Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

424
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая образовательная среда / учебное сотрудничество / системы дистанционного обучения / цифровые образовательные ресурсы / гибридная педагогика / digital educational environment / educational cooperation / distance learning systems

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихоновецкая Инга Петровна, Вайндорф-сысоева Марина Ефимовна

В статье рассматриваются понятия «цифровая образовательная среда» и «учебное сотрудничество», организация взаимодействия в системах дистанционного обучения, таких как Classdojo, Google Сlassroom, Moodle. Представлены взгляды, связанные с вопросами организации дистанционного, смешанного и гибридного формата обучения. Даны практико-ориентированные кейсы, рекомендации по выстраиванию логики организации образовательного процесса от технологических до методологических аспектов. Мы понимаем, что цифровые образовательные ресурсы обладают высоким дидактическим потенциалом и делают процесс обучения более продуктивным. В статье описываются возможности Coggle.it для создания совместных цифровых продуктов с иерархической структурой. Педагог, планируя учебную деятельность на занятии создает учебную ситуацию ориентируясь на выбранный цифровой инструментарий. Решение учебной задачи – это средство достижения целей учебной деятельности. Использование Coggle.it даёт возможность обучающемуся приложить усилия для достижения образовательного результата. Использование Coggle.it для создания интеллект-карт в учебном процессе максимально эффективно позволяет вовлечь обучающихся в успешное освоение темы. Работа по созданию интеллект-карты может быть организована как индивидуальная (например, урок/занятие усвоения новых знаний в режиме онлайнобучения), так и групповая (например, урок/занятие актуализации знаний и умений в смешанном обучении модель «Ротация станций»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF EDUCATIONAL COOPERATION IN THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article discusses the concepts of «digital educational environment» and «educational cooperation», the organization of interaction in distance learning systems such as Classdojo, Google Classroom, Moodle. Views related to the organization of distance, mixed and hybrid learning formats are presented, practice-oriented cases are given. Recommendations on building the logic of the organization of the educational process from technological to methodological aspects. We understand that digital educational resources have a high didactic potential and make the learning process more productive. This article describes the capabilities of Coggle.it to create collaborative digital products with a hierarchical structure. The teacher, planning educational activities in the lesson, creates an educational situation focusing on the selected digital tools. Solving an educational task is a means of achieving the goals of educational activity. The use of Coggle.it enables the student to make efforts to achieve an educational result. The use of Coggle.it to create intelligence maps in the educational process allows students to be involved in the successful development of the topic as effectively as possible. Work on creating mind maps can be organized both individually (for example, a lesson/lesson of mastering new knowledge in online learning mode), and in groups (for example, a lesson/lesson of updating knowledge and skills in blended learning model "Station rotation").

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 9. С. 26-33. Humanitarian studies. Pedagogy and psychology. 2022. No. 9. P. 26-33.

Научная статья УДК 37.026.5

doi: 10.24412/2712-827Х-2022-9-26-3 3

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

1 2 Инга Петровна Тихоновецкая , Марина Ефимовна Вайндорф-Сысоева

1 2

' Московский государственный педагогический университет, Москва, Россия

1 [email protected]

2 [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются понятия «цифровая образовательная среда» и «учебное сотрудничество», организация взаимодействия в системах дистанционного обучения, таких как Classdojo, Google Classroom, Moodle. Представлены взгляды, связанные с вопросами организации дистанционного, смешанного и гибридного формата обучения. Даны практико-ориентированные кейсы, рекомендации по выстраиванию логики организации образовательного процесса от технологических до методологических аспектов. Мы понимаем, что цифровые образовательные ресурсы обладают высоким дидактическим потенциалом и делают процесс обучения более продуктивным. В статье описываются возможности Coggle.it для создания совместных цифровых продуктов с иерархической структурой. Педагог, планируя учебную деятельность на занятии создает учебную ситуацию ориентируясь на выбранный цифровой инструментарий. Решение учебной задачи - это средство достижения целей учебной деятельности. Использование Coggle.it даёт возможность обучающемуся приложить усилия для достижения образовательного результата. Использование Coggle.it для создания интеллект-карт в учебном процессе максимально эффективно позволяет вовлечь обучающихся в успешное освоение темы. Работа по созданию интеллект-карты может быть организована как индивидуальная (например, урок/занятие усвоения новых знаний в режиме онлайн-обучения), так и групповая (например, урок/занятие актуализации знаний и умений в смешанном обучении модель «Ротация станций»).

Ключевые слова: цифровая образовательная среда; учебное сотрудничество; системы дистанционного обучения; цифровые образовательные ресурсы; гибридная педагогика.

Для цитирования: Тихоновецкая И.П., Вайндорф-Сысоева М.Е. Организация учебного сотрудничества в цифровой образовательной среде // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 9. С. 26-33. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2022-9-26-33

Original article

ORGANIZATION OF EDUCATIONAL COOPERATION IN THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

12 Inha P. Tikhonovetskaya , Marina E. Weindorf-Sysoeva

1,2 Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia

1 [email protected]

2 [email protected]

Abstract. The article discusses the concepts of «digital educational environment» and «educational cooperation», the organization of interaction in distance learning systems such as Classdojo, Google Classroom, Moodle. Views related to the organization of distance, mixed and hybrid learning formats are

© Тихоновецкая И.П., Вайндорф-Сысоева М.Е., 2022

presented, practice-oriented cases are given. Recommendations on building the logic of the organization of the educational process from technological to methodological aspects. We understand that digital educational resources have a high didactic potential and make the learning process more productive. This article describes the capabilities of Coggle.it to create collaborative digital products with a hierarchical structure. The teacher, planning educational activities in the lesson, creates an educational situation focusing on the selected digital tools. Solving an educational task is a means of achieving the goals of educational activity. The use of Coggle.it enables the student to make efforts to achieve an educational result. The use of Coggle.it to create intelligence maps in the educational process allows students to be involved in the successful development of the topic as effectively as possible. Work on creating mind maps can be organized both individually (for example, a lesson/lesson of mastering new knowledge in online learning mode), and in groups (for example, a lesson/lesson of updating knowledge and skills in blended learning model "Station rotation").

Keywords: digital educational environment; educational cooperation; distance learning systems.

For citation: Tikhonovetskaya I.P., Weindorf-Sysoeva M.E. Organization of educational cooperation in the digital educational environment. Humanitarian studies. Pedagogy and psychology. 2022;9:26-33. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827X-2022-9-26-33

Введение

Новая формирующееся парадигма образования, в которой цифровые технологии развиваются стремительными темпами и активно проникают в образование через множество цифровых образовательных решений, позволяют учителю качественно изменить уровень преподавания, в частности, в организации учебного сотрудничества в условиях цифровой образовательной среды [Вьюн 2021а; Новоселова, Новоселов 2020; остапенко 2017; Тихоновецкая 2019]. По мнению М.Е. Вайндорф-Сысоевой: «Цифровая образовательная среда - специальным образом организованные ресурсы для целей образования; является частью электронной информационно-образовательной среды; отличается способом получения образования; характером образовательной коммуникации; создаётся только участниками образовательного процесса» [Вайндорф-Сысоева 2020, 2020а]. Успешность работы в цифровой образовательной среде определяется готовностью педагога работать в новом режиме взаимодействия с обучающимися.

Весна 2020 г. показала, что при всем изобилии действующих цифровых решений, многие педагоги испытали трудности как методического, так и психологического характера. Но это всё преодолимо при планомерном и целенаправленном обучении и самообучении, направленном на совершенствование цифровых компетенций. Статичные сайты педагогов потеряли свою актуальность. На данном этапе развития образования работа в системах дистанционного обучения стала необходимостью. Созданные курсы в СДО позволяют организовать интерактивное взаимодействие и учебное сотрудничество, отвечая вызовам современности. Вопрос организации учебного сотрудничества в цифровой образовательной среде в условиях неопределенности является один из самых популярных. Педагоги ищут ответ как качественно организовать взаимодействие в формате смешанного и гибридного обучения.

Основная часть

Для удовлетворения запросов различных возрастных категорий обучающихся проведено ранжирование СДО, которые позволяют педагогу организовать учебное сотрудничество вне зависимости от формата взаимодействия. СДО «Classdojo» целесообразнее использовать с детьми 6-7 летнего возраста, в безотметочный период обучения. СДО «Oassroom» доступен по своему функционалу для обучающихся 9-12 лет, а СДО «Moodle» — более старшей возрастной группе. По функциональным характеристикам эти системы являются схожими, так как каждая из них ориентирована на комфортное дистанционное обучение. Они имеют в своем арсенале достаточно широкий набор инструментов, позволяющий управлять учебной активностью в режиме реального времени.

Приведем общие характеристики данных СДО: каждая система дает возможность создавать отдельный управляемый администратором (педагогом) курс; имеется поддержка документооборота образовательного процесса; возможность организации обратной связи.

Отдельно рассмотрим функциональные характеристики СДО «Google Classroom»: интуитивно понятный интерфейс; доступность входа с любых устройств; возможность установки приложения c Play market; публикация комментариев к заданиям; возможность создания автоматической рассылки дубликатов заданий (копия для каждого учащегося); возможность совместной работы в Google документе; управление учебной активностью в режиме реального времени; ограничение доступа и выдачи заданий; рассылка оповещений и интеграция Google календарь; рассылка оповещений через электронную почту.

К особенностям организации учебного сотрудничества в Google Classroom относим: возможная удаленность друг от друга участников учебного сотрудничества; синхронность и асинхронность совместной работы; общность видов деятельности учащихся в группах; обсуждение рассматриваемых проблем в интерактивном режиме; создание готового цифрового продукта, как результата работы над учебной темой; онлайн-тестирование и коррекция.

Учебное сотрудничество выступает неотъемлемым компонентом современных уроков, организованных в системе дистанционного обучения. Это деятельностно-ориентированный процесс внутри учебной группы, целью которого выступает решение поставленной дидактической задачи. Организовать дистанционное учебное сотрудничество со стороны педагога означает больше, чем просто выдача заданий для совместной работы в сети. Педагогу необходимо продумать каждый шаг: для какой цели организуется работа, какой предполагаемый результат, по каким критериям будет происходить оценивание, в каком режиме будут взаимодействовать обучающиеся (синхронном или асинхронном), какая форма организации учебного сотрудничества позволит достигнуть оптимального результата. Учитель формирует небольшие группы с учетом особенностей обучающихся, их пожеланий и психологической совместимости. Чтобы быстро сформировать группу можно воспользоваться различными приемами, интернет-сервисами. Однако есть риск, что в одну группу попадут обучающиеся с достаточно высоким уровнем учебный успешности или обучающиеся с низкой учебной мотивацией, что негативно скажется на конечном результате.

Рекомендуется, чтобы в одной группе были обучающиеся с разным уровнем учебной успешности с целью оказания взаимопомощи и взаимообучения в ходе совместной деятельности. Обучающиеся, работая совместно, начинают осознавать свою ответственность за конечный результат. Понимают, что успех каждого способствует успеху всех остальных, а также группы в целом. Например, над выполнением одного задания работают три-четыре человека, это способствует более внимательному изучению предложенной темы. Такой подход к совместной деятельности позволяет учащимся реализовать свой интеллектуальный потенциал. Одним из эффективных путей организации дистанционного обучения представляется организация познавательной деятельности учащихся на основе предоставления каждому обучающемуся технологических карт - системы учебных, методических, инструктивных и контрольных «текстов», позволяющих организовать усвоение обучаемым требуемого теоретического содержания и методов решения типовых задач и, одновременно, осуществить саморегулируемую учебную деятельность (планирование, реализация, самоконтроль, самооценку, самокоррекция) [Голодок 2020].

Для решения поставленной дидактической задачи с использованием цифрового образовательного ресурса (ЦОР) предлагаем рассмотреть Coggle.it. Интеллект-карта (диаграмма связей) - аналитический инструмент визуализации информации, представленный в древовидной схеме, структурирующей учебную информацию [Джафарова 2020; Десятниченко 2020]. Интеллект-карта отражает взаимосвязь элементов, их иерархичность и последовательность. Педагог, планируя учебную деятельность на занятии, создает учебную ситуацию ориентируясь на выбранный цифровой инструментарий. Предлагает задания, выполнение которых предполагает включение ЦОР, а именно, Coggle.it для создания интеллект-карты. Решение

учебной задачи - это средство достижения целей учебной деятельности. Использование ЦОР Coggle.it даёт возможность обучающемуся приложить усилия для достижения образовательного результата. Использование ЦОР Coggle.it для создания интеллект-карт в учебном процессе максимально эффективно позволяет вовлечь обучающихся в успешное освоение темы. Работа по созданию интеллект-карты может быть организована как индивидуальная (например, занятие усвоения новых знаний в режиме онлайн-обучения), так и групповая (например, урок/занятие актуализации знаний и умений в смешанном обучении модель «Ротация станций»). Создание интеллект-карты - это не просто решение учебной задачи на том или ином этапе урока/занятия, это творческий процесс, при котором активируется «целостное» мышление, задействуется как логическое левое, так и творческое правое полушария мозга.

Таблица 1. Технология организации занятия с применением ЦОР Coggle.it

Название компонента Деятельность обучающего Деятельность обучающегося

Целевой - планирует урок/занятие в соответствии с технологической картой (табл. 2-6) и создает чек-лист урока/занятия; - проверяет функционирование ЦОР (обновления, доступ в сети и т.п.); - организует учебное сотрудничество в доступной оболочке, управляет учебной активностью участников образовательного процесса с помощью инструментов ЦОС (например СДО Moodle, Goggle Classroom или др.) - знакомится с учебным заданием; - заходит Goggle.it; - взаимодействует с участниками образовательного процесса через инструменты ЦОС

Структурно-содержательный - выбирает тип урока, форму организации учебной деятельности, создает чек-лист для обучающихся; - подбирает содержание в зависимости от типа урока; - размещает материал в выбранной ЦОС - заранее знакомится с чек-листом урока; - при необходимости выполняет подготовку к уроку; - анализирует представленный новый материал / проблемную ситуацию; -преобразовывает и фиксирует понятия для составления интеллект-карты; - создает интеллект-карту Google.it

Технологический - выбирает оболочку для организации учебного процесса; - создает ЦОС; - информирует обучающихся о предстоящем уроке/занятии; - информирует об использовании ЦОР Goggle.it - владеет навыком использования Goggle.it; - активно участвует в создании интеллект-карты

Результативно-диагностический - проектировать критерии оценивания и систему итогового оценивания; - акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся; - дает обратную связь; - обобщает и оценивает - рефлексирует и оценивает свой уровень успешности усвоения темы и выполненного задания

Прежде, чем предлагать обучающимся выполнять учебные задания с использование интеллект-карт, необходимо познакомить с приемами и способами создания интеллект-карты.

Интеллект-карта имеет три основные составляющие:

1. Центральный образ - ключевой вопрос урока, то главное, на чем сфокусирована цель урока.

2. Толстые основные ветви, отходящие от центрального изображения. Эти ветви представляют вопросы, относящиеся к предмету изучения. Каждая из ветвей должна иметь свой цвет. В свою очередь, основные ветви делятся на более мелкие второго и третьего уровня, которые представляют подтемы.

3. Единственное ключевое слово или изображение на каждой ветви.

Рис. 1. Интеллект-карта

Рис. 2. Интеллект-карта

Приведем примеры ученических работ обучающихся 4 «Б» класса ГУО «Средняя школа № 111 г. Минска» по предмету «Литературное чтение» [https://clck.ru/U2byC]. Данные примеры демонстрируют результат первичного усвоения знаний при проведении урока в смешанном обучении (модель «Перевернутого» класса»). Если рассмотреть подробно, то в данных примерах обучающиеся выполняли такие читательские действия, как извлечение информации. Это процесс выбора и предъявления конкретной информации, запрашиваемой в вопросе. Отвечая на вопросы после прочтения, необходимо извлечь информацию и связать существенные детали (время, место, обстоятельства действия, главных героев). В тексте, который был предложен для работы - связь прямая, буквальная - по совпадающим ключевым словам. Иногда бывает косвенная - синонимическая. Искомая информация, запрашиваемая в вопросах данной группы читательских действий, всегда содержится в тексте в достаточно явном виде. В формулировке вопроса также эксплицитно указано - что (какую именно информацию) требуется найти [Тихоновецкая 2019, 2020, 2021; Вьюн 2021].

Отметим, что ключевые (основополагающие) вопросы для составления интеллект-карт могут иметь разную степень определенности. Приведем пример предельно определённого вопроса: определить по тексту, в какое время или в каком месте нечто происходит (ветвь -событие; время). Более трудными будут вопросы, ответ на которые содержится в тексте в синонимическом (неявном виде) виде. Поиск такой информации требует навыков категоризации [Вьюн 2021]. Если вы используете модель «Ротацию станций» и организуете учебное сотрудничество, предполагая организацию групповой совместной работы над одной интеллект-картой, в этом случае у обучающихся кроме знаниевого компонента, формируются УУД, такие как умение сотрудничать, самостоятельно находить ответы на вопросы, путем логических рассуждений, чувствовать ответственность за поведение и действия себя и других, аргументировать свою точку зрения, выслушивать собеседника и вести диалог. В таблице 2 приведён пример совместной работы во время коллективного обсуждения и создания интеллект-карты.

Таблица 2. Совместная работа интеллект-карты в Coggle.it

Современная повесть-сказка Л. Бессон «Артур и минипуты» (глава из книги) Совместная интеллект-карта https://clck.ru/VRdhr

Коллективное обсуждение в группе сотрудничества https://clck.ru/VNawn

Такие виды работы позволяют активизировать творческую деятельность обучающихся, выработать активную жизненную позицию. Стоит помнить, что эффективность зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности через сотрудничество в цифровой образовательной среде, стать заинтересованным и интересным соучастником процесса создания интеллект-карты с одной стороны и деятельности обучающегося с другой стороны.

Заключение

Применение новых форм взаимодействия учит обучающихся входить в продуктивные состояния учебного потока. Позволяет лучше концентрироваться и решать сложные учебные и творческие задачи. При этом, организуя учебное сотрудничество в СДО, обучающиеся полностью включаются в созидательный процесс и не испытывают тревоги насчет возможного успеха или провала. Для педагога важно осознать, что работа в смешанном или гибридном формате не отождествляется с традиционным обучением. Чтобы занятия в цифровой образовательной среде проходили качественно, необходимо ставить перед обучающимися дидактические цели, обсуждать задачи, предлагать цифровые инструменты для создания электронного продукта, как результата учебной деятельности. Однозначно вопрос организации учебного сотрудничества в цифровой образовательной среде в условиях неопределенности остается открытым и актуальным.

Список литературы

1. Вайндорф-Сысоева М.Е. Дистанционное обучение в условиях пандемии: проблемы и пути их преодоления // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-4. С. 70-74.

2. Вайндорф-Сысоева М.Е. Методика дистанционного обучения: учебное пособие для вузов [Электронный ресурс] // Высшее образование / Под общ. ред. М.Е. Вайндорф-Сысоевой. М.: Юрайт, 2020а. 194 с. URL: https://urait.ru/bcode/450836 (дата обращения: 21.11.2020).

3. Вьюн Н.Д. «Обратный текст» - интегративная стратегия работы с текстом в условиях смешанного обучения [Электронный ресурс] // Интеграция науки, технологии и образования: ИНТО - 2021: материалы VI межрегиональной конференции молодых исследователей с международным участием, г. Москва, 14 апреля 2021 г. / Под общ. ред. Е.А. Вахтоминой. М.: Изд-во «Московский педагогический государственный университет», 2021. 222 с.

4. Вьюн Н.Д. Электронно-образовательные ресурсы: будущее? Настоящее! // Виртуальная реальность современного образования: идеи, результаты, оценки: альманах: материалы Международной науч.-практ. интернет-конференции «Виртуальная реальность современного образования. VRME 2020» (Москва, 12-16 октября 2020 г.) / Под общ. ред. М. Е. Вайндорф-Сысоевой. Московский педагогический государственный университет. Кемерово: ГБУ ДПО «КРИРПО», 2021а.

5. Голодок Д.А., Алексеева В.М. Преимущество дистанционного обучения // Вестник науки и образования. 2020. № 9 (87). Часть 1. 54 с.

6. Джафарова А. Особенности использования программного обеспечения Coggle для создания интеллект-карт как эффективного способа визуализации информации на примере материала по русскому языку // Методист. 2020. № 1. С. 6-9.

7. Десятниченко Н.В. Использование технологии интеллект-карт при обучении математике // Электронный научный журнал. 2020. № 4 (33). С. 7-11. URL http://co2b.ru/uploads/enj.2020.04.pdf (дата обращения: 12.12.2021).

8. Новоселова Д.В., Новоселов Д.В. Дистанционное обучение в условиях пандемии // Вестник науки и образования. 2020. № 3 (11). С. 35-39.

9. Остапенко А.С. Гибридное обучение: новое возможности при обучении иностранного языка // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. 2017. № 1 (Т. 3). С. 270-279.

10. Тихоновецкая И.П. Дистанционное обучение школьников во время карантина // Пачатковае навучанне: сям'я, дзщячы сад, школа. Сер. «У дапамогу педагогу»: навукова-метадычны часошс. 2020. № 10. С. 1-8. Прил. к журналу: Университет педагогического мастерства.

11. Тихоновецкая И.П. Организация учебного сотрудничества в цифровой образовательной среде // Интеграция науки, технологии и образования: ИНТО-2021: Материалы VI межрегиональной конференции молодых исследователей с международным участием, Москва, 14 апреля 2021 года / под общ. ред. Е.А. Вахтоминой. М.: Изд-во «Московский педагогический государственный университет», 2021. С. 33-36.

12. Тихоновецкая И.П. Формирование цифровых навыков младших школьников в учебном процессе // Цифровая трансформация образования «DTE-2019»: сб. мат. 2-й Межд. науч.-практ. конф., Минск, 27 марта 2019 г. / Отв. ред. А.Б. Бельский. Минск: ГИАЦ Минобразования, 2019. С.310-313.

13. Тихоновецкая И.П. Формирование читательской грамотности у младших школьников с использованием ИКТ // Пачатковае навучанне: сям'я, дзiцячы сад, школа. Сер. «У дапамогу педагогу»: навукова-метадычны часошс. 2021а. № 4. С. 1-16. Прил. к журналу: Университет педагогического мастерства.

References

1. Vaindorf-Sysoeva M.E. Distantsionnoe obuchenie v usloviyakh pandemii: problemy i puti ikh preodoleniya [Distance Learning in a Pandemic: Problems and Ways to Overcome Them]. Problemy sovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya, 2020, no. 67-4, pp. 70-74. (In Russ.).

2. Vaindorf-Sysoeva M.E. Metodika distantsionnogo obucheniya: uchebnoe posobie dlya vuzov [Distance Learning Methods: Textbook for Universities]. Vysshee obrazovani, Moscov, Yurait, 2020a, 194 p. (In Russ.). Available at: https://urait.ru/bcode/450836 (accessed: 21.11.2020).

3. V'yun N.D. «Obratnyi tekst» - integrativnaya strategiya raboty s tekstom v usloviyakh smeshannogo obucheniya ["Reverse Text" - an integrative strategy for working with text in a blended learning setting]. Integratsiya nauki, tekhnologii i obrazovaniya: INTO - 2021: materialy VI mezhregional'noi konferentsii

molodykh issledovatelei s mezhdunarodnym uchastiem, Izd-vo «Moskovskii pedagogicheskii gosudarstvennyi universitet», 2021, 222 p. (In Russ.).

4. V'yun N.D. Elektronno-obrazovatel'nye resursy: budushchee? Nastoyashchee! [Electronic educational resources: the future? The present!]. Virtual'naya real'nost' sovremennogo obrazovaniya: idei, rezul'taty, otsenki: al'manakh: materialy Mezhdunarodnoi nauch.-prakt. internet-konferentsii «Virtual'naya real'nost' sovremennogo obrazovaniya. VRME 2020», Moskovskii pedagogicheskii gosudarstvennyi universitet, Kemerovo, GBU DPO «KRIRPO», 2021a. (In Russ.).

5. Golodok D.A., Alekseeva V.M. Preimushchestvo distantsionnogo obucheniya [The advantage of distance learning]. Vestniknauki i obrazovaniya, 2020, no. 9 (87), part 1, 54 p. (In Russ.).

6. Dzhafarova A. Osobennosti ispol'zovaniya programmnogo obespecheniya Coggle dlya sozdaniya intellekt-kart kak effektivnogo sposoba vizualizatsii informatsii na primere materiala po russkomu yazyku [Features of using Coggle software to create mind maps as an effective way to visualize information on the example of material on the Russian language]. Metodist, 2020, no. 1, pp. 6-9. (In Russ.).

7. Desyatnichenko N.V. Ispol'zovanie tekhnologii intellekt-kart pri obuchenii matematike [The use of mind map technology in teaching mathematics]. Elektronnyi nauchnyi zhurnal, 2020, no. 4 (33), pp. 7-11. (In Russ.). Available at: http://co2b.ru/uploads/enj.2020.04.pdf (accessed: 12.12.2021).

8. Novoselova D.V., Novoselov D.V. Distantsionnoe obuchenie v usloviyakh pandemii [Distance learning in a pandemic]. Vestnik nauki i obrazovaniya, 2020, no. 3 (11), pp. 35-39. (In Russ.).

9. Ostapenko A.S. Gibridnoe obuchenie: novoe vozmozhnosti pri obuchenii inostrannogo yazyka [Hybrid learning: new opportunities in teaching a foreign language]. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya, 2017, no. 1 (vol. 3), pp. 270-279. (In Russ.).

10. Tikhonovetskaya I.P. Distantsionnoe obuchenie shkol'nikov vo vremya karantina [Distance learning for schoolchildren during quarantine]. Pachatkovae navuchanne: syam'ya, dzitsyachy sad, shkola. Ser. «Udapamogupedagogu»: navukova-metadychny chasopis, 2020, no. 10, pp.1-8. (In Russ.).

11. Tikhonovetskaya I.P. Organizatsiya uchebnogo sotrudnichestva v tsifrovoi obrazovatel'noi srede [Organization of educational cooperation in the digital educational environment]. Integratsiya nauki, tekhnologii i obrazovaniya: INT0-2021: Materialy VI mezhregional'noi konferentsii molodykh issledovatelei s mezhdunarodnym uchastiem, Moscov, Izd-vo «Moskovskii pedagogicheskii gosudarstvennyi universitet», 2021, pp. 33-36. (In Russ.).

12. Tikhonovetskaya I.P. Formirovanie tsifrovykh navykov mladshikh shkol'nikov v uchebnom protsesse [Formation of digital skills of younger students in the educational process]. Tsifrovaya transformatsiya obrazovaniya «DTE-2019»: sb. mat. 2-i Mezhd. nauch.-prakt. konf., Minsk, GIATs Minobrazovaniya, 2019, pp. 310-313. (In Russ.).

13. Tikhonovetskaya I.P. Formirovanie chitatel'skoi gramotnosti u mladshikh shkol'nikov s ispol'zovaniem IKT [Formation of reading literacy among junior schoolchildren using ICT]. Pachatkovae navuchanne: syam'ya, dzitsyachy sad, shkola. Ser. «U dapamogu pedagogu»: navukova-metadychny chasopis, 2021a, no. 4, pp. 1-16. (In Russ.).

Информация об авторах

И.П. Тихоновецкая - учитель-методист, ГУО «Средняя школа № 111 г. Минска», магистрант, Московский государственный педагогический университет;

М.Е. Вайндорф-Сысоева - доктор педагогических наук, профессор, Московский государственный педагогический университет.

Information about the authors I.P. Tikhonovetskaya - Teacher-methodologist of the State Educational Institution «Secondary School No. 111 of Minsk», Master's Student, Moscow State Pedagogical University;

M.E. Weindorf-Sysoeva - Grand Ph.D. (Education), Professor, Moscow State Pedagogical University.

Статья поступила в редакцию 11.01.2022; одобрена после рецензирования 20.01.2022; принята к публикации 29.01.2022.

The article was submitted 11.01.2022; approved after reviewing 20.01.2022; accepted for publication 29.01.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.