ШКОЛА И ЗДОРОВЬЕ
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ ПЯТЫХ КЛАССОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕВЕРНОМ РЕГИОНЕ
О.Г. Литовченко*, А.А. Уханова1** * БУ ВО «Сургутский государственный университет»,
г. Сургут,
** БУ ХМАО-Югры «Сургутская городская клиническая поликлиника № 1»,
г. Сургут
Выполнено исследование с целью изучения особенностей образа жизни учащихся пятых классов школ г. Сургута в зависимости от типа образовательных программ. Сбор материала проводился методом анкетирование законных представителей 115 пятиклассников общеобразовательной школы, в которой дети занимаются по типовым учебным программам и школы с углубленным изучением отдельных предметов. В ходе исследования выявлены определенные закономерности в образе жизни школьников пятых классов северного региона, а также установлена взаимосвязь сложившегося образа жизни с обучением в образовательных учреждениях различного типа.
Ключевые слова: образ жизни, пятиклассники, северный регион, дополнительное образование, здоровьесбережение.
Peculiarities of life style offifth-grade students living in the northern region. The paper presents the study aimed at researching the lifestyle of the fifth-grade students of Surgut schools, depending on the type of educational programs they are involved in. The method of questionnaire was used to collect data from legal representatives of 115 fifth-grade students. The participants come from a secondary school, where children are engaged in typical training programs, and the school with the in-depth study of particular subjects. The survey made it possible to understand the lifestyle of the fifth-grade students living in the Northern region. The study also revealed certain peculiarities of the life style of the five graders, and the interconnection between the established way of life and studying in educational institutions of various types. The obtained data is necessary for the development of health-saving programs, which are used in educational institutions to promote healthy lifestyles and to prevent the risk of health deviations in schoolchildren.
Key words: lifestyle, fifth-grade students, Northern region, additional education, health conservation.
Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства в целом, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее [8].
По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье людей более чем на 50 % зависит от образа жизни, от условий среды обитания и наследствен-
Контакты:1 Уханова A.A. - E-mail: <[email protected]>
ности на 20 %, от качества медико-санитарной помощи на 10 %. Образ жизни -это способ жизнедеятельности человека, складывающийся в конкретных условиях. Здоровый образ жизни детей формируется как в семье, так и в школе, кроме того на него влияют различные поведенческие привычки и проявления. Под контролем родителей должны быть учебная нагрузка, режим дня, питание, двигательная активность, закаливающие процедуры, нервные нагрузки детей, психологический климат дома, в школе и в классе, характер взаимоотношений родителей и детей, учеников и учителей, виды и формы досуга, развлечения и интересы [1].
Период детства тесно связан с обучающими процессами. Ребенок с раннего возраста посещает образовательные учреждения, в которых происходит получение им знаний, приобретение новых навыков, развитие интеллектуальных способностей. Особенности состояния здоровья отражаются и на способности обучаться.
Дети, проживающие в Среднем Приобье, испытывают воздействие комплекса факторов, включающего суровые природно-климатические условия, урбанизацию и напряженную экологию. Эти факторы, безусловно, влияют на формирование образа жизни, уровня двигательной активности, посещение спортивных секций и т.д. Климатогеографические условия Среднего Приобья являются своего рода дополнительной функциональной нагрузкой для растущего организма, что способствует развитию перестроек многих функциональных систем и достигается ценой определенной биосоциальной платы [5]. Северный регион России - это своеобразная климатогеографическая зона, где организм человека испытывает неблагоприятное воздействие целого комплекса различных факторов [5], таких как температурный режим, сезонные и декадные колебания в сочетании с резкими изменениями атмосферного давления и влажности, влияние которых приводит к серьезному напряжению адаптационных механизмов организма ребенка, что, несомненно, отражается на всех основных процессах жизнедеятельности [5, 6].
Возраст 10-11 лет совпадает с началом предметного обучения в пятом классе. Резкое усложнение учебной программы требует затраты больших сил для успешной учебы.
По наблюдению педагогов, при переходе из младшей школы в среднюю у детей резко падает успеваемость. С одной стороны, это связывают с внешними причинами, например, такими как начало предметного обучения, увеличение числа учителей и информационного потока, изменение режима занятий, повышение требований к организации образовательного процесса [3] с другой, процесс адаптации при переходе в среднее школьное звено зависит от вида системы образования, применяемой в различных образовательных организациях [7].
В настоящее время происходит постоянное ускорение темпов жизни школьников. Новые средства, формы, методы и технологии обучения предъявляют к их деятельности и эмоциональной сфере все более высокие требования [4].
Высокий уровень учебных нагрузок, несоблюдение режима труда и отдыха, несбалансированное питание, малоподвижный образ жизни школьников ведет к снижению адаптационных возможностей детского организма. Формирование здорового образа жизни у детей является одним из условий первичной профилактики в укреплении здоровья подрастающего поколения и повышения адаптационных
возможностей в условиях проживания в гипокомфортной природной зоны Среднего Приобья.
Цель исследования - анализ особенностей образа жизни учащихся пятых классов школ г. Сургута.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для выявления основных составляющих образа жизни школьников в возрасте 10-11 лет, родившихся и проживающих в условиях Среднего Приобья, нами было проведено анкетирование законных представителей 115 учащихся пятых классов общеобразовательной школы, в которой дети занимаются по типовым учебным программам и школы с углубленным изучением отдельных предметов города Сургута.
Анкета для родителей была разработана нами с целью изучения особенностей образа жизни школьников Северного региона. Опросник включал в себя паспортную часть, касающуюся данных ребенка, а именно возраст, место рождения, длительность проживания в регионе, социальные аспекты - характеристику образовательного учреждения, социальный статус семьи, бытовые условия проживания. Блок, характеризующий занятость ребенка во внеурочное время содержал вопросы о длительности и кратности посещения дополнительных занятий (иностранные языки, музыкальная, художественная школа и др.) и спортивных секций. Часть вопросов анкеты была направлена на оценку режима дня ребенка и содержала ответы законных представителей на вопросы о продолжительности сна, уровне двигательной активности, частоте использования детьми современных гаджетов.
При анализе характера питания школьника, родителям был предложен ряд вопросов с вариантами ответов о режиме питания, основного ассортимента употребляемых в пищу продуктов, указания причин нерегулярного питания.
Отдельно оценивалось состояние здоровья детей, группа здоровья, количество эпизодов острых заболеваний в течение года, травм, госпитализаций, наличие хронической патологии, аллергических реакций как у ребенка, так и в семье.
Средний возраст детей, образ жизни которых анализировался, составил 10,96 ± 0,19 лет.
Из общего числа респондентов родители мальчиков составили 42,60% (49 человек), девочек 57,39 % (66 человек). Большая часть детей (89,62%) родились или проживают в городе Сургуте не менее 9-10 лет, чьи родители относятся к категории пришлого населения, т.е. к первому или второму поколению населения живущего на новом месте в условиях Западно - Сибирского региона.
Распределение участников опроса в зависимости от программы обучения оказалось практически равным - 48,69 % составили учащиеся общеобразовательной школы с типовой учебной программой и 51,30 % школы с углубленным изучением отдельных предметов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Психологический климат в семье имеет приоритетное значение в сохранении здоровья подрастающего поколения. Неоспорима важность воспитания детей в
полных семьях. По данным проведенного анкетирования более 90% детей воспитывались в полных семьях, что, несомненно является положительным фактором в сохранении психологического комфорта в семье.
В ходе опроса нами было выявлено, что 67,81 % родителей имели высшее образование, причем родители детей, посещающих школу с углубленным изучением отдельных предметов имели высшее образование в 62,84 % случаях, а среди родителей детей, обучающихся в типовой общеобразовательной школе доля имеющих высшее образование, составляла 37,03 %. Можно предположить, что данный факт играет определенную роль в мотивации детей к получению дополнительных форм образования. Так, 55,65 % от числа всех участвующих в опросе получали дополнительное образование, посещая занятия различной направленности (рис.1). Сравнивая занятость детей внеурочной учебной деятельностью в образовательных учреждениях с разными типами учебных программ нами были получены следующие данные: доля учащихся школы с углубленным изучением отдельных предметов, получающих дополнительное образование, на 17,9 % больше, чем доля учеников школы с типовой образовательной программой, занимающихся по программам дополнительного образования (ф эмп. = 1,95). При этом доля девочек занимающихся по дополнительным образовательным программам больше, чем доля мальчиков: в школе с углубленным изучение предметов на 28,46 % (ф эмп. = 2,269), в типовой школе на 8,35 % (ф эмп. = 0,62).
Рис. 1. Удельный вес (%) школьников, получающих дополнительное образование.
Превалирующим направлением дополнительного образования являлось изучение иностранных языков - более 57,25 % детей до 3-х раз в неделю посещали занятия английского, немецкого французского языков.
К пятому классу многие дети определились с выбором спортивных секций. Так 67,34 % мальчиков и 57,57 % девочек регулярно, не менее трех раз в неделю, занимались физической культурой и спортом (рис. 2). При сравнении численности занимающихся спортом в образовательных учреждениях с разными типами учебных программ мы выявили, что доля девочек посещающих спортивные секции, которые обучаются в школе с углубленным изучением отдельных предметов достоверно больше, чем в образовательном учреждении с типовой учебной программой (ф эмп. = 2,49). Среди анализируемых групп мальчиков значимых различий не выявлено.
Активно проводили свои выходные дни, выезжая на природу, дачу, посещая городские спортивные мероприятия, катаясь на лыжах, коньках, велосипедах, чуть более половины детей.
%
80,00 70,00
75,01
67,34
60,00 50,00 40,00 30,00 20,00 10,00 0,00
Всего из числа участников
72,01
7,649,41
ОУ
ОУ с УИОП
I мальчики
девочки
доля от общей численности
Рис. 2. Удельный вес (%) школьников, систематически занимающихся спортом.
В век информационных технологий компьютер, интернет и иные гаджеты стали неотъемлемой частью жизни школьников. Их польза для подрастающего поколения неоспорима: интерактивные доски, программы для обучения и творчества, а также интернет, увеличивают образовательные возможности и уровень познания ребенка. Однако длительная работа с компьютером приводит в напряжение костно-мышечную систему, детскую психику, способствует ухудшению зрения, а гиподинамия, как правило, приводит к детскому ожирению.
Согласно нашему опросу, каждый девятый учащийся проводил за компьютером более четырех часов в сутки. Средняя продолжительность времени, проведенная у компьютера пятиклассниками, составляет 2 часа в сутки (±59,65 мин).
Важной потребностью человека, и особенно ребенка, является сон. Великий русский физиолог И.П. Павлов утверждал, что «сон-это выручатель нервной системы». Для полноценного отдыха организму требуется в среднем 7-9 часов. Ноч-
ной сон участников анкетирования в среднем составлял 8 часов, менее 8 часов спали 8,65 % опрошенных. При этом максимальное время сна составляло 10 часов, минимальное - 6 часов.
Проблема здорового питания населения сохраняет свое приоритетное значение в обеспечении здорового образа жизни. Результаты проведенного нами опроса свидетельствуют о том, что практическое большинство детей, по мнению родителей, питались полноценно. Однако 8,62 % опрошенных родителей отмечали, что их дети не завтракали дома, а у 10,46 % анкетируемых родителей дети не обедали в школе.
ВЫВОДЫ
Школьники 10-11 лет, проживающие в г. Сургуте одновременно с учебными нагрузками соответствующей образовательной программы испытывают дополнительное воздействие, направленное как на физическую, так и на психоэмоциональную сферу. Вместе с увеличением образовательной нагрузки, возрастает продолжительность использования подрастающим поколением современных информационных гаджетов, при этом время как время отдыха и сна является явно недостаточным.
Полученные сведения об особенностях образа жизни учащихся пятых классов следует использовать при составлении здоровьесберегающих программ, применяемых в образовательных учреждениях и направленных на снижение гиподинамии, профилактику нарушений, связанных с истощением нервно - психического состояния детей, предупреждение риска развития отклонений в состоянии здоровья школьников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акчулпанова Р.К. К вопросу о формировании здорового образа жизни у школьников. // Современные научные исследования и разработки. - 2015. - С.79-83.
2. Башкатова Ю.В., Карпин В.А. Общая характеристика функциональных систем организма человека в условиях Ханты- Мансийского Автономного Округа
- Югры. // Экология человека. - 2014. - № 5. - С. 9-16.
3. Онищенко Г.Г. Проблема улучшения здоровья учащихся и состояние общеобразовательных учреждений. // Гигиена и санитария. - 2005. - №3. - С.40-43.
4. Криволапчук И.А., Чернова М.Б. Изменения функционального состояния детей 11-12 лет под влиянием информационной нагрузки. // Новые исследования.
- 2014. - №4. - С. 52-56.
5. Литовченко О.Г., Ишбулатова М.С. Физическое развитие детей 9-11 лет -уроженцев Среднего Приобья // Экология человека. - 2015. - № 6. - С. 20-23.
6. Мышинская Ж.М. Влияние климатических и экологических факторов на здоровье человека в условиях крайнего севера. // Ямальский вестник. - 2016. -№ 2(7). - С. 79-80.
7. Псеунок А.А., Гайрабеков Р.Х., Бжецева Н.Р. Морфологические особенности детей, обучающихся в разных режимах // В сборнике: Физическая культура
и спорт в современном мире: социальная роль и пропаганда здорового образа жизни. Материалы Международной научно-практической конференции. - 2015. -С. 319-321.
8. Усикова И.В., Кутузова Т.Ф. Ортобиотика и валеология как основа здоровье сберегающих образовательных технологий //Актуальные проблемы экономики и управления. - 2015. - 2(6). - С. 101.
REFERENCES
1. Akchulpanova R.K. On the question of formation of healthy lifestyle among schoolchildren // Modern scientific research and development. 2015. С.79-83.
2. Bashkatova Yu.V., Karpin V.A. General characteristics of the functional systems of the human body in the conditions of the Khanty - Mansiysk Autonomous Area -Ugra. // Human ecology. 2014. no. 5. pp. 9-16 (in Russian)
3. Onischenko G.G. The challenge of improving the health of students and the state educational institutions. // Hygiene and sanitation. 2005. no. 3. pp.40-43 (in Russian)
4. Krivolapchuk I.A., Chernova M.B. Changes in the functional state of children 11-12 years under the influence of information load. // New researches. 2014. № 4. рр. 52-56
5. Litovchenko O.G., Ishbulatova M.S. Physical development of children aged 911 years - natives of middle OB area // Human ecology. 2015. no. 6. pp.20-23 (in Russian)
6. Myshinskaya Z. M. 2. The influence of climate and environmental factors on health in the Far North. // Yamal Herald. 2016. no. 2(7). pp.79-80 (in Russian)
7. Pseunok A.A., Gayrabekov R.H., Bzhetseva N.R. Morphological characteristics of children enrolled in different modes. // In the book: Physical culture and sport in the modern world: the social role and promoting a healthy lifestyle. Materials of International scientific-practical conference. 2015. pp. 319-321 (in Russian)