Научная статья на тему 'Научно-методический проект «Авторские технологии коррекции нарушений звукопроизношения у детей с нарушениями зрения и речи с использованием метода моделирования»'

Научно-методический проект «Авторские технологии коррекции нарушений звукопроизношения у детей с нарушениями зрения и речи с использованием метода моделирования» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
910
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нарушение звукопроизношения / нарушение зрения / логопедическая работа / моделирование / violation of sound / visual impairment / speech therapy / modeling

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Елена Борисовна

В проекте рассматривается значение, практическое применение метода моделирования, как средства коррекции нарушений звукопроизношения у детей с нарушением зрения и речи. Представлен опыт использования авторской технологии и авторских наглядных пособий, имеющих компенсаторную направленность для развития дошкольников с нарушениями зрения («Логоварежка», логокуклы: «Квакуша» и «Лягушата», игрушка «Кубик-губик», «Звуковая мозаика»). Описана система логопедической работы по организации поведенческой терапии и позитивного взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и родителей по коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников со зрительной патологией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL PROJECT «AUTHOR'S TECHNOLOGIES OF CORRECTION OF VIOLATIONS OF SOUND PRONUNCIATION IN CHILDREN WITH VISUAL AND SPEECH IMPAIRMENTS USING THE MODELING METHOD»

The project considers the importance and practical application of the modeling method as a means of correction of sound disorders in children with visual and speech disorders. The experience of using the author's technology and author's visual AIDS with compensatory orientation for the development of preschoolers with visual impairments («Logovarezhka», logocycles: «Croaker» and «Frogs», toy «Cube-lip», «Sound mosaic») is presented. The system of speech therapy work on the organization of behavioral therapy and positive interaction of the teacher-speech therapist, educator and parents on correction of violations of sound pronunciation in preschoolers with visual pathology is described

Текст научной работы на тему «Научно-методический проект «Авторские технологии коррекции нарушений звукопроизношения у детей с нарушениями зрения и речи с использованием метода моделирования»»

УДК 376

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «АВТОРСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ И РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ»

Васильева Елена Борисовна.

г. Новосибирск, МКДОУ детский сад № 401, учитель-логопед высшей квалификационной категории, [email protected].

Аннотация. В проекте рассматривается значение, практическое применение метода моделирования, как средства коррекции нарушений звукопроизношения у детей с нарушением зрения и речи. Представлен опыт использования авторской технологии и авторских наглядных пособий, имеющих компенсаторную направленность для развития дошкольников с нарушениями зрения («Логоварежка», логокуклы: «Квакуша» и «Лягушата», игрушка «Кубик-губик», «Звуковая мозаика»). Описана система логопедической работы по организации поведенческой терапии и позитивного взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и родителей по коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников со зрительной патологией.

Ключевые слова: нарушение звукопроизношения, нарушение зрения, логопедическая работа, моделирование.

SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL PROJECT «AUTHOR'S TECHNOLOGIES OF CORRECTION OF VIOLATIONS OF SOUND PRONUNCIATION IN CHILDREN WITH VISUAL AND SPEECH IMPAIRMENTS USING THE MODELING METHOD»

Vasilyeva Elena Borisovna.

Novosibirsk, MKDOU kindergarten № 401, teacher-speech therapist of the highest qualification category, [email protected].

Abstract. The project considers the importance and practical application of the modeling method as a means of correction of sound disorders in children with visual and speech disorders. The experience of using the author's technology and author's visual AIDS with compensatory orientation for the development of preschoolers with visual impairments («Logovarezhka», logocycles: «Croaker» and «Frogs», toy «Cube-lip», «Sound mosaic») is presented. The system of speech therapy work on the organization of behavioral therapy and positive interaction of the teacher-speech therapist, educator and parents on correction of violations of sound pronunciation in preschoolers with visual pathology is described.

Key words: violation of sound, visual impairment, speech therapy, modeling.

Научно-методический проект представляет собой инновационную систему работы по коррекции нарушений звукопроизношения у детей с комплексным нарушением зрения и речи, включает усовершенствованные учителем-логопедом методы моделирования, специально разработанные авторские пособия, направленные на создание эффективных условий для работы по становлению произношения в общей системе речи, способствующие дальнейшей успешной социализации дошкольников со зрительной и речевой патологией.

Для звукопроизношения объектом и реальным инструментом действий являются язык и губы, которые формируют через соответствующее их положение создание верного артикуляционного уклада. В качестве условного заместителя языка выступает кисть руки, а условным заместителем губ являются геометрические фигуры, которые моделируют и создают определенное положение губ при произношении звуков. В предложенных и описанных ниже моделях лежит тактильная, зрительно-тактильная и тактильно-кинестетическая направленность, грамотное использование которых зависит от степени выраженности зрительного дефекта (остроты зрения, поля зрения), включения компенсаторных процессов. В основе использования данной модели при коррекции звукопроизношения у детей с нарушением зрения и речи лежит наглядно-практический метод («вижу и делаю»). Специфика работы требует использования компенсаторных возможностей, которые замещают нарушения зрительного анализатора, поэтому данный подход обязательно подкрепляется зрительно-тактильно-кинестетическими стимуляциями.

Новыми и уникальными в проекте реализации авторской технологии являются авторские наглядные пособия.

1. Пособие «Логоварежка».

На кисть руки надевается варежка, которая является «моделью языка» по форме, цвету, тактильным ощущениям. С помощью движений кисти руки ребенку демонстрируют основные характеристики языка: его строение, подвижность, пластичность. Ребенок имеет возможность исследовать модель языка (розовый, мягкий, гладкий, подвижный), узнать о разных размерах (у взрослых большие, у детей маленькие), что могут быть толстые или тонкие (сопоставляя и сравнивая по величине детскую и взрослую кисть руки), что у языка есть передняя, средняя, задняя части и даже кончик. Ребенок имеет возможность анализировать положения языка (подвижный, может подниматься и опускаться, выполнять круговые движения, «болтушкообразные»), т.е. узнать возможности языка через представленную модель, сравнить реальный объект (язык) с моделью (кистью). Ребенок показывает, как выполнить артикуляционное упражнение языком, затем повторяет рукой и наоборот. Использование руки, как модели языка позволяет сформировать у ребенка представление о положении языка в ротовой полости и помогает при постановке звуков. Основываясь на этом принципе можно дифференцировать другие звуки речи.

2. Логопедическая кукла «Квакуша».

Использование авторских логопедических кукол «Квакуша» и «Лягушата» повышает мотивацию и заинтересованность, так как ребенок сам является исполнителем движений, выполняя их одновременно с игрушкой. Части

логокуклы «Квакуша» подвижны и могут быть удобны для показа положений языка, губ, челюстей. Игрушка «Квакуша» имеет части, которые могут трансформироваться (например, модель широкого языка заменяется на модель узкого языка и т.д.). Специально изготовленные игрушки уникальны, т.к. дают возможность ребёнку самостоятельно управлять частями игрушки, менять положение языка у куклы и т.д.

Логокукла позволяет заострить внимание ребенка на том, что язык у всех разный (у тебя, у меня, у Квакуши), но не все могут выполнять определенные движения. Дети часто проявляют неуверенность, говорят, что у них не получается повторить упражнения. В этом случае предлагаем ребенку выполнить упражнение вместе с «Квакушей», что повышает уверенность, инициативность. В результате работы с логопедическими куклами дети лучше понимают инструкции, а приобретая практические умения разными способами (выполнил с логопедом, вместе с куклой, сам), осознают движение, приходят к его автоматизации.

Логопедическая кукла была придумана и разработана учителем-логопедом специально с учетом работы с детьми с нарушениями зрения. Пособия имеют тактильную, зрительно-тактильную направленность и тактильно-кинестетическую направленность.

3. Логопедические модели-игрушки «Лягушата».

Использование авторских логокукол «Лягушата» при реализации представленной технологии способствуют созданию эффективных условий для работы с детьми по произношению гласных звуков, понимая, что четкость произношения, дикция зависят, прежде всего, именно от артикуляции гласных, в основе которых лежит подвижность губ. Ребенок с хорошей остротой зрения может проанализировать зрительно и назвать тот гласный звук, который «пропевает» лягушонок («Посмотри и назови звук», «Покажи такой же звук губами»), т.е. происходит соотнесение положения губ ребенка и артикуляции гласных звуков с моделями-заместителями гласных звуков.

В работе с детьми с глубокой зрительной патологией в основе поиска определенной артикуляции гласного звука лежат: тактильный или зрительно-тактильный выбор («Найди лягушку, которая поет звук [а], [и]», «Угадай звук с закрытыми глазами»); тактильное обследование положения губ у лягушонка и произношение звука («Потрогай лягушонка и назови звук, который он произносит», «Потрогай, назови и покажи звук своими губами»), иными словами, логопед пассивно конструирует (лепит) ребенку артикуляцию заданного звука. Обогащают данные задания включением модификаций упражнений по развитию голоса («Горочка с лягушонком»); самостоятельное конструирование артикуляции определенного гласного («Покажи такой же звук губами», «Покажи и назови такой же звук»). Игрушки позволяют ребёнку играть и учиться, исследуя положения губ лягушат вместе с логопедом, играя вместе с друзьями и играть самостоятельно, обеспечивая интерес к деятельности.

4. Пособие «Кубик-губик».

Для уточнения произношения гласных звуков используется авторская тактильная игрушка «Кубик-губик». В основе условных обозначений, приклеенных на грани геометрической фигуры, лежат символы гласных звуков,

предложенные Е.Ф. Архиповой [1]. Дети знакомятся с фигурой-символом определенного гласного, соотносят положение губ при произношении с моделью звука, сопровождая объяснением.

Достаточно продуктивно использовать целенаправленные игры на развитие: фонематического слуха «Придумай слово, которое начинается/заканчивается с/на гласной-символа»; голоса «Произнеси этот звук тихо - громко»; сравнение звуков по протяженности «Произнеси звук длинно - коротко»; выполнения ритмического рисунка «Повтори, как я»; звуковых ассоциаций «Кто/что так звучит?»; плавной интонации «Цепочка звуков». Недооценка слухового восприятия в вопросах обучения может отрицательно отразиться на развитии личности ребенка в целом. Для сенсибилизации слуха необходимы условия его интенсивного использования. Недостаточное развитие слухового восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволит успешно овладеть грамотой в школе без помощи специалиста [5; 6].

5. Дидактическая игра «Звуковая мозаика».

Используя символы гласных, была создана игра «Звуковая мозаика» с целью профилактики акустико-артикуляционной дисграфии. Дети учатся выкладывать схему слова по составу гласных звуков, с использованием данных моделей. Это позволяет научить правильно артикулировать гласные звуки изолированно, затем четко произносить в слове, составлять его схему, тем самым предупреждая пропуски гласных букв на письме: четко произнес - правильно написал. Параллельно идет закрепление сенсорных эталонов формы, цвета. Данный метод находит свое отражение в работе с детьми со зрительной патологией и является коррекционным и компенсаторным средством. В процессе включения тактильно-кинестетического подхода в комплексе со слуховыми, двигательными, зрительными стимуляциями происходит замещение нарушений зрительного анализатора через речевую функциональную систему.

Таким образом, использование метода моделирования развивает у детей с нарушением зрения и речи умения: анализировать, синтезировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, проводить аналогии, делать свои умозаключения, осваивая процесс формирования произносительных навыков. Использование в игровой деятельности занимательных предметов стимулирует познавательный интерес и активность детей, побуждая, направляя и активизируя их включение в совместную творческую, познавательную деятельность. Причем стимулом активизации познавательного интереса выступает познавательная активность самого ребенка, а способом, формой, методом оживления, повышением мотивации и опорой на интерес являются модели-игрушки, которые позволяют самому ребенку быть исполнителем движений, выполняя их одновременно с куклой [4].

Обоснование актуальности проекта

- проект направлен на коррекцию нарушений звукопроизношения у дошкольников с нарушением зрения и речи в системе формирования общения, как специфической сферы личностного развития дошкольников;

- используемые технологии стимулируют вхождение дошкольников с нарушением зрения и речи в социум с запасом определённых конструктивных способов общения, которые достигаются использованием представленных в проекте метода моделирования и авторских методик;

- создание совокупности психо-речевых умений и навыков, отражённых в представленной технологии, являются профилактикой нарушения письма дошкольников с нарушениями зрения и речи;

- становление произносительной стороны речи детей является одним из условий позитивной социализации ребёнка в условиях ФГОС ДО.

Цель проекта: развитие речевого общения, конструктивных коммуникативных умений детей с нарушением зрения и речи путём преодоления или ослабления нарушений произносительной стороны речи с использованием усовершенствованных методов моделирования и специально разработанных авторских пособий, обеспечивающих познавательный интерес и мотивацию к образовательной коррекционно-развивающей деятельности дошкольников.

Задачи проекта:

1. Формировать мотивационные способности детей к общению:

- инициировать общение детей в группе,

- переходить от пассивных «молчаливых игр» к активной речевой деятельности,

- занимать партнёрскую позицию в ситуации общения,

- решать адекватными речевыми способами типовые и проблемные ситуации,

- развивать диалогические умения детей, обеспечивающие ребёнку конструктивные способы общения.

2. Активизировать произвольное слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, зрительно-пространственные представления, межполушарное взаимодействие через систему специально подобранных упражнений.

3. Формировать кинестетическую и кинетическую основу движений в процессе развития общей, ручной и артикуляционной моторики:

- развивать кинетическую основу артикуляторных движений,

- совершенствовать движения мимической мускулатуры,

- нормализовывать мышечный тонус мимической и артикуляторной мускулатуры путём проведения артикуляционных гимнастик, логомассажей,

- вырабатывать манипулятивные движения рук.

4. Развивать оральный праксис, дыхательную и голосовую функции детей.

5. Стимулировать слухозрительное и слухомотрное взаимодействие с использованием компенсаторных возможностей детей с нарушениями зрения и речи для формирования чёткого образа звука.

6. Формировать новые произносительные умения и навыки в ходе коррекционной работы:

- создавать правильную артикуляцию отсутствующих или нарушенных в произношении звуков,

- вырабатывать основные артикуляционные уклады,

- активизировать речемыслительную деятельность через систему формирования содружественных движений кисти рук, имитирующих движения челюсти, языка, губ,

- автоматизировать и дифференцировать звуки в различных фонетических условиях.

7. Развивать у детей умение работать с моделями-заменителями в процессе практической преобразующей деятельности детей при коррекции нарушений звукопроизношения:

- использовать кисть руки, как модели движения языка (модели щёк) при проведении биоэнергопластических упражнений,

- использовать кисть руки, как модели языка при проведении релаксационных зрительных минуток,

- использовать авторскую логопедическую куклу «Квакуша», логопедических моделей-игрушек «Лягушата», пособие «Логоварежка» для выработки верных артикуляционных укладов, постановки и дифференциации звуков.

8. Развивать исследовательскую, интеллектуально-познавательную компетентность детей при сопоставлении реальных предметов и предметов-заместителей.

9. Развивать словарный запас, грамматический строй речи дошкольников, закрепляя полученные произносительные умения и навыки на материале лексических тем.

10. Формировать активную родительскую позицию на основе продуктивного сотрудничества детского сада и семьи с использованием авторской системы работы по организации поведенческой терапии педагогов и родителей при коррекции нарушений звукопроизношения.

11. Формировать системные зрительные образы у детей в процессе развития зрительного восприятия, зрительной памяти, внимания.

12. Обогащать чувственный опыт детей по теме через работу всех видов анализаторов в системе сенсорного воспитания.

Организация проведения проекта: реализация осуществляется в совместной деятельности с детьми с нарушением зрения и речи на фронтальных, индивидуальных и индивидуально-подгрупповых занятиях. Звуки закрепляются в повседневной деятельности детей (режимных моментах, игровой деятельности, прогулках).

Вид проекта: образовательный и социально-педагогический (совмещает образовательную цель: сформировать новые произносительные умения или ослабить нарушения произносительной стороны речи и социально-педагогическую, т.к. в результате становления произношения создаются условия для конструктивного общения и речевой коммуникации).

Длительность: долгосрочный: с 1 сентября по30 мая в старшей группе (1 год обучения); с 1сентября по 30 мая в подготовительной группе (2 год обучения).

Информационное ресурсное обеспечение, необходимое для полноценной реализации проекта: диагностика познавательного развития детей с нарушением зрения и речи, запросы родителей, информация из психолого-педагогической и

научной литературы, Интернет-сайты, создание презентаций; методическая работа с родителями.

Участники проекта: учитель-логопед, воспитатели, дети, родители дошкольников, специалисты.

Этапы реализации проекта

Таблица 1

Этапы реализации проекта (1 год обучения, старшая группа)

Мероприятия Ответственные Сроки реализации

1. Подготовительный этап проекта

Установочные мероприятия 1. Диагностика психо-речевого развития детей на начало учебного года. 2. Проведение анкетирования для воспитателей старшей группы, выявляющее успешность социализации детей. 3. Проведения анкетирования для родителей детей старшей группы, выявляющее мотивацию ребёнка к обучению на логопедических занятиях. 4. Информированность родителей, воспитателей о предстоящей деятельности. 5. Изготовление логопедических кукол «Квакуша», «Лягушата», специальных пособий по коррекции нарушений звукопроизношения. 6. Планирование системы с работы по коррекции звукопроизношения с группой детей, имеющих тяжелые нарушения речи с использованием авторской технологии. 7. Проведение цикла авторских консультаций учителя-логопеда для родителей (согласно годовому планированию) по развитию фонематического слуха детей, мастер-классов по обучению артикуляционной гимнастики, консультаций по запросу родителей. Учитель-логопед Воспитатели 1-15 сентября

2. Этап реализации проекта

I Этап реализации коррекционно-логопедической работы Цель: подготовка слухового и речедвигательного анализаторов к постановке звуков. 1. Развитие неречевого дыхания. Цель: развитие длительного выдоха без участия речи; формирование нижне-реберного, диафрагмального дыхания. 2. Развитие речевого дыхания и голоса. Цель: развитие речевого дыхания на длительном плавном выдохе, различие высоты, силы, тембра голоса. 3. Развитие артикуляционной моторики. Цель: выработка правильных, полноценных движений артикуляторных органов для правильного произношения звуков. 4. Развитие слухового восприятия и внимания. Цель: подготовка к различению на слух речевых единиц: слов, слогов, звуков; формирование установки на точное восприятие речи окружающих Учитель-логопед Воспитатели 15сентября-15 октября

5. Развитие фонематического восприятия и элементарных форм фонематического анализа.

Цель: формирование умения различать слова близкие по звуковому составу, развивать умение выделять звук на фоне слова, первый и последний звук в слове. II этап формирования первичных произносительных навыков.

1. Постановка свистящих, шипящих звуков

Цель: формирование правильного артикуляционного уклада изолированного нарушенного звука. Направления работы:

- Развитие слухового восприятия.

Цель: уточнение слухового образа отрабатываемого звука.

- Развитие фонематического анализа.

Цель: выделение отрабатываемого звука на фоне слова, уточнение его слухопроизносительного образа.

- Развитие артикуляционной моторики, артикуляционных укладов отрабатываемого звука.

Цель: уточнение артикуляции отрабатываемого звука с опорой на зрительное, тактильное восприятие и кинестетические ощущения; Отработка каждого элемента необходимого артикуляторного уклада.

- Работа по непосредственной постановке звука. Цель: объединение изолированных артикуляционных элементов в единый артикуляционный уклад.

2. Автоматизация свистящих, затем шипящих звуков. Цель: закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале; введение звука в слоги, слова, предложения, связную речь. Направления работы:

- Введение звука в слоги, слова, словосочетания, связную речь (основное направление работы).

- Развитие фонематических процессов (фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза).

- Работа над просодической стороной речи; над темпом, ритмом, логическим ударением и интонацией в словосочетании, предложении и связной речи).

- Словарная работа (обогащение, уточнение, активизация и систематизация словаря).

- Совершенствование грамматического строя речи.

3. Дифференциация звуков речи в группе свистящих, затем в группе шипящих (проводится, если ребенок заменяет или смешивает звуки в речи).

Цель: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза. Подэтапы:

1 подэтап: Предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков в группе свистящих [С-СЬ], [З-ЗЬ], [С-Ц]; затем в группе шипящих [Ш-Ж], [Ш-Щ], [Щ-Ч], Цель: уточнить произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков._

Учитель-логопед Воспитатели

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16 октября-16 февраля

2 подэтап: Слуховая и произносительная дифференциация смешиваемых звуков. Цель: сравнение конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане, произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. III этап формирования коммуникативных умений и навыков. Цель: сформировать у ребенка умения и навыки правильного употребления звуков речи во всех ситуациях общения. 1. Развитие умения использовать автоматизированные и отдиференцированные на специально подобранном материале звуки (свистящие, шипящие) в самостоятельной речи ребенка. 2. Формирование способности контролировать свое умение правильного произнесения звуков в спонтанной речи. Учитель-логопед Воспитатели Родители 17 февраля-15 мая

3. Заключительный этап первого года обучения.

1. Диагностика психо-речевого развития детей на конец учебного года. 2. Проведение итогового анкетирования для воспитателей детей старшей группы, выявляющая успешность социализации детей. 3. Проведения итогового анкетирования для родителей детей старшей группы, выявляющая мотивацию ребёнка к обучению на логопедических занятиях 4. Примерное планирование системы с работы по коррекции звукопроизношения с группой детей, имеющих тяжелые нарушения речи использованием авторской технологии на следующий год с учетом результатов диагностики психо-речевого развития. 5.Выступления детей на итоговых конкурсах, концертах, участие детей в творческих конкурсах и соревнованиях. Учитель-логопед Воспитатели Родители 15 мая-30 мая

Таблица 2

Этапы реализации проекта (2 год обучения, подготовительная группа)

Мероприятия Ответственные Сроки реализации

1. Подготовительный этап проекта

Установочные мероприятия. 1. Диагностика психо-речевого развития детей на начало учебного года. 2. Проведение анкетирования для воспитателей детей подготовительной группы, выявляющая успешность социализации детей. 3. Проведения анкетирования для родителей детей подготовительной группы, выявляющая мотивацию ребёнка к обучению на логопедических занятиях 4. Информированность родителей о продолжении работы по коррекции нарушений звукопроизношения, начатой в старшей группе. 5. Планирование дальнейшей системы с работы по Учитель-логопед Воспитатели 1-15 сентября

коррекции звукопроизношения с группой детей, имеющих тяжелые нарушения речи с использованием авторской технологии.

б.Проведение цикла авторских консультаций учителя-логопеда для родителей (согласно годовому планированию в подготовительной группе) по развитию фонематического слуха детей, мастер-классов по обучению артикуляционной гимнастики для следующих групп звуков, консультации по запросу родителей._

2.Этап реализации проекта

I Этап реализации коррекционно-логопедической работы

Цель:

Активизация слухового и речедвигательного анализаторов к постановке звуков.

1. Дальнейшее развитие неречевого дыхания.

Цель: развитие длительного выдоха без участия речи; формирование нижне-реберного, диафрагмального дыхания.

2. Дальнейшее развитие речевого дыхания и голоса. Цель: развитие речевого дыхания на длительном плавном выдохе, различие высоты, силы, тембра голоса.

3. Дальнейшее развитие артикуляционной моторики. Цель: выработка правильных, полноценных движений артикуляторных органов для правильного произношения звуков.

4. Дальнейшее развитие слухового восприятия и внимания.

Цель: подготовка к различению на слух речевых единиц: слов, слогов, звуков; формирование установки на точное восприятие речи окружающих.

5. Дальнейшее развитие фонематического восприятия и элементарных форм фонематического анализа.

Цель: формирование умения различать слова близкие по звуковому составу, развивать умение выделять звук на фоне слова, первый и последний звук в слове.

II этап формирования первичных произносительных навыков.

1. Постановка сонорных звуков [Л], [ЛЬ], [Р], [РЬ]

Цель: формирование правильного артикуляционного уклада изолированного нарушенного звука. Направления работы:

- Развитие слухового восприятия.

Цель: уточнение слухового образа отрабатываемого звука.

- Развитие фонематического анализа.

Цель: выделение отрабатываемого звука на фоне слова, уточнение его слухопроизносительного образа.

- Развитие артикуляционной моторики, артикуляционных укладов отрабатываемого звука.

Цель: уточнение артикуляции отрабатываемого звука с опорой на зрительное, тактильное восприятие и кинестетические ощущения; отработка каждого элемента необходимого артикуляторного уклада._

Учитель-логопед Воспитатели Родители

Учитель-логопед Родители

15сентября -15 октября

16 октября-16 февраля

- Работа по непосредственной постановке звука.

Цель: объединение изолированных артикуляционных элементов в единый артикуляционный уклад.

2. Автоматизация сонорных звуков

Цель: закрепление условно-рефлекторных

речедвигательных связей на различном речевом материале; введение звука в слоги, слова, предложения, связную речь. Направления работы:

- Введение звука в слоги, слова, словосочетания, связную речь (основное направление работы).

- Развитие фонематических процессов (фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза).

- Работа над просодической стороной речи; над темпом, ритмом, логическим ударением и интонацией в словосочетании, предложении и связной речи).

- Словарная работа (обогащение, уточнение, активизация и систематизация словаря).

- Совершенствование грамматического строя речи.

3. Дифференциация звуков речи в группе сонорных звуков [Л-ЛЬ], [Р-РЬ] затем дифференциация оппозиционных звуков [С-Ш], [З-Ж], [СЬ-Щ], [Ц-Ч], [Л-

Р] (проводится, если ребенок заменяет или смешивает звуки в речи).

Цель: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза. Подэтапы:

1 подэтап: Предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков в группе сонорных звуков [Л-ЛЬ], [Р-РЬ]; затем дифференциация оппозиционных звуков [С-Ш], [З-Ж], [СЬ-Щ], [Ц-Ч], [Л-Р].

Цель: уточнить произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков.

2 подэтап: Слуховая и произносительная дифференциация смешиваемых звуков.

Цель: сравнение конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане, произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. III этап формирования коммуникативных умений и навыков.

Цель: сформировать у ребенка умения и навыки правильного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

1. Развитие умения использовать автоматизированные и отдиференцированные на специально подобранном материале звуки (свистящие, шипящие) в самостоятельной речи ребенка.

2. Формирование способности контролировать свое умение правильного произнесения звуков в спонтанной речи. Параллельно на всех этапах коррекционно-развивающей работы реализуются задачи, направленные на развитие зрительного анализатора:_

Учитель-логопед Воспитатели Родители

17

февраля-15 мая

- Формирование системных зрительных образов у детей в процессе развития зрительного восприятия, зрительной памяти, внимания. - Обогащение чувственного опыта детей через работу всех видов анализаторов в системе сенсорного воспитания. - Укрепление зрительного анализатора с применением специальных упражнений, гимнастик, дидактических игр.

3. Заключительный этап второго года обучения.

1.Диагностика психо-речевого развития детей на конец учебного года. 2. Проведение итогового анкетирования для воспитателей детей подготовительной группы, выявляющая успешность социализации детей. 3. Проведения итогового анкетирования для родителей детей старшей группы, выявляющая мотивацию ребёнка к обучению на логопедических занятиях 4. Примерное планирование системы с работы по коррекции звукопроизношения с группой детей, имеющих тяжелые нарушения речи использованием авторской технологии на следующий год с учетом результатов диагностики психо-речевого развития. 5. Выступления детей на итоговых конкурсах, концертах, участие детей в творческих конкурсах и соревнованиях. Учитель-логопед 15 мая-30 мая

Таблица 3

Перечень дидактических игр и упражнений на этапах логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения

Направления логопедической работы Дидактические игры и упражнения

Развитие неречевого дыхания Игровые упражнения: «Погреться на морозе», «Листья шелестят», «Бабочки», «Снежинки летят», «Вертушка» и др.

Развитие речевого дыхания и голоса Игровые голосовые упражнения: «Эхо», «Вьюга», «Поднимись по лесенке с лягушатами», «Спой, как лягушонок тихо-громко», «Спой, как лягушонок длинно-коротко».

Развитие артикуляционной моторики Артикуляционная гимнастика включает: а) статические упражнения: «Лопаточка», «Чашечка», «Горка» и др.) с использованием пособия «Логоварежка», куклы «Квакуша»; использование содружественных движений руки и языка. б) динамические упражнения: «Улыбка», «Хоботок». в) выработка верного положения языка при помощи моделей языка, куклы «Квакуша».

Развитие слухового восприятия и внимания Упражнения на узнавание неречевых звуков: «Кто хлопал?», «Что звучит?», «Тихо - громко» и др.). Упражнения на развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале («Найди картинку», «Хлопни в ладоши, если услышишь звук», «Правильно-неправильно»). Игры «Цепочка звуков»», Потрогай фигуру - назови звук» с использованием пособия «Кубик-губик».

Развитие фонематического Упражнения на различение слов, близких по звуковому составу: «Найди ошибку», «Подбери картинки», «Хлопни в ладоши, если

восприятия и элементарных форм фонематического анализа услышишь звук», «Правильно-неправильно», «Подари картинки», «Кубик-губик». Упражнения на развитие фонематического анализа: «Подними картинку», «Угадай, где спрятался звук?» и др. Работа проводится на материале звуков, правильно произносимых детьми: 1. Игры и упражнения на уточнение слухового образа отрабатываемого звука: • введение картинки-символа, соотносящейся со звуками, например [Л], [Р], [ЛЬ], [РЬ] • игры на звукоподражание. 2. Упражнения на выделение звука на фоне слога, слова (проводятся аналогично упражнениям на подготовительном этапе, но речевой материал подбирается на конкретный звук, над которым ведется работа). 3. Упражнения на развитие артикуляторной моторики (определенный комплекс упражнений для губ, щек, челюстей, языка для подготовки правильного произнесения нарушенного звука).

Постановка звука 1. Игры и упражнения на уточнение слухового образа отрабатываемого звука: • введение картинки-символа, соотносящейся со звуком; • игры на звукоподражание. 2. Упражнения на выделение звука на фоне слога, слова (проводятся аналогично упражнениям на подготовительном этапе, но речевой материал подбирается на конкретный звук, над которым ведется работа. 3. Упражнения на развитие артикуляторной моторики (определенный комплекс упражнений для губ, щек, челюстей, языка для подготовки правильного произнесения нарушенного звука). 4. Непосредственная постановка звука. Способы: а) по подражанию (с опорой на слуховой образ, на зрительное, тактильное восприятие и кинестетические ощущения); б) механический (с использованием вспомогательных средств: шпателя, зонда и т.д.); в) от других правильно произносимых звуков; г) от артикуляторного уклада; д) смешанный способ постановки (используются различные способы).

Автоматизация звуков 1. Упражнения на автоматизацию слогов с отрабатываемым звуком: а) прямых открытых слогов, обратных слогов (при автоматизации щелевых звуков); б) обратных слогов - прямых открытых слогов (при автоматизации смычных и аффрикат). 2. Упражнения на автоматизацию звука в словах: имитация, игры с называнием картинок и натуральных предметов: а) звук в начале слова; б) звук в конце слова; в) звук в середине слова (а, б, в - в простых односложных словах); г) автоматизация звука в дидактических и настольных играх.

3. Автоматизация в словосочетаниях. 4. Автоматизация в чистоговорках. 5. Автоматизация звука в предложениях (с постепенным усложнением структуры предложения и речевого материала). Автоматизация звуков с целью совершенствования грамматического строя речи проводится на материале речевых игр: «Скажи ласково» (образование существительных уменьшительно-ласкательных форм), «Командир» (образование глаголов мн.ч. прош.вр.), «Один-много» (образование мн. числа сущ), «Считалочка»(согласование колич. числит и сущ), «Какой?» (образование относ. и притяж. прил.). Настольные, дидактические игры, упражнения на закрепление лексико-грамматических категорий с речевым материалом на группы автоматизируемых звуков.

Дифференциация звуков речи в группе свистящих, затем в группе шипящих Упражнения первого подэтапа: а) Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения (упражнения при постановке звука). б) Игры и упражнения на уточнение слухового образа звука (картинка-символ, игры на звукоподражание). в) Выделение звука на фоне слога. г) Выделение звука на фоне слова (исключаются слова со звуками, сходными акустически и смешиваемые в произношении) «Подними цветной кружок на заданный звук», «Назови картинки (придумай слова), где есть заданный звук». д) Определение места звука в слове: в начале, в середине, в конце слова. е) Выделение слова с данным звуком из предложения. Упражнения второго подэтапа (речевой материал включает слова со смешиваемыми звуками): а) Дифференциация звуков в слогах (повторение слогов со звуками, выделение звуков из слогов с поднятием кружка- символа, придумывание слогов со звуками, преобразование слогов). б) Дифференциация звуков в словах (определение звука в словах, места звука, работа с картинками - омонимами и др. упр.). в) Дифференциация звуков в предложениях (аналогично упражнениям первого подэтапа, но включаются оба смешиваемых звука). г) Дифференциация звуков в связной речи (работа с картинками, стихами, короткими текстами.

Формирование системных зрительных образов в процессе развития зрительного восприятия, зрительной памяти, внимания. Обогащение чувственного опыта через работу всех видов анализаторов Упражнения на: - формирование целостного зрительного восприятия предметов (распознавание картинок по детали, воссоздание предметов из частей, сопоставление реальных и силуэтных (контурных) изображений, распознавание наложенных изображений, буквенный гнозис); - развитие зрительной памяти, внимания и зрительного контроля (игры на изменение положения предметов, их количества, цвета и формы, копирование и срисовывание фигур, воспроизведение символов по памяти); - формирование пространственного восприятия (развитие чувствования собственного тела, развитие различных ориентировок

в системе сенсорного воспитания. Укрепление зрительного анализатора с применением специальных упражнений, гимнастик, дидактических игр

в пространстве, на плоскости);

- формирование зрительно-двигательных координаций, развитие прослеживающей, аккомодационной функции глаза (соединение, дорисовывание линий, штриховки, обводки, сличение предметов на разном расстоянии). Дидактические игры и упражнения:

«Часть-целое», «Узнай по контуру», «Чей силуэт», «Назови детали предмета», «Расскажи, кто где», «Что вверху, а кто внизу», «Узнай звук по символу», «Квакуша и язычки», «Язычок и глазки спят -язычок и глазки проснулись» и т.д.

Использование книги-тренажёра для укрепления детского зрения Г.Г. Демирчогляна, специальных комплексов зрительной гимнастики Э.С. Аветисова, И.Н. Матвеевой.

Методы реализации проекта:

Логопедическое воздействие на этапах реализации проекта осуществлялось различными методами. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребёнка. На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов.

На занятиях применялось использование методов и приёмов разных групп. По характеру направленности методы подразделялись на методы прямого воздействия и методы обходных путей (создание новых функциональных связей в обход нарушенных (неразвитых) звеньев речевой функциональной системы). Группы методов, используемые при реализации проекта: практические, наглядные, словесные.

I Практические методы.

Ведущим методом во время реализации проекта является метод моделирования. Моделирование - это метод создания и использования моделей, в основе которого лежит принцип замещения (другой предмет, изображение, знак) [2]. Условным заместителем ЯЗЫКА стала: КИСТЬ РУКИ, имеющая тактильно-двигательную направленность.

Условным заместителем ГУБ выбраны ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ тактильной направленности и зрительно-тактильной направленности, соответствующие положению губ при произношении определённого звука.

Также дети используют модели при составлении звуковых, слоговых схем, применяют опыт работы со схемами, составляя звуковой состав слова по составу гласных и по полному звуковому составу (авторская игра «Звуковая мозаика»).

Используются следующие методы: • упражнения (многократное повторение ребёнком практических и умственных заданных действий):

- подражательно-исполнительские упражнения (выполняются детьми в соответствии с образцом). Используются при развитии дыхания, голоса, артикуляции, общей и ручной моторики;

- конструктивные (дети конструируют буквы из элементов, трансформируют);

- творческие упражнения (используются усвоенные способы в новых условиях на новом речевом материале. Например, при формировании звукового анализа и синтеза, определении последовательности звуков сначала даётся с опорой на вспомогательные средства, а в дальнейшем только в речевом плане, т.е. усвоение звукового анализа переносится в новые условия);

- речевые упражнения (повторение слов с поставленным звуком при коррекции нарушений звукопроизношения).

• игры (использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами: показом, пояснением, указаниями, вопросами. Основной компонент - воображаемая ситуация в развёрнутом виде): игры с пением, дидактические, подвижные, творческие, драматизации.

II Наглядные методы (иллюстраций и демонстраций): наблюдение, применение рисунков, показ артикуляции звуков, показ упражнений, образец правильной речи, записи речи детей на различных этапах коррекции.

III Словесные методы.

1. Рассказ (форма обучения, при которой обучение носит описательный характер).

2. Беседа (предварительная, итоговая, обобщающая).

В процессе логопедической работы используются и словесные приёмы: показ образца, объяснение, педагогическая оценка, пояснение.

IV Метод тактильно-кинестетической стимуляции (по методу Е.Ф. Архиповой).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В основе метода - усиление артикуляционных кинестезий и проприорецептивных ощущений в органах речи путем включения в коррекционно-логопедическую работу стимуляции рецепторных зон кистей обеих рук.

V Методы, повышающие мотивацию и интерес детей к выполнению коррекционно-развивающих заданий (метод проблемного обучения, предметно-практический и частично-поисковый методы).

За время реализации проекта использовались также специфические методы, приёмы, формы работы в работе учителя-логопеда с детьми с нарушениями зрения и речи.

1. Практические действия, совершаемые ребёнком, так как они наиболее эффективны для коррекции недостаточности чувственного опыта детей.

2. Использование муляжей, рельефных, силуэтных, контурных изображений предметов, букв; подбор демонстрационного и индивидуального материала с учётом объёмности и размера пособий.

3. Использование фоновых изображений, специальных указок для расширения поля зрения.

4. Учёт адекватности в выборе цвета пособий с преобладанием в изображении хроматических цветов.

5. Соблюдение эргономических требований согласно зрительному дефекту (соблюдение правил освещения, расположения детей в кабинете).

6. Соблюдение специфики структурного построения логопедического занятия с учётом чередования зрительной, слуховой и тактильной нагрузок;

применение упражнений различных комплексов гимнастики для глаз Э.С. Аветисова, И.Н. Матвеевой (стимуляция работы глазной мышцы, снятие астенопического синдрома), использование тренажёров и упражнений, рекомендованных Г. Демирчоглян.

Практическая значимость проекта:

Проект создаёт условия для формирования социальной компетентности детей с нарушениями зрения и речи и позволяет:

- использовать полученные умения в различных ситуациях общения,

- конструктивно решать типовые и проблемные задачи при помощи речи в повседневной жизни,

- реализовывать возможности ребёнка в общественной жизни через преодоление или ослабление нарушений произносительной стороны речи.

Прогнозируемый результат проекта:

- формирование новых произносительных умений и навыков;

- развитие исследовательской, интеллектуально-познавательной компетентности (умения анализировать, синтезировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, проводить аналогии, делать свои умозаключения), осваивая процесс формирования произносительных навыков;

- формирование мотивационных способностей к общению (инициировать общение детей в группе, переходить от пассивных «молчаливых игр» к активной речевой деятельности, занимать партнёрскую позицию в ситуации общения, решать адекватными речевыми способами типовые и проблемные ситуации, развивать диалогические умения детей, обеспечивающие ребёнку позитивные способы общения);

- совершенствование словарного запаса, грамматического строя речи у детей с нарушением зрения и речи, закрепляя полученные произносительные умения и навыки на материале лексических тем;

- формирование активной родительской позиции на основе продуктивного сотрудничества детского сада и семьи с использованием авторской системы работы по организации поведенческой терапии педагогов и родителей при коррекции нарушений звукопроизношения;

- формирование системных зрительных образов у детей с нарушением зрения и речи в процессе развития зрительного восприятия, зрительной памяти, внимания;

- обогащение чувственного опыта через работу всех видов анализаторов в системе сенсорного воспитания.

Мониторинговые исследования:

В результате проведения коррекционно-логопедической работы по авторской технологии коррекции нарушений звукопроизношения у детей с нарушением зрения и речи получена положительная динамика.

По результатам анкетирования родителей и воспитателей наблюдается позитивная динамика в успешной социализации детей, что отмечается, как родителями, так и педагогами (таблицы 4 и 5).

Таблица 4

Общие показатели сформированности мотивации детей с нарушением зрения и речи к обучению на логопедических занятиях

Анкетируемые Середина учебного года (старшая группа) Конец учебного года (старшая группа)

Родители 1,4 балла 1,8 баллов

Таблица 5

Общие показатели сформированности социальных компетентностей у детей с

нарушением зрения и речи

Анкетируемые Начало учебного года (подготовительная группа) Конец учебного года (подготовительная группа)

Родители 0,9 балла 1,7 балла

Воспитатели 0,7 балла 1,5 балла

Родители и воспитатели отвечали на вопросы анкеты, в которой: ответ «да» соответствовал - 2 баллам; ответ «иногда» соответствовал - 1 баллу; ответ «нет» соответствовал - 0 баллам. Итоговые данные: в старшей группе на начало учебного года уровень сформированности звуковой культуры составил 47,2%. На конец учебного года составил 68,8% (прирост составил 21,6%) (рисунок 1). В подготовительной группе на начало учебного года уровень сформированности звуковой культуры составил 71%. На конец учебного года составил 95% (прирост составил 24 %) (рисунок 2).

100% 80% 60% 40% 20% 0%

П111 ■ п

ГРГГГ1

:начало учебного года

I-

га Е

е н

о

0

к

а

о

о

е ч

га г г

а

а.

# °

® £ ^ т

о: со

а н

т к т

О

к £

1.

<

Рис. 1. Общие показатели речевого развития детей старшей группы

100% 80% 60% 40% 20% 0%

ггггм

ф го

з а.

ьг ;у

" 1

® о-0

I

fE

s Ц

| О

I g

® £

со

(б X

о

.

о

ISO р

Qu

-

Ф т

ф

-

ф т

S р

га

.

s IS J(i

^ ф m Фет ф а.х _

л ? ц а£. * х£о >уГ о.

¡¡ко к р ° СО t—

.

Dначало учебного года

Рис. 2. Общие показатели речевого развития детей подготовительной группы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список:

1. Архипова Е.Ф. Практикум-максимум. Приемы нейростимуляции при постановке и автоматизации звуков [Электронный ресурс]. - URL: https: //arkhipovaef. ru.

2. Венгер Л.А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание. - 1982. - № 3. - С. 46-52.

3. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1992. - 143 с.

4. Одинокова Н.А. Значение развития познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S18. - С. 38-45.

5. Одинокова Н.А. Влияние слухового восприятия на развитие детей с общим недоразвитием речи и нарушением зрения // Инклюзивная культура в современном обществе: сборник трудов Международной научно-практической конференции г. Новосибирск, 25-26 апреля 2017 г. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2017. - С. 85-87.

6. Одинокова Н.А. Условия развития слухового восприятия детей, имеющих ограниченные зрительные возможности // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства: материалы научно-практического семинара (г. Новосибирск, 7-8 апреля 2016 г.) / Под ред. Г.С. Чесноковой, Е.В. Ушаковой. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2016. - С. 175-178.

7. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей. - М.: Аркти, 2001. - 142 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.