Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ ЯКУТИИ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ ЯКУТИИ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
литература / региональная система дополнительного образования / творческие способности обучающихся / методические инструменты стимулирования интереса к литературному творчеству / кружок / literature / regional system of additional education / creative abilities of students / methodological tools for stimulating interest in literary creativity / circle

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С.Ю. Залуцкая, Н.И. Никонова

В статье рассматриваются методические приёмы стимулирования творческих способностей школьников в системе регионального дополнительного образования. Применены методы тестирования по системе Э.П. Торренса по выявлению творческих способностей обучающихся 5–6 классов, анкетирования по методике Дж. Кинчера «Творческие способности» на начальном и завершающем этапах опытно-экспериментальной работы. Авторами проанализирована деятельность литературного кружка «Проба пера» МБОУ «Нижне-Бестяхская средняя общеобразовательная школа им. М.Е. Попова с углубленным изучением отдельных предметов» муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» Республики Саха (Якутия). Выявлены наиболее эффективные методические приёмы, развивающие творческие способности школьников сельской школы, в контексте цифровизации: создание мультфильма в технике stop motion по сказке Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка», конструирование подкастов по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино» и рассказу И.С. Тургенева «Муму». Исследование показало, что 74,1% кружковцев уверенно определяют себя как творческую личность. Апробация цифровых средств наряду с традиционными приёмами обучения литературе во внеучебной деятельности не только стимулирует творческие способности обучающихся, но и повышает интерес к литературной деятельности в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — С.Ю. Залуцкая, Н.И. Никонова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING TECHNIQUES TO STIMULATE CREATIVE ABILITIES OF STUDENTS OF RURAL SCHOOL OF YAKUTIA IN EXTRA-EDUCATIONAL ACTIVITIES

The article deals with methodological methods of stimulating creative abilities in schoolchildren in the system of regional additional education. The researchers use testing methods, according to the system of E.P. Torrance, to identify creative abilities of students in grades 5-6, questioning according to the method of J. Kincher “Creativity” at the initial and final stages of experimental work. The authors analyze activities of the literary circle “Test of the pen” at MBOU “Nizhne-Bestyakhskaya Secondary School named after M.E. Popov with an in-depth study of individual subjects” of Megino-Kangalassky Ulus, the Republic of Sakha (Yakutia). The most effective techniques that develop creative abilities of rural schoolchildren in the context of digitalization have been identified: the creation of a cartoon in the “stop motion” technique based on the fairy tale by D.N. Mamin-Sibiryak “The Gray Neck”, constructing podcasts based on the poem by M.Yu. Lermontov “Borodino” and the story of I.S. Turgenev “Mumu”. The study showed that 74.1% of the circle members confidently define themselves as a creative person. Approbation of digital tools along with traditional methods of teaching literature in extracurricular activities not only stimulates the creative abilities of students, but also increases interest in literary activity in general.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ ЯКУТИИ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 372.882

Zalutskaya S.Yu, Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, North-Eastern Federal Universit n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: zs-saha@mail.ru

Nikonova N.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal Universit n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: nikon_nad@mail.ru

TEACHING TECHNIQUES TO STIMULATE CREATIVE ABILITIES OF STUDENTS OF RURAL SCHOOL OF YAKUTIA IN EXTRA-EDUCATIONAL ACTIVITIES. The article deals with methodological methods of stimulating creative abilities in schoolchildren in the system of regional additional education. The researchers use testing methods, according to the system of E.P. Torrance, to identify creative abilities of students in grades 5-6, questioning according to the method of J. Kincher "Creativity" at the initial and final stages of experimental work. The authors analyze activities of the literary circle "Test of the pen" at MBOU "Nizhne-Bestyakhskaya Secondary School named after M.E. Popov with an in-depth study of individual subjects" of Megino-Kangalassky Ulus, the Republic of Sakha (Yakutia). The most effective techniques that develop creative abilities of rural schoolchildren in the context of digitalization have been identified: the creation of a cartoon in the "stop motion" technique based on the fairy tale by D.N. Mamin-Sibiryak "The Gray Neck", constructing podcasts based on the poem by M.Yu. Lermontov "Borodino" and the story of I.S. Turgenev "Mumu". The study showed that 74.1% of the circle members confidently define themselves as a creative person. Approbation of digital tools along with traditional methods of teaching literature in extracurricular activities not only stimulates the creative abilities of students, but also increases interest in literary activity in general.

Key words: literature, regional system of additional education, creative abilities of students, methodological tools for stimulating interest in literary creativity, circle

С.Ю. Залуцкая, канд. пед. наук, доц., ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск,

E-mail: zs-saha@mail.ru

Н.И. Никоноеа, канд. пед. наук, доц., ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск,

E-mail: nikon_nad@mail.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ

ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ ЯКУТИИ

ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматриваются методические приёмы стимулирования творческих способностей школьников в системе регионального дополнительного образования. Применены методы тестирования по системе Э.П. Торренса по выявлению творческих способностей обучающихся 5-6 классов, анкетирования по методике Дж. Кинчера «Творческие способности» на начальном и завершающем этапах опытно-экспериментальной работы. Авторами проанализирована деятельность литературного кружка «Проба пера» МБОУ «Нижне-Бестяхская средняя общеобразовательная школа им. М.Е. Попова с углубленным изучением отдельных предметов» муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» Республики Саха (Якутия). Выявлены наиболее эффективные методические приёмы, развивающие творческие способности школьников сельской школы, в контексте цифровизации: создание мультфильма в технике stop motion по сказке Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка», конструирование подкастов по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино» и рассказу И.С. Тургенева «Муму». Исследование показало, что 74,1% кружковцев уверенно определяют себя как творческую личность. Апробация цифровых средств наряду с традиционными приёмами обучения литературе во внеучебной деятельности не только стимулирует творческие способности обучающихся, но и повышает интерес к литературной деятельности в целом.

Ключевые слова: литература, региональная система дополнительного образования, творческие способности обучающихся, методические инструменты стимулирования интереса к литературному творчеству, кружок

Актуальность исследования проблемы поиска адекватных современным потребностям школьников методических приёмов, способов, средств стимулирования их интересов к изучению литературы обусловлена повышением внимания российской системы образования к целям и принципам преподавания гуманитарных дисциплин и усилением их значимости в процессе воспитания творчески развитой, духовно богатой, социально адаптированной, профессионально ориентированной личности, готовой в перманентно меняющихся реалиях окружающего мира к самоопределению, самообучению, саморазвитию. Литература как учебный предмет и вид искусства способна активно влиять на интеллектуальное, творческое, духовно-нравственное совершенствование обучающихся, стимулировать рост культурного уровня и эстетическое развитие школьников. Однако продуктивность такого влияния во многом зависит от уровня и качества профессиональных компетенций педагога, владения им современными образовательными технологиями и цифровыми инструментами, позволяющими содержание предмета максимально приблизить и сделать интересным школьнику, формирование которого как личности сегодня происходит в большей степени в медийной среде, под воздействием её ценностей, жизненных установок и смыслов, придаваемых тому или иному явлению культуры. Медиасреда привлекает юных пользователей богатством возможностей выступать в самых разных ипостасях: от зрителя и читателя, актёра, участника диалога до писателя, сценариста, режиссёра и эксперта; она захватывает всё новые и новые поколения молодёжи как мощный стимулятор креативности, нестандартности личности, позволяя ей моделировать новую реальность, коммуницировать «без границ», познавать себя и окружающий мир с помощью виртуального посредника.

Литературное образование школьников сегодня не представляется без привлечения цифровых инструментов для анализа и интерпретации художественных произведений посредством создания креолизированных текстов, текстов новой природы, без применения технических новинок в виде, например, искусственного интеллекта и прочего. Целенаправленное и дозированное использование современных технических новаций, несомненно, повышает результативность обучения литературе, являясь необходимым дополнением к традиционному преподаванию учебного предмета, где главными всегда остаются художественный текст, его смысл, его автор и читатель, вступающий с ним в диалог о вечных проблемах и истинах. Но лимит учебного времени и стандарты обучения не позволяют школьнику на уроках литературы в полной мере на-

сладиться творческой свободой, почувствовать себя творцом, автором своего произведения, максимально раздвинуть горизонт своих креативных возможностей. Сложившуюся проблему решает дополнительное образование (далее -ДО) обучающихся по литературе, к организации которого также предъявляются требования, соответствующие сложившимся в российской образовательной системе реалиям.

Так, в нормативных документах Российской Федерации дополнительное образование в числе прочего «направлено на обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания обучающихся; формирование и развитие творческих способностей обучающихся; удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии и физическом совершенствовании; <...> профессиональную ориентацию обучающихся; выявление, развитие и поддержку обучающихся, проявивших выдающиеся способности.» [1]. Выбор образовательных технологий в ДО осуществляет образовательная организация, сам педагог, который должен осознавать, что сфера дополнительного образования сегодня признаётся как инновационная, технологически продвинутая, интенсивно развивающаяся, и ей необходимо соответствовать по набору компетенций для персонализированного обучения и воспитания креативной, социально адаптированной, разносторонне развитой личности. Таким образом, современное ДО по литературе, в том числе и региональное, становится инновационной площадкой для апробации целого арсенала методических средств (в том числе и для внедрения цифровых инструментов) с целью активного развития творческих потенций обучающихся и формирования их интереса к литературе, к самостоятельной литературной деятельности в тесной связи с целями и задачами основного литературного образования.

Целью исследования является оценка эффективности применения методических инструментов обучения литературе в рамках регионального дополнительного образования обучающихся 5-6 классов сельской школы для стимулирования их творческих способностей и повышения интереса к литературной деятельности в контексте цифровизации. Задачами исследования стали выявление уровня развития творческих способностей членов литературного кружка; апробация новых цифровых средств обучения литературе; определение их эффективности в стимулировании творческой активности школьников 5-6 классов. Применялись такие методы исследования, как тестирование, анкетирование,

педагогический эксперимент, включённое наблюдение, анализ продуктов творческой деятельности обучающихся.

В современной педагогике, методике преподавания литературы немало трудов посвящено решению проблем технологического обеспечения процесса обучения школьников в условиях цифровизации. Так, в частности, плеяда ведущих специалистов в лице В.С. Браташ, Т. Г Галактионовой, Е.О. Галицких, М.Я. Мишлимович, Е.М. Поликарповой, ГВ. Пранцовой, Е.С. Романичевой, И.В. Сосновской, Н.П. Терентьевой, В.Ф. Чертова и других убеждена, что «новый XXI век и цифровая трансформация методики преподавания всех предметов актуализировали разные виды и формы творческой деятельности» обучающихся [2, с. 114]. При этом «новые методы, приёмы и технологии не уводят от традиций, а оживляют их», потому что «цифра и социальные сети - это для современного словесника не «империя зла», а инструмент, который сегодня необходимо умело и творчески использовать, чтобы диалог юного читателя с книгой, в том числе и с классической, не прервался» [3, с. 87]. К результатам творческой деятельности обучающихся с применением цифровых инструментов (облачные хранилища, средства визуализации данных и создания заметок, ментальных карт, комиксов, схем, графиков, таблиц и проч. [4]) на уроках литературы специалисты относят в первую очередь креолизованные тексты, тексты новой природы или «новые форматы визуального представления текста: презентации, инфографики, лон-гриды, визуальные заметки и т. д.» [5, с. 4]. Однако отметим, что основной акцент в трудах специалистов в области методики преподавания литературы делается на образовательных технологиях уроков литературы, в то время как инновационный методический инструментарий регионального дополнительного образования школьников по литературе остаётся на периферии научного исследования его значимости и эффективности в развитии всех, а не только литературно одарённых школьников, и зачастую на практике зависит лишь от пристрастий и профессионализма самого педагога.

Практическая значимость исследования состоит в обосновании эффективности комплекса методических приёмов развития творческих способностей школьников и стимулирования их интереса к литературе в условиях региональной системы дополнительного образования, а также в возможности использования полученных в ходе апробации методического инструментария результатов в деятельности педагогов ДО.

База исследования: литературный кружок «Проба пера» МБОУ «Нижне-Бе-стяхская средняя общеобразовательная школа им. М.Е. Попова с углубленным изучением отдельных предметов» муниципального района «Мегино-Кангалас-ский улус» Республики Саха (Якутия) (руководитель Т.Е. Игнатьева).

Такой формат объединения разновозрастных обучающихся в рамках ДО по литературе, как кружок, является традиционным для региональной системы образования, отвечает её целям, задачам и специфике, способен наиболее гибко и оперативно реагировать на запросы школьников. Адаптированная образовательная программа работы кружка стандартно «нацелена на удовлетворение потребностей учащихся, обеспечение их психологического комфорта и личностной значимости, а также раскрытие творческого потенциала в подходящем темпе и на основе интересов каждого ученика» [6]. Реализация учебной программы этого литературного объединения основывается на принципах дифференциации и персонализации обучения.

В период с 1 февраля 2022 г по 30 апреля 2023 г. в ходе опытно-экспериментальной работы (далее - ОЭР) (исследователь Егорова А.С.) по апробации методических приёмов развития творческих способностей обучающихся и стимулирования их интереса к литературе среди членов кружка была выделена экспериментальная группа школьников 5 классов в составе 14 человек. С целью выявления уровня их творческих способностей использовался тест Э.П. Торренса «Завершение картинок». Результаты начального этапа ОЭР представлены в таблице 1:

Таблица 1

Количество обучающихся %

Пассивный уровень (А) 3 21,4%

Эвристический уровень (Б) 9 64,3%

Креативный уровень (С) 2 14,3%

Как видно, большинство обучающихся - членов литературного кружка имеют средний уровень творческих способностей, что естественно для школьников, выбравших это объединение только на основе личных мотивов. В процессе дополнительного обследования участников эксперимента посредством анкетирования по системе Дж. Кинчера «Творческие способности», выявляющей самооценку уровня творческих способностей, обнаружено, что пятиклассники, имея средние показатели творческости (64,3%) по результам теста Торренса, определяют себя как личностей, имеющих богатый творческий потенциал (57,4% респондентов). Этот факт позволяет сделать вывод о высокой самооценке и готовности большинства участников эксперимента к активной творческой деятельности.

На формирующем этапе ОЭР с целью активного вляния на развитие творческих способностей кружковцев и повышения их интереса к литературе, чтению,

самостоятельной литературной деятельности был внедрён комплекс методических приёмов с применением системного, личностно ориентированного и дея-тельностно-творческого подходов. Так, например, в марте - мае 2022 г проводилась ролево-деловая игра «Редакция популярного онлайн-издания: интервью с интересным человеком», в ходе которой разделённые на группы обучающиеся составляли алгоритм работы журналиста онлайн-издания, отбирали наиболее интересные вопросы для интервью с учётом потребностей целевой читательской аудитории, организовывали встречи с предствителями разных профессий (учитель, полицейский, предприниматель), съёмки и транляцию видеоинтервью на доступных цифровых платформах. В завершении игры пятиклассники написали эссе «Моя будущая профессия», где отметили, что самое сложное в проведённой ими работе как журналистов - составление вопросов и общение во время интервью. Результатом такого погружения в профессию стало активное участие кружковцев в медиаработе школы в 2022-2023 учебном году: они брали интервью, освещали школьные мероприятия, снимали и транслировали короткие передачи о жизни школы.

В 2022-2023 учебном году, учитывая значимость цифровизации региональной системы дополнительного образования и необходимость формирования у обучающихся навыков работы с цифровыми инструментами, испытуемым было предложено создание мультфильма в технике stop motion. Для своего анимационного видео группа сценаристов выбрала знакомую всем сказку Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка», небольшую по объёму и подходящую для раскадровки. По разработанному под руководством режиссёра сценарию художники и декораторы создали пластилиновых персонажей и декорации; операторы фотографировали и делали монтаж в программе MOVAVI; актёры озвучивали текст; музыкальный редактор занимался звуковым оформлением мультфильма; продюсер решал вопросы его рекламы и трансляции. Каждый из участников ОЭР выбрал дело по интересам, актуализируя имеющиеся творческие способности и формируя новые, например, такие как способность выдвигать проблему, видеть взаимосвязи, присущие проблеме; выдвигать гипотезы решения проблемы.

Помимо создания мультфильма цифровые инструменты целенаправленно применялись при подкастинге литературных произведений. Для аудиозаписи подкастов по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино» и рассказу И.С. Тургенева «Муму» использовались возможности телефона; беседа читателей и чтение фрагментов произведения сопровождались иллюстрациями самих кружковцев к выбранным ими произведениям классиков. Разработанный теперь уже шестиклассниками цифровой аудиоконтент впоследствии был использован учителем для домашнего задания на уроках литературы (просмотр и прослушивание записи и выполнение заданий). Работа над под-кастами помогла повысить медиакомпетентность кружковцев, включить их в неформальный диалог о проблемах литературы и чтения, стимулировать дифференцированную творческую деятельность с учётом индивидуальных способностей, склонностей и навыков обучающихся. Проявленный кружковцами интерес к подкастингу подтолкнул их к решению самостоятельно создать аудиосериал по изучаемым в 6 классе художественным произведениям современных авторов, в том числе и зарубежных.

В рамках работы кружка также был апробирован приём создания видеозаписи с целью совершенствования навыков выразительного чтения. Обучающиеся производили запись своего чтения любимого стихотворения, а на занятии анализировали результаты: обсуждали его соответствие авторскому замыслу, экспрессивному окрасу произведения, речевое оформление выступления, внешнюю выразительность чтеца. Взгляд со стороны позволил школьникам увидеть и услышать все свои недостатки и начать работу над их исправлением. Стимулировало обучающихся к совершенствованию выразительности своего чтения и предложение о проведении видеоконкурса чтецов к Новому году.

Из традиционных методических приёмов, актуализирующих творческие способности участников ОЭР, также применялось, например, создание рассказа-эстафеты, где все шестиклассники занимались литературным творчеством, по группам сочиняя продолжение рассказа по предложенному педагогом началу истории, или по цепочке самостоятельно придумывали юмористический рассказ на заданную тему; инсценирование «Баллады о матери» А. Дементьева, в подготовке которого кружковцам потребовалось задействовать режиссёрские, актёрские, художественные, музыкальные способности, активизировать воспроизводящее и творческое воображение; составление синквейна на тему «Мама» для развития критического мышления и специальных литературных способностей и другие. На основе всех созданных обучающимися за время ОЭР художественных произведений началась подготовка индивидуальных сборников «Моя первая книга», определением содержания и структуры, подборкой и редактированием текстов, написанием вступительной статьи, оформлением и выбором формата (печатный/электронный), вёрсткой, презентацией и трансляцией которой занимаются сами авторы, тем более что почти у каждого из них к окончанию 6 класса появились свои блоги, странички в соцсетях, устойчивые навыки работы в Rutube.

На завершающем этапе ОЭР диагностика тех же респондентов - членов кружка «Проба пера» в количестве 14 человек - с помощью теста Э.П. Торренса и анкеты Дж. Кинчера показала рост уровня их творческих способностей:

Таблица 2

Уровень творческих способностей учащихся по результатам итогового теста Э.П. Торренса «Завершение картинок» в сопоставлении с начальным этапом ОЭР (%)

Начальный этап ОЭР (%) Завершающий этап ОЭР (%)

Пассивный уровень (А) 21,4% 7,2%

Эвристический уровень (Б) 64,3% 71,4%

Креативный уровень (С) 14,3% 21,4%

Сравнительно-сопоставительный анализ результатов обследования демонстрирует положительную динамику в повышении уровня творчества участников ОЭР: на пассивном уровне остались творческие способности только одного обучающегося. Итоги анкетирования по Дж. Кинчеру также выявили рост количества кружковцев, уверенно определяющих себя как творческую личность (от 57,4% на начальном этапе ОЭР до 74,1% - на завершающем), что указывает на плодотворность избранных для эксперимента системного, личносто ориентированного и деятельностно-творческого подходов в организации творческой деятельности школьников, а также эффективность апробированного комплекса методических приёмов стимулирования творческих способностей, интереса к литературной деятельности обучающихся сельской школы в условиях региональной системы ДО с применением новых цифровых инструментов и перспективность формирования целостной системы методических средств активизации творчества кружковцев во взаимосвязи с их самостоятельной работой на уроках литературы.

Итоги проведённого исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Региональная система дополнительного образования по литературе нуждается в обновлении контента и методов обучения, разработке и внедрении современных методических средств разностороннего развития школьников с применением инновационных цифровых инструментов.

2. Совершенствование «системы организации и управления дополнительного образования, направленной на выстраивание региональной политики в части развития региональных систем дополнительного образования детей с учётом задач социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, в том числе потребностей соответствующих отраслей экономики» [7, с. 7], зависит в числе прочего и от уровня цифровизации региональной системы дополнительного образования, её готовности к повышению уровня медиакомпетентности педагога ДО и обучающихся.

3. Организация творческой деятельности школьников по литературе в рамках ДО значительно расширяет горизонт их возможностей создавать новое, активно взаимодействовать с окружающим миром, обогащать свою эмоциональную сферу, осваивать разные профессиональные компетенции, для чего «предполагает применение соответствующих подходов, разработку инструментария, обеспечение необходимых педагогических условий» [8, с. 520].

4. Результативность решения задачи стимулирования творческого потенциала обучающихся в условиях регионального дополнительного литературного образования обеспечивается целенаправленным сочетанием традиционных методических приёмов обучения и цифровых новаций, повышающих интерес школьников к чтению и литературному творчеству. В связи с этим перспективным для работы такого объединения, как кружок, представляется создание на следующем этапе его работы креолизированных текстов с применением цифровых навыков, полученных кружковцами в ходе ОЭР

Библиографический список

1. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г N 629. Available at: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=432492

2. Галицких Е.О., Терентьева Н.П. «Явление» текстов «новой природы» в литературном образовании и способы их прочтения. Язык. Текст. Медиа. Материалы международного научного конгресса. Киров, 2021: 113-119.

3. Сосновская И.В. Литературное образование и цифра: диалог или спор? Векторы развития филологии в контексте модернизации современного филологического образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Иркутск, 2022: 81-88.

4. Богатырева Ю.И., Привалов А.Н., Ситникова Л.Д. Классификация цифровых инструментов обучения для проектирования и реализации образовательного процесса. Современные проблемы науки и образования. 2022; № 5. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32072

5. Браташ В.С. Визуальные заметки (скетчноутинг) как инструмент трансформации учебного текста. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2020.

6. Сайт МБОУ «Нижне-Бестяхская средняя общеобразовательная школа им. М.Е. Попова с углубленным изучением отдельных предметов» муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» Республики Саха (Якутия). Available at: https://nbestschool.obr.sakha.gov.ru/

7. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г № 678-р). Available at: http://static.government.ru/media/files/3fIgkklAJ2ENBbCFVEkA3cTOsiypicBo.pdf

8. Галактионова Т. Г Литературное творчество как цель и средство. Принципы работы с филологически одаренными школьниками. Перспективы развития исследований в сфере наук об образовании: материалы Международной научно-практической конференции. Москва, 2022: 518-521.

References

1. Ob utverzhdeniiporyadka organizaciiiosuschestvleniya obrazovatel'nojdeyatel'nostipo dopolnitel'nym obscheobrazovatel'nymprogrammam. Prikaz Ministerstva prosvescheniya Rossijskoj Federacii ot 27 iyulya 2022 g. N 629. Available at: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=432492

2. Galickih E.O., Terent'eva N.P. «Yavlenie» tekstov «novoj prirody» v literaturnom obrazovanii i sposoby ih prochteniya. Yazyk. Tekst. Media. Materialy mezhdunarodnogo nauchnogo kongressa. Kirov, 2021: 113-119.

3. Sosnovskaya I.V. Literaturnoe obrazovanie i cifra: dialog ili spor? Vektory razvitiya filologii v kontekste modernizacii sovremennogo filologicheskogo obrazovaniya: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Irkutsk, 2022: 81-88.

4. Bogatyreva Yu.I., Privalov A.N., Sitnikova L.D. Klassifikaciya cifrovyh instrumentov obucheniya dlya proektirovaniya i realizacii obrazovatel'nogo processa. Sovremennyeproblemy nauki i obrazovaniya. 2022; № 5. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32072

5. Bratash V.S. Vizual'nye zametki (sketchnouting) kak instrument transformad! uchebnogo teksta. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2020.

6. Sajt MBOU «Nizhne-Bestyahskaya srednyaya obscheobrazovatel'naya shkola im. M.E. Popova s uglublennym izucheniem otdel'nyh predmetov» municipal'nogo rajona «Megino-Kangalasskij ulus» Respubliki Saha (Yakutiya). Available at: https://nbestschool.obr.sakha.gov.ru/

7. Koncepciya razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detej do 2030 goda (utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 31 marta 2022 g. № 678-r). Available at: http://static.government.ru/media/files/3fIgkklAJ2ENBbCFVEkA3cTOsiypicBo.pdf

8. Galaktionova T.G. Literaturnoe tvorchestvo kak cel' i sredstvo. Principy raboty s filologicheski odarennymi shkol'nikami. Perspektivy razvitiya issledovanij v sfere nauk ob obrazovanii: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 2022: 518-521.

Статья поступила в редакцию 03.09.23

УДК 656.61.08

Kasyanov O.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Caspian Institute of Sia and River Transport named after gen.-adm. F.M. Apraksin,

Branch of Volga State University of Water Transport (Astrakhan, Russia), E-mail: onkasjanov@mall.ru

METHODS OF USING TRAINING COMPLEXES FOR TRAINING CADETS OF MARINE EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN IDENTIFYING RISKS AND MANAGING THEM WHILE ENSURING THE SAFETY OF MARITIME NAVIGATION. The article deals with a problem of ensuring safety of navigation and a possibility of teaching cadets of maritime educational institutions the safety of navigation. In order to solve this problem, it is recommended to divide the learning process into theoretical and practical classes. When conducting theoretical classes, it is necessary to teach cadets to identify risks of safe navigation. Practical classes are recommended to be conducted using marine training complexes, in practical classes, situations dangerous to the safety of navigation are integrated into the training task, which cadets need to solve safely for their vessel and other vessels. As one of the options for the use in practical classes, an example of the software of the marine simulator complex "NTPRO - 5000" is given. This training complex has the necessary certificates allowing its use for the training of boat masters. Examples of tasks recommended for practicing in practical classes using marine training complexes are given. Recommendations are given to activate the educational process to solve problematic issues.

Key words: safety of navigation, training complex, safety management system, ship management, procedure, radar station

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.