Научная статья на тему 'Проектирование и реализация индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья'

Проектирование и реализация индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4216
429
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / МОДУЛЬ / ЗАДАЧИ / INTEGRATED SUPPORT / INDIVIDUAL EDUCATIONAL PROGRAM / DISABLED CHILDREN / SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / MODULE / TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винтаева Т. Н.

В статье раскрывается комплексный подход к сопровождению дошкольников с ограниченными возможностями здоровья через проектирование и реализацию индивидуальных образовательных программ. Указывается на необходимость определять содержание коррекционно-развивающего образования с учетом структуры дефекта и особых образовательных потребностей обучающихся. Предлагается модель программы, содержащая блоки, этапы работы в свете современных требований к развитию общего и специального дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винтаева Т. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN AND IMPLEMENTATION OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL PROGRAMS FOR DISABLED CHILDREN

The article focuses on the complex approach to supporting disabled preschoolers through the design and implementation of individual educational programs. It points out the necessity of providing the content of the education aimed at intervention and development, and taking into account the defect and the special educational needs of students. A model of the program containing the units and stages in terms of modern requirements for development of general and special preschool education.

Текст научной работы на тему «Проектирование и реализация индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья»

УДК 372.3/.4

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

DESIGN AND IMPLEMENTATION OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL PROGRAMS

FOR DISABLED CHILDREN

© 2015

Т.Н. Винтаева

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

(Россия, Самара)

T.N. Vintayeva Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)

В статье раскрывается комплексный подход к сопровождению дошкольников с ограниченными возможностями здоровья через проектирование и реализацию индивидуальных образовательных программ. Указывается на необходимость определять содержание коррекционно-развивающего образования с учетом структуры дефекта и особых образовательных потребностей обучающихся. Предлагается модель программы, содержащая блоки, этапы работы в свете современных требований к развитию общего и специального дошкольного образования.

The article focuses on the complex approach to supporting disabled preschoolers through the design and implementation of individual educational programs. It points out the necessity of providing the content of the education aimed at intervention and development, and taking into account the defect and the special educational needs of students. A model of the program containing the units and stages in terms of modern requirements for development of general and special preschool education.

Ключевые слова: комплексное сопровождение; индивидуальная образовательная программа; дети с ограниченными возможностями здоровья; особые образовательные потребности; модуль; задачи.

Keywords: integrated support; individual educational program; disabled children; special educational needs; module; tasks.

Гармонизация познавательного и личностного потенциала ребенка с ограниченными возможностями здоровья, коррекция выявленных нарушений и профилактика возможных отклонений в развитии, обусловленных глубиной и тяжестью дефекта, внешним воздействием образовательной среды, восстановление позитивных межличностных отношений между детьми и их родителями, компенсация психосоматических расстройств, формирование психологической готовности к саморазвитию и созидательной жизни в обществе - вот цели сопровождения. Их достижение диктует необходимость включения в образовательный процесс индивидуальных программ, направленных на удовлетворение особых образовательных потребностей каждого ребенка с ограниченным возможностями здоровья [1; 21. Актуальность проблемы проектирования и реализации индивидуальных образовательных программ определяется рядом противоречий:

- между общественной потребностью в создании условий качественной индивидуализации и адаптации детей с ограниченным возможностями здоровья и несовершенством систем их сопровождения в образовательных учреждениях;

- между имеющимся потенциалом психолого-педагогических средств индивидуального сопровождения детей с ОВЗ и недостаточной научно-теоретической разработанностью сопровождения в образовательных учреждениях;

- между уровнем психолого-педагогического сопровождения индивидуальных образовательных программ и недостаточной разработанностью программно-методического материала для специалистов сопровождения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, соответствующего изменениям, происходящим в общем и специальном дошкольном образовании на современном этапе его развития.

Приоритетной задачей учителя-дефектолога становится поиск наиболее продуктивных методов и приемов коррек-ционно-развивающей работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья, совершенствование организационных форм, содержания, методов, приемов и технологий образовательной деятельности через проектирование и реализацию индивидуальных образовательных программ.

Содержание образовательной программы для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей в пяти образовательных областях - социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической. В соответствии с требования ФГОС ДО, учитывая специфику речевого, психического, моторного и личностного развития дошкольников с ОВЗ, образовательная организация определяет цели образовательной программы для данной категории воспитанников. Приоритетными направлениями образовательной организации для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья является обеспечение полноценного, целостного развития детей дошкольного возраста в процессе преодоления выявленных нарушений в рамках государственного образовательного стандарта дошкольного образования по всем направлениям образовательной деятельности и формирование современных базисных основ личности каждого дошкольника. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательной программы ориентировано на квалифицированную коррекцию и поступательное развитие интеллектуальных, физических и личностных качеств воспитанников. Задачи психолого-педагогической работы решаются интегрировано в ходе освоения детьми всех разделов программы, наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным коррек-ционно-развивающим психолого-педагогическим сопровождением.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это чрезвычайно неоднородная группа детей с особыми образовательными потребностями. Уровень психофизического развития таких детей препятствует освоению ими образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Создание специальных условий предполагает выдвижение комплекса задач обучения, ориентированных на воспитанников с ОВЗ; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребенка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики нарушения развития ребенка. Комплексное воздействие на воспитанников осуществляется на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях. Особые образовательные потребности детей различны и зависят от возраста, характера, степени тяжести первичного нарушения, а зачастую и его структуры, выраженности их последствий [3; 4]. Именно их наличие определяет объективную потребность в использовании других, не традиционных, а специальных способов педагогического воздействия. Специфические (или особые) образовательные потребности таковы:

- у детей с задержкой психического развития - это потребность в вариабельности помощи при усвоении нового, в разнообразии и увеличении числа повторений, что определяются характером и степенью тяжести первичного нарушения и вторичных отклонений;

- у детей с умственной отсталостью - это потребность в особых методах и приемах коррекционно-педагогической помощи для последовательного овладения ребенком ориентировочными действиями, мыслительной деятельностью, обучения социальным нормам и их самостоятельного соблюдения;

- у детей с нарушениями слуха - потребность в развитии познавательных способностей путем усвоения и использование знаковых систем, овладения речью через чтение;

- у детей с нарушениями зрения -потребность в усвоении нового путем использования функциональных возможностей сохранных анализаторов и компенсаторного потенциала (тактильного, двигательного, слухового);

- дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются в усвоении нового путем использования функциональных возможностей сохранных анализаторов, ведущими информационными источниками в этом случае являются зрение и слух;

- дети с нарушениями речи - в создании специальной языковой среды, развитии речевых возможностей путем усвоения нового с помощью практической ориентировки;

- дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения - в индивидуальном подборе сенсорной и эмоциональной нагрузки, методов и приемов для повышения их социальной компетенции;

- дети с множественными нарушениями - в индивидуальном походе к определению методов и приемов, темпа коррек-ционно-педагогического воздействия;

- дети с тяжелыми хроническими соматическими заболеваниями - в индивидуальном темпе при усвоении новых знаний и умений.

Специально организованное образовательное пространство, специализированные методы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья позволяют активизировать и реализовать их сохранный познавательный и личностный потенциал, а также сгладить проявление первичного нарушения здоровья [3]. Удовлетворение особых образовательных потребностей является единственным путем преодоления социальных ограничений. Именно в этом случае специально отобранное содержание образования, особым образом построенный процесс обучения являются средством, с помощью которого ребенок может познавать окружающий мир, а в дальнейшем адаптироваться в со-

циуме. Особые образовательные потребности задаются спецификой нарушения и определяют характеристику построения образовательного процесса, они находят свое отражение в структуре и содержании индивидуальной образовательной программы.

Работа по отбору содержания и проектирования каждой из образовательных областей в структуре индивидуальной образовательной программы должна проводиться в определенной логике. Мы предлагаем специалистам дошкольных организаций, участвующих в разработке коррек-ционно-развивающих образовательных программ, следующую последовательность действий.

1. Провести теоретический анализ проблемы реализации образовательной области, ответив на вопросы:

- какой должна быть модель образовательной области?

- какие разделы должны быть представлены в образовательной области?

- как это согласуется с существующими образовательными программами?

- могут ли быть различия в содержании образовательной области для конкретных воспитанников с ограниченными возможностями здоровья?

- в чем они проявляются? Почему?

- при каких условиях может быть получен положительный результат?

Так, содержание образовательной области «Физическое развитие» составляет ряд компонентов: двигательный (моторный), познавательный, поведенческий и ценностный. Реализация содержания образовательной области с детьми нарушением опорно-двигательного аппарата или умственной отсталостью предполагает системный подход в решении коррек-ционно-развивающих задач в отношении всех компонентов данной образовательной области. Воспитанники могут иметь различные трудности в освоении образовательной области «Физическое развитие»:

- двигательный (моторный) компонент: у детей имеется отставание в психофизическом развитии, наличие патологии рефлекторной сферы (врожденные двигательные рефлексы появляются с

опозданием, что препятствует развитию произвольной моторики), наличие патологии моторного развития (двигательных стереотипов: неправильные позы сидения, стояния, специфическая походка), недостаточность ручной моторики;

- познавательный компонент: недостаточность сенсомоторных функций, неполноценность контактного восприятия, нарушения зрения, слуха, речи, отставание в развитии вербального и невербального интеллекта;

- поведенческий компонент: низкая дифференциация эмоциональных реакций, их неадекватность, психологическая пассивность, инертность;

- ценностный компонент: недостаточность мотивационной готовности к двигательной активности.

Учитывая указанные трудности, задачами образовательной области «Физическое развитие» должны стать формирование и обогащение двигательного опыта, обеспечение моторного развития, двигательной самостоятельности, мотивацион-ной готовности к выполнению движений для удовлетворения личных и социальных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, например, детей с нарушением опорно-двигательного аппарата или умственной отсталостью.

2. Далее специалисты определяют содержание разделов каждой из образовательных областей. Учителю-дефектологу важно определить, как будут представлены разделы в конкретной образовательной области в зависимости от возрастных этапов. Есть ли различия в их количестве, перечне? Какие образовательные результаты должны быть получены по каждому разделу образовательной области? В чем их отличия (если они есть) от предлагаемых аналогов?

3. Следующий шаг - определение задач, реализация которых необходима для достижения обозначенных результатов (в соответствии с первичным дефектом, вторичными нарушениями, возрастом детей).

Несмотря на значительное число психолого-педагогических исследований по проблеме обучения, воспитания и раз-

вития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, программы дифференцированного обучения дошкольников с учетом степени тяжести речевых, сенсомоторных и интеллектуальных нарушений не разработаны [5; 6]. Использование в образовательном процессе индивидуальных программ развития и обучения детей с особыми образовательными потребностями есть реализация на практике важнейшего методологического положения специальной педагогики - принципа индивидуализации и дифференциации. Благодаря индивидуальному подходу становится возможным развитие каждого ребенка через спроектированное и доступное для него содержание образования, через персональный темп деятельности, организацию образовательного пространства, использование специально отобранных методов, приемов и технологий коррекционно-педагогической работы. Задачи индивидуальной коррекцион-но-развивающей работы - освоение ребенком с ОВЗ Программы, обеспечение полноценного, целостного развития детей дошкольного возраста в процессе преодоления выявленных нарушений и формирование современных базисных основ личности каждого дошкольника.

Разрабатываемые индивидуальные программы направлены на решение следующих задач:

- своевременное выявление комплекса причин, приводящих к нарушению и задержке развития ребенка;

- предупреждение возможных осложнений и вторичных нарушений развития ребенка;

- создание условий для обеспечения комплексной коррекционно-развивающей работы, основанной на результатах медико-социальной психолого-педагогической диагностики;

- повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей.

При построении индивидуальной образовательной программы для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья мы используем модульный принцип [7]. Он позволяет реализовать коррекционно-развивающую направленность педагогического процесса, индивидуализировать работу по содержа-

нию, темпам, технологиям, способам взаимодействия с ребенком, эффективности коррекционно-развивающего воздействия. Используемая нами модель индивидуальной коррекционно-развивающей программы состоит из пяти модулей: базисного, диагностико-оценочного, коррекци-онно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-педагогического.

Базисный модуль определяет стратегию построения индивидуальной образовательной программы, ее направленность на реализацию задач коррекционно-развивающей работы с учетом клинической и психолого-педагогической неоднородности контингента воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Диагностико-оценочный модуль направлен на всестороннее динамическое изучение и комплексную оценку развития ребенка. Его цель - систематическое, динамическое, комплексное изучение дошкольников в различных видах деятельности (в игре, образовательной деятельности, на индивидуальных занятиях, в самообслуживании, межличностном общении, в семье).

На основании результатов комплексного динамического изучения особенностей психофизического развития ребенка специалистами сопровождения определяются приоритетные задачи образовательной коррекционно-развивающей работы [8, с. 62]. На этом этапе важно тонко дифференцировать степень и характер нарушений, выявить не только актуальные, но и потенциальные возможности обследуемого. Именно характер и тяжесть нарушений учитываются специалистами при выборе программы, которую будет осваивать ребенок в процессе индивидуального комплексного сопровождения. Следует подчеркнуть комплексность диагностических мероприятий. Так, оценивая состояние речевого развития ребенка, принимают во внимание как результаты собственно логопедического обследования, так и сведения невропатолога, психолога, учителя, учителя-дефектолога, воспитателя. Например, дети с церебральным параличом существенно отстают в психофизическом развитии. Органическое поражение головного мозга проявляется у них в инертности психических процессов,

снижении активности и работоспособности, значительной ограниченности представлений об окружающем, суженности пространственного восприятия и бедности конструктивного праксиса. В связи с этим важно оценить особенности развития познавательной деятельности, сенсорных функций и эмоционально-волевой сферы.

По окончании обследования составляется экспертное заключение, в котором дается детальная характеристика речи ребенка, указываются особенности его познавательной деятельности, характеризуются внимание, освоенные ребенком способы мнемонической обработки информации, мыслительные процессы, оценивается уровень обучаемости, даются рекомендации родителям, проектируется индивидуальная образовательная программа по коррекции выявленных нарушений данного ребенка. Коррекционно-развива-ющий модуль, основываясь на результатах комплексной диагностики и оценке уровня психофизического развития ребенка с ограниченными возможностями, обеспечивает выбор наиболее оптимального содержания образования, эффективных средств и технологий коррекционно-развивающего воздействия, предупреждения трудностей в овладении образовательной программой.

Основные задачи модуля - создание оптимальных условий для динамичного развития ребенка в соответствии с его возрастными, клиническими и индивидуально-психологическими особенностями; нормализация и совершенствование всех видов детской деятельности; компенсация недостатков развития. Основные задачи модуля решаются в процессе комплексного психолого-педагогического сопровождения дошкольников с особыми образовательными потребностями. При организации и проведении психокоррекционных занятий специалисты включают дошкольников в индивидуальные, групповые и подгрупповые формы взаимодействия. Выбор формы работы зависит от особенностей психического и физического развития ребенка, от его возраста и выраженности аффективных или когнитивных проблем. Индивидуальная психологическая коррекция проводится в том случае, если проблемы ребенка имеют индивиду-

альный характер, а не отражаются в межличностном взаимодействии; если ребенок по разнообразным причинам не может работать в группе, а также в случаях, когда имеют место выраженные аффективные проблемы [2].

Групповая психологическая коррекция включает три направления:

- когнитивное развитие, самопознание;

- эмоциональное развитие, отношение к себе;

- формирование навыков саморегуляции и самоконтроля.

Эффективность коррекционно-раз-вивающей работы психолога определяется правильной организацией занятий, достижением максимально возможной индивидуализации и дифференциации корригирующего воздействия с учетом характера и степени тяжести дефекта.

Педагогическое сопровождение нацелено на освоение образовательных программ соответствующего уровня, получение доступного и качественного дошкольного образования. Его задачи:

- освоение детьми общеобразовательных программ;

- формирование социально значимых компетенций;

- социализация и гармоничная интеграция ребенка с отклонениями в развитии в естественную социальную среду.

Задача дефектолога - обеспечить ребенку максимально благоприятные условия для реализации и усвоения образовательных программ [9]. Занятия могут иметь цели общеразвивающего характера, например, быть направлены на повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, развитие памяти, внимания, коррекцию зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, коррекцию общей и мелкой моторики. Но направленность занятий может быть предметной, например, подготовка к восприятию трудных программных тем, восполнение недостатков предшествующего образования и др. Значительное место занимают также логопедические занятия по преодолению речевых расстройств [10].

Содержание индивидуальной образовательной программы разрабатывается на основе структуры вторичного дефекта, в соответствии с особыми образовательными потребностями конкретного ребенка и предполагает включение заданий, направленных на:

- расширение, уточнение и закрепление представлений и навыков дошкольников;

- преодоление недостатков познавательного и сенсомоторного развития;

- усвоение способов применения полученных знаний, умений в новых условиях и ситуациях;

- повышение познавательной мотивации и развитие познавательных, интересов;

- развитие интересов и специальных способностей ребенка с учетом имеющихся психофизических расстройств.

Тесная взаимосвязь учителя-дефек-толога, логопеда, психолога, воспитателей возможна при условии совместного планирования работы. В результате совместного обсуждения, анализа составляются планы подгрупповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий. Важно, чтобы логопед, учитель-дефектолог, воспитатель одновременно каждый на своем уровне решали коррекционно-образовательные задачи. Только в этом случае коррекция недостатков психофизического развития у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья будет осуществляться системно.

Эффективность коррекционно-раз-вивающей работы с дошкольниками определяется своевременностью и преемственностью в работе психолого-педагогического и медицинского персонала. Лечебно-профилактический модуль разрабатывается с целью осуществления взаимосвязи восстановительного лечения и психолого-педагогического сопровождения. С помощью медикаментозной терапии улучшаются обменные процессы в головном мозге; физиотерапевтическое лечение, массаж, ЛФК повышают общий тонус и работоспособность ребенка. Положительное влияние на психосоматическое здоровье дошкольника оказывает массаж, поддерживающая фитотерапия и аппаратная физиотерапия и др.

Лечебно-профилактическая работа на фоне эффективного коррекционно-образовательного процесса способствуют укреплению здоровья детей, обеспечивает ребенку удовлетворительную физиологическую базу для успешного продвижения в речевом и психическом развитии.

способствующих гармоничному развитию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; разработку программ учебно- и научно-методической работы по повышению уровня профессионального образования педагогов; разработку программ повышения родительской компетентности.

Важным компонентом лечебно-профилактического модуля являются программы медико-психолого-педагогического просвещения педагогов и родителей дошкольников.

Указанные модули представлены в качестве основных. Необходимо учитывать, что речь идет о системном сопровождении, ориентированном на наиболее характерные, общие проявления дизонто-генеза у детей с особыми образовательными потребностями, следовательно, не исключаются возможности их уточнения в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Цель социально-педагогического модуля - повышение эффективности педагогической деятельности специалистов сопровождения. В нем отражается работа, направленная на разработку и апробацию программ дополнительного образования,

* * *

1. Казакова Е.И. Сопровождение развития - новая образовательная технология // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. - Ч. I. - СПб., 2001.

2. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб. : Речь, 2006. - 400 с.

3. Стребелева Е.А. Создание условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми инвалидами // Администратор образования. - 2008. - №19. - С. 63-71.

4. Матвеева М.В. Дифференцированная коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной сельской школы [Электронный ресурс] : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03. - СПб, 2011. - 186 с. - Режим доступа: http://dlib.rsl.ru/rsЮ1004000000/rsЮ1004980000/rsЮ1004980986/rsЮ1004980986.pdf. (дата обращения 27.12.2015).

5.Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции: на материале изучения детей и подростков с двигательными нарушениями [Электронный ресурс] : Дис. ... докт. псих. наук : 19.00.04, 19.00.10. - СПб., 2004, - 440 с. Режим доступа: http://dlib.rsl.ru/rsl01002000000/rsl01002638000/rsl01002638239/rsl01002638239.pdf. (дата обращения 27.12.2015).

6. Чухно П.В. Физическое воспитание младших школьников с общим недоразвитием речи : Автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04. - Набережные Челны, 2009. - 23 с.

7. Крестинина И.А. Программа как средство включения детей с ММД в образовательный процесс // Дети с проблемами в развитии. - 2004. - №2. - С. 16.

8. Ремезова Л.А., Бабина О.Л., Курицина О.В. Эффективная организация образовательного пространства лекотеки : Учеб.-метод. пос. - Самара : ПГСГА, 2013. - С. 62-68.

9. Мищенко З.И. Дидактические основы подготовки учителя к коррекционно-развивающему обучению младших школьников [Электронный ресурс] : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Курск, 2000. - Режим доступа: http://dlib.rsl.ru/rsl01000000000/rsl01000285000/-геЮ1000285855/-геЮ1000285855^. (дата обращения 27.12.2015).

10. Коренякина Т.Н. Формирование общеучебных умений у младших школьников «группы риска» [Электронный ресурс] : Дис. ... канд. пед. наук. 13.00.01. - Астрахань, 2010. - 196 с. -Режим доступа: http://dlib.rsl.ru/rsl01004000000/rsl01004629000/rsl01004629445/rsl01004629445.-pdf. (дата обращения 27.12.2015).

С.9-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.