Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-ГО КЛАССА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА ЧЕРЕЗ МЕТОДЫ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

РАЗВИТИЕ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-ГО КЛАССА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА ЧЕРЕЗ МЕТОДЫ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЬ / МЫШЛЕНИЕ / РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА / МЕТОДЫ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ / УРОКИ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чичинина Светлана Викторовна, Белова Жанна Ивановна

В статье рассматривается роль процессов мышления и речи в обучении, их взаимосвязь с различными психическими процессами. Овладение речемыслительной детальностью является необходимым условием для всестороннего развития обучающегося, особенно с проблемами слуха. Разработана модель реализации развития речемыслительной деятельности у обучающихся 7-го класса с нарушениями слуха через методы кейс-технологии на уроках по основам безопасности жизнедеятельности. Использование данных методов на указанных уроках через активное общение, анализ возможных причин и источников возникновения опасных ситуаций, правил поведения в условиях чрезвычайных ситуаций позволит активизировать мыслительную деятельность в процессе решения кейса, развить мышление, процесс овладения понятиями, суждениями, умозаключениями, сформировать способность принимать решения и нести ответственность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SPEECH-THINKING ACTIVITY AT 7TH GRADE STUDENTS WITH HEARING IMPAIRMENTS THROUGH CASE TECHNOLOGY METHODS AT THE LESSONS ON THE BASICS OF LIFE SAFETY

The article examines the role of the processes of thinking and speech in learning, their relationship with various mental processes. Mastering verbal and mental detail is a prerequisite for the comprehensive development of a student, especially with hearing problems. A model for the implementation of the development of speech-thinking activity in 7th grade students with hearing impairments through the methods of case technology in the lessons of life safety was developed. The use of these methods at the lessons on the basics of life safety through active communication, analysis of possible causes and sources of hazardous situations, rules of behavior in emergency situations will allow to intensify mental activity in the process of solving the case, to develop thinking, the process of mastering concepts, judgments, inferences, to form the ability to make decisions and take responsibility.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-ГО КЛАССА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА ЧЕРЕЗ МЕТОДЫ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 376.3-053.5«465.13/.14»:[614/8/084+371.3]

РАЗВИТИЕ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-ГО КЛАССА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА ЧЕРЕЗ МЕТОДЫ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Чичинина Светлана Викторовна,

кандидат биологических наук, доцент кафедры физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

Белова Жанна Ивановна,

учитель начальных классов Школа-интернат для детей с нарушениями слуха (г. Абакан)

В статье рассматривается роль процессов мышления и речи в обучении, их взаимосвязь с различными психическими процессами. Овладение речемыслительной детальностью является необходимым условием для всестороннего развития обучающегося, особенно с проблемами слуха. Разработана модель реализации развития речемыслительной деятельности у обучающихся 7-го класса с нарушениями слуха через методы кейс-технологии на уроках по основам безопасности жизнедеятельности. Использование данных методов на указанных уроках через активное общение, анализ возможных причин и источников возникновения опасных ситуаций, правил поведения в условиях чрезвычайных ситуаций позволит активизировать мыслительную деятельность в процессе решения кейса, развить мышление, процесс овладения понятиями, суждениями, умозаключениями, сформировать способность принимать решения и нести ответственность.

Ключевые слова: речь, мышление, речемыслительная деятельность, обучающиеся с нарушением слуха, методы кейс-технологии, уроки по основам безопасности жизнедеятельности.

DEVELOPMENT OF SPEECH-THINKING ACTIVITY AT 7th GRADE STUDENTS WITH HEARING IMPAIRMENTS THROUGH CASE TECHNOLOGY METHODS AT THE LESSONS

ON THE BASICS OF LIFE SAFETY

Chichinina Svetlana Viktorovna,

PhD. in Biology, Associate Professor of the Physical Culture, Sports and Life Safety Department Katanov Khakass State University (Abakan)

Belova Zhanna Ivanovna,

Primary School Teacher Boarding school for children with hearing impairments (Abakan)

The article examines the role of the processes of thinking and speech in learning, their relationship with various mental processes. Mastering verbal and mental detail is a prerequisite for the comprehensive development of a student, especially with hearing problems. A model for the implementation of the development of speech-thinking activity in 7th grade students with hearing impairments through the methods of case technology in the lessons of life safety was developed. The use of these methods at the lessons on the basics of life safety through active communication, analysis ofpossible causes and sources of hazardous situations, rules of behavior in emergency situations will allow to intensify mental activity in the process of solving the case, to develop thinking, the process of mastering concepts, judgments, inferences, to form the ability to make decisions and take responsibility.

Key words: speech, thinking, speech-thinking activity, students with hearing impairments, methods of case technology, lessons on the basics of life safety.

Одной из важных психических функций человека является речь, в которой воплощается язык как система знаков, включающая слова с их значениями, словосочетания и предложения, а также правила построения разных типов высказываний на основе использования названных важнейших единиц языка. Любое высказывание представляет собой результат процесса мышле-

ния человека. В этом проявляется неразрывная связь языка и речи с мышлением. Без речи невозможна умственная деятельность человека. Мышление и речь, возникающие независимо друг от друга, в процессе развития ребёнка проявляются в качественно новом образовании, которое носит название «речевая деятельность» или «речевое мышление».

По мнению советского психолога Льва Семёновича Выготского, речемыслительная деятельность - это процесс обобщённого отражения сущностных характеристик, причинно-следственных связей между явлениями окружающей действительности, который совершается как опосредованная вербальная деятельность по овладению логическими операциями. Речемыслительная деятельность имеет тесную связь с различными психическими процессами и помогает лучше запоминать, а затем усваивать материал, а также способствует лучшему обучению, более стабильным формам знаний, навыков и способностей [1].

Овладение речемыслительной деятельностью является необходимым условием для всестороннего развития обучающегося, особенно с проблемами слуха. Вербальная речь способствует расширению познавательных способностей учащихся, обеспечению их постепенного перехода от зрительно-образного к вербально-логическому мышлению, оказанию значительного влияния на формирование всей личности ребёнка, развитию навыков общения, необходимых для «включения» ребёнка в общество [2].

Когда материал предоставляется обучающимся на слух, он направлен на развитие их речевых и умственных операций. Успешное обучение ребёнка с нарушениями слуха в общеобразовательном учреждении зависит не только от усвоения им объёма знаний, но и от его умения общаться с другими: слушать и понимать речь окружающих, моделировать коммуникативную ситуацию в соответствии с определёнными целями и задачами, ориентироваться на партнёра по общению, последовательно излагать свои мысли [3].

В настоящее время становится актуальным создание эффективных условий обучения и воспитания для детей с нарушениями слуха и речи. Для развития интеллектуальных, творческих и нравственных способностей таких школьников необходимым условием является применение инновационных педагогических

технологий, среди которых особое место занимает кейс-технология. В связи со сказанным целью данного исследования явилась разработка методического сопровождения уроков по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) с применением методов кейс-технологии для развития речемыслительной деятельности обучающихся 7-го класса, имеющих нарушения слуха.

Исследование проводилось на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Хакасия «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха». Предметом деятельности школы-интерната является оказание образовательных услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по адаптированным основным общеобразовательным программам, а также содержание, уход и абилитация обучающихся, имеющих нарушения слуха.

В исследовании приняли участие 11 человек. Учащиеся данного класса имеют снижение слуха 1-11 степени, общее недоразвитие речи. Все учащиеся слухопротезированы. Два ученика кохлеарно имплантированы.

Для определения уровня развития речемыс-лительной деятельности была проведена диагностика с помощью методики исследования словесно-логического мышления «Словесные субтесты», разработанной немецким психологом Рудольфом Амтхауэром в 1955 году (см., например: [4]). Созданный Р. Амтхауэром тест структуры интеллекта получил название в честь его имени. Данный тест состоит из девяти субтестов, которые применяются для оценки речевых и математических способностей ребёнка, его пространственного воображения и памяти и рассчитаны на групповое применение для детей от 12 лет и выше.

В 80-е годы прошлого столетия литовская исследовательница Э. Ф. Замбацявичене разработала словесные субтесты, адаптированные для литовских школьников [5]. Они подготов-

лены по тому же принципу, который был использован Р. Амтхауэром, и представляют собой четыре словесных субтеста, пригодных для диагностики уровня умственного развития детей. Эти субтесты составлены на основе первых четырёх вербальных субтестов тестового комплекса немецкого учёного. Нужно особо отметить то, что свою методику Э. Ф. Замбацявичене применяла для обследования учащихся литовских школ, но «на российской русскоговорящей выборке данная методика процедуры адаптации, апробации и стандартизации не проходила»[6].

В конце этого же десятилетия исследователи Л. И. Переслени, Е. М. Мастюкова и Л. Ф. Чупров, на основе накопленных ими репрезентативных данных, адаптировали методику Э. Ф. Замбацявичене. Эти учёные-психологи создали полный вариант методики, а Л. И. Переслени и Л. Ф. Чупров - краткий вариант для проведения экспресс-диагностики [7]. Данные варианты отличаются от субтестов Э. Ф. Замбацявичене видоизменённой процедурой обследования, а также способом оценки результатов выполнения заданий. Кроме того, авторы краткого варианта произвели замену заданий исходного варианта, требующих знаний регионального характера. В адаптированную методику вошли четыре субтеста по десять проб в каждом. Обработка индивидуальных данных включает подсчёт суммы баллов для каждого субтеста в отдельности.

Вернёмся к проведённому нами исследованию и его результатам. На основе анализа полученных результатов мы выделили второй, третий и четвёртый уровни словесно-логического мышления. Этим типом мышления, соответствующим II уровню, характеризуются около трети обучающихся (36,4 %). В данную группу попали дети, у которых возникали трудности в классификации, имелись сложности в абстрагировании. С заданиями третьего уровня справились 36,4 % школьников, и 27,2 % испытуемых показали IV уровень мышления.

Следовательно, 63,6 % (третий и четвёртый уровни) исследуемых обучающихся 7-го класса благополучно справились с заданиями, что говорит о хороших мыслительных операциях, хорошо развитой речемыслительной деятельности. В то же время 36,4 % школьников (второй уровень) испытывают затруднения, имеют низкий объём памяти, у них наблюдаются неустойчивость и медленная переключаемость внимания, то есть проблемы со слухом сказываются на развитии процессов мышления и речи. Следовательно, возникает необходимость внедрения новых методов работы с детьми, имеющими нарушения слуха. Возникшую проблему, на наш взгляд, можно решить путём применения на уроках ОБЖ инновационных педагогических технологий, в частности кейс-технологии.

В настоящее время в общедоступных источниках отсутствуют кейсы, которые были бы направлены исключительно на развитие речевых и мыслительных процессов на уроках ОБЖ. Как правило, кейсы для развития ре-чемыслительной деятельности применяются в рамках преподавания русского и иностранного языков и литературы [8; 9]. Однако сущность кейсов, которые можно было бы использовать на уроках ОБЖ, такова, что их применение в любом случае будет способствовать развитию мышления и речи детей, так как предполагает и активное общение, и активизацию мыслительной деятельности в процессе решения ими кейса. На уроках ОБЖ, как мы думаем, наиболее эффективно применять такие методы кейс-технологии, как ситуационные задачи, анализ конкретных ситуаций, ролевые игры, ситуационные задания и др.

Для создания модели внедрения методов кейс-технологии в образовательный процесс по ОБЖ в 7-м классе ГБОУ РХ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» нами были выбраны такие темы данного курса, которые, как полагаем, наиболее важны с точки зрения практических потребно-

стей обучающегося для обеспечения его безопасности. Речь идёт об обеспечении безопасности детей при автономном существовании в природе, встрече с дикими животными; оказании первой помощи, умении выявлять признаки опасных природных явлений и выстраивать своё безопасное поведение, предвидеть и прогнозировать опасность.

Поскольку методы кейс-технологии предполагают активизацию мышления, критическую оценку и осмысление ситуации обучающимся, проговаривание во внешней речи, анализ, то мы предполагаем достичь предметных и метапредметных образовательных результатов, а именно: развития способности сравнивать изучаемые предметы и явления, выявлять причинно-следственные связи, проводить анализ, синтез, обобщать полученные знания и встраивать новое знание в систему сложившихся знаний, то есть всего того, что влияет на принятие решений в ситуациях неопределённости и в чрезвычайных ситуациях [10].

Для достижения указанных выше результатов обучения на занятиях по ОБЖ нами была разработана модель реализации развития ре-чемыслительной деятельности у обучающихся 7-го класса ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха» через методы кейс-технологии на уроках ОБЖ, которая предложена ниже (см. рис.).

В предложенную модель включены темы уроков по ОБЖ, указанные в календарно-тематическом планировании для 7-го класса. Из учебного плана были выбраны семь уроков, на которых предлагается использование методов ситуационного анализа кейс-технологии, таких как: анализ конкретных ситуаций, ситуационные упражнения, ситуационные задачи. Данные кейсы представлены в виде кейс-иллюстрации и кейс-фото.

Рассмотрим пример урока по теме «Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения», основной задачей которого является формирование понятия о природном

пожаре, выявление основных причин их возникновения и возможные последствия от их разрушающего и губительного действия. На данном уроке наиболее актуально применение такого метода кейс-технологии, как ситуационная задача, и его вида - кейс-иллюстрации.

Урок является открытием нового знания. Учитель выдаёт обучающимся кейсы, в которых находятся иллюстрации на пожарную тематику, и раздаточный материал для проведения рефлексии. Формой работы на уроке является индивидуально-групповая. Дети на этапе учебно-познавательной деятельности изучают кейсы, полученную информацию записывают в тетрадь.

Кейс состоит из двух заданий.

Задание 1. Виды природных пожаров. Для его выполнения ученики делятся на две группы, каждой группе даётся кейс, в котором лежат иллюстрации по видам природных пожаров. Задача обучающихся состоит в сопоставлении иллюстраций с разными видами природного пожара (лесной, степной, торфяной и ландшафтный). На работу с иллюстрациями отводится 10 мин. По результатам выполнения задания происходит обсуждение с учениками, им задаются фронтальные вопросы по выполненному сопоставлению.

Задание 2. Причины возникновения природных пожаров. Для выполнения этого задания класс распределяется по парам. В кейсе каждой группы находится ситуационная задача, ученикам необходимо прочитать задачу и выбрать из предложенных иллюстраций ту, в которой описана причина (или причины) природного пожара. Время работы над выполнением задания также 10 мин.

Ниже предлагаем примеры ситуационных задач.

Ситуационная задача 1. Вы находитесь в лесу с друзьями. Погода жаркая, на небе ни тучки. По пути вам встречается группа людей, отдыхающих на полянке в лесу, они играют в

футбол, жарят шашлыки и веселятся. Вы проходите мимо них, гуляете по лесу и спустя некоторое время видите дым и языки пламени на месте, где отдыхали люди. Как вы думаете, какова причина пожара?

Ситуационная задача 2. Вы с родственниками приехали на дачу. Ваши соседи осенью не убрали сухую траву на участке, поэтому там образовалась большая куча из сухой травы, веток и мусора. На улице светит солнышко, пахнет весной. И вдруг вы чувствуете запах дыма. Вы подходите к забору и видите, что на участке соседей горит куча с сухим мусором. Как вы думаете, какова причина произошедшего пожара?

Ситуационная задача 3. Вы находитесь в школе, на уроке, и наблюдаете через окно, что двое маленьких детей играют на улице, рядом с ними загорелись сухие листва и трава. На улице дует ветерок. Трава загорелась, приехали пожарные подразделения. Как вы думаете, по какой причине загорелась трава?

Ситуационная задача 4. На улице пасмурно и гремит гром. Началась гроза. Рядом с вашим домом находится одиноко стоящее дерево. И вдруг дерево загорелось. Как вы думаете, по какой причине могло загореться дерево?

Ситуационная задача 5. Четверо друзей, отдыхая на природе, разожгли костёр для приготовления пищи. Топливо для костра закончилось, и все ушли за хворостом. По возвращении к месту отдыха ребята обнаружили, что костёр разгорелся и начался пожар. Как вы думаете, какую ошибку допустили ребята? Из-за чего произошёл пожар?

После выполнения этих заданий происходит обсуждение полученных вариантов ответов. Заключительным этапом урока является заполнение схемы о причинах возникновения пожаров. Цель выполнения задания - закрепление изученного материала. С целью меньших затрат времени на работу она проводится на предварительно заготовленном раздаточном материале.

Модель развития речемыслительной деятельности на уроках ОБЖ через методы кейс-технологий у обучающихся 7-го класса, имеющих нарушения слуха

Приведённый пример разработанного нами урока будет способствовать: усвоению учащимися новой информации; повышению уровня их коммуникативных навыков; развитию у детей умений работы с текстом, обобщать информацию, анализировать разнообразные ситуации, выстраивать причинно-следственные связи между сопоставляемыми явлениями и ситуациями.

Таким образом, в настоящее время в системе образования для обучающихся является важным появление возможности в усвоении содержания образования. Важную роль в этом играет развитие мышления, развитие речевых и мыслительных способностей, особенно у обучающихся с нарушениями слуха. Методы

кейс-технологии, по нашему мнению, являются одними из лучших инновационных педагогических технологий. Особое значение они имеют для преподавания предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Их творческое применение позволяет обучающимся в процессе учебной деятельности усвоить нормы и правила безопасного поведения дома, на улице, в школе, на природе, в обществе. От того, насколько развиты мышление подростка, его способности выполнять мыслительные операции, осуществлять выбор, совершать обдуманные действия и нести ответственность за принятые решения, зависит его собственная безопасность, а также безопасность окружающих его людей.

Библиографический список

1. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 4. Детская психология / под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984 // Научная педагогическая электронная библиотека [сайт]. 2014. URL: http://eHb.gnpbu.ru/text/vygotsky_ss-v-6tt_t4_1984/ (дата обращения: 18.12.2021).

2. Захарова Л. Н., Черкасов В. А. Особенности формирования и современные технологии обучения эффективной речемыс-лительной деятельности учащихся как основа формирования языковой компетенции // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы III Международной научной конференции, Краснодар, 20-23 августа 2017 года. Краснодар: Новация, 2017. С. 21-24.

3. Байдина Ю. Э., Труфанова Г. К. Особенности речевого развития детей с нарушениями слуха // Science Time. 2016. № 5 (29). С. 43-47.

4. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. 3-е изд., перераб. и доп. СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. 672 с.

5. Замбацявичене Э. Ф. К разработке стандартизованной методики для определения уровня умственного развития нормальных и аномальных детей // Дефектология. 1984. № 1. С. 28-34.

6. Сабанин П. В., Чупров Л. Ф. Стандартизованной методике (тесту) Е. Ф. Замбацявичене 30 лет // «PEM: Psychology. Educology. Medicine». 2014. № 1. С. 1-10.

7. Переслени Л. И., Мастюкова Е. М., Чупров Л. Ф. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников: учебно-методическое пособие. Абакан, 1990. 67 с.

8. Землинская Т. Е., Ферсман Н. Г. Использование интерактивных методов в обучении иностранному языку в контексте межкультурной коммуникации // Общество. Среда. Развитие. 2013. № 2 (27). С. 193-196.

9. Ухова Л. В. Использование кейс-технологии в практике преподавания русского языка как иностранного // Ярославский педагогический вестник. 2014. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/ispolzovanie-keys-tehnologii-v-praktike-prepodavaniya-russkogo-yazyka-kak-inostrannogo (дата обращения: 18.12.2021).

10. Галоян Г. С., Ищенко Т. Н., Мухаметрахимова О. С. Развитие мышления обучающихся как средство безопасного поведения // Интерактивная наука. 2016. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-myshleniya-obuchayuschihsya-kak-sredstvo-bezopasnogo-povedeniya (дата обращения: 18.12.2021).

© Чичинина С. В., Белова Ж. И., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.