Научная статья на тему 'Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей, имеющих нарушения речи'

Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей, имеющих нарушения речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6782
738
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей, имеющих нарушения речи»

О. А. Егорова

Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей, имеющих нарушения речи

Комплексное сопровождение детей с речевыми нарушениями относится к числу наиболее сложных видов оказания медико-психолого-педагогической помощи детям. Это обусловлено, прежде всего, тем, что речевой дефект, каков бы он ни был, носит многосторонний характер. Это подтверждается психолого-педагогическими, психолингвистическими и медико-педагогическими исследованиями. (Р.Е. Левина, С.С. Ляпидевский, Т.Б. Филичева, В.К. Воробьёва, В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева, О.Н. Исаев, В.В. Ковалёв и др.).

С каждым годом возрастает число детей, имеющих системные речевые нарушения. Контингент групп компенсирующей направленности в ОУ составляют в основном дети с общим недоразвитием речи.

Клинико-психолого-педагогические исследования показали, что неполноценная речевая деятельность негативно отражается на формировании сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы (наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения) [2].

Своевременное преодоление речевых нарушений имеет большое значение для общего психического развития ребёнка, что и объясняет повышенный исследовательский интерес к вопросам их профилактики и коррекции.

Многоуровневость структуры дефекта, наличие неречевой и речевой симптоматики предполагает разнонаправленное воздействие на личность ребенка с речевой патологией, осуществляемое в комплексе коррекционных мероприятий. В связи с этим возникает необходимость комплексного подхода к медико-психолого-педагогическому сопровождению детей с речевыми нарушениями, что подразумевает направления организационно-управленческой и коррекцион-но-педагогической деятельности, решение вопросов методического обеспечения, включающего учебно-тематический и перспективный планы; разработку и систематизацию практического материала, которым могли бы пользоваться педагоги ОУ в осуществлении коррекционной работы [1, 3].

Цель психолого-медико-педагогического сопровождения: создание единого коррекционного пространства, способствующего устранению речевых нарушений, развитию психических и мыслительных процессов, коммуникативной деятельности обучающихся.

Задачи сопровождения: профилактика возникновения проблем развития ребёнка; помощь (содействие) ребёнку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации; развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей.

Для решения поставленных задач определены следующие принципы.

Специалист системы сопровождения всегда находится на стороне интересов ребенка, он призван стремиться решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.

Ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист сопровождения прекратит поддержку

ребенка только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден.

Коррекционно-развивающую работу осуществляет согласованная «команда» специалистов, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов.

Все решения специалистов системы сопровождения могут носить только рекомендательный характер. Ответственность за решение проблемы остается за ребенком, его родителями или лицами, их заменяющими, педагогами, близким окружением.

Деятельность службы ПМП сопровождения направлена на обеспечение двух согласованных процессов:

- индивидуальное сопровождение детей;

- системное сопровождение, направленное на профилактику или коррекцию проблемы, характерной не для одного ребенка, а для системы в целом.

На практике служба сопровождения начинает специальную работу с ребенком в следующих случаях:

- выявление проблем в ходе массовой диагностики;

- обращение родителей за консультациями;

- обращение педагогов, администрации ОУ;

- обращение самого ребенка по поводу проблем;

- обращения специалистов других социальных служб.

Психолого-медико-педагогическое сопровождение выступает как комплексная технология. Весь коллектив сотрудников участвует в реализации программы сопровождения. Работая как одна "команда", каждый участник психолого-медико-педагогического сопровождения выполняет четко определенные цели и задачи в своем направлении работы [1; 3].

Тесное взаимодействие всех участников коррекционного процесса необходимо не только с целью диагностики, профилактики речевых и психических нарушений, но и с целью разработки новых технологий интегрированного подхода к содержанию коррекционно-развивающей деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.

Одной из форм тесного сотрудничества учителя-логопеда и педагога-психолога является проведение интегрированной непосредственно-образовательной деятельности (НОД), способствующей гибко сочетать традиционные и нетрадиционные методы, повысить эффективность в работе и получить стабильные результаты.

Работа по психолого-медико-педагогическому сопровождению осуществляется в 3-х направлениях.

1. Непосредственно коррекционно-развивающая работа, формами организации которой выступают индивидуальные и подгрупповые занятия.

2. Совместная деятельность специалистов и педагогов. Основные формы организации: курсы повышения квалификации; совместное планирование работы по развитию и коррекции речи воспитанников; интегрированные занятия; анализ результатов работы; семинары-практикумы; практические занятия; индивидуальные консультации.

3. Консультативная помощь родителям по вопросам коррекционно-развивающей работы, которая осуществляется в форме: ознакомления с резуль-

татами диагностики состояния речи воспитанников; планирование совместной работы по коррекции речевых нарушений; подгрупповых и индивидуальных консультаций; открытых занятий; оформления информационных стендов; индивидуальных тетрадей связи.

Первый этап психолого-медико-педагогического сопровождения - диагностический.

Целью данного этапа является осознание сути проблемы, ее носителей и потенциальных возможностей решения. Содержание работы на этом этапе включает: уточнение логопедического заключения; неврологического диагноза; уровня развития психических процессов; составление речевого профиля класса; рекомендации по медикаментозному лечению; составление графика медицинских процедур; проведение заседания психолого-медико-педагогического консилиума; родительские собрания по итогам адаптации и диагностики; индивидуальное консультирование родителей, педагогов по итогам обследования.

Формы отчетности этапа: медицинские карты, речевые карты, карты сенсорного развития, таблицы и графики, карты динамики развития ребенка, методические рекомендации, справки, карта адаптации к школьному обучению.

Второй этап - проектирование. Его цель - сбор необходимой информации о путях и методах разрешения проблемы, составление или корректировка плана коррекционного обучения, развития и воспитания с учетом результатов проведенной диагностики, доведение этой информации до участников сопровождения, создание положительной мотивации у ребенка к коррекционному воздействию.

Инструментарий проектирования: программы, планы, технологии логопедической и психологической работы по устранению речевых нарушений, план работы психолого-медико-педагогического консилиума, методические рекомендации, портфолио педагогов, психологические тесты.

Содержание работы на этом этапе включает: составление плана логопедической работы по итогам обследования речи; корректировку коррекционно-воспитательного планирования, плана занятий по сенсорному развитию; тематическое планирование работы педагога; планирование профилактических медицинских мероприятий; комплектование групп для занятий с логопедом и психологом; прогнозирование предполагаемых результатов; консультирование педагогов по использованию технологий; коррекционно-логопедической работы и психологического сопровождения.

Формы отчетности этапа: планы специалистов, педагогов, расписание логопедических и коррекционных занятий, рекомендации, схемы-графики по итогам психологического тестирования.

Третий этап - деятельностный. Цель этапа - обеспечение коррекционного обучения, развития, социализации в соответствии с программами и планами, рекомендованными специалистами и коррекционными педагогами каждому ребенку, развитие познавательных интересов, активизация познавательной деятельности; выявление учащихся с трудностями обучения и оказание им дополнительной помощи.

Инструментарий: портфолио учащихся, тетради связи, логопедические тетради, тетради по учебным предметам, картотеки игр и упражнений, методическое обеспечение учебного, психологического и логопедического процесса, информационное обеспечение компьютерными программами по развитию пси-

хических процессов, логопедическими тренажерами типа "Дельфа-142", "Учись говорить правильно", "Игры для тигры" и т. д.

Содержание работы на этом этапе включает: организацию и проведение логопедических занятий в соответствии с планом в рамках коррекционно-развивающей программы; обеспечение медицинского сопровождения; индивидуальное и групповое консультирование педагогов, родителей специалистами; проведение открытых, занятий, тренингов, семинаров для родителей и педагогов; выявление учащихся с трудностями в обучении, в поведении, с нарушениями мотивации; дополнительное обследование их специалистами; проведение психолого-медико-педагогического консилиума по результатам диагностики учащихся, испытывающих трудности обучения и развития, выработка рекомендаций; представление учеников с проблемами обучения на районную психолого-медико-педагогическую комиссию с целью уточнения образовательного маршрута.

Формы отчетности этапа: планы или конспекты занятий, открытые занятия для педагогов, открытые занятия для родителей, заключения психолого-медико-педагогического консилиума, характеристики, презентации, результаты тестирования в виде таблиц, графиков и схем.

На деятельностном этапе сопровождения осуществляется коррекционно-логопедическая работа по авторским и адаптированным программам на логопедических занятиях, на коррекционных занятиях в сенсорной комнате, на занятиях по ритмике, логоритмике, куклотерапии. Такие занятия формируют и развивают коммуникативные навыки у детей с нарушениями речи, коррегируют моторные, психические, речевые функции, активизируют творческий потенциал детей, развитие эмоционально-личностной сферы улучшают адаптацию детей в новых условиях обучения.

Технология "интегрированное обучение" способствует объединению специалистов сопровождения, реализации поставленных задач коррекции и развития в более короткий срок. Практика проведения интегрированных уроков и занятий активно используется в системе коррекционного воздействия.

Четвертый этап - рефлексивный. Цель данного этапа: подведение итогов сопровождения, анализ результатов коррекции и развития, определение уровня результативности.

Инструментарий: материалы итогового тестирования, таблицы, графики.

Содержание работы на этом этапе включает: Итоговую диагностику специалистами: анализ результатов деятельности специалистов; проведение психолого-медико-педагогического консилиума по результатам коррекционного обучения; рекомендации по выбору образовательного маршрута; рекомендации по наблюдению у невролога и логопеда; индивидуальное консультирование родителей специалистами.

Главной формой отчетности сопровождения считается диагностическая карта развития ребенка, включающая индивидуальную программу сопровождения.

Психолого-медико-педагогическое сопровождение позволяет защитить права ребенка, обеспечить его физическую и психологическую безопасность, педагогическую поддержку и содействие в преодолении проблем развития [1, 3].

Эффективность сопровождения определяется не только по частным данным психологической, педагогической, медицинской диагностики, но и по более общим показателям: удовлетворенность ребенка и родителей результатом работы;

тенденция к формированию позитивной, адекватной Я-концепции; успешность в овладении адекватными возрасту и особенностям ребенка видами речевой деятельности.

Концептуальной основой психолого-медико-педагогического сопровождения является педагогика успеха, которая предполагает обеспечение условий для развития, самореализации и социализации личности ребенка посредством создания ситуации успеха, в которых максимально раскрываются возможности каждого ребенка.

Список литературы

1. Жирнова О С. Психолого-педагогическое сопровождение детей с общим недоразвитием речи в ДОУ [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). - М.: Буки-Веди, 2014. - С. 62-64.

2. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 480 с.

3. Рогова А.А., Салаватулина Л. Р. Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в условиях комбинированного дошкольного образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С. 561-565. - URL: http://e-koncept.ru/2016/86123.htm

Е. В. Емец

Особенности связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи

Один из основных аспектов коррекционно-логопедической работы с младшими школьниками, имеющими общее недоразвитие речи, является формирование у них связной речи. Развитие связной речи - наиважнейшее условие успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать развернутые ответы на сложные вопросы в процессе обучения, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества.

По мнению Л.С. Выготского, возможность развития творческой речевой деятельности появляется у детей в старшем дошкольном возрасте, когда у них формируется запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают словарем, сложными формами связной речи. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое [1].

Развитием связной монологической речи занимались Воробьева В.К., Давидович Л.Р., Глухов В.П., Филичева Т.Б. и др.

Нами было проведено исследование, направленное на выявление уровня развития связной монологической речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.

Исследование проводилось на базе МБОУ "Марфинская СОШ" в Мытищинском районе в период с сентября по декабрь 2016 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.