены векторы развития современного литературного образования, могут быть использованы учеными для многогранного исследования выявленных проблем и поиска новых путей их решения, а также учителями школ и преподавателями педагогических университетов для коррекции работы с обучающимися в контексте цифровой эпохи.

Ключевые слова

Abstract

The relevance of the article is due to the problem of updating literary education in the digital world. The process of the classical methodology reconstruction is due to the rapidly changing reality, which also forces the student's consciousness to be restructured (the development of media education, etc.). The student, as practice shows, has ceased to be actively involved in the educational process built on the classical method. The student's attention is seeking for elements of a new reality in school. It is precisely the changes in lessons involving into the educational process the achievements of the new era, reconstructing the usual methods and techniques that can help a literature teacher to interest a student in classes. The purpose of the study is to identify the signals that a modern literature teacher should pay attention to in order to captivate students of the 21st century in the lesson and not allow them to immerse themselves in gadgets, while forgetting about educational tasks. Leading approaches to the problem research: systemic, interdisciplinary, comprehensive. Based on an analysis of scientific literature, forums of teachers and parents, federal documents, surveys and other sources, the author shows the need to find an answer to the question "How not to" lose "a student?", identify problems that concern the subjects of the educational process, and the ways of their solution. To achieve the goal of the article, we used theoretical (analysis of publications on research problems) and empirical methods (written questionnaire and oral survey). The works of domestic and foreign authors on the problems of digitalization of education, imagination, perception of the school-reader, teaching literature in the context of modern media space, etc. serve as the methodological basis for our study. A number of conclusions have been formulated, which make it possible to determine how it is necessary to modernize literature lessons in the 21st century so that students of the new generation do not lose their motivation for learning, become interested in the educational process. The proposed solutions for updating the educational process, which present vectors for the development of modern literary education, can be used by scientists for complex study of identified problems and search for new ways to solve them, as well as by school teachers and teachers of pedagogical universities to correct work with students in the context of the digital era.

Key words

методика преподавания литературы, цифровизация литературного образования, модернизация урока литературы, читатель-школьник

Благодарности

Автор выражает благодарность профессору кафедры образовательных технологий в филологии Л. И. Коноваловой, доценту кафедры образовательных технологий в филологии Е. А. Измайловой, профессору кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка Е. К. Маранцман.

methodology for teaching literature, digitalization of literary education, modernization of the literature lesson, school student-reader

Acknowledgements

The author expresses her gratitude to L. I. Konovalova -Professor of the Department of Educational Technologies in Philology, E. A. Izmailova - Associate Professor of the Department of Educational Technologies in Philology, E. K. Marantsman - Professor of the Department of Pedagogy of Primary Education and Child Development.

Введение / Introduction

Цифровизация изменила традиции в методике преподавания различных предметов, расширила возможности классических способов, методов и приемов обучения.

В 2017 году в РФ утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации»: применительно к образовательной деятельности в связи с этим предполагается в том числе и использование современных цифровых технологий при обучении литературе [1]. Актуальность использования цифрового обучения на уроках литературы подтверждается достаточным количеством исследовательских работ по данной проблеме. Так, А. Н. Архангельский и А. А. Новикова показывают, что изучение художественного произведения с опорой на навыки сетевой коммуникации позволит привести в баланс такие задачи обучения, как трансляция традиций и вовлечение в современность [2]. В рамках нашего исследования данное положение подтверждает мысль о том, что компьютеризация жизни школьника повлияла на его мировоззрение. Оно стало сетевым. Обучающиеся 20-х годов XXI века отличаются многоканаль-ностью восприятия информации (одномоментный синтез визуального, аудиального, кинестетического видов восприятия), блочной структурой ответов и т. д. Как показывает наша практика преподавания в школе и университете, основным инструментом и источником познания для современных школьников и студентов является Интернет. Базой для хранения, поиска и передачи информации, а также проведения досуга чаще становится компьютер, а задача учителя литературы - использовать положительные стороны цифровизации для создания баланса.

О необходимости учета изменившихся социокультурных условий говорит в своих исследованиях и Е. С. Романичева. В период локдауна учителя литературы активно обращались к цифровым технологиям, позволяющим через различные кластеры, интерпретации и другие средства помочь ученикам проанализировать тексты. Мы согласны с автором в том, что перспектива литературного образования связана «с методическим освоением новых форматов культурной коммуникации, сложившихся в медийной среде» [3].

Несмотря на значительное количество работ по проблеме цифровизации литературного образования, отсутствуют четко прописанные критерии и стандарты цифровой среды при осуществлении литературного образования, не разработаны научные основы литературного образования и т. п., что подчеркивает актуальность нашего исследования.

Обзор литературы / Literature review

В рамках исследуемого вопроса рассмотрены труды методистов, педагогов и др. Анализ выявил, что особое внимание обращено на ряд тенденций, развивающихся в рамках сетевизации и цифровизации образования. Обобщим их с позиции методики преподавания литературы и конкретизируем направления исследований современных ученых-методистов.

В. Ф. Чертов исследует живой и виртуальный диалог на уроке литературы [4], раскрывая актуальные направления методических исследований XXI века, а также новую преемственность литературного образования [5], сосредоточенную на синтезе классической методики и цифровизации школы, продиктованной цифровой революцией. В нашей практике рассмотрена продуктивность синтеза данных видов коммуникации на цифровых уроках, сохраняющих методическую преемственность.

Отечественные методические школы говорят о сетевизации литературного образования. В частности, М. В. Зверков исследует сетевые интерпретации учащихся, которые базируются на воображении читателя-школьника, учете разных сфер восприятия обучающегося, визуализации анализируемой на занятии информации [6].

Современный учитель литературы, как считают методисты, должен учитывать склонность школьников к визуальному восприятию и компьютеризации всех сфер его жизни. Использование компьютера на уроке литературы становится таким же необходимым, как и на информатике, так как ребенок XXI века растет с гаджетами. Следовательно, школа тоже должна развиваться вместе с учеником. Эта концепция лежит в основе предложенных в настоящем исследовании идей. Без визуализации, опирающейся на разные сферы восприятия, и сетевых интерпретаций сложно вовлечь обучающегося «цифровой эпохи» в урок литературы и развернуть вектор его внимания к тексту. В связи с этим важным является вопрос понимания цифровых текстов [7], изученных, в частности, М. Ю. Лебедевой. Современный учитель литературы чаще использует цифровые тексты на уроках. Чтобы «не потерять» ученика, следует вовлекать его в суть понимания этого вида текста. Методисты XXI века утверждают, что мы обучаем школьников не только прочитывать цифровую информацию, но и анализировать ее, выделяя смыслы. Учим ребенка работать с текстами разной природы и сопоставлять их.

Тексты разной природы в существующем в XXI веке разнообразии способствуют активации различных ассоциативных и смысловых каналов ученика. Это позволяет привлечь его внимание на занятии. М. А. Аристова утверждает, что информационные технологии служат средством мотивации читательской активности [8], на что также обращают внимание современные методисты, педагоги и психологи. Проанализированные ниже ресурсы и федеральный стандарт это доказывают. Учителя взяли курс на повышение мотивации школьника к обучению посредством использования гаджетов на уроке (в том числе на уроке литературы). Так, например, Е. С. Романи-чева, анализируя практики мультимедийного чтения, упоминает значимость использования компьютера и других носителей информации на уроке литературы [9]. Они позволяют геймифицировать, разнообразить процесс чтения, сделать его более многогранным, значимым для школьника цифрового поколения. Фактически учитель, используя практики мультимедийного чтения, интегрирует книгу в повседневную жизнь читателя-школьника, возвращая его к тексту с помощью гаджетов и пр.

Важным вопросом в отечественной и зарубежной методике и педагогике является геймификация. Российский ученый М. Н. Павленко, в частности, рассматривает игру как прием художественной интерпретации произведения [10]. Он позволяет посредством привычных для школьника компьютерных и прочих игр модернизировать урок литературы. Так, например, читатели-школьники создают компьютерные квесты по прочитанным произведениям и т. д. Всё это позволяет проанализировать, повторить и виртуально погрузиться в пройденный материал. Д. В. Панченко в своих работах говорит о том, что цифровое искусство в современном мире становится смысловым расширением литературы [11], источником ее идейной многогранности. Это связано с тем, что, подключая разные каналы восприятия читателя-школьника посредством цифровых технологий (просмотра фильмов, прохождения игр по тексту и пр.), мы воздействуем на ассоциативные связи и т. д., позволяющие выстроить сложные смысловые группы пройденных художественных текстов в сознании обучающегося.

В. Ф. Чертов и Е. О. Галицких продолжают исследование развития сотворчества учителя и учащихся на современном уроке [12, 13], что, на наш взгляд, способствует повышению мотивации обучающихся к вовлечению в образовательный процесс. Это подтверждают форумы и блоги, проанализированные в статье. Исследователи считают, что продуктивным процесс обучения будет в случае коллективного творчества

учителя и ученика. Современный учитель проходит путь познания вместе со школьником, чтобы выстроить диалог учащегося с текстом. Данный диалог исследуется С. А. Зининым [14], который говорит о преобразовании коммуникации ученика с текстами разной природы. Появилось множество вариантов его реализации, в том числе цифровые.

Особое внимание в контексте исследования нужно обратить на проанализированные Л. И. Коноваловой углубленное изучение литературы в рамках современного медиапространства, модели и стратегии взаимодействия в развитии чтения школьников в современной цифровой среде [15], ценностно-смысловой подход [16]. Следует также рассмотреть проанализированное Е. С. Романичевой расширение границ читательской грамотности в свете цифровых технологий современного литературного образования [17]. Ж. И. Стрижекурова говорит о них как о способе повышения успешности обучающихся, мотивации читателя-школьника [18]. В контексте перечисленного Е. А. Измайлова исследует развитие мотивации педагогов к профессиональной деятельности и проектные технологии как основу современного образования [19]. Всё это способствует повышению мотивации школьников к обучению на модернизированных уроках литературы.

Также важно учесть и проанализировать специфику обучения школьников литературе в условиях обновления ФГОС [20], требующих цифровизации моделей, способов обучения читателей - школьников нового поколения.

Нами проанализированы философские основы исследуемой проблемы, базирующиеся на теории о мировоззрении (в частности, XXI века). Рассмотрим также теории ученых-философов для того, чтобы понимать их позиции и интерпретировать в контексте модернизации методики преподавания литературы. Мы изучили труды А. В. Шуталевой и Н. И. Савцова [21], исследующих философию как мировоззрение. В диахроническом аспекте вопрос формирования мировоззрения человека рассматривал А. Хавин [22], в том числе затрагивая описательную психологию В. Дильтея. Роль информационно-коммуникационных систем в становлении мировоззрения современной молодежи для демонстрации влияния цифровых технологий на формирование мировоззренческой базы человека рассмотрена в работе И. А. Кушнаренко [23], имеющей значение для понимания преобразований философских основ представителей XXI века. В. Дильтей [24] описывал мировоззренческие основы личности, в фундаменте которых лежат потребности. Ученые придерживаются следующей позиции: «Мировоззрение - система взглядов человека на мир, выражающая отношение человека к миру и систему его ценностей. Оно является целостным образованием, поэтому особенности связи его компонентов играют важную роль. Мировоззрение связывает мир и человека в субъективно-объективную систему» [25]. Дополнительно в рамках анализа общекультурного пространства рассмотрена работа О. Ю. Федоренко [26], в которой важная роль отведена сетевой культуре, меняющей взгляды человечества на разные сферы жизни, трансформирующей его восприятие действительности.

Модернизация образования активно исследуется не только отечественными учеными, но и зарубежными. Например, множество трудов, посвященных изложенным в статье вопросам, за последние несколько лет было опубликовано в Германии. Д. Рай-ске [27], Р. Порш и Н. Брэм [28] обращают внимание на мотивационный аспект литературного образования XXI века и его развитие. Авторы исследований 2022-2024 годов, опубликованных в журналах, вошедших в базу данных "Scopus", рассматривают интересующие нас вопросы. Так, особое внимание в последнее пятилетие обращено

на построение учащимися связей между собой и учебной деятельностью в рамках модернизации образовательного процесса. Китайскими учеными ставится вопрос о фундаментализации границ и невозможности школьниками понять, как учеба связана с их повседневной жизнью [29]. Цифровая модернизация образования беспокоит также финских ученых. В частности, вопрос обучения грамоте с помощью искусственного интеллекта и других достижений цифровизации исследовался П. Мертала и Я. Фагерлунд [30]. Эти проблемы беспокоят и отечественную систему образования, пытающуюся модернизировать уроки и интегрировать инновации, используемые человечеством в повседневной жизни, в процесс обучения, показывая школьникам, как учеба связана с реальностью, с которой они ежедневно сталкиваются. Так, например, для повышения интереса школьников к процессу обучения по всему миру активно внедряются электронные книги и другие гаджеты [31], синтезирующие в восприятии учащихся классику и современность.

Проанализировав перечисленные источники, мы пришли к выводу: важно рассмотреть названные общемировые векторы анализа образовательной ситуации в контексте выявленных ниже проблем, находящихся в фокусе внимания отечественной системы образования, коррелирующих с перечисленными во ведении данной статьи вопросами. Проанализированное выше необходимо рассмотреть с точки зрения цифровизации литературного образования.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

Для достижения цели статьи нами были использованы теоретические (анализ публикаций по проблемам исследования) и эмпирические методы (проведение письменного анкетирования (анкета составлена нами) - количественный метод - и беседы - качественный метод). Материалом исследования стали научные публикации российских и зарубежных авторов по проблеме модернизации литературного образования в цифровом мире, результаты проведенного эксперимента и другие источники (ФГОС, форумы учителей и родителей и пр.).

Эмпирической базой исследования послужило анкетирование:

1) выпускников 2020/2021, 2021/2022, 2022/2023 учебных годов, студентов I курса филологического факультета РГПУ им. А. И. Герцена (136 респондентов);

2) победителей и призеров всероссийской олимпиады «Литература - Читатель -Время» для 8-10-х классов 2021/2022 учебного года ГБУ ДО Центра «Интеллект» (16 респондентов);

3) участников всероссийской «Летней филологической школы - 2022» г. Санкт-Петербурга (9 респондентов).

В названных группах нами были проведены уроки литературы с применением цифровых технологий и беседа, в ходе которой мы выявляли мнение школьников по вопросам модернизации школы XXI века. Были задействованы представители начального, основного и среднего общего образования. Участники - жители разных городов России. Группы респондентов отбирались с целью получения первичного среза и выявления мнения представителей различных возрастных диапазонов по поводу поставленных вопросов, касающихся модернизации образования. Представим содержание составленной нами анкеты:

1. Каким должен быть урок литературы XXI века?

2. Как бы вы хотели модернизировать школу?

3. Как бы вы отреагировали, если бы уроки литературы проводились на специальных цифровых площадках, позволяющих анализировать текст с помощью аудио-, видео- и других материалов?

4. Каким, на ваш взгляд, должен быть урок литературы XXI века?

5. Как повысить мотивацию школьников к чтению?

6. Какой вы видите «новую школу»?

Вопросы сформулированы на основе выявленных потребностей и запросов современной школы. Для составления анкеты изучены вышеописанные исследования, нормативно-правовые акты и мнения учителей и родителей (форумы) с целью определения общей картины времени. Для ответа на вопрос «Как "не потерять" ученика?» мы обратились к самим обучающимся. Обработка результатов проводилась нами. Полученные ответы сортировались по принципу общности содержания и выводились сходные для всех анкет положения.

В исследовании использованы следующие методы статистики:

- сбор первичной информации (массовое статистическое наблюдение);

- обработка первичной информации (метод группировок: нормативно-правовые акты, форумы, мнение обучающихся);

- обобщение и интерпретация информации (анализ информации на основе обобщающих положений).

Результаты исследования / Research results

Мы поставили вопрос: «Как должен работать современный учитель литературы, чтобы не потерять учащегося в компьютерном пространстве и органично вписать "цифру" в образовательный процесс?» Нами выявлено, на что учителю следует обратить внимание, чтобы увлечь учащихся на уроке. На проанализированных нами форумах учителя обсуждали, как изменился ученик и школа в целом. Выпускники различных регионов России последних трех учебных лет (2020/2021, 2021/2022, 2022/2023 учебные годы), которые приняли участие в настоящем исследовании, ответили на интересующий нас вопрос. Компьютер с точки зрения переключения каналов восприятия способен оптимизировать работу учителя и разнообразить творческий процесс в рамках урока литературы. В процессе анализа форумов учителей и родителей мы выявили «красные флаги», на которые современному учителю следует обратить внимание, и сделали некоторые выводы. Мы рассмотрели как форумы, созданные до пандемии, так и те, что пополнялись мнениями во время локдауна, а также после его снятия. Предметы гуманитарного цикла включают в себя большой творческий блок. Это значит, что эти дисциплины должны обращать особое внимание на потребности современных школьников и изменения, которые с ними происходят, оперативно реагируя на введение новшеств, раскрывающих творческий потенциал школьников, воздействующих на все сферы их восприятия. Отметим особенности современных учащихся и школы в целом. Для начала обратим внимание на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, задающий направление развития учителя и школы:

- создание специально оборудованных кабинетов, интегрирующих средства обучения и воспитания по нескольким учебным предметам [32];

- вариативность содержания образовательных программ основного общего образования, возможность формирования программ основного общего образования

различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся [33];

- доступность и равные возможности получения качественного основного общего образования [34];

- освоение всеми обучающимися базовых навыков (в том числе когнитивных, социальных, эмоциональных), компетенций [35];

- развитие личностных качеств, необходимых для решения повседневных и нетиповых задач с целью адекватной ориентации в окружающем мире [36];

- формирование культуры непрерывного образования и саморазвития на протяжении жизни [37];

- разумное и безопасное использование цифровых технологий, обеспечивающих повышение качества результатов образования и поддерживающих очное образование [38];

- развитие представлений обучающихся о высоком уровне научно-технологического развития страны, овладение ими современными технологическими средствами в ходе обучения и в повседневной жизни, формирование у обучающихся культуры пользования информационно-коммуникационными технологиями, расширение возможностей индивидуального развития обучающихся посредством реализации индивидуальных учебных планов с учетом получения предпрофессиональных знаний и представлений, направленных на осуществление осознанного выбора образовательной программы следующего уровня образования и (или) направленности [39];

- условия создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности [40] и т. д.

В 2017 году на платформе образовательной социальной сети Nsportal.ru учителя разных предметов обсуждали, как заинтересовать современного ученика. Они отмечали, что обучающиеся не хотят воспринимать материал, так как ответы на все интересующие их вопросы можно посмотреть в Интернете. Решение проблемы учителя видели в интерактиве, виртуальном эксперименте, групповых формах работы [41].

На фоне развития дискуссий, посвященных вопросам изменения школы и школьников, платформа «ЯУчитель» предложила современным учителям свой ответ на вопросы повышения вовлеченности учеников в урок [42].

Распределим предложенные пользователями платформ и форумов особенности работы учителя по блокам, которые, на наш взгляд, необходимо учитывать на каждом уроке:

1. Психолого-эмоциональный блок: создать атмосферу дружбы и доверия; лучший учитель для школьников — это тот, кому они могут довериться, обратиться с любым вопросом, не касающимся темы урока [43]; дать им немного свободы и самостоятельности <...> покажите ученикам, что самостоятельность предполагает ответственность (когда ребенок делает выбор, он отвечает за последствия этого выбора) [44]; у каждого ребенка есть свои увлечения — используйте их [45] (реальную жизнь).

2. Инструментальный блок: правильно подобранные цифровые инструменты подсказывают разные методики, экономят время, мотивируют детей и позволяют отслеживать результаты; технологии помогают выстроить индивидуальное обучение; с технологиями учитель экономит время на подготовку к урокам и проверку заданий [46]; ваша задача — использовать максимальное количество инструментов.

3. Функциональный блок: встройте урок-игру; чем креативнее ваше занятие — тем больше шансов, что материал будет полностью усвоен [47]; игровые элементы в уроке

снимут напряжение и помогут закрепить новый материал; обучение — самая важная функция любой игры, ведь с самого рождения дети привыкают учиться через игры [48]; максимально вовлечь в работу весь класс позволит проектная деятельность [49].

Эти блоки связаны с результатами, зафиксированными в ФГОС. Отмеченные тенденции нашли свое развитие в дискуссиях, посвященных отдельным выявленным проблемным вопросам, продолжающихся до сих пор. Например, изложенные проблемы и рекомендации обсуждались на I Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «Филологическое образование XXI века: методики, технологии, практики» в ФГБОУ ВО РГПУ им. А. И. Герцена 18-19 мая 2023 года [50]. Так, в 2021 году на форуме учителей «Урок.РФ» изложили основные особенности современной школы и обучающихся XXI века [51]. Обобщая изложенное, ниже мы предлагаем вариант коррекции образовательного процесса. Рекомендуется:

- использовать музыкальные фрагменты, игровые и соревновательные формы, юмористические фразы и расслабляющие минутки, повышающие мотивацию школьников [52];

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- создавать ситуации успеха через выполнение заданий, посильных для всех учащихся, изучать новый материал с опорой на старые знания [53];

- развивать и вызывать у учащихся любознательность [54];

- учитывать запросы, интересы и устремления детей, применять новые информационные технологии [55];

- предоставлять ученику частичную свободу выбора (не в ущерб знаниям) [56];

- стимулировать интерес и радость познания как основные переживания школьника в процессе обучения;

- использовать междисциплинарный подход;

- преобразовать материал в необычную форму [57].

На ресурсе «Современный учительский портал» учителя обсуждали мотивацию школьников поколения «Альфа». Приведем несколько цитат со страниц форума:

- Использование современных технологий на уроках помогает создать благоприятную эмоциональную обстановку, повышает мотивацию обучающихся к изучаемому материалу, углубляет знания, способствует развитию психологических процессов, что в конечном итоге повышает качество знаний обучающихся [58].

- Мотивацию учащихся поддерживать можно только используя высокие технологии. Дети поглощены Интернетом. Но там можно найти почву для размышления, дискуссии, и этим заинтересовать учащихся по своему предмету [59].

- Я работаю учителем начальных классов и понимаю, что замотивировать ученика начальной школы значительно легче, нежели старшеклассника. Мотивация -это кропотливый ежедневный труд. Думаю, нужно начать с себя. Если учитель будет стараться, увлекать, удивлять, то он сможет зажечь и ученика [60].

- Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Игра, а именно ролевая игра, дает широкие возможности для активизации учебного процесса [61].

- Научно-технический прогресс не стоит на месте, поэтому заниматься образованием и самообразованием необходимо каждому человеку [62].

Анализ представленных выше источников показал: современный урок должен быть технологичен, интерактивен, направлен на междисциплинарность, нужно активно обращаться к проектным и игровым технологиям. Использование цифровых

технологий на уроках позволит создать ряд ассоциативных связей в сознании учащегося, которые зафиксируют изученное. Клиповое мышление школьников направляет учителя к вариативной деятельности. Интервал между видами деятельности с каждым годом сокращается, а использование игр, цифровых технологий и т. д. способствует отвлечению от сторонних гаджетов и пр. Цифровые технологии демонстрируют учащимся нетривиальность подходов современного учителя, что повышает интерес к предмету и профессии в целом, так как ученики видят гибкость системы, а их фантазия в будущем становится источником новых методических идей.

Наш эксперимент проведен в формате письменного анкетирования и устного опроса. Главные вопросы, поставленные перед контрольными группами: «Каким должен быть урок литературы XXI века? Как бы вы хотели модернизировать школу?»

Эмпирический анализ ответов показал, что школьники ждут от урока литературы интерактивности. Им необходим новый взгляд на анализ программного материала, цифровые подходы. Обучающиеся отмечали:

- Информацию, представленную в цифровом формате, легче запоминать.

- Цифровые уроки интереснее. Они помогают многогранно понять произведение. Интерактивный формат восхитительный, обожаю работать подобным образом.

- Мы лучше запоминаем визуальную информацию, которая показывает, что литература — это не скучно.

- В процессе игры материал усваивается гораздо лучше. Чем больше интересных и необычных методов, тем выше шансы закрепления материала.

- Внимание школьников «приковано» к экранам устройств, а цифровые уроки могут завоевать это внимание за счет информативности и визуала.

На вопрос «Как бы вы отреагировали, если бы уроки литературы проводились на специальных цифровых площадках, позволяющих анализировать текст с помощью аудио-, видео- и других материалов?» обучающиеся ответили:

- Думаю, это облегчит изучение материала.

- Была бы очень рада упрощению процедуры анализа, а также большей наглядности процесса.

- Это заинтересовало бы меня.

Ответы на вопрос «Каким, на ваш взгляд, должен быть урок литературы XXI века?» были следующие:

- Цепляющим внимание.

- Интерактивным или в виде дискуссии.

- С простором для творчества, чтобы прочувствовать то или иное произведение.

- Мультимедийным и с опорой на текст произведений, а не мнение учителя.

- Урок должен захватывать внимание, подстраиваться под современные реалии, чтобы детям, растущим с новыми технологиями «в обнимку», было интересно вникать в учебный процесс.

- Самое главное — заинтересовывать детей, проводить уроки в игровой форме, быть «с ними на одной волне», расположить к себе и к предмету, дать возможность читать и то, что им интересно, обмениваясь впечатлениями. Тогда школьная программа будет легче и интереснее.

- С индивидуальным подходом. Важен «принцип смешивания» старых знаний и новых методик.

О том, как повысить мотивацию школьников к чтению, респонденты высказались так:

- Радикально, но пересмотреть школьную программу. Многие произведения «велики» школьникам. Чтение не вызывает интерес или удовольствие в младших классах, а «отпугивает». «Приходить к книгам» приходится самостоятельно после, имея в фундаменте «убитую Муму» и «Я тебя породил, я тебя и убью».

- Нужно проводить интерактивные занятия, включающие в себя игровые/театральные элементы, создавать ситуации, в которых школьнику интересно будет узнать текст.

- Преподавателю лучше быть «на одной волне» с учениками и преподносить материал так, чтобы дети сами захотели читать больше.

- Обсуждать с детьми подтекст прочитанного, спрашивать мнение детей.

- Предлагать каждому ученику индивидуальную программу чтения, исходя из его интересов.

- Не заставлять их читать, давать ссылки на интересные обзоры литературных произведений на платформе Youtube.

На вопрос «Какой вы видите "новую школу"?» мы получили следующие ответы:

- Технологичной, творческой, развивающей индивидуальные качества ученика, поддерживающей личность.

- Профилизация, гуманность, диалог.

- Способность выражать собственное мнение. Нас в школах до сих пор учат одинаковым формулировкам, потому что «так написано в учебнике». Внедрение различных технологий (для всех учебных предметов). Есть столько возможностей облегчить изучение и восприятие материала с помощью «цифры», но во многих школах до сих пор не пользуются этим.

- «Новая школа» для меня - баланс между технологиями и традициями.

В свете вышесказанного распределим потребности современных школьников на два блока:

1. Функциональный (модернизация методики преподавания отдельных предметов, в которой необходимо синтезировать традиции и инновации; мы не отказываемся от классических методов, способов и приемов, наша задача - перенести их в привычное для XXI века пространство).

2. Психологический (современные школьники - визуалы, воздействовать на их восприятие сейчас возможно преимущественно визуальными средствами, совмещая циф-ровизацию и классический рисунок в учебнике и т. д. в процессе объяснения материала; необходимо не игнорировать потребности школьников, а обыгрывать их интересы в образовательной среде; мы вновь должны научиться слушать и слышать ученика).

Выявленные нами блоки (функциональный и психологический) определяют векторы развития общего образования. Они коррелируются с положениями, представленными выше. В частности, блоки связаны с исследованиями, опубликованными в журналах базы данных "Scopus" "International Journal of Child-Computer Interaction", "Education As Change'. Так, например, психологический блок подразумевает связь потребностей и реальной жизни школьников с уроком литературы. Учитель опирается на интересующие учащихся достижения эпохи цифровизации и синтезирует их с классической методикой преподавания литературы для демонстрации читателям-школьникам связи учебы с повседневностью. Мы соотносим представленные блоки с программой цифровой экономики Российской Федерации, подразумевающей повсеместное введение цифровых технологий в различные сферы жизни общества и актуальную в 20-х годах XXI века трансмедийность на уроках литературы. Нами выявлены

признаки цифровой среды, указанные выше в научных трудах, ФГОС, форумах учителей и родителей, а также анкетах обучающихся, с целью обобщить и назвать векторы развития, в частности, литературного образования, уточняющие научные основы методики преподавания литературы XXI века, приобретающие новую актуальность. Собранная в настоящей статье, обработанная и обобщенная информация позволяет определить в свете появления новых методов, способов и приемов обучения пути их развития и др.

Заключение / Conclusion

В XXI веке цифровизацию урока противопоставляют общению с преподавателями, диалогу, анализу текста. Родители и коллеги не осознают, что «цифра» - методический инструмент. Она не отменяет классические способы контроля и работы с обучающимися. Цифровизация образования не тождественна деградации, она позволяет заинтересовать школьника предметом. Ученики, выросшие в цифровом мире, предпочитают его, что также подтверждает наша практика преподавания в школе г. Санкт-Петербурга. Они никогда не вернутся к мелу и доске. Родители опасаются, что цифровизация оттолкнет ребенка от книги. В итоге своими запретами они добиваются обратной реакции: ребенок перестает читать, потому что в его сознании закрепляются негативные ассоциации. Приведем пример: мама насильно заставляла читать книги в библиотеке, запрещала гаджеты, которыми пользовались ровесники, следовательно, в осознанном возрасте, получив свободу выбора, этот ребенок не притронется к книге и останется один на один с цифровым миром, к которому он не готов. В случае положительного результата этот повзрослевший ребенок все равно «выпадет» из быстро меняющегося мира. Он будет много читать, но не сможет применить свои навыки в обществе нового формата. Мы никогда всецело не вернемся к классической школе. Нужно научиться жить с перспективой на будущее, а не следовать за прошлым. Наша задача - интегрировать лучшее классической методики в достижения новой эпохи (эпохи цифровизации).

Чтобы не «потерять» современного ученика, требуется активно использовать игровые технологии, учитывать мнение обучающихся, давать им разумную свободу выбора заданий (вариативность: классические задания и цифровые и пр.). Учитель должен осваивать среду, в которой живет ученик. Школа не должна бояться методических экспериментов и активно взаимодействовать с выпускниками педагогических вузов, что поможет быстрее и результативнее модернизировать классическую методику и приспособить ее к реальности учеников XXI века.

Ссылки на источники / References

1. Российская Федерация. Программы. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р. - М.: Правительство Российской Федерации, 2017. - 88 с.

2. Архангельский А. Н., Новикова А. А. Трансмедийный поворот в стратегиях обучения: нарративные практики на уроках литературы // Вопросы образования. - 2021. - № 2. - С. 63-81.

3. Романичева Е. С. На подступах к новой методике обучения литературе: предпосылки, условия, поиски возможных теоретических оснований // Литература в школе. - 2021. - № 1. - С. 80-93.

4. Чертов В. Ф. Диалог на уроке литературы: живой и виртуальный (направления исследований) // Диалог учителя и ученика в современном литературном образовании: сб. ст. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. «Диалог учителя и ученика в современном литературном образовании. XXIX Голубковские чтения», Москва, 18-19 марта 2021 года. - М., 2022. - С. 5-11.

5. Чертов В. Ф., Трубина Л. А., Гетманская Е. В. Преемственность в школьном изучении литературы: сравнительно-исторический аспект // Педагогика и психология образования. - 2023. - № 3. - С. 24-37.

6. Зверков М. В. Визуализация как способ изучения художественных произведений на уроках литературы // Педагог XXI столетия: сб. ст. по материалам III студ. науч.-практ. конф. «Педагог XXI столетия», Москва, 21 февраля 2018 года. - М., 2018. - С. 31-34.

7. Лебедева М. Ю., Веселовская Т. С., Купрещенко О. Ф. Особенности восприятия и понимания цифровых текстов: междисциплинарный взгляд // Перспективы науки и образования. - 2020. - № 4 (46). - С. 74-98.

8. Аристова М. А. Информационные технологии как средство мотивации читательской активности современного школьника // Образовательное пространство в информационную эпоху - 2019: сб. науч. тр. по материалам междунар. науч.-практ. конф. «Образовательное пространство в информационную эпоху - 2019», Москва, 04-06 июня 2019 года. - М., 2019. - С. 1134-1146.

9. Романичева Е. С. Мультимедийное чтение: от «стихийной» практики к школьному анализу художественного произведения // Литература в школе. - 2022. - № 4. - С. 86-97.

10. Павленко М. Н. Игра как приём художественной интерпретации произведения на уроке литературы // Педагог XXI столетия: сб. ст. по материалам III студ. науч.-практ. конф. «Педагог XXI столетия», Москва, 21 февраля 2018 года. - М., 2018. - С. 20-22.

11. Панченко Д. В. Digital art как смысловое расширение литературы // Литература в школе. - 2021. - № 3. - С. 108-121.

12. Чертов В. Ф., Зинин С. А., Сосновская И. В. Современные подходы к обучению в методическом наследии О. Ю. Богдановой // Литература в школе. - 2020. - № 5. - С. 119-128.

13. Галицких Е. О. Диалог учителя и ученика в системе художественной коммуникации: школа сотворчества // Диалог учителя и ученика в современном литературном образовании: сб. ст. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. «Диалог учителя и ученика в современном литературном образовании. XXIX Голубков-ские чтения», Москва, 18-19 марта 2021 года. - М., 2022. - С. 17-23.

14. Зинин С. А. Диалог с текстом: к проблеме оценки читательской грамотности школьников на уроке литературы // Диалог учителя и ученика в современном литературном образовании: материалы международной научно-практической конференции, Москва, 18-19 марта 2021 года. - М., 2022. - С. 11-17.

15. Коновалова Л. И. Педагогические модели и стратегии взаимодействия в развитии чтения школьников в современной цифровой среде // Непрерывное образование. - 2023. - № 3 (45). - С. 18-23.

16. Коновалова Л. И. Чтение как педагогический феномен: ценностно-смысловой подход // Актуальные вопросы развития современной гуманитарной и социально-экономической мысли: сб. тр. Междунар. науч.-практ. конф. (с очным участием), Пермь, 24 апреля 2020 года. - Пермь, 2020. - С. 152-156.

17. Романичева Е. С. О расширении границ читательской грамотности (словесное & визуальное): вклад школьной библиотеки // Непрерывное образование. - 2023. - № 3 (45). - С. 38-43.

18. Стрижекурова Ж. И. Цифровые технологии в современном литературном образовании как способ повышения успешности обучающихся // Современные технологии в образовании. - 2021. - № 21. - С. 223-229.

19. Измайлова Е. А., Коновалова Л. И. Мотивация педагогов к профессионально-педагогической деятельности // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 3: Экономические, гуманитарные и общественные науки. - 2022. - № 2. - С. 98-101.

20. Шамчикова В. М. Специфика обучения школьников литературе в условиях обновления ФГОС // Образовательное пространство в информационную эпоху: сб. науч. ст. междунар. науч.-практ. конф., Москва, 0708 июня 2022 года. - М., 2022. - С. 117-123.

21. Шуталева А. В., Савцова Н. И. Глава 1. Философия как мировоззрение // Философия: учеб. пособие. - Екатеринбург, 2017. - С. 7-38.

22. Хавин А. Глава 4. От описательной психологии В. Дильтея к психологическим взглядам В.Н. Мясищева Психологическое учение В. Дильтея и неокантианцы // Художественные таланты и психологи: стороны душевного родства и профессиональной близости киноискусство в обучении психологии личности (на модели творчества Ингмара Бергмана): монография. - М., 2020. - С. 144-154.

23. Кушнаренко И. А., Эрдниев А. С. Роль информационно-коммуникационных систем в становлении мировоззрения современной молодежи // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. - 2020. - № 3. - С. 12-18.

24. Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах // Логика культуры: антология. - СПб., 2009. - С. 142-181.

25. Шуталева А. В., Савцова Н. И. Глава 1. Философия как мировоззрение. - С. 7.

26. Федоренко О. Ю. Место сетевой культуры в общекультурном пространстве современности // Социология. -2020. - № 2. - С. 322-327.

27. Lautlesetandems: Patentrezept für die Leseförderung? // PEDOCS: open access erziehungswissenschaften. -Frankfurt am Main, 2020. - URL: https://www.pedocs.de/frontdoor.php?source_opus=20287

28. Covid 19 - Herausforderungen und Chancen für die Schulentwicklung. Ausgewählte Ergebnisse einer international vergleichenden Studie zum Schulleitungshandeln in Deutschland, Österreich und der Schweiz // PEDOCS: open access erziehungswissenschaften. - Frankfurt am Main, 2021. - URL: https://www.pedocs.de/front-door.php?source_opus=22113

29. Lian Y. et al. Alienated Learning in the Context of Curricular Reforms" // Education As Change. - 2022. - Т. 26. -P. 1-29.

30. Mertala P., Fagerlund J. Finnish 5th and 6th graders' misconceptions about artificial intelligence // ScienceDirect. -2024. - URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2212868923000673

31. Clinton-Lisell V., Strouse G., Langowski A. M. Children's engagement during shared reading of ebooks and paper books: A systematic review // ScienceDirect. - 2024. - URL: https://www.sciencedirect.com/science/arti-cle/abs/pii/S2212868923000697

32. Российская Федерация. Приказы. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля 2022 года № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287». - М.: Министерство просвещения Российской Федерации, 2022. - 4 с.

33. Российская Федерация. Приказы. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». - М.: Министерство просвещения Российской Федерации, 2021. - 126 с.

34. Российская Федерация. Приказы. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

35. Российская Федерация. Приказы. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

36. Российская Федерация. Приказы. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

37. Российская Федерация. Приказы. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

38. Российская Федерация. Приказы. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

39. Российская Федерация. Приказы. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

40. Российская Федерация. Приказы. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

41. Как заинтересовать ученика?: сайт // Образовательная социальная сеть nsportal.ru. - Новотроицк, 2017. -URL: https://nsportal.ru/forum/himiya/2017/02/15/kak-zainteresovat-uchenika

42. 7 способов повысить вовлечённость учеников в урок: сайт // ЯУчитель. - М., 2019. - URL: https://teacher.yandex.ru/posts/7-sposobov-povysit-vovlechennost-uchenikov-v-urok

43. 7 способов повысить вовлечённость учеников в урок.

44. 7 способов повысить вовлечённость учеников в урок.

45. 7 способов повысить вовлечённость учеников в урок.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

46. 7 способов повысить вовлечённость учеников в урок.

47. 7 способов повысить вовлечённость учеников в урок.

48. 7 способов повысить вовлечённость учеников в урок.

49. 7 способов повысить вовлечённость учеников в урок.

50. Всероссийская научно-практическая конференция «Филологическое образование XXI века: методики, технологии, практики»: сайт. - СПб., 2023. - URL: https://www.herzen.spb.ru/about/struct-uni/fac/f-filo/18093/

51. «Как повысить мотивацию к учебе?» Рекомендации для педагогов, родителей и обучающихся: сайт // Педагогическое сообщество «УРОК.РФ». - М., 2021. - URL: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/kak_povisit_motivatciyu_k_uchebe_rekomendatcii_dlya_114233.html

52. «Как повысить мотивацию к учебе?» Рекомендации для педагогов, родителей и обучающихся.

53. «Как повысить мотивацию к учебе?» Рекомендации для педагогов, родителей и обучающихся.

54. «Как повысить мотивацию к учебе?» Рекомендации для педагогов, родителей и обучающихся.

55. «Как повысить мотивацию к учебе?» Рекомендации для педагогов, родителей и обучающихся.

56. «Как повысить мотивацию к учебе?» Рекомендации для педагогов, родителей и обучающихся.

57. «Как повысить мотивацию к учебе?» Рекомендации для педагогов, родителей и обучающихся.

58. Мотивация учащихся к учению: сайт // Современный учительский портал. - М., 2021. - URL: https://easyen.ru/forum/60-5807-1

59. Мотивация учащихся к учению.

60. Мотивация учащихся к учению.

61. Мотивация учащихся к учению.

62. Мотивация учащихся к учению.

1. (2017). Rossijskaya Federaciya. Programmy. Programma "Cifrovaya ekonomika Rossijskoj Federacii", utverzhdyonnaya rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 28 iyulya 2017 g. № 1632-r [Russian Federation. Programs. The program "Digital Economy of the Russian Federation", approved by the Decree of the Government of the Russian Federation dated July 28, 2017 No. 1632-p], Pravitel'stvo Rossijskoj Federacii, Moscow, 88 p. (in Russian).

2. Arhangel'skij, A. N., & Novikova, A. A. (2021). "Transmedijnyj povorot v strategiyah obucheniya: narrativnye prak-tiki na urokah literatury" [Transmedia turn in teaching strategies: narrative practices in literature lessons], Voprosy obrazovaniya, № 2, pp. 63-81 (in Russian).

3. Romanicheva, E. S. (2021). "Na podstupah k novoj metodike obucheniya literature: predposylki, usloviya, poiski vozmozhnyh teoreticheskih osnovanij" [On the approaches to a new method of teaching literature: prerequisites, conditions, search for possible theoretical foundations], Literatura vshkole, № 1, pp. 80-93 (in Russian).

4. Chertov, V. F. (2022). "Dialog na uroke literatury: zhivoj i virtual'nyj (napravleniya issledovanij)" [Dialogue in the literature lesson: live and virtual (research directions)], Dialog uchitelya i uchenika v sovremennom literaturnom obrazovanii: sb. st. po materialam Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. "Dialog uchitelya i uchenika v sovremennom literaturnom obrazovanii. XXIX Golubkovskie chteniya", Moskva, 18-19 marta 2021 goda, Moscow, pp. 5-11 (in Russian).

5. Chertov, V. F., Trubina, L. A., & Getmanskaya, E. V. (2023). "Preemstvennost' v shkol'nom izuchenii literatury: sravnitel'no-istoricheskij aspect" [Continuity in the school study of literature: a comparative historical aspect], Ped-agogika i psihologiya obrazovaniya, № 3, pp. 24-37 (in Russian).

6. Zverkov, M. V. (2018). "Vizualizaciya kak sposob izucheniya hudozhestvennyh proizvedenij na urokah literatury" [Visualization as a way to study works of art in literature lessons], Pedagog XXI stoletiya: sb. st. po materialam III stud. nauch.-prakt. konf. "Pedagog XXIstoletiya", Moskva, 21 fevralya 2018 goda, Moscow, pp. 31-34 (in Russian).

7. Lebedeva, M. Yu., Veselovskaya, T. S., & Kupreshchenko, O. F. (2020). "Osobennosti vospriyatiya i ponimaniya cifrovyh tekstov: mezhdisciplinarnyj vzglyad" [Specific features of perception and understanding of digital texts: an interdisciplinary view], Perspektivy nauki i obrazovaniya, № 4 (46), pp. 74-98 (in Russian).

8. Aristova, M. A. (2019). "Informacionnye tekhnologii kak sredstvo motivacii chitatel'skoj aktivnosti sovremennogo shkol'nika" [Information technologies as a means of motivating the reading activity of a modern student], Obra-zovatel'noe prostranstvo v informacionnuyu epohu - 2019: sb. nauch. tr. po materialam mezhdunar. nauch.-prakt. konf. "Obrazovatel'noe prostranstvo v informacionnuyu epohu - 2019", Moskva, 04-06 iyunya 2019 goda, Moscow, pp. 1134-1146 (in Russian).

9. Romanicheva, E. S. (2022). "Mul'timedijnoe chtenie: ot "stihijnoj" praktiki k shkol'nomu analizu hudozhestvennogo proizvedeniya" [Multimedia reading: from "spontaneous" practice to school analysis of a work of art], Literatura v shkole, № 4, pp. 86-97 (in Russian).

10. Pavlenko, M. N. (2018). "Igra kak priyom hudozhestvennoj interpretacii proizvedeniya na uroke literatury" [Game as a method of artistic interpretation of a work in a literature lesson], Pedagog XXIstoletiya: sb. st. po materialam III stud. nauch.-prakt. konf. "Pedagog XXI stoletiya", Moskva, 21 fevralya 2018 goda, Moscow, pp. 20-22 (in Russian).

11. Panchenko, D. V. (2021). "Digital art kak smyslovoe rasshirenie literatury" [Digital art as a semantic extension of literature], Literatura vshkole, № 3, pp. 108-121 (in Russian).

12. Chertov, V. F., Zinin, S. A., & Sosnovskaya, I. V. (2020). "Sovremennye podhody k obucheniyu v metodicheskom nasledii O. Yu. Bogdanovoj" [Modern approaches to teaching in the methodological heritage of O. Y. Bogdanova], Literatura vshkole, № 5, pp. 119-128 (in Russian).

13. Galickih, E. O. (2022). "Dialog uchitelya i uchenika v sisteme hudozhestvennoj kommunikacii: shkola sotvorchestva" [Teacher-student dialogue in the system of artistic communication: School of Co-creation], Dialog uchitelya i uchenika vsovremennom literaturnom obrazovanii: sb. st. po materialam Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. "Dialog uchitelya i uchenika vsovremennom literaturnom obrazovanii. XXIX Golubkovskie chteniya", Moskva, 18-19 marta 2021 goda, Moscow, pp. 17-23 (in Russian).

14. Zinin, S. A. (2022). "Dialog s tekstom: k probleme ocenki chitatel'skoj gramotnosti shkol'nikov na uroke literatury" [Dialogue with the text: on the problem of assessing the reading literacy of schoolchildren in a literature lesson],

A. A. noAyMopdßumßa

Dialog uchitelya i uchenika v sovremennom literaturnom obrazovanii: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prak-ticheskoj konferencii, Moskva, 18-19 marta 2021 goda, Moscow, pp. 11-17 (in Russian).

15. Konovalova, L. I. (2023). "Pedagogicheskie modeli i strategii vzaimodejstviya v razvitii chteniya shkol'nikov v sov-remennoj cifrovoj srede" [Pedagogical models and strategies of interaction in the development of schoolchildren's reading in the modern digital environment], Nepreryvnoe obrazovanie, № 3 (45), pp. 18-23 (in Russian).

16. Konovalova, L. I. (2020). "Chtenie kak pedagogicheskij fenomen: cennostno-smyslovoj podhod" [Reading as a pedagogical phenomenon: a value-semantic approach], Aktual'nye voprosy razvitiya sovremennoj gumanitarnoj i so-cial'no-ekonomicheskoj mysli: sb. tr. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (s ochnym uchastiem), Perm', 24 aprelya 2020 goda, Perm', pp. 152-156 (in Russian).

17. Romanicheva, E. S. (2023). "O rasshirenii granic chitatel'skoj gramotnosti (slovesnoe & vizual'noe): vklad shkol'noj biblioteki" [On expanding the boundaries of reading literacy (verbal & Visual): contribution of the school library], Nepreryvnoe obrazovanie, № 3 (45), pp. 38-43 (in Russian).

18. Strizhekurova, Zh. I. (2021). "Cifrovye tekhnologii v sovremennom literaturnom obrazovanii kak sposob povyshniya uspeshnosti obuchayushchihsya" [Digital technologies in modern literary education as a way to increase the success of students], Sovremennye tekhnologii v obrazovanii, № 21, pp. 223-229 (in Russian).

19. Izmajlova, E. A., & Konovalova, L. I. (2022). "Motivaciya pedagogov k professional'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti" [Motivation of teachers for professional and pedagogical activity], Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta tekhnologii i dizajna. Seriya 3: Ekonomicheskie, gumanitarnye i obshchestvennye nauki, № 2, pp. 98-101 (in Russian).

20. Shamchikova, V. M. (2022). "Specifika obucheniya shkol'nikov literature v usloviyah obnovleniya FGOS" [The specifics of teaching literature to schoolchildren in the context of updating the Federal State Educational Standard], Obrazovatel'noe prostranstvo v informacionnuyu epohu: sb. nauch. st. mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Moskva, 07-08 iyunya 2022 goda, Moscow, pp. 117-123 (in Russian).

21. Shutaleva, A. V., & Savcova, N. I. (2017). "Glava 1. Filosofiya kak mirovozzrenie" [Chapter 1. Philosophy as a worldview], Filosofiya: ucheb. posobie, Ekaterinburg, pp. 7-38 (in Russian).

22. Havin, A. (2020). Glava 4. "Ot opisatel'noj psihologii V. Dil'teya k psihologicheskim vzglyadam V. N. Myasishcheva Psi-hologicheskoe uchenie V. Dil'teya i neokantiancy" [Chapter 4. From the descriptive psychology of V. Dilthey to the psychological views of V.N. Myasishchev. Psychological doctrine of V. Dilthey and neo-Kantians], Hudozhestvennye talanty i psihologi: storony dushevnogo rodstva i professional'noj blizosti kinoiskusstvo v obuchenii psihologii lichnosti (na modeli tvorchestva Ingmara Bergmana): monografiya, Moscow, pp. 144-154 (in Russian).

23. Kushnarenko, I. A., & Erdniev, A. S. (2020). "Rol' informacionno-kommunikacionnyh sistem v stanovlenii mirovozz-reniya sovremennoj molodezhi" [The role of information and communication systems in the formation of the worldview of modern young people], Mezhdunarodnyj zhurnal psihologii i pedagogiki v sluzhebnoj deyatel'nosti, № 3, pp. 12-18 (in Russian).

24. Dil'tej, V. (2009). "Tipy mirovozzreniya i obnaruzhenie ih v metafizicheskih sistemah" [Types of worldview and their detection in metaphysical systems], Logika kul'tury: antologiya, St. Petersburg, pp. 142-181 (in Russian).

25. Shutaleva, A. V., & Savcova, N. I. (2017). Op. cit., p. 7.

26. Fedorenko, O. Yu. (2020). "Mesto setevoj kul'tury v obshchekul'turnom prostranstve sovremennosti" [The place of network culture in the general cultural space of our time], Sociologiya, № 2, pp. 322-327 (in Russian).

27. (2020). "Lautlesetandems: Patentrezept für die Leseförderung?" [Reading aloud tandems: patent recipe for promoting reading?], PEDOCS: open access erziehungswissenschaften, Frankfurt am Main. Available at: https://www.pedocs.de/frontdoor.php?source_opus=20287 (in German).

28. (2021). "Covid 19 - Herausforderungen und Chancen für die Schulentwicklung. Ausgewählte Ergebnisse einer international vergleichenden Studie zum Schulleitungshandeln in Deutschland, Österreich und der Schweiz" [Covid 19 - challenges and opportunities for school development. Selected results of an international comparative study on school management actions in Germany, Austria and Switzerland], PEDOCS: open access erziehungswissenschaften, Frankfurt am Main. Available at: https://www.pedocs.de/frontdoor.php?source_opus=22113 (in German).

29. Lian, Y. et al. (2022). "Alienated Learning in the Context of Curricular Reforms", Education As Change, t. 26, pp. 129 (in English).

30. Mertala, P., & Fagerlund, J. (2024). "Finnish 5th and 6th graders' misconceptions about artificial intelligence", Sci-enceDirect. Available at: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2212868923000673 (in English).

31. Clinton-Lisell, V., Strouse, G., & Langowski, A. M. 2024 (). "Children's engagement during shared reading of ebooks and paper books: A systematic review", ScienceDirect. Available at: https://www.sciencedirect.com/science/arti-cle/abs/pii/S2212868923000697 (in English).

32. (2022). Rossijskaya Federaciya. Prikazy. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya Rossijskoj Federacii ot 18 iyulya 2022 goda № 568 "O vnesenii izmenenij v federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo ob-shchego obrazovaniya, utverzhdennyj prikazom Ministerstva prosveshcheniya Rossijskoj Federacii ot 31 maya 2021 g. № 287" [Russian Federation. Orders. Order of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 568 dated

July 18, 2022 "On Amendments to the Federal State Educational Standard of Basic General Education, approved by Order of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 287 dated May 31, 2021"], Ministerstvo prosvesh-cheniya Rossijskoj Federacii, Moscow, 4 p. (in Russian).

33. (2021). Rossijskaya Federaciya. Prikazy. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya Rossijskoj Federacii ot 31 maya 2021 goda № 287 "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo ob-shchego obrazovaniya" [Russian Federation. Orders. Order of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 287 dated May 31, 2021 "On Approval of the Federal State Educational Standard of Basic General Education"], Ministerstvo prosveshcheniya Rossijskoj Federacii, Moscow, 126 p. (in Russian).

34. Ibid.

35. Ibid.

36. Ibid.

37. Ibid.

38. Ibid.

39. Ibid.

40. Ibid.

41. (2017). "Kak zainteresovat' uchenika?: sajt" [How to interest a student?: website], Obrazovatel'naya social'naya set' nsportal.ru, Novotroick. Available at: https://nsportal.ru/forum/himiya/2017/02/15/kak-zainteresovat-uchenika (in Russian).

42. (2019). "7 sposobov povysit' vovlechyonnost' uchenikov v urok: sajt" [7 ways to increase student engagement in the lesson: website], YaUchitel', Moscow. Available at: https://teacher.yandex.ru/posts/7-sposobov-povysit-vovlechennost-uchenikov-v-urok (in Russian).

43. Ibid.

44. Ibid.

45. Ibid.

46. Ibid.

47. Ibid.

48. Ibid.

49. Ibid.

50. (2023). Vserossijskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya "Filologicheskoe obrazovanie XXI veka: metodiki, tekhnologii, praktiki": sajt [All-Russian scientific and practical conference "Philological education of the XXI century: methods, technologies, practices": website], St. Petersburg. Available at: https://www.herzen.spb.ru/about/struct-uni/fac/f-filo/18093/ (in Russian).

51. (2021). "Kak povysit' motivaciyu k uchebe?" Rekomendacii dlya pedagogov, roditelej i obuchayushchihsya: sajt" ["How to increase motivation to study?" Recommendations for teachers, parents and students: website], Peda-gogicheskoesoobshchestvo "UROK.RF", Moscow. Available at: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/kak_povisit_mo-tivatciyu_k_uchebe_rekomendatcii_dlya_114233.html (in Russian).

52. Ibid.

53. Ibid.

54. Ibid.

55. Ibid.

56. Ibid.

57. Ibid.

58. (2021). "Motivaciya uchashchihsya k ucheniyu: sajt" [Motivating students to study: website], Sovremennyj uchitel'skij portal, Moscow. Available at: https://easyen.ru/forum/60-5807-1 (in Russian).

59. Ibid.

60. Ibid.

61. Ibid.

62. Ibid.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.