Научная статья на тему 'Опыт работы по организации механизмов партнерства в логопедическом сопровождении обучающихся с интеллектуальными нарушениями'

Опыт работы по организации механизмов партнерства в логопедическом сопровождении обучающихся с интеллектуальными нарушениями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3837
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Auditorium
Область наук
Ключевые слова
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ / СИСТЕМНОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / КОРРЕКЦИЯ СИСТЕМНОГО РЕЧЕВОГО НЕДОРАЗВИТИЯ / МЕХАНИЗМЫ ПАРТНЕРСТВА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Владимирова Н.С.

В статье рассматривается опыт взаимодействия учителя логопеда общеобразовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья с различными организациями, специалистами социально-педагогических областей, родителями. Раскрываются механизмы партнерства, повышающие качество коррекции речевого недоразвития у детей с интеллектуальными нарушениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Владимирова Н.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт работы по организации механизмов партнерства в логопедическом сопровождении обучающихся с интеллектуальными нарушениями»

УДК 376.42

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ МЕХАНИЗМОВ ПАРТНЕРСТВА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

© 2019 Н. С. Владимирова

учитель-логопед e-mail: n-simashova @ mail. ru

Российская Федерация, Курская область, город Железногорск ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ»

В статье рассматривается опыт взаимодействия учителя - логопеда общеобразовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья с различными организациями, специалистами социально-педагогических областей, родителями. Раскрываются механизмы партнерства, повышающие качество коррекции речевого недоразвития у детей с интеллектуальными нарушениями.

Ключевые слова: логопедическое сопровождение, интеллектуальные нарушения, обучающиеся с интеллектуальными нарушениями, системное недоразвитие речи, коррекция системного речевого недоразвития, механизмы партнерства, взаимодействие специалистов.

Проблема логопедического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) интересовала исследователей практически с момента появления науки «логопедия». Под речевым дефектом обучающихся с интеллектуальными нарушениями они понимают системное недоразвитие речи, выражающееся в комплексе психических расстройств и дисфункции базовых языковых составляющих: произношения, фонематики, лексико-грамматического строя речи, письменной речи. (Г. А. Каше, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева и др.)

Для коррекции обозначенных нарушений в целях формирования комплексной системы логопедического сопровождения участников образовательного процесса в образовательном учреждении определен следующий механизм взаимодействия.

1. Междисциплинарное взаимодействие внутри образовательного учреждения. Крайне благоприятным является взаимодействие логопеда с другими педагогами внутри образовательной организации [Шипицина 2003]. В учреждении организация партнерства между сотрудниками находится на достаточно высоком уровне. Цель взаимодействия - создание единого коррекционно-образовательного пространства и речевой среды.

Во время проведения логопедических занятий совместно с педагогом-психологом у детей корригируются моменты тревоги, ослабляется фобия речевого контакта, улучшается социализация детского коллектива.

В процессе игровых моментов на уроках с учителями-дефектологами решаются проблемные ситуации практико-ориентированного характера. При этом осуществляются все виды коррекции речевого дефекта: постановка диафрагмально-речевого дыхания, автоматизация и дифференциация, практическое овладение детьми грамматическими навыками, развитие связной речи.

В рамках сотрудничества с психолого-медико-педагогическим консилиумом школы учитель-логопед помогает оценить основные области психоречевого развития детей, участвует в подборе и прогнозе для них основного образовательного маршрута, отслеживает динамику развития школьников.

Раздел 2. ВАРИАТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПАРТНЕРСТВА В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЦ С ОВЗ

Тесное взаимодействие с учителями младших классов, воспитателями ГПД (выработка единых требований к речи детей, взаимопосещение уроков и занятий, совместные интегрированные образовательные мероприятия, логопедизация режимных моментов) обеспечивает устойчивость результатов логопедической коррекции и создание единого речевого пространства.

Продуктивным является сотрудничество в рамках школьной системы дополнительного образования. Занятия в театральных коллективах - для развития сценической речи, автоматизации выработанных с логопедом навыков, преодоления логофобии, улучшения качества звучания речи при работе над интонацией в процессе разучивания ролей. Спортивные и танцевальные занятия развивают координацию, чувство ритма, нормализуют мышечный тонус, способствуют постановке диафрагмально-речевого дыхания, оздоровлению детского организма.

В системе ведется консультирование сотрудников организации по вопросам специфики, видам, возможным способам коррекции речевого недоразвития, затрудняющего успешное овладение обучающимися письменной речью. Методические мероприятия в форме полилога, круглого стола, дискуссионной площадки, выступлений на заседаниях методического и общешкольного совета способствуют повышению профессиональных компетенций, обеспечивают преемственность в работе учителя-логопеда и других специалистов школы.

Результативность логопедической помощи напрямую зависит не только от целенаправленной, комплексной работы учителя-логопеда, но и осознанного, заинтересованного включения семей, воспитывающих детей с ОВЗ, в этот процесс.

Наряду с использованием традиционных форм взаимодействия с родителями осуществляется проведение интегрированных детско-родительских мероприятий совместно с логопедом, психологом, социальным педагогом, медицинскими сотрудниками. Цель взаимодействия - объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого ребёнка с речевой патологией; сформировать у родителей желание помогать своему ребёнку, общаться с ним; уметь правильно реагировать на проблемы и достижения.

Благодаря процессу реализации Концепции о развитии ранней помощи в Российской Федерации и становлению службы ранней помощи в Курской области [Полякова 2017] учреждением была получена материально-техническая база лекотеки. Учитель-логопед, а также другие специалисты и непостоянные сотрудники лекотеки прошли обучение по организации психолого-педагогического сопровождения в рамках игровых занятий, успешно применяют их в практической деятельности с родителями (законными представителями).

Последнее время отработан современный механизм партнерства с родителями в рамках интернет технологий. Родитель (законный представитель) может получить квалифицированную помощь от школьных специалистов на официальном сайте учреждения через форму обратной связи «Задай вопрос специалисту».

2. Межведомственное взаимодействие. Расширение социальных контактов, установление партнерских взаимоотношений с государственными и общественными организациями, фондами способствуют комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с интеллектуальными нарушениями, их адаптации и дальнейшей социализации.

Между учреждением и Железногорской епархией заключен договор о сотрудничестве, что позволяет расширить возможности теологического воздействия на образовательный процесс обучающихся. Разработан цикл логопедических занятий, направленных не только на практическое корригирование речевых функций обучающихся, но и на духовно-нравственную сферу их жизни, на расширение их

Владимирова Н. С. Опыт работы по организации механизмов партнерства в логопедическом сопровождении обучающихся с интеллектуальными нарушениями

социального опыта. Практика этой работы обобщена учителем-логопедом в рамках регионального этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя» (2018 г.), организованного под протекцией областной епархии. По итогам конкурса учитель-логопед награждена благодарностями комитета образования и науки Курской области и митрополита Германа.

Многолетнее сотрудничество образовательного учреждения и Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» помогает в установке профессиональной ориентации школьников с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка, способствует повышению уровня самоподготовки и самооценки, включению в социальную жизнь общества. Ежегодные культурно-оздоровительные мероприятия, участие в социальных проектах фонда раскрепощают дух и укрепляют тело обучающихся, буквально поднимая их на новый социально-психологический уровень и давая возможность учителям-дефектологам закрепить сформированные знания и умения в общественной жизни, способствуют духовному обогащению детей с интеллектуальными нарушениями.

Совместные мероприятия, конкурсы, акции («Георгиевская лента против свастики», «Вежливый водитель», «Открытка - ветерану», «Белый цветок», «Нет наркотикам», «Рождественская открытка» и другие) с волонтерами добровольческого движения МУ «Центр молодежи» г. Железногорска помогают становлению гражданской идентичности обучающихся с интеллектуальными нарушениями, их социальной, религиозной, гражданской и философской толерантности.

3. Партнерство с дефектологическим сообществом позволяет решать профессиональные вопросы, повышать уровень своих профессиональных знаний и умений.

Сотрудничество с логопедами коррекционно-развивающих групп дошкольных учреждений комбинированного и компенсирующего видов (МДОУ № 14, № 10 г. Железногорска) обеспечивает преемственность обучения, раннюю коррекцию неблагоприятных вариантов развития у детей, позволяет оказывать полиморфное, пролонгированное воздействие на развитие ребенка с ОВЗ, предупреждает школьную дезадаптацию.

Для улучшения качества оказываемых образовательных услуг, получения методической помощи по вопросам логопедического сопровождения образовательного процесса, профессиональной поддержки по основным направлениям профессиональной деятельности учитель-логопед тесно сотрудничает со специалистами Курского областного центра психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения, областной и территориальной психолого-медико-педагогической комиссиями.

Активное участие учителя-логопеда в сетевых интернет сообществах (vk.com, ДефектологияПроф и др.) позволяет использовать в своей работе передовой педагогический опыт; обмениваться дидактическим материалом; получать в онлайн режиме квалифицированную помощь практикующих опытных специалистов; участвовать в совместных интернет-проектах, профессиональных конкурсах дефектологов; повышать уровень профессиональной квалификации.

В настоящий момент мы можем говорить о положительном опыте взаимодействия и социального партнерства в сфере логопедического сопровождения всех участников образовательного процесса.

Раздел 2. ВАРИАТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПАРТНЕРСТВА В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЦ С ОВЗ

Библиографический список

Полякова Н.А. Становление службы ранней помощи областного центра // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2017. Вып. №1. С. 16-21.

Шипицына Л.М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. М.: Владос, 2003. 528 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.