Научная статья на тему 'Развитие памяти и мышления у учащихся с нарушением слуха на уроках географии'

Развитие памяти и мышления у учащихся с нарушением слуха на уроках географии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
активные методы / дети с нарушением слуха / развитие памяти и мышления / познавательная деятельность. / active methods / children with hearing impairment / memory and thinking development / cognitive activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ляйс О.А.

В статье представлены общие принципы и правила коррекционной работы с детьми с нарушением слуха в условиях обновлённого содержания. Определены активные методы развития памяти и мышления на уроках географии. Описаны некоторые авторские приёмы активизации познавательной деятельности учащихся специальной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of memory and thinking in students with hearing impairment at Geography lessons

The article presents main principles and rules for the correctional work with children with hearing impairment in conditions of the updated education. In the article active methods for memory and thinking development at Geography lessons are determined. The article comprises some author’s methods of enhancing the children’s cognitive activity in a special school.

Текст научной работы на тему «Развитие памяти и мышления у учащихся с нарушением слуха на уроках географии»

и

УДК 376.3 ГРНТИ 14.29.27

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ И МЫШЛЕНИЯ

У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Андатпа

Ма^алада есту кабшеп б^зылган балалармен TY3eTy ж^мыстарыньщ жалпы принциптерi мен ережелерi берiлген. Жацартылган бтм мазм^ны аясында география саба^тарында есте са^тау мен ойлауды дамытудыц белсендi эдiстерi аньщталады. Арнайы мектеп окушыларыныц танымдык, белсен-дiлiгiн арттырудыц кейбiр авторлык, эдiстерi си-патталган.

Аннотация

В статье представлены общие принципы и правила коррекционной работы с детьми с нарушением слуха в условиях обновлённого содержания. Определены активные методы развития памяти и мышления на уроках географии. Описаны некоторые авторские приёмы активизации познавательной деятельности учащихся специальной школы.

Annotation.

The article presents main principles and rules for the correctional work with children with hearing impairment in conditions of the updated education. In the article active methods for memory and thinking t* development at Geography lessons are determined. The к article comprises some author's methods of enhancing g the children's cognitive activity in a special school.

ro w

о Общие принципы и правила коррекционной рабо-

^

S ты:

1-4

1.Индивидуальный подход к каждому ученику. § 2.Предотвращение наступления утомления, ис-

и пользуя для этого разнообразные средства (чередо-

н

вание умственной и практической деятельности, § преподнесение материала небольшими дозами, ис-

Рч

о пользование интересного и красочного дидактичес-н кого материала и средств наглядности).

З.Использование методов, активизирующих по-

Ляйс О.А.,

учитель географии, эксперт высшего уровня квалификации, Костанайский специальный комплекс «детский сад-школа интернат» для детей с особыми образовательными потребностями, г. Костанай

Нег1зг1 свздер: белсенд1 эд1-стер, есту цабтет1 б^зылган балалар, есте сацтау мен ойлауды дамыту,танымдъщ цызметь

Ключевые слова: активные методы, дети с нарушением слуха, развитие памяти и мышления, познавательная деятельность.

Keywords: active methods, children with hearing impairment, memory and thinking development, cognitive activity.

знавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

4.Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Эффективными приемами коррекцион-ного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:

• игровые ситуации;

• дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;

• игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

• психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

У большинства учеников отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения являются одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-раз-вивающего процесса в работе учителя.

Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои

способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Задача школы - подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

Традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

Познавательная активность есть качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время.

Одним из основных принципов обучения в общей и специальной педагогике является принцип сознательности и активности учащихся. Согласно этому принципу «обучение эффективно только тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами обучения». Одной из особенностей учащихся с проблемами в развитии является недостаточный уровень активности всех психических процессов. Активность является одной из важнейших характеристик всех психических процессов, во многом определяющая успешность их протекания. Повышение уровня активности восприятия, памяти, мышления способствует большей эффективности познавательной деятельности в целом.

При подборе содержания занятий для учащихся необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если

*

К х

<с т о

го

£ РЧ

О *

и

О §

X X ш Е-

к *

х

рц

О ш Е-

и

оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Следующим очень важным средством активизации учения являются методы и приемы обучения. Именно через использование тех или иных методов реализуется содержание обучения.

Классификация методов:

• объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);

• репродуктивный;

• частично поисковый (эвристический);

• проблемное изложение;

• исследовательский.

Три группы методов:

• методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.); практические (упражнения, трудовые действия и д.р.); репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному), методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;

• методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления

§ учебной деятельности с целью психологи-

Д о о /— \

<С ческой настройки, побуждения к учению),

о методы стимулирования и мотивации дол-

оч га и ответственности в учении;

о • методы контроля и самоконтроля за

К эффективностью учебно-познавательной

§ деятельности: методы устного контроля и

§ самоконтроля, методы письменного кон-

м троля и самоконтроля.

К Наиболее приемлемыми методами в

К практической работе учителя с учащимися

о считаю объяснительно-иллюстративный,

н репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-ком-

муникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.

Группа поисково-исследовательских методов предоставляет наибольшие возможности для формирования у учащихся познавательной активности, но для реализации методов проблемного обучения необходим достаточно высокий уровень сформированности у учащихся умения пользоваться предоставляемой им информацией, умения самостоятельно искать пути решения поставленной задачи. Активные методы обучения, игровые методы - очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях.

Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит, надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы, что важно для школьников с нарушениями речи и слуха. Формой организации совместной деятельности учителя и учащихся является урок. В ходе урока я использую различные методы и приемы обучения, подбирая наиболее соответствующие содержанию обучения и познавательным возможностям учащихся, способствуя тем самым активизации их познавательной деятельности.

Для активизации деятельности учащихся с нарушением слуха я использую следующие активные методы и приёмы обучения:

1.Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой - минус; круги разного цвета по звукам, карточки с

буквами). Дети выполняют задание либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

2.Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т.д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.

3.Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).

Данный приём можно использовать в конце изучения темы - для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала - для оказания помощи при выполнении заданий.

4.Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.

5.Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.

Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия учителя с другими участниками образовательного про-

цесса.

Использование программы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают моти-вационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

6.Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

7.Активные методы рефлексии.

Слово рефлексия происходит от латинского «геАехюг» - обращение назад. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. В современной педагогической науке под

к х

<С т о

го

£ РЧ

О *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и

О §

X X ш Е-

к *

х

рц

О ш Е-

X

<с т о

го £

РЧ

О *

1-4

о ч о

X X ш Е-

к ^

к

рц

о

ш Е-

рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.

В педагогической литературе существует следующая классификация видов рефлексии:

1)рефлексия настроения и эмоционального состояния;

2)рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);

3)рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные).

Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно.

При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.

На занятиях при работе с детьми с нарушением слуха наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Широко используется приём с различными цветовыми изображениями.

У учащихся две карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Учитель должен обязательно уточнить изменения настроения ребёнка в ходе занятия. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.

«Дерево чувств» - учащимся предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущают

дискомфорт.

«Море радости» и «Море грусти» - пусти свой кораблик в море по своему настроению.

Рефлексия окончания занятия. Наиболее удачным на сегодняшний момент считается обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т.д.), помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.

Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся. Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой предохраняет от переутомления и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.

В настоящее время актуальной проблемой является подготовка школьников к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях, в связи с чем возникла потребность в изменении целей и задач коррекционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Важное место в учебном процессе, который я осуществляю, занимает коррекцион-но-развивающая модель обучения, которая обеспечивает школьников комплексными

^^^^^^^^^^^^^^^^ Педагогическая

знаниями, выполняющими развивающую функцию.

Принцип развития и коррекции высших психических функций предполагает организацию обучения таким образом, чтобы в ходе каждого урока упражнялись и развивались различные психические процессы. Для этого включаю в содержание урока специальные коррекционные упражнения: для развития зрительного внимания, вербальной памяти, двигательной памяти, слухового восприятия, аналитико-синтети-ческой деятельности, мышления и пр. Например,

• на концентрацию внимания даю задание «Не пропусти ошибку»;

• на словесно-логическое обобщение -«Какое время года описано в тексте, как это определили?» (животное, дерево и т.п.);

• на слуховое восприятие - «Исправь неправильное утверждение».

Принцип мотивации к учению заключается в том, что задания, упражнения и пр. должны быть интересны ученику. Вся организация обучения ориентирована на добровольное включение ученика в деятельность. Для этого даю творческие и проблемные задания, но соответствующие возможностям ребёнка.

Устойчивый интерес к учебной деятельности у умственно отсталых школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов.

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов, поэтому здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности,

аука и практика ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ так и во внеклассной работе.

Т-Ч V V-»

В своей практической деятельности обеспечиваю укрепление психического здоровья учащихся, используя:

• Методы предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей (Разминка во время напряженной интеллектуальной деятельности, ритмическая гимнастика).

• Упражнения на снятие нервного напряжения у детей («Воздушный шар», «Любопытная Варвара» (расслабление мышц шеи), «Лимон» (расслабление мышц рук), «Сосулька» (быстрое снятие сильного эмоционального и физического напряжения), «Тишина» (расслабление всего организма), «Бубенчик», «Задуй свечу», «Летний денек», «Муха»).

• Упражнения на развитие эмоциональной сферы («Шалтай-Болтай», «Релаксация», «Гимнастика», «Хорошее настроение», «Споем», «Поссорились два петушка», «Иголка и нитка».

ЛИТЕРАТУРА:

1. Королева И.В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста / И.В. Королева.-Санкт-Петербург: Каро, 2005. -288 с.

2.Мурзаев Э.М. География в названиях. - М., 1982.

3.Психология глухих детей / под ред. к И.М. Соловьева [и др.]. - М.: Педагогика, <С 1971. о

со

4.Речицкая Е.Г. Сурдопедагогика: учеб- он ник для студ. высш. пед. учеб. заведений ^ / под ред. Е. Г. Речицкой. - М.: Гуманитар. К изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 655 с. §

5.Специальная психология / под ред. § В.И. Лубовского. - М.: Академия, 2003. м

6.Богданова Т.Г. Сурдопсихология. к Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. к заведений. - М.: Академия, 2002. - 106 с. о

7.http://www.ЫЫюfond.ra / (дата обра- н щения: 10.10.2021г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.