Список использованной литературы:
1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М., 1994.
2. Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении.- Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 2004.- 384 с.
3. Поколение альфа: как растить и учить детей миллениалов [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/mylilbaby/pokolenie-alfa-kak-rastit-i-uchit-detei-millenialov-61e8f3f5102c980f65179048 (дата обращения: 15.04.2022).
© Коптева А.В., 2022
УДК 8
Лакомова М.Б.
заведующий Чернянским ММЦ ОГАОУ ДПО «БелИРО» г. Новый Оскол, РФ Штых Е.Н. учитель начальных классов ОГБОУ «Новооскольская СОШ с УИОП» г. Новый Оскол, РФ Немцева Н.В. методист Чернянского ММЦ ОГАОУ ДПО «БелИРО» г. Новый Оскол, РФ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация
В результате грамотного использования приемов ТРИЗ у обучающихся формируются универсальные учебные действия, необходимые для формирования умения учиться, приводящие к способности человека к самосовершенствованию. Систематическое использование интересных методов и приёмов делает педагогический процесс эффективным, формирует нестандартное мышление, приведет к хорошим предметным результатам.
Ключевые слова
творческое воображение, фантазия, метод «Проб и ошибок, метод «Цветные поля», прием «Я беру тебя с собой», ТРИЗ-технологии, развитие способностей и познавательных интересов.
Наше время - это время перемен. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний, а традиционные формы, методы и технологии на обычных уроках не дают требуемых результатов обучения, не способствуют повышению мотивации. Нередко обучение сводится к запоминанию типовых способов решения заданий; однообразное и шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети постепенно могут потерять способность к творчеству Как же решить эту проблему? Как сделать так, чтобы подготовить детей к взрослой жизни, дав им знания, наделив их умениями и навыками, необходимыми в будущем? Ответить
на эти вопросы сложно. И каждый учитель стремится ответить на них по-своему.
Развитие творческих способностей обучающихся, раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире - важнейшая задача современной школы, что напрямую перекликается со стратегической задачей ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Для того чтобы богатый творческий потенциал детей мог реализоваться, нужно создать определенные условия, чтобы ввести ребенка в настоящую творческую деятельность.
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), на мой взгляд, занимает ведущее место среди инновационных технологий обучения детей творчеству.
Данная технология соответствует требованиям обновленных ФГОС ООО. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно - деятельностный подход, который, является одним из механизмов реализации данной технологии, в основе которой лежит методика нетрадиционного обучения мышлению.
Цель работы ТРИЗ - развить детскую фантазию, причинно-следственное мышление, языковое чутье, умение сочинять рассказы и сказки, решать жизненные сложные проблемные задания. Богатое воображение позволяет вырваться из сиюминутной реальности, воссоздать образы прошлого, унестись в будущее, взглянуть на окружающий мир другими глазами, нестандартно, творчески. Одним из злейших врагов творчества является стереотипность или психологическая инерция, проявляющаяся в мышлении.
Планомерное использование приёмов и методов технологии ТРИЗ позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся в процессе повышения мотивации к учению. Уроки, на которых используется ТРИЗ технология, носят ярко выраженный деятельностный характер. Школьники сравнивают, проводят классификацию объектов, выбирают основания и критерии для сравнения языковых понятий, устанавливают причинно-следственные связи в языке, строят логические цепи рассуждении. Тем самым развивается устная и письменная речь школьников, формируются умения чётко и последовательно излагать свои мысли. Эта технология обеспечивает школьникам умение учиться, формирует способность к саморазвитию и самосовершенствованию, учит планированию и прогнозированию. В обсуждении изучаемого материала, происходит «изобретение» или открытие знаний, создается ситуация успеха. Обучающиеся, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, умеют и хотят учиться. Они характеризуются высоким познавательным уровнем активности, самостоятельностью, ярко выраженным творческим мышление и воображение. Происходит корректировка эмоционально-волевой сферы. Используя на уроках русского языка элементы технологии ТРИЗ, можно заметить, что обучающиеся перестают бояться дать неверный ответ, поскольку его просто не бывает, раскрепощаются. В эту работу включаются даже самые слабоуспевающие и замкнутые ученики. Использование элементов методики ТРИЗ не только развивает, но и корректирует высшие психические процессы. Технология ТРИЗ помогает повысить эффективность урока русского языка как одной их главных единиц образовательного процесса в школе.
В качестве самых эффективных можно обозначить следующие методы и приемы ТРИЗ-технологии:
- «Метод проб и. ошибок». Прием направлен на формирование умения объединять объекты по общему признаку, умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов, умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.
- Прием «Цветные поля». Приём интерактивного обучения. Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик, выполняя письменную проверочную работу, отчёркивает поля цветными карандашами. Каждый цвет имеет свое значение, но каждый раз это обращение к учителю.
- Приём «Рюкзак». Прием рефлексии изучения учебного материал. Данный прием чаще используется на уроках после изучения большого раздела. Цель этого приема: ученик должен понять и
зафиксировать свои продвижения в учебе.
- Приём «Причина - Факт - Следствие». Этот приём позволяет определять причинно - следственную связь, осуществлять мини-исследование. Данный приём эффективен на стадии рефлексии, так как он позволяет увидеть перспективы и предположить дальнейший ход событий, мотивирует обучающихся на дальнейшее изучение материала и выполнение домашнего задания.
- Приём «Маша-растеряша». Это универсальный приём ТРИЗ, способствующий накоплению информации о разных способах решения проблем. Один ученик играет роль Маши-растеряши, задает действие, которое требуется выполнить.
- Приём «Я беру тебя с собой». Прием направлен на формирование умения объединять объекты по общему признаку, умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов, умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков. Он направлен на формирование познавательных умений: особенно хорошо отрабатывается классификация.
- Приём «Хорошо - плохо». Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие. Формирует познавательные умения: обучающиеся осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепочки рассуждений и приводят доказательства.
- Приём «Шаг за шагом». Приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление из изученного ранее материала.
Практика показывает, что систематическое использование интересных методов и приёмов делает педагогический процесс эффективным, формирует нестандартное мышление, приведет к хорошим предметным результатам. В результате грамотного использования приемов ТРИЗ у обучающихся формируются универсальные учебные действия, необходимые для формирования умения учиться, приводящие к способности человека к самосовершенствованию. Все это поможет вырастить деятельного изобретательного человека для нашего общества.
Применение ТРИЗ позволяет учителю вдохновлять своих учеников на открытие новых знаний, поиск ответов на вопросы, на сочетание несочетаемого, на желание изобретать, мыслить, следовательно, ТВОРИТЬ, а не наблюдать. Это значит, что ТРИЗ - технология может помочь каждому учителю стать гениальным.
© Лакомова М.Б., Штых Е.Н., Немцева Н.В., 2022