Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПЯТИКЛАССНИКОВ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПЯТИКЛАССНИКОВ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сельская школа / урок литературы / самостоятельная работа / пятиклассники / rural school / literature lesson / independent work / fifth graders

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т.Г. Лазарева, С.Ю. Залуцкая

Статья посвящена проблеме организации самостоятельной работы обучающихся пятого класса на уроках литературы в условиях цифровизации сельской школы. С целью решения данной проблемы разработана система заданий для повышения эффективности усвоения знаний пятиклассников и их мотивации к изучению учебного предмета, к чтению, а также для формирования навыков самоорганизации и самообразования. Самостоятельная работа школьников разделяется на два вида (во время урока и во внеурочное время), которые могут различаться в первую очередь по формам работы. Цифровизация образовательной среды также даёт возможность использовать и электронные образовательные ресурсы для создания интерактивных заданий, предлагающих учителю широкий выбор их типов. Всего представлено пять различных заданий с высоким уровнем результативности. Описаны результаты проведённого в формате анкетирования исследования с целью выявления у пятиклассников сельской школы уровня заинтересованности к изучению литературы как учебного предмета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF ORGANIZING INDEPENDENT WORK OF FIFTH-GRADERS IN A LITERATURE LESSON

The paper studies a problem of organizing independent work of fifth-grade students in literature lessons in conditions of digitalization of a rural school. In order to solve this problem, a system of tasks has been developed to increase the efficiency of fifth-graders’ knowledge acquisition and their motivation to study the subject, to read, as well as to develop self-organization and self-education skills. Independent work of schoolchildren is divided into two types (during class and outside of class), which can differ primarily in the forms of work. Digitalization of the educational environment also makes it possible to use electronic educational resources to create interactive tasks that offer the teacher a wide choice of their types. In total, there are five different tasks with a high level of performance. The results of a survey conducted in the format of a survey are described to identify the level of interest among fifth-graders in a rural school in studying literature as an academic subject.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПЯТИКЛАССНИКОВ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ»

В перспективе внедрение в образовательный процесс этноориентирован-ного подхода позволит значительно улучшить качество получаемых иностранными военнослужащими знаний. Безусловно, одним из приоритетных направлений современной методики обучения РКИ является исследование этноориентиро-ванных особенностей каждой национальной группы. Совокупность именно таких данных частного характера позволит вывести методическую науку на новый этап

Библиографический список

развития. Использование технологий национально ориентированной педагогики на всех уровнях обучения является необходимым инструментом формирования успешной педагогической модели в полиэтническом воинском коллективе. При этом значимая роль при таком подходе отводится кафедральным мероприятиям, позволяющим системно организовывать не только образовательный процесс, но вести научно-исследовательскую деятельность в указанном направлении.

1. Балыхина Т.М., Чжао Юйцзян. Какие они, китайцы? Этнометодические аспекты обучения китайцев русскому. Высшее образование сегодня. 2009; № 5: 16-22.

2. Шантурова ГА. К вопросу о роли этнопсихологических факторов в обучении РКИ китайских студентов русистов. Методика преподавания РКИ: традиции и современность: сборник материалов научно-практической конференции. Москва, 2015: 229-236.

3. Корсунская А.Г, Савадого В.И.А. Легенды народа Буркина-Фасо на занятиях с иностранными военнослужащими. Научная конференция военно-научного общества Военного института физической культуры в 2023 г. (14-15 марта 2023 г): сборник статей: в 2 ч. Санкт-Петербург: ВИФК, 2023; Ч. 2: 148-150.

References

1. Balyhina T.M., Chzhao Yujczyan. Kakie oni, kitajcy? 'Etnometodicheskie aspekty obucheniya kitajcev russkomu. Vysshee obrazovanie segodnya. 2009; № 5: 16-22.

2. Shanturova G.A. K voprosu o roli 'etnopsihologicheskih faktorov v obuchenii RKI kitajskih studentov rusistov. Metodika prepodavaniya RKI: tradicii i sovremennost': sbornik materialov nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 2015: 229-236.

3. Korsunskaya A.G., Savadogo V.I.A. Legendy naroda Burkina-Faso na zanyatiyah s inostrannymi voennosluzhaschimi. Nauchnaya konferenciya voenno-nauchnogo obschestva Voennogo instituta fizicheskoj kul'tury v 2023 g. (14-15 marta 2023 g.): sbornik statej: v 2 ch. Sankt-Peterburg: VIFK, 2023; Ch. 2: 148-150.

Статья поступила в редакцию 12.10.23

УДК 372.8

Lazareva T.G., MA, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: tanyalaza1804@gmail.com

Zalutskaya S.Yu, Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: zs-saha@mail.ru

SOME ASPECTS OF ORGANIZING INDEPENDENT WORK OF FIFTH-GRADERS IN A LITERATURE LESSON. The paper studies a problem of organizing independent work of fifth-grade students in literature lessons in conditions of digitalization of a rural school. In order to solve this problem, a system of tasks has been developed to increase the efficiency of fifth-graders' knowledge acquisition and their motivation to study the subject, to read, as well as to develop self-organization and self-education skills. Independent work of schoolchildren is divided into two types (during class and outside of class), which can differ primarily in the forms of work. Digitalization of the educational environment also makes it possible to use electronic educational resources to create interactive tasks that offer the teacher a wide choice of their types. In total, there are five different tasks with a high level of performance. The results of a survey conducted in the format of a survey are described to identify the level of interest among fifth-graders in a rural school in studying literature as an academic subject.

Key words: rural school, literature lesson, independent work, fifth graders

Т.Г. Лазарева, магистр, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: tanyalaza1804@gmail.com

С.Ю. Залуцкая, канд. пед. наук, проф., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: zs-saha@mail.ru

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПЯТИКЛАССНИКОВ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ

Статья посвящена проблеме организации самостоятельной работы обучающихся пятого класса на уроках литературы в условиях цифровизации сельской школы. С целью решения данной проблемы разработана система заданий для повышения эффективности усвоения знаний пятиклассников и их мотивации к изучению учебного предмета, к чтению, а также для формирования навыков самоорганизации и самообразования. Самостоятельная работа школьников разделяется на два вида (во время урока и во внеурочное время), которые могут различаться в первую очередь по формам работы. Цифро-визация образовательной среды также даёт возможность использовать и электронные образовательные ресурсы для создания интерактивных заданий, предлагающих учителю широкий выбор их типов. Всего представлено пять различных заданий с высоким уровнем результативности. Описаны результаты проведённого в формате анкетирования исследования с целью выявления у пятиклассников сельской школы уровня заинтересованности к изучению литературы как учебного предмета.

Ключевые слова: сельская школа, урок литературы, самостоятельная работа, пятиклассники

Важность развития навыков самостоятельной работы школьников в процессе их познавательной деятельности подчёркивается «уже в трудах древнегреческих мыслителей, философов Аристоксена, Аристотеля, Архита, Сократа, Платона» [1, с. 68]. Изучение данной проблемы актуально и сегодня: интерес обусловлен её значимостью как неотъемлемой части учебного процесса, нацеленного на формирование навыков самообразования, саморазвития, самореализации, самоконтроля. В частности, к вопросу самостоятельного освоения личностью знаний и умений в разное время обращались учёные - психологи, педагоги, методисты классической отечественной научной школы: Б.П Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Полубков, В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, П.И. Пидкасистый, С.Л. Рубинштейн, М.А. Рыбникова, Д.Б. Эльконин и другие. В трудах исследователей самостоятельная работа обучающихся характеризуется такими понятиями, как «метод обучения», «форма познавательной деятельности», «вид деятельности», реализуемый обучающимися «самостоятельно, без учителя», а также «средство обучения» школьников для достижения тех или иных целей образовательного процесса. Контент-анализ научной литературы не только показал разницу в толковании понятия «самостоятельная работа обучающихся», но и определил основное проблемное поле актуальных исследований: классификация видов самостоятельной деятельности школьников, педагогические условия её реализации в обучении, критерии её эффективности, методика организации при изучении учебных дисциплин и другие.

Методическое регулирование самостоятельной деятельности обучающихся является одним из самых насущных практических вопросов организации

обучения гуманитарным предметам, в числе которых литература. В перечень основных инструментов управления работой школьников без участия педагога в первую очередь включены учебные задания, предлагаемые системно, комплексно, с учётом потребностей и возможностей каждого. Такие разработанные системы или комплексы разного вида и типа заданий для обязательного выполнения «приучают обучающихся к рациональной самоорганизации» [2, с. 359], формируют их базовые компетенции, стимулируют личностное развитие. Цель исследования - описание значения и характеристика апробированной на практике системы учебных заданий для самостоятельной работы обучающихся на уроках литературы в условиях сельской школы с применением цифровых инструментов при обучении литературе. Достижение цели предполагает решение задач: анализ научной интерпретации основного понятия «самостоятельная деятельность обучающихся»; определение эффективных инструментов регулирования самостоятельной работой пятиклассников сельской школы в процессе изучения литературы; описание результатов опытно-экспериментальной работы по апробации системы учебных интерактивных заданий на уроках литературы в 5 классе.

Научная новизна исследования состоит в определении средств управления самостоятельной работой обучающихся сельской школы в условиях цифровиза-ции образовательной среды Республики Саха (Якутия), позволяющих повысить мотивацию учеников к изучению литературы и формировать их навыки самообразования и самореализации; также в описании условий, влияющих на эффективное применение данных средств в процессе изучения литературы.

Теоретическая значимость обусловлена тем, что исследование обогащает научные представления о сущности и особенностях самостоятельной деятельности школьников нового поколения в условиях литературного образования. Практическая значимость связана с возможностью применения результатов исследования в методике преподавания литературы в основной школе с учётом специфики её образовательной среды.

В учебном процессе учитель всегда выступал для ученика главным источником информации. Однако в сегодняшних реалиях российского образовательного пространства роль педагога претерпела трансформацию. Сегодня главной методической проблемой, требующей адекватного современным вызовам решения, является создание на уроке таких условий, чтобы обучающиеся самостоятельно могли получать новые знания, находить и анализировать необходимую информацию, создавать творческий продукт, организовывать свою учебную деятельность, максимально полезно используя доступные цифровые инструменты. В основу современного образовательного процесса положены личностно ориентированный и «деятельностный подходы, позволяющие активизировать разностороннее развитие личности обучающегося» [3, с. 116]. Важнейшее условие реализации таких подходов - продуктивная организация самостоятельной работы школьников в процессе освоения учебной дисциплины.

Среди множества дефиниций «самостоятельная работа» в данном исследовании мы ориентируемся на классическое определение советского педагога и учёного Б.П. Есипова: «Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения, - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремяться достигнуть поставленной в задании цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (или тех и других вместе) действий» [4, с. 34]. Самостоятельная работа обучающихся наделена особенностями, среди которых выделим имеющие непосредственное отношение к школьникам: 1) отсутствие непосредственной помощи со стороны педагога; 2) проявление инициативы и творчества обучающихся, эмоционального напряжения; 3) наличие развитого мышления, целеустремленности и настойчивости в достижении цели; 4) возможность опираться на субъектный (жизненный) опыт [5, с. 30]. Самостоятельная деятельность школьников на уроке полифункциональна: реализует функции обучения, развития, воспитания, исследования, информирования, стимулирования и мотивации. Обязательными принципами её эффективности являются:

- системность;

- комплексность;

- мотивация;

- деятельностный подход;

-дифференцированное обучение и другие.

Результативность обучения определяется качеством выполнения обучающимися самостоятельной познавательной работы как на уроке под руководством учителя (постановка задач, мотивация, регламентация, корректировка, контроль, анализ результатов, оценивание), так вне его, при выполнении домашних заданий или самообразовании по инициативе самого ученика. В этом случае становится особо значимым тот интерес, который появляется у современных школьников, определяемых демографами как поколение альфа, цифровое поколение, к предложенным учителем или составленным им совместно с обучающимися учебным заданиям, мотивация к самостоятельному освоению учебного предмета.

Для полноценного исследования проблемы самостоятельной деятельности школьников на первом этапе опытно-экспериментальной работы 4 сентября 2023 г. было проведено исследование в формате анкетирования и устного опроса обучающихся пятого «Б» класса сельского МБОУ «Амгинская средняя общеобразовательная школа № 2 им. В.В. Расторгуева» Республики Саха (Якутия). Его целью стало выявление у участников обследования опыта самостоятельной работы по предмету «Литература» и отношения к ней, а также уровня интереса пятиклассников к литературному чтению. Количество респондентов - 23 из 25 человек общего состава обучающихся. Анкета состояла из девяти вопросов с тремя вариантами ответа («да»; «нет»; «не знаю»). В ходе обследования были получены следующие ответы:

- вопрос № 1 («Нравится ли тебе урок литературы?»): все респонденты ответили положительно (100%);

- вопрос № 2 («Ты радуешься или грустишь, когда вспоминаешь, что следующий урок литература?»): 57% опрошенных радуются уроку литературы, у 39% это бывает по-разному, 4% - грустят по поводу предстоящего занятия;

- вопрос № 3 («Если бы учитель открыл кружок литературного чтения, стал бы ты его посещать?»): 65% участников опроса затруднились ответить на предложенный вопрос, 26% уверены, что желают посещать кружок, а 9% от него отказались;

- вопрос № 4 («Ты хотел бы, чтобы вместо литературы был другой предмет?»): 74% отметили литературу как приоритетный предмет, 17% написали «мне все равно», а 9% ответили, что хотели бы другой учебный предмет;

- вопрос № 5 («Ты хотел бы, чтобы по литературе домашних заданий не задавали?»): были бы рады отсутствию домашних заданий 57% респондентов, остальные 43% ответить затруднились;

- вопрос № 6 («По твоим ощущениям урок литературы идёт быстро или долго?»): для 69% урок литературы проходит очень быстро, 22% опрошенных

не смогли определиться с точным ответом, а для 9% пятиклассников он длится долго;

- вопрос № 7 («Ты часто рассказываешь об уроках литературы родителям?»): 52% обучающихся пятого «Б» редко рассказывают родителям об уроках литературы, 26% - о них не рассказывают совсем, а всегда с удовольствием делятся своими впечатлениями об уроке литературы и изучаемых на нём произведениях 22% респондентов;

- вопрос № 8 («Считаешь ли ты урок литературы интересным?»): урок литературы всегда интересен 83% опрошенных, 17% из участников опроса ответить затруднились;

- вопрос № 9 («Ждешь ли ты с нетерпением следующий урок литературы?»): всегда ждут с нетерпением следующий урок литературы 74% пятиклассников, для остальных 26% опрошенных этот вопрос вызвал затруднения.

В итоге проведённые анкетирование и дополнительный устный опрос участников исследования позволили прийти к следующим выводам:

1. Всем респондентам нравится урок литературы, и многие заинтересованы в изучении данного предмета, но при этом у большинства (57%) нет ярко выраженного желания выполнять домашние задания или заниматься дополнительным литературным образованием и посещать кружок литературного чтения (74%).

2. Анкетирование также позволило в начале учебного года выявить уровень мотивации обучающихся 5 класса к изучению литературы, характеризующийся как повышенный: 74% опрошенных определяют урок литературы приоритетным.

3. На уроках литературного чтения в начальных классах спектр видов самостоятельной работы обучающиеся был достаточно ограниченным и традиционным, поэтому на устный вопрос «Какие задания вы делали на уроке самостоятельно?» большинство (85,5%) участников обследования дали стандартные ответы. Так, пятиклассники перечислили чтение, пересказ, заучивание наизусть, составление простого плана произведения.

На втором этапе опытно-экспериментальной работы с целью повышения эффективности усвоения знаний пятиклассников, их интереса к изучению литературы как учебного предмета, к чтению художественных произведений, а также для формирования устойчивых навыков самоорганизации и самообразования была разработана система учебных заданий для самостоятельной работы обучающихся пятого класса сельской школы с учётом актуальности цифровиза-ции образовательной среды.

Актуальной задачей для современного гуманитарного образования является то, что для получения наиболее высокого уровня усвояемости учебного материала при выполнении самостоятельной работы обучающимися учителю необходимо построить определенную систему дифференцированных, личностно ориентированных заданий. При этом под «системой учебных заданий» следует понимать логично выстроенные, взаимосвязанные, упорядоченные, чётко и понятно сформулированные, включающие в себя различные типы, виды и формы учебных заданий, организующих самостоятельную деятельность школьников на уроке и дома, мотивирующих на изучение предмета, а значит, вызывающих интерес, активизирующих процесс познания и развития личности. В подобную систему заданий по литературе могут входить и созданные на различных электронных образовательных ресурсах, которые «помогают организовать работу ученического коллектива, выстроить индивидуальные траектории изучения учебных модулей, создать собственный банк дидактических материалов, <...> организовать и разнообразить учебную деятельность учащихся с учётом их индивидуальных особенностей, что в конечном счёте приводит к развитию познавательного интереса и повышению эффективности образования [6, с. 129]. Особенно необходимо использование подобных сервисов при дистанционном и смешанном обучении, «в процессе запоминания большого и сложного материала» [7].

Российскими исследователями в 2020 г. был разработан конструктор и хостинг открытых цифровых образовательных ресурсов «Удоба», который позволяет педагогам создавать для обучающихся сорок различных типов интерактивных заданий. Из них нами выбраны пять видов учебных заданий, которые будут носить систематический характер: 1. Тренировочные задания (направлены на формирование у обучающихся умений самостоятельно решать учебные задачи); 2. Творческие задания (их цель - развитие креативного мышления и творческих способностей обучающихся); 3. Логические задания (способствуют повышению концентрации, развивают); 4. Проблемные задания (отличаются наличием проблемных ситуаций или заданий с целью развития у обучающихся способностей самостоятельно находить нестандартные решения, умений анализировать результаты самостоятельной деятельности); 5. Игровые задания (помогают развить интеллектуальную активность школьников, повышают интерес к предмету, стимулируют вовлеченность в учебный процесс). Как видно, задания по литературе для организации самостоятельной деятельности обучающихся в цифровой среде отличаются по целеполаганию и формату. Их апробация на практике была проведена в процессе изучения разножанровых произведений. Приведём отдельные примеры уроков литературы, организованных в пятом классе «Б» Амгинской СОШ № 2 им. В.В. Расторгуева Якутии с применением системы разного рода заданий:

Урок 1 (1 ч.). Тема: «Не суди о человеке по внешности, а люби душу» (по сказке А.Н. Афанасьева «Царевна-лягушка»). После прочтения произведения

на этапе закрепления и систематизации знаний учитель просит обучающегося выполнить лёгкое физическое упражнение (хлопать в ладоши) и одновременно ответить на вопрос: «Как зовут главного героя произведения?». Обучающийся должен одновременно выполнять физическое упражнение и отвечать. Данное тренировочное задание помогает лучше запомнить прочитанное, а также развить концентрацию внимания школьников. На следующем этапе изучения произведения пятиклассники сами формулируют и задают вопросы репродуктивного характера на проверку знания текста, что повышает уровень сложности задания и стимулирует внимательное чтение текста.

Урок 2 (2 ч.). Тема: «Из любой ситуации всегда есть выход» (по татарской сказке «Шурале») (1 ч.); тема: «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в других людях» (по французской сказке «Волшебницы») (1 ч.). Обучающимся предлагается, работая в паре, проиллюстрировать текст - нарисовать два рисунка по двум различным сказочным произведениям. Они должны, обмениваясь рисунками с соседом по парте, каждый раз добавлять какой-либо элемент из изучаемого произведения до тех пор, пока не получится полноценный продукт творческой деятельности. Данное задание направлено, прежде всего, на развитие воспроизводящего и творческого воображения пятиклассников, их готовности применить ранее приобретённые знания и умения в новую учебную ситуацию, в решении новой нестандартной задачи. Учителем оцениваются оба рисунка, и ставится общая оценка. Само упражнение школьникам понравилось, поскольку они выполняли его впервые в таком формате, да и в их возрасте задания, связанные с творческой самореализацией, нравятся больше всего. Все пары выполнили иллюстрирование текста на «отлично».

Урок 3 (1 ч.). Тема: «Одиночество ребёнка наделяет куклу душой» (по рассказу А.П. Платонова «Никита»). Пятиклассниками самостоятельно выполняется интерактивное домашнее задание на соответствие из образовательного ресурса «Удоба» (Udoba.org): представлены восемь событий из рассказа Платонова, которые надо расположить в хронологическом порядке. Оно направлено на актуализацию изученного материала, а также повышение цифровой грамотности обучающихся сельской школы через знакомство с новым учебным цифровым ресурсом и освоение навыков работы с ним. С помощью устного опроса выяснилось, что ученики никогда не выполняли подобные задания, поэтому в конце урока учителем была дана полная инструкция работы на сервисе. Положительно в этой ситуации и то, что выполнить задание можно было неограниченное количество раз. Весь коллектив из 21 обучающегося проявил большой интерес и справился с поставленной задачей на «отлично».

Урок 4 (1 ч.). Тема: «Добро всегда побеждает зло!» (по сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»). Школьникам даётся задание на домысливание: внести корректировки в сказку (подумать над тем, что бы они изменили в содержании произведения, что бы добавили или убрали. Каких персонажей добавили, а какие убрали. Почему?). Цель - активизировать творческое воображение, формировать базовые литературные способности, научить пятиклассников правильно излагать свои мысли, выражать и аргументировать свою позицию. Для этого они получают возможность изменить сюжет произведения, но делать это осознанно, обоснованно, в русле авторского замысла и стиля поэта.

Урок 5 (1 ч.). Проверочная работа по нескольким произведениям («Подвиги Геракла», «Царевна-лягушка», «Шурале», «Волшебницы», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель», «Волк на псарне», «Зимнее утро», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях») в форме самостоятельно организованной учениками игры «Крокодил». Её суть в том, что участники выбирают ведущего, потом делятся на две команды, после чего по очереди выходят и показывают персонажа из любого вышеперечисленного произведения своей команде, используя только мимику и жесты, не издавая никаких звуков. За каждый правильный от-

Библиографический список

вет команде, угадавшей представленного героя, начисляется один балл, в конце урока ведущим игры подсчитываются все баллы и ставятся оценки. Кроме того, ведущий сам может выбирать, кто будет показывать персонажей. В игре принял активное участие весь класс. Команда № 1, состоящая из 11 человек, победила команду № 2, состоящую из 12 участников, со счетом 7:4. Члены команды № 1 получили оценку «отлично», а члены команды № 2 получили оценку «хорошо». Так, задания игрового, соревновательного характера - самые интересные для пятиклассников - позволяют им повторить, закрепить и систематизировать имеющиеся знания, через театрализацию развивать творческие способности и повышать мотивацию школьников к изучению литературы, к чтению художественных произведений.

Устный опрос учеников пятого класса амгинской школы на третьем, обобщающем этапе опытно-экспериментальной работы выявил, что им было очень интересно самостоятельно выполнять интерактивные задания на ресурсе «Удоба», играть во время проверочной работы, «заменять» Пушкина и создавать в творческом тандеме иллюстрации к произведениям. Затруднение у участников эксперимента вызвало лишь овладение полным алгоритмом действий на конкретном образовательном цифровом ресурсе. Также обучающиеся выразили желание самостоятельно организовывать игры на уроке литературы и дальше.

Таким образом, приходим к следующим выводам:

- проблема плодотворной организации самостоятельного поиска обучающимися новых знаний и освоения ими новых навыков самообразования и саморазвития при изучении предметов гуманитарного цикла, в числе которых и литература, остаётся актуальной в связи с перманентно меняющимися реалиями образовательной среды российских регионов, а также повышением требований к качеству образования школьников, к результатам их практической познавательной деятельности;

- роль самостоятельной работы школьников в процессе освоения учебного предмета повышается в связи с увеличением объёмов учебной информации, скорости их освоения, а также цифровизацией образования, требующей всё большей самостоятельности современных учеников;

- педагог определяет арсенал методических средств управления самостоятельной деятельностью обучающихся, реализуя дифференцированный, де-ятельностный, личностно ориентированный подходы, ориентируясь на особенности образовательной среды школы;

- только систематизированные, разнообразные по своей цели, уровню сложности, форме задания для организации самостоятельной деятельности пятиклассников, приступивших к изучению нового учебного предмета, стимулируют их интерес к обучению, содержанию урока, познавательную и творческую активность, а также формируют у них навыки самостоятельности, самоорганизации, самоконтроля;

- немаловажное значение при этом обрели наиболее востребованные на уроках литературы задания интерактивного характера, с которыми обучающиеся сельской школы столкнулись впервые на занятиях гуманитарного цикла. Новое цифровое поколение восприняло самостоятельную работу в электронной среде как мощный мотиватор и совершенно естественный элемент их обучения, повышающий качество усвоения предмета, коррелирующий с их самостоятельной досуговой деятельностью на просторах Интернета и в социальных сетях;

- задача учителя литературы сегодня - обогащать банк подобных учебных заданий, повышая их сложность и ориентируя на индивидуальные потребности, способности и интересы обучающихся с учётом специфики цифровой среды сельского социума, особенностей литературы как учебной дисциплины, изучаемых произведений и требований государственного образовательного стандарта к результатам обучения школьников разных возвратных групп.

1. Гордеев М.Н. Самостоятельная работа в истории педагогической мысли. Педагогическое образование в России. 2014; № 10: 68-71.

2. Панова Е.О., Валкина Н.В., Хайруллова Ю.Д., Семенцов Д.В., Катенков А.Н. Методика организации самостоятельной работы старших школьников с учетом интересов и потребностей. Ученые записки университета им. П.Ф. Песгафта. 2022; № 9 (211): 355-360.

3. Клименченко О.В. Конструирование и анализ результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Вестник магистратуры. 2021; № 9-2 (120): 116-121.

4. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. Москва: Учпедгиз, 1961.

5. Елагина В.С. Управление самостоятельной работой обучающихся. Инновационное развитие профессионального образования. 2022; № 3 (35): 29-36.

6. Штепа Ю.П., Стекольщиков Н.С. Развитие познавательного интереса школьников на уроках информатики с использованием интерактивных заданий. Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. 2020; № 1 (38): 124-131.

7. Беленкова И.В., Шумкова В.М. Особенности применения технологии мнемотехники для создания электронного образовательного ресурса по математике. Наука и перспективы. Электронный научный журнал. 2022; № 1. Available at: http://s.esrae.ru/nip/pdf/2022/1/305.pdf

References

1. Gordeev M.N. Samostoyatel'naya rabota v istorii pedagogicheskoj mysli. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014; № 10: 68-71.

2. Panova E.O., Valkina N.V., Hajrullova Yu.D., Semencov D.V., Katenkov A.N. Metodika organizacii samostoyatel'noj raboty starshih shkol'nikov s uchetom interesov i potrebnostej. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2022; № 9 (211): 355-360.

3. Klimenchenko O.V. Konstruirovanie i analiz rezul'tatov uroka v sootvetstvii s trebovaniyami FGOS OOO. Vestnik magistratury. 2021; № 9-2 (120): 116-121.

4. Esipov B.P. Samostoyatel'naya rabota uchaschihsya na urokah. Moskva: Uchpedgiz, 1961.

5. Elagina V.S. Upravlenie samostoyatel'noj rabotoj obuchayuschihsya. Innovacionnoerazvitieprofessional'nogo obrazovaniya. 2022; № 3 (35): 29-36.

6. Shtepa Yu.P., Stekol'schikov N.S. Razvitie poznavatel'nogo interesa shkol'nikov na urokah informatiki s ispol'zovaniem interaktivnyh zadanij. Vestnik Priamurskogo gosudarstvennogo universiteta im. Sholom-Alejhema. 2020; № 1 (38): 124-131.

7. Belenkova I.V., Shumkova V.M. Osobennosti primeneniya tehnologii mnemotehniki dlya sozdaniya 'elektronnogo obrazovatel'nogo resursa po matematike. Nauka iperspektivy. 'Elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2022; № 1. Available at: http://s.esrae.ru/nip/pdf/2022/1/305.pdf

Статья поступила в редакцию 29.10.23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.