Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ДЕТЬМИ ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНЫХ (СМЕШАННЫХ КЛАССОВ)'

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ДЕТЬМИ ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНЫХ (СМЕШАННЫХ КЛАССОВ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1160
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шапорова Елена Валерьевна

Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях инклюзивного типа, расположенных по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в специализированные учреждения, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися сверстниками, и таким образом способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество. Данная статья представляет собой перечень и пример используемых практических приемов и методов, применяемых в работе ГБОУ Школа № 853 в работе с детьми с ОВЗ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шапорова Елена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ДЕТЬМИ ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНЫХ (СМЕШАННЫХ КЛАССОВ)»

УДК 376.1

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ДЕТЬМИ ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНЫХ (СМЕШАННЫХ КЛАССОВ)

Шапорова Е. В.

ГБОУ Школа № 853 (г.Зеленоград, Россия)

Аннотация. Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях инклюзивного типа, расположенных по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в специализированные учреждения, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися сверстниками, и таким образом способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество. Данная статья представляет собой перечень и пример используемых практических приемов и методов, применяемых в работе ГБОУ Школа № 853 в работе с детьми с ОВЗ.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время в России, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению детей в образовательных учреждениях с ограниченными

возможностями здоровья. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития, состояние здоровья которых препятствует освоению

образовательных программ без создания специальных условий обучения и воспитания.

Учителям начальных классов, одним из первых пришлось столкнуться с данной проблемой. Поэтому считаем актуальным осветить эту тему.

Из-за неоднородности состава учащихся разработаны варианты для каждой категории детей с ОВЗ. Вариант программы определяется на основании заключения ПМПК и реализуется с согласия родителей (законных

представителей). Обучение детей со статусом ОВЗ предполагает слаженную

работу нескольких специалистов в соответствии с рекомендациями ТПМПК (учителя, учителя-логопеда, сурдопедагога, педагога-психолога, социального педагога).

Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

В нашем образовательном учреждении, обучаются дети со статусом ОВЗ с задержкой психического развития, нарушением слуха, РАС, ТНР, ДЦП.

Все обучающиеся с данными категориями нарушений испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными

познавательными способностями,

специфическими расстройствами

психического развития, нарушениями в организации деятельности и/или поведения

Для детей с ограниченными возможностями здоровья важно обучение без принуждения, основанное на интересе,

успехе, доверии, рефлексии изученного. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно-ориентированных заданий

поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.

Поэтому необходимо тщательно отбирать и комбинировать методы и приемы обучения. Планирование урока должно включать в себя как общеобразовательные задачи, так и коррекционно - развивающие,

предусматривать в ходе урока смену деятельности обучающихся, чередование активной работы с отдыхом, обязательное использование наглядных средств. В связи с этим учителя нашей школы используют Вариант структуры урока в

специальные приемы работы с такими детьми, выстраивая определённый алгоритм работы, который касается всех этапов урока.

При организации урока учитель должен придерживаться следующих требований, которые относятся к работе с детьми со статусом ОВЗ:

1. Урок должен иметь чёткую структуру. Привыкая к определённому алгоритму, дети становятся более организованными.

В приведенной ниже таблице представлены варианты структуры урока в инклюзивном (смешанном) классе

Для каждой группы обучающихся предусмотрены свои виды деятельности на каждом этапе урока.

инклюзивном (смешанном) классе

1группа 2 группа

Организационный этап

Каллиграфическая минутка

Постановка цели и задач урока

Мотивация учебной деятельности учащихся Самостоятельная работа учащихся (Например, словарно - орфографическая работа - дети работают самостоятельно: собирают пазлы со словами из словаря, записывают их, обозначают ударение, подчёркивают орфограмму)

Актуализация знаний (Работа с учителем)

Первичное усвоение новых знаний (Самостоятельная работа учащихся) Мотивация учебной деятельности

Актуализация знаний. Первичное усвоение новых знаний (Работа с учителем)

Первичная проверка понимания (Работа с учителем)

Первичное закрепление (Самостоятельная работа учащихся) Первичное закрепление (Работа с учителем)

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Рефлексия (подведение итогов занятия)

В нашей работе мы используем несколько приемов для организации детей на уроке. Организационный этап может включать в себя зрительную опору виде карточек ПИКСи или наглядного алгоритма действий в виде действий, причем, в зависимости от возраста детей, данный

алгоритм может усложнятся. Подобный прием позволяет организовать детей в частности с РАС и ЗПР. На следующем этапе, или чередуя приемы, можно использовать инструкции на слух или же слухозрительно.

Например, на доске отобразить опорные сигналы с названиями дней недели, на слух задаем вопрос -Какой сегодня день недели? Задача детей вспомнить конкретное название дня недели и в дальнейшем определить порядок дней недели используя дидактическую игру «Лото» и назвать их в правильном порядке, так чтобы получилась нужная иллюстрация и совпали геометрическик фигуры. Параллельно можно отработать словарь: -Какой по счету день недели, -Какой будет завтра, -Какой был вчера И т.д.

Слуховая работа на организационном моменте может включать в себя разную тематику, времена года, расписание уроков, готовность к уроку

Далее, на последующем этапе урока, следуем от особенностей детей. Чтобы организовать их действия даем инструкцию, что мы будем делать дальше

-Возьмите ручки, откройте тетради Задаем контрольные вопросы для уточнения понимания инструкции: -Что ты

(Маша, Алеша,.......сделали?

На этапе каллиграфической минутки задания даем строго индивидуально, в зависимости от проблем ребенка и его возможностей, Задания подбираются строго индивидуально, но тем не менее, сохраняется задача, поставленная на уроке (познакомиться или повторить, отработать) написанием буквы или цифры.

Дальнейший ход урока зависит от того, насколько соприкасаются изучаемые темы у учащихся с разными образовательными потребностями, как они усвоили предыдущую тему, какой тип урока взят за основу.

Если тема общая, например, «Повторение изученного в 3 классе. Словосочетание» и «Связь слов в предложении», то изучение материала ведётся фронтально, и дети получают знания того уровня, который определяется их программой. Или обучающиеся 1 группы

объясняют данную тему. Идёт закрепление изученного материала и объяснение для учащихся второй группы. Закрепление и отработка полученных знаний строятся на разном дидактическом материале.

Например, для учащихся с РАС, которым сложно сконцентрировать свое внимание на доске используются индивидуальные карточки, которые содержат только тот материал, который нужно выполнить. Можно использовать увеличенный шрифт.

Другой вариант урока - учитель может приступить к объяснению новой темы для всех учащихся. При этом для общего объяснения нужно выбирать только общие т емы, как по своему объёму, так и по содержанию материала. Также не нужно забывать про использование наглядности. Затем можно предложить ученикам 1 группы работать самостоятельно, а в это время еще раз объяснить ученикам 2 группы содержание новой темы, а после этого предложить им индивидуальные задания и переключиться на проверку заданий, выполняемых учениками 1 группы.

Если изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в таком случае урок выстраивается по следующей структуре: учитель сначала объясняет новый материал учащимся первой группы, а учащиеся с ОВЗ в это время выполняют самостоятельную работу, направленную на повторение ранее изученного. Далее, для закрепления вновь изученного материала, учитель даёт классу самостоятельную работу, а со второй группой учащихся организует работу, предусматривающую анализ выполненного задания, оказание индивидуальной помощи, а затем и объяснение нового материала. Такое чередование деятельности педагога продолжается в течение всего урока.

При этом учитель может использовать карточки - инструкции, в которых отражён алгоритм действий школьника, приведены различные задания и

упражнения. Такой педагогический приём используется как с детьми с сохранными психофизическими возможностями, так и с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Например, дети 1 группы выполняют задания по карточкам, отрабатывая новую тему. В это время учитель объясняет новую тему детям с ограниченными возможностями здоровья. При этом используется: наглядность (каждое действие или слово должно быть подкреплено картинкой, схемой, карточкой и пр.); осуществляется постепенный переход от одного действия или понятия к другому. Каждый шаг постоянно сопровождается комментариями со стороны педагога. Но речевое сопровождение не насыщенное, а краткое и чёткое, т.к. речевая информация такими детьми усваивается в небольшом объёме. Далее идёт закрепление материала. Дети выполняют индивидуальные задания, связанные с новой темой (по карточкам с чётким алгоритмом), а в это время учитель проверяет задания, выполненные детьми 1 группы.

Урок должен строиться с использованием большого количества наглядности для упрощения восприятия материла детям со статусом ОВЗ. Причина в том, что дети с ЗПР при восприятии материала опираются на сохраненное у них наглядно - образное мышление. И не могут в полном объёме использовать словесно -логическое мышление.

Одно из основных требований к уроку - это учёт слабого внимания детей с ограниченными возможностями здоровья, их истощаемости и пресыщения однообразной деятельностью. Поэтому на уроке учитель должен менять разные виды деятельности:

Коротко остановимся на

особенностях организации учебного процесса на отдельно взятых предметах.

Литературное чтение.

Специальные приемы, используемые на уроке:

- таблицы,

-подвижная аппликация, -значение слов, увеличенный объем словарной работы,

-проигрывание (драматизация)

отдельных моментов, -памятка, -кто автор,

-как называется произведение,

- о чем (о ком) оно, -контроль за артикуляцией, -пересказ с использованием табличек, -учим стихотворения наизусть за

неделю.

На уроке русского языка:

- использование дополнительно на каждом уроке лексико -грамматических заданий на обогащение словаря и усвоение грамматических форм русского языка;

-постоянная словарная работа; -специальный подход к оцениванию детей на уроке с учетом их особенностей и возможностей;

-например: тема «Главные члены предложения.» Задание: выпиши слова, отвечающие на вопрос кто? что делает? В зависимости от уровня усвоения программы, учащиеся выполняют задания по данной теме в зависимости от своих способностей к пониманию и усвоению.

- Задание: подпиши картинки (контролируем понимание грамматических конструкций).

Диктант: предварительно

проводится

-словарная работа,

-выделяется артикуляционный уклад; обращаем внимание на слова, которые пишутся и произносятся по-разному.

Для детей с нарушением слуха данный вид работы заменяется на текст с пропущенными орфограммами.

На уроках в качестве дополнительного материала используются задания из специализированного русского языка на сайте.

Математика:

- учитываем трудности: дифференциация на слух порядковых и количественных числительных;

-трудности при ориентировке во времени;

-использование опорных карточек при решении задач;

-опорные сигналы при выполнении каких-либо арифметических действий.

Важный момент: нельзя говорить в то время, когда дети выполняют письменные задания!

Окружающий мир

- учитываем то, что значительно снижен уровень представлений об окружающем мире;

-недостаточное усвоение

обобщающих понятий;

-использование тематических

альбомов. например: тема «Семья». Работа с родителями до и после определенной темы, закрепление в быту.

Адаптация тестовых и оценочных материалов.

Контрольные работы по предметам «Русский язык», «Математика», а также творческие работы (сочинение, изложение) для обучающихся с ОВЗ выносятся на индивидуальные занятия. (1 класс) Контрольнаые работы содержат алгоритм действий, подсказки и наглядный вариант выполнения задания.

Подводя итоги, считаем нужным дать рекомендации для педагогов по работе в инклюзивных (смешанных) классах:

1. Создание доброжелательной атмосферы на уроке. Необходимо постоянно поддерживать уверенность в своих силах, обеспечить ученику субъективное переживание успеха при определённых усилиях. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка.

2. Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, т.к. данная

категория школьников с трудом переключается с предыдущей деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.

4. Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно; а также следует стараться обеспечивать связь предметного содержания с жизнью.

5. Для успешного выполнения любого задания необходимо разъяснение ребёнку алгоритма, и лишь затем повторение учащимся инструкции и последовательное выполнение этого задания.

6. Не нужно требовать от ребёнка изменения неудачного ответа, лучше попросить ответить его через некоторое время.

7. В момент выполнения задания недопустимо отвлекать учащегося на какие - либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения у них очень снижен.

8. Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц, алгоритмов, шаблонов, рисунков, ТСО), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия снижен.

9. Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать.

10. Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично, используя игровые приёмы.

11. Рекомендуется регулярная смена видов деятельности и форм работы на уроке.

12. Не нужно давать на уроке более двух новых понятий. В работе

стараться активизировать не столько механическую, сколько смысловую память. Необходимо прибегать к дополнительной ситуации (похвала, соревнования, жетоны, фишки, наклейки и др.).

13. Создавать максимально спокойную обстановку на уроке или занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности.

14. Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов.

15. Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому как на уроках, так и во время специальных занятий.

Библиографический список

1.Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н. Н. Малофеев, О. С. Никольская, О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова.

2.Инклюзия разумная: интеграция и дифференциация / В. З. Кантор, Ю. Т. Матасов, Г. Н. Пенин, А. П. Антропов. - Научная электронная библиотека ELIBRARY.

З.Обучение детей с расстройствами аутистического спектра: методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы / Отв. ред. С. В. Алехина // под общ. ред. Н. Я. Семаго. - М.: МГППУ, 2012

4.Особенности обучения ребенка с нарушением опорно-двигательного

аппарата в общеобразовательном

учреждении: методические рекомендации. -М.; СПб.: Нестор-История, 2012. - 216 с. (серия «Инклюзивное образование»).

5.Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» [Электронный ресурс] / Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации

6.Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе: методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е. В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012.

7.Создание специальных условий для детей с нарушениями зрения в общеобразовательных учреждениях: методический сборник / Отв. ред. С. В. Алехина // Под. ред. Е. В. Самсоновой.

— М.: МГППУ, 2012.

8.Создание специальных условий для детей с нарушениями слуха в общеобразовательных учреждениях: методический сборник / Отв. ред. С. В. Алехина // Под. ред. Е. В. Самсоновой.

- М.: МГППУ, 2012

9.Солдатов, Д. В. Инклюзия и интеграция как проблемы общего и коррекционного образования / Д. В. Солдатов. - Научная электронная библиотека ELIBRARY.

10.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Шапорова Елена Валерьевна, учитель начальных классов, учитель дефектолог, ГБОУ Школа № 853 (Россия, г.Зеленоград). e-mail: t.pletneva@inbox.ru

Дата поступления статьи: 31.08.2021

© Шапорова Е.В., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.