Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гнездилова Л. А.

В данной статье рассматривается формирование коммуникативных универсальных учебных действий посредством современных образовательных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

«ОМК-Партнерстео»

конкурс социальных и благотворительных проектов

© Воронина И.И., 2021

УДК 30

Гнездилова Л.А.

методист Чернянского межмуниципального методического центра ОГАОУ ДПО «БелИРО»,

Новый Оскол, РФ

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация

В данной статье рассматривается формирование коммуникативных универсальных учебных действий посредством современных образовательных технологий.

Ключевые слова

Универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, проектная технология, игровая технология, технология проблемного обучения

Процесс обучения английскому языку должен соответствовать требованиям ФГОС и быть направлен на формирование универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия (УУД) - базовый элемент умения учиться; совокупность способов действий учащегося и навыков учебной работы, обеспечивающих его возможностью самостоятельно развиваться и совершенствоваться в направлении желаемого социального опыта на протяжении всей жизни. [2] По мнению А. В. Федотовой, это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик». [3]

Выделяют четыре вида универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, личностные, коммуникативные.

При обучении иностранному языку формируются все четыре вида универсальных учебных действий, но особое внимание уделяется формированию коммуникативных УУД, обеспечивающих умение высказывать свои мысли, своё мнение, анализировать, приводить аргументы, участвовать в диалогах, в коллективном обсуждении. Поэтому учителю необходимо строить свою работу таким образом, чтобы обучение носило деятельностный характер. Для формирования коммуникативных УУД используются современные образовательные технологии; проектная технология, технология проблемного обучения, игровая технология и др.

Наиболее востребованной в настоящее время является проектная деятельность. Технология проектной деятельности подразумевает индивидуальную или совместную работу. Обучающиеся выбирают тему проекта, распределяют задачи между участниками группы, ищут необходимую информацию, высказывают своё мнение, защищают итог своей работы.

Методы проблемного обучения предусматривают многостороннюю коммуникацию между педагогом и учащимся, а также внутри классного коллектива с целью обсуждения проблемных вопросов и поиска решений в сотрудничестве всех субъектов.

Согласно «Словарю методических терминов и понятий», проблемное обучение - это «обучение, предусматривающее создание на уроке проблемных ситуаций и обсуждение возможных подходов к их решению, в ходе которого обучаемые учатся применять ранее усвоенные знания и приобретенные навыки и умения и овладевают опытом (способами) творческой деятельности». [1]

Решение проблемных заданий было введено в образование еще в древние времена, например, во время эвристических бесед Сократ обучал своих слушателей критически мыслить, логически объяснять. Проблемное обучение берет начало со врёмен создания исследовательского метода, разработанного Джоном Дьюи. Труды Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, Ф.А. Дистервега, К.Д. Ушинского и других представителей были посвящены сущности проблемного обучения - активизация знаний учащегося путём его включения в исследовательскую деятельность. [5]

Проблемно-поисковый подход - оптимальный вариант для преподавания курса «иностранный язык». Именно он помогает детям открывать новые знания, а не получать их в готовом виде. При этом преподаватель может использовать на занятиях разные способы получения этих новых знаний: и активные, и пассивные, которые составляют в комплексе единую информационно-образовательную среду. [4]

Рассмотрим ещё один из методов формирования коммуникативных УУД у обучающихся - игра, который, по моему мнению, является самым эффективным. Игра - это способ сделать урок интересным, насыщенным, возможность попасть в мир реального общения на иностранном языке, так как предполагается использование разговорных фраз, необходимых в повседневной жизни. Именно игровая технология способствует интенсивной языковой практике, потому что в процессе игры у обучающихся развиваются навыки общения, умение высказывать своё мнение. Ролевая игра выступает средством обучения, позволяющим приблизить учебный процесс к реальной действительности.

Часто считается, что процесс школьного обучения — это череда искусственно созданных учителем задач той или иной степени сложности, препятствий, которые хороший ученик должен успешно преодолевать. Но можно действовать и другим способом — облегчая, а не усложняя учебные процессы, и такой подход особенно эффективно действует при обучении иноязычному общению, формируя коммуникативные УУД на уроках английского языка и во внеурочной деятельности по предмету, начиная уже с начальных классов.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие.

Список использованной литературы: 1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика

обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.

2. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008

3. Беркалиев Т. Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы. - СПб., 2007.

4. Коваленко Ю.А. Использование информационных технологий в обучении иностранным языкам. / Ю. А. Коваленко // Иностранные языки. - 2009. - № 4. - с. 37-41.

5. Мочалова Н.М. Методы проблемного обучения и границы их применения. - Казань: 1978. - 33 с.

© Гнездилова Л.А., 2021

УДК 37.372.8

Карабанова Н.В.,

кандидат филологических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет

имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск Лёвкина О.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия № 23» г.о. Саранск

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье рассматриваются информационно-коммуникационные технологии, применяемые в филологическом образовании, рассматриваются их достоинства, описывается функциональная типология информационно-коммуникационных технологий.

Ключевые слова:

информационно-коммуникационные технологии, филологическое образование,

типология, метод.

Научно-технологическая революция, произошедшая во второй половине ХХ столетия и приведшая к тотальной компьютеризации жизни глобального сообщества, не могла не затронуть такую область социального бытия, как образование. Постепенная экспансия компьютерных средств в обучение привела к серьезному методическому рывку в последние десятилетия, результатом чего стали разработка и внедрение в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий. Их развитие носит стремительный и перманентный характер, обусловлено постоянным совершенствованием компьютерной промышленности и программного обеспечения, что объясняет практическое отсутствие серьезных, фундаментальных трудов в этой области. О важности и необходимости применения информационно-коммуникационных технологий в современном образовательном пространстве говорится в нормативно-правовых документах, в частности в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» ^ 273-ФЗ) и Федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования. Исходя из содержания научных публикаций, которые посвящены информационно-коммуникационным технологиям в современном образовательном пространстве, представим их общую характеристику в структуре современного филологического образования.

Информационно-коммуникационные технологии обучения представляют собой комплексы компьютерных средств и созданных с помощью них учебно-методических материалов, применяющиеся в деятельности различных субъектов образования, прежде всего учащихся и педагогов, для решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.