Научная статья на тему 'РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ'

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ СРЕДА / ПОКОЛЕНИЕ / ШКОЛА / ЦИФРОВАЯ ПЕДАГОГИКА / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коптева А. В.

Новое поколение детей или альфа-поколение заставляет совершенствовать подходы и методы в образовании для повышения мотивации к обучению, для достижения высоких результатов школьников. В XXI веке невозможно представить образовательный процесс без применения информационных технологий, особенно для сегодняшних школьников, которые с самых ранних лет умело пользуются гаджетами и интернетом. Педагоги, в свою очередь, должны обладать определенными цифровыми компетенциями, чтобы развивать различные направления в цифровой школе, мотивируя и заинтересовывая учеников к получению новых знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коптева А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ»

физические и химические свойства.

2) Оцените вклад отечественных ученых в изобретение противогаза.

3) «В каких областях человеческой деятельности используется хлор и его соединения? С какими соединениями хлора встречаются люди в своей профессии?».

При изучении темы «Железо» в 9 классе предлагаю следующие мини - исследования:

1.Какова роль железа как элемента в жизни каждого человека?

2. Какую роль железо сыграло в развитии человечества?

3.Можно ли нашу повседневную жизнь представить без железа и его соединений? Почему?

4.Какова роль железа и его соединений в войнах?

Учащиеся с интересом составляют презентации по теме, находят видеосюжеты, что ведет к ситуации успеха даже ученика не сильного в предмете. Все мы видим, что на уроках с использованием ИКТ даже "слабые" учащиеся работают более активно, не отвлекаются, заинтересованно выполняют задания.

Таким образом, при индивидуально-ориентированном подходе можно выделить следующие положительные моменты:

• повышается мотивация обучения;

• создаются возможности для развития творческой личности, осознающей цель и задачи обучения;

• повышается эффективность работы каждого ученика;

• достигаются лучшие результаты обучения Список использованной литературы

1.Алексеев Н. А. Личностно-ориентированное обучение в школе. —Ростов Д.: Феникс, 2006. — 332 с 2.Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. - Изд. второе, доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2001. -222 с.

3.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии .- М.: Народное образование, 1998.

4. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе /М.: Сентябрь, 1996 - 96с.

5. Открытый банк заданий по формированию ЕНГ https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

© Кожемякина Л.В., 2022

УДК 37

Коптева А.В.

магистрант 1 курса факультета математики и естественнонаучного образования

Педагогический институт

ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»,

Россия, г. Белгород Научный руководитель: Гладких Ю.П. кандидат физико-математических наук, доцент кафедры информатики, естественнонаучных

дисциплин и методик преподавания ФГАОУ ВО "Белгородский государственный национальный исследовательский университет",

Россия, г. Белгород

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

Новое поколение детей или альфа-поколение заставляет совершенствовать подходы и методы в

образовании для повышения мотивации к обучению, для достижения высоких результатов школьников. В XXI веке невозможно представить образовательный процесс без применения информационных технологий, особенно для сегодняшних школьников, которые с самых ранних лет умело пользуются гаджетами и интернетом. Педагоги, в свою очередь, должны обладать определенными цифровыми компетенциями, чтобы развивать различные направления в цифровой школе, мотивируя и заинтересовывая учеников к получению новых знаний.

Ключевые слова

Цифровизация, цифровая среда, поколение, школа, цифровая педагогика, обучающиеся, обучение.

Интерес к изучению естественнонаучных дисциплин стремительно падает в связи с применением старых методов обучения, однообразного использования учебников на уроках в школе. Для современной молодежи одним из действенных способов повышения мотивации и интереса к дисциплинам, которые дают знания о нашей Земле, формируют правильное восприятие окружающего мира, развивает логику и мышление, является использование информационных технологий на различных стадиях учебного процесса.

Современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации. При подготовке к уроку современный учитель, прежде всего, должен быть со своими учениками «на одной волне», то есть использовать в объяснении материала слова из «современного языка». Сегодня молодежь или как называют их сейчас, «альфа-поколение», разговаривает на сленге, который не понятен поколению У (миллениалам, рожденных в промежутке с 1981 по 1996 год) и даже поколению 1 (рожденных с 1997 по 2010 год) [3]. Англицизмы укореняются в их речь, а учителям приходится постоянно заглядывать в словарь современного диалекта, чтобы понимать своих подопечных.

Поколение Альфа выросло на технологиях, поэтому эти дети считаются самыми технически подкованными. С самых ранних лет экраны смартфонов и планшетов заменяют им игрушки и книги, тем самым воздействуют на умы детей в период их взросления и становления как личностей, оказывая особое влияние. От геймификации образования до повышения цифровой грамотности, эти времена влияют на всех нас, но больше всего трансформируют тех, чья личность формировалась в этот период. Поэтому сложно привлечь внимание и замотивировать ребенка нового поколения одними книжками и примерами в изучении естественных наук и математики.

Цифровая среда в школах развивается с каждым днем все быстрее и быстрее. Базовые компоненты умной цифровой среды - подготовленные педагоги, специально разработанный контент, профессиональное видение учебного процесса в целом, комфортные условия для участников образовательного процесса. Как же создавать такую среду для обучающихся в школах?

Так как наш мир непредсказуем и стремительно меняется, образование подстраивается под любые сложности, чтобы, не смотря ни на что, давать нашим детям знания в полной мере. Дистанционное, удаленное, цифровое, гибридное, смешанное, электронное, диджитал-обучение - это способы обучения, которые используются сегодня по всему миру [1]. Такого рода обучения дают возможность обучаться в комфортном темпе, исходя из интересов ученика, развивает самостоятельность и понимание ответственности в процессе обучения. Что же касается очного обучения при изучении школьных предметов, широко используются различные другие направления - геймификация, проектная и исследовательская деятельность.

Геймификация в обучении - это способ пересобрать образовательный процесс, сделав его интуитивно понятным для разных категорий учащихся. Геймификация рассматривается здесь не просто, как набор игровых элементов, а как способ получения опыта. Геймификация как система имеет 4 основных элемента: динамика, механика, эстетика, социальное взаимодействие, и направлена больше на обучение детей 5-8 классов [3]. То есть геймификация направлена на создание таких условий, в которых ученик

добровольно достигает своих целей, исходя из поставленных образовательных задач учителем, и на перенос знаний, полученных в игровой форме и самостоятельно экспериментируя с ними, в действия в реальном мире.

Если брать обучающихся старшего возраста, 9-11 классы, геймификация может применяться в отдельных аспектах уроков, но главную роль здесь будет играть - проектная деятельность. Для современных детей важно применять знания на практике и понимать применение, полученных умений и навыков, в жизни, а также это отличный способ развивать в школьниках личностные навыки: способность адаптироваться в любой ситуации, самоорганизация, взаимодействие с окружающими и др.

В новой образовательной парадигме роль учителя меняется с «обучать» на «направлять» ученика, подсказывая, как добиться результата собственными силами, не давая при этом четких указаний. Сейчас знаний хватает в интернете, и учитель не является эксклюзивным источником информации. Но при этом он все еще необходим, чтобы сориентировать учеников и не дать им потеряться в огромном количестве доступной информации.

Цифровая педагогика - это «не использование цифровых технологий для преподавания, а, скорее, подход к этим инструментам с критической педагогической точки зрения. Это вдумчивое использование цифровых инструментов, принятие решения о необходимости применения цифровых ресурсов с учетом их влияния на образовательный процесс» [2]. Поэтому цифровизация как новый тренд современного образования требует от педагогов определенных цифровых компетенций, таких как:

• Поиск и работа с информацией;

• Безопасность в интернете;

• Управление информацией и данными;

• Организация обучения в цифровой среде;

• Кооперация и коммуникация в цифровой среде;

• Саморазвитие в условиях неопределенности.

О каких же цифровых инструментах идет речь? Умелое применение цифровых средств обучения для «Альфа-поколения» особенно важно и поможет сделать учебный процесс интересным и полезно значимым. Электронные учебные системы (Moodl, Google, Classroom, Canvas), сайты и платформы с открытыми образовательными ресурсами (Яндекс учебник, TED-Ed, SHARE MY LESSON и др.), онлайн-сервисы в игровой форме (Learnis, Kahoot, LeaningApps, Wizer, Фабрика кроссвордов и др.), видеосерверсы (YouTube, SchoolTube), социальные медиа (Вконтакте, Сферум), документы и презентации (облачные хранилища - Яндекс.Диск, Google Диск, Dropbox, сервисы - Genially, Prezi, Nearpod), инструменты для цифрового творчества (Biteable, Powtoon, Utellstory и др.) [2]. Все эти информационные средства обучения сделают учебный процесс запоминающимся и мотивирующим как обучение онлайн, так и оффлайн.

Однако во многих школах до сих пор наблюдаются проблемы технического оснащения для использования цифровых средств обучения. Главной проблемой на сегодняшний день остается низкоскоростное подключение к интернету в школах, устаревшие компьютеры и ноутбуки, отсутствие планшетов и интерактивных досок, интерактивных площадок, которые можно использовать при проведении уроков.

Поэтому проведение мероприятий, направленных на развитие цифровой среды в школах, на повышение квалификации педагогов в области диджитал-обучения, на сегодняшний день очень актуально. Ведь обучающиеся, принадлежащие «альфа-поколению», требуют новых подходов образования, в том числе с использованием информационных технологий. Цифровизация на уроках поможет лучше замотивировать школьников на получение, по их мнению, сухих и скучных знаний, позволит нагляднее демонстрировать применение этих знаний на практике, а значит и опасения «А зачем нам это нужно?» или «А где нам это пригодится?» будут возникать и волновать ребят реже, освобождая, таким образом, место для действительно интересных научных знаний.

Список использованной литературы:

1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М., 1994.

2. Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении.- Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 2004.- 384 с.

3. Поколение альфа: как растить и учить детей миллениалов [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/mylilbaby/pokolenie-alfa-kak-rastit-i-uchit-detei-millenialov-61e8f3f5102c980f65179048 (дата обращения: 15.04.2022).

© Коптева А.В., 2022

УДК 8

Лакомова М.Б.

заведующий Чернянским ММЦ ОГАОУ ДПО «БелИРО» г. Новый Оскол, РФ Штых Е.Н. учитель начальных классов ОГБОУ «Новооскольская СОШ с УИОП» г. Новый Оскол, РФ Немцева Н.В. методист Чернянского ММЦ ОГАОУ ДПО «БелИРО» г. Новый Оскол, РФ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ

СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация

В результате грамотного использования приемов ТРИЗ у обучающихся формируются универсальные учебные действия, необходимые для формирования умения учиться, приводящие к способности человека к самосовершенствованию. Систематическое использование интересных методов и приёмов делает педагогический процесс эффективным, формирует нестандартное мышление, приведет к хорошим предметным результатам.

Ключевые слова

творческое воображение, фантазия, метод «Проб и ошибок, метод «Цветные поля», прием «Я беру тебя с собой», ТРИЗ-технологии, развитие способностей и познавательных интересов.

Наше время - это время перемен. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний, а традиционные формы, методы и технологии на обычных уроках не дают требуемых результатов обучения, не способствуют повышению мотивации. Нередко обучение сводится к запоминанию типовых способов решения заданий; однообразное и шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети постепенно могут потерять способность к творчеству Как же решить эту проблему? Как сделать так, чтобы подготовить детей к взрослой жизни, дав им знания, наделив их умениями и навыками, необходимыми в будущем? Ответить

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.