В статье приводится разработанная педагогическим коллективом целостная система педагогического сопровождения школьников с интеллектуальными нарушениями к предстоящей самостоятельной жизни, к социальным нормам, действующим в обществе.
Деятельность учителя-логопеда по социализации учащихся
с интеллектуальными нарушениями
ОА. Федоренко,
учитель-логопед ГАОУ Краснодарского края «Новолеушковская школа-интернат с профессиональным обучением»
• интеллектуальные нарушения • механизмы социализации детей с интеллектуальными нарушениями • формы организации логопедических занятий • здоровьесберегающие технологии
Проблема социализации детей с интеллектуальными нарушениями представляется актуальной проблемой во всём мире. Одной из основных задач обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта является оптимальное развитие их потенциальных возможностей, познавательной деятельности и личности в целом, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества. Проблемы социальной адаптации умственно отсталого ребёнка решаются в последние годы всё труднее, хотя её цели и задачи всегда учитывались при определении сути коррекционно-воспитательной работы. Главным преимуществом в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями является индивидуальный подход с учётом специфики и здоровья каждого ребёнка.
В начале учебного года все учащиеся нашей школы, а именно учащиеся первых — седьмых классов, проходят логопедическое обследование, по результатам которого комплектуются логопедические группы. С учётом специфики каждого речевого нарушения разрабатывается календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих логопедических занятий по группам и индивидуально.
Но, решая проблемы нарушения в развитии устной и письменной речи, нельзя не учитывать, что у данной категории детей в большинстве случаев наблюдается снижение социальной активности. Это проявляется
в проблемах личностного характера (сниженная самооценка, неуверенность в себе, беспочвенные страхи и фобии, переживание, ранимость, слабоволие), в проблемах социального характера, в педагогических проблемах, которые в конечном итоге отражаются на успеваемости детей.
Механизмы социализации детей с интеллектуальными нарушениями имеют свои особенности. У таких детей затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность разумного реагирования на происходящие изменения. Они испытывают трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может привести к дисбалансу восприятия в поведении. В связи с этой проблемой перед современной образовательной системой остро стоит необходимость создания благоприятных условий для воспитания и обучения данной категории школьников.
В нашем учреждении сформировалась целостная система педагогического сопровождения школьников с интеллектуальными нарушениями к предстоящей самостоятельной жизни, к социальным нормам, действующим в обществе.
В процессе занятия решаются основные логопедические задачи:
1) коррекция звукопроизношения;
2) формирование фонематического восприятия;
3) формирование просодической стороны речи, правильного грамматического строя речи;
4) развитие фонематического слуха, связной речи;
5) коррегирование мнестических процессов — внимания, памяти, мышления;
6) обогащение словаря;
7) развитие устной и письменной речи.
Использование активных методов обучения при работе с учащимися с интеллектуальными нарушениями важно, т. к. у данной категории детей отмечается низкий уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженная способность к приёму и переработке информации, недостаточная сформи-рованность операций анализа, сравнения, синтеза, отвлечения и обобщения. Все эти особенности детей с интеллектуальными нарушениями приводят к бедности словарного запаса (незнание названий окружающих предметов, их частей и деталей), неточности употребления слов, семантической парафазии, и трудности актуализации словаря; отмечается несфрмированность структуры значения слова, аграмматизмы в речи, искажение структуры предложения, недостаточная сформированность диалогической речи, связные высказывания маловыразительные, что в конечном итоге сказывается на социализации этих детей в обществе.
При выборе логопедических занятий для учащихся с интеллектуальными нарушениями учитываются принципы наглядности и доступности, однако не допускается излишнего упрощения материала. Учитель-логопед составляет планирование таким образом, чтобы коррекционная работа осуществлялась над речевой системой в целом. То есть чтобы в каждое занятие включались задачи на развитие фонетико-фоне-матической стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи. Содержание становится эффективным способом стимуляции учебной деятельности в том случае, если оно соответствует интеллектуальным и психическим возможностям детей. Так как группа детей с интеллектуальными нарушениями крайне неоднородна, то задачей учителя-логопеда является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных возможностям учащихся методов и форм организации обучения.
Радость общения
Действенными формами организации логопедических занятий являются игра, сказка, логосказка, имитационная игра, путешествие, соревнование, фантазирование, викторины.
В своей работе использую следующие методы:
— Метод проблемного обучения. На уроках создаю проблемные ситуации, т. е. ставлю перед ребёнком проблему — это можно сделать с помощью вопросов (может быть один вопрос или система вопросов), также проблема может быть поставлена с помощью загадки, ребуса, кроссворда, рисунков, фотографий (зависит от возраста и индивидуальных особенностей ребёнка).
— Метод самостоятельной работы. Даю, например, задание: самостоятельно придумать слова с заданным звуком или придумать предложение с определённым количеством
слов. Потом предлагаю оценить выполненную работу.
— Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом. Ученик самостоятельно выбирает разноуровневые задания (зависит от индивидуальных особенностей ребёнка). Это могут быть карточки для закрепления и карточки с целью контроля, практические задания, сюжетные картинки, логопедическое лото и т.д.
Разнообразие существующих методов и приёмов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации деятельности учащихся.
Например:
1. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывании кроссворда, загадок.
Детям нравится соревновательный момент в ходе выполнения этого вида задания: чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос или выполнить предложенное задание лучше других.
2. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображён круг, с другой — квадрат.) Дети выполняют задание либо оценивают его. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
3. Восприятие материала на занятии с закрытыми глазами. Используется для развития слухового восприятия, внимания, воображения и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя на занятие после активной деятельности.
4. Работа с бланковыми методиками. Материалы для логопедической работы с младшими школьниками представлены в виде карточек-бланков, сопровождающихся рекомендациями по применению заданий, связанных с темой и содержанием индивидуальных занятия и направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся различного возраста, с учётом индивидуальных особенностей и возможных затруднений. Бланковые методики используются в диагностических целях и для коррекционной работы.
5. Включение презентации и фрагментов презентации по ходу логопедического занятия. Внедрение современных компьютерных технологий в школьную логопедическую практику позволяет сделать работу учителя-логопеда продуктивной и эффективной. Использование информационных компьютерных технологий неотъем-
лемо дополняет традиционные формы работы школьного логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия учителя-логопеда с другими участниками образовательного процесса.
Использование программы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации.
6. Использование кинезиологичес-ких упражнений на логопедических занятиях. Сохранение и укрепление здоровья учащихся является основополагающим направлением в работе учителя-логопеда, особенно с детьми с интеллектуальными нарушениями.
Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья — они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребёнка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, синхронизирует работу полушарий, улучшает мыслительную деятельность, повышает стрес-соустойчивость и способность к произвольному контролю, облегчает процесс чтения и письма. Кинезиология — это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т. е. путём физической активности. Комплексы упражнений включают в себя: растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные
упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.
7. Активные методы рефлексии. Слово рефлексия происходит от латинского «геПехюг» — обращение назад. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ. Поэтому особое внимание в своей работе уделяю выразительной стороне речи, т. к. речь у детей с интеллектуальными нарушениями скудна и эмоционально невыразительна.
8. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, для развития зрительного восприятия, внимания, воображения и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
Использование здоровьесберегающих технологий занимает значительное место в коррекционной работе, т. к. их применение оказывает большое влияние на функциональное состояние организма детей и, как следствие, — успешную адаптацию в обществе. Это правильно подобранные физминутки и релаксационные упражнения, су-джок терапия, рациональное чередование различных видов деятельности.
Главный педагогический принцип коллектива — помочь ребёнку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать себя полезным, важным в обществе. В настоящий момент в нашем коллективе сформировалась и действует система взаимодействия учителя-логопеда с учителями начальных классов, классным руководителем, родителями.
Практические результаты подобной совместной работы учителей, логопеда и родителя дают положительные результаты.
Постоянное внимание к формированию речи детей в повседневной жизни делает их высказывания правильными, грамотными, развёрнутыми. У детей повышается речевая активность. Они быстро овладевают речью как полноценным средством общения и познания окружающей действительности. В ходе такого педагогического сопровождения школьников с интеллектуальными нарушениями происходит активизация и развитие речевых, познавательных, эмоционально-волевых и личностных качеств, что способствует формированию социальной активности детей в обществе. Проводимая работа в который раз доказывает, что уровень речевого развития влияет на уровень речевого общения в целом, на формирование произвольности поведения. Речь помогает ребёнку владеть собой, уверенно чувствовать себя в любой ситуации, контролировать свои поступки. А связность произносимых слов, полнота грамматического высказывания являются главным условием успешности не только в обучении, но и в социальной адаптации.
Литература
1. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. —М.: «Владос», 2001.
2. Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием информационных технологий. — М.: Парадигма, 2012.
3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). [Электронный ресурс] URL:http://fgosreestr.ru/
4. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).