Научная статья на тему 'ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ 8-ГО КЛАССА'

ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ 8-ГО КЛАССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
342
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ / ХИМИЯ / МАЙНДМЭППИНГ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комарова Диана Максимовна, Чаптыкова Ольга Юрьевна

В статье раскрываются понятие интеллект-карт, их основные характеристики, а также особенности их использования в образовательном процессе. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы в школе по применению интеллект-карт для развития творческого мышления обучающихся 8-го класса. Был сделан вывод, что использование интеллект-карт на уроках позволяет развивать творческие способности учащихся в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Комарова Диана Максимовна, Чаптыкова Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLIGENCE MAPS AS A MEANS OF DEVELOPING OF CREATIVE THINKING OF STUDENTS IN CHEMISTRY LESSONS OF THE 8TH GRADE

The article reveals the concept of intelligence maps, their main characteristics, as well as the features of their use in the educational process. The article presents the results of experimental work at school on the use of intelligence maps for the development of creative thinking of the 8th grade students. It was concluded that the use of intelligence maps in the classroom allows you to develop the creative abilities of students in the educational process.

Текст научной работы на тему «ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ 8-ГО КЛАССА»

На занятиях в классе, выполняя различные виды деятельности (например, создание презентаций, практическая работа в виртуальной лаборатории, тесты, представление результатов исследований живых организмов и различных научных позиций), учащиеся могут самостоятельно получать необходимую информацию, думать, рассуждать, анализировать и делать выводы. ИКТ создаёт ситуацию, в которой все ученики могут добиться успеха.

Выявлена роль ИКТ как средства развития естественнонаучной грамотности обучающихся в обучении биологии и химии и апробированы методические приёмы включения элементов ИКТ на различных этапах урока. В хо-

де опытной работы апробированы по обоим предметам: слайд-шоу, видеофрагменты, презентации, 3D-рисунки и модели.

Методика включения элементов ИКТ на разных этапах преподавания биологии и химии была признана эффективной для стимулирования интереса учащихся к междисциплинарному содержанию по темам, близким к содержанию различных предметов, к представлению проектов и результатов исследований по изучению явлений и объектов, связанных с различными предметами. Было установлено, что при выполнении заданий с использованием ИКТ трудностей не возникает.

Библиографический список

1. Краснов П. О., Торгашина Н. Г., Супрун Е. В., Чабан Т. Ю. Естественно-научная грамотность: от PISA к региональному мониторингу // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2. № 2 (70). С. 275-288

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2011.

3. Золочевская М. В., Рыкова Л. Л. Роль и место компьютера в учебно-воспитательном процессе. Киев, 2002.

4. Пентин А. Ю., Никифоров Г. Г., Никишова Е. А. Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. № 4 Т.1 (61). 2019.

5. Пентин А. Ю., Никифоров Г. Г., Никишова Е. А. Формы использования заданий по оцениванию и формированию естественнонаучной грамотности в учебном процессе // Отечественная и зарубежная педагогика. № 4 Т. 1 (61). 2019.

6. Международное исследование по оценке качества естественнонаучного образования. Публикации. URL: http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_sl.html (дата обращения: 17.10.2021).

7. Подборка материалов по естественнонаучной грамотности. URL: http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnyematerialya/ estestvennonauchnaya-gramotnost.php (дата обращения: 24.10.2021).

8. Международная оценка образовательных достижений учашдхся (PISA). Примеры заданий по естествознанию // Центр оценки качества образования ИСМО РАО. 2007. 115 с.

© Дерешева Н. М., Ременникова Е. Ю., 2022

УДК 373.51.38:[37.025.7+54]

ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ 8-ГО КЛАССА

Комарова Диана Максимовна,

студент

Чаптыкова Ольга Юрьевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры химии и геоэкологии Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (Абакан)

В статье раскрываются понятие интеллект-карт, их основные характеристики, а также особенности их использования в образовательном процессе. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы в школе по применению интеллект-карт для развития творческого мышления обучающихся 8-го класса. Был сделан вывод, что использование интеллект-карт на уроках позволяет развивать творческие способности учащихся в образовательном процессе.

Ключевые слова: интеллект-карты, химия, майндмэппинг, творческое мышление.

INTELLIGENCE MAPS AS A MEANS OF DEVELOPING OF CREATIVE THINKING OF STUDENTS IN CHEMISTRY LESSONS OF THE 8th GRADE

Komarova Diana Maksimovna,

student

Chaptykova Olga Yurievna,

Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor of the Chemistry and Geoecology Department Katanov Khakass State University (Abakan)

The article reveals the concept of intelligence maps, their main characteristics, as well as the features of their use in the educational process. The article presents the results of experimental work at school on the use of intelligence maps for the development of creative thinking of the 8th grade students. It was concluded that the use of intelligence maps in the classroom allows you to develop the creative abilities of students in the educational process.

Key words: intelligence maps, Chemistry, mind mapping, creative thinking.

Актуальность исследования состоит в том, что меняющиеся тенденции обучения в общем контексте технического прогресса и информационной перегрузки требуют новых подходов к организации учебного процесса. Интеллект-карты делают обучение легким для понимания для каждого учащегося, независимо от возраста, социального или экономического положения. Интеллект-карты (майндмэппинг) в образовании - эффективный инструмент для учащихся и преподавателей, стремящихся максимизировать учебный опыт. Интеллект-карта - это инструмент обучения, который позволяет пользователям создавать визуальные представления таких вещей, как лекции, заметки и исследования, и делиться ими [1].

Целью работы является анализ возможностей интеллект-карт в развитии творческого мышления обучающихся на уроках химии в 8-ом классе.

Основные характеристики интеллектуальных карт уходят корнями в развитие семантических сетей, техники 1950-х годов для представления знаний. В 1974 году британский писатель Тони Бьюзен популяризировал термин «картирование разума». Майндмэппинг - это визуальный метод представления информации, который можно использовать для эффективного мозгового штурма и структурирования идей [2]. Начиная с центральной идеи или темы в середине карты, от центра расходятся ответвления, содержащие дополнительные темы и

концепции для изучения - обычно в форме слов, коротких фраз и изображений. Это придает ментальным картам естественную организационную структуру. Основные характеристики интеллект-карт:

- чёткие организация и структура. Интеллект-карты ограничены древовидной структурой. Они имеют чёткие направленные потоки наружу от корня дерева к его листьям;

- одна центральная тема. В картах разума все узлы (кроме корня дерева) имеют только один родительский узел. У каждого узла могут быть дочерние элементы, соответствующие подтемам этого понятия. Каждое понятие в интеллект-карте можно проследить непосредственно до основной темы;

- нет определения отношений. Различий между разными типами отношений между узлами нет - все ребра в дереве представлены одинаково и не имеют меток [3].

Целью нашего исследования было определение уровня развития творческого мышления детей школьного возраста на уроках химии с использованием интеллектуальных карт. Исходя из цели, был определён уровень развития творческого мышления детей школьного возраста. Прежде всего, с целью изучения креативности нами было проведено исследование по методике Торренса. Детям экспериментальной группы раздали листы с заданиями, где каждый испытуемый указывает фамилию, имя и дату в соответствующей графе. На листах

нарисованы незаконченные фигуры. Детям необходимо было добавить к ним дополнительные линии так, чтобы получился полный рисунок.

В целом уровень развития креативности в данной группе испытуемых средний. А именно: 8 человек имеют высокий уровень - это 27 %, 14 человек имеют средний уровень -46 %, низкий уровень - у 7 человек, что составило 27 % от общего количества испытуемых.

В соответствии с учебным планом учителя химии экспериментального класса были разработаны планы конспектов двух тем в восьмом классе с применением интеллектуальных карт, с учётом поэтапного внедрения технологии.

Цель уроков: дать общую характеристику, познакомиться со способами получения и областями применения, изучить физические и химические свойства, дать понятие оксидам.

Задачи: развивать интерес к изучаемому предмету, способность самостоятельно мыслить, сравнивать, обобщать и делать соответствующие выводы; развивать коммуникативные и познавательные способности учащихся, умение оценивать; воспитывать чувство ответственности, бережное отношение к природе.

Первая тема урока - «Химия как наука». Итогом такого урока стала интеллект-карта, пример которой представлен на рис. 2.

25 20 15 10 5 0

22,6 ■

■ 9,1 10,2 7,5

Беглость Оригинальность Гибкость Разработанность

Рис. 1. Средние показатели по тесту Торренса [4]

Рис. 2. Интеллектуальная карта по теме «Химия как наука»

Вторая тема урока с применением технологии интеллект-карт - «Атомы и молекулы, ионы». Итогом такого урока стала интеллект-карта, пример которой представлен на рис. 3.

Таким образом, данные уроки помогут развить творческое мышление школьников путём использования интеллект-карты. Согласно предварительному тестированию на начальном этапе у учащихся был выявлен средний уровень творческого развития. Далее, после проведения уроков с использованием интеллект-карт, было проведено повторное тестирование

учащихся. В данном случае уже применялась методика Н. Вишняковой [5].

Представим и в этом случае графически средние показатели (рис. 4.)

Как видно из результатов данного тестирования, школьники показали достаточно высокий уровень оценки творческого мышления.

Таким образом, можно отметить, что использование интеллектуальных карт значительно повышает уровень творческого мышления учащихся, и они могут применяться как средство его развития.

Рис. 3. Интеллектуальная карта по теме «Атом и молекулы, ионы»

Рис. 4. Средние показатели по тесту Н. Вишняковой

Библиографический список

1. Интеллект-карты по химии. URL: https://znanija.com/task/39529322 (дата обращения 01.04.2022).

2. Интеллект-карта как способ принятия важных решений: MIND MAP по-русски. URL: http://www.iatnlp.ru (дата обращения: 01.04.2022).

3. Пурер Н. А., Минькина В. А., Неумоина Н. Г. Применение интеллектуальных карт для формирования творческого мышления обучающихся // Научное обозрение, 2019. № 3. С. 10-114.

4. Тест креативности Торренса. URL: http://mrc.kpk1.ru/images/stories/news/2014/torrens.pdf (дата обращения: 01.04.2022).

5. Тест креативности Н. Вишняковой. URL: http://www.miu.by/kaf_new/mpp/151.pdf (дата обращения: 01.04.2022). © Комарова Д. М., Чаптыкова О. Ю., 2022

УДК 37.018.2

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» У ВОСЬМИКЛАССНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗДЕЛУ «ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

Лобач Михаил Александрович,

студент

Чичинина Светлана Викторовна,

кандидат биологических наук, доцент кафедры физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (Абакан)

В статье рассматривается возможность формирования предметных результатов на уроках ОБЖ через проектную деятельность. Показана важность достижения образовательных результатов, как предметных, так и метапредметных и личностных, в рамках каждого школьного предмета, в том числе ОБЖ, на ступени основного общего образования. Проведена диагностика предметных знаний по ОБЖ у восьмиклассников, выявлены обучающиеся с недостаточным и низким уровнями сформированности предметных результатов. Предложено включить в занятия по ОБЖ элементы проектной технологии, которые позволяют учителю организовать работу на уроках таким образом, чтобы задействовать в ней каждого обучающегося, что является важным аспектом для равномерности формирования предметных результатов и повышения интереса обучающихся к предмету ОБЖ.

Ключевые слова: предметные результаты, проектная деятельность, проектные технологии, безопасность, восьмиклассники, предмет ОБЖ.

FORMATION OF SUBJECT RESULTS IN THE LESSONS OF BASIS OF LIFE SAFETY FOR THE 8th GRADE STUDENTS THROUGH THE PROJECT ACTIVITIES BY THE SECTION «BASICS OF INTEGRATED SAFETY»

Lobach Mikhail Alexandrovich,

student

Chichinina Svetlana Viktorovna,

Ph.D. in Biology, Associate Professor of the Physical Culture, Sports and Life Safety Department

Katanov Khakass State University (Abakan)

The article considers the possibility offorming subject results in the lessons of Basics of life safety through project activities. The importance of achieving educational results, both subject and meta-subject and personal, within the framework of each school subject, including Basics of life safety at the stage of basic general education, is shown. Diagnostics of the subject knowledge in Basics of life safety in 8th grade students is carried out, students with insufficient and low levels offormation of subject results are identified. It is proposed to include elements ofproject technology in Basics of life safety classes, which allow the teacher to organize the work in the lessons in such a way as to involve

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.