Научная статья на тему 'Опыт реализации инклюзивного образования в Амурской области'

Опыт реализации инклюзивного образования в Амурской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
865
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБМЕН ОПЫТОМ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / "ЛЕКОТЕКА" / АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юсан Н. В.

Целью статьи является освещение опыта реализации инклюзивного образования в Амурской области. Общеобразовательное учреждение является основным институтом социализации ребенка, что подчеркивает актуальность инклюзивного образования. Однако для его полноценной реализации очевидным является необходимость построения ступенчатой системы взаимодействия между образовательными учреждениями разного уровня. Данная модель апробирована в Амурской области. На базе МДОБУ «Детский сад № 64» организована работа «Лекотеки». Основным приоритетным направлением учреждения является комплексный подход в организации коррекционно-педагогической и лечебно-восстановительной работы. Вся работа ориентирована на личность ребенка, на создание комфортных условий его пребывания в детском саду. Сохранить зрение, повысить его остроту, развить сенсорные функции ребенка, улучшить психическое и физическое здоровье, подготовить к обучению в массовой школе, способствовать адаптации в условиях сегодняшнего дня вот те задачи, которые решаются группой педагогов «Лекотеки» вместе с медицинским персоналом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт реализации инклюзивного образования в Амурской области»

Опыт реализации инклюзивного образования в Амурской области

Юсан Наталья Викторовна кандидат медицинских наук декан факультета дошкольного и начального образования ГОА У ДПО Амурский областной институт развития образования,

Благовещенск, Россия [email protected]

Аннотация: Целью статьи является освещение опыта реализации инклюзивного образования в Амурской области. Общеобразовательное учреждение является основным институтом социализации ребёнка, что подчёркивает актуальность инклюзивного образования. Однако, для его полноценной реализации очевидным является необходимость построения ступенчатой системы взаимодействия между образовательными учреждениями разного уровня. Данная модель апробирована в Амурской области. На базе МДОБУ д/с № 64 организована работа «Лекотеки». Основным приоритетным направлением учреждения является комплексный подход в организации коррекционно-педагогической и лечебно-восстановительной работы. Вся работа ориентирована на личность ребёнка, на создание комфортных условий его пребывания в детском саду. Сохранить зрение, повысить его остроту, развить сенсорные функции ребёнка, улучшить психическое и физическое здоровье, подготовить к обучению в массовой школе, способствовать адаптации в условиях сегодняшнего дня -вот те задачи, которые решаются группой педагогов «Лекотеки» вместе с медицинским персоналом. «Лекотека» является структурным подразделением детского сада, реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образования, призвана оказывать психолого-педагогическую помощь детям, которые не могут посещать дошкольные образовательные учреждения по состоянию здоровья. В детском саду функционирует 10 специализированных групп, из них 2 группы раннего возраста, 8 - дошкольных, средняя наполняемость групп - 17-20 детей. На базе детского сада функционируют: консультативный пункт для родителей детей с разными нарушениями зрения, логопункт (для детей в возрасте от 5 лет), офтальмологический центр, специализированные кабинеты (логопеда, дефектолога, медицинский, методический), музыкальный, спортивный, тренажёрный залы. Специализированные кабинеты оснащены: спортивными тренажёрами, специальным оборудованием (логопедическим, офтальмологическим, компьютерным), на их базе реализуются программы коррекционно-развивающей и лечебной направленности. Имеется оборудование для коррекции зрения по технологии биологической обратной связи (БОС, г. Санкт-Петербург). Заключён договор с детской поликлиникой с целью выявления контингента детей с ограниченными возможностями здоровья и привлечения их к посещению «Лекотеки». Ведётся активное сотрудничество с СМИ области с целью расширения информации для родителей, имеющих детей с нарушениями функций зрительных анализаторов. МДОБУ д/с № 64 осуществляет преемственность с МОАУ СОШ № 13, где создан и реализуется проект «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве» в рамках работы центра инклюзивного образования «Мы вместе». В рамках реализации проекта в МОАУ СОШ № 13 созданы условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, которые обеспечивают их интеграцию. Для организации коррекционной работы и обучения инвалидов по слуху, зрению, с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, имеется специальное, в том числе учебное, реабилитационное, компьютерное оборудование. Следующей ступенькой инклюзивного образования в области является ГОАУ СПО Амурский педагогический

колледж, который поддерживает систему преемственности и реализует в рамках Федеральной целевой программы развития образования по направлению «Распространение современных организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов» обучение студентов по направлениям «Информатика», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», «Ведение индивидуальной трудовой деятельности», «Фитодизайн интерьеров и ландшафтов», что позволяет детям получить профессию, а значит дорогу в жизнь.

Таким образом, преемственность между образовательными учреждениями разного уровня обеспечивает наиболее эффективную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов и, что не маловажно, если не будет функционировать первая ступенька - дошкольное образование, результативность школьного и профессионального образования будет значительно ниже.

Ключевые слова: инклюзивное образование, ограниченные возможности здоровья, преемственность, лекотека.

Применение научных достижений в сфере медицины, техники, цифровых технологий, специальной психологии и коррекционной педагогики, реализуемых в системе дошкольного образования, приводит к тому, что часть детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов к семи годам достигает близкого к норме уровня психического развития, что ранее наблюдалось редко. Вследствие этого часть детей с ОВЗ и детей-инвалидов, наиболее близких по своему развитию к нормативному, закономерно перераспределяется из специального образовательного пространства специальных (коррекционных) школ - в общеобразовательное пространство массовой школы (Малофеев Н.Н., 2013), а в дальнейшем системы начального и среднего профессионального образования. Сложившаяся тенденция определяет необходимость развития и совершенствования инклюзивного образования в системе дошкольных образовательных учреждений.

В октябре 2011 года в муниципальном дошкольном образовательном бюджетном учреждении детский сад № 64 компенсирующего вида «Аистёнок» открылась первая в городе Благовещенске «Лекотека». «Лекотека» является структурным подразделением ДОУ, реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образования, призвана оказывать психолого-педагогическую помощь детям, которые не могут посещать дошкольные образовательные учреждения по состоянию здоровья.

Цель открытия лекотеки - психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с проблемами и нарушениями в развитии и включение их в образовательное пространство.

Для достижения цели были определены следующие задачи: -социализация детей с ОВЗ и формирование их мотивационной сферы; -психопрофилактика и психокоррекция средствами игры на основе психолого-педагогической диагностики;

-коррекция зрительных расстройств и речевых нарушений; -обучение родителей методам игрового взаимодействия с детьми; -проведение психопрофилактической и психокоррекционной работы с членами семьи ребёнка;

-разработка индивидуальных образовательных маршрутов для формирования у детей предпосылок учебной деятельности с целью выравнивания стартовых возможностей.

Работа «Лекотеки», помимо общероссийского законодательства, регламентируется нормативно-правовыми документами областного уровня:

1. Муниципальные акты.

-Лицензия на ведение образовательной деятельности;

-Свидетельство об аккредитации;

-Устав;

-Заявка на участие в конкурсном отборе.

2. Региональные акты.

-Приказ об утверждении базовых (опорных) организаций Министерства образования и науки Амурской области;

-Приказ об организации работы стажировочных площадок Министерства образования и науки Амурской области;

-Приказ о назначении руководителей и ответственных исполнителей площадок Министерства образования Амурской области;

-Приказ о назначении руководителей и ответственных исполнителей базовых (опорных) площадок Управления образования администрации города Благовещенска;

-Положение о региональной стажировочной площадке по обеспечению повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководящих и педагогических работников системы образования;

-Положение о базовой (опорной) площадке;

-Положение о стажировке слушателей по дополнительным профессиональным образовательным программам.

3. Локальные акты.

-Приказ об открытии «Лекотеки» в МДОБУ д/с №64 №38 от 30.09.2011г.;

-Договор о сотрудничестве ГОАУ ДПО Амурский областной институт развития образования и МДОБУ д/с №64 (о проведении опытно-экспериментальной работы);

-Положение о «Лекотеке» МДОБУ д/с №64;

-Договор о совместной деятельности детской поликлиники и дошкольного образовательного учреждения;

-Инструкции по охране здоровья детей с ОВЗ;

-Должностные инструкции специалистов;

-Договоры с родителями (законными представителями);

-Протоколы родительских собраний.

Условиями для функционирования группы определены следующие нормативные площади помещений: помещение для занятий с детьми - 49,7 кв.м. («Лекотека»); логопедический кабинет - 12,5 кв.м.; ортоптический кабинет (лечение) - 73,1 кв.м.; помещение для игровой деятельности - 45,0 кв.м.; прогулочная площадка - более 100,0 кв.м.

Организация образовательного процесса в «Лекотеке» предусматривает интеграцию разделов обязательной части программы специализированных (коррекционных) образовательных учреждений 4-го вида для слабовидящих детей под редакцией Л.И. Плаксиной в образовательные области, предложенные федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», а также «Коррекция зрительных и речевых нарушений».

Материалы и оборудование, применяемые в работе укомплектованы в соответствующие блоки:

1. Для интеллектуального развития: 45,0 кв.м.

- пособия и материалы, стимулирующие исследовательскую деятельность;

- аудиовизуальные средства (фоно-видеотека, интерактивная доска, телевизор, ноутбуки);

- диагностический, наглядный и иллюстрированный материал. Оборудованы сенсомоторные центры, электронные игры;

- разнообразные конструкторы (деревянные, металлические, пластмассовые с различными способами соединения).

2. Для физического развития: 69,7 кв.м.

- оборудование для двигательной активности, тренажёры, мягкие модули, сухой бассейн, качели, горки, мячи разного диаметра;

- инвентарь к спортивным играм.

3. Для художественно-эстетического развития: 45,0 кв.м.

- наборы детских музыкальных инструментов, видео-аудио диски;

- музыкальные игрушки, шапочки для театрализованной деятельности.

4. Для социально-личностного развития: 45,0 кв.м.

- атрибуты, элементы костюмов и оборудования для творческих сюжетно-ролевых игр;

- песочные дворики, сухие бассейны, мини бассейны для игр с водой.

В «Лекотеку» на бесплатной основе принимаются дети дошкольного возраста от 4-х до 7-ми лет, нуждающиеся по медицинским показаниям в инклюзивном образовании, не охваченные дошкольным образованием. За время работы «Лекотеки» охвачено 24 ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

«Лекотека» работает три раза в неделю по два часа. Первый час работы -коррекционный - дети занимаются со специалистом индивидуально. Второй час с детьми и родителями занимается воспитатель и специалист (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог) в зависимости от темы непосредственной образовательной деятельности.

Коллектив «Лекотеки» представлен руководителем, тьютором, педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом, воспитателем. Причём, определены критерии подбора кадров для работы с детьми. Учитывается опыт коррекционно-педагогической работы; высшее педагогическое образование; владение ИКТ; желание и умение работать в инновационном режиме; личностные качества.

В ДОУ функционирует 10 специализированных групп, из них 2 группы раннего возраста, 8 - дошкольных, средняя наполняемость групп - 17-20 детей. ДОУ располагается в одном здании, общая площадь - 2860 м2. На его базе функционируют: консультативный пункт для родителей детей с разными нарушениями зрения, логопункт (для детей в возрасте от 5 лет), офтальмологический центр, специализированные кабинеты (логопеда, дефектолога, медицинский, методический), музыкальный, спортивный, тренажёрный залы. Специализированные кабинеты оснащены: спортивными тренажёрами (11 видов), специальным оборудованием (логопедическим, офтальмологическим, компьютерным), реализуются программы коррекционно-развивающей и лечебной направленности. Имеется оборудование для коррекции зрения по технологии биологической обратной связи (БОС, г. Санкт-Петербург). Заключён договор с детской поликлиникой с целью выявления контингента детей с ограниченными возможностями здоровья (с ОВЗ) и привлечения их к посещению «Лекотеки». Ведётся активное сотрудничество с СМИ области с целью расширения информации для родителей, имеющих детей с нарушениями функций зрительных анализаторов.

Согласно отчётам специалистов, «Лекотеку» посещают дети с выраженными комплексными нарушениями, у которых наблюдалось сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата, зрительного, слухового анализатора, эмоционально-волевой сферы, среди них: дети с детским церебральным параличом (ДЦП) и другими двигательными нарушениями; с нарушением зрения; нарушением речи; застенчивостью, страхами; агрессивные дети; дети с синдромом дефицита внимания, гиперактивностью.

По результатам исследований, проведенных педагогом-психологом, у детей отмечены трудности в коммуникативной сфере; нарушение поведения - умеренная агрессивность, вредные привычки; низкий уровень ориентировки в системе социальных норм и правил. Уровень самооценки у подавляющего большинства - на среднем уровне, то есть эти дети оценивают себя соответственно своим способностям и возможностям, у некоторых детей самооценка занижена.

С детьми были проведены тесты, которые определили разные свойства и развитие психических процессов. В ходе проверки были выявлены дети с нарушением внимания и восприятия, дети с низким объемом памяти, с не сформированными такими особенностями воображения, как оригинальность и произвольность. Изучение творчества детей показало влияние зрительной недостаточности на темп развития креативной творческой игры, что требует специальной коррекции. На каждого ребёнка оформлена карта «Индивидуального развития» с целью отслеживания особенностей развития и планирования коррекционно-развивающей работы. На основе результатов обследования были также разработаны индивидуальные маршруты развития детей. По результатам первичной диагностики совместно с учителем-дефектологом и родителями проводилась работа по развитию внимания, зрительной памяти, мелкой моторики рук, мышления, произвольности, речи. Большой раздел проводимой работы с детьми с ОВЗ был посвящён проблемам общения. На игровых сеансах «Знакомство», «Весёлые и грустные», «Узнай чувство по голосу», «Ярасту, изменяюсь», «Какие девочки - какие мальчики», «Кто хозяин своих чувств» проигрывались различные ситуации отношений между детьми, между взрослым и ребёнком, а также проводилось формирование психических новообразований необходимых для успешного обучения в начальной школе. В процессе проведения игровых сеансов большая работа была направлена на развитие эмоциональной сферы детей. Цель таких сеансов, научить ребёнка осознанно воспринимать свои эмоции, понимать эмоциональное состояние других людей, познакомить с системой органов чувств человека, развить коммуникативные способности, познакомить с такими понятиями, как мимика, жесты, интонация, походка, телодвижение, что позволяет лучше ориентироваться в различных жизненных ситуациях.

Опыт работы за истекший период показывает, что родители, воспитывая детей с ОВЗ, все больше нуждаются в психологической помощи, в эмоциональной и в информационной поддержке. Это подтверждает возрастающее количество запросов, поступающих от родителей. Многие родители хотят знать, как лучше воспитывать своих детей, им нужны методы и средства. Они желают использовать различные приёмы для снятия психоэмоционального напряжения на доступном для них уровне. Многие мамы, приводящие ребёнка, искренне удивляются тому, что с ним можно играть. Таким образом, особенностью работы в «Лекотеке» является не только квалифицированная помощь ребёнку в социализации, личностном развитии и преодолении психогенных нарушений, но и обучение родителей методам и способам эффективного взаимодействия с детьми. Для родителей проводятся тематические консультации в рамках круглого стола по проблемам личностного развития детей, возрастным особенностям детей дошкольного возраста. Тематика встреч формировалась на основе актуальных запросов родителей: «Детские страхи», «Тревожные дети», «Психологическая готовность к школьному обучению», «Сказка в жизни ребёнка», «Возрастные особенности детей», «Как облегчить адаптацию ребёнка к школе».

В «Лекотеке» создана папка «Психолог - родителям», с тематическими консультациями. В частности, для родителей предлагаются несложные методы диагностики развития и игры для детей, а также основные нормативы развития детей (познавательная сфера, двигательная сфера).

За время посещения «Лекотеки» произошли позитивные изменения в развитии детей (дети научились играть на музыкальных инструментах, повысилась социальная

активность, уменьшился страх перед чужими людьми, повысилась активность, стало выше эмоциональное реагирование на ситуацию, повысилась самостоятельность в разных видах деятельности, повысилась степень общительности, коммуникативных навыков. У агрессивных детей произошла стабилизация эмоционального фона, преобладает спокойствие. Дети с высоким уровнем тревожности были привлечены к специальным занятиям. В целом результат этих занятий следует оценить положительно. Дети с удовольствием посещали данные занятия, что позволило улучшить их эмоциональное состояние и повысить уровень их самооценки. На более высоком уровне стали проявляться показатели концентрации, устойчивости внимания (дети могут выполнять тот или иной вид деятельности в течение 10 минут), появилась самостоятельность в игровых ситуациях, появились ролевые игры, основанные на собственных фантазиях ребёнка, стал проявляться интерес, инициатива в игре.

У большинства детей, посещающих «Лекотеку» имеются нарушения речи, среди которых общее недоразвитие речи III уровня, моторная алалия, сенсомоторная алалия, дислалия. Разработанный индивидуальный маршрут для каждого ребёнка на основе учёта этиологии, симптоматики нарушения, индивидуальных особенностей и применение специализированных компьютерных технологий, позволяют значительно повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс звукокоррекции и подготовить ребёнка к школе и как следствие снизить риск социальной дезадаптации в начальной школе. Все логопедические занятия с детьми в «Лекотеке» проходят индивидуально в присутствии родителей в игровой форме и носят личностно-ориентированный подход. С детьми проводиться артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие общей и мелкой моторики, коррекция звукопроизношения, выработка правильного речевого дыхания, работа над словообразованием и слоговой структурой, где активно используются интерактивная среда - логопедический компьютерный тренажер «Дельфа», логопедическая игра «Игры для тигры», интерактивный комплекс с подборкой дисков для автоматизации звуков, данные технологии имеют разный стимульный материал, позволяют заинтересовать детей, ввести игровые моменты в процесс коррекции речевых отклонений. Логопедические занятия проводятся в присутствии родителей, для того чтобы они усваивали правильный стиль общения с ребёнком, осваивали основные приёмы работы для самостоятельного проведения занятий дома. Результаты логопедической работы на конец года - 20% детей с чистой речью, 70% детей с улучшениями и 10% детей без изменений.

Для детей и родителей педагогами «Лекотеки» выпущено 2 номера журнала «Лекоша», в котором специалисты подбирают и печатают игры, упражнения и задания для детей, учитывая их особенности развития. На страницах журнала родители могут узнать об особенностях воспитания и развития детей с различными функциональными нарушениями, прочитать тематические консультации психолога, тифлопедагога, логопеда и воспитателя.

Многие родители отмечают ценность «Лекотеки» как новой формы социализации и образования своих детей. Большинство родителей стараются освоить новые методы и техники социально-психологического развития ребёнка, пользуются рекомендациями специалистов, общаются с другими родителями, посещающими «Лекотеку». Большинство семей пользуются игрушками и игровым оборудованием «Лекотеки» в домашних условиях, отмечают ценность этой возможности, состоявшейся благодаря созданному банку игрушек. Вовлечение семьи в процесс развития ребёнка, поиск ресурсных возможностей внутри семьи - одна из важнейших задач «Лекотеки», основанных на принципах уважения, признания родительской компетентности, веры в возможности понимать и развивать ребёнка, раскрыть способности и найти оптимальные пути решения проблем, партнёрство (Бердышева С.А., 2013).

Далее дети, прошедшие обучение, получившие коррекционную помощь, навыки коммуникаций и опыт социализации в «Лекотеке» МДОБУ д/с № 64 имеют возможность

продолжить обучение в МОАУ СОШ № 13, осуществляющей преемственность с детским садом, где создан и реализуется проект «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве» в рамках работы центра инклюзивного образования «Мы вместе». В рамках реализации проекта в МОАУ СОШ № 13 созданы условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, которые обеспечивают их интеграцию. Для организации коррекционной работы и обучения инвалидов по слуху, зрению, с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата имеется специальное, в том числе учебное, реабилитационное, компьютерное оборудование. Следующей ступенькой инклюзивного образования в области является ГОАУ СПО Амурский педагогический колледж, который поддерживает систему преемственности и реализует в рамках Федеральной целевой программы развития образования по направлению «Распространение современных организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов» обучение студентов по направлениям «Информатика», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», «Ведение индивидуальной трудовой деятельности», «Фитодизайн интерьеров и ландшафтов», что позволяет детям получить профессию, а значит дорогу в жизнь.

Таким образом, преемственность между образовательными учреждениями разного уровня обеспечивает наиболее эффективную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов и, что не маловажно, если не будет функционировать первая ступенька - дошкольное образование, результативность школьного и профессионального образования будет значительно ниже.

Библиография

1. Бердышева С.А. Отчёт базовой (опорной) площадки по итогам за 1 полугодие 2013 г. Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад №64 компенсирующего вида «Аистёнок».

2. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения. URL: http://almanah.ikprao.ru/articles/almanah-13/edinaia-koncepciia-specialnogo-federalnogo-gosudarstvennogo. 28.10.2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.