Библиографический список
1. Интеллект-карты по химии. URL: https://znanija.com/task/39529322 (дата обращения 01.04.2022).
2. Интеллект-карта как способ принятия важных решений: MIND MAP по-русски. URL: http://www.iatnlp.ru (дата обращения: 01.04.2022).
3. Пурер Н. А., Минькина В. А., Неумоина Н. Г. Применение интеллектуальных карт для формирования творческого мышления обучающихся // Научное обозрение, 2019. № 3. С. 10-114.
4. Тест креативности Торренса. URL: http://mrc.kpk1.ru/images/stories/news/2014/torrens.pdf (дата обращения: 01.04.2022).
5. Тест креативности Н. Вишняковой. URL: http://www.miu.by/kaf_new/mpp/151.pdf (дата обращения: 01.04.2022). © Комарова Д. М., Чаптыкова О. Ю., 2022
УДК 37.018.2
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» У ВОСЬМИКЛАССНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗДЕЛУ «ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»
Лобач Михаил Александрович,
студент
Чичинина Светлана Викторовна,
кандидат биологических наук, доцент кафедры физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (Абакан)
В статье рассматривается возможность формирования предметных результатов на уроках ОБЖ через проектную деятельность. Показана важность достижения образовательных результатов, как предметных, так и метапредметных и личностных, в рамках каждого школьного предмета, в том числе ОБЖ, на ступени основного общего образования. Проведена диагностика предметных знаний по ОБЖ у восьмиклассников, выявлены обучающиеся с недостаточным и низким уровнями сформированности предметных результатов. Предложено включить в занятия по ОБЖ элементы проектной технологии, которые позволяют учителю организовать работу на уроках таким образом, чтобы задействовать в ней каждого обучающегося, что является важным аспектом для равномерности формирования предметных результатов и повышения интереса обучающихся к предмету ОБЖ.
Ключевые слова: предметные результаты, проектная деятельность, проектные технологии, безопасность, восьмиклассники, предмет ОБЖ.
FORMATION OF SUBJECT RESULTS IN THE LESSONS OF BASIS OF LIFE SAFETY FOR THE 8th GRADE STUDENTS THROUGH THE PROJECT ACTIVITIES BY THE SECTION «BASICS OF INTEGRATED SAFETY»
Lobach Mikhail Alexandrovich,
student
Chichinina Svetlana Viktorovna,
Ph.D. in Biology, Associate Professor of the Physical Culture, Sports and Life Safety Department
Katanov Khakass State University (Abakan)
The article considers the possibility offorming subject results in the lessons of Basics of life safety through project activities. The importance of achieving educational results, both subject and meta-subject and personal, within the framework of each school subject, including Basics of life safety at the stage of basic general education, is shown. Diagnostics of the subject knowledge in Basics of life safety in 8th grade students is carried out, students with insufficient and low levels offormation of subject results are identified. It is proposed to include elements ofproject technology in Basics of life safety classes, which allow the teacher to organize the work in the lessons in such a way as to involve
each student in the work in the lesson, which is an important aspect for the uniformity of the formation of subject results and increase students' interest in Basics of life safety subject.
Key words: subject results, project activity, project technologies, safety, eighth graders, the subject of Basics of life safety.
В настоящее время в числе образовательных результатов выделяют личностные, предметные и метапредметные. Учителю недостаточно просто передать обучающемуся знания и сформировать умения, необходимо воспитать всесторонне развитую личность, способную к принятию решений в стандартных и нестандартных ситуациях, готовую к успешной коммуникации, владеющую информационными компетенциями, способную к анализу и самоанализу, самоопределению. Достижение образовательных результатов, как предметных, так и метапредметных и личностных, должно осуществляться в рамках каждого школьного предмета, в том числе ОБЖ, поскольку требования современного Федерального государственного образовательного стандарта указывают на комплексное формирование личности в рамках системно-деятельностного подхода. Кроме того, актуальность и востребованность «Основ безопасности жизнедеятельности» как школьного предмета и как научного направления сегодня не вызывает сомнений, о чём свидетельствует увеличивающееся количество исследовательских работ по этой тематике. Учитывая преемственность в современном образовании, отметим важность достижения предметных результатов по ОБЖ на каждой ступени образования, в том числе на ступени основного общего образования. В числе предметных результатов по ОБЖ на этой ступени выделяют: понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека; понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества; формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью; формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной
позиции; знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; умение оказать первую помощь пострадавшим; умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления и так далее [4].
В связи с вышеизложенным целью данного исследования явилось выявление возможности формирования предметных результатов по разделу «Обеспечение личной безопасности» у обучающихся 8-го класса через проектную деятельность на уроках ОБЖ.
Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ № 24» г. Абакана. В диагностике принимали участие 22 подростка (13 девочек, 9 мальчиков) - обучающиеся 8-го класса; возраст испытуемых на момент проведения диагностики составлял 13-14 лет.
Для определения уровня сформированности предметных знаний по ОБЖ проведено тестирование, которое предполагает выявление уровня знаний на конец 8-го класса основной школы (по программе А. Т. Смирнова, Б. О. Хренникова). Тест состоит из 25 вопросов закрытого типа с выбором единственного верного ответа. На выполнение тестирования было дано 25 минут. По окончании выполнения индивидуальные листы обучающихся были собраны и обработаны.
По результатам проведённого тестирования 1 человек (5 %) получил оценку «2», 6 человек (27 %) - оценку «3», 11 человек (50 %) -оценку «4», 4 человека (18 %) - оценку «5» (рис.). Таким образом, были выявлены обучающиеся с недостаточным и низким уровнями сформированности предметных результатов. Обучающиеся, показавшие высокие результаты, характеризуются высокой успеваемостью как по предмету ОБЖ, так и по другим пред-
Оценка "2": 1
Уровни сформированности предметных знаний по ОБЖу обучающихся 8 класса МБОУ «СОШ № 24»
г. Абакана
метам, посещают дополнительные занятия и кружки, в том числе, в рамках внеурочной деятельности по ОБЖ. Наибольшее затруднение у обучающихся вызвали вопросы, ориентированные на знания терминологии (например, соотнесение с определением названия опасных природных явлений: смерч, ураган и так далее), предполагающие наличие межпредметных связей (например, со знаниями географии определённых территорий), а также вопросы, ориентированные на выбор верного варианта поведения в случае опасности. Следует отметить, что предметные результаты по ОБЖ не ограничиваются знаниями, а потому необходимы дополнительные диагностики предметных умений, однако для коррекции выявленной в ходе диагностики ситуации, улучшения предметных результатов и повышения интереса обучающихся к предмету мы предлагаем включить в занятия по ОБЖ элементы проектной технологии.
Метод проектов - это система обучения, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развитие их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значи-
мость. Метод проектов является исследовательским методом, способным сформировать у учащегося опыт творческой деятельности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках, вне деятельности интересы и потребности не возникают [1].
Вовлечение учащихся в проектную деятельность происходит постепенно. Как показывает опыт проектной деятельности разных школ, интерес к такой в значительной степени самостоятельной работе появляется в основном звене школы. Подростки обладают достаточными знаниями, опытом исследовательской работы, владеют навыками использования компьютера для поиска информации и оформления письменной части проекта. Они обладают необходимыми волевыми качествами, чтобы преодолевать возникающие трудности и не утрачивать интерес к длительной работе, способны не терять из поля зрения значимую цель.
Кроме того, проектная деятельность позволяет удовлетворить важные потребности подростков, учесть их психологические особенности и минимизировать отрицательные проявления подросткового кризиса.
Учебные проекты готовятся и защищаются в рамках школьных предметов, их тематика
привязана к темам, изучаемым в ходе учебных курсов. Роль учителя здесь весьма значительна, хотя основную работу всё же учащийся выполняет самостоятельно. Основная помощь взрослого необходима на этапе осмысления проблемы (постановка проблемной ситуации) и формулирования цели.
Таким образом, применение метода учебных проектов на уроках ОБЖ в настоящее время реализуется педагогами-практиками для достижения как предметных, так и личностных и метапредметных образовательных результатов; обусловлено относительной простотой применения учебных проектов в рамках классно-урочной системы в сочетании с эффективностью этого метода для достижения поставленных целей и задач. Исследовательская деятельность обучающихся при выполнении учебного проекта стимулирует развитие творческих способностей, умений видеть нестандартные решения, скрытые взаимосвязи в структуре объектов, что является важным результатом при обучении на уроках ОБЖ безопасному поведению [2].
Согласно Примерной программе основного общего образования учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в основной школе с 5 по 9 класс, а также на ступени старшей школы в 10-11 классах. На
изучение предмета ОБЖ отводится 1 час в неделю (34 часа в год). В числе необходимых образовательных результатов освоения программы 8-го класса по ОБЖ можно назвать: умение предвидеть потенциальные опасности и проектировать свои действия в ситуации опасности для жизни и здоровья; умение ориентироваться в опасной ситуации с нестандартными условиями и так далее. Это свидетельствует о важности развития творческого, нестандартного мышления [3].
Нами предложена система формирования предметных результатов по разделу «Обеспечение личной безопасности» у обучающихся 8-го класса МБОУ «СОШ № 24» г. Абакана через проектную деятельность на уроках ОБЖ (таблица 1), разработанная с учётом учебного плана по ОБЖ, возрастных особенностей обучающихся и результатов диагностики предметных результатов.
Из раздела «Основы комплексной безопасности» учебного плана по ОБЖ для 8-го класса были выбраны 5 тем, по которым можно провести уроки с применением метода учебных проектов. На уроках на этапе интеллектуально-преобразовательной деятельности обучающимся предлагается разработать проекты определённого направления.
Система формирования предметных результатов по разделу «Основы комплексной безопасности» у обучающихся 8-го класса МБОУ «СОШ № 24» г. Абакана через проектную деятельность на уроках ОБЖ
Тема Вид проекта Продукт проекта Предметные результаты, формируемые занятием
Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия Мини-проект Веб-квест Знания, умения, владения безопасного поведения при пожарах
Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей Краткосрочный проект Фильм Знания, умения, владения безопасного поведения на дороге
Безопасный отдых на водоёмах Краткосрочный проект Памятка Знания, умения, владения безопасного поведения на водоёмах
Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке Мини-проект Шпаргалка Знания, умения, владения безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке
Велосипедист - водитель транспортного средства Мини-проект Презентация Знания, умения, владения безопасного поведения при езде на велосипеде
Обучающиеся формулируют проблему, ставят задачи, работают над проектами самостоятельно. Обязательным условием является публичная защита продуктов проектов, реализуемая в случае мини-проектов - на том же уроке, в случае краткосрочных проектов - на следующем уроке или через урок. Перед началом работы над проектами учитель обязательно знакомит обучающихся с критериями оценки продуктов и требованиями к организации работы над проектом, оказывает необходимую помощь обучающимся на отдельных этапах работы над проектами.
Например, при изучении темы «Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия» обучающимся предлагается разработать веб-квест, отражающий причины возникновения пожаров, способы профилакти-
ки пожаров, правила безопасного поведения при пожарах и меры обеспечения пожарной безопасности. Каждый обучающийся принимает непосредственное участие в работе над проектом, участвует в отборе и анализе информации, составлении презентаций - таким образом достигается более эффективное формирование предметных знаний, умений, владений для каждого обучающегося.
Итак, метод проектов позволяет учителю организовать работу на уроках таким образом, чтобы задействовать каждого обучающегося, что является важным аспектом для равномерности формирования предметных результатов у них. Нами предложена модель формирования предметных результатов обучающихся через применение проектной деятельности на уроках ОБЖ.
Библиографический список
1. Исамова П. Ш. Метод проектов как способ развития творческих способностей студентов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 3-1. URL: https://cyberlemnka.ru/article/n/metod-proektov-kak-sposob-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-studentov (дата обращения: 08.04.2022).
2. Силакова О. В., Спицына Т. А. Методическая подготовка бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности к осуществлению проектной деятельности со школьниками // МНКО. 2016. № 6 (61). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskaya-podgotovka-bakalavrov-obrazovaniya-v-oblasti-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-k-osuschestvleniyu-proektaoy (дата обращения: 08.04.2022).
3. Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: учебник / под общ. редакцией А. Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2019. 208 с.
4. Чичинина С. В., Хапалова Е. А. Формирование предметных результатов обучения по основам безопасности жизнедеятельности у обучающихся через методические приёмы инновационных педагогических технологий // Современные наукоёмкие технологии. 2020. № 7. С. 220-224. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38163 (дата обращения: 08.04.2022).
© Лобач М. А., Чичинина С. В., 2022