Логичность и грамотность выбранных методов обучения акутальным целям и содержанию теоретического и практического материала определяется эффективность метода обучения определяется.
Эффективность содержания обучения определяется выявлением структурности, целостности, научности представленной информации и т.д.
Эффективность средств обучения определяется логичность взаимосвязи целям, содержанию, методам обучения, их универсальному использованию и точность применения.
Можно выделить ряд функций для эффективной реализации модели проектной деятельности педагога профессионального обучения:
- коммуникативная функция. Необходима для организации субъектно-субъектных отношений образовательного процесса;
- прогностическая функция. Необходима для определения направлений непрерывного развития деятельности педагогов профессионального обучения;
- научно-техническая функция. Необходима для определения вариантов расширения будущего поля профессиональной деятельности педагогов;
- социальная функция. Необходима для определения сформированности профессиональной компетентности педагогов профессионального обучения;
- мотивационная функция. Необходима для определения сформированности мотивации применения различных образовательных технологий.
Выводы. Таким образом, перспективным направлением профессиональной педагогики является моделирование проектной деятельности. Основная задача моделирования проектной деятельность заключается в создании педагогической модели, которая позволяет решить определенные педагогические задачи. Мониторинг эффективности функционирования модели проектной деятельности направлен на выявление направленности профессиональной и педагогической деятельностей с актуализацией организационных форм обучения, методов, средств, а также, разработанных учебно-методических и научных материалов, примирительных в процессе подготовки будущего педагога профессионального обучения, выявление взаимосвязи информационных и образовательных технологий, определяющих уровень профессиональной подготовки обучающихся и сформированных компетенций специалистов.
Литература:
1. Афиногенов, О.С. Педагогическое проектирование и его особенности / О.С. Афиногенов // Педагогика: вчера, сегодня, завтра. - 2019. - Т. 2. - № 1. - С. 4-15.
2. Ахмедова, А.А. Характеристика процесса педагогического проектирования / А.А. Ахмедова // Инновационная наука. - 2021. - № 5. - С. 152-154.
3. Беликова, Л.Ф. Педагогическое проектирование в профессиональном обучении / Л.Ф. Беликова, Н.Е. Эрганова. -Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2015. - 87 с. - ISBN 978-58050-0578-8.
4. Маркова, С.М. Исследование проектной деятельности в профессиональном образовании / С.М. Маркова, С.А. Зиновьева; Мининский университет. - Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2021. - 170 с. - ISBN 978-5-85219-755-9.
5. Уракова, Е.А. Методическая деятельность педагога профессионального обучения / Е.А. Уракова, П.А. Грашина, А.Н. Сидоров // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70-2. - С. 261-264.
6. Цыплакова, С.А. Моделирование проектной деятельности в системе профессионального образования / С.А. Цыплакова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58-3. - С. 274-277.
7. Цыплакова, С.А. Моделирование проектной деятельности педагога профессионального обучения: Автореферат дис. ... кан. пед. наук: 13.00.08 / Цыплакова Светлана Анатольевна; Санкт-Петербург, 2015. - 26 с.
Педагогика
УДК 378.4
кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);
кандидат филологических наук, доцент Пономаренко Елена Борисовна
Российский университет дружбы народов (г. Москва);
кандидат филологических наук, доцент Зубкова Яна Владимировна
Московский городской педагогический университет (г. Москва)
РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
Аннотация. Одним из направлений развития системы гуманитарного образования является применение инновационных способов обучения, соответствующих уровню познавательной и творческой активности современных студентов. Одним из способов организации образовательного процесса по предметам гуманитарного цикла является использование интеллект-карт. Интеллект-карта представляет собой визуальное представление учебного материала, в которой отражены основные элементы изучаемого вопроса и взаимосвязи между ними. В статье описана структура интеллект-карты на примере электронного сервиса MindMeister. Проведен опрос студентов о результатах образовательной деятельности после использования интеллект-карт. Проанализированы формы обучения, на которых интеллект-карты могут быть результативно использованы. Благодаря использованию логических иерархий студенты систематизируют материал и концентрируют внимание на важной информации. Ассоциации, которые выстраивают обучающиеся в процессе построения интеллект-карт, позволяют прочно закрепить учебный материал, по-новому посмотреть на поставленную проблему, увидеть нестандартное решение.
Ключевые слова: мозговой штурм, интеллект-карта, творческое мышление, проектная деятельность, иерархия, высшее образование.
Annоtation. One of the directions of the development of the humanities education system is the use of innovative teaching methods corresponding to the level of cognitive and creative activity of modern students. One of the ways to organize the educational process in the subjects of the humanities cycle is the use of intelligence cards. The intelligence map is a visual representation of the educational material, which reflects the main elements of the studied issue and the relationship between them. The article describes
the structure of the intelligence card using the example of the MindMeister electronic service. A survey of students on the results of educational activities after using intelligence cards was conducted. The forms of training on which intelligence cards can be effectively used are analyzed. Using logical hierarchies, students systematize the material and focus on important information. The associations that students build in the process of building intelligence maps allow them to firmly consolidate the educational material, take a fresh look at the problem posed, and see a non-standard solution.
Key words: brainstorming, intelligence map, creative thinking, project activity, hierarchy, higher education.
Введение. Современная парадигма образования характеризуется тем, что цифровые технологии переживают время стремительного роста и активно используются в образовательной деятельности через определенные цифровые образовательные решения. Цифровая образовательная среда является элементом информационно-образовательной среды и отличается характером педагогических коммуникаций [9, С. 30]. Результат работы в цифровой образовательной среде зависит от готовности преподавателя работать в инновационном режиме межличностного и межкультурного взаимодействия со студентами для обеспечения развития обучающихся и саморазвития педагога [12; 13; 16; 17; 18].
Одним из направлений развития системы гуманитарного образования является применение инновационных способов обучения, соответствующих уровню познавательной и творческой активности современных студентов. Для поколения Z характерно использование иных подходов и средств обучения. С развитием системы образования под влиянием процессов глобализации и информатизации меняются цели и мотивы обучающихся. Снижение мотивации современных студентов связано с использованием педагогами однообразных заданий, устаревшего содержания учебного материала, способов передачи информации по исключительному алгоритму [4, С. 197]. Мотивация студентов должна сопровождаться непрерывными процессами роста заинтересованности в своих образовательных результатах. Педагогу важно постоянно искать и применять новые технологии для организации занятий по гуманитарным дисциплинам.
Гуманитарные дисциплины ставят перед собой цель достижения универсальных учебных действий: значительное внимание отдается развитию у студентов способностей самостоятельно формулировать цели, планировать, анализировать свои действия, проводить рефлексию. На таких занятиях студенты развивают логическое мышление, учатся отстаивать свою точку зрения, аргументированно приводить доводы в пользу лучшего варианта. Предметы гуманитарного цикла предполагают работу с разнообразными источниками информации, развитие навыков ориентации в больших объемах данных [9, С. 27]. Зачастую педагоги предлагают обучающимся составлять таблицы, схемы для понимания всей системы рассматриваемой темы. Преимуществом таких форм конспектирования является то, что мыслительные процессы затрагивают как правое, так и левое полушарие. Информация распространяется по участкам мозга самым непредсказуемым образом [6; 14]. Практика доказывает, что взаимодействие словесных и визуальных образов способствует более глубокому усвоению учебного материала [1, C. 70-72].
Одним из способов организации образовательного процесса по предметам гуманитарного цикла является использование интеллект-карт. Интеллект-карта представляет собой визуальное представление учебного материала, в которой отражены основные элементы изучаемого вопроса и взаимосвязи между ними. Интеллект-карта строится вокруг конкретной идеи или проблемы, от которой разветвляются связанные части. Благодаря интеллект-картам можно структурировать любую информацию, это может быть как список литературы, так и учебный план по научно-исследовательской работе. Автором термина mind map является британский психолог Тони Бьюзен, который еще в 1974 году представил интеллект-карту широкой аудитории.
Изложение основного материала статьи. Л.И. Кутепова, М.М. Кутепов, А.А. Жидков, М.А. Карпова отмечают, что интеллект-карты на занятиях гуманитарной направленности позволяют достичь высоких образовательных результатов, поскольку закрепляется связь между теоретическими и практическими знаниями [8]. Авторы выделяют шесть основных категорий использования интеллект-карт на занятиях: обучение, запоминание, планирование, презентация, мозговой штурм и принятие решения. Применение интеллект-карт особенно эффективно при проведении коллективных занятий, например, в процессе мозгового штурма. Приоритетной задачей для участников образовательной деятельности является выделение проблемы, которую необходимо будет решить с помощью интеллект-карт. В первую очередь необходимо определить все возможные идеи и выписать их в произвольном порядке. Педагог обычно дает время для индивидуальной мозговой атаки, чтобы предоставить каждому студенту время для выражения своей точки зрения. Каждый самостоятельно выписывает полученные результаты в виде интеллект-карты. Авторы отдают предпочтение традиционному варианту, в котором студенты переписывают свои идеи в общую карту [8, С. 19].
Н.В. Ключникова, С.Ю. Юрьева в своих трудах анализируют алгоритм действий при организации занятия с использованием интеллект-карт [7]. Авторы отмечают, что в первую очередь необходимо определиться с формой работы (педагоги выбирают между индивидуальной, коллективной и групповой формой). Желательно заранее определиться с перечнем вспомогательного материала (например, портреты ученых, цветные карандаши и маркеры, листы А4. Педагогу стоит заранее подумать, сколько времени понадобится студентам для работы с интеллект-картой. Также задачей педагога является определение формата предоставления результата образовательной деятельности. Занятие заканчивается рефлексией, в процессе которой обучающиеся обсуждают свои работы, делятся опытом, аргументируют свою позицию. Н.В. Ключникова, С.Ю. Юрьева называют интеллект-карты актуальным способ обучения современных подростков. Грамотное использование рассматриваемой технологии позволит достичь высоких результатов, как в профессиональной, так и в личностной сфере. Студенты учатся определять основную и второстепенную информацию, объективно оценивать ее, анализировать и представлять результат [7, С. 214-220].
Использование интеллект-карт в преподавании естественнонаучных дисциплин является эффективным методом визуализации учебной информации. Применение данного метода эффективно в процессе развития познавательной активности, репродуктивного мышления. Все чаще в современных исследованиях обосновывается актуальность использования интеллект-карт в электронной образовательной среде, поскольку визуализация учебного материала является фундаментом дистанционного обучения [2; 3, С. 83; 5; 15; 19].
И.П. Тихоновецкая, М.Е. Вайндорф-Сысоева также отмечают востребованность интеллект-карт в современной системе образования [11]. По их мнению, это позволяет активизировать творческое мышление студентов, выработать активную жизненную позицию. Эффективность образовательного процесса в большей степени зависит от подготовки педагога, который выступает организатором взаимодействия обучающихся. Задача педагога заинтересовать и вовлечь студентов в создание интеллект-карты. Благодаря использованию данной технологии студенты развивают внутреннюю концентрацию, учатся выходить из сложных ситуаций, используя творческое мышление [11, С. 28].
Применение интеллект-карт показывает высокие результаты в достижении образовательных целей. Среди студентов высших учебных заведений был проведен опрос, в котором обучающимся предлагалось отметить изменения, которые они заметили после активного использования интеллект-карт на дисциплинах гуманитарного цикла. В опросе приняло участие 418 студентов высших учебных заведений, обучающихся по программам бакалавриата на старших курсах. Все
обучающиеся в своей практике использовали интеллект-карты для подготовки проектов на занятиях. Комплексный анализ результатов опроса позволил сделать вывод о том, что образовательный процесс для студентов стал более осмысленным (74%). Под осмысленным обучением обучающиеся понимают глубокое понимание темы, способность строить логические цепочки, умение соотносить новую информацию с уже пройденным материалом. Интеллект-карты позволяют строить взаимосвязи между идеями, а их визуальное отражение повышает результативность образовательной деятельности. Респонденты высоко оценили возможности интеллект-карты по запоминанию информации (63%). Студенты отмечали, что понять сложный материал проще в графиках и таблицах, чем в виде сплошного текста. Студенты также отметили тот факт, что сложные концепции воспринимаются проще благодаря использованию интеллект-карт (59%). Благодаря им сложный материал можно разделить на блоки, а крупный проект структурировать на определенные задачи.
Составлению интеллект-карт на гуманитарных дисциплинах уделяется особое внимание. Логические связи студенты могут строить в традиционном варианте (с использованием ватмана, фломастеров, стикеров). Данный вариант усложняет возможность кардинально исправлять получающийся результат. Наиболее востребованным в современной информационной среде является использованием цифровых сервисов по созданию интеллект-карт. Интернет-сервисы содержат заранее подготовленные инструменты и готовые шаблоны, которые остается только заполнить. Например, MindMeister, Miro, XMind. Одним из важных преимуществ перед традиционным вариантом выступает наличие инструментов для корректировки данных, возможность проставлять сноски, вносить дополнения.
На примере электронного сервиса MindMeister опишем, как выстраивается структура интеллект-карты. В центре логической схемы всегда будет стоять ключевая идея, либо название проекта. Важно выделить центральное понятие цветом, рисунком, фигурой, шрифтом. Первым уровнем интеллект-карты будут являться основные категории, главы, имеющие значение для раскрытия центрального понятия. Обозначать их лучше короткими фразами. Желательно использовать дополнительные инструменты (стикеры, изображения). Второй уровень заключается в раскрытии содержания обозначенных понятий, прибавлении дополнительных категорий, позволяющих глубже раскрыть материал. Третий и последующий уровень подразумевает детализацию конкретных идей. Для более прочного освоения материала рекомендуется использовать разнообразные цвета, шрифты, выделения. При создании интеллект-карты важно грамотное выстраивание иерархии, не стоит добавлять более четырех уровней, поскольку студентам будет сложно воспринимать материал.
Технология интеллект-карт является универсальной, поскольку ее можно использовать на занятиях различного формата.
Применение интеллект-карт способно помочь студентам научиться собирать и систематизировать информацию для подготовки научно-исследовательских, курсовых, дипломных работ [10]. Логические связи являются одним из вариантов ведения конспектов по дисциплинам гуманитарного цикла, методом выделения важных тезисов, как из лекции педагога, так и из бумажных носителей. Интеллект-карты также помогут студентам в планировании своего времени. Студентам проще будет рассчитать время для выполнения конкретных заданий. Благодаря данной технологии обучающиеся смогут выстроить иерархию дел в порядке очередности. Интеллект-карты помогают в анализе жизненных ситуаций, сюжетов книг и образов персонажей. Использование рассматриваемой технологии в коллективе позволит эффективно реализовывать мозговой штурм. Для проектной работы интеллект-карты также обладают высокой результативностью, поскольку позволяют разделить роли и задачи для каждого участника проекта.
Выводы. Традиционные методы уходят в прошлое, и в современном образовательном процессе на первый план выходит использование методик, позволяющих развивать творческое мышление. Интеллект-карты являются универсальным способом повышения результатов познавательной деятельности студентов. Благодаря использованию логических иерархий студенты систематизируют материал и концентрируют внимание на важной информации. Ассоциации, которые выстраивают обучающиеся в процессе построения интеллект-карт, позволяют прочно закрепить учебный материал, по-новому посмотреть на поставленную проблему, увидеть нестандартное решение.
Интеллект-карты позволяют наглядно представить сложный материал, упорядочить большое количество информации. С помощью интеллект-карт на занятиях гуманитарного цикла студенты развивают интеллектуальные способности, поскольку происходит интеграция обобщения учебной информации и его практическое применение при решении образовательных задач. В процессе построения логических связей студенты взаимодействуют, учатся аргументировать свою точку зрения, демонстрировать полученные результаты и выступать перед аудиторией.
Литература:
1. Акинчина, В.Н. Интеллект-карты: как эффективно учиться / В.Н. Акинчина // Технологии образования. - 2020. -№ 4(10). - С. 70-72. - EDN VBFOPW.
2. Ваганова, О.И. Проектно-исследовательская деятельность как интегративное дидактическое средство формирования межкультурного диалога / О.И. Ваганова, М.Р. Желтухина, Л.А. Донскова // Современные проблемы науки и образования. - 2022. - № 3; URL: https://science-education.ru/article/view?id=31730 (дата обращения: 23.05.2022).
3. Глухова, О.Ю. Активизация учебной деятельности студентов как фактор профессионального становления / О.Ю. Глухова // Новые информационные технологии в образовании: Материалы Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 01-04 марта 2011 года. - Екатеринбург: Российский государственный профессионально, 2011. - С. 82-85. - EDN XWHQDB.
4. Гуляева, И.В. Работа с интеллект-картами как основа диалогического педагогического взаимодействия при реализации интерактивного обучения / И.В. Гуляева // Стратегия и тактика подготовки современного педагога в условиях диалогового пространства образования: Сборник научных статей, Брянск, 06-07 апреля 2017 года. - Брянск: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2017. - С. 197-203. - EDN ZGBGSN.
5. Желтухина, М.Р. Скрайбинг как средство интерактивной визуальной коммуникации / М.Р. Желтухина, Е.Б. Пономаренко // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-4. - С. 95-100. - EDN DZNTGI.
6. Зубкова, Я.В. Структура коммуникативной реальности / Я.В. Зубкова, М.Р. Желтухина // Балтийский гуманитарный журнал. - 2021. - Т. 10. - № 1(34). - С. 352-354. - DOI 10.26140/bgz3-2021-1001-0083. - EDN HIQCMR.
7. Ключникова, Н.В. Технология использования интеллект-карт на уроках истории в школе / Н.В. Ключникова, С.Ю. Юрьева // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2022. -№ 1(61). - С. 214-220. - EDN ZKWKXB.
8. Кутепова, Л.И. Создание и использование интеллект-карт в изучении гуманитарных дисциплин / Л.И. Кутепова, М.М. Кутепов, А.А. Жидков, М.А. Карпова // Карельский научный журнал. - 2021. - Т. 10. - № 3(36). - С. 18-21. - DOI 10.26140/knz4-2021-1003-0004. - EDN DQKVYM.
9. Романовская, Е. Применение метода интеллект-карт в подготовке магистров образовательных наук / Е. Романовская // Теорiя i практика управлшня сощальними системами: фiлософiя, психолопя, педагогка, соцюлопя. -2019. - № 3. - С. 26-34. - EDN SYGUBY.
10. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2020660165 Российская Федерация. Утилита анализа интеллект-карт для реализации проектной деятельности: № 2020618467: заявл. 03.08.2020: опубл. 28.08.2020 / С.А. Котлицкий, И.Ю. Коцюба. - EDN GCFHMN.
11. Тихоновецкая, И.П. Организация учебного сотрудничества в цифровой образовательной среде / И.П. Тихоновецкая, М.Е. Вайндорф-Сысоева // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. - 2022. - № 9. -С. 26-33. - DOI 10.24412/2712-827X-2022-9-26-33. - EDN VCSPXN.
12. Social education of students in the conditions of electronic learning / V.A. Ivanov, J.M. Tsarapkina, M. R. Zheltukhina [et al.] // Amazonia Investiga. - 2022. - Vol. 11. - No 49. - P. 175-181. - DOI 10.34069/AI/2022.49.01.19. - EDN JNYNWS.
13. Students' Digital Competence Formation in the Context of Implementing the Requirements of the Federal State Education Standards / E. Kazantseva, O. Kolmakova, A. Kazantseva, N. Sverdlova // Lecture Notes in Networks and Systems. - 2020. - Vol. 131. - P. 611-620. - DOI 10.1007/978-3-030-47415-7_65. - EDN XQZDPA.
14. Romanov, I.V. The problem of mental health in the context of the COVID-19 pandemic: the classification of psychopathological disorders / I.V. Romanov, E.I. Banik, M.R. Zheltukhina [et al.] // Journal of Positive School Psychology. - 2022. - Vol. 6. - No 2. - P. 2042-2047. - EDN TGAVBD.
15. Sekyere-Asiedu, D. Determining the Readiness of the Mechanical Engineering Programme Candidates for Distance Education / D. Sekyere-Asiedu, N.A. Mashkin, E.V. Mochelevskaya [et al.] // International Journal of Engineering Pedagogy. -2022. - Vol. 12. - No 2. - P. 101-114. - DOI 10.3991/ijep.v12i2.29319. - EDN YTNAWL.
16. Tameryan, T.Y. Internet survey as a mobile digital technology for identifying the development of interethnic processes / T.Y. Tameryan, M.R. Zheltukhina, I.A. Zyubina [et al.] // Journal of Positive School Psychology. - 2022. - Vol. 6. - No 2. -P. 1984-1992. - EDN GRZIWR.
17. Vershinin, V.P. Modern means of communication in professional education / V.P. Vershinin, M.R. Zheltukhina, G.G. Slyshkin [et al.] // Amazonia Investiga. - 2022. - Vol. 11. - No 49. - P. 182-188. - DOI 10.34069/AI/2022.49.01.20. - EDN PSCIAR.
18. Information Resources for Foreign Language Teachers' Self-development: Overview / L.G. Vikulova, I.P. Khutyz, I.V. Makarova [et al.] // Integrating Engineering Education and Humanities for Global Intercultural Perspectives: Proceedings of the Conference "Integrating Engineering Education and Humanities for Global Intercultural Perspectives", St. Petersburg, 25-27 марта 2020 года. - St. Petersburg: Springer Nature, 2020. - P. 119-127. - DOI 10.1007/978-3-030-47415-7_13. - EDN GFOUBF.
19. Zubkova, Y.V., Baikina, J.O., Sergeeva, S.V., Burkhanova, I.Y., Koldina, M.I. Electronic visualization tools in education // Revista Eduweb, de Tecnología de Información y Comunicación en Educación. - Vol. 15. - Núm. 3 (2021). DOI: 10.46502/issn.1856-7576/2021.15.03.12. - P. 150-160.
Педагогика
УДК 378.4
кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); доктор филологических наук, профессор, профессор РАО Желтухина Марина Ростиславовна Волгоградский государственный социально-педагогический университет (г. Волгоград); кандидат филологических наук Доброниченко Елена Викторовна Санкт-Петербургский государственный экономический университет (г. Санкт-Петербург), Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина (г. Санкт-Петербург)
ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Аннотация. Основными современными требованиями к результатам образовательного процесса является повышение у обучающихся уровня взаимодействия со сверстниками, развитие навыков общения с другими людьми. Одной из технологий, направленных на развитие коммуникативных компетенций обучающихся является технология теории решения изобретательских задач (ТРИЗ-технология). Благодаря инструментам ТРИЗ-технологий у участников образовательного процесса вырабатываются основы анализа действительности, развивается самостоятельность, ответственность. В статье описаны принципы, благодаря которым достигаются высокие результаты использования ТРИЗ-технологий в обучении. Проведено исследование, в результате которого установлено, что после использования ТРИЗ-технологий в образовательном процессе, количество респондентов с высоким уровнем развития коммуникативной компетенции увеличилось. Благодаря ТРИЗ-технологии достигаются высокие результаты обучения, путем создания ситуаций коммуникативной успешности для каждого обучающегося, совместного поиска информации для решения образовательных задач, создания игровых ситуаций, мотивирующих участников обучения к общению с остальными участниками образовательного процесса.
Ключевые слова: взаимодействие, межличностные отношения, образовательная среда, творческое мышление, мотивация.
Annоtation. The fundamental provisions of modern Federal State Educational standards are to increase students' level of interaction with peers, the development of communication skills with other people. One of the technologies aimed at developing students' communicative competencies is the technology of the theory of inventive problem solving (TRIZ technology). Thanks to the tools of TRIZ technologies, participants in the educational process form a stable attitude to the world around them, develop the basics of reality analysis, develop independence, responsibility. The article describes the didactic principles according to which high results of using TRlZ technologies in teaching are achieved. An experiment was conducted, as a result of which it was found that after using TRIZ technologies in the educational process, the number of respondents with a high level of development of communicative competence increased. Thanks to TRIZ technology, high learning outcomes are achieved by creating situations of communicative success for each student, jointly searching for information to solve educational problems, creating game situations that motivate learning participants to communicate with other participants in the educational process.
Key words: interaction, interpersonal relationships, educational environment, creative thinking, motivation.
Введение. В соответствии с Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» до 2030 года её стратегические цели направлены на формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов современных обучающихся. Принципы обучения должны заключаться в справедливости, всеобщности и профессиональной ориентации всей молодежи. Основополагающими положениями современных Федеральных государственных образовательных стандартов являются повышение у обучающихся уровня взаимодействия